СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Школьный музей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании. Министерство просвещения России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятнико-охранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Школьный музей"»

Пояснительная записка


В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

Дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.

Министерство просвещения России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного,

патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятнико-охранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных

учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами,

отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их

вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи
  1. образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;

  2. развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;

  3. воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.


Концепция дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм,

которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной технологии — музейной

педагогики.


Музейная педагогика дает возможность:


  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

  • сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;


  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;


  • попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

  • объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;


-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и

внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Практическая культурно-образовательная деятельность музея


В музее осуществляется процесс передачи культурных значений и

смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея:

Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками,

писателями и поэтами, ветеранами , знаменитыми земляками.

Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть).


По основной направленности программа является туристско-краеведческой. Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в

широком спектре жизненных ситуаций.

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.


Направления деятельности:
  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса к общению с

музейными ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.


Формы организации работы с музейной аудиторией:
  • лекции;

  • экскурсии;

  • консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • киносеансы;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет – технологий;

  • создание видеопрезентаций;

  • посещение школьных музеев и музеев района и области;

  • оформление выставок, обновление экспозиций;

  • встречи с участниками военных событий.

Прогнозируемые результаты:
  1. В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории пос. Южный, Большеглушицкого района, г. Самара и Самарской области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и

фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

  1. В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими родное село и район , достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

  2. В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих

умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих

способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Обеспечение программы:


Методическое обеспечение

Все формы, методы, средства и приемы по данной программе способствуют

социализации ребенка, развитию психофизиологических особенностей детей за

период обучения. Оказывают содействие в развитии навыков решения проблемных

задач, самостоятельного поиска знаний и обретение опыта их использования в

повседневной жизни.

Для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач программы в

работе с детьми используются различные методы организации образовательного

процесса, а также разнообразные формы занятий.

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,

мотивация и др.


Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СанПиН, СЭС и пожарной инспекции.

Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.


Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»



№ п/п

Тема занятий

Теоретические занятия


(кол-во часов)

Практические занятия


(кол-во часов)

Всего

1.

Введение

1


1

2.

Наследие в школьном музее

1

1

2

3.

Функции школьного музея

2


2

4.

Родной край в истории государства российского

1

3

4

5.

Организация школьного музея


2

2

6.

Моя семья и родной край

1

2

3

7.

Комплектование фондов школьного музея

1


1

8.

Наша школа в истории района

1

3

4

9.

Социально-

экономическая история района

2


2

10.

Фонды школьного музея

1

1

2

11.

Учёт и описание

музейных предметов


1

1

12.

Военная слава земляков

1

3

4

13.

Наше природное наследие

1

1

2

14.

Экскурсионная работа в школьном музее


4

4

Итого:

13

21

34



Содержание программы «Школьный музей»


Тема 1. Введение (1 час)

Что такое краеведение. Цели, задачи, участники музейного движения. Программа работы школьного музея.

Тема 2. Наследие в школьном музее (2 часа )

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Тема 3. Функции школьного музея (2 часа)

Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.



Тема 4. Родной край в истории государства российского (4 часа)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Древняя стоянка людей.

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Тема 5. Организация школьного музея (2 часа)

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Тема 6. Моя семья и родной край (3 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.

Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (1 час)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно- краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов

музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.

Тема 8. Наша школа в истории района (4 часа)

Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории района, области. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, областных архивах.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись

воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 9. Социально-экономическая история района (2 часа)

Основные этапы социального и экономического развития района.

Особенное и уникальное в истории района. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории района с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Население района - главное его богатство. Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории района. Выявление объектов музейно- экономической истории района . Выявление объектов музейно-краеведческих исследований

Тема 10. Фонды школьного музея (2 часа)

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно- вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно- влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных

предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Тема 11. Учет и описание музейных предметов (1 час)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Тема 12. Военная слава земляков (4 часа)

Военные традиции земляков. Земляки – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы ВОВ. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Уход за

воинскими захоронениями.

Тема 13. Наше природное наследие (2 часа)

Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация.

Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.

Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.


Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать

исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами

изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы

связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и

обществоведения.















Список литературы и электронных ресурсов


  1. В помощь активистам музея образовательной организации/ авт.-сост. А. П. Анчиков. – ООО «Педагогические технологии –НН», 2014

  2. В. П. Ососков, В. Т. Ковтун. «Основы ветеранской работы». Учебно-методическое пособие. Москва, «Эко-Пресс», 2013.

  3. «Поисковое движение России», Сборник нормативных актов и документов по поисковой работе. Составитель Н.И. Некрасова; отв. за выпуск О.С. Кныш. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014.

  4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.

  5. Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4, 2007 год.

  6. Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985.

  7. Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО, 1989.

  8. Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006.

  9. Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005.

  10. ''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г.

  11. В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58.

  12. Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год.
























Приложение


Перечень мероприятий и работ по реализации программы

«Школьный музей»

1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в районе


1. Разработка и утверждение плана

Сентябрь

Руководитель музея

2. Разработка и утверждение плана работы Совета музея

Сентябрь

Руководитель музея

2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности

1. Знакомство с методическими рекомендациями по учетно -

хранительской деятельности музея

Ноябрь

Учащиеся

3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев

1. Размещение на сайте школы информации о проведенных мероприятиях.

В течение периода действия программы

Руководитель музея

2.Оформление экспозиций музея после ремонта помещения

В течение года

Руководитель музея, учащиеся, посещающие краеведческий кружок

4. Районные мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев

1.Областной конкурс «Самарская мозаика»

Ноябрь- декабрь

Учащиеся

  1. Конкурс «Парад Памяти»

  2. Конкурс – выставка рисунков:

    • С днем пожилого человека и Днем учителя

    • С Днем защитника Отечества

    • С Днем Победы

Ноябрь- апрель



Октябрь- май

Учащиеся



Учащиеся

4. Участие в региональных, областных , всероссийских конкурсах по направлению

В течение периода действия программы

Учащиеся