СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Конструирование мягкой игрушки"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа представляет собой разработанный курс художественной направленности по изготовлению мягких плоских и объемных игрушек из ткани.

Образовательная программа «Конструирование мягкой игрушки» стартового уровня усвоения, направлена на приобретение учащимися умений и навыков по кройки и шитью плоской, полуобъемной и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.

Программа рассчитана на детей 10-12 лет. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Конструирование мягкой игрушки"»



Информационная карта


Ф.И.О. педагога

Кормышова Надежда Ивановна

Тип программы

модифицированная

Вид программы

общеразвивающая

Образовательная область

декоративно-прикладное творчество

Направленность деятельности

художественная

Способ освоения содержания образования

словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный

Уровень освоения содержания образования

стартовый

Уровень реализации программы

начальное и среднее образование

Форма реализации программы

индивидуальная, групповая, работа по подгруппам

Продолжительность реализации программы

1 год



Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»


1.1. Пояснительная записка


Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа представляет собой разработанный курс художественной направленности по изготовлению мягких плоских и объемных игрушек из ткани.

Образовательная программа «Конструирование мягкой игрушки» стартового уровня усвоения, направлена на приобретение учащимися умений и навыков по кройки и шитью плоской, полуобъемной и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями.

Актуальность программы. Программа «Конструирование мягкой игрушки» направлена на развитие творческих способностей ребенка, (учащихся) при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно, заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.

Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У учащихся воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:

радость общения;

удовлетворение результатами своего труда;

исключение боязни неудачи (любой результат положителен);

создание обстановки взаимопомощи.

Новизна образовательной программы заключается в том, что в данной программе конкретизирован тематический план занятий кружка детского объединения конкретными изделиями, в соответствии с планом разработаны конспекты занятий с сопровождающим материалом (презентации, образцы игрушек, выкройки и т.п.).

Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в использовании новых оригинальных технологиях изготовления мягких игрушек. Для обучения используется метод проектирования. Учащиеся учатся разрабатывать мини-проекты, коллективные творческие проекты, индивидуальные творческие проекты, составлять презентацию.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность), формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.), методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.), средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы, доступные для детей) содействуют в развитии индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса детей, позволяют научить учащихся ценить наследие народного творчества.

Едва ребёнок начинает узнавать и познавать окружающий мир, игрушка становиться его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка не только забава и развлечение, но и способ творческого самовыражения ребёнка, при обретении реальных жизненных навыков, они обучают и развивают детей, учат их таким важным понятиям, как красота и доброта. Именно она помогает развитию его фантазии, формирует бережное отношение к окружающему миру. Повзрослев, дети с радостью учатся шить, чтобы создать свою игрушку-мечту.

Отличительной особенностью данной программы является и то, что созданная своими руками игрушка, решает и материальную проблему – приобретение подарков, так как, имея минимум материала, можно подготовить оригинальные изделия, затратив немного времени.

Программа разработана с учётом творческого роста учащихся и с усложнением технологии в изготовлении игрушки и допускает варьирование тем, зависящих от наличия материала и подготовленности воспитанников.

В программу включен региональный компонент – знакомство с традициями и обычаями русского народа, изготовление игрушек по мотивам легенд и сказок.

Содержание программы содействует развитию творческого потенциала детей, их умений и навыков и предусматривает индивидуально-дифференцированный подход в обучении, что связано с разновозрастным составом воспитанников и разным уровнем их подготовленности.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного выполнения, составленные на основе авторских разработок.

Адресат программы. Данная программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 10 до 12 лет.

Объём и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год – 144 часа. Периодичность занятия: два занятия в неделю по 2 часа (1 час – 45 минут).

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает всех необходимых материалов и иллюстраций, теоретическая часть является компактной и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Виды занятий:

Для реализации программы используется целостная система занятий:

ознакомление с новым материалом;

закрепление изученного;

занятия применения знаний и умений;

занятия обобщения и систематизации знаний;

занятия проверки и коррекции знаний и умений;

комбинированные занятия.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам.

Проверить результаты обучения позволяет итоговая аттестация учащихся. Дополнительные показатели – результаты участия в конкурсах, фестивалях, выставках на учрежденческом, муниципальном и региональном уровнях. На заключительном занятии по каждой пройденной теме проводится подведение итогов, анализ работ, выполненных детьми.


1.2. Цель и задачи программы


Цель: способствование развитию творческого потенциала, духовной и эстетической культуры, художественного вкуса учащихся в процессе конструирования и изготовления игрушки, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, самовыражение.

Задачи:

Обучающие:

познакомить:

с историей развития народной игрушки как об одном из видов декоративно-прикладного творчества;

с основами цветоведения;

историей возникновения и развития лоскутной мозаики.

