МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
оказывающее социальные услуги, «Топчихинский центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей»
Принято | УТВЕРЖДЕНО |
На педагогическом совете протокол № от 201 года | Директор КГБУ «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Колоскова М. М. Приказ от |
| |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Компьютерная грамотность» структурного подразделения технической направленности
на 2018-2019 учебный год
Руководитель:
Чекунов Алексей Юрьевич
с. Топчиха
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………….3
Учебно-тематический план ………………………………………………..6
Содержание программы ……………………………………………………9
Методическое обеспечение и условия реализации программы ………..15
Список литературы …………………………………………………….….17
Приложение …………………………………………………………..…….18
Пояснительная записка
Современное образование призвано готовить человека к взрослой жизни, поэтому рассмотрим, что есть информатика в современном информационном обществе. В развитых странах подавляющее большинство людей имеет дело в быту или на производстве с информацией и компьютером, как средством обработки и хранения информации. Ясно, что современный ребенок должен уметь взаимодействовать с компьютером хотя бы на пользовательском, бытовом уровне, такие навыки необходимы сейчас не меньше, чем умение читать, писать и считать. Освоение компьютера на таком уровне не является предметом информатики, так же как умение обращаться с телевизором не предполагает знание радиотехники. К сожалению, в большинстве образовательных учреждений преподавание информатики сводится всего лишь к получению пользовательских навыков работы с компьютером. Поэтому возникает необходимость осветить вопросы взаимодействия с компьютером посредством курса технологии.
Программа «Компьютерная грамотность» имеет интеллектуально – техническую направленность и реализуется по двум разделам: программа «Компик.ру» интеллектуальной направленности предназначена для развития творческой активности детей, обеспечивает развитие познавательных интересов в обучении и составляет основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ребенка; прграмма «IT-мастерская» технической направленности предназначена для того, чтобы помочь разобраться во всем многообразии компьютерных комплектующих и подобрать совместимые друг с другом компоненты. Программа является модифицированной, при разработке использовано методическое пособие Кравацкий Ю., Рамендик М. «Выбор, сборка, апгрейд качественного компьютера».
В разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег. № 33660); закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 – 2017 годы»; устав КГБУ «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»; основная образовательная программа КГБУ «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является ее модульность и вариативность. Основываясь на государственном образовательном стандарте по основам информатики и вычислительной техники, программа значительно расширяет его в области устройства современных персональных компьютеров (далее ПК) и принципов работы отдельных компонентов ПК.
Актуальность данной программы состоит в том, что без знания ПК невозможно в настоящее время продуктивно работать практически ни в одной сфере деятельности человека, а более всего требуется знание и умение работать с оргтехникой. Обучающиеся по данной программе изучают принцип работы ПК, устройство его узлов и периферийных устройств. Кроме того, данная программа предусматривает развитие творческих способностей у обучающихся в процессе выполнения самостоятельных заданий.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа предусматривает использование опережающего ознакомления обучающихся с теоретическими и практическими основами электротехники, информатики.
Программа «IT мастерская» рассчитана на учеников, владеющих и не владеющих начальными навыками работы на компьютере. Программу обучения необходимо систематически дополнять учебным материалом о новом оборудовании и достижениях в области компьютерных технологий.
Персональные компьютеры, Интернет стремительно входят в нашу жизнь и в городах, и отдалённых сёлах. Причём, смена поколений аппаратуры, программного обеспечения, технологий происходит через 2-3 года. Всё это обуславливает увеличение спроса на специалистов в этой области и повышенный интерес детей, подростков к данному виду обучения.
Цели курса:
познакомить учащихся с компьютерными коммуникациями, набором и редактированием текста, работой с графическими редакторами и мультимедийными презентациями;
помочь разобраться во всем многообразии компьютерных комплектующих и подобрать совместимые друг с другом компоненты;
заинтересовать учащихся, показать возможность сборки компьютера своими руками;
изучить терминологию персонального компьютера;
познакомить с различными комплектующими;
научить учащихся работать в прикладных программах.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить воспитанников с основными типами и принципами работы ЭВМ;
обучить основным принципам работы на ЭВМ;
обучить работе в ОС Windows, Linux, пользоваться популярными программами, Интернетом;
обучить работе в основным офисных пакетах, базовых программах MS Windows;
ознакомить с новинками IT индустрии;
сформировать систему знаний, умений и навыков в области компьютерной техники;
научить модернизировать и ремонтировать ПК.
