СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа По художественно-эстетическому развитию «Чудеса из красок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с разными спосабами рисования.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа По художественно-эстетическому развитию «Чудеса из красок»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Солнышко»

Рассмотрено: Утверждаю:

на педагогическом совете Заведующий МБДОУ

Протокол № от . .2022г. Детского сада № 2 «Солнышко»

____________ Чустеева А.Н.

Приказ № __ от ____. 2022г








Дополнительная общеобразовательная программа

По художественно-эстетическому развитию

«Чудеса из красок»



Возраст детей: 3-4 года.

Срок реализации: 1 год



Составил воспитатель:М.А.Феськова































с. Шира, 2022г.

Содержание:

1.Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Планируемые результаты освоения программы

2.Содержательный раздел

2.1 Особенности образовательного процесса.

2.2 Учебно-тематический план.

2.3. Календарно тематический план.

2.4 Организационно-педагогические условия.

3.Список методической литературы.

4.Приложение.















































1.Целевой раздел:

Пояснительная записка

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса -развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 3-=4 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

Актуальность и целесообразность.

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Основные задачи:

  • Развить и укрепить мелкую моторику рук.

  • Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

  • Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.

  • Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.

  • Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.



1.3. Планируемые результаты освоения программы

Дети будут знать:

  • о разнообразии техник нетрадиционного рисования

  • о свойствах и качествах различных материалов;

  • о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  • планировать свою работу;

  • договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

  • анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

  • создавать индивидуальные работы;

  • аккуратно и экономно использовать материалы.

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

  • самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

В программе «Нетрадиционное рисование» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).

 

2.Содержательный раздел:

Особенности образовательного процесса.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Основная форма организации работы - игровая, так как именно эта деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и, именно, в игре развиваются творческие способности ребенка.
При реализации данной рабочей программы применяются различные приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка.

  • Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

  • наглядные

  • практические

  • игровые

Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.





Участники программы:

  • Воспитатель

  • Дети, посещающие группу в возрасте 3-4 лет

Программа реализуется в группе младшего возраста (3-4лет).

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Программа реализуется через организацию изобразительной деятельности в течение дня.

Сроки реализации кружковой программы:

Программа кружка «Чудеса из красок» предназначена для детей возраста (3-4 лет) и рассчитана на 1 год обучения.

Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Чудеса из красок», проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.

Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 15-20 минут.

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • динамика в развитии тонкомоторных навыков;

  • знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

  • получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;

  • появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;

  • обогащение словарного запаса детей.



2.2. Учебно- тематический план.



Наименование раздела и темы

Количество

Вступительная беседа

Выполнение задания

Заключительная часть

Октябрь

(Рисование пальчиками)

2-3 минуты

10 минут

2-3 минуты

Ноябрь

(Рисование пальчиками)

2-3 минуты

10 минут

2-3 минуты

Декабрь

(Рисование ватными палочками)

2-3 минуты

10 минут

2-3 минуты

Январь

(Рисование поролоновым тычком)

2-3 минуты

10 минут

2-3 минуты

Февраль

(Рисование поролоновым тычком)

2-3 минуты

10 минут

2-3 минуты

Март

(Рисование ладошками, ватными палочками, поролоном)

2-3 минуты

10 минут

2-3 минуты

Апрель

(Печатание картонными втулками)

2-3 минуты

10 минут

2-3 минуты

Май

(Рисование восковыми мелками)

2-3 минуты

10 минут

2-3 минуты



2.3.Календарно-тематическое планирование (в каждой недели прописано по одному занятию)

Время

проведения

Тема занятия

Задачи

Материалы

Октябрь (рисование пальчиками)

«Цветные пальчики»

Познакомить детей с техникой рисования пальчиками; учить опускать пальчик в краску, и наносить отпечаток на бумагу; учить пользоваться салфеткой.

½ белого листа , гуашь, салфетки

«Падают, падают листья»

Учить рисовать пальчиками — окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки, вызвать интерес к созданию осенней композиции «листопад», развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику.

Вырезанные листочки из белого листа, краски (жёлтая, зелёная, красная) в плоских ёмкостях, салфетки.

«Весёлые мухоморы»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность шляпки мухомора.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы или листы с изображением мухоморов; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов

«Дождик, дождик пуще…»

Закрепить умение рисовать пальчиками плотно прижимая подушечку пальца; закрепить знания и представления о цвете (синий).

Бумага с изображением тучки, гуашь пальчиковая, емкость с водой, салфетки

Ноябрь(рисование пальчиками)

«Веточка рябины (коллективная работа)»

Создание коллективной композиции. Учить рисовать на ветке ягодки. Развивать творческие способности через рисование пальчиками. Закрепить знания и представления о цвете (красный).

Лист формата А3 с наклеенными сухими листьями рябины, гуашь красного цвета

«Яблочки на дереве»

Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Бумага с изображением дерева, гуашь пальчиковая, емкость с водой, салфетки

«Моё солнышко»

Продолжать учить рисовать пальчиками, окунать пальчики в краску и проводить прямые линии. Вызвать интерес к созданию рисунка.