Научить:

научить различным видам ручных швов;

технике (правила раскроя деталей) изготовления игрушки из меха и ткани;

изготовлению сувениров при использовании природного материала;

изготовлению сувениров с элементами ситцевой мозаики.

научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей игрушки.

Развивающие:

развивать:

творческую активность, фантазии и воображение, образное мышление, глазомер, создавать условия для самореализации детей;

развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал.

Воспитывающие:

воспитать:

трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность, настойчивость в достижении цели, коммуникабельность, чувство коллективизма;

способность к саморазвитию;

любовь к природе, ко всему прекрасному.

1.3. Содержание программы


Учебный план


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика



Вводное занятие. Цели. Задачи. Содержание и формы занятий. Техника безопасности. Диагностика

2

1

1

Входная диагностика

1

Сведения о материалах, применяемых при изготовлении мягкой игрушки.

2

2

-

Беседа

2

Виды швов, их выполнение

6

1

5

Беседа

3

Сувенирная мастерская

46

7

39


3.1. Общие принципы изготовления сувениров

10

7

3

Беседа

3.2. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Котик».

6

-

6

Мини выставка

3.3. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Медвежонок»

6

-

6

Мини выставка

3.4. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Зайчик»

6

-

6

Мини выставка

3.5. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Гусеница»

6

-

6

Мини выставка

3.6. Технология изготовление сувениров по выбору детей: «Домовенок»

6

-

6

Мини выставка

3.7. Технология изготовление сувениров по выбору детей: «Собачка»

6

-

6

Мини выставка

4

Новогодние подарки

18

3

15


4.1. «Из истории новогодних праздников. Новогодняя атрибутика»

3

3

-

Беседа

4.2. Технология изготовление новогодних персонажей: «Дед Мороз»

5

-

5

Беседа

4.3. Технология изготовления новогодних персонажей: «Снегурочка»

5

-

5

Презентация проекта

4.4. Технология изготовления новогодних персонажей: «Снеговик»

5

-

5

Презентация проекта

5

Играем в лоскутки

22

4

18


5.1. Лоскутная мозаика. Ситцевая мозаика

1

1

-

Беседа

5.2. Технология изготовления русской безликой куклы

7

1

6

Презентация проекта

5.3. Технология изготовление подушечки - игольницы с элементами ситцевой мозаики

7

1

6

Презентация проекта

5.4. Технология изготовления куклы-закрутки: скоморох

7

1

6

Презентация проекта

6

Весенняя сказка

18

4

14


6.1.Традиции праздников: 8-е марта, «Пасха»

2

2

-

Беседа

6.2. Технология изготовления сувениров по готовым выкройкам с опорой на образец: «Птичка-веснянка»

8

1

7

Презентация проекта

6.3. Технология изготовление сувениров по готовым выкройкам с опорой на образец: «Цыплёнок в корзине»

8

1

7

Презентация проекта

7

Коллективная работа по созданию фонда образцов и сувениров

20

4

16


7.1. Выбор сувенира. Подбор материалов. Раскрой

5

3

2

Беседа

7.2. Соединение мелких деталей

4

-

4


7.3. Соединение мелких деталей

4

-

4


7.4. Набивка форм, сборка игрушки

4

-

4

Анализ работы

7.5. Отделочные работы

3

1

2

Презентация проекта

8

Оформление и проведение выставки

8

2

6

Выставка

Итоговое занятие

4

3

1

Заключительная диагностика.

Итого:

144

29

115



Содержание учебного плана


Вводное занятие.

Теория: Цели и задачи, содержание и формы занятий в объединении; ознакомление с учебным помещением, образцами изделий, выполненных педагогом; техника безопасности.

Практика. Диагностика: умение пользоваться иглой нитками, знание стежков, инструменты и материалы, используемые для шитья.


Раздел 1. Сведения о применяемых материалах.

Теория. Краткие сведения о мехе и тканях. Сырьё, применяемое для набивки изделий. Заготовка и хранение выкроек-лекал. Нитки.


Раздел 2. Виды швов. Их выполнение.

Теория. Беседа «Виды швов, используемые для изготовления мягкой игрушки.

Практика. Выполнение швов.


Раздел 3. Сувенирная мастерская.

Тема 3.1. Общие принципы изготовления сувениров.

Теория. Беседа о сувенирах, их применение и назначение «История народной игрушки». Знакомство со строением туловища игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки.

Практика. Размещение деталей выкройки, изготовленной педагогом, на ткани или на меху. Раскрой. Сборка игрушек и набивка форм. Отделка игрушек.


