СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь
увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичноговыступления и творческой работы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с. Солдато-Александровского Советского района»
357920 Ставропольский край, Советский район,
С. Солдато-Александровское, ул. Шоссейная, 11 «А»
Тел. 8(856552)-2-40-62
Принята на заседании Утверждена
методического совета школы Директор МУДО «ЦВР» протокол № от . .2017 года ________ Л.А. Ахмедова
Приказ №____ от___..2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
художественной направленности
«Затейники»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 3 года
Программа разработана
старшей вожатой
Севрюк Людмилой Ивановной,
с. Солдато – Александровское
2017 год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г.Ревеш
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр, во всяком случае, театральный кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь
увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичноговыступления и творческой работы. Важно, что в драматическом кружке детиучатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться созрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий,творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатсявыразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны бытьосмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Данная образовательная программа относится к программам художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Затейники» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, самидраматургически обрабатывают материал жизни.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Отличительной особенностью данной программы
в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучитьребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все видыдеятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы;
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
По целевой направленности программа является развивающей (направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и социально-адаптивной(развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии; 6отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)
По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной(объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одногоребенка на основе театротерапевтических технологий. )
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей 11 - 14 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года. В театральный кружок принимаются дети с 11 лет по интересу, без предъявления специальных требований. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально. Численный состав учебных двух групп составляет по 15 человек в группе. Продолжительность занятий –по 2 часа один раз в неделю с каждой группой.
Выход результатов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценировка сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
•педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
педагогика сотрудничества;
•педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
групповые технологии;
технологии индивидуального обучения;•педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровые технологии ;
проблемное обучение
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальныеи сводные), а также показательные выступления на всевозможныхпраздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности:
для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.;
для других – дальнейшее развитие природных задатков.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
Ценность программы
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
Специфика программы
Современный детский и молодёжный любительский театр крайне востребован нашим обществом. В это нелёгкое время, мы, взрослые, часто забываем о детях, с ранних лет «навешивая» на их хрупкие плечи свои проблемы. В погоне за престижем и деньгами, в борьбе за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по-настоящему раскрыть свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или помечтать, а из-за непомерно больших учебных нагрузок, ребёнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.
Адресат программы – программа ориентирована на обучающихся 5-8 классов. Возраст обучающихся – 11-14 лет. В объединение «Затейники» принимаются все желающие подростки без ограничений и вступительных испытаний.
Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 204. Срок реализации – 3 учебных года.
Форма обучения – очная, согласно утвержденному расписанию.
Особенности организации образовательного процесса. В объединении обучаются 2 группы, одна первого и одна второго года обучения. Наполняемость каждой группы – 10-15 человек. Состав групп постоянный.
В процессе обучения применяются следующие формы работы
Формы организации деятельности детей на занятиях:
театральные постановки
игры
открытые занятия
концерты
анкеты
тесты
конкурсы.
Режим, периодичность и продолжительность занятий – Общее количество часов в год составляет 102 как для группы первого, так и второго года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Допускается дополнительный набор при наличии свободных мест.
Цель программы:
Обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи:
1.Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
2.Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемыеобстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие
познавательных интересов через расширение представлений о видах
театрального искусства.
Учебно-тематический план I года обучения (2 группы)
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие, заключительное занятие | 4 | 4 | - |
2. | Театральная игра | 68 | 8 | 60 |
3. | Культура и техника речи | 20 | 8 | 12 |
4. | Ритмопластика | 16 | - | 16 |
5. | Основы театральной культуры | 10 | 10 | - |
6. | Индивидуальная работа | 8 | - | 8 |
7. | Просмотрово-информационный раздел | 8 | - | 8 |
Итого: |
| 136 | 32 | 104 |
Учебно-тематический план II года обучения (2 группы)
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 4 | 4 | - |
2. | Театральная игра | 22 | 6 | 16 |
3. | Культура и техника речи | 22 | 6 | 16 |
4. | Ритмопластика | 8 | 4 | 4 |
5 | Основы театральной культуры | 24 | 16 | 8 |
6. | Работа над спектаклем | 40 | 4 | 36 |
7. | Индивидуальная работа | 8 | - | 8 |
8. | Просмотрово-информационный раздел | 8 | - | 8 |
Итого |
| 136 | 40 | 96 |
3.3.2.Учебно-тематический план III года обучения (2 группы)
N п\п | Содержание работы | Общее количество часов | Теория | Практика
|
1. | Вводное занятие, заключительное занятие | 4 | 4 | - |
2. | Основы актерского мастерства | 14 | 10 | 4 |
3 | Театральный словарь | 8 | 8 | - |
4. | Сценическая речь | 18 | 4 | 14 |
5. | Пластика | 8 | - | 8 |
6. | Работа над спектаклем | 56 | 14 | 42 |
7. | Творческие сюрпризы | 12 | - | 12 |
8. | Индивидуальная работа | 12 | - | 12 |
9. | Просмотрово-информационный раздел | 4 | - | 4 |
Итого: |
| 136 | 40 | 96 |
Содержание образовательной программы
1 года обучения
1. Вводное занятие, заключительное занятие
• решение организационных вопросов;
• подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра
Теория: диагностика творческих способностей воспитанников.
