СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Затейники"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь

увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичноговыступления и творческой работы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Затейники"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

с. Солдато-Александровского Советского района»

357920 Ставропольский край, Советский район,

С. Солдато-Александровское, ул. Шоссейная, 11 «А»

Тел. 8(856552)-2-40-62





Принята на заседании Утверждена

методического совета школы Директор МУДО «ЦВР» протокол № от . .2017 года ________ Л.А. Ахмедова

Приказ №____ от___..2016г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

художественной направленности

«Затейники»




Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 3 года


Программа разработана

старшей вожатой

Севрюк Людмилой Ивановной,








с. Солдато – Александровское

2017 год




СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


ПРИЛОЖЕНИЯ


РАЗДЕЛ I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ



Пояснительная записка

Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.

Г.Ревеш

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный театр, во всяком случае, театральный кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь

увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичноговыступления и творческой работы. Важно, что в драматическом кружке детиучатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться созрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий,творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатсявыразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны бытьосмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Данная образовательная программа относится к программам художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Затейники» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, самидраматургически обрабатывают материал жизни.

Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

Отличительной особенностью данной программы

 в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучитьребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все видыдеятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;

 в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

 в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы;

 в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.




По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и социально-адаптивной(развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии; 6отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)

По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной(объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одногоребенка на основе театротерапевтических технологий. )

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей 11 - 14 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года. В театральный кружок принимаются дети с 11 лет по интересу, без предъявления специальных требований. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально. Численный состав учебных двух групп составляет по 15 человек в группе. Продолжительность занятий –по 2 часа один раз в неделю с каждой группой.

Выход результатов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценировка сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

•педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:

 педагогика сотрудничества;

•педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:

 групповые технологии;

 технологии индивидуального обучения;•педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

 игровые технологии ;

 проблемное обучение

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальныеи сводные), а также показательные выступления на всевозможныхпраздниках и конкурсах.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности:

для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.;

для других – дальнейшее развитие природных задатков.

На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.




Ценность программы

Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.

Специфика программы

Современный детский и молодёжный любительский театр крайне востребован нашим обществом. В это нелёгкое время, мы, взрослые, часто забываем о детях, с ранних лет «навешивая» на их хрупкие плечи свои проблемы. В погоне за престижем и деньгами, в борьбе за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по-настоящему раскрыть свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или помечтать, а из-за непомерно больших учебных нагрузок, ребёнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.

Адресат программы программа ориентирована на обучающихся 5-8 классов. Возраст обучающихся – 11-14 лет. В объединение «Затейники» принимаются все желающие подростки без ограничений и вступительных испытаний.

Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 204. Срок реализации – 3 учебных года.

Форма обучения – очная, согласно утвержденному расписанию.

Особенности организации образовательного процесса. В объединении обучаются 2 группы, одна первого и одна второго года обучения. Наполняемость каждой группы – 10-15 человек. Состав групп постоянный.

В процессе обучения применяются следующие формы работы

Формы организации деятельности детей на занятиях:

  • театральные постановки

  • игры

  • открытые занятия

  • концерты

  • анкеты

  • тесты

  • конкурсы.

Режим, периодичность и продолжительность занятий – Общее количество часов в год составляет 102 как для группы первого, так и второго года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Допускается дополнительный набор при наличии свободных мест.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ



Цель программы:

Обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи:

1.Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

2.Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемыеобстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие

познавательных интересов через расширение представлений о видах

театрального искусства.


Учебно-тематический план I года обучения (2 группы)

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие, заключительное занятие

4

4

-

2.

Театральная игра

68

8

60

3.

Культура и техника речи

20

8

12

4.

Ритмопластика

16

-

16

5.

Основы театральной культуры

10

10

-

6.

Индивидуальная работа

8

-

8

7.

Просмотрово-информационный раздел

8

-

8

Итого:


136

32

104




Учебно-тематический план II года обучения (2 группы)

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

4

4

-

2.

Театральная игра

22

6

16

3.

Культура и техника речи

22

6

16

4.

Ритмопластика

8

4

4

5

Основы театральной культуры

24

16

8

6.

Работа над спектаклем

40

4

36

7.

Индивидуальная работа

8

-

8

8.

Просмотрово-информационный раздел

8

-

8

Итого


136

40

96



3.3.2.Учебно-тематический план III года обучения (2 группы)

N п\п

Содержание работы

Общее количество часов

Теория

Практика


1.

Вводное занятие, заключительное занятие

4

4

-

2.

Основы актерского мастерства

14

10

4

3

Театральный словарь

8

8

-

4.

Сценическая речь

18

4

14

5.

Пластика

8

-

8

6.

Работа над спектаклем

56

14

42

7.

Творческие сюрпризы

12

-

12

8.

Индивидуальная работа

12

-

12

9.

