СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний"предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных школ..

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №1»


Принято на заседании Утверждаю:_____________-

методического объединения Директор МАОУ «Голышмановская СОШ №1»

классных руководителей Агеева Л.П

Протокол от 15.06.2015г.№6 Приказ от 16.06.15г. №49/Д



Дополнительная общеобразовательная программа

«Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»


Возраст обучающихся 7 – 11 лет

Срок реализации – 4 года


Автор – составитель программы:

Наталья Анатольевна Бабурина


р.п. Голышманово



Пояснительная записка

Бабурина Н.А.Программа кужка « Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний » предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных школ , где есть возможность более широкого ознакомления детей с организацией сельскохозяйственного труда. Форма обучения – очная.

Программа составлена в соответствии требованиям ФГОС ООО. В Тюменской области принято постановление о реализации сетевого проекта «Агропоколение»

1.Постановление Тюменской областной Думы от 19.03.2015 №2723 «Об информации правительства Тюменской области о развитии сетевого проекта «Агропоколение»


Общие положения

Сетевой проект «АГРОПОКОЛЕНИЕ» направлен на создание условий для профессионального самоопределения

обучающихся и формирования мотивации к дальнейшему трудоустройству на селе.

В основе реализации проекта лежит сетевое использование ресурсов образовательных организаций общего, среднего и высшего образования, ведущих агропредприятий, других

заинтересованных хозяйствующих субъектов, негосударственных и общественных объединений региона.

Цель: Формирование устойчивой мотивации и профессиональной ориентации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности и жизни на селе.

Задачи сетевого проекта:

1.Внедрить в массовую практику работы систему профориентационных мероприятий для обучающихся сельских школ с учетом возрастных особенностей и востребованных форматов проведения.

2.Обеспечить на постоянной основе комплексное привлечение к реализации указанных мероприятий материально

-технических, информационных, кадровых ресурсов профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, ведущих агропредприятий региона и т.п.

3.Создать условия для развития высокого уровня профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающего формирование осознанного выбора постшкольной траектории жизнеустройства в сельской местности.

Планируемые результаты и социальные эффекты

1.Высокий уровень мотивации на получение профессий агротехнологического и иного профиля с последующим закреплением на селе.

2.Снижение «кадрового голода» во всех сферах социально-экономического развития сельских муниципальных образований.

3.Внедрение механизмов широкого использования ресурсов сетевого взаимодействия всех социальных партнёров для развития социо-культурной и кадровой инфраструктуры на селе.

4.Формирование высокого уровня профессионального самоопределения молодёжи после окончания образовательных организаций всех уровней обучения.

Участники сетевого проекта

1.Департамент образования и науки Тюменской области.

2.Департамент труда и занятости населения Тюменской области.

3.Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области.

4.Администрации городских округов и муниципальных районов.

5.Общеобразовательные учреждения.

6.Профессиональные образовательные организации агропромышленного профиля.

7.Государственный аграрный университет Северного Зауралья.

8.Агропредприятия,общественные объединения и др.

Структура и содержание сетевого проекта

Сетевой проект включает в себя три этапа:

1 этап: мотивационно-подготовительный;

2 этап: профессионального ориентирования;

3 этап: профессионального самоопределения.

Каждый этап сетевого проекта содержит комплекс мероприятий.

Содержание первого этапа сетевого проекта включает в себя:-создание на базе организации профессионального образования рабочей группы из представителей образовательных организаций общего, среднего и высшего

образования, ведущих агропредприятий, других заинтересованных субъектов и объединений, расположенных на территории муниципального образования, для определения общейпрограммы деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся иформированию мотивации к закреплению на селе;

-реализация общеобразовательными учреждениями совместно с организациями профессионального образования, органами местного самоуправления, центрами занятости населения программных мероприятий профориентационной направленности со всеми обучающимися сельских школ и их родителями;

-проведение итоговых социологических опросов обучающихся по выявлению интересов и склонностей, формирование на их основе мобильных групп школьников,

закрепление педагогов

-кураторов от организаций общего и профессионального образованияи определение соответствующих форматов и траектории дальнейшей работы по

профессиональному самоопределению школьников.