Тема 3.2. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Котик».

Теория. Знакомство со строением туловища игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки.

Практика. Размещение деталей выкройки, изготовленной педагогом, на ткани или на меху. Раскрой. Сборка игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.


Тема 3.3. Изготовление сувениров по выбору детей: «Медвежонок».

Теория. Знакомство со строением туловища игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки.

Практика. Размещение деталей выкройки, изготовленной педагогом, на ткани или на меху. Раскрой. Сборка игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.


Тема 3.4. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Зайчик».

Теория. Знакомство со строением туловища игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки.

Практика. Размещение деталей выкройки, изготовленной педагогом, на ткани или на меху. Раскрой. Сборка игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.


Тема 3.5. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Гусеница».

Теория. Знакомство со строением туловища игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки.

Практика. Размещение деталей выкройки, изготовленной педагогом, на ткани или на меху. Раскрой. Сборка игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.


Тема 3.6. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Домовенок».

Теория. Знакомство со строением туловища игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки.

Практика. Размещение деталей выкройки, изготовленной педагогом, на ткани или на меху. Раскрой. Сборка игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.


Тема 3.7. Технология изготовления сувениров по выбору детей: «Собачка».

Теория. Знакомство со строением туловища игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани. Материалы, используемые для оформления игрушки.

Практика. Размещение деталей выкройки, изготовленной педагогом, на ткани или на меху. Раскрой. Сборка игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.


Раздел 4. Новогодние подарки.

Тема 4.1. «Из истории новогодних праздников. Новогодняя атрибутика».

Теория. Из истории новогодних праздников. Новогодняя атрибутика.


Тема 4.2. Технология изготовления новогодних персонажей: «Дед Мороз».

Теория. Дед Мороз – главное лицо Нового года. Особенности изготовления игрушки.

Практика. Изготовление сувенира по готовым выкройкам с опорой на образец. Использование природного материала в изготовлении игрушки.


Тема 4.3. Технология изготовления новогодних персонажей: «Снегурочка».

Теория. Правила вручения и получения подарков, обычаи и традиции новогоднего праздника. «Новогодний персонаж – Снегурочка». Образ Снегурочки в русских народных сказках.

Практика. Изготовление игрушки по готовым выкройкам с опорой на образец с использованием природного материала.


Тема 4.4. Технология изготовления новогодних персонажей: «Снеговик».

Теория. Внешний облик Снеговика.

Практика. Изготовление игрушки по готовым выкройкам с опорой на образец с использованием природного материала.


Раздел 5. Играем в лоскутки.

Тема 5.1. Лоскутная мозаика. Ситцевая мозаика.

Теория. Лоскутная пластика – пэчворке. История возникновения и развития лоскутной пластики.


Тема 5.2. Технология изготовления русской безликой куклы.

Теория. Русская безликая кукла её роль в традициях народа.

Практика. Подбор ткани, сочетающейся в цветовом отношении. Изготовление куклы.


Тема 5.3. Технология изготовления подушечки - игольницы с элементами ситцевой мозаики.

Теория. Основы цветоведения. Орнамент. Техника соединения лоскутов.

Практика. Изготовление трафаретов, обтяжка их тканью, соединение обтянутых трафаретов ручным методом.


Тема 5.4. Технология изготовления куклы-закрутки: скоморох.

Теория. Кукла – закрутка, методика скрутки куклы.

Практика. Выбор ткани, раскрой куклы, изготовление куклы, отделочные работы.


Раздел 6. «Весенняя сказка».

Тема 6.1. Традиции праздников: 8-е марта, «Пасха».

Теория. Весенние праздники. Традиции праздников, подарки, украшения, символика.


Тема 6.2. Изготовление сувениров по готовым выкройкам с опорой на образец: «Птичка-веснянка».

Теория. Весенние птицы. Особенности строения туловища, подбор материала.

Практика. Раскладка выкроек-лекал на ткани, обмеловка, раскрой, соединение деталей кроя, изготовление птички, отделочные работы.


Тема 6.3. Изготовление сувениров по готовым выкройкам с опорой на образец: «Цыплёнок в корзине».

Теория. Символика пасхального яйца.

Практика. Раскладка выкроек-лекал на ткани, обмеловка, раскрой, соединение деталей кроя, изготовление цыплёнка, отделочные работы.

Раздел 7. Коллективная работа по созданию фонда образцов и сувениров.

Тема 7.1. Выбор сувенира. Подбор материалов. Раскрой.

Теория. Обсуждение и выбор коллективной работы из нескольких вариантов. Методика раскладки и раскроя игрушек, техника кроя, норма расхода материала.