Практика: игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
3.Культура и техника речи
Теория: артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
Практика: дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
4.Ритмопластика
Практика: коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений
5.Основы театральной культуры
Теория: система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.
6.Индивидуальная работа.
Практика: работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
7. Просмотрово-информационный
Практика: просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров. Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы.
Содержание образовательной программы
2 года обучения
1. Вводное занятие, заключительное занятие
• решение организационных вопросов;
• подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра
Теория: диагностика творческих способностей воспитанников.
Практика: игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.
3.Культура и техника речи
Теория: артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
Практика: дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
4.Ритмопластика
Теория: коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии.
Практика: музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа
5.Основы театральной культуры
Теория: знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства.
Практика: устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.
6. Работа над спектаклем
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
1.Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2.Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
3.Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
1.Научить детей репетировать сказку по частям
2.Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
3.Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
1.Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
2.Научить детей чувствовать ритм спектакля
3.Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель:
Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
7.Индивидуальная работа с детьми
Практика: подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам.
8.Просмотрово-информационный
Практика: просмотр кинофильмов и их обсуждение.
Содержание образовательной программы
3 год обучения
1.Вводное занятие, заключительное занятие
• решение организационных вопросов;
• подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральный словарь
Теория: система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.
3. Основы актерского мастерства
Теория: этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.
Практика: упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды.
4.Сценическая речь
Теория: артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
Практика: дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней.
5.Пластика
Система упражнений включают в себя:
Практика:аркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом;упражнения, направленные на координацию движений и равновесие;упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.
6.Творческий сюрприз
Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них. Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.
7.Работа над спектаклем
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
1.Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
2.Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
3.Распределить роли персонажей между детьми.
2этап - Репетиционный
Цели:
1.Научить детей репетировать сказку по частям
2.Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
3.Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3этап - Завершающий
Цели:
1.Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
2.Научить детей чувствовать ритм спектакля.
3.Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
4.Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей.
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
8.Индивидуальная работа с детьми
•подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам
10.Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение.
Планируемые результаты результат
К концу первого года занятий ребёнок знает:
• что такое театр;
• чем отличается театр от других видов искусств
• с чего зародился театр
• какие виды театров существуют
• кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
• об элементарных технических средствах сцены
• об оформлении сцены
• о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
• направлять свою фантазию по заданному руслу
• образно мыслить
• концентрировать внимание
• ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
• общения с партнером
• элементарного актёрского мастерства
• образного восприятия окружающего мира
• адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
• коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества,
комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость,
бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед
коллективом.
В конце второго года занятий ребенок
Знает:
• что такое выразительные средства.
• Фрагмент как составная часть сюжета.
• действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
Умеет:
• применять выразительные средства для выражения характера сцены.
• фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
• определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
• понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
Имеет понятие:
• о рождении сюжета произведения.
• о внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
• о сверхзадаче и морали в произведении.
Имеет навыки:
• свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
• Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
• анализировать последовательность поступков.
• простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце третьего года обучения воспитанники должны знать:
• историю театра
• жанры театра;
• виды искусства;
• основные театральные понятия;
• основы гримировального искусства
• основы создания сценической постановки;
• основы создания сценического образа с помощью грима;
• штампы общения;
• стили речи;
должны:
• освоить основы актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей;
• освоить культуру речи и движений на сцене и в жизни;
• уметь снимать эмоциональное и мышечное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
• уметь свободно проявлять свои лучшие творческие качества;
• владеть навыками совместной деятельности, установления эмоциональных контактов, свободного общения,
• иметь такие творческие умения и навыки как память, внимание, образное мышление
• владеть своим телом как инструментом самовыражения;
• уметь работать над «белыми стихами»;
• владеть импровизационным конферансом;
• использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
• уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;
• уметь реализовать себя в создании сценической постановки;
• изготовлять реквизит и декорации;
• владеть навыками организаторской работы в процессе создания сценической постановки.
РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1 год обучения
Календарно - тематическое планирование 1 год обучения (1 группа)
№ п/п
| Дата | Вид работы | теория | практика | Кол-во часов
| Методы и формы |
1 |
| Вводное занятие: знакомство с кружковцами, ознакомление с правилами техники безопасности. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Разучивание скороговорок, потешек, обыгрывание. | 2 | - | 2 | Час общения |
2 |
| Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. | 2
| - | 2 | беседа |
3 |
| Подготовка к празднику дня учителя. Подбор литературы, распределение ролей. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
4 |
| Репетиция к празднику посвященному дню учителя | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
5 |
| Представление праздника дня учителя | - | 2 | 2 | концерт |
6 |
| Беседа о театральном искусстве, подготовка к выступлению на празднике « Осенний бал» | 2 | - | 2 | беседа |
7 |
| Просмотр сказок в видеозаписи, беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров. | 2 | - | 2 | Час общения |
8 |
| Разучивание и инсценировка басен И.А. Крылова, обсуждение работ ребят, обмен мнениями об их работах | 2 | - | 2 | Урок игра |
9 |
| Подготовка к празднику «Улыбка – это здорово!» | 2 | - | 2 | Творческая мастерская |
10 |
| Репетиция праздника посвященного дню инвалидов |
| 2 | 2 | Личный пример
|
11 |
| Фестиваль талантов «Минута славы», репетиция | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
12 |
| Представление фестиваля талантов | - | 2 | 2 | Конкурс |
13 |
| Разучивание скороговорок. Репетиция к новогоднему представлению | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
14 |
| Виды театров, их сходства и различие. Репетиция к новогоднему представлению | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
15 |
| Действие как главное выразительное средство актерского искусства | 2 | - | 2 | Беседа |
16 |
| Простейшие упражнения и игры. Репетиция | - | 2 | 2 | Урок – игра |
17-18 |
| Простейшие упражнения и игры. Репетиции. | - | 4 | 4 | Урок -игра |
19-22 |
| Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах. Репетиции сценок для школьных мероприятий | - | 8 | 8 | Урок – игра |
23-26 |
| Действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах. Репетиции сценок к школьным мероприятиям | - | 8 | 8 | Творческое мастерство |
27-33 |
| Театральная азбука. Репетиции и показ сценок к школьным мероприятиям | - | 14 | 14 | Творческое мастерство |
34 |
| Подведение итогов, обмен мнениями и впечатлениями. Резервное время | 2 | - | 2 | Час общения |
Всего |
|
| 16 | 52 | 68 |
|
Календарно - тематическое планирование 1 год обучения (2 группа)
№ п/п
| Дата | Вид работы | теория | практика | Кол-во часов
| Методы и формы |
1 |
| Вводное занятие: знакомство с кружковцами, ознакомление с правилами техники безопасности. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. | 2 | - | 2 | Час общения |
2 |
| Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. | 2
| - | 2 | беседа |
3 |
| Подготовка костюмов к празднику дня учителя. | - | 2 | 2 | Творческая мастерская |
4 |
| Оформление актового зала к празднику посвященному дню учителя | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
5 |
| Репетиционные занятия по технике речи | - | 2 | 2 | Личный пример |
6 |
| Репетиционные занятия по технике движения | 2 | - | 2 | беседа |
7 |
| Просмотр сказок в видеозаписи, беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров. | 2 | - | 2 | Час общения |
8 |
| Разучивание и инсценировка басен И.А. Крылова, обсуждение работ ребят, обмен мнениями об их работах | 2 | - | 2 | Урок игра |
9 |
| Изготовление оформления для инсценировки праздника дня инвалидов | 2 | - | 2 | Творческая мастерская |
10 |
| Эстетическое оформление зала для проведения праздника день инвалидов. Репетиция. Индивидуальная работа | - | 2 | 2 | Творческая мастерская |
11 |
| Репетиция фестиваля талантов «Минута славы». Индивидуальная работа. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
12 |
| Выявление ошибок актерского искусства | - | 2 | 2 | Личный пример |
13 |
| Анализ сюжета, манера двигаться на сцене. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
14 |
| Виды театров, их сходства и различие. Репетиция к новогоднему представлению | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
15 |
| Действие как главное выразительное средство актерского искусства | 2 | - | 2 | Беседа |
16 |
| Простейшие упражнения и игры. Репетиция | - | 2 | 2 | Урок – игра |