Результатом завершения первого этапа сетевого проекта являются сформированные мобильные группы обучающихся

с учётом возраста (1-6, 7-9, 10-11 классы) и интересов.

Цель курса «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» в начальных классах – формирование активной личности, проявляющей желание трудиться, через включение ребенка в трудовую деятельность с раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

1. дать:

- знания о понятии сельского хозяйства (растениеводство, животноводство);

- знания о выращивании сельскохозяйственных растений (животных) , способах ухода за ними;

2. научить:

- выращивать сельскохозяйственные растения;

3. воспитать:

- уважительное отношение к труду на земле и потребности трудиться; выработка самоконтроля, терпения, усидчивости, сосредоточенности;

4. формировать:

- представления о важности сельскохозяйственного труда в жизни людей; желание трудиться в одиночку, в паре, группе; умения распределять трудовые задания между собой.



Наиболее актуальными и значимыми для реализации задач являются следующие принципы:

  • Системность и последовательность занятий : 1 раз в неделю4

  • Научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных накчных знаний;

  • Доступность: от лёгкого к трудному, от простого с сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • Наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • Деятельностный подход: использование материалов для составления индивидуальных проектов и исследовательских работ, выступления и защиты;

Формы и методы работв:

  • изучение источников;

  • экскурсии;

  • встречи с интересными людьми;

  • посещение библиотек. музеев;

Структурно программа состоит из четырех разделов: жизнь села, осенние сельхоз работы, овощеводство, весенние сельхоз работы. В третьем и четвертом классе к разделу овощеводство добавлен раздел цветоводство, так как знания и умения выращивания цветочных культур способствуют расширению и обогащению практического опыта детей.



Актуальность данной программы обусловлена тем, что для сельскохозяйственного уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовую деятельность с самого раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде, уважения и любви к труду на земле.

В настоящее время все более широкие слои общества вынуждены заниматься крестьянским трудом, увеличивается число индивидуальных сельскохозяйственных предприятий. В условиях современного сельскохозяйственного производства психологическая, нравственная ориентация на крестьянский труд должна сочетаться с определенным объемом естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, так как только теоретическое знание позволяет поднять сельскохозяйственный труд на более высокий современный уровень.

Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о сельскохозяйственном укладе жизни, о способах выращивания овощных и цветочных культур, правилами ухода за ними.

Содержание курса включает теорию естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, понятия элементов агротехники, а также практические занятия по выращиванию, уходу за овощными и цветочными растениями (через проведение опытнической работы и наблюдений).

На изучение данной программы предусмотрено 1 часа в неделю в каждом классе.

Курс «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- сознательное участие в сельскохозяйственных работах;

-возникновение потребности и желания в выращивании овощных и цветочных растений;

- познание радости труда, в результате которого живое растение рождается, развивается, проходит полный цикл от семени до семени.

Приоритетными методами являются практические работы, наблюдения. исследование. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за овощами и цветами. Практическая деятельность при обучении курса включает в себя как освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, так и включает учащихся в игровую и практическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы представлены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации содержания программы практические работы.

Организация наблюдений за ростом и развитием растений исходит из того, что существенными моментами являются систематичность, относительная непрерывность процесса наблюдения, учет и обобщение наблюдаемых фактов.

Наблюдения условно делятся на два этапа: первый – непосредственно наблюдения за ростом и развитием растений, второй – запись результатов наблюдений

Учебные вопросы по темам курса распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Изучение программы курса в каждом классе целесообразно заканчивать подведением итогов (результатов, выводов) наблюдений и практических работ с целью выявления и закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

Естественным логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями, работа на садовом участке (даче) в летний период.

