Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Милоградово»
Ольгинского района Приморского края
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора МКОУ «СОШ с. Милоградово» Жаткина Е.А.________ Протокол №______ От «__»______2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «СОШ с. Милоградово» Гордеева А.С.________ Протокол №_____ От «__»______2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
творческого объединения
«Радуга танца»
возраст обучающихся: 7-16 лет
срок реализации: 3 года
Программу реализует
Опанасюк Юлия Александровна
Педагог дополнительного образования
МКОУ «СОШ с. Милоградово»
Милоградово 2020 г
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы внеурочной деятельности. Программа имеет направление «хореографическое искусство».
Отличительная черта этой программы заключается в ее направленности на многие виды танцев: современные, народные, эстрадные. А также на их соединение и группировку друг с другом, что в итоге является очень интересным, запоминающимся, актуальным в современном мире. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Рабочая программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами танцевальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для воспитанников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Направленность программы. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков и сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам хореографического искусства:
Термины классического танца. Основные танцевальные движения;
Элементы классический танец;
Основы народного танца;
Танцевальные этюды. Эстрадный танец.
Постановка танцев. Отработка номеров
Отчетный концерт
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целями кружка являются:
раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства;
создание условий для самореализации ребёнка в творчестве;
создание благоприятных условий для укрепления здоровья;
формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами танцевального искусства.
В соответствии с данными целями выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
обучение детей танцевальным движениям;
формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;
формирование культуры движения, выразительности движений и поз;
формирование умения ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
развитие у детей активности и самостоятельности;
формирование общей культуры личности ребенка;
создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех;
привлечение детей к изучению танцевальных традиций;
Развивающие:
развитие творческих способностей детей, воображения и фантазии;
развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
развитие исполнительских навыков в танце;
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей;
развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
формирование осанки.
Отличительные особенности программы. Социально – экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 7-16 лет и рассчитана на три года обучения. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. Младшая группа 1-4 класс (7-10 лет), средняя 5-6 класс (11-12 лет), старшая 7-9 (13-16 лет). Комплектование в группу детей одного возраста позволит руководителю построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ. Каждая группа занимается по 1 часу в день, три раза в неделю. Наполняемость групп от 6 до 12 человек.
Формы и режим занятий.
Формы занятий:
использование слова;
традиционное занятие;
практическое занятие (изучение новых концертных номеров);
выступление, конкурс, фестиваль;
зрительская практика (просмотр видеозаписей, посещение концертов);
Способы организации деятельности воспитанников на занятии:
- групповая (занятия по сформированным группам);
- в парах (работа с партнерами)
- индивидуально-групповая (свободная импровизация);
Структура занятий:
Подготовительная часть (разминка)
Основная часть (разучивание нового материала)
Заключительная часть (закрепление выученного материала)
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Качество приобретенных знаний проверяется в течение года. Для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
-текущая оценка достигнутого самим ребенком;
-реализация творческих идей.
Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях различного уровня, в концертах, фестивалях, конкурсах.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие двигательной активности;
- формирование способности к эмоциональному восприятию материала;
- осознавать роль танца в жизни;
-развитие танцевальных навыков.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений педагога, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- правильно держать осанку;
- правильно выполнять позиции рук и ног;
- правильно держать положения корпуса и головы при выполнении танцевальных движений;
- исполнять упражнения, танцевальные движения, хореографические композиции, этюды;
- выполнять передвижения в пространстве зала;
- выразительно исполнять танцевальные движения.
В результате освоения программы 1 года обучения
дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
позиции рук и ног;
названия классических движений;
первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
исполнять движения классического экзерсиса.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
3 часа в неделю (108 часов)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводные занятия. Правила техники безопасности | 1 | 1 | - |
2 | Танец вчера и сегодня | 4 | 4 | - |
3 | Азбука музыкального движения | 20 | 5 | 15 |
4 | Элементы народного танца | 10 | 2 | 8 |
5 | Элементы эстрадного танца | 10 | 2 | 8 |
6 | Репетиционно-постановочная работа | 42 | 5 | 37 |
7 | Участие в конкурсах и концертах | 5 | - | 5 |
8 | Индивидуальные занятия | 7 | 2 | 5 |
9 | Ритмика | 6 | - | 6 |
10 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 3 | - | 3 |
| Итого: | 108 | 21 | 87 |
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
2. Танец вчера и сегодня.
