Паспорт
дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей) программы
Наименование программы | | Дополнительная общеобразовательная программа «Авторская кукла». По статусной позиции – модифицированная. По направленности деятельности – художественная |
Основание для разработки программы | | Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г., рег. № 33660); закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 – 2017 годы»; устав МБОУДОД «Топчихинский Детско – юношеский центр»; основная образовательная программа МКУДО «Топчихинский Детско – юношеский центр». |
Разработчик программы | | Васильева Марина Викторовна, педагог дополнительного образования МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» |
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебно-тематический план | 5 |
3 | Содержание программы | 16 |
4 | Методическое обеспечение и условия реализации программы | 19 |
5 | Список литературы | 21 |
6 | Приложение | 22 |
Пояснительная записка
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
В.А.Сухомлинский
Дети младшего и среднего школьного возраста очень любят игрушку. Яркие краски, огромное разнообразие игрушек, доступность материала, красочное оформление кабинета – все это способствует привлечению детей в творческое объединение. Занятия по изготовлению мягкой игрушки способствуют развитию усидчивости, терпения, аккуратности, внимательности. В содержание программы «Мастерская кукол» входит начальное изучение проектной технологии, так как она считается одной из перспективных направлений в деятельности учреждений дополнительного образования.
Программа имеет художественную направленность и актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественных, конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Новизна программы заключается в том, что она имеет модульное строение и вторым модулем является «авторская кукла». Этот модуль предполагает работу с одаренными детьми. В данном случае большое внимание уделяется индивидуальным и творческим разработкам. Результат - изготовление авторских работ. Каждый обучающийся самостоятельно выбирает образ, технику изготовления изделия, разрабатывает эскиз, выбирает ткань, нитки, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла, до краткого изложения, обучаемые представляют на защите творческой работы (проекта).
Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства, а именно через изучение приемов изготовления мягкой игрушки и авторской куклы.
Задачи:
раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Программа работы творческого объединения рассчитана на три года обучения для детей младшего школьного возраста. Количество детей в группах для освоения программы – 15 человек – первый год обучения и 12 человек – второй и третий год обучения.
Режим работы – 2 занятия в неделю по 3 часа для всех групп. Занятия для обучающихся первого года обучения проводятся также 3 часа, это необходимо для того, чтобы в конце занятия получить законченный результат. Благодаря законченному результату поддерживается интерес к занятиям, а чтобы его получить необходимо включать достаточное количество физкультминуток. Программа «Мягкая игрушка» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Программа состоит из 2 модулей: «Мягкая игрушка» и «Авторская кукла»
Приоритет отдается активным формам преподавания: практическим: упражнения, практические работы, практикумы; наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
В результате освоения образовательной программы обучающиеся:
Научаться самостоятельно, выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки и авторской куклы, а также оказывать помощь другим при необходимости.
Вести поиск необходимой информации для изготовления игрушек и работать творчески с литературой.
Познакомятся с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе. Ожидается также, что освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей ребенка, его творческой активности, фантазии, изобретательности.
1-МОДУЛЬ «Мягкая игрушка»
«Умелые ручки» (1 год обучения)
Цель: формирование представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радости познания и созидания (« учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).
Задачи:
Научить правильно, пользоваться необходимыми инструментами (ножницами, иглой)
Познакомить с различными видами ткани и приемами работы с ней.
Дать знания и практические умения через изготовление простейших игрушек и сувениров.
Учить наблюдательности, аккуратности, настойчивости при выполнении работы.
Формировать желание приносить радость своим трудом окружающим.