Бумага с наклеенным кружочком желтого цвета. Гуашь желтая.

«Мячик для котенка»

Учить рисовать пальчиками предметы округлой формы по спирали. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развитие мелкой моторики.

Бумага формата А5, гуашь различного цвета, салфетки.

Декабрь (рисование ватными палочками, ладошками)

«Снег идет»

Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования- ватными палочками; научить правильно держать ватную палочку- вертикально; закрепить знания и представления о цвете (белый).

Бумага темных оттенков, белая гуашь.

«Украсим варежку»

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами. Закреплять положение пальцев, удерживающих ватную палочку. Освоение способа рисования ватной палочкой – рисование вертикальных и горизонтальных линий., точек.

Вырезанные из белой бумаги изображения варежек, гуашь.

«Новогодняя елочка (коллективная).»

Познакомить детей с новой техникой рисования (ладошками), учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге. Развивать координацию движений

Белая бумага, гуашь зеленая.

«Украсим ёлочку»

Создать у детей радостное настроение, «зажечь» на ветках ёлки огоньки, продолжать учить рисовать пальчиками и ватными палочками огоньки, фонарики, используя яркие краски, развивать мелкую моторику.

Трафареты ёлочек, гуашь разных цветов, салфетки.

Январь (рисование поролоновым тычком)

«Снежная крепость»

Познакомить детей с новой техникой рисования - поролоновым тычком, учить делать оттиск, нажимая тычком на лист бумаги, рисовать в определенном месте. Развитие мелкой моторики. Развитие интереса к рисованию.

Бумага с изображением крепости, гуашь белая

«Колеса для паровоза (машины)»

Продолжать учить детей рисовать поролоном. Учить ставить оттиск в определенном месте. Развитие мелкой моторики.

Листы с изображением поезда (машины) без колес, гуашь черная.

«Мыльные пузыри»

Создать у детей радостное настроение. Продолжать учить детей рисовать поролоном, видеть границы листа.

Бумага, гуашь различных цветов, мыльные пузыри.

Февраль (рисование поролоновым тычком)

«Спрячем мишку.»

Воспитание доброжелательного отношения к животным. Развитие умения покрывать краской всю необходимую поверхность при помощи поролонового тычка.

Листы с изображением спящего мишки, гуашь белая

«Красивый сервиз (Коллективная работа)»

Создание коллективной композиции. Продолжать учить детей украшать простые по форме предметы, используя технику печатания, учить наносить узор равномерно по всей поверхности предмета.

Вырезанные из белой бумаги изображения чашечек и чайника, тонированный лист формата А3, гуашь различных цветов.

«Галстук для папы»

Развитие мелкой моторики. умения украшать предмет, видеть границы рисунка. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать подарок папе (дедушке, брату).

Вырезанные изображения галстуков, гуашь различных

цветов

«Яркая гусеница»

Закрепить навык рисования поролоном. Развивать интерес к рисованию

Листы, тонированные в зеленый цвет, гуашь красного, желтого, синего цвета.

Март (Рисование ладошками, ватными палочками, поролоном)

«Цветы для мамочки.»

Повторять способ рисования ладошками. Продолжать учить оставлять отпечаток, опираясь всей ладошкой. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

Листы с изображением цветов в горшках, гуашь различных цветов, салфетки, тарелочки.

«Букет для любимой мамочки»

Закрепить способ рисования ватными палочками. Учить видеть границы рисунка, контролировать силу нажима. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет.

Изображение букета, ватные палочки, сложенные в форме цветочка, гуашь различных цветов.

«Варенье для Кати»

Закреплять умение рисовать поролоном. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Вырезанные из белой бумаги силуэты банок, гуашь красная.

«Красивые бусы.»

Закрепить умение равномерно наносить точки оттиском поролона - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

Лист бумаги с изображенной ниткой, гуашь различных цветов.

Апрель (печатание картонными втулками)

«Зеленые листочки»

Познакомить с новой техникой рисования. Учить детей делать оттиск сложенным в форме листа картонными втулками. Развитие силы нажима. Закрепить знания и представления о цвете

Листы с изображением дерева, картонные рулончики, сложенные в форме листочков.

«Красивые цветы (коллективная работа)»

Создание коллективной композиции. Продолжать учить детей рисовать картонными втулками, регулировать силу нажима. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам.

Тонированный лист формата А3, картонные втулки, сложенные в форме листа и в форме цветка (по спирали), гуашь красного, желтого, зеленого цвета.

«Желтые одуванчики»

Продолжать учить детей рисовать картонными втулками, регулировать силу нажима. Развивать точность движений, аккуратность.

Тонированные в зеленый цвет листы бумаги, желтая гуашь. Картонные втулки, надрезанные по краям.

«Маму очень я люблю, ей сердечко подарю.»

Продолжать учить детей рисовать картонными втулками, регулировать силу нажима. Развивать точность движений, аккуратность. Воспитывать положительные эмоции от работы, желание порадовать маму.

Картонные втулки, сложенные в форме сердечка, красная гуашь, листы белой бумаги.

Май (рисование восковыми мелками)

«Колючки для ежика.»

