Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.
Министерство просвещения России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного,
патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятнико-охранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных
учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами,
отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их
вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи
образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Концепция дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм,
которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной технологии — музейной
педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и
внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Практическая культурно-образовательная деятельность музея
В музее осуществляется процесс передачи культурных значений и
смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея:
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками,
писателями и поэтами, ветеранами , знаменитыми земляками.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть).
По основной направленности программа является туристско-краеведческой. Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в
широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Направления деятельности:
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса к общению с
музейными ценностями.
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
лекции;
экскурсии;
консультации;
литературные и исторические гостиные;
киносеансы;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение школьных музеев и музеев района и области;
оформление выставок, обновление экспозиций;
встречи с участниками военных событий.
Прогнозируемые результаты:
В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории пос. Южный, Большеглушицкого района, г. Самара и Самарской области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и
фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими родное село и район , достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих
умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих
способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Обеспечение программы:
Методическое обеспечение
Все формы, методы, средства и приемы по данной программе способствуют
социализации ребенка, развитию психофизиологических особенностей детей за
период обучения. Оказывают содействие в развитии навыков решения проблемных
задач, самостоятельного поиска знаний и обретение опыта их использования в
повседневной жизни.
Для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач программы в
работе с детьми используются различные методы организации образовательного
процесса, а также разнообразные формы занятий.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо иметь определенную материально-техническую базу. Это, прежде всего, помещение-музей, отвечающее требованиям СанПиН, СЭС и пожарной инспекции.
Помещение музея обеспечивает не только хранение и демонстрацию материалов, но имеет возможность проводить экскурсии, выставки, встречи, музейные уроки, интегративные мероприятия с использованием презентаций.
Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»
№ п/п | Тема занятий | Теоретические занятия (кол-во часов) | Практические занятия (кол-во часов) | Всего |
1. | Введение | 1 | | 1 |
2. | Наследие в школьном музее | 1 | 1 | 2 |
3. | Функции школьного музея | 2 | | 2 |
4. | Родной край в истории государства российского | 1 | 3 | 4 |
5. | Организация школьного музея | | 2 | 2 |
6. | Моя семья и родной край | 1 | 2 | 3 |
7. | Комплектование фондов школьного музея | 1 | | 1 |
8. | Наша школа в истории района | 1 | 3 | 4 |
9. | Социально- экономическая история района | 2 | | 2 |
10. | Фонды школьного музея | 1 | 1 | 2 |
11. | Учёт и описание музейных предметов | | 1 | 1 |
12. | Военная слава земляков | 1 | 3 | 4 |
13. | Наше природное наследие | 1 | 1 | 2 |
14. | Экскурсионная работа в школьном музее | | 4 | 4 |
Итого: | 13 | 21 | 34 |
Содержание программы «Школьный музей»
Тема 1. Введение (1 час)
Что такое краеведение. Цели, задачи, участники музейного движения. Программа работы школьного музея.
Тема 2. Наследие в школьном музее (2 часа )
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Тема 3. Функции школьного музея (2 часа)
Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Тема 4. Родной край в истории государства российского (4 часа)
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Древняя стоянка людей.
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Тема 5. Организация школьного музея (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Тема 6. Моя семья и родной край (3 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (1 час)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно- краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов
музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.
Тема 8. Наша школа в истории района (4 часа)
Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории района, области. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, областных архивах.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись
воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Тема 9. Социально-экономическая история района (2 часа)
Основные этапы социального и экономического развития района.
Особенное и уникальное в истории района. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории района с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Население района - главное его богатство. Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории района. Выявление объектов музейно- экономической истории района . Выявление объектов музейно-краеведческих исследований
Тема 10. Фонды школьного музея (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно- вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно- влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных
предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Тема 11. Учет и описание музейных предметов (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Тема 12. Военная слава земляков (4 часа)
Военные традиции земляков. Земляки – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы ВОВ. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Уход за
воинскими захоронениями.
Тема 13. Наше природное наследие (2 часа)
Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация.
Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часов)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать
исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами
изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы
связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и
обществоведения.
Список литературы и электронных ресурсов
В помощь активистам музея образовательной организации/ авт.-сост. А. П. Анчиков. – ООО «Педагогические технологии –НН», 2014
В. П. Ососков, В. Т. Ковтун. «Основы ветеранской работы». Учебно-методическое пособие. Москва, «Эко-Пресс», 2013.
«Поисковое движение России», Сборник нормативных актов и документов по поисковой работе. Составитель Н.И. Некрасова; отв. за выпуск О.С. Кныш. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014.
Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.
Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4, 2007 год.
Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985.
Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО, 1989.
Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006.
Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005.
''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г.
В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58.
Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год.
Приложение
Перечень мероприятий и работ по реализации программы
«Школьный музей»
1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в районе |
1. Разработка и утверждение плана | Сентябрь | Руководитель музея |
2. Разработка и утверждение плана работы Совета музея | Сентябрь | Руководитель музея |
2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности |
1. Знакомство с методическими рекомендациями по учетно - хранительской деятельности музея | Ноябрь | Учащиеся |
3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев |
1. Размещение на сайте школы информации о проведенных мероприятиях. | В течение периода действия программы | Руководитель музея |
2.Оформление экспозиций музея после ремонта помещения | В течение года | Руководитель музея, учащиеся, посещающие краеведческий кружок |
4. Районные мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев |
1.Областной конкурс «Самарская мозаика» | Ноябрь- декабрь | Учащиеся |
Конкурс «Парад Памяти» Конкурс – выставка рисунков: С днем пожилого человека и Днем учителя С Днем защитника Отечества С Днем Победы | Ноябрь- апрель Октябрь- май | Учащиеся Учащиеся |
4. Участие в региональных, областных , всероссийских конкурсах по направлению | В течение периода действия программы | Учащиеся |