17-18 |
| Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | - | 4 | 4 | Урок -игра |
19-22 |
| Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах. Репетиции сценок для школьных мероприятий | - | 8 | 8 | Урок – игра |
23-26 |
| Действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах. Репетиции сценок к школьным мероприятиям | - | 8 | 8 | Творческое мастерство |
27-33 |
| Театральная азбука. Репетиции и показ сценок к школьным мероприятиям | - | 14 | 14 | Творческое мастерство |
34 |
| Подведение итогов, обмен мнениями и впечатлениями. Резервное время | 2 | - | 2 | Час общения |
Все го |
|
| 16 | 52 | 68 |
|
Тематическое планирование 2 год обучения (1 группа)
№
| Дата
| Тема занятия | Содержание занятия | Теория | Практика | Всего часов | Методы и формы |
1 |
| Введение Вводная беседа. | Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 2 | - | 2 | Беседа |
2 |
| Великая сила Слова
| Слушание, чтение по ролям сказки «Мертвая царевна». Первичная инсценировка сказки. | 2 | - | 2 | Театральная постановка |
3 |
| Мимика и жесты. Ритмопластика. | Инсценировка сказки «Мертвая царевна» без слов, используя мимику и жесты. | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
4 |
| Сценические действия. Что такое сцена. | Создание примерной выгородки. Фантазии по сказке «Мертвая царевна». | 2 | - | 2 | Беседа |
5 |
| Культура и техника речи
| Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. | 2 | - | 2 | Беседа |
6 |
| Основы театральной культуры
| Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Мертвая царевна». | 2 | - | 2 | Беседа |
7 |
| Кукольный театр. Пальчиковый театр.
| Знакомство с пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол к сказке «Волк и семеро козлят» | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
8 |
| Театральная игра Знакомство с русскими народными играми со словами. | Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст.
| - | 2 | 2 | Урок - игра |
9 |
| Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза-дереза» | Прослушивание и прочтение сказки «Коза-дереза», работа над дикцией.
| 2 | - | 2 | Урок - игра |
10 |
| Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза-дереза» | Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.
| - | 2 | 2 | Театральная постановка |
11 |
| Мы актеры. Работа над спектаклем «Коза-дереза»
| Создание выгородки. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.
| - | 2 | 2 | Театральная постановка |
12 |
| Мы актёры. | Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля. | - | 2 | 2 | Творческая мастерская |
13 |
| Мы актеры. Работа над спектаклем «Коза-дереза» | Премьера спектакля «Коза- дереза» для учащихся начальной школы
| - | 2 | 2 | Театральная постановка |
14 |
| Основы театральной культуры.
| Правила поведения в театре. Места в театре. Просмотр презентации про Кукольный театр Образцова. | 2 | - | 2 | беседа |
15 |
| Культура и техника речи Общение. | Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. | 2 | - | 2 | беседа |
16 |
| Кукольный театр. | Создание атрибутов и декораций для спектаклей «Три поросёнка», «Три медведя» | - | 2 | 2 | Творческая мастерская |
17 |
| Кукольный театр. Конусные куклы. | Проигрывание настольных кукольных спектаклей с использованием конусных кукол. | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
18 |
| Культура и техника речи.
| Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. | - | 2 | 2 | Урок - игра |
19 |
| Театральная игра.
| Импровизация игры- драматизации по сказке «Морозко». Создание образов героев сказки. | - | 2 | 2 | Урок - игра |
20 |
| Мы актёры. Работа над спектаклем «Морозко» | Просмотр сказки «Морозко». Обсуждение содержания и игры героев. | 2 | - | 2 | беседа |
21 |
| Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» | Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
22 |
| Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко»
| Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
23 |
| Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» | Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля.
| - | 2 | 2 | Творческая мастерская |
24 |
| Мы актеры. Работа над спектаклем «Морозко» | Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением.
| - | 2 | 2 | Театральная постановка |
25 |
| Мы актёры. | Премьера спектакля «Морозко» | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
26 |
| Театральная игра.
| Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела | - | 2 | 2 | тесты |
27 |
| Культура и техника речи.
| Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
28 |
| Театральная игра
| Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. | - | 2 | 2 | Урок - игра |
29 |
| Театральная игра
| Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | - | 2 | 2 | Урок - игра |
30 |
| Кукольный театр. | Работа над спектаклем «Гуси-лебеди» Просмотр сказки «Гуси-лебеди» Прослушивание и первичное прочитывание сценария. | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
31 |
| Кукольный театр. | Работа над спектаклем «Гуси-лебеди» Распределение ролей. Заучивание текста. | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
32 |
| Кукольный театр. | Работа над спектаклем «Гуси-лебеди» Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля. | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
33 |
| Кукольный театр | Премьера спектакля «Гуси- лебеди» | - | 2 | 2 | Театральная постановка |
34 |
| Анализ работы за год | Подведение итогов. Обмен мнениями и впечатлениями. | 2 | - | 2 | анкета |
Все го |
|
|
| 20 | 48 | 68 |
|
Тематическое планирование 2 год обучения (2 группа)
№ | Дата | Тема занятия | Содержание занятия | теория | практика | Всего часов | Методы и формы |
1 |
| Введение. Вводная беседа | Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 2 | - | 2 | беседа |
2 |
| Наш театр | Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности | 2 | - | 2 | беседа |
3 |
| Одну простую сказку хочу вам рассказать. | Знакомство с отдельными чертами характера. Обучение управлению куклами. | - | 2 | 2 | Урок – игра |
4 |
| У страха глаза велики | Учить выразительно, преображать героев | - | 2 | 2 | Театральные постановки |
5 |
| Разыгрывание отдельных этюдов. | Знакомство с понятием «Этюд» | - | 2 | 2 | Урок-игра |
6 |
| Тень – тень потетень, выше города плетень | Учить проявлять себя как актеры, учиться двигаться | - | 2 | 2 | Театральные постановки |
7 |
| Театральная игра Знакомство с русскими народными играми со словами | Разучивание сказки –игры. Учить правильно, двигаться и говорить текст. | - | 2 | 2 | Театральные постановки |
8 |
| Распознаем эмоции | Поиск выразительных средств, соответствующих тексту потешки | 2 | - | 2 | беседа |
9 |
| Их я буду читать, попробуйте их показать | Формировать умения передавать эмоции с помощью мимики | - | 2 | 2 | упражнения |
10 |
| Расскажи и покажи руками | Учить рассказывать стихи руками | - | 2 | 2 | Личный пример |
11 |
| Прекратите пустые речи, покажи-ка лучше жесты | Формировать умение изображать эмоции с помощью мимики и жестов | - | 2 | 2 | Личный пример |
12 |
| Волшебное зеркальце | Передавать эмоциональное состояние героев сказки | - | 2 | 2 | конкурс |
13 |
| Театрализованные игры. | Развивать двигательные способности. Игры импровизации по сказкам | - | 2 | 2 | Урок - игра |
14 |
| Культура и техника речи. Общение | Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. | 2 | - | 2 | Час общения |
15 |
| Ярмарка | Совершенствовать исполнительское мастерство в роли ведущего | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
16 |
| Кукольный театр «Как собака себе друга искала» | Уметь верховодить перчаточными куклами | - | 2 | 2 | Театральные постановки |
17 |
| Культура и техника речи. | Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание минисценок. | - | 2 | 2 | Театральные постановки |
18 |
| Вот это музыка! | Совершенствовать умение передавать настроение героев сказки с помощью различных интонаций. Драматизация сказок | 2 | - | 2 | Час общения |
19 |
| Речевая этика | Продолжать работать над формированием формулы общения, воспитывать культуру речи. | 2 | - | 2 | Беседа |
20 |
| Сыграй сказку | Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. | - | 2 | 2 | Театральные постановки |
21 |
| Бой скороговорок | Конкурс на лучшего скороговорщика | - | 2 | 2 | конкурс |
23 |
| Монолог. Диалог. | Учиться различать монологическую и диалогическую речь. | 2 | - | 2 | Беседа |
24 |
| Вежливые слова | Учить понимать смысл вежливых слов, применять их по назначению | 2 | - | 2 | Час общения |
25 |
| Конкурс актерского мастерства | Учить работать с помощью мимики, жеста, пластики. | - | 2 | 2 | Конкурс |
26 |
| Путешествие в страну сказок | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. | - | 2 | 2 | Убеждения |
27 |
| Ритмопластика. Словесное воздействие на подтекст. | Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику) | - | 2 | 2 | упражнения |
28 |
| Культура и техника речи. | Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. | 2 | - | 2 | Час общения |
29 |
| Театральная игра | Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам. | - | 2 | 2 | Урок игра |
30 |
| Развитие наблюдательности. | На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру | - | 2 | 2 | наблюдение |
31 |
| Пантомимический этюд «Картинная галерея» | Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
32 |
| Испытание пантомимой | Тренировка ритмичности движений | - | 2 | 2 | упражнения |
33 |
| Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает» | «Движения в образе», «Ожидание», «Диалог». | - | 2 | 2 | Урок - игра |
34 |
| Заключительное занятие. Анализ работы за год | Подведение итогов. Обмен мнениями и впечатлениями. | 2 | - | 2 | Час общения |
всего |
|
|
| 20 | 48 | 68 |
|
Тематическое планирование 3 год обучения (1 группа)
№
| Дата
| Тема занятия | Содержание занятия | Теория | Практика | Всего часов | Методы и формы |
1 |
| Введение Вводная беседа. | Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 2 | - | 2 | Беседа |
2 |
| Обновление и закрепление полученных знаний и умений. | Работа над вниманием, памятью, воображением, наблюдательностью
| 2 | - | 2 | Наблюдения |
3 |
| Культура и техника речи Чтение докучных сказок. | Нахождение ключевых слов и выделение их голосом.