Просмотрово-информационный раздел

4

-

4

Итого:


136

40

96











Содержание образовательной программы

1 года обучения

1. Вводное занятие, заключительное занятие

• решение организационных вопросов;

• подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

2. Театральная игра

Теория: диагностика творческих способностей воспитанников.

Практика: игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.

3.Культура и техника речи

Теория: артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.

Практика: дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

4.Ритмопластика

Практика: коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений

5.Основы театральной культуры

Теория: система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.

6.Индивидуальная работа.

Практика: работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.

7. Просмотрово-информационный

Практика: просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров. Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы.





Содержание образовательной программы

2 года обучения

1. Вводное занятие, заключительное занятие

• решение организационных вопросов;

• подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

2. Театральная игра

Теория: диагностика творческих способностей воспитанников.

Практика: игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.

3.Культура и техника речи

Теория: артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.

Практика: дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.

4.Ритмопластика

Теория: коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии.

Практика: музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа

5.Основы театральной культуры

Теория: знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства.

Практика: устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.

6. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

1.Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

2.Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

3.Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

1.Научить детей репетировать сказку по частям

2.Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

3.Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

1.Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

2.Научить детей чувствовать ритм спектакля

3.Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель:

Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.

7.Индивидуальная работа с детьми

Практика: подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам.

8.Просмотрово-информационный

Практика: просмотр кинофильмов и их обсуждение.


Содержание образовательной программы

3 год обучения

1.Вводное занятие, заключительное занятие

• решение организационных вопросов;

• подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

2. Театральный словарь

Теория: система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.

3. Основы актерского мастерства

Теория: этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.

Практика: упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды.

4.Сценическая речь

Теория: артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.

Практика: дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней.

5.Пластика

Система упражнений включают в себя:

Практика:аркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом;упражнения, направленные на координацию движений и равновесие;упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.

6.Творческий сюрприз

Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них. Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.

7.Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

1.Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

2.Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

3.Распределить роли персонажей между детьми.

2этап - Репетиционный

Цели:

1.Научить детей репетировать сказку по частям

2.Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

3.Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3этап - Завершающий

Цели:

1.Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

2.Научить детей чувствовать ритм спектакля.

3.Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

4.Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей.

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.

8.Индивидуальная работа с детьми

•подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам

10.Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов и их обсуждение.


Планируемые результаты результат


К концу первого года занятий ребёнок знает:

• что такое театр;

• чем отличается театр от других видов искусств

• с чего зародился театр

• какие виды театров существуют

• кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Имеет понятия:

• об элементарных технических средствах сцены

• об оформлении сцены

• о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Умеет:

• направлять свою фантазию по заданному руслу

• образно мыслить

• концентрировать внимание

• ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретает навыки:

• общения с партнером

• элементарного актёрского мастерства

• образного восприятия окружающего мира

• адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

• коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества,

комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость,

бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед

коллективом.



В конце второго года занятий ребенок

Знает:

• что такое выразительные средства.

• Фрагмент как составная часть сюжета.

• действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

Умеет:

• применять выразительные средства для выражения характера сцены.

• фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.

• определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.

• понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

Имеет понятие:

• о рождении сюжета произведения.

• о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.

• о сверхзадаче и морали в произведении.

Имеет навыки:

• свободного общения с аудиторией, одноклассниками.

• Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.

• анализировать последовательность поступков.

• простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.



В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:

• историю театра

• жанры театра;

• виды искусства;

• основные театральные понятия;

• основы гримировального искусства

• основы создания сценической постановки;

• основы создания сценического образа с помощью грима;

• штампы общения;

• стили речи;

должны:

• освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;

• освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;

• уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;

• уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;

• владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,

• иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление

• владеть своим телом как инструментом самовыражения;

• уметь работать над «белыми стихами»;

• владеть импровизационным конферансом;

• использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;

• уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;

• уметь реализовать себя в создании сценической постановки;

• изготовлять реквизит и декорации;

• владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки.




РАЗДЕЛ 2

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1 год обучения





Календарно - тематическое планирование 1 год обучения (1 группа)

п/п


Дата

Вид работы

теория

практика

Кол-во

часов


Методы и формы

1


Вводное занятие: знакомство с кружковцами, ознакомление с правилами техники безопасности. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Разучивание скороговорок, потешек, обыгрывание.

2

-

2

Час общения

2


Культура поведения в театре. Беседа.

Театральная азбука.

2


-

2

беседа

3


Подготовка к празднику дня учителя. Подбор литературы, распределение ролей.

-

2

2

Творческое мастерство

4


Репетиция к празднику посвященному дню учителя

-

2

2

Творческое мастерство

5


Представление праздника дня учителя

-

2

2

концерт

6


Беседа о театральном искусстве, подготовка к

выступлению на празднике « Осенний бал»

2

-

2

беседа

7


Просмотр сказок в видеозаписи, беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров.

