Р
остовская область Неклиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федоровская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ Федоровской СОШ ______________Землякова Е.В. 28.08.2020 года | «Утверждаю» Директор МБОУ Федоровской СОШ _______________________Петрова Н.В. Приказ № 74 от 28. 08. 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебный микрофон»
Направление: художественно-эстетическое
Возраст обучающихся 8-15 лет
Нормативный срок освоения программы – 1 год
Автор составитель:
Шпорт Татьяна Алексеевна
село Фёдоровка
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для вокального кружка «Волшебный микрофон» адаптирована и составлена для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями и с солистами. Данная рабочая программа основывается на основе методик вокального воспитания детей В. Попова, В. Соколова, Г. Струве, Б. Рачиной, О. Апраксиной, типовых программ, « Постановка певческого голоса»; « Музыкально–певческое воспитание детей», «Детский академический хор».
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по вокалу составлена в соответствии с правовыми документами: - Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, - Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295). - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660). -Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013г. № 1008, - Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования» и Уставом МБОУ Федоровской СОШ. - В соответствии с приказом Министерства просвещения российской Федерации № 196 от 09.11.2018 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (пункт №11 «Организации, осуществляющие образовательную деятельность».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Музыкальный центр
Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)
Ноутбук
Экран
Мультимедиапроектор
Синтезатор
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. (в электронном варианте)
2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2015. (в электронном варианте)
3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. (в электронном варианте)
4. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004. (в электронном варианте)
5. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. (в электронном варианте)
6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007. (в электронном варианте)
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с. (в электронном варианте)
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005. (в электронном варианте)
Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. www.standart.edu.ru
Министерство Образования и Науки РФ. www.минобрнауки.рф
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru
«Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru
Сайт для учителей музыки. http://meta-music.ru/singing
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/
Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога и учащихся
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей. Наиболее полно данные задачи реализуются в ансамблевом пении. Музыкальное воспитание как грань музыкально-эстетического предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, способности понимать и глубоко переживать содержание музыкального искусства. Важнейшим итогом музыкального воспитания является формирование общей культуры личности. Вокальное исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы в настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность. Вокал в системе общего образования занимает одно из центральных мест в факультативных занятиях «Творческой мастерской». Вокальное пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность. Вокальное исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность. В общеобразовательной школе, хоровой класс создает предпосылки для успешного воспитания слаженного детского коллектива.
1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.
Происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся. Происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром хора, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами.
В кружке вокального пения органически сочетаются воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами, каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Программа двух уровневая. В ней предусмотрены занятия с учениками начальной, средней и старшей школы. Требования к каждому уровню индивидуальны. Набор в вокальный кружок «Волшебный микрофон» осуществляется на базе учащихся общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 1 год и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
1.2 Цели и задачи учебного предмета
Цель программы
Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.
1.3 Срок реализации учебного предмета
Учебный план вокального кружка «Волшебный микрофон» предусмотрен на 1 год обучения и составляет 136 часов аудиторных занятий. Учитывая возраст обучающихся, было сформировано две возрастные группы – младшая (8-11 лет) и старшая (12-15 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность учебных занятий составляет: в младшей группе – 66 часов в год, в старшей группе - 70 часов в год.
Количество обучающихся – 40 человек.
Группа | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
Младшая группа | 2 ч | 66 |
Старшая группа | 2 ч | 70 |
Форма проведения аудиторных занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
Участники вокального кружка – постоянно действующий коллектив, «артисты» нашей школы, которые принимают участие во всей музыкальной школьной деятельности и создают поистине творческую атмосферу.
Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Методы и подходы обучения
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
А также и другие методы:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Вручение подарка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
Работа над дикцией, ударением.
1.6 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Основу школьного вокального кружка составляют:
Компьютер
Телевизор
музыкальные произведения в СД и DVD записях;
таблицы, плакаты с текстами песен;
портреты композиторов;
II. Содержание учебного предмета
2.1 Содержание знаний, умений, навыков детей:
Должны знать и определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Уметь:
верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы -до второй октавы.
Прогнозируемые результаты
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Занятия с солистами:
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
• умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
• участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
• услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
• умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
2.2 Содержание программы
1. Пение как вид музыкальной деятельности (20 часов).Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
2. Формирование детского голоса (20 часов). Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука
3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (16часов). Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности.