Тематическое планирование

Разделы и темы

Количество часов по классам

Жизнь села

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

Осенние сельскохозяйственные работы

7

7

7

7

Овощеводство.

Овощеводство. Цветоводство

17

17


17


17

Весенние сельскохозяйственные работы

8

8

8

8

Итого

34

34

34

34



Учебно – тематическое планирование

1 класс

Тема урока.

Количество часов.

Дата по плану

Дата по факту


1 четверть (9 ч)





Жизнь села




1

Село.

1



2

Жизнь сельских жителей.

1




Осенние сельскохозяйственные работы




3

Сад и огород.

1



4

Осенние работы в саду и огороде.

1



5

Правила безопасного труда.

1



6

Осенние работы в огороде (практическая работа).

1



7

Сроки уборки урожая овощных культур.

1



8

Технология уборки урожая овощных культур.

1



9

Подготовка к «Празднику урожая»

1




2 четверть (7 ч)





Овощеводство




10

Что такое овощеводство?

1



11

Понятие об урожае.

1



12

Части растений.

1



13

Плоды (фрукты, овощи).

1



14

Что мы едим (листья, корни, плоды).

1



15

Строение плода и корня.

1



16

КВН «Ну- ка овощи, встаньте в ряд!»

1




3 четверть (10 ч)




17

Разнообразие семян овощных культур.

1



18

Овощные витамины.

1



19

Сорта овощей.

1



20

Об огурцах.

1



21

Помидоры.

1




22

Лук и чеснок.

1




23

Выгонка лука на перо. Практическая работа.

1




24

Наблюдения за ростом лука на окне.

1




25

Игра «Найди и назови овощи».

1




26

Обобщающее занятие по теме «Овощеводство».

1





4 четверть (8 ч)






Весенние сельскохозяйственные работы





27

Что такое почва?

1




28

Подготовка почвы к посеву. Практическая работа.

1




29

Посадка лука. Практическая работа.

1




30

Уход за посадками, полив. Практическая работа

1




31

Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа

1




32

. Уборка зелени лука. Практическая работа.

1




33

Дидактическая игра «Мы – овощеводы».

1






2 класс

Тема урока.

Количество часов.




1 четверть (9 ч)





Жизнь села




1

Что такое «сельское хозяйство»?

1



2

Понятие сельскохозяйственного труда.

1




Осенние сельскохозяйственные работы




3

Сад, огород.

1



4

Осенние работы в саду, огороде.

1



5

Правила безопасного труда.

1



6

Осенние работы в огороде (практическая работа).

1



7

Сроки уборки урожая овощных культур.

1



8

Технология уборки урожая овощных культур.

1



9

Подготовка к участию в «Празднике урожая»

1




2 четверть (7 ч)





Овощеводство




10

Значение овощеводства в жизни людей.

1



11

Профессия овощевод.

1



12

Части растений.

1



13

Разнообразие овощей.

1



14

Что мы едим (листья, корни, плоды, клубни).

1



15

Строение плода и корнеплода.

1



16

КВН «Мир овощей»

1




3 четверть (10 ч)




17

Разнообразие семян овощных культур.

1



18

Отличие семян овощных культур.

1



19

Дидактическая игра «Назови овощ по виду семени»

1



20

Об огурцах и томатах.

1



21

Капуста.

1



22

Редис.

1



23

Понятие о почве, земледелии.

1



24

Наблюдения за ростом редиса на окне.

1



25

Эстафета овощей.

1



26

Обобщающее занятие по теме «Овощеводство».

1




4 четверть (8 ч)





Весенние сельскохозяйственные работы




27

Работа овощевода весной.

1



28

Подготовка почвы к посеву семян редиса. Практическая работа.

1



29

Посев семян редиса. Практическая работа.

1



30

Уход за посадками, полив. Практическая работа

1



31

Наблюдения за ростом растений.

1



32

Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа.