| 2 | - | 2 | Час общения |
4 |
| Основы театральной культуры | Из истории русского театра. Игра скоморохов.
| 2 | - | 2 | Беседа |
5 |
| Театральная игра
| Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту. | - | 2 | 2 | Урок – игра |
6 |
| Культура и техника речи.
| Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый»
| - | 2 | 2 | Час общения |
7 |
| Театральные игры.
| Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки» | - | 2 | 2 | Урок - игра |
8 |
| Основы театральной культуры.
| Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла. | 2 | - | 2 | беседа |
9 |
| Мы актеры. Выбор сценического материала. | Совместный поиск сценария новогодней сказки. Распределение ролей.
| 2 | - | 2 | час общения |
10 |
| Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки. | Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.
| - | 2 | 2 | Театральная постановка |
11 |
| Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки. | Репетиция отдельных сцен. Подбор музыкального оформления.
| - | 2 | 2 | упражнения |
12 |
| Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки. | Репетиция всей сказки. Отработка ритмопластики.
| - | 2 | 2 | Личный пример |
13 |
| Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки. | Создание декораций и костюмов. Репетиция.
| - | 2 | 2 | Творческая мастерская |
14 |
| Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки. | Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением.
| - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
15 |
| Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки. | Генеральная репетиция спектакля с декорациями, костюмами и музыкальным сопровождением. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
16 |
| Мы актеры. | Премьера спектакля для учащихся начальной школы | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
17 |
| Культура речи. Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». | (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)
| - | 2 | 2 | убеждение |
18 |
| Творческие сюрпризы.
| Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | 2 | - | 2 | Час общения |
19 |
| Театральная игра
| Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев- баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | - | 2 | 2 | Урок - игра |
20 |
| Культура и техника речи.
| Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | - | 2 | 2 | Урок – игра |
21 |
| Творческие сюрпризы. | Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». | -- | 2 | 2 | Конкурс |
22 |
| Ритмопластика. | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог» | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
23 |
| Театральная игра
| • Сценические этюды на воображение. • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации(5 человек одновременно). | - | 2 | 2 | Урок - игра |
24 |
| Ритмопластика Совершенствование осанки и походки. | Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
25 |
| Культура и техника речи
| Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. | 2 | - | 2 | Беседа |
26 |
| Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна- лягушка» | Просмотр сказки «Царевна- лягушка», обсуждение сценария, подбор ролей.
| - | 2 | 2 | Театральная постановка |
27 |
| Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна- лягушка» | Прочитывание ролей. Работа над интонацией.
| - | 2 | 2 | Личный пример |
28 |
| Подготовка отдельных сцен к отчетному спектаклю «Царевна- лягушка» спектакля. | Репетиция. Изготовление декораций.
| - | 2 | 2 | Творческая мастерская |
29 |
| Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна- лягушка» | Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением.
| - | 2 | 2 | упражнение |
30 |
| Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна- лягушка» | Генеральная репетиция спектакля с декорациями и музыкальным сопровождением.
| - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
31 |
| Подготовка к отчетному спектаклю «Царевна- лягушка» | Премьера спектакля «Царевна- лягушка» для учащихся и учителей школы.
| - | 2 | 2 | Театральная постановка |
32 |
| Театральная игра.
| Анализ выступления. (положительные и отрицательные стороны) | - | 2 | 2 | Урок - игра |
33 |
| Творческие сюрпризы
| Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). | 2 | - | 2 | анкета |
34 |
| Итоговое занятие.
| Анализ работы за год.