Таблица 1
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие Знакомство с родителями и ребятами. Правила требования к кружковцам. | 3 | 3 | |
2 | Правила по технике безопасности. Беседа «Народная самодельная игрушка. Понятие о тканях и швах». | 3 | 3 | |
Кукла Барби: любимая одежда для кукол. Виды швов и их выполнение. (18 часов) |
3 | Платья: - подбор ткани, крой, шитье | 3 | 1 | 2 |
4 | - отделка одежды. Вводный мониторинг. | 3 | 1 | 2 |
5 | - закрепление, оформление. | 3 | 1 | 2 |
6 | Юбки: - подбор ткани, крой, шитье | 3 | 1 | 2 |
7 | - отделка одежды | 3 | 1 | 2 |
8 | - закрепление, оформление. | 3 | 1 | 2 |
Выполнение игрушек из ткани. (36 часа) |
9 | Мышка: - вырезание деталей, стачивание | 3 | 1 | 2 |
10 | - набивка и шитье | 3 | 1 | 2 |
11 | Уточка: - вырезание деталей, стачивание | 3 | 1 | 2 |
12 | - набивка и шитье | 3 | 1 | 2 |
13 | Кошка: - вырезание деталей, стачивание | 3 | 1 | 2 |
14 | - набивка и шитье | 3 | 1 | 2 |
15 | Мишка: - вырезание деталей, стачивание | 3 | 1 | 2 |
16 | - набивка и шитье | 3 | 1 | 2 |
17 | Божья коровка: - вырезание деталей, стачивание | 3 | 1 | 2 |
18 | - набивка и шитье | 3 | 1 | 2 |
19 | Солнышко; - вырезание деталей, стачивание | 3 | 1 | 2 |
20 | - набивка и шитье | 3 | 1 | 2 |
Выполнение игрушек из меха. (36 часа) |
21 | Кошка: - голова и туловище – едино, изготовление лекал | 3 | 1 | 2 |
22 | - выбор ткани, раскрой, правила кроя меха | 3 | 1 | 2 |
23 | - шитье и набивка | 3 | 1 | 2 |
24 | - художественное оформление и анализ работы | 3 | 1 | 2 |
25 | Собака: - игрушка на четырех лапах, голова со сшитым лбом, изготовление лекал | 3 | 1 | 2 |
26 | - раскрой из меха, сметывание деталей и шитье | 3 | 1 | 2 |
27 | - набивка, изготовление мордочки | 3 | 1 | 2 |
28 | - художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
29 | Медвежонок: - изготовление лекал, раскрой из меха | 3 | 1 | 2 |
30 | - шитье деталей, двойной косой шов «через край» | 3 | 1 | 2 |
31 | - шитье и набивка | 3 | 1 | 2 |
32 | - художественное оформление мордочки, анализ работы | 3 | 1 | 2 |
Выполнение комбинированных игрушек из ткани и меха. (117 часов) |
33 | Ежик: - выбор ткани, изготовление лекал | 3 | 1 | 2 |
34 | - выбор ткани, изготовление лекал. Промежуточный мониторинг. | 3 | 1 | 2 |
35 | - сметывание и шитье деталей туловища | 3 | 1 | 2 |
36 | - сметывание и шитье деталей туловища | 3 | 1 | 2 |
37 | - шитье головы и лапок, набивка | 3 | 1 | 2 |
38 | - шитье головы и лапок, набивка | 3 | 1 | 2 |
39 | - художественное оформление игрушки | 3 | 1 | 2 |
40 | - художественное оформление игрушки | 3 | 1 | 2 |
41 | Зайка: изготовление лекал. | 3 | 1 | 2 |
42 | Выбор ткани, раскрой из ткани. | 3 | 1 | 2 |
43 | - сметывание и шитье деталей - изготовление каркаса, его назначение | 3 | 1 | 2 |
44 | - закрепление каркаса и набивка изделия | 3 | 1 | 2 |
45 | -оформление изделия, анализ работы | 3 | 1 | 2 |
46 | Собака: - игрушка на четырех лапах, голова со вшитым лбом, изготовление лекал | 3 | 1 | 2 |
47 | - раскрой из меха и ткани | 3 | 1 | 2 |
48 | - комбинирование и сборка деталей | 3 | 1 | 2 |
49 | - шитье и набивка | 3 | 1 | 2 |
50 | - изготовление мордочки и шитье | 3 | 1 | 2 |
51 | - художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
52 | Медвежонок: - игрушка с четырьмя лапками, голова со вшитым лбом, изготовление лекал | 3 | 1 | 2 |
53 | - раскрой из меха и ткани | 3 | 1 | 2 |
54 | - комбинирование и сборка деталей | 3 | 1 | 2 |
55 | - шитье и набивка | 3 | 1 | 2 |
56 | - изготовление мордочки и шитье | 3 | 1 | 2 |
57 | - художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
58 | Лисичка: - изготовление лекал, выбор ткани, раскрой | 3 | 1 | 2 |
59 | - раскрой из меха и ткани | 3 | 1 | 2 |
60 | - комбинирование и сборка деталей | 3 | 1 | 2 |
61 | - шитье и набивка | 3 | 1 | 2 |
62 | - изготовление мордочки и шитье | 3 | 1 | 2 |
63 | - художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
64 | Самостоятельное изготовление игрушек по выбору - изготовление лекал, выбор ткани, раскрой | 3 | 1 | 2 |
65 | - раскрой из меха и ткани | 3 | 1 | 2 |
66 | - комбинирование и сборка деталей | 3 | 1 | 2 |
67 | - шитье и набивка | 3 | 1 | 2 |
68 | - изготовление мордочки и шитье | 3 | 1 | 2 |
69 | - художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
70 | Составление композиций из поделок. | 3 | 1 | 2 |
71 | Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ. | 3 | 1 | 2 |
72 | Итоговое занятие. Итоговый мониторинг. | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 216 | 76 | 140 |
После окончания первого года обучения, предусмотренного данной программой обучающиеся должны
знать:
-знать историю развития игрушки;
- основные виды швов и их выполнение;
- правила раскроя, пошива и оформления игрушки;
- правила поведения, техники безопасности труда (правильно обращаться с ножницами, пинцетом, иглой) и личной гигиене при работе.