1



33

Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа.

1



34

Обобщающее занятие по теме «Весенние сельхоз работы».

1



3 класс

Тема урока.

Количество часов.




1 четверть (9 ч)





Жизнь села




1

Что такое «сельское хозяйство»?

1



2

Занятия сельских жителей.

1




Осенние сельскохозяйственные работы




3

Сад, огород, цветник.

1



4

Осенние работы в саду, огороде, цветнике.

1



5

Правила безопасного труда.

1



6

Осенние работы в цветнике. Практическая работа.

1



7

Сроки уборки семян цветочных культур.

1



8

Сбор семян цветочных культур. Практическая работа.

1



9

Подготовка к участию в «Празднике урожая»

1




2 четверть (7 ч)





Овощеводство, цветоводство.




10

Овощеводство, цветоводство. Профессии, связанные с выращиванием овощей, цветов.

1



11

Понятие об урожае, урожайности.

1



12

Почва и ее роль в жизни растений.

1



13

Виды почв (глинистые, чернозем)

1



14

Изучение внешних признаков почв. Практическая работа.

1



15

Необходимые условия для роста и развития растений.

1



16

Удобрение почвы.

1




3 четверть (10 ч)




17

Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.

1



18

Подготовка почвы к посадке семян бархатцев, огурцов.

1



19

Правила безопасной работы.

1



20

Подготовка семян бархатцев, огурцов к посеву.

1



21

Посев семян.

1



22

Необходимые условия для выращивания рассады на окне.

1



23

Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

1



24

Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

1



25

Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.

1



26

Пикировка рассады. Практическая работа.

1




4 четверть (8 ч)





Весенние сельскохозяйственные работы




27

Инструменты для работы в саду, огороде, цветнике.

1



28

Правила безопасной работы.

1



29

Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

1



30

Рыхление почвы. Практическая работа.

1



31

Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа.

1



32

Сроки высадки рассады в открытый грунт.

1



33

Подготовка почвы к высадке рассады. Практическая работа.

1



34

Высадка рассады.

1



4 класс

Тема урока

Количество часов




1 четверть (9 ч)





Жизнь села




1

Введение. Занимательно о сельском хозяйстве (ролевая игра).

1



2

Основные направления сельского хозяйства.

1




Осенние сельскохозяйственные работы




3

Уборка урожая овощных культур.

1



4

Правила безопасной работы.

1



5

Подготовка урожая к хранению.

1



6

Способы осенней обработки почвы.

1



7

Осенняя обработка почвы. Практическая работа.

1



8

Подготовка почвы к зиме.

1



9

Подготовка к «Празднику урожая»

1




2 четверть (7 ч)





Овощеводство, цветоводство.




10

Овощные и цветочные культуры нашего края.

1



11

Необходимые условия для роста и развития растений.

1



12

Строение почвы.

1



13

Виды почвы (суглинок, чернозем, супесь).

1



14

Распознавание видов почвы. Практическое занятие.

1



15

Виды удобрений почвы.

1



16

Подкормка растений удобрениями.

1




3 четверть ( 10 ч)




17

Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.

1



18

Подготовка почвы к посадке семян томатов, астр

1



19

Правила безопасной работы.

1



20

Подготовка семян томатов, астр к посеву.

1



21

Посев семян.

1



22

Необходимые условия для выращивания рассады на окне (тепло, влага, свет).

1



23

Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

1



24

Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

1



25

Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.

1



26

Пикировка рассады. Практическая работа.

1




4 четверть ( 8 ч)





Весенние сельскохозяйственные работы




27

Весенние хлопоты на селе (ролевая игра).

1



28

Подготовка почвы к посеву (влагозадержание).

1



29

Полив и рыхление почвы. Практическая работа.

1



30

Подкормка рассады.

1



31

Наблюдения за ростом рассады.

1



32

Подготовка почвы к высадке рассады.

1



33

Инструменты для весенних работ. Правила безопасной работы. Высадка рассады.