| 2 | - | 2 | Час общения |
Всего |
|
|
| 20 | 48 | 68 |
|
Тематическое планирование 3 год обучения (2 группа)
№ | Дата | Тема занятия | Содержание занятия | Теория | Практика | Всего часов | Методы и формы |
1 |
| Ведение. Вводная беседа | Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 2 | - | 2 | Беседа |
2 |
| Обновление и закрепление полученных знаний и умений | Работа над вниманием, памятью, воображением, наблюдательностью | - | 2 | 2 | Упражнение |
3 |
| Игровая театральная педагогика. | Ситуативная – массовая сценка «На вокзале». | - | 2 | 2 | Урок – игра |
4 |
| Творческое взаимодействие с партнером. | Упражнение «Отношение». | - | 2 | 2 | упражнение |
5 |
| Театральная игра | Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту. | - | 2 | 2 | Урок - игра |
6 |
| Разговор на сцене. | Сценка «Пресс - конференция». | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
7 |
| Голос и речь человека | Работа над голосом. | - | 2 | 2 | упражнения |
8 |
| Основы театральной культуры. | Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла. | 2 | - | 2 | Час общения |
9 |
| Мы актеры. Выбор сценического материала | Совместный поиск сценария новогодней сказки. Распределение ролей. | 2 | - | 2 | Час общения |
10 |
| Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки. | Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. | - | 2 | 2 | Личный пример |
11 |
| Мы актеры. Выбор сценического материала | Репетиция отдельных сцен. Подбор музыкального оформления. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
12 |
| Мы актеры. Выбор сценического материала | Репетиция всей сказки. Отработка ритмопластики. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
13 |
| Мы актеры. Выбор сценического материала | Создание декораций и костюмов. Репетиция. | - | 2 | 2 | Творческая мастерская |
14 |
| Мы актеры. Выбор сценического материала | Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
15 |
| Мы актеры. Выбор сценического материала | Генеральная репетиция спектакля с декорациями, костюмами и музыкальным сопровождением. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
16 |
| Мы актеры | Премьера спектакля для начальной школы | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
17 |
| Имитация поведения животного. | Обыгрывается характер и поведение животных | - | 2 | 2 | Упражнение |
18 |
| Творческие сюрпризы. | Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | 2 | - | 2 | Час общения |
19 |
| Театральная игра | Показать сценический этюд «Диалог –звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья – корова, лев – баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | - | 2 | 2 | Урок – игра |
20 |
| Культура и техника речи. | Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 2 | - | 2 | Личный пример |
21 |
| Образ героя | Характер и отбор действий. | 2 | - | 2 | беседа |
22 |
| Ритмопластика. | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог» | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
23 |
| Сценическое внимание | Активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. | - | 2 | 2 | наблюдение |
24 |
| Ритмопластика. Совершенствование осанки и походки. | Пантомимический этюд «Картинная галерея» Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
25 |
| Импровизация. | Конкурсы «Мим» и «Походка» | - | 2 | 2 | конкурс |
26 |
| Выразительность бессловесного поведения человека. | Пантомимический этюд. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
27 |
| Вхождение в образ. | Сценка «Немое кино» | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
28 |
| Репетиционные занятия сценической речи | Правила гигиены голоса, способы его закаливания | - | 2 | 2 | упражнение |
29 |
| Подготовка к отчетному спектаклю «Аленький цветочек» | Просмотр сказки «Аленький цветочек», обсуждение сценария, подбор ролей. | 2 | - | 2 | Эллюстратив ный |
30 |
| Подготовка к отчетному спектаклю «Аленький цветочек» | Прочитывание ролей. Работа над интонацией | - | 2 | 2 | Личный пример |
31 |
| Подготовка к отчетному спектаклю «Аленький цветочек» | Премьера спектакля «Аленький цветочек» для учащихся и учителей школы. | - | 2 | 2 | Творческое мастерство |
32 |
| Театральная игра | Анализ выступления (продолжительные и отрицательные стороны) | 2 | - | 2 | Урок - игра |
33 |
| Актерская оценка. | Способность откорректировать свое поведение по отношению предмету, партнеру, событию. | 2 | - | 2 | Творческий отчет |
34 |
| Итоговое занятие. | Анализ работы за год. | 2 | - | 2 | Час общения |
всего |
|
|
| 20 | 48 | 68 |
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения
занятий:
флеш-память
аппаратура для воспроизведения музыкальных заставок
декарации
костюмы для выступления
Технические средства обучения:
персональные компьютеры
принтер;
сканер;
мультимедийная установка.
Занятия проходят в актовом зале школы, оборудованном персональными компьютерами в количестве 1 шт
Кабинет оснащен всем необходимым для занятий.
Занятия проводит педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию (образование – средне - техническое, педагогический стаж 21 лет).