Развивающие:
развить у детей элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы;
создать условия для саморазвития и самореализации детей;
развивать личностный потенциал детей в процессе обучения и принятия самостоятельных решений;
готовить учащихся к положительной самореализации в условиях научно-технического прогресса.
Воспитательные:
воспитывать волю, чувство самоконтроля;
воспитывать у подростков трудолюбие, патриотизм, порядочность, культуру поведения и общения;
воспитывать умение работать в коллективе.
Данный курс рассчитан на обучение детей с 10 до 17 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития. Можно начинать обучение с любого этапа, пройдя предварительно собеседование с педагогом и подтвердив свои знания по тем темам, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Интерес, мотивы и устремления, уровень базовых знаний, глубина знаний учащихся могут быть разными, поэтому содержание программы, формы и методы организации занятий позволяют индивидуализировать процесс обучения.
Занятия по программе «Компик.ру» проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (время проведения зависит от возрастной особенности детей). Общее количество часов – 105 (35 учебных недель).
Занятия по программе «IT-мастерская» проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, из них 1 час в неделю отводится на теоретическую часть курса, 1 час – на практическую часть. Общее количество часов – 70 (35 учебных недель).
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал преподается по-разному, в зависимости от возраста и субъективного типа детей. Материал излагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия – игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Для реализации программы имеется 10 компьютеров на базе процессоров не ниже Celeron-1800, оборудованных устройствами чтения/записи на сменные носители CD-R(RW), HD емкостью не менее 120 гигабайт, оперативной памятью не менее 1 гигабайт, монитором, клавиатурой, манипулятором типа «мышь», звуковой картой, видеокартой с объемом памяти не менее 512 мегабайт.
Инсталяционные пакеты программ.
Наличие доступа в Интернет.
Актуальность программы в том, что в результате обучения дети могут использовать приобретенные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для себя и окружающих, а также проявят свои творческие таланты.
Формируемые умения и навыки детей:
Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной цели, задачи.
Навыки оформления документов, выбора стиля, художественных решений.
Умение обрабатывать данные, графические изображения на компьютере.
Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность, оценивать результат.
Делать выводы на основе полученных результатов.
Таблица 1
Учебно-тематический план по программе «Компик.ру»
№ п/п | наименование разделов, тем | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. | Техника безопасности при работе с компьютером. Знакомство с основными устройствами компьютера и их значение. | 4 ч. | |
2 | Знакомство и работа в графическом редакторе Paint. | Окно программы Paint, сохранение и загрузка изображений. Техника создания изображений, ввод текста. Редактирование деталей изображения. | 8 ч | |
3 | Игры. | Мультимедийные игры. «Оригинальный боулинг». | 2 ч. | |
Мультимедийные игры. «Арканоид». | 2 ч. | |
4 | Текстовые файлы и текстовые документы. | Текстовые файлы, редактирование текстовых файлов. Что такое Microsoft Word. Ввод текста в программе Word. Создание и простейшее редактирование документов (копирование, вставка). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Параметры шрифта и абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Работа с таблицей (рисование, вставка таблиц, удаление, добавление и объединение ячеек, строк, столбцов). Автофигуры (вставка, ввод текста). Создание расписания уроков. | 18 ч. | |
5 | Игры. | Мультимедийные игры. «Zuma». | 2 ч. | |
Простейшие игры. «Авто Гангстеры». | 2 ч. | |