уметь:
- правильно владеть иглой, ножницами. Производить раскрой и вырезание деталей игрушки из ткани и меха;
- самостоятельно работать и выполнять несложный макет по выкройке;
-выполнять выкройки по схемам;
-выполнять простейшие швы;
-владеть приемами работы с тканью и мехом;
-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
«Первые шаги мастерства » - (2 год обучения)
Цель: Изучение основ декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать).
Задачи:
Познакомить с более сложными приемами изготовления изделий.
Развивать фантазию и воображение через конструирование игрушек
Познакомить с общими принципами, роднящими народную и современную игрушку.
Таблица 2
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Вводный мониторинг. Знакомство, беседа. | 3 | 3 | |
2 | План работы на учебный год. Техника безопасности на занятиях. Беседа: «Народная самодельная игрушка правила перевода лекал. Понятия о тканях и швах». | 3 | 3 | |
Кукла Барби. Выбор образа куклы (15 часов) |
3 | Подбор ткани, виды швов, выполнение. | 3 | 1 | 2 |
4 | Шитье костюма, платья. Составление эскиза костюма куклы, подбор ткани, раскрой. | 3 | 1 | 2 |
5 | Шитье отделка костюма, художественное оформление. | 3 | 1 | 2 |
6 | Шитье юбки для кукол. Подбор ткани, крой, шитье, отделка. | 3 | 1 | 2 |
7 | Шитье юбки для кукол. Подбор ткани, крой, шитье, отделка. | 3 | 1 | 2 |
Выполнение игрушек из ткани (57 часов) |
8 | Сердечко: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
9 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
10 | Веселый кукленок: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
11 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
12 | Зайка: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
13 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
14 | Божья коровка: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
15 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
16 | Собачка: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
17 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
18 | Мышка: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
19 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
20 | Праздничная конфетка: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
21 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
22 | Чебурашка: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
23 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
24 | Рождественский сувенир: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их. | 3 | 1 | 2 |
25 | Художественное оформление игрушки. Промежуточный мониторинг | 3 | 1 | 2 |
26 | Колобок: - перевод лекал, раскрой ткани; - сметывание деталей, набивка и шитье их; - художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
Выполнение игрушек из носочков (54 часа) |
27 | Игрушка «Пудель» - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
28 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
29 | Игрушка Букашка - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
30 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
31 | Игрушка Пират - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
32 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
33 | Игрушка Зайка - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
34 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
35 | Игрушка Ковбой - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
36 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
37 | Игрушка Кот-кошка - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
38 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
39 | Игрушка Кукла Надюша - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
40 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
41 | Игрушка Малыш - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
42 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
43 | Игрушка Мышка - выбор трикотажа, раскрой; - шитье и набивка изделия. | 3 | 1 | 2 |
44 | Художественное оформление игрушки, анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
Выполнение мягких игрушек из меха (36 часов) |
45 | Кошелек-сумочка - голова и туловище едино, изготовление лекал; -выбор ткани, раскрой ткани, правила кроя меха. | 3 | 1 | 2 |
46 | Шитье и набивка. | 3 | 1 | 2 |
47 | Художественное оформление и анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