4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (12 часов). Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
2.3 Учебно-тематический план
№ | Наименование (разделов, модулей) темы | Количество часов (младшая группа) | Количество часов (старшая группа) |
1 | «Пение как вид музыкальной деятельности» | 20 | 20 |
2 | «Формирование детского голоса» | 20 | 20 |
3 | «Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» | 16 | 16 |
4 | «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры» | 10 | 14 |
Итого | 66 | 70 |
2.4 Календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Nп/п | Дата | Элементы содержания | Кол-во часов | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Формы организации занятий | Формы контроля, аттестации |
Всего | теория | практика |
«Пение как вид музыкальной деятельности» (20 часов) |
1-4 | 2.09 09.09 | Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | Ученик научится Понимать: правила пения. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками, Ученик получит возможность научиться Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное | групповая групповая | Беседа, наблюдение |
5-8 | 16.09 23.09 | Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | индивидуальная | Беседа, Наблюдение, прослушивание |
9-12 | 30.09 07.10 | Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Строение голосового аппарата. | групповая | Игровые задания |
13-16 | 14.10 21.10 | Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Правила охраны детского голоса. | | групповая | Беседа,опрос |
17-20 | 11.11 18.11 | Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Вокально-певческая установка. | | групповая | Беседа, прослушивание |
Формирование детского голоса (20 часов). |
21-24 | 25.11 02.12 | Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Звукообразование. | Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания Ученик получит возможность научиться Раскрыть творческое воображение фантазии, Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные | групповая | Беседа, опрос, подготовка к концерту ко дню матери |
25-28 | 09.12 16.12 | Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Певческое дыхание. | групповая | Открытый урок |
29-32 | 23.12 13.01 | Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Дикция и артикуляция. | : договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | групповая групповая групповая | Беседа, опрос, игровые задания для определения практических умений и теоретических знаний |
33-36 | 20.01 27.01 | Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Речевые игры и упражнения. |
37-40 | 03.02 10.02 | Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Вокальные упражнения. |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (16 часов). |
41-44 | 17.02 24.02 | Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. | 2 2 | - - | 2 2 | Народная песня. | Ученик научится Освоение жанра народной песни, её особенностей Ученик получит возможность научиться Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем Освоение классического вокального репертуара. Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. | групповая групповая групповая | Творческая работа Беседа, опрос, концерт ко Дню Матери Беседа, опрос |
45-48 | 03.03 10.03 | Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Произведения русских композиторов классиков. |
49-52 | 17.03 31.03 | Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Произведения современных отечественных композиторов. |
53-56 | 07.04 14.04 | Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности. | 2 2 | - - | 2 2 | Сольное пение. | | групповая | Творческая работа |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (10 часов). |
57-62 | 21.04 28.04 05.05 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | Путь к успеху | | групповая | Подготовка к концерту |
63-66 | 12.05 19.05 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. | 2 2 | - - | 2 2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | Ученик научится: Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса Ученик получит возможность научиться: Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | групповая | Отчётныйконцерт |
Итого | 66 ч | | | | |
Календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Nп/п | Дата | Элементы содержания | Кол-во часов | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Формы организации занятий | Формы контроля, аттестации |
Всего | теория | практика |
«Пение как вид музыкальной деятельности» (20 часов) |
1-4 | 3.09 10.09 | Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | Ученик научится Понимать: правила пения. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками, Ученик получит возможность научиться Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное | групповая групповая | Беседа, наблюдение |
5-8 | 17.09 24.09 | Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | индивидуальная | Беседа, Наблюдение, прослушивание |
9-12 | 01.10 08.10 | Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Строение голосового аппарата. | групповая | Игровые задания |
13-16 | 15.10 22.10 | Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Правила охраны детского голоса. | | групповая | Беседа,опрос |
17-20 | 05.11 12.11 | Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Вокально-певческая установка. | | групповая | Беседа, прослушивание |
Формирование детского голоса (20 часов). |
21-24 | 19.11 26.11 | Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Звукообразование. | Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания Ученик получит возможность научиться Раскрыть творческое воображение фантазии, Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные | групповая | Беседа, опрос, подготовка к концерту ко дню матери |
25-28 | 03.12 10.12 | Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Певческое дыхание. | групповая | Открытый урок |
29-32 | 17.12 24.12 | Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Дикция и артикуляция. | : договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | групповая групповая групповая | Беседа, опрос, игровые задания для определения практических умений и теоретических знаний |
33-36 | 14.01 21.01 | Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Речевые игры и упражнения. |
37-40 | 28.01 04.02 | Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Вокальные упражнения. |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (16 часов). |
41-44 | 11.02 18.02 | Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. | 2 2 | - - | 2 2 | Народная песня. | Ученик научится Освоение жанра народной песни, её особенностей Ученик получит возможность научиться Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем Освоение классического вокального репертуара. Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. | групповая групповая групповая | Творческая работа Беседа, опрос, концерт ко Дню Матери Беседа, опрос |
45-48 | 25.02 04.03 | Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Произведения русских композиторов классиков. |
49-52 | 11.03 18.03 | Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. | 2 2 | 1 1 | 1 1 | Произведения современных отечественных композиторов. |
53-56 | 01.04 08.04 | Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности. | 2 2 | - - | 2 2 | Сольное пение. | | групповая | Творческая работа |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (14 часов). |
57-62 | 15.04 22.04 29.04 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 1 1 | Путь к успеху | | групповая | Подготовка к концерту |
63-70 | 06.05 13.05 20.05 27.05 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. | 2 2 2 2 | 2 1 1 - | - 1 1 2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | Ученик научится: Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса Ученик получит возможность научиться: Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | групповая | Отчётныйконцерт |
Итого | 70 ч | | | | |
Примерный перечень песен для исполнения
Репертуар | Название песен |
Русские народные песни | «Ах вы сени, мои сени…» «Ой при лужку, при лужке» «Посею лебеду на берегу» «Во поле берёза стояла» «Солдатушки, бравы ребятушки» «Метелица зима» «Шёл казак на побывку домой» «Мой дед казак» |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | «Мой добрый учитель» «Мы дети твои, Россия!» «Подари улыбку миру» «Солнечный круг» «Неразлучные друзья» «Птицы белые» «Дорога к солнцу» «Антошка» |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | «Бременские музыканты» «Песенка Кота Леопольда» «Каникулы в Простоквашино» |
Упражнения и попевки | https://www.youtube.com/watch?v=NsOhnp0Hm2c https://www.youtube.com/watch?v=DDG99ixBlwM https://www.youtube.com/watch?v=AAhnUymfuPM https://www.youtube.com/watch?v=t9EPSvM1FEM&pbjreload=101 https://www.youtube.com/watch?v=xF934wBNMoY https://www.youtube.com/watch?v=iq1qG0B5q9o https://www.youtube.com/watch?v=eDnS1iTWeLg https://www.youtube.com/watch?v=8LqmlQhExxA https://www.youtube.com/watch?v=lw808Ek0_wM https://www.youtube.com/watch?v=lmbCRWUT7LY |
Принята на заседании Методического совета
МБОУ Федоровской СОШ
Протокол №1 от 28.08.2020 г.