2

-

2

Час общения

8


Разучивание и инсценировка басен И.А.

Крылова, обсуждение работ ребят, обмен

мнениями об их работах

2

-

2

Урок игра

9


Подготовка к празднику «Улыбка – это здорово!»

2

-

2

Творческая мастерская

10


Репетиция праздника посвященного дню инвалидов


2

2

Личный пример


11


Фестиваль талантов «Минута славы», репетиция

-

2

2

Творческое мастерство

12


Представление фестиваля талантов

-

2

2

Конкурс

13


Разучивание скороговорок. Репетиция к

новогоднему представлению

-

2

2

Творческое мастерство

14


Виды театров, их сходства и различие.

Репетиция к новогоднему представлению

-

2

2

Творческое мастерство

15


Действие как главное выразительное

средство актерского искусства

2

-

2

Беседа

16


Простейшие упражнения и игры.

Репетиция

-

2

2

Урок – игра

17-18


Простейшие упражнения и игры.

Репетиции.

-

4

4

Урок -игра

19-22


Игры и упражнения, показывающие

необходимость подлинности и

целенаправленности действий в

предлагаемых обстоятельствах. Репетиции

сценок для школьных мероприятий

-

8

8

Урок – игра

23-26


Действия с реальными предметами в

вымышленных обстоятельствах. Репетиции

сценок к школьным мероприятиям

-

8

8

Творческое мастерство

27-33


Театральная азбука. Репетиции и показ

сценок к школьным мероприятиям

-

14

14

Творческое мастерство

34


Подведение итогов, обмен мнениями и впечатлениями. Резервное время

2

-

2

Час общения

Всего



16

52

68



Календарно - тематическое планирование 1 год обучения (2 группа)

п/п


Дата

Вид работы

теория

практика

Кол-во

часов


Методы и формы

1


Вводное занятие: знакомство с кружковцами, ознакомление с правилами техники безопасности. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе.

2

-

2

Час общения

2


Культура поведения в театре. Беседа.

Театральная азбука.

2


-

2

беседа

3


Подготовка костюмов к празднику дня учителя.

-

2

2

Творческая мастерская

4


Оформление актового зала к празднику посвященному дню учителя

-

2

2

Творческое мастерство

5


Репетиционные занятия по технике речи

-

2

2

Личный пример

6


Репетиционные занятия по технике движения

2

-

2

беседа

7


Просмотр сказок в видеозаписи, беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров.

2

-

2

Час общения

8


Разучивание и инсценировка басен И.А.

Крылова, обсуждение работ ребят, обмен

мнениями об их работах

2

-

2

Урок игра

9


Изготовление оформления для инсценировки праздника дня инвалидов

2

-

2

Творческая мастерская

10


Эстетическое оформление зала для проведения праздника день инвалидов. Репетиция. Индивидуальная работа

-

2

2

Творческая мастерская

11


Репетиция фестиваля талантов «Минута славы». Индивидуальная работа.

-

2

2

Творческое мастерство

12


Выявление ошибок актерского искусства

-

2

2

Личный пример

13


Анализ сюжета, манера двигаться на сцене.

-

2

2

Творческое мастерство

14


Виды театров, их сходства и различие.

Репетиция к новогоднему представлению

-

2

2

Творческое мастерство

15


Действие как главное выразительное

средство актерского искусства

2

-

2

Беседа

16


Простейшие упражнения и игры.

Репетиция

-

2

2

Урок – игра

17-18


Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.

-

4

4

Урок -игра

19-22


Игры и упражнения, показывающие

необходимость подлинности и

целенаправленности действий в

предлагаемых обстоятельствах. Репетиции

сценок для школьных мероприятий

-

8

8

Урок – игра

23-26


Действия с реальными предметами в

вымышленных обстоятельствах. Репетиции

сценок к школьным мероприятиям

-

8

8

Творческое мастерство

27-33


Театральная азбука. Репетиции и показ сценок к школьным мероприятиям

-

14

14

Творческое мастерство

34


Подведение итогов, обмен мнениями и впечатлениями. Резервное время

2

-

2

Час общения

Все

го



16

52

68



Тематическое планирование 2 год обучения (1 группа)



Дата



Тема занятия

Содержание занятия

Теория

Практика

Всего часов

Методы и формы

1


Введение Вводная беседа.

Знакомство с

планом кружка. Выборы актива кружка

2

-

2

Беседа

2


Великая сила

Слова

Слушание, чтение по ролям сказки «Мертвая царевна». Первичная инсценировка сказки.

2

-

2

Театральная постановка

3


Мимика и

жесты.

Ритмопластика.

Инсценировка сказки «Мертвая царевна»

без слов, используя мимику и

жесты.

-

2

2

Театральная постановка

4


Сценические

действия. Что

такое сцена.