6 | Что такое Интернет. | Как работать в Интернет. Чат. Детские сайты. Заведение своего электронного ящика. Поиск информации в глобальной сети Интернет. | 14 ч. | |
7 | Знакомство с копировальной техникой. | Принтер, сканер. Сканирование изображения, текста. Распознавание текста и перевод его в Word, вставка сканированных картинок в текст. | 8 ч. | |
8 | Работа с электронными учебниками. | Оформление рефератов с помощью электронных учебников. | 5 ч. | |
9 | Игры. | Простейшие игры. «Нямстеры2. Вокруг света». | 2 ч. | |
Простейшие игры. «Город самоцветов». | 2 ч. | |
10 | Знакомство с программой Adobe Photoshop CS. | Работа в данной программе. Создание новых фотографий. Создание открыток – поздравлений. | 8 ч. | |
11 | Игры. | Мультимедийные игры. «Бешеные автогонки». | 2 ч. | |
Мультимедийные игры. «Мастер Бильярда». | 2 ч. | |
12 | Знакомство с программой PowerPoint. | Создание слайдов, конструктор слайдов, фон. Вставка текста и картинок. Эффекты анимации, наложение аудио и видео на слайды. Подготовка презентаций на тему «Мой компьютер». | 14 ч. | |
13 | Подведение итогов. | Просмотр готовых презентаций «Мой компьютер». | 4 ч. | |
14 | Игры. | Мультимедийные игры. «Тайны Атлантиды». | 2 ч. | |
Мультимедийные игры. «Игра слов». | 2 ч. | |
Простейшие игры. «Спаси Белку». | 2 ч. | |
ИТОГО | 105 ч. | |
Таблица 2
Учебно-тематический план по программе «IT-мастерская»
Теоретическая часть
Номер урока | Название темы | Количество часов | Дата урока |
1 | Выбор цели. | 1 ч | |
2 | Определение операционной системы. | 2 ч | |
3 | Из чего состоит компьютер? | 2 ч | |
4 | Определение конфигурации. | 2 ч | |
5 | Материнская плата. | 2 ч | |
6 | Процессор. | 2 ч | |
7 | Оперативная память. | 3 ч | |
8 | Жесткий диск и его достоинства. | 2 ч | |
9 | Достаточный объем жесткого диска. | 2 ч | |
10 | Дисководы. | 2 ч | |
11 | Принтеры. | 2 ч | |
12 | Клавиатура и мышь. | 2 ч | |
13 | Гнезда и порты. | 2 ч | |
14 | Монитор. | 2 ч | |
15 | Системный блок. | 3 ч | |
16 | Учимся правильно паять. | 4 ч. | |
ИТОГО | 35 ч. | |
Таблица 3
Практическая часть
Номер урока | Название темы | Количество часов | Дата урока |
1 | Знакомство с комплектующими. | 2 ч | |
2 | Замена комплектующих. | 10 ч | |
3 | Подключение дисководов. | 1 ч | |
4 | Подключение принтеров. | 2 ч | |
5 | Подключение внешних устройств. | 4 ч | |
6 | Принцип работы импульсных блоков питания | 2 ч | |
7 | Основные радиодетали. | 2 ч | |
8 | Пайка паяльником в домашних условиях. | 4 ч | |
9 | Чтение функциональных схем. | 3 ч | |
10 | Тестирование ПК. | 2 ч | |
11 | Работа в Интернете. | 1 ч. | |
12 | Установка программ (Soft). | | 2 ч. | |
ИТОГО | 35 ч. | |
Содержание программы «Компик.ру»
Введение. Техника безопасности при работе с компьютером. Знакомство с основными устройствами компьютера и их значение. Создание личных папок. Сохранение информации на флэшку. Копирование документов.
Практические работы.
Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер).
Создание папок и документов.
Работа с файлами: создание, копирование, переименование, удаление.
Сохранение информации на съемных носителях.
Знакомство и работа в графическом редакторе Paint. Окно программы Paint, сохранение и загрузка изображений. Техника создания изображений, ввод текста. Редактирование деталей изображения.
Практические работы.
Умение рисовать, сохранять и вводить текст.
Редактирование рисунков, собирание единой картинки из фрагментов.
Текстовые файлы и текстовые документы. Текстовые файлы, редактирование текстовых файлов. Что такое Microsoft Word. Основные функции программы Microsoft Word. Ввод текста в программе Word. Создание и простейшее редактирование документов (копирование, вставка). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Параметры шрифта и абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Работа с таблицей (рисование, вставка таблиц, удаление, добавление и объединение ячеек, строк, столбцов). Автофигуры (вставка, ввод текста). Создание расписания уроков.