Требования к объектам труда
Объекты труда обучающихся должны:
соответствовать характеру учебно-воспитательных задач;
учебному времени, отведенному программой;
быть посильными;
представлять собой общественную ценность;
располагать к творческому поиску;
соответствовать требованиям этики.
Работа в объединении может быть как коллективной, так и индивидуальной. В процессе работы обучающийся учиться самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно оценивать и корректировать полученный результат. Работа в объединении предусматривает развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося.
Особое внимание во время занятий уделяется знанию и точному соблюдению правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе обучения большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся. Учебный кабинет расположен на первом этаже, стены светлых тонов, имеется три больших окна. Соблюдается температурный режим. В кабинете всегда светло и свежо. Кабинет оснащен удобной мебелью.
На занятиях регулярно проводятся физкультминутки. Очень интересным для ребят бывает такой способ проведения отдыха - это подвижные игры, получается очень весело, ведь каждый может принять участие. В итоге, эмоциональность занятия повышается.
ВСТАВИТЬ ТГРЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация образовательного процесса
Учебный процесс организован по очной форме обучения, согласно утвержденного расписания.
Методы обучения
Типы занятий:
• комбинированный;
• первичного ознакомления материала;
• усвоение новых знаний;
• применение полученных знаний на практике;
• закрепления, повторения;
• итоговое.
Формы организации учебного занятия:
• кружковое занятия;
• концерт;
• экскурсии
• творческий отчет;
• творческая мастерская;
• урок-игра
Программой предусматривается также
•совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
•посещение музеев, выставок;
• творческие встречи с интересными людьми;
•творческие конкурсы;
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
•репродуктивный (воспроизводящий);
•иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
•проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
•эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения); и воспитания:
•убеждения,
•упражнения,
•личный пример;
•поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание
эмоциональными: переживание, представление, интерес. Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы. Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер. Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.
Для подведения итогов реализации программы используются
следующие формы
•театральные постановки
•игры;
•открытые занятия;
•концерты;
•анкеты;
•тесты
•конкурсы.
Формы организации образовательного процесса
При организации образовательного процесса применяются следующие формы: индивидуальная (не предполагает непосредственного контакта с другими обучающимися, подразумевает самостоятельное выполнение одинаковых для всех заданий) и групповая (педагог управляет деятельностью групп учащихся).
Педагогические технологии
При организации образовательного процесса применяется личностно - ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Под личностно ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ребенка и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий обучающихся, а отношения педагог - обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
При подготовке и проведении занятия педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ребенка, а затем деятельность, определяя собственную позицию.
Личностно-ориентированный подход на занятиях формирует у обучающихся самосознание, ощущение ценности собственной личности. Ребенок в процессе занятий удовлетворяет свои потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, в которых ему позволяют его индивидуальные способности.
Алгоритм учебного занятия
В целом учебное занятие можно представить в виде последовательности следующих этапов:
Этапы программы театрального объединения дополнительного образования.
I год обучения
Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональнойсреды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
. развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· развивать речевое дыхание и артикуляцию;
· развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
· пополнять словарный запас;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· познакомить детей с театральной терминологией;
· познакомить детей с видами театрального искусства;
· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре.
II год обучения
Цель второго года обучения:вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
· развивать чуткость к сценическому искусству;
· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
· развивать умение владеть своим телом;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· оценивать действия других детей и сравнивать со своимисобственными;
· развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· развивать воображение и веру в сценический вымысел;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
· развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
· научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
III год обучения.
Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.
Задачи:
совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
познакомить с основами гримировального искусства;
сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;
познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;
помочь избавиться от штампов общения;
воспитывать чувства сопереживания;
формировать эстетический вкус;
создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;
научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;
научить на практике изготовлению реквизита, декораций;
обучить основам создания сценического образа с помощью грима;
сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.
Дидактические материалы
мультимедийные презентации;
портреты известных актеров
видеоматериал.
эскизы, рисунки костюмов
фотоматериал
Литература
Для педагога:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для
постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.
Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и
спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
3. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009
гг
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб.,
Речь, 2006. – 208 с.
5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей
школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
6. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/
7..Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-
ПРЕСС.- 2000. – 144с.
8.Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
9.Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –
282 с.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :
Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160с.
11.Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
12. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
Для обучающихся:
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986.
–176 с.
3. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:
Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
5.Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство
«Баласс»,2003. – 160 с.
6.Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для
детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
7.Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением.
- М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
8. Я познаю мир: Театр: Дет.энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.:
ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.