Практика. Раскладка выкроек-лекал на выбранном материале, обмеловка, раскрой.


Тема 7.2. Соединение мелких деталей.

Теория. Направление ворса при раскрое, направление нити основы и утка, лицевая и изнаночная сторона.

Практика. Сборка мелких деталей, применение стежков: «иголочка вперёд», «иголочка назад».


Тема 7.3. Соединение крупных деталей.

Теория. Методика соединения крупных деталей.

Практика. Соединение крупных деталей с соблюдением контрольных знаков.

Тема 7.4. Набивка форм, сборка игрушки.

Теория. Материал, используемый в набивке игрушки. Последовательность сборки игрушки.

Практика. Набивка мелких и крупных деталей выбранным материалом, соединение мелких и крупных деталей.


Тема 7.5. Отделочные работы.

Теория. Эстетика выполненной работы; правила подбора материала для отделки игрушки: волосы, глаза, нос, рот и т.д.

Практика. Изготовление волос, глаз, носа, языка, щёк и т.д. Пошив одежды.

Раздел 8. Оформление и проведение выставки.

Теория. Анализ работы за учебный год.

Практика. Выбор работ для оформления и проведения итоговой выставки.


Итоговое занятие

Теория. Проверка знаний, умений и навыков воспитанников в форме самостоятельной работы: выполнение стежков, раскрой по готовым лекалам, изготовление сувенира по заготовкам педагога.

Практика. Анализ и обсуждение результатов. Итоговая выставка творческих работ. Презентация.


1.4. Предполагаемые результаты

Предметные результаты:

знание истории возникновения изученных видов декоративно-прикладного творчества, их разновидности;

знание видов инструментов для работы по изготовлению мягкой игрушки, умение применять их в работе;

знание алгоритмов выполнения мягкой игрушки;

овладение навыками изготовления мягкой игрушки из различных материалов;

овладение способами отделки различных работ;

создание творческих работ на основе собственного замысла;

соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами.

Личностные результаты:

мотивация к обучению, готовности и способности к саморазвитию на основе изученного материала;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимание; - освоение социальных норм и правил поведения в группе;

развитие воли, целеустремлённости, креативности, инициативности, трудолюбия, дисциплинированности.

Метапредметные результаты:

освоение способов решения проблем творческого характера; -

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

работать индивидуально и в группе;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



Будут знать

Будут уметь

историю возникновения мягкой игрушки, безликой куклы и куклы закрутки;

историю народной игрушки и лоскутной мозаики;

разновидности швов, используемых в изготовлении мягкой игрушки;

технику выполнения игрушки;

материалы, инструменты, приспособления, используемые при изготовлении мягкой игрушки;

варианты оформления изделий

выполнять различные виды ручных швов;

правильно раскраивать детали игрушки из меха и ткани;

использовать природный материал при изготовлении сувениров;

изготовлять сувениры с элементами лоскутной мозаики

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель –

Количество учебных дней –

Начало занятий групп первого года обучения – с ___ сентября, окончание занятий – ____.


2.2. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение


Материалы:

  • нитки разных фактур;

  • картон, бумага писчая;

  • акриловые краски;

  • клей ПВА; клей «Момент»;

  • ленты;

  • ткань различной фактуры, мех натуральный и искусственный, трикотажное полотно;

  • синтепон; поролон; вата,

  • пуговицы;

  • кожа натуральная и искусственная;

  • нитки: швейные, шерстяные, синтетические.

Инструменты:

  • карандаши, фломастеры;

  • иглы; булавки;

  • ножницы;

  • крючки для вязания;

  • линейка;

  • кнопки;

  • ластик;

  • вспарыватель;

  • шило;

  • электрический утюг;

  • швейная машина.

Приспособления:

  • коробки для хранения инструментов и материалов;

  • х/б салфетки;

  • шаблоны, лекала;

  • калька;

  • сантиметр;

  • миллиметровка.


Дидактико-методическое обеспечение

Учебно-наглядные пособия:

  • по основам цветоведения,

  • технологические карты по основам выполнения прошивания различных швов;

  • технологические карты по основам изготовления и оформления мягкой игрушки;

  • образцы готовых изделий по темам;

  • набор выкроек-лекал игрушек;

  • шаблоны.

Раздаточный дидактический материал:

  • лекала, рисунки будущих работ;

  • заготовки для будущих поделок.

Методический фонд и средства обучения:

  • авторские работы по изучаемому творчеству;

  • литература по видам творчества;

  • тематические папки с подбором наглядного и познавательного материала по темам и разделам;

  • тематические беседы;

  • конспекты занятий;

  • методичка по изготовлению мягкой игрушки;

  • диагностика;

  • игровые, конкурсные программы.


Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.


2.3. Формы аттестации

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:

Входная диагностика, беседа, просмотр, мини выставка, презентация проектов, анализ работы, выставка, итоговая диагностика.


Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, промежуточный и итоговый контроль учащихся.

Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся.

Входной контроль осуществляется в начале первого года обучения.

Промежуточный контроль: осуществляется после изучения раздела программы и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала.

Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.

Кроме того, учебно-тематический план содержит в себе вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие — промежуточную или итоговую диагностику, выставку и презентацию творческих работ учащихся.


2.4 Оценочные материалы

Для проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики учащихся используются диагностические методики (Здесь можно выбрать или свои написать):

Развитие познавательных процессов:

«Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);

«Пиктограмма» (А.Р. Лурия);

«Запомни и расставь точки».

Личностное развитие учащихся:

«Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник);

«16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла» (детский вариант, адаптированный Э.М. Александровской);

«Методика определения самооценки детей» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

«Кактус» (М.А. Панфилова);

«Цветовой тест Люшера».


Технологии, формы и методы обучения

В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии.

Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с учетом возрастных особенностей.

Методы обучения по программе разнообразны. Наиболее эффективными можно считать следующие:

словесный (осуществляется через беседы об основах кроя и шитья игрушек, инструктажи о правилах поведения на занятиях).:

наглядный (показ воспитанникам образцов и готовых игрушек, приемов изготовления мягкой игрушки);

практический (последовательное освоение этапов изготовления игрушки, выполнение практических заданий, самостоятельных работ, домашних заданий);

объяснительно-иллюстративный (демонстрация учебных наглядных пособий, плакатов).

Формы проведения занятий разнообразны: конкурсы, викторины, беседы, игры – путешествия, занятие – сказка, экскурсия, творческий конкурс.

В процессе обучения для закрепления материала, расширения кругозора, изучения истории игрушки народов мира и воспитания художественного вкуса у детей программой предусмотрены организация, оформление и проведение тематических, авторских и итоговых выставок детских работ.

В зависимости от темы и целей занятие может приобретать форму не только практического занятия, но и беседы. Проведение практических занятий может быть организовано по-разному: коллективная форма – для создания большой работы (панно), индивидуальная.

В раздел практической работы входит и самостоятельная работа воспитанников, как на занятии, так и в виде задания на дом.

Формы подведение итогов:

Это из учебного плана, необходимо взять из учебного плана (Там выставка и диагностика)

  • коллективное и индивидуальное участие детей в тематических выставках, смотрах, конкурсах;

  • использование детских работ (как поощрение) в оформлении классной комнаты, интерьера коридора;

  • итоговая аттестация обучающихся (контрольно-тестовые задания).


Методическое обеспечение программы


Название раздела темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы занятий

Приёмы и методы

Форма контроля

1.Вводное занятие. Диагностика.

Листы А-4; карандаши; нитки швейные; ткань

Словестный, беседа

самостоятельная работа

Просмотр

2.Материаловедение и оборудование.

Компьютер, экран, презентации по теме.

практическое задание

Занятия-игра

Словесный,

Беседа

Практический

Просмотр

3. Виды швов, их выполнение.

Образцы выполнения швов в альбоме; иголки, нитки, ножницы, ткань.

Словесный,

практический.

Словестные, наглядные, самостоятельные работы учащихся.

Просмотр исполнения

4. Раскрой изделия. Сборка изделия, набивка форм, отделочные работы.

Компьютер, экран, презентации. Изделия, ткань, вата, синтепон, ножницы, отделочные элементы.

Беседа, наглядный, практический.

Просмотр презентаций. Самостоятельные работы учащихся.

Просмотр, мини-выставка

5. Сувенирная мастерская

Нитки разных фактур (шерстяные, синтетические); картон, бумага писчая; клей ПВА и «Момент»; ленты; ткань различной фактуры, мех натуральный и искус-ый, трикотажное полотно, вата, синтепон, кожа натуральная и искусственная; пуговицы , образцы игрушек.

Словесный, наглядный, практический.

Конкурсы, обрядовые праздники, беседы,

Словесный: рассказ, объяснение, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративныйрепродуктивный

Просмотр презентаций.

Беседа, практическое задание, творческий конкурс.

Конкурсы, обрядовые праздники, беседы, игры-путешествия, занятие – сказка, экскурсия

Опрос, беседа, просмотр, конкурс, викторина, мини – выставка.

6. Новогодние подарки.

7. Лоскутная мозаика.

8. Кукла–закрутка.

9. Комбинированная объёмная игрушка.

10. Театральная игрушка.

11. Плоская и полуобъёмная игрушка.