48 | Резиночка для волос: - голова и туловище едино, изготовление лекал. | 3 | 1 | 2 |
49 | Выбор ткани, раскрой ткани, правила кроя меха; шитье и набивка. | 3 | 1 | 2 |
50 | Художественное оформление и анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
51 | Резиночка для волос Мышка: - голова и туловище едино, изготовление лекал. | 3 | 1 | 2 |
52 | Выбор ткани, раскрой ткани, правила кроя меха; шитье и набивка. | 3 | 1 | 2 |
53 | Художественное оформление и анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
54 | Шкатулки и карандашницы: - голова и туловище едино, изготовление лекал. | 3 | 1 | 2 |
55 | Выбор ткани, раскрой ткани, правила кроя меха; шитье и набивка. | 3 | 1 | 2 |
56 | Художественное оформление и анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
Кукла Барби. Праздничные наряды (18 часов) |
57 | Платья: - составление эскиза платья для куклы; - подбор ткани, крой костюма. | 3 | 1 | 2 |
58 | Шитье отделка одежды куклы; закрепление костюма на кукле. | 3 | 1 | 2 |
59 | Художественное оформление и анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
60 | Костюмы: - составление эскиза костюма для куклы; - подбор ткани, крой костюма. | 3 | 1 | 2 |
61 | Шитье отделка одежды куклы; закрепление костюма на кукле. | 3 | 1 | 2 |
62 | Художественное оформление и анализ работы. | 3 | 1 | 2 |
Веревочные игрушки (игрушка-подвеска) (18 часов) |
63 | Утенок-крякушка - выбор ткани, раскрой; - сметывание деталей, набивка, шитье. | 3 | 1 | 2 |
64 | Соединение с шерстяной нитью, оформление. | 3 | 1 | 2 |
65 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
66 | Кролик Ушастик - выбор ткани, раскрой; - сметывание деталей, набивка, шитье. | 3 | 1 | 2 |
67 | Соединение с шерстяной нитью, оформление. | 3 | 1 | 2 |
68 | Художественное оформление игрушки. | 3 | 1 | 2 |
69 | Составление композиций из поделок «Летом в деревне». | 3 | 1 | 2 |
70 | Составление композиций из поделок «Театр кукол». | 3 | 1 | 2 |
71 | Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ | 3 | 1 | 2 |
72 | Итоговое занятие. Итоговый мониторинг. | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 216 | 76 | 140 |
После второго года обучения, предусмотренного данной программой обучающиеся должны
знать:
-знать историю развития игрушки;
- основные виды швов и их выполнение;
- правила раскроя, пошива и оформления игрушки;
- правила поведения, техники безопасности труда (правильно обращаться с ножницами, пинцетом, иглой) и личной гигиене при работе.
уметь:
- экономически и технически правильно расходовать материал;
- самостоятельно уметь разработать несложную выкройку игрушки.
- правильно владеть иглой, ножницами.
- производить раскрой и вырезание деталей игрушки из ткани и меха;
- самостоятельно работать и выполнять несложный макет по выкройке;
-выполнять выкройки по схемам;
-выполнять простейшие швы;
-владеть приемами работы с тканью и мехом;
-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
2 -МОДУЛЬ «Авторская кукла»
Кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает все больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу.
Человечество на протяжении всей своей истории играло в куклы. Мир кукол на удивление светлый и радостный. В них есть то, чего нам не хватает в нашей действительности, простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность. Куклы выстраивают вокруг себя целый мир чувств, запахов, мыслей и звуков, - будь то сказочные герои волшебных историй, фантастические существа из детских снов или любимые и дорогие сердцу образы, хранящие память о семейных традициях. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Для каждого найдется свой уголок в этом ускользающем мире. Ребенку, чтобы понять. Взрослому, чтобы вспомнить.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Кукла, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Цель: создание условий для самостоятельного творчества по средствам изготовления авторской куклы.
Задачи
обучить технике изготовления куклы из ткани;
научить разрабатывать творческие проекты по изготовлению авторской куклы;
научить презентовать творческий проект в творческой форме.
способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, изобретательности;
развитие сенсорной сферы, развитие глазомера и точности;
развитие мышления, учить анализировать, выделять главное, учить сравнивать.