Теория. Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:
Бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк.
народные танцы - русские народные, Китая, Африки, Индии.
Особенности восточного танца.
Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.
Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, джазовые танцы, твист, танец модерн.
Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.
Жизненная энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Исцеляющая сила танца.
3. Азбука музыкального движения.
Теория. Понятие о выразительных средствах эстрадного бального и народных танцев. Азбука природы танцевального движения. Постановка корпуса. Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы, корпуса. Инструктаж по безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений.
Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций для головы, туловища, рук, ног.
4. Элементы русского народного танца.
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: « веревочка », « моталочка », «молоточки»,
« топор », вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону и т.д.. Работа над этюдами.
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
5.Элементы эстрадного танца.
Танцевальные этюды. Эстрадный танец
Танцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лежа, стоя. Техника прыжков и вращений. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорно-двигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бедер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца.
6.Репетиционно-постановочная работа
Теория. Изучение движений танцевального номера;
Практическая работа: Отработка движений танцевального номера;
Соединение движений в комбинации;
Разводка комбинаций танцевального номера в сценический рисунок;
Репетиционная работа.
7.Участие в конкурсах и концертах.
Принятие участия в конкурсах и концертах.
8.Индивидуальные занятия
Каждый новый танец становится для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа ребенка самобытна, индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход. Индивидуальные занятия направлены на:
развитие творческой индивидуальности;
развитие коммуникативного воображения;
развитие логического мышления;
развитие изобретательности; - формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.
Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса наиболее сложная, так как требует уровня высокой профессиональной культуры и педагога. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение.
9. «Ритмика»
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
Практическая работа. 1. Ритмические упражнения:
- упражнения на дыхание;
- физиологическая разминка по принципу сверху вниз.
2. Упражнения на ковриках:
- лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно, покачивание;
- лежа на спине – поднимание ног, махи ногами;
- сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление спины;
- статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д.
3. Упражнения для развития художественно-творческих способностей:
- движения в образах;
- пантомима.
4. Упражнения на пластику и расслабление:
- пластичные упражнения для рук;
- наклоны корпуса в координации с движениями рук;
- напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела.
5. Пространственные упражнения:
- продвижения с прыжками, бег, поскоки;
- перестроение из одной фигуры в другую.
6. Ритмические комбинации:
- связки ритмичных движений;
- этюды;
- танцевальная импровизация.
10. Итоговые занятия и досуговые мероприятия
В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, викторины, игровые программы. Досуговые мероприятия это вечера отдыха и игровые программы.
Обучающиеся 2 года обучения должны
закрепить знания 1 года обучения,
чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны
знать:
названия классических движений нового экзерсиса;
значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.
уметь:
грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
3 часа в неделю (108 часов)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводные занятия. Правила техники безопасности | 1 | 1 | - |
2 | Танец вчера и сегодня | 4 | 4 | - |
3 | Азбука музыкального движения | 14 | 2 | 12 |
4 | Элементы народного танца | 10 | 2 | 8 |
5 | Элементы бального танца | 10 | 2 | 8 |
6 | Элементы детского эстрадного танца | 12 | 2 | 10 |
7 | Репетиционно-постановочная работа | 33 | 5 | 28 |
8 | Участие в конкурсах и концертах | 5 | - | 5 |
9 | Индивидуальные занятия | 7 | 2 | 5 |
10 | Ритмика | 9 | - | 9 |
11 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 3 | - | 3 |
| Итого: | 108 | 20 | 88 |
Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
2. Танец вчера и сегодня. Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:
Бальные танцы - танго, вальс, полька, краковяк.
народные танцы - русские народные, Китая, Африки, Индии.
Особенности восточного танца.
Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.
Современные танцы XX века - чарльстон, рок - н - ролл, свободные танцы, джазовые танцы, твист, танец модерн.
Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.
Жизненная энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Исцеляющая сила танца.
3. Азбука музыкального движения.
Теория. Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног. Классический танец.