Создание примерной выгородки.

Фантазии по сказке «Мертвая царевна».

2

-

2

Беседа

5


Культура и

техника речи


Виды говорения: диалог и

монолог. Как разучить роль

своего героя.

2

-

2

Беседа

6


Основы

театральной

культуры


Рассказ о театре и видах

театрального искусства. Работа

над эпизодами спектакля

«Мертвая царевна».

2

-

2

Беседа

7


Кукольный

театр. Пальчиковый

театр.


Знакомство с пальчиковыми

куклами. Изготовление

пальчиковых кукол к сказке

«Волк и семеро козлят»

-

2

2

Театральная постановка

8


Театральная

игра

Знакомство с русскими

народными играми со словами.

Разучивание сказки-игры

«Репка». Учить правильно

двигаться и говорить текст.


-

2

2

Урок - игра

9


Мы актёры.

Работа над

спектаклем

«Коза-дереза»

Прослушивание и прочтение

сказки «Коза-дереза», работа

над дикцией.


2

-

2

Урок - игра

10


Мы актёры.

Работа над

спектаклем

«Коза-дереза»

Распределение и разучивание

ролей. Проигрывание

отдельных эпизодов.


-

2

2

Театральная постановка

11


Мы актеры.

Работа над

спектаклем

«Коза-дереза»


Создание выгородки.

Проигрывание всего спектакля.

Умение пользоваться

интонацией.


-

2

2

Театральная постановка

12


Мы актёры.

Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция

спектакля.

-

2

2

Творческая мастерская

13


Мы актеры. Работа над

спектаклем

«Коза-дереза»

Премьера спектакля «Коза-

дереза» для учащихся

начальной школы


-

2

2

Театральная постановка

14


Основы

театральной

культуры.


Правила поведения в театре.

Места в театре. Просмотр

презентации про Кукольный

театр Образцова.

2

-

2

беседа

15


Культура и

техника речи

Общение.

Говорить и слушать.

Дети рассказывают любимые

стихи и сказки. Формировать

чёткую и грамотную речь.

2

-

2

беседа

16


Кукольный

театр.

Создание атрибутов и декораций

для спектаклей «Три поросёнка», «Три медведя»

-

2

2

Творческая мастерская

17


Кукольный

театр. Конусные

куклы.

Проигрывание настольных

кукольных спектаклей с

использованием конусных кукол.

-

2

2

Театральная постановка

18


Культура и

техника речи.


Речевой этикет в различных

ситуациях. Проигрывание мини-сценок.

-

2

2

Урок - игра

19


Театральная

игра.


Импровизация игры-

драматизации по сказке

«Морозко». Создание образов героев сказки.

-

2

2

Урок - игра

20


Мы актёры. Работа над

спектаклем

«Морозко»

Просмотр сказки «Морозко».

Обсуждение содержания и игры героев.

2

-

2

беседа

21


Мы актеры.

Работа над

спектаклем

«Морозко»

Распределение ролей и первое

прочтение спектакля по ролям.

-

2

2

Театральная постановка

22


Мы актеры.

Работа над

спектаклем

«Морозко»


Заучивание ролей. Отработка

движений, жестов и мимики.

Выразительность и подлинность

поведения в сценических

условиях.

-

2

2

Театральная постановка

23


Мы актеры.

Работа над

спектаклем

«Морозко»

Создание декораций и костюмов.

Проигрывание всего спектакля.


-

2

2

Творческая мастерская

24


Мы актеры.

Работа над

спектаклем

«Морозко»

Генеральная репетиция с

декорациями, реквизитом и

музыкальным сопровождением.


-

2

2

Театральная постановка

25


Мы актёры.

Премьера спектакля «Морозко»

-

2

2

Театральная постановка

26


Театральная

игра.


Анализ дела организаторами

(недостатки, что необходимо

предусмотреть) и участниками

(интересно ли было работать

над спектаклем, нужен ли он

был, что будем делать дальше -

коллективное планирование

следующего дела

-

2

2

тесты

27


Культура и

техника речи.


Логика речи. Составление

коротких рассказов или сказок

по заданным глаголам.

-

2

2

Театральная постановка

28


Театральная

игра


Импровизации на тему русских

народных сказок по имеющимся

атрибутам.

-

2

2

Урок - игра

29


Театральная

игра


Работа над образом. Анализ

мимики лица. Прически и

парики.

-

2

2

Урок - игра

30


Кукольный

театр.

Работа

над спектаклем

«Гуси-лебеди»

Просмотр сказки «Гуси-лебеди»

Прослушивание и первичное

прочитывание сценария.

-

2

2

Театральная постановка

31


Кукольный

театр.

Работа

над спектаклем

«Гуси-лебеди»

Распределение ролей.

Заучивание текста.

-

2

2

Театральная постановка

32


Кукольный

театр.

Работа

над спектаклем

«Гуси-лебеди»

Создание декораций и костюмов.