Познакомить детей со способом рисования мелками, научить технике пользования мелками. Учить проводить мелками прямые линии.

Листы с изображением ежика без колючек. Восковые мелки коричневого или черного цвета.

«Полоски для зебры.»

Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками, проводить прямые линии, правильно держать мелок.

Листы с изображением зебры без полосок, восковые мелки черного цвета.

«Травушка муравушка»

Учить детей правильно держать восковые мелки, регулировать силу нажима.

Листы бумаги, зеленые восковые мелки.

«Божьи коровки на лужайке (итоговая коллективная работа)»

Создание коллективной композиции. Закрепить умение рисовать различными нетрадиционными способами. Развитие мелкой моторики, аккуратности, закрепить знания основных цветов.

Лист бумаги формата А3, силуэты божьих коровок, ватные палочки, восковые мелки, гуашь, поролоновые тычки



2.4. Организационно- педагогические условия.

В педагогике младшего возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.

Форма занятий – игровая.

Приемы и методы.

Игровые: использование игр и игровых персонажей.

Наглядные методы: показ способа выполнения рисования

Словесные: объяснение, беседа, использование художественной литературы (стихи, загадки).

Практические: выполнение заданий

Дидактический материал:

Помещение для занятий: групповая комната.

Уголок художественного творчества в группе;

Технические средства: мультимедийные презентации, аудио материал.

Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча;

ватные палочки; поролоновые печатки; салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти листы бумаги.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации; дидактические игры.


Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.























































































3.Список используемой литературы.

1. И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».-М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»2009.-144 с.



 2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2006.-128с.



3.Никологородская О.А.Волшебные краски: Книга для детей и родителей -М.: АСТ-ПРЕСС,1997.-96с.



4.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml



5.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

7.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.

9.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.



































































Приложение 1.

1.«Обувной магазин».

Задачи:

- продолжать знакомить с цветовыми эталонами;

- развивать способности различать до 2-ух оттенков цвета;

- ввести в активный словарь на основе цветового восприятия слова, обозначающие оттенки: «светло-…ный», «тёмно-…ный»;

Материалы: карточки с изображением одного сапога (светло-зелёный, тёмно-зелёный, светло-синий, тёмно-синий, светло-жёлтый, тёмно-жёлтый, светло-красный, тёмно-красный). Отдельно к каждой карточке сапог из картона соответствующего цвета.

Игровые правила: найти по цвету вторую пару каждому сапогу и выложить на карточку, чтобы получилась пара одинаковых сапог.

Ход:

- Кто-то в магазине перепутал все сапоги. Помоги продавцу правильно разложить сапоги.

- Подбирай их по цвету, называй какого цвета сапоги. Есть сапоги очень похожие по цвету – надо назвать их правильно, точно.

 

 2.«Какой хвост у петушка?»

Задачи:

- закреплять знания детей о цветах спектра и порядке их расположения;

- развивать цветовое восприятие детей: видеть цветосочетание;

- развивать мелкую моторику рук при работе с мелким раздаточным материалом; 

Материалы: 2-е карточки с изображением петушка без хвоста, 2-а набора полосок из картона в форме полумесяца всех цветов спектра.

Игровые правила: выложить из полосок хвост петушка, расположив цвета по порядку как в радуге.

Ход:

- Посмотри, петушок потерял свой хвостик, и теперь он грустный. Надо ему помочь. Давай сделаем ему хвост вот из этих разноцветных пёрышек. Чтобы хвост был красивым надо выкладывать перышки, подбирая их по цвету как у радуги (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый). Посмотри, как сочетаются цвета.

- Теперь ты выкладывай и рассказывай, как делаешь. Проверь, всё ли ты сделал правильно, нет ли ошибок.

3.«Гусенички».

Задачи: упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги  теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход: 

Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

4. «Осенние ветки».

Задачи:

- учить детей соединять представление о цвете с представлениями, о реальных объектах;

- развивать цветовое восприятие: дифференцировать цвета (красный, оранжевый, жёлтый);

- упражнять детей в воссоздании зрительного образа в цвете, опираясь на контурные изображения листьев;

Материалы: карточки с изображением ветки и контурным изображением листьев, листья из картона красного, оранжевого, жёлтого цветов по 3 штуки каждого цвета.

Игровые правилавыложить листья заданного цвета на карточку, на их контурное изображение.

Ход:

- Наступила осень. Летом все листья на деревьях были зелёного цвета, а осенью они меняют свой цвет.

- Вот мы увидели дерево, на ветках которого все листья жёлтые. (Дети выкладывают на карточку только жёлтые листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)

- Чуть подальше стоит дерево с оранжевыми листьями. (Дети выкладывают на карточку только оранжевые листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)

 - А рядом дерево с красными листьями. (Дети выкладывают на карточку только красные листья, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы.)

- Самое нарядное дерево с разноцветными листьями. Выложите листочки все разного цвета (жёлтый, оранжевый, красный).

- Одну веточку мы сорвали, чтобы украсить группу. Самостоятельно придумайте, какие листочки будут на ветке. (Дети выкладывают и рассказывают о своём выборе.)

 

5.«Ягоды поспели».

Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?