Таблица 3
Содержание программы
3 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие Знакомство, беседа. План работы на учебный год. Техника безопасности на занятиях. | 3 | 3 | |
Основы композиции (18 часов) |
2 | Общие сведения о композиции как средстве достижения художественной выразительности куклы. | 3 | 1 | 2 |
3 | Эскиз, схема-чертеж будущей куклы. | 3 | 1 | 2 |
4 | Пропорции. Вводный мониториг. | 3 | 1 | 2 |
5 | Каркас и его составляющие. | 3 | 1 | 2 |
6 | Изготовление основы для головы. | 3 | 1 | 2 |
7 | Заготовки для глаз. | 3 | 1 | 2 |
Изготовление куклы ( часов) |
8 | Изготовление головы куклы. Эмоциональное выражение как способ достижения художественной выразительности. | 3 | 1 | 2 |
9 | Выполнение головы куклы. | 3 | 1 | 2 |
10 | Выполнение головы куклы. | 3 | 1 | 2 |
11 | Изготовление рук Основные сведения о пластической анатомии рук и ног. | 3 | 1 | 2 |
12 | Использование каркаса для достижения выразительности жеста. | 3 | 1 | 2 |
13 | Способы крепления рук к каркасу туловища. | 3 | 1 | 2 |
14 | Изготовление ног куклы Босые ноги или обувь. | 3 | 1 | 2 |
15 | Босые ноги или обувь. | 3 | 1 | 2 |
16 | Изготовление мягкого тела. Способы изготовления в зависимости от функций, размера и назначения. | 3 | 1 | 2 |
17 | Способы изготовления мягкого тела. | 3 | 1 | 2 |
18 | Способы изготовления мягкого тела. | 3 | 1 | 2 |
19 | Способы изготовления мягкого тела. | 3 | 1 | 2 |
20 | Сборка куклы. | 3 | 1 | 2 |
21 | Сборка куклы. | 3 | 1 | 2 |
22 | Способы креплений различных элементов. | 3 | 1 | 2 |
23 | Способы креплений различных элементов. | 3 | 1 | 2 |
24 | Оформление головы куклы. Роспись лица. | 3 | 1 | 2 |
25 | Оформление головы куклы. Роспись лица. | 3 | 1 | 2 |
26 | Тонирование, краски, основные приемы. | 3 | 1 | 2 |
27 | Тонирование, краски, основные приемы. | 3 | 1 | 2 |
28 | Волосы. | 3 | 1 | 2 |
29 | Волосы. | 3 | 1 | 2 |
30 | Прическа куклы. Промежуточный мониторинг. | 3 | 1 | 2 |
31 | Материалы и способы крепления волос. | 3 | 1 | 2 |
32 | Материалы и способы крепления волос. | 3 | 1 | 2 |
33 | Костюм куклы. Материалы для его изготовления и их особенности (костюм из ткани, костюм из бумаги, природные материалы, бижутерия, искусственные цветы и пр,). | 3 | 1 | 2 |
34 | Материалы для его изготовления и их особенности (костюм из ткани, костюм из бумаги, природные материалы, бижутерия, искусственные цветы и пр,). | 3 | 1 | 2 |
35 | Детализация и стилизация костюма. | 3 | 1 | 2 |
36 | Детализация и стилизация костюма. | 3 | 1 | 2 |
37 | Детализация и стилизация костюма. | 3 | 1 | 2 |
38 | Раскрой и изготовление костюма куклы. | 3 | 1 | 2 |
39 | Раскрой и изготовление костюма куклы. | 3 | 1 | 2 |
40 | Раскрой и изготовление костюма куклы. | 3 | 1 | 2 |
41 | Способы крепления куклы для выставки. Подставка для куклы. | 3 | 1 | 2 |
42 | Способы крепления куклы для выставки. Подставка для куклы. | 3 | 1 | 2 |
43 | Способы крепления. | 3 | 1 | 2 |
44 | Способы крепления. | 3 | 1 | 2 |
Индивидуальные творческие проекты (75 часов) |
45 | Что такое творческий проект. Цели, задачи и этапы выполнения проекта. | 3 | 1 | 2 |
46 | Выбор темы, постановка цели и задач творческого проекта, определение структуры и этапов выполнения творческого проекта. | 3 | 1 | 2 |
47 | Проектирование и изготовление поделок. Звездочка обдумывания проекта. | 3 | 1 | 2 |
48 | Технологическая карта проекта. | 3 | 1 | 2 |
49 | Составление технологической карты проекта. | 3 | 1 | 2 |
50 | Выполнение эскиза проекта. | 3 | 1 | 2 |
51 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
52 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
53 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
54 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
55 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
56 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
57 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
58 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
59 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
60 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
61 | Изготовление поделок по индивидуальной теме проекта. | 3 | 1 | 2 |
62 | Окончательная отделка и художественное оформление поделок по выбору. | 3 | 1 | 2 |
63 | Рекламный проспект проекта. | 3 | 1 | 2 |
64 | Эколого-экономическое обоснование проекта. | 3 | 1 | 2 |
65 | Расчет себестоимости изделия. | 3 | 1 | 2 |
66 | Подготовка к защите проекта. | 3 | 1 | 2 |
67 | Защита индивидуальных проектов. | 3 | 1 | 2 |
68 | Защита индивидуальных проектов. | 3 | 1 | 2 |
69 | Составление композиций из поделок по индивидуальному выбору. | 3 | 1 | 2 |
70 | Составление композиций из поделок по индивидуальному выбору. | 3 | 1 | 2 |
71 | Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ. | 3 | 1 | 2 |
72 | Итоговое занятие. Итоговый мониторинг. | 3 | | 3 |
| Итого часов | 216 | 73 | 143 |
После третьего года обучения, предусмотренного данной программой обучающиеся должны
знать:
-знать историю развития авторской куклы;
- правила изготовления авторской куклы;
уметь:
- экономически и технически правильно расходовать материал;
- самостоятельно уметь разрабатывать творческие проекты;
-изготавливать авторскую куклу и оформлять их самостоятельно;
-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки
Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие -6 часов
Содержание: Знакомство с детьми. Правила по технике безопасности. Беседа «Народная самодельная игрушка».