1



34

Контрольная работа по курсу «Введение в основы сельскохозяйственных знаний».

1





Примерное содержание учебной программы

1 класс

Жизнь села

Тема № 1. Село (1ч)

Что такое село?

Тема № 2. Жизнь сельских жителей (1ч)

Как живут сельские жители.

Осенние сельскохозяйственные работы

Тема № 1. Сад и огород.(1 ч)

Что такое сад, огород.

Тема № 2. Осенние работы в саду и огороде. (1ч)

Что такое уборка урожая.

Тема № 3. Правила безопасного труда. (1ч)

Правила работы с садово – огородным инструментом (грабли).

Тема № 4. Осенние работы в огороде (практическая работа). (1ч)

Оказание помощи в уборке растительных остатков овощей.

Тема № 5.Сроки уборки урожая овощных культур.(1ч)

Почему овощи убирают в разное время.

Тема № 6. Технология уборки урожая овощных культур.(1ч)

Как правильно убрать урожай овощей.

Тема № 7. Подготовка к «Празднику урожая» (1ч)



Овощеводство

Тема № 1. Что такое овощеводство? (1ч)

Знакомство детей с понятием «овощеводство».

Тема № 2. Понятие об урожае. (1ч)

Что такое урожай.

Тема № 3. Части растений. (1ч)

Знакомство с частями растений (цветок, плод, листья, стебель, корень)

Тема № 4. Плоды (фрукты, овощи). (1ч)

Как появляются плоды.

Тема № 5. Что мы едим (листья, корни, плоды). (1ч)

Знакомство с частями растений, которые человек употребляет в пищу.

Тема № 6. Строение плода и корня. (1ч)

Отличия плода от корня.

Тема № 7. КВН «Ну- ка овощи, встаньте в ряд!» (1ч)

Тема № 8. Разнообразие семян овощных культур. (1ч)

Знакомство с различными семенами овощей (огурец, помидор, лук, чеснок)

Тема № 9. Овощные витамины. (1ч)

Польза употребления овощей в пищу.

Тема № 10. Сорта овощей. (1ч)

Знакомство с многообразием овощных культур.

Тема № 11. Об огурцах. (1ч)

Отличительные особенности огурцов.

Тема № 12. Помидоры. (1ч)

Разнообразие сортов томатов.

Тема № 13. Лук и чеснок. (1ч)

Значение лука и чеснока в питании человека.

Тема № 14. Выгонка лука на перо. Практическая работа. (1ч)

Знакомство с технологией выгонки лука на перо.

Тема № 15. Наблюдения за ростом лука на окне. (1ч)

Тема № 16. Игра «Найди и назови овощи». (1ч)

Распознавание овощей по описанию.

Тема № 17. Обобщающее занятие по теме «Овощеводство». (1ч)

Весенние сельскохозяйственные работы

Тема № 1. Что такое почва? (1ч)

Знакомство с понятием «почва».

Тема № 2. Подготовка почвы к посеву. Практическая работа. (1ч)

Заполнение тары подготовленной почвой.

Тема № 3. Посев лука. Практическая работа. (1ч)

Объяснение правил посадки лука.

Тема № 4. Уход за посадками, полив. Практическая работа(1ч)

Правила, время полива.

Тема № 5. Наблюдения за ростом растений. (1ч)

Отслеживание изменений в росте растений.

Тема № 6. Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. (1ч)

Тема № 7. Уборка зелени лука. Практическая работа. (1ч)

Правила, сроки уборки зелени лука.

Тема № 8. Дидактическая игра «Мы – овощеводы». (1ч)

Отличительные признаки разнообразия овощных культур.



Прогнозируемый результат.



Учащиеся должны знать:

-названия изучаемых предметов, части предметов.

название изученных, инструментов и приспособлений, их назначение;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём;

Уметь:

-называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху).