Проигрывание всего спектакля.

-

2

2

Театральная постановка

33


Кукольный

театр

Премьера спектакля «Гуси-

лебеди»

-

2

2

Театральная постановка

34


Анализ работы

за год

Подведение итогов. Обмен

мнениями и впечатлениями.

2

-

2

анкета

Все

го




20

48

68



Тематическое планирование 2 год обучения (2 группа)


Дата

Тема занятия

Содержание занятия

теория

практика

Всего

часов

Методы и формы

1


Введение. Вводная беседа

Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

2

-

2

беседа

2


Наш театр

Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности

2

-

2

беседа

3


Одну простую сказку хочу вам рассказать.

Знакомство с отдельными чертами характера. Обучение управлению куклами.

-

2

2

Урок – игра

4


У страха глаза велики

Учить выразительно, преображать героев

-

2

2

Театральные постановки

5


Разыгрывание отдельных этюдов.

Знакомство с понятием «Этюд»

-

2

2

Урок-игра

6


Тень – тень потетень, выше города плетень

Учить проявлять себя как актеры, учиться двигаться

-

2

2

Театральные постановки

7


Театральная игра Знакомство с русскими народными играми со словами

Разучивание сказки –игры. Учить

правильно, двигаться и говорить текст.

-

2

2

Театральные постановки

8


Распознаем эмоции

Поиск выразительных средств, соответствующих тексту потешки

2

-

2

беседа

9


Их я буду читать, попробуйте их показать

Формировать умения передавать эмоции с помощью мимики

-

2

2

упражнения

10


Расскажи и покажи руками

Учить рассказывать стихи руками

-

2

2

Личный пример

11


Прекратите пустые речи, покажи-ка лучше жесты

Формировать умение изображать эмоции с помощью мимики и жестов

-

2

2

Личный пример

12


Волшебное зеркальце

Передавать эмоциональное состояние героев сказки

-

2

2

конкурс

13


Театрализованные игры.

Развивать двигательные способности. Игры импровизации по сказкам

-

2

2

Урок - игра

14


Культура и техника речи. Общение

Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки.

2

-

2

Час общения

15


Ярмарка

Совершенствовать исполнительское мастерство в роли ведущего

-

2

2

Творческое мастерство

16


Кукольный театр «Как собака себе друга искала»

Уметь верховодить перчаточными куклами

-

2

2

Театральные постановки

17


Культура и техника речи.

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание минисценок.

-

2

2

Театральные постановки

18


Вот это музыка!

Совершенствовать умение передавать настроение героев сказки с помощью различных интонаций. Драматизация сказок

2

-

2

Час общения

19


Речевая этика

Продолжать работать над формированием формулы общения, воспитывать культуру речи.

2

-

2

Беседа

20


Сыграй сказку

Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях.

-

2

2

Театральные постановки

21


Бой скороговорок

Конкурс на лучшего скороговорщика

-

2

2

конкурс

23


Монолог. Диалог.

Учиться различать монологическую и диалогическую речь.

2

-

2

Беседа

24


Вежливые слова

Учить понимать смысл вежливых слов, применять их по назначению

2

-

2

Час общения

25


Конкурс актерского мастерства

Учить работать с помощью мимики, жеста, пластики.

-

2

2

Конкурс

26


Путешествие в страну сказок

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку.

-

2

2

Убеждения

27


Ритмопластика. Словесное воздействие на подтекст.

Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику)

-

2

2

упражнения

28


Культура и техника речи.

Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам.

2

-

2

Час общения

29


Театральная игра

Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам.

-

2

2

Урок игра

30


Развитие наблюдательности.

На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру

-

2

2

наблюдение

31


Пантомимический этюд «Картинная галерея»

Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

-

2

2

Творческое мастерство

32


Испытание пантомимой

Тренировка ритмичности движений

-

2

2

упражнения

33


Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает»

«Движения в образе», «Ожидание», «Диалог».

-

2

2

Урок - игра

34


Заключительное занятие. Анализ работы за год

Подведение итогов. Обмен мнениями и впечатлениями.

2

-

2

Час общения

всего




20

48

68



Тематическое планирование 3 год обучения (1 группа)


Дата


Тема занятия

Содержание занятия

Теория

Практика

Всего

часов

Методы и формы

1


Введение Вводная беседа.

Знакомство с

планом кружка. Выборы актива

кружка

2

-

2

Беседа

2


Обновление и

закрепление

полученных знаний и

умений.

Работа над вниманием,

памятью, воображением,

наблюдательностью


2

-

2

Наблюдения

3


Культура и

техника речи

Чтение докучных сказок.

Нахождение ключевых слов и

выделение их голосом.


2

-

2

Час общения

4


Основы

театральной

культуры

Из истории русского театра.

Игра скоморохов.


2

-

2

Беседа

5


Театральная

игра


Сценическое воображение.