Тема 2. Кукла Барби: любимая одежда для кукол – 18 часов
Содержание: Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления. Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем, мехом. Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Платья: подбор ткани, крой, шитье, отделка одежды, закрепление, оформление. Юбки: подбор ткани, крой, шитье, отделка одежды, оформление. Практическая работа.
Тема 3. Выполнение игрушек из ткани – 36 часов
Содержание: Виды тканей и их получение. Свойства тканей и меха. Способы обработка различных поверхностей тканей. Практическая работа: определить вид ткани. Вырезание деталей, стачивание, шитье, набивка. Работа по алгоритму. Самостоятельное изготовление игрушек. Практическая работа.
Изготовление игрушек: мышка, уточка, кошка, мишка, божья коровка, солнышко.
Тема 4. Выполнение игрушек из меха – 36 часов
Содержание: Изготовление лекал голова и туловище – едино, выбор ткани, раскрой, правила кроя меха, шитье и набивка, художественное оформление и анализ работы. Практическая работа. Выполнение работ: собака, кошка, медвежонок. Выставка работ.
Тема 5. Выполнение комбинированных игрушек из ткани и меха – 117 часов.
Содержание: Выбор ткани, изготовление лекал, сметывание и шитье деталей туловища, шитье головы и лапок, набивка, художественное оформление игрушки. Выполнение работ: собака, обезьяна, зайка, ежик.
Тема 6. Итоговое занятие- 3 часа
Содержание: Оформление выставки. Подведение итогов работы за год.
Содержание программы
2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие- 3 часа
Содержание: План работы на учебный год. Техника безопасности на занятиях. Беседа: «Народная самодельная игрушка правила перевода лекал. Понятия о тканях и швах».
Тема 2. Кукла Барби – 15 часов
Содержание: Выбор образа куклы. Подбор ткани, виды швов, шитье костюма, платья: составление эскиза костюма куклы, подбор ткани, раскрой; шитье отделка костюма, художественное оформление, шитье юбки для кукол: Подбор ткани, крой, шитье, отделка. Практическая работа.
Тема 3. Выполнение игрушек из ткани – 57 часов
Содержание: Перевод лекал, раскрой ткани; сметывание деталей, набивка и шитье их; художественное оформление игрушки. Практическая работа. Изготовление игрушек: рождественский сувенир, веселый кукленок, праздничная конфетка, сердечко, зайка, мышка, чебурашка, колобок.
Тема 4. Выполнение игрушек из носочков – 54 часа
Содержание: Знакомство с технологией выполнения игрушки из носовых платочков. Выбор трикотажа, раскрой; шитье и набивка изделия; художественное оформление игрушки, анализ работы, выбор трикотажа, раскрой; шитье и набивка изделия; художественное оформление игрушки, анализ работы, выбор трикотажа, раскрой; шитье и набивка изделия; художественное оформление игрушки. Практическая работа. Выполнение игрушки: пудель, букашка, пират, зайка, ковбой, кот-кошка, кукла Надюша, Малыш, мышка.
Тема 5. Выполнение мягких игрушек из меха – 45 часов
Содержание: Изготовление лекал, голова и туловище едино. Выбор ткани, раскрой ткани, правила кроя меха. Шитье и набивка. Художественное оформление и анализ работы. Практическая работа. Изготовление кошелека-сумочки, резиночки для волос, резиночки для волос - мышка, шкатулки и карандашницы.
Тема 6. Кукла Барби - праздничные наряды – 18 часов
Содержание: Составление эскиза платья для куклы; подбор ткани, крой костюма; шитье отделка одежды куклы; закрепление костюма на кукле.