2 класс

Жизнь села

Тема № 1. Что такое «сельское хозяйство»? (1ч)

Уточнить представления детей о сельском хозяйстве.

Тема № 2. Понятие сельскохозяйственного труда. (1ч)

Что такое «сельскохозяйственный труд».

Осенние сельскохозяйственные работы

Тема № 1. Сад, огород. (1ч)

Отличительные признаки сада, огорода.

Тема № 2. Осенние работы в саду, огороде. (1ч)

Виды работ в саду, огороде.

Тема № 3. Правила безопасного труда. (1ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём.

Тема № 4. Осенние работы в огороде (практическая работа). (1ч)

Разнообразие видов работ в осенний период.

Тема № 5. Сроки уборки урожая овощных культур. (1ч)

Почему урожай необходимо убирать в определенные сроки.

Тема № 6. Технология уборки урожая овощных культур. (1ч)

Правила уборки урожая.

Тема № 7. Подготовка к участию в «Празднике урожая» (1ч)

Овощеводство

Тема № 1. Значение овощеводства в жизни людей. (1ч)

Овощи – необходимые продукты питания как для людей, так и для животных.

Тема № 2. Профессия овощевод. (1ч)

Чем занимаются овощеводы.

Тема № 3. Части растений. (1ч)

Строение растения.

Тема № 4. Разнообразие овощей. (1ч)

Виды овощей(клубни, луковицы, корнеплоды)

Тема № 5. Что мы едим (листья, корни, плоды, клубни). (1ч)

Разнообразие овощей, употребляемых в пищу.

Тема № 6. Строение плода и корнеплода. (1ч)

Отличия плода и корнеплода.

Тема № 7. КВН «Мир овощей» (1ч)

Тема № 8. Разнообразие семян овощных культур. (1ч)

Как размножаются овощные культуры.

Тема № 9. Отличие семян овощных культур. (1ч)

Как можно отличить овощи по их семени.

Тема № 10 Дидактическая игра «Назови овощ по виду семени» (1ч)

Тема № 11. Об огурцах и томатах. (1ч)

Тема № 12. Капуста. (1ч)

Разновидности капусты огородной.

Тема № 13. Редис. (1ч)

Особенности выращивания редиса.

Тема № 14. Понятие о почве, земледелии. (1ч)

Что такое почва, земледелие.

Тема № 15. Наблюдения за ростом редиса на окне. (1ч)

Тема № 16. Эстафета овощей. (1ч)

Периоды роста овощных культур.

Тема № 17. Обобщающее занятие по теме «Овощеводство». (1ч)

Весенние сельскохозяйственные работы

Тема № 1. Работа овощевода весной. (1ч)

Работа овощевода в зависимости от сезона.

Тема № 2. Подготовка почвы к посеву семян редиса. Практическая работа. (1ч)

Заполнение тары подготовленной почвой.

Тема № 3. Посев семян редиса. Практическая работа. (1ч)

Правила посева редиса.

Тема № 4. Уход за посадками, полив. Практическая работа. (1ч)

Правила ухода за посадками редиса на окне.

Тема № 5. Наблюдения за ростом растений. (1ч)

Тема № 6. Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. (1ч)

Тема № 7. Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа. (1ч)

Тема № 8. Обобщающее занятие по теме «Весенние сельхоз работы». (1ч)



Прогнозируемый результат.



Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных предметов и их частей;

обобщающие названия изученных групп предметов.

название изученных, инструментов и приспособлений, их назначение;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём;

Уметь:

-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- выращивать редис на окне.

3 класс

Жизнь села

Тема № 1 .Что такое «сельское хозяйство»?

Расширить знания детей о сельском хозяйстве.

Тема № 2. Занятия сельских жителей.

Показать разнообразие видов работ сельских жителей.

Осенние сельскохозяйственные работы

Тема № 1. Сад, огород, цветник.

Отличия сада, огорода и цветника.

Тема № 2. Осенние работы в саду, огороде, цветнике.