Практические работы.
Редактирование и форматирование заданного текста, шрифта, полей, автофигур, формул, картинок.
Копирование фрагмента текста из одного документа в другой.
Распечатка текстового файла на принтере с заданными параметрами печати.
Что такое Интернет. Как работать в Интернет. Чат. Детские сайты. Заведение своего электронного ящика.
Практические работы.
Передача и получение сообщений по электронной почте.
Поиск информации в глобальной сети Интернет.
Знакомство с копировальной техникой: принтером и сканером. Сканирование изображения, текста. Распознавание текста и перевод его в Word, вставка сканированных картинок в текст.
Практические работы.
Сканирование, распознавание текста и картинок в программе ABBYY FineReader 7.0 и перенос текста в Word.
Работа с электронными учебниками, оформление рефератов с помощью электронных учебников.
Практические работы.
Поиск информации в электронных учебниках.
Оформление рефератов с помощью электронных учебников.
Знакомство с программой Adobe Photoshop CS и работа в данной программе. Создание новых фотографий. Создание открыток – поздравлений.
Практические работы.
Редактирование заданного изображения с использованием различных инструментов и операций.
Преобразование формата графического файла или его палитры.
Распечатка графического файла на принтере с заданными параметрами печати.
Знакомство с программой PowerPoint. Создание слайдов, конструктор слайдов, фон, вставка текста и картинок. Эффекты анимации, наложение аудио и видео на слайды.
Подготовка презентаций на тему «Мой компьютер».
Практические работы.
Создание презентации, наложение эффектов, демонстрация презентации.
Игры.
Развивающие игры:
Это компьютерные игры т.н. «открытого» типа, предназначенные для формирования м развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, целеобразования, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами творчества, самовыражения ребенка.
Обучающие игры:
К ним относятся игровые программы дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач.
Игры – забавы:
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). В них предоставляется возможность детям развлечься.
Содержание программы «IT-мастерская» (теоретический курс)
Введение. Техника безопасности при работе с компьютером и комплектующими.
Определение операционной системы. История развития операционных систем от Windows Vista и Windows 10.
Из чего состоит компьютер? Строение компьютера и комплектующих: системный блок, периферийные устройства (монитор, клавиатура, мышь, модем, сканер, принтер и т.д.)
Определение конфигурации компьютера. Аппаратное обеспечение: материнская плата с процессором, ОЗУ; видеокарта, звуковая карта, сетевая плата; блоки питания. Системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение.
Материнская плата. Основные компоненты материнской платы компьютера: разъем процессора, разъемы оперативной памяти, микросхемы чипсета, загрузочное ПЗУ, контроллеры шин и их слоты расширения, контроллеры и интерфейсы периферийных устройств. Классификация материнских плат по форм-фактору.
Процессор. Главные характеристики центрального процессора – тактовая частота, производительность, энергопотребление, нормы литографического процесса, архитектура.
Оперативная память. ОЗУ современных компьютеров. Память динамического типа. Память статического типа. Логическая структура памяти в PC.
Жесткий диск и его достоинства. Устройство жесткого диска. Технологии записи данных. Основные характеристика жесткого диска: интерфейс, емкость, физический размер, время произвольного доступа, скорость вращения шпинделя, надежность, потребление энергии, сопротивляемость ударам, скорость передачи данных, объем буфера.
Достаточный объем жесткого диска. Ограничения емкости жесткого диска. 504 Мб. 8,4 Гб. 128 Гб. и т.д.
Дисководы. Дисководы CD-R, CD-ROM, DVD-ROM, HD DVD, FLOPPY.
Принтеры. Классификация принтеров. Строение и принцип работы принтеров.
Клавиатура и мышь. Устройство мыши и клавиатуры. Основные группы клавиш. Буквенно – цифровой блок. Клавиши управления, функциональные клавиши. Датчики перемещения компьютерной мыши. Прямой привод, шаровой привод. Кнопки компьютерной мыши. Дополнительные кнопки. Сенсорное управление. Другие элементы управления.