Импровизации детей на сцене

по услышанному впервые тексту.

-

2

2

Урок – игра

6


Культура и

техника речи.


Выразительное чтение

стихотворений С. Маршака.

Импровизированное прочтение

по ролям с элементами

инсценировки стихотворения

«Усатый – полосатый»


-

2

2

Час общения

7


Театральные

игры.


Сюжетно-ролевая игра –

телепередача «В гостях у

сказки»

-

2

2

Урок - игра

8


Основы

театральной

культуры.


Виды театрального искусства.

Просмотр эпизодов оперы,

балета и мюзикла.

2

-

2

беседа

9


Мы актеры. Выбор сценического материала.

Совместный поиск сценария новогодней

сказки. Распределение ролей.


2

-

2

час общения

10


Мы актеры.

Работа над

инсценировкой

сказки.

Заучивание ролей.

Проигрывание отдельных

эпизодов.


-

2

2

Театральная постановка

11


Мы актеры.

Работа над

инсценировкой

сказки.

Репетиция отдельных сцен.

Подбор музыкального

оформления.


-

2

2

упражнения

12


Мы актеры.

Работа над

инсценировкой

сказки.

Репетиция всей сказки.

Отработка ритмопластики.


-

2

2

Личный пример

13


Мы актеры.

Работа над

инсценировкой

сказки.

Создание декораций и костюмов.

Репетиция.


-

2

2

Творческая мастерская

14


Мы актеры.

Работа над

инсценировкой

сказки.

Прогонная репетиция всего

спектакля с музыкальным сопровождением.



-

2

2

Творческое мастерство

15


Мы актеры.

Работа над

инсценировкой

сказки.

Генеральная репетиция

спектакля с декорациями,

костюмами и музыкальным

сопровождением.

-

2

2

Творческое мастерство

16


Мы актеры.

Премьера спектакля для

учащихся начальной школы

-

2

2

Творческое мастерство

17


Культура речи. Понятие такта. Золотое правило

нравственности «Поступай с

другими так, как ты хотел бы,

чтобы поступали с тобой».

(Работа над текстом

стихотворения Н. Гумилева

«шестое чувство»)


-

2

2

убеждение

18


Творческие

сюрпризы.


Нормы общения и поведения.

(Составление сценических

этюдов)

2

-

2

Час общения

19


Театральная

игра


Показать сценический этюд

«Диалог – звукоподражание и

«разговор» животных. (Курица –

петух, свинья-корова, лев-

баран, собака – кошка, две

обезьяны, большая собака –

маленькая собака)

-

2

2

Урок - игра

20


Культура и

техника речи.


Работа над упражнениями

направленными на развитие

дыхания и свободы речевого

аппарата, правильной

артикуляции.

Игры по развитию четкой

дикции, логики речи и

орфоэпии.

-

2

2

Урок – игра

21


Творческие

сюрпризы.

Составление небольшого

рассказа «Многоликие слова».

--

2

2

Конкурс

22


Ритмопластика.

Пантомимические этюды «Один

делает, другой мешает».

(«Движение в образе»,

«Ожидание», «Диалог»

-

2

2

Творческое мастерство

23


Театральная

игра


• Сценические этюды на воображение.

• Изображение различных

звуков и шумов,

«иллюстрируя» чтение

отрывков текста.

Этюд на состояние ожидания в

заданной ситуации(5 человек одновременно).

-

2

2

Урок - игра

24


Ритмопластика Совершенствование осанки и

походки.

Пантомимический этюд

«Картинная галерея».

Составление пантомимического

этюда «Ожившая картина».

-

2

2

Творческое мастерство

25


Культура и

техника речи


Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение

ситуаций.

2

-

2

Беседа

26


Подготовка к

отчетному

спектаклю

«Царевна-

лягушка»

Просмотр сказки «Царевна-

лягушка», обсуждение сценария,

подбор ролей.


-

2

2

Театральная постановка

27


Подготовка к

отчетному

спектаклю

«Царевна-

лягушка»

Прочитывание ролей.

Работа над интонацией.


-

2

2

Личный пример

28


Подготовка отдельных сцен

к отчетному

спектаклю

«Царевна-

лягушка»

спектакля.

Репетиция. Изготовление

декораций.


-

2

2

Творческая мастерская

29


Подготовка к

отчетному

спектаклю

«Царевна-

лягушка»

Прогонная репетиция всего

спектакля с музыкальным

сопровождением.


-

2

2

упражнение

30


Подготовка к

отчетному

спектаклю

«Царевна-

лягушка»

Генеральная репетиция

спектакля с декорациями и

музыкальным сопровождением.


-

2

2

Творческое мастерство

31


Подготовка к

отчетному

спектаклю

«Царевна-

лягушка»

Премьера спектакля «Царевна-

лягушка» для учащихся и

учителей школы.