Работы в саду, огороде и цветнике в зависимости от времени года.

Тема № 3. Правила безопасного труда.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём

Тема № 4. Осенние работы в цветнике. Практическая работа.

Виды работ в цветнике (сбор семян, укрытие растений на зиму)

Тема № 5. Сроки уборки семян цветочных культур.

Требования к сбору семян цветочных культур.

Тема № 6. Сбор семян цветочных культур. Практическая работа.

Как правильно собрать и сохранить семена цветочных культур.

Тема № 7. Подготовка к участию в «Празднике урожая»

Овощеводство, цветоводство.

Тема № 1. Овощеводство, цветоводство. Профессии, связанные с

выращиванием овощей, цветов.

Профессии овощевода, цветовода, их отличительные признаки.

Тема № 2. Понятие об урожае, урожайности.

Что такое урожай, урожайность; от чего они зависят.

Тема № 3. Почва и ее роль в жизни растений.

Влияние почвы на жизнедеятельность растений.

Тема № 4. Виды почв (глинистые, чернозем)

Что такое черноземная и глинистая почва, их достоинства, недостатки, отличительные признаки.

Тема № 5. Изучение внешних признаков почв. Практическая работа.

Отличие почв по внешним признакам.

Тема № 6. Необходимые условия для роста и развития растений.

Необходимые условия для роста и развития растений.

Тема № 7. Удобрение почвы.

Виды удобрений почвы. Значение удобрений.

Тема № 8. Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.

Виды тары, требования к ней.

Тема № 9. Подготовка почвы к посадке семян бархатцев, огурцов.

Заполнение тары почвой для посева.

Тема № 10 Правила безопасной работы.

Тема № 11. Подготовка семян бархатцев, огурцов к посеву.

Как подготовить семена к посеву?

Тема № 12. Посев семян.

Правила посева семян.

Тема № 13. Необходимые условия для выращивания рассады на окне.

Правила выращивания рассады на окне (температурный режим, освещенность)

Тема № 14. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

Тема № 15. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

Тема № 16 Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.

Требования к таре для пикировки.

Тема № 17. Пикировка рассады. Практическая работа.

Что такое пикировка рассады, требования к пикировке, правила.

Весенние сельскохозяйственные работы

Тема № 1. Инструменты для работы в саду, огороде, цветнике.

Разнообразие ручного инструмента, его сходства и отличия.

Тема № 2. Правила безопасной работы.

-Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для работы в саду, огороде, цветнике.

Тема № 3. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

Тема № 4. Рыхление почвы. Практическая работа.

Правила рыхления почвы.

Тема № 5. Уход за растущими овощами, полив. Практическая работа.

Тема № 6. Сроки высадки рассады в открытый грунт.

Требования к высадке рассады в грунт.

Тема № 7. Подготовка почвы к высадке рассады. Практическая работа.

Требования к почве для высадки рассады.

Тема № 8. Высадка рассады.

Условия, необходимые для высадки рассады в грунт.



Прогнозируемый результат.



Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных предметов и их частей;

- выученные правила посадки, пикировки и высадки растений в грунт.

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём;

Уметь:

-называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

- выполнять практические работы по уходу за рассадой

- на основании наблюдений как можно самостоятельнее делать практические выводы.



4 класс

Жизнь села

Тема № 1.Занимательно о сельском хозяйстве (ролевая игра).

Расширить знания о жизни сельских жителей через проигрывание игровых ситуаций.

Тема № 2. Основные направления сельского хозяйства.

Направления сельского хозяйства: овощеводство, цветоводство, растениеводство.

Осенние сельскохозяйственные работы

Тема № 1. Уборка урожая овощных культур.

Правила уборки овощных культур.

Тема № 2. Правила безопасной работы.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём

Тема № 3. Подготовка урожая к хранению.

Способы подготовки урожая к хранению.

Тема № 4. Способы осенней обработки почвы.