Гнезда и порты. Mini-jack, Ethernet, HDMI, MicroSD, USB, Micro USB, Адаптер SD и т.д.
Монитор. Области применения мониторов. Классификация компьютерных мониторов. Основные параметры мониторов.
Системный блок. Содержимое системного блока. Устройство передней панели системного блока. Типы корпусов для системных блоков.
Учимся правильно паять. Техника безопасности при работе с паяльником. Подготовка паяльника к работе. Выбор мощности, заточка жала. Лужение паяльника. Технология пайки паяльником. Подготовка к пайке. Обработка флюсом или лужение. Разогрев и выбор температуры. Внесение припоя.
Содержание программы «IT-мастерская» (практический курс)
Знакомство с комплектующими. Знакомство с устройством компьютера. Работа с клавиатурой.
Практические работы.
Знакомство с устройством компьютера и назначением его блоков.
Работа с клавиатурой.
2 Замена комплектующих. Устройство персонального компьютера и серверов, их основные характеристики, функции и технические характеристики.
Практические работы.
Изучение компонентов и разбор системного блока.
Просмотр и анализ комплектации компьютера.
Изучение компонентов материнской платы.
Определение и установка процессора.
Определение и установка оперативной памяти.
Определение, установка и подключение материнской платы.
Определение и установка блока питания.
Подключение звуковой, видео и сетевой карты.
Подключение дисководов. Работа с дисководами CD-R, CD-ROM, DVD-ROM, HD DVD, FLOPPY.
Практические работы.
Работа с носителями информации.
Подключение принтеров. Подключение устройств ПК.
Практические работы.
Работа с программами сканирования и последующим выводом документов на печать.
Подключение и инсталляция принтеров. Настройка параметров работы принтеров.
Подключение внешних устройств. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Практические работы.
Подключение устройств к системному блоку.
Организация электропитания устройств компьютера.
Изучение разъемов для подключения электропитания и внешних устройств.
Принцип работы импульсных блоков питания. Системный блок с установленным блоком питания и материнской платой.
Практические работы.
Изучение основных интерфейсов различных шин.
Рассмотрение принципа работы импульсных блоков питания и их основные узлы.
Основные радиодетали. Особенности монтажа радиодеталей и изготовления печатной платы.
Практические работы.
Изучение методов работы диода.
Создание простейшей схемы на диодах.
Пайка паяльником в домашних условиях. Техника безопасности при работе с паяльником. Устройство паяльника. Основные принципы работы с паяльником.
Практические работы.
Ознакомиться с электрическим паяльником и приемами различных методов пайки.
Ознакомиться с припоями, паяльными флюсами.
Ознакомиться с методами и способами пайки проводов электрическим паяльником.
Обработка флюсом и лужение.
Чтение функциональных схем. Основные обозначения функциональных схем. Виды электрических схем.
Практические работы.
Научиться читать функциональные схемы.
Графическое обозначение элементов электрических схем.
Составление простейшей электрической схемы.
Тестирование ПК. Программное обеспечение персонального компьютера. Основные характеристики ПК. Методы оптимизации системы.
Практические работы.
Познакомиться с программным обеспечением для тестирования компьютера.
Научиться определять характеристики и работоспособность устройств ПК для оптимизации системы.
Работа в Интернете. Глобальная сеть Интернет. Правила работы в сети Интернет. Безопасный поиск в сети Интернет.
Практические работы.
Поиск информации в Интернете на тему «Изготовление печатных плат».
Установка программ (Soft). Классификация и виды софта.
Практические работы.
Установка программного обеспечения. Его инсталляция, использование и обновление.
Установка на ПК программы CCleaner – утилиты для чистки мусора в операционной системе.
В результате обучения по программе «Компьютерная грамотность» предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
определять, что необходимо предпринять, чтобы получить желаемую производительность;
набирать и вводить в компьютер текст;
вставлять в собственные тексты рисунки;
рисовать на компьютере;
копировать фотографии и ретушировать их;
записывать собственный звук, изменять его;
подключать к компьютеру аудиомагнитофон и копировать фрагменты аудиозаписей;
переводить тексты посредством электронного переводчика;
изготовлять мультфильмы;
правильно паять;
читать функциональные схемы;
заменять компоненты ПК;
устанавливать программы (Soft);
совершенствовать свои знания через всемирную сеть Интернет.