-

2

2

Театральная постановка

32


Театральная

игра.


Анализ выступления.

(положительные и

отрицательные стороны)

-

2

2

Урок - игра

33


Творческие

сюрпризы


Психологический автопортрет.

(Составление подробной

психологической

самохарактеристики).

2

-

2

анкета

34


Итоговое

занятие.


Анализ работы за год.


2

-

2

Час общения

Всего




20

48

68







Тематическое планирование 3 год обучения (2 группа)

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Теория

Практика

Всего часов

Методы и формы

1


Ведение. Вводная беседа

Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

2

-

2

Беседа

2


Обновление и закрепление полученных знаний и умений

Работа над вниманием, памятью, воображением, наблюдательностью

-

2

2

Упражнение

3


Игровая театральная педагогика.

Ситуативная – массовая сценка «На вокзале».

-

2

2

Урок – игра

4


Творческое взаимодействие с партнером.

Упражнение «Отношение».

-

2

2

упражнение

5


Театральная игра

Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту.

-

2

2

Урок - игра

6


Разговор на сцене.

Сценка «Пресс - конференция».

-

2

2

Творческое мастерство

7


Голос и речь человека

Работа над голосом.

-

2

2

упражнения

8


Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла.

2

-

2

Час общения

9


Мы актеры. Выбор сценического материала

Совместный поиск сценария новогодней сказки. Распределение ролей.

2

-

2

Час общения

10


Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки.

Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.

-

2

2

Личный пример

11


Мы актеры. Выбор сценического материала

Репетиция отдельных сцен. Подбор музыкального оформления.

-

2

2

Творческое мастерство

12


Мы актеры. Выбор сценического материала

Репетиция всей сказки. Отработка ритмопластики.

-

2

2

Творческое мастерство

13


Мы актеры. Выбор сценического материала

Создание декораций и костюмов. Репетиция.

-

2

2

Творческая мастерская

14


Мы актеры. Выбор сценического материала

Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением.

-

2

2

Творческое мастерство

15


Мы актеры. Выбор сценического материала

Генеральная репетиция спектакля с декорациями, костюмами и музыкальным сопровождением.

-

2

2

Творческое мастерство

16


Мы актеры

Премьера спектакля для начальной школы

-

2

2

Творческое мастерство

17


Имитация поведения животного.

Обыгрывается характер и поведение животных

-

2

2

Упражнение

18


Творческие сюрпризы.

Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

2

-

2

Час общения

19


Театральная игра

Показать сценический этюд «Диалог –звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья – корова, лев – баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

-

2

2

Урок – игра

20


Культура и техника речи.

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

2

-

2

Личный пример

21


Образ героя

Характер и отбор действий.

2

-

2

беседа

22


Ритмопластика.

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»

-

2

2

Творческое мастерство

23


Сценическое внимание

Активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия.

-

2

2

наблюдение

24


Ритмопластика. Совершенствование осанки и походки.

Пантомимический этюд «Картинная галерея» Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

-

2

2

Творческое мастерство

25


Импровизация.

Конкурсы «Мим» и «Походка»

-

2

2

конкурс

26


Выразительность бессловесного поведения человека.

Пантомимический этюд.

-

2

2

Творческое мастерство

27


Вхождение в образ.

Сценка «Немое кино»

-

2

2

Творческое мастерство

28


Репетиционные занятия сценической речи

Правила гигиены голоса, способы его закаливания

-

2

2

упражнение

29


Подготовка к отчетному спектаклю «Аленький цветочек»

Просмотр сказки «Аленький цветочек», обсуждение сценария, подбор ролей.

2

-

2

Эллюстратив

ный

30


Подготовка к отчетному спектаклю «Аленький цветочек»

Прочитывание ролей. Работа над интонацией

-

2

2

Личный пример

31


Подготовка к отчетному спектаклю «Аленький цветочек»

Премьера спектакля «Аленький цветочек» для учащихся и учителей школы.

-

2

2

Творческое мастерство

32


Театральная игра

Анализ выступления (продолжительные и отрицательные стороны)

2

-

2

Урок - игра

33


Актерская оценка.

Способность откорректировать свое поведение по отношению предмету, партнеру, событию.

2

-

2

Творческий отчет

34


Итоговое занятие.

Анализ работы за год.

2

-

2

Час общения

всего




20

48

68





УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения

занятий:

  • флеш-память

  • аппаратура для воспроизведения музыкальных заставок

  • декарации

  • костюмы для выступления


Технические средства обучения:

  • персональные компьютеры

  • принтер;

  • сканер;

  • мультимедийная установка.


Занятия проходят в актовом зале школы, оборудованном персональными компьютерами в количестве 1 шт

Кабинет оснащен всем необходимым для занятий.

Занятия проводит педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию (образование – средне - техническое, педагогический стаж 21 лет).