Позиции ног. Упражнения для ног. Позы классического танца. Основные шаги танца. Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседания и полное приседание. Подъем на полупальцы, шаги с приставкой по всем направлениям, в различных сочетаниях. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменой ног, с продвижением вперед, назад, с поворотом на ¼ круга. Каблучное упражнение. Маленькие броски ногой. Круг ногой по полу. Прыжки и махи ногами. Подготовка к веревочке. Дробные выстукивания. Изучение некоторых характерных танцев.
Практическая работа: освоение поз и движений классического танца.
4. Элементы русского народного танца.
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: « веревочка », « моталочка », «молоточки»,
« топор », вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону и т.д. Работа над этюдами.
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
5. Элементы бального танца.
Элементы бального танца. Основные шаги танца. Понятие об особенностях бального танца, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений.
Практическая работа: освоение поз и движений бальных танцев.
6.Элементы эстрадного танца.
Танцевальные этюды. Эстрадный танец
Танцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лежа, стоя. Техника прыжков и вращений. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорно-двигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бедер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца.
6.Репетиционно-постановочная работа
Теория. Изучение движений танцевального номера;
Практическая работа: отработка движений танцевального номера;
Соединение движений в комбинации;
Разводка комбинаций танцевального номера в сценический рисунок;
Репетиционная работа.
8.Участие в конкурсах и концертах.
Принятие участия в конкурсах и концертах.
9.Индивидуальные занятия
Каждый новый танец становится для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа ребенка самобытна, индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход. Индивидуальные занятия направлены на:
развитие творческой индивидуальности;
развитие коммуникативного воображения;
развитие логического мышления;
развитие изобретательности; - формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.
Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса наиболее сложная, так как требует уровня высокой профессиональной культуры и педагога. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение.
10. «Ритмика»
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
Практическая работа. 1. Ритмические упражнения:
- упражнения на дыхание;
- физиологическая разминка по принципу сверху вниз.
2. Упражнения на ковриках:
- лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно, покачивание;
- лежа на спине – поднимание ног, махи ногами;
- сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление спины;
- статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д.
3. Упражнения для развития художественно-творческих способностей:
- движения в образах;
- пантомима.
4. Упражнения на пластику и расслабление:
- пластичные упражнения для рук;
- наклоны корпуса в координации с движениями рук;
- напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела.
5. Пространственные упражнения:
- продвижения с прыжками, бег, поскоки;
- перестроение из одной фигуры в другую.
6. Ритмические комбинации:
- связки ритмичных движений;
- этюды;
- танцевальная импровизация.
11. Итоговые занятия и досуговые мероприятия
В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, викторины, игровые программы. Досуговые мероприятия это вечера отдыха и игровые программы.
Обучающие 3 года обучения должны
развить художественно-эстетический вкус,
умение держаться на сцене,
должны
знать:
новые направления, виды и жанры хореографии и музыки;
классические термины;
жанры музыкальных произведений;
историю создания танцев народов мира;
лучшие образы хореографического, музыкального искусства.
уметь:
выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
контролировать и координировать своё тело;
сопереживать и чувствовать музыку.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
3 часа в неделю (108 часов)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводные занятия. Правила техники безопасности | 1 | 1 | - |
2 | Танец вчера и сегодня | 4 | 3 | 1 |
3 | Азбука музыкального движения | 10 | 2 | 8 |
4 | Элементы народного танца | 7 | 1 | 6 |
5 | Элементы детского эстрадного танца | 10 | 1 | 9 |
6 | Элементы современного танца | 20 | 2 | 18 |
7 | Репетиционно-постановочная работа | 34 | 3 | 31 |
8 | Участие в конкурсах и концертах | 5 | - | 5 |
9 | Индивидуальные занятия | 6 | 2 | 4 |
10 | Ритмика | 8 | - | 8 |
11 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 3 | - | 3 |
| Итого: | 108 | 15 | 93 |
Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
2. Танец вчера и сегодня.
Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.
Жизненная энергия, шоу - балет «Тодес» (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота - красота и здоровье. Исцеляющая сила танца.
3. Азбука музыкального движения.
Теория. Понятие о координации движений, о позиции и положениях рук и ног. Классический танец.
Позиции ног. Упражнения для ног. Позы классического танца. Основные шаги танца. Прыжки. Танцевальные элементы. Полуприседания и полное приседание. Подъем на полупальцы, шаги с приставкой по всем направлениям, в различных сочетаниях. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с переменой ног, с продвижением вперед, назад, с поворотом на ¼ круга. Каблучное упражнение. Маленькие броски ногой. Круг ногой по полу. Прыжки и махи ногами. Подготовка к веревочке. Дробные выстукивания. Изучение некоторых характерных танцев.