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Образовательная деятельность включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (метод наглядности, метод словесной наглядности – объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (метод сравнения, исследовательские методы – педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (метод проектов, модельный метод – проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения).
Основной формой работы по программе являются учебные занятия. Это занятия: практикумы, вариации, импровизации, конкурсы, мастерские, эксперименты, комбинированные, и др.
Теоретическая часть дается в форме бесед, минилекций, эвристических бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется к практическим освоением теме. В конце каждого занятия подводятся итоги с оценкой деятельности детей. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у детей. Переход одного года обучения к другому осуществляется по принципу повторения объема знаний.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии для выявления, фиксации и предъявления результатов освоения программы:
- текущая оценка, достигнутого результата самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- реализация творческих идей;
- контрольные занятия;
- анализ выполнения программы.
Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за развитием каждого воспитанника, результатом которого может стать выполнение творческой работы.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучения, обучающиеся творческого коллектива должны:
знать:
- сведения по истории изобретения компьютеров и комплектующих устройств;
- правила техники безопасности при работах в компьютерном классе;
- технологическую последовательность работы;
уметь:
- работать по шаблону;
- правильно использовать в работе клавиатуру, мышь, принтер, сканер и другие материалы;
- самостоятельно изготавливать презентации, видео, фотографии;
- анализировать свою работу.
В течении реализация программы регулярно проводится мониторинг образовательных результатов. Мониторинг проводится 3 раза в год:
стартовый, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний и умений по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по этой теме;
итоговый, проводимый после завершения всей программы.
Контроль может осуществляться в форме:
- тестирование;
- открытое занятие.
Диагностика результативности образовательной программы.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточного мониторинга с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используются:
устный опрос;
тестирование;
Материально-технические условия:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима.
Оборудование: рабочие столы, компьютеры, компоненты компьютеров, стулья, шкафы для инструментов, радиодеталей, компонентов компьютеров, медицинская аптечка.
Инструменты и материалы: пассатижи, бокорезы, отвертки, электропаяльники: 25 Вт., 40 Вт.
Приборы: Комбинированные приборы (тестеры, мультиметры), универсальный блок питания.
Список литературы
Варакин АН., Зданович ЛИ. Домашний компьютер - М: Вече, 2009г
Кравацкий Ю., Рамендик М. Выбор, сборка, апгрейд качественного компьютера : Методическое пособие. - М.:Солон-Р. 2009г
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2010. -М ОЛМА Медиа Групп, 2010г.
Основы компьютерной графики /О.А.Левкович и др.// ТетраСистемс -2005 г. Минск.
Психолого-педагогические основы использования программнометодической системы «Кид/Малыш» / Ю.М.Горвиц. Е.В.Зворыгина// Информатика и образование. -1996-№2 –с.43-51.
Уроки по Works/ Т.В.Головина// Информатика и образование.-1996 -№3 –с.26-38.
Приложение 1
Анкета
Дорогой друг! Заполни, пожалуйста, анкету. В дальнейшем она поможет лучше понять каждого из вас.
Фамилия, имя.
В каких операционных системах Вы работали?
Какие офисные программы Вам знакомы?
Какие жанры игр Вам нравятся больше всего?
Играли ли Вы в игры по сети? Каким образом осуществлялась связь?
Знаете ли Вы, что такое Internet?
Каково максимальное количество цветов, которое может одновременно отобразиться на мониторе?
Какие типы мониторов Вы знаете?
Какие типы принтеров Вы знаете?
Приведите главные различия между windows 98, 98se, 98me.
Какие языки программирования Вы хотели бы изучать на занятиях?
Пригодятся ли Вам знания по информатике в будущем? Зачем?
Какого уровня Вы хотите достичь, посещая занятия?
Можете ли Вы самостоятельно собрать компьютер из комплектующих?