Костюмы. Составление эскиза костюма для куклы. Подбор ткани, крой костюма. Шитье отделка одежды куклы. Закрепление костюма на кукле.
Тема 7. Веревочные игрушки (игрушка-подвеска) – 18 часов
Содержание: Изготовление игрушки – подвески. Выбор ткани, раскрой. Сметывание деталей, набивка, шитье. Соединение с шерстяной нитью, оформление. Изготовление игрушек: кролик - ушастик, утенок-крякушка.
Тема 8. Итоговое занятие – 3 часа
Содержание: Оформление выставки. Подведение итогов работы за год.
Содержание программы
3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие - 3 часа
Содержание: План работы на учебный год. Техника безопасности на занятиях. Беседа «Что такое авторская кукла?»
Тема 2. Основы композиции – 18 часов
Общие сведения о композиции как средстве достижения художественной выразительности куклы. Эскиз, схема-чертеж будущей куклы. Пропорции. Каркас и его составляющие.
Тема 3. Изготовление основы для головы- 9 часов
Содержание: Заготовки для глаз. Изготовление головы куклы. Эмоциональное выражение как способ достижения художественной выразительности. Выполнение головы куклы.
Тема 4. Изготовление рук – 9 часов
Содержание: Основные сведения о пластической анатомии рук. Использование каркаса для достижения выразительности жеста. Способы крепления рук к каркасу туловища.
Тема 5. Изготовление ног куклы – 6 часов
Содержание: Основные сведения о пластической анатомии ног. Босые ноги или обувь.
Тема 6. Изготовление мягкого тела – 24 часа
Содержание: Способы изготовления в зависимости от функций, размера и назначения.
Сборка куклы. Способы креплений различных элементов.
Тема 7. Оформление головы куклы – 27 часов
Содержание: Роспись лица. Тонирование, краски, основные приемы. Волосы. Прическа куклы. Материалы и способы крепления волос.
Тема 8. Костюм куклы – 30 часов
Содержание: Материалы для его изготовления и их особенности (костюм из ткани, костюм из бумаги, природные материалы, бижутерия, искусственные цветы и пр.) Детализация и стилизация костюма. Раскрой и изготовление костюма куклы.
Тема 9. Способы крепления куклы для выставки – 12 часов
Содержание: Подставка для куклы. Способы крепления.
Тема 10. Индивидуальные творческие проекты – 75 часов
Содержание: Разработка проекта. Выполнение проекта. Творческая презентация работы.
Тема 11. Итоговое занятие – 3 часа
Содержание: Оформление выставки. Подведение итогов работы за год.
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия). По каждой теме имеются наглядные пособия – образцы изделий, наличие интернет материала, книги. Эти источники служат примером для работы. Ребенок может выполнить копию образца или внести в изделие изменения по своему желанию.
Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование). Для того чтобы научить детей определенным умениям в начале идет показ педагога тех или иных операций, затем упражнение ребенка над этим действием.
Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, участие в выставках., конкурсах и т.д.). Педагог внимательно следит за работой каждого воспитанника, отмечает качественно выполненные операции, дает оценку работе каждого ученика. В конце занятия дети оценивают работы друг друга. Участие в выставках и конкурсах стимулирует обучающихся к выполнению качественных, творческих работ.
Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательной процессе;
Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя степень сложности задания. По каждой теме имеется несколько видов изделий, различающихся по степени сложности, оформлению, по размеру. Обучающийся может выбрать изделие по-своему желанию.
Формы организации деятельности обучающихся.
Для того чтобы дети лучше усваивали темы раздела, занятие делится на три части:
1.Подготовительная часть.
Занятие начинается с подготовки рабочего места, повторения правил техники безопасности, повторения пройденного материала.
2.Основная часть.
В основной части занятия педагог дает информацию по теме занятия, объясняет и показывает различные приемы и последовательность выполнения работ. Далее идет самостоятельная работа. Для предотвращения утомляемости в основной части занятия предусматривается физкультминутка. Осваивая темы учебно-тематического плана, ребенок выполняет задания на доступном ему уровне сложности, в зависимости от индивидуальных способностей, возраста, интереса, наличия материала. На занятиях должно происходить раскрепощение личности школьника, освобождение его от страха перед ошибкой. Создание ситуации свободного выбора благоприятно во всех аспектах – обучающем, развивающем, воспитательном. Учитывая разновозрастной состав групп, педагог варьирует в выборе объектов труда. Дети младшего школьного возраста выполняют несложные изделия.