Практическая работа: освоение поз и движений классического танца.
4. Элементы русского народного танца.
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: « веревочка », « моталочка », «молоточки»,
« топор », вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону и т.д. Работа над этюдами.
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
5.Элементы эстрадного танца.
Танцевальные этюды. Эстрадный танец
Танцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности проведения основных видов разминки: сидя, лежа, стоя. Техника прыжков и вращений. Освоение упражнений по исправлению недостатков опорно-двигательного аппарата. Виды тренинга корпуса, бедер, диафрагмы, мимики перед зеркалом, танцевального шага, основных поворотов
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для эстрадного танца.
6.Элементы современного танца.
Танцевальная разминка. Разучивание современного танца.
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для современного танца.
Элементы танца «Хип-хоп»
Для него характерны разнообразные прыжковые движения, пружины («hip-hop» — подскакивать, мелко прыгать), подчиненные интенсивному биту. Благодаря постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хопа находится в непрерывном развитии: впитывает в себя элементы соседних танцевальных практик (верхний брейк, диско) и стремится к большей выразительности и свободе, несмотря на жесткую привязанность к ритму.
Изучение нового танцевального направления «Хип-хоп». Дети должны технически правильно исполнять движения этого направления.
Практическая работа: освоение поз и движений, характерных для данного вида танцев.
7.Репетиционно-постановочная работа
Теория. Изучение движений танцевального номера;
Практическая работа: отработка движений танцевального номера;
Соединение движений в комбинации;
Разводка комбинаций танцевального номера в сценический рисунок;
Репетиционная работа.
8.Участие в конкурсах и концертах. Принятие участия в конкурсах и концертах.
19.Индивидуальные занятия
Каждый новый танец становится для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа ребенка самобытна, индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход. Индивидуальные занятия направлены на:
развитие творческой индивидуальности;
развитие коммуникативного воображения;
развитие логического мышления;
развитие изобретательности; - формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.
Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса наиболее сложная, так как требует уровня высокой профессиональной культуры и педагога. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение.
10. «Ритмика»
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
Практическая работа. 1. Ритмические упражнения:
- упражнения на дыхание;
- физиологическая разминка по принципу сверху вниз.
2. Упражнения на ковриках:
- лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно, покачивание;
- лежа на спине – поднимание ног, махи ногами;
- сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление спины;
- статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д.
3. Упражнения для развития художественно-творческих способностей:
- движения в образах;
- пантомима.
4. Упражнения на пластику и расслабление:
- пластичные упражнения для рук;
- наклоны корпуса в координации с движениями рук;
- напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела.
5. Пространственные упражнения:
- продвижения с прыжками, бег, поскоки;
- перестроение из одной фигуры в другую.
6. Ритмические комбинации:
- связки ритмичных движений;
- этюды;
- танцевальная импровизация.
11. Итоговые занятия и досуговые мероприятия
В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, викторины, игровые программы. Досуговые мероприятия это вечера отдыха и игровые программы.
В работе используются различные методические приемы:
• показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
• выразительное исполнение движения под музыку;
• словесное пояснение выполнения движения;
• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
• творческие задания.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой. Дети разучивают элементы классических, народных, бальных, спортивных и эстрадных танцев, хореографические композиции в этих жанрах.
Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.
Метод повторения.
Метод коллективного творчества.
Метод объяснения.
Метод заучивания.
Метод многократного повторения всевозможных движений.
Игровые технологии.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
• Компьютер
• Музыкальный центр
• Диски с записью танцев
• Диски с музыкой
• Цифровой фотоаппарат для анализа выступлений.
Методическое обеспечение.
Учитывая, что в хореографический кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Обучающиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Обучающиеся, проведшие определенный курс по данной программе, должны получить также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях.
Отчеты хореографического кружка могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские празднике, в дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Педагог должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.
Список литературы:
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
Замятина Т.А., Стрепова Л.В. «Музыкальная ритмика».- М.: «Планета», 2013
Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999.
Школа танцев для детей. – «Ленинградское издательство», 2009.