12. Выставки и конкурсы.

Листы: цветные карандаши, краски.

Оформление выставки. Демонстрация работ учащихся.

Творческий конкурс

Беседа, просмотр, конкурс, викторина.

13. Зачётная работа.

Материалы для работы, инструменты и приспособления.

Изделие.

Беседа, самостоятельная работа учащихся.

Словестный, наглядный.

Опрос, беседа, просмотр, конкурс, мини – выставка.

14. Итоговое занятие. Диагностика

Тест. Изделия учащихся.

Беседа. Демонстрация.

Словестный, наглядный.

Мини–выставка. Просмотр



Список литературы

для педагога:

1. Н.М. Волчек – Лоскутное шитьё: Швейная мастерская дома-Мн.: Современный литератор-2000

2. А.М. Гукасова – Рукоделие в начальных классах: Книга для учителя по внеклассной работе- М.: Просвещение- 1985

3. Т.И. Ерёменко – Иголка волшебница- М.: Просвещение - 1997

4. О.С. Молотабарова – Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков-М.: Просвещение-1993

5. О.В. Павлова – Технология. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т.Н. Пресняковой.- Волгоград: Учитель- 2006

6. Л.С. Пучнова – Кружок художественного вязания- М.: Просвещение- 1988

7. Ю.К. Рыбакова – Шьём для дома. Большая коллекция мелочей М.: ООО « ТД Издательство мир книги»- 2006

8. Е.Е. Цамуталина – 100 поделок из ненужных вещей.- Академия развития: Академия Холдинг – 2004

9. Алла Столярова « Игрушки-подушки» М. «Культура и традиции» 2003 г.


для учащихся и родителей:

1. Т.И. Ерёменко – Иголка волшебница- М.: Просвещение- 1997

2. О.С. Молотобарова – Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков- М.:

3. Ю.К. Рыбакова – Шьём для дома. Большая коллекция мелочей-М.: ООО «ТД Издательство мир книги»- 2006

4. Е.Е. Цамуталина – 100 поделок из ненужных вещей.-Академия развития: Академия Холдинг- 2004

5. Агапова И., Давыдова М. «Мягкая игрушка своими руками» Мю Айрис-Пресс. 2003 г.
















Приложение №1


Календарно-тематический график


п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма контроля

1

Сентябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Вводное занятие.

Теоретическая часть: цели и задачи, содержание и формы занятий в объединении; ознакомление с учебным помещением, образцами изделий, выполненных педагогом; техника безопасности.

Практическая часть. Диагностика: умение пользоваться иглой, нитками, знание стежков; инструменты и материалы, используемые для шитья.

Кабинет №18

Просмотр выполненных работ.

2

Сентябрь


14.20-15.50

Групповая


2

Сведения о применяемых материалах.

Краткие сведения о мехе и тканях. Сырьё, применяемое для набивки изделий; заготовка и хранение выкроек-лекал; нитки

Кабинет №18

Просмотр

3

Сентябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Виды швов, используемые для изготовления мягкой игрушки.

Кабинет №18

Просмотр

4

Сентябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Виды швов. Их выполнение.

Практическая часть: выполнение швов.

Кабинет №18

Просмотр

5

Сентябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Виды швов. Их выполнение.

Практическая часть: выполнение швов.

Кабинет №18

Просмотр

6

Сентябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Сувенирная мастерская. Изготовление сувениров по выбору детей. Беседа о сувенирах, их применение и назначение. История народной игрушки.

Кабинет №18

Просмотр

7

Сентябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Знакомство со строением туловища игрушки «Котик». Материалы, используемые для оформления игрушки. Подборка материала для игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани.

Кабинет №18

Просмотр

8

Сентябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Изготовление лекал. Размещение деталей выкройки на ткани. Раскрой игрушек.

Кабинет №18

Просмотр

9

10

Сентябрь

Октябрь


14.20-15.50

Групповая

4

Сборка деталей игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.

Кабинет №18


Просмотр

11

Октябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Знакомство со строением туловища игрушки «Медвежонок». Материалы, используемые для оформления игрушки. Подборка материала для игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани.

Кабинет №18

Просмотр

12

Октябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Изготовление лекал. Размещение деталей выкройки на ткани. Раскрой игрушек.

Кабинет №18

Просмотр

13,14

Октябрь


14.20-15.50

Групповая

4

Сборка деталей игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.

Кабинет №18

Просмотр

15

Октябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Знакомство со строением туловища игрушки «Зайчик». Материалы, используемые для оформления игрушки. Подборка материала для игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани.