3.Заключительная часть
Заключительная часть занятия предусматривает анализ и обсуждение каждой работы.
Мониторинг уровня усвоения программы
На протяжении изучения программы проводится текущий контроль. Он может быть: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
По окончании изучения раздела проводится итоговый контроль: теоретическая часть — в виде устного опроса, практическая часть – выполнение предложенного задания; выставка работ обучающихся.
Уровни оценки теоретического задания:
- высокий – уверенный правильный ответ;
- средний – неуверенный ответ, с ошибкой;
- низкий – ответ слабый, допущено много ошибок.
Уровни оценки практического задания:
- высокий – задание выполнены правильно;
- средний – задание выполнено с незначительными ошибками;
- низкий – задание выполнено не полностью, допущено много ошибок.
Итоговый контроль. Раздел «Мягкая игрушка» 1 год обучения (Приложение 1)
Система отслеживание результатов.
Проведение конкурсов после пройденных тем в программе.
Контрольный срез в начале и в конце учебного года
Алгоритмизация действий воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задании по определенному алгоритму).
Беседы с детьми и их родителями
Наблюдение за воспитанниками в процессе работы.
Коллективные творческие дела, ролевые игры.
Условия реализации программы.
Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
Наличие материалов и инструментов для изготовления игрушек.
Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности.
Список литературы
«Большая иллюстрированная энциклопедия древностей». АРТИЯ. Прага. 1986г.
Марион Давидский «Веселые куклы». ВНЕШСИГМА. 1998год.
«Домашний кукольный театр». Москва. «РОСМЕН». 1999 год.
Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. «Иллюстрированная энциклопедия моды». АРТИЯ. Прага. 1986г.
Н.М. Каминская. Москва. «История костюма». «Легкая индустрия». 1977г.
Надежда Генсицкая. «История одной куклы». Издательский дом «Страницы». 2004 год.
«Русский народный костюм». Государственный Исторический музей. Москва «Советская Россия» 1989г.
Борис Голдовский. Москва. «Энциклопедия куклы». 2004 год.
Любовь Юкина. «Энциклопедия куклы». Москва. «АСТ-ПРЕСС». 2006 г.
Альбом Дайн Г.Л. «Русская игрушка». - М.. Советская Россия. 1987. Голдовский Б.П. Куклы. Энциклопедия. – М.. Время. 2004.
Гуревич М. М.. Цвет и его измерение. М. — Л.. 1950
Журнал «Кукольный мастер». 2003-2006 гг.. № 2-9.
Иллюстрированное издание. Музей театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им С.В. Образцова / автор проекта Б.П. Голдовский. - М.. 2005 .- (Музеи России).
Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
Газета «Делаем сами»
Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.ЭКСМО» Москва.2005
Мягкие игрушки своими руками. Рукоделие в начальной школе.. – М.. ТЦ Сфера. 2005
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль. «Академия развития». 1997 г.
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Академия развития», Ярославль, 2001
Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов», ЭКСМО» Москва. 2005
Рукоделие. Умелые руки. «Фолио» Харьков
Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 1985
Чудесные поделки из бумаги. «Просвещение». Москва, 1992
Э.К. Гульянс Учим детей мастерить. «Просвещение» Москва
Приложение 1
Мониторинг образовательных процессов
№ | Оцениваемые критерии раздела «Мягкая игрушка» | Уровни оценки |
низкий | средний | высокий |
1. | Теоретическая подготовка. | | | |
1.1. | Правила техники безопасности и организация рабочего места | | | |
1.2. | Инструменты и материалы | | | |
1.3. | Виды швов | | | |
1.4. | Этапы изготовления плоской игрушки. | | | |
1.5. | Технология изготовления полуобъемной игрушки | | | |
1.6. | Правила оформления игрушек. (Расположение глаз, носика) | | | |
1.7 | Технология изготовления объемной игрушки | | | |
1.8. | Технология изготовления игрушек из шариков | | | |
1.9. | Виды ремесел | | | |
1.10. | Основные этапы составления творческого проекта | | | |
2. | Практическая подготовка | | | |
2.1. | Умение выполнять ручные швы | | | |
2.2. | Умение определять направление ворса на мехе, долевую нить на ткани. | | | |
2.3. | Умение пользоваться шаблонами выкроек | | | |
2.4. | Умение располагать шаблоны выкроек на ткани | | | |
2.5. | Умение произвести раскрой игрушки | | | |
2.6. | Оформление игрушки | | | |
52