Значение, способы обработки почвы осенью.

Тема № 5. Осенняя обработка почвы. Практическая работа.

Уборка растительных остатков, перекопка почвы.

Тема № 6. Подготовка почвы к зиме.

Как подготовить почву к зиме.

Тема № 7. Подготовка к «Празднику урожая»

Овощеводство, цветоводство.

Тема № 1. Овощные и цветочные культуры нашего края.

Разнообразие овощных и цветочных культур.

Тема № 2. Необходимые условия для роста и развития растений.

Условия для роста и развития растений: освещенность, подкормка.

Тема № 3. Строение почвы.

Знакомство со строением почвы.

Тема № 4. Виды почвы.

Виды почв и их отличительные признаки(суглинок, чернозем, супесь)

Тема № 5. Распознавание видов почвы. Практическое занятие.

Виды почвы,

Тема № 6. Виды удобрений почвы.

Удобрения (минеральные, органические)

Тема № 7. Подкормка растений удобрениями.

Правила подкормки растений удобрениями.

Тема № 8. Подготовка тары к выращиванию рассады на окне. Практическая работа.

Виды тары, требования к ней.

Тема № 9. Подготовка почвы к посадке семян томатов, астр

Заполнение тары подготовленной почвой.

Тема № 10. Правила безопасной работы.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе

Тема № 11. Подготовка семян томатов, астр к посеву.

Приемы подготовки семян к посеву (замачивание, прогрев)

Тема № 12. Посев семян.

Правила посева семян.

Тема № 13. Необходимые условия для выращивания рассады на окне

Условия (тепло, влага, свет).

Тема № 14. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

Правила ухода за рассадой на окне, правильный полив.

Тема № 15. Уход за рассадой, полив. Практическая работа.

Тема № 16. Подготовка тары для пикировки рассады. Практическая работа.

Требования к таре, ее виды.

Тема № 17. Пикировка рассады. Практическая работа.

Правила пикировки рассады.

Весенние сельскохозяйственные работы

Тема № 1. Весенние хлопоты на селе (ролевая игра).

Расширить знания о жизни сельских жителей через проигрывание игровых ситуаций.

Тема № 2. Подготовка почвы к посеву (влагозадержание).

Как готовят почву к посеву.

Тема № 3. Полив и рыхление почвы. Практическая работа.

Требования к поливу и рыхлению почвы.

Тема № 4. Подкормка рассады.

Виды и сроки подкормки рассады.

Тема № 5. Наблюдения за ростом рассады.

Тема № 6. Подготовка почвы к высадке рассады.

Требования к почве.

Тема № 7. Инструменты для весенних работ. Правила безопасной работы.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём.

Тема № 8. Высадка рассады.

Правила высадки рассады.

Тема № 9. Контрольная работа по курсу «Введение в основы сельскохозяйственных знаний».

Контроль знаний, умений, навыков.

Прогнозируемый результат.



Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных предметов, групп предметов;

- выученные правила посадки, пикировки и высадки растений в грунт.

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе ручным инвентарём;

Уметь:

- называть и характеризовать предметы, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

- выполнять практические работы по посадке, пикировке, уходу за растениями;

- на основании наблюдений самостоятельно делать практические выводы.







Литература

  1. Дмитриева Н.Я. Естествознание: 1 класс. Просвещение, 1994

  2. Постникова Е.А. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» ВЛАДОС 2001Г.

  3. Рабочая тетрадь Постникова Е.А. «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» ВЛАДОС 2001Г.

  4. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Начальная (1-3, 1-4) школа «Природа и мы» Издательство, год: XXI век, 1997

  5. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва «Вако» 2011

  6. Аквилева ,Г.Н. , Клепинииа ЗЛ. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988.

7.Занятия по сельскохозяйственному труду . Метод. Пособие для учителя. Под ред. А.Е. Ставровского. - М.: Просвещение, 1974









26