Кабинет №18

Просмотр

16,17

Октябрь


14.20-15.50

Групповая

4

Изготовление лекал. Размещение деталей выкройки на ткани. Раскрой игрушек.

Сборка деталей игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.

Кабинет №18

Просмотр

18

Октябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Знакомство со строением туловища игрушки «Гусеница». Материалы, используемые для оформления игрушки. Подборка материала для игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани.

Кабинет №18

Просмотр

19

Ноябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Изготовление лекал. Размещение деталей выкройки на ткани. Раскрой игрушек.

Кабинет №18

Просмотр

20,21

Ноябрь


14.20-15.50

Групповая

4

Сборка деталей игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.

Кабинет №18

Просмотр

22

Ноябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Знакомство со строением туловища игрушки «Домовёнок». Материалы, используемые для оформления игрушки. Подборка материала для игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани.

Кабинет №18

Просмотр

23

24

Ноябрь


14.20-15.50

Групповая

4

Изготовление лекал. Размещение деталей выкройки на ткани. Раскрой игрушек.

Сборка деталей игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.

Кабинет №18

Просмотр

25

Ноябрь


14.20-15.50

Групповая

2

Знакомство со строением туловища игрушки «Собачка». Материалы, используемые для оформления игрушки. Подборка материала для игрушки. Правила раскроя деталей игрушки из меха и ткани.

Кабинет №18

Просмотр

26

27

28

Ноябрь


Декабрь


14.20-15.50

Групповая

6

Изготовление лекал. Размещение деталей выкройки на ткани. Раскрой игрушек.

Сборка деталей игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.

Кабинет №18

Мини-выставка

29

Декабрь


14.20-15.50

Групповая

2

Новогодние подарки. Из истории новогодних праздников. Новогодняя атрибутика.

Кабинет №18

Просмотр

30

31


Декабрь


14.20-15.50

Групповая

4

«Дед Мороз - главное лицо Нового года». Особенности изготовления игрушки.

Раскрой игрушек. Сборка деталей игрушки и набивка форм. Отделка игрушки.

Кабинет №18

Просмотр

32

33

34


Декабрь


14.20-15.50

Групповая

6

«Новогодний персонаж - Снегурочка» Образ Снегурочки в русских народных сказках. Изготовление новогодних сувениров по готовым выкройкам с опорой на образец.

Кабинет №18

Новогодний конкурс игрушек и сувениров

35

36

37


Декабрь


14.20-15.50

Групповая

6

Внешний облик Снеговика, изготовление игрушки по готовым выкройкам с опорой на образец , с использованием природного материала. Отделка игрушки.

Кабинет №18

Просмотр

38

39

Январь


14.20-15.50

Групповая

4

Играем в лоскутки. Лоскутная мозаика.

Из истории возникновения и развития лоскутной пластики : пэчворк и ситцевая мозаика.

Кабинет №18

Школьный музей

Просмотр

40

41

42

Январь


Февраль


14.20-15.50

Групповая

6

Русская безликая кукла. Её роль в традициях народа.

Подбор ткани, сочетающихся в цветовом отношении, изготовление куклы.

Кабинет №18

Просмотр

43

44

45

Февраль


14.20-15.50

Групповая

6

Изготовление подушечки - игольницы с элементами ситцевой мозаики.

Основы цветоведения. Орнамент. Техника соединения лоскутов. Изготовление трафаретов, обтяжка их тканью, соединение обтянутых трафаретов ручным методом.

Кабинет №18

Просмотр

46

47

48

Февраль


14.20-15.50

Групповая

6

Изготовление куклы - закрутки: скоморох. «Кукла – закрутка», методика скрутки куклы. Выбор ткани, раскрой куклы, изготовление куклы, отделочные работы.

Кабинет №18

Мини-выставка

49

Февраль


14.20-15.514.20-

Групповая

2

«Весенняя сказка».

Традиции праздников: «Пасха», «8-е марта». «Весенние праздники. Традиции праздников, подарки, украшения, символика». Изготовление сувениров по готовым выкройкам с опорой на образец.

Кабинет №18

Просмотр

50

51

Март


14.20-15.50

Групповая

4

Птичка - веснянка.

Беседа о весенних птицах, особенности строения туловища, подбор материала.

Раскладка выкроек - лекал на ткани, раскрой, соединение деталей кроя, изготовление птички отделочные работы.

Кабинет №18

Просмотр

52

53

Март


14.20-15.50

Групповая

4

Цыплёнок в корзине.

«Символика пасхального яйца». Раскладка выкроек лекал на ткани, раскрой, соединение деталей кроя, изготовление цыплёнка, отделочные работы.

Кабинет №18

Просмотр

54

55

Март


14.20-15.50

Групповая

4

Цыплёнок в корзине.