Требования к объектам труда


Объекты труда обучающихся должны:

  • соответствовать характеру учебно-воспитательных задач;

  • учебному времени, отведенному программой;

  • быть посильными;

  • представлять собой общественную ценность;

  • располагать к творческому поиску;

  • соответствовать требованиям этики.

Работа в объединении может быть как коллективной, так и индивидуальной. В процессе работы обучающийся учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно оценивать и корректировать полученный результат. Работа в объединении предусматривает развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося.

Особое внимание во время занятий уделяется знанию и точному соблюдению правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


В процессе обучения большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся. Учебный кабинет расположен на первом этаже, стены светлых тонов, имеется три больших окна. Соблюдается температурный режим. В кабинете всегда светло и свежо. Кабинет оснащен удобной мебелью.

На занятиях регулярно проводятся физкультминутки. Очень интересным для ребят бывает такой способ проведения отдыха - это подвижные игры, получается очень весело, ведь каждый может принять участие. В итоге, эмоциональность занятия повышается.


ВСТАВИТЬ ТГРЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Организация образовательного процесса


Учебный процесс организован по очной форме обучения, согласно утвержденного расписания.



Методы обучения

Типы занятий:

• комбинированный;

• первичного ознакомления материала;

• усвоение новых знаний;

• применение полученных знаний на практике;

• закрепления, повторения;

• итоговое.

Формы организации учебного занятия:

• кружковое занятия;

• концерт;

• экскурсии

• творческий отчет;

• творческая мастерская;

• урок-игра

Программой предусматривается также

•совместные просмотры и обсуждения спектаклей;

•посещение музеев, выставок;

• творческие встречи с интересными людьми;

•творческие конкурсы;

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

•репродуктивный (воспроизводящий);

•иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

•проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

•эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения); и воспитания:

•убеждения,

•упражнения,

•личный пример;

•поощрения.

Все методы обучения реализуются различными средствами:

предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;

практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,

интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание

эмоциональными: переживание, представление, интерес. Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы. Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер. Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.

Для подведения итогов реализации программы используются

следующие формы

•театральные постановки

•игры;

•открытые занятия;

•концерты;

•анкеты;

•тесты

•конкурсы.


Формы организации образовательного процесса


При организации образовательного процесса применяются следующие формы: индивидуальная (не предполагает непосредственного контакта с другими обучающимися, подразумевает самостоятельное выполнение одинаковых для всех заданий) и групповая (педагог управляет деятельностью групп учащихся).

Педагогические технологии


При организации образовательного процесса применяется личностно - ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.

Под личностно ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ребенка и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения педагог - обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

При подготовке и проведении занятия педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Личностно-ориентированный подход на занятиях формирует у обучающихся самосознание, ощущение ценности собственной личности. Ребенок в процессе занятий удовлетворяет свои потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, в которых ему позволяют его индивидуальные способности.


Алгоритм учебного занятия



В целом учебное занятие можно представить в виде  последовательности следующих этапов:


Этапы программы театрального объединения дополнительного образования.

I год обучения

Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональнойсреды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

Задачи:

. развивать интерес к сценическому искусству;

· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· снимать зажатость и скованность;

· активизировать познавательный интерес;

· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

· развивать чувство ритма и координацию движения;

· развивать речевое дыхание и артикуляцию;

· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

· пополнять словарный запас;

· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

· познакомить детей с театральной терминологией;

· познакомить детей с видами театрального искусства;

· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;

· воспитывать культуру поведения в театре.

II год обучения

Цель второго года обучения:вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

· развивать чуткость к сценическому искусству;

· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;

· развивать умение владеть своим телом;

· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

· оценивать действия других детей и сравнивать со своимисобственными;

· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

· развивать воображение и веру в сценический вымысел;

· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;

· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.

III год обучения.

Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.

Задачи:

совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;

познакомить с основами гримировального искусства;

сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;

познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;

помочь избавиться от штампов общения;

воспитывать чувства сопереживания;

формировать эстетический вкус;

создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;

научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;

научить на практике изготовлению реквизита, декораций;

обучить основам создания сценического образа с помощью грима;

сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.



Дидактические материалы


  • мультимедийные презентации;

  • портреты известных актеров

  • видеоматериал.

  • эскизы, рисунки костюмов

  • фотоматериал



Литература


Для педагога:

1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для

постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.

Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и

спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.

3. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009

гг

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб.,

Речь, 2006. – 208 с.

5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей

школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

6. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/

7..Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-

ПРЕСС.- 2000. – 144с.

8.Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

9.Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –

282 с.

10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :

Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160с.

11.Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию

связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

12. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов.

- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.


Для обучающихся:

1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших

школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986.

–176 с.

3. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:

Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.

5.Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство

«Баласс»,2003. – 160 с.

6.Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для

детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

7.Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением.

- М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.

8. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.:

ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.