Теоретическая часть: «Символика пасхального яйца».

Практическая часть: раскладка выкроек - лекал на ткани, раскрой, соединение деталей кроя, изготовление цыплёнка, отделочные работы.

Кабинет №18

Просмотр

56

57

Март


14.20-15.50

Групповая

4

Коллективная работа по созданию фонда образцов и сувениров.

Обсуждение и выбор коллективной работы из нескольких вариантов. Беседа о методике раскладки и раскроя игрушек, техника кроя, норма расхода материала.

Раскладка выкроек - лекал на выбранном материале, обмеловка, раскрой.

Кабинет №18

Просмотр

58

59

Апрель


14.20-15.50

Групповая

4

Соединение мелких деталей.

Направление ворса при раскрое, направление нити основы и утка, лицевая и изнаночная сторона. Сборка мелких деталей, применение стежков: «иголочка вперёд», «иголочка назад».

Кабинет №18

Просмотр

60

61

Апрель


14.20-15.50

Групповая

4

Соединение крупных деталей.

Методика соединения крупных деталей.

Соединение крупных деталей с соблюдением контрольных знаков.

Кабинет №18

Просмотр

62

63

Апрель


14.20-15.50

Групповая

4

Набивка форм, сборка игрушки.

Выбор материала, используемого в набивке игрушки. Последовательность сборки игрушки. Набивка мелких и крупных деталей, выбранным материалом, соединение мелких и крупных деталей.

Кабинет №18

Просмотр

64

65

66

Апрель


Май


14.20-15.50

Групповая

6

Отделочные работы.

Эстетика выполненной работы. Правила подбора материала для отделки игрушки: волосы, глаза, нос, рот и.т.д.

Изготовление волос, глаз, носа, языка, щёк и.т.д. Пошив одежды.

Кабинет №18

Просмотр

67

68

69

70

Май


14.20-15.50


8

Оформление и проведение выставки.

Анализ работы за учебный год. Выбор работ для оформления и проведения итоговой выставки.

Кабинет №18

Итоговая выставка

71



14.20-15.50


2

Итоговая аттестация.

Проверка знаний, умений и навыков воспитанников в форме самостоятельной работы: выполнение стежков, раскрой по готовым лекалам, изготовление сувенира по заготовкам педагога.

Кабинет №18

Проверка

72



14.20-15.50


2

Итоговое занятие.

Кабинет №18

Анализ работы кружковцев.

Приложение 2


Алгоритм проведения занятия:

Успешные методы проведения занятий способствуют заинтересованности детей творчеством. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий. Для того чтобы правильно организовать занятие его необходимо поделить на следующие этапы:

  • Организация. Санитарно-гигиенические требования.

  • Повторение пройденного материала.

  • Изложение нового материала.

  • -Подготовка к практической работе.

  • Практическое выполнение задания.

  • Заключительная беседа. Подведение итогов.

  • Уборка рабочих мест.

На заключительном занятии по каждой пройденной теме проводится подведение итогов, анализ выполненной детьми работы.


Основные технологические этапы изготовления мягкой игрушки:

Мягкая игрушка выполняется в определенной технологической последовательности:

  • выбор вида игрушки;

  • составление эскиза к изделию;

  • подбор ткани, меха и.т.д.;

  • раскладка выкройки на ткани, на меху;

  • раскрой деталей изделия;

  • сборка мелких деталей;

  • сборка крупных деталей;

  • набивка деталей наполнителем;

  • сборка крупных и мелких деталей;

  • оформление работы.


Организация рабочего места.

На рабочем столе не должно быть ничего лишнего. Располагать инструменты и материалы на столе надо так, чтобы они не мешали работе, и их было удобно брать. Все необходимые инструменты должны находиться в шкатулках или специальных пеналах. Освещение должно быть левосторонним, чтобы падающая тень не загораживала изделие. Для удобства в работе сидеть необходимо правой стороной к столу.

Во время работы следует соблюдать порядок на рабочем месте.

Соблюдать правила ТБ при работе с иголкой и ножницами.

Не забывать об осанке, держать спину прямо.

После окончания работы привести рабочее место в порядок.

Приложение № 3


Методика подготовки и проведения выставки.

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, персональные.

Этапы организации и проведения выставок:

1. Определение темы, места, времени проведение выставки.

2. Составление тематико-экспозиционного плана.

3. Подбор и оформление экспонатов.

4. Открытие.

5. Проведение.

6. Закрытие.

7. Последействие.


Структура тематико-экспозиционного плана.

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели.

5. Задачи.

6. Композиционное построение.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ.

9. Требования к оформлению работ.

10. Дополнительное оформление выставки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!