СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Экологическая мастерская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Экологическая мастерская"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Экологическая мастерская"»


Пояснительная записка

Дополнительнаяобщеобразовательнаяпрограммаестественнонаучнойнаправленности«Экологическаямастерская»разработана наосновеавторскойпрограммыЕ. А. Ивлева и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.

Условия реализации

Возраст обучающихся – 1-4 класс (7-11лет), 1 год обучения, базовый уровень - 36 часов, по 1 часу внеделю, 3 группы.Всоставоднойгруппывходят16 человек.

Режимработы.

Занятия (праздники и экскурсии), рассчитаны на1 час в неделю, проводятся вучебные и каникулярные дни. Продолжительность одного учебного часа занятия в кружкесоставляет40 минут.

Актуальность.

Проблемаэкологическоговоспитаниявнастоящеевремяявляетсявесьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей средеформируется у человека практически на протяжении всей его жизни,иособенно,вшкольныегоды.Аосновыэтогоотношениязакладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возрастдолженстатьобъектомпристальноговниманияпедагогов,занимающихсяпроблемамиэкологическогообразованияивоспитания. Программа содержит важные и интересные сведения обохране природы, о мире леса, о флористике, сообществах организмови человека как части природы. Программа направлена на развитиемотивациииготовностикповышениюсвоейэкологической грамотности.

Новизна программы в том, что содержание программы строится на основе деятельностного подхода.Вовлечениеучащихсявразнообразнуюдеятельностьявляетсяусловиемприобретенияпрочныхзнаний,преобразованияихвубежденияиумения,формированияосновэкологической ответственностикакчертыличности.

Цель:

Формированиеэкологическойкультурыучащихсячерезизучение

основэкологииисозданияусловиядлятворческогоразвития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формировать представления об окружающей среде, ееобитателяхи ихвзаимоотношениях.

  2. Воспитатьбережноеотношениекприроднымобъектам.

3.  Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников.


Планируемыерезультаты(личностные,метапредметные,предметные)освоенияучебного курса

Познавательные УУД:

  • наблюдать за объектами живой и неживой природы.

  • структурировать знания, полученные в результате знакомства с различными видами искусств.

  • учиться слушать, видеть, понимать и анализировать различные произведения искусства, искать различную информацию и уметь ею пользоваться.

Личностные УУД

  • нетерпимость ко всем проявлениям бесхозяйственного и потребительского отношения к природе.

  • аналитического мышления и потребности к самореализации и самовыражению.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли через пластику движения и речь.

Регулятивные УУД

  • планировать свою деятельность во время работы над творческим проектом.

  • давать оценку своей творческой работе.

Диагностика освоения программы.

Отслеживание результатов усвоение общеразвивающей программы осуществляется в течение всего учебного процесса в виде тестирования (вводное, промежуточное, итоговое), выполнения индивидуальных письменных заданий, оценки творческих работ обучающихся.

Отслеживается личностный рост обучающегося (познавательные мотивы учения, коммуникативные умения, коммуникабельность, уровень творческой активности и социальной адаптированности). По итогам реализации программы предусмотрена выставка творческих работ обучающихся

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

  • что такое экология;

  • некоторые особенности природы своего края;

  • правила поведения в природе;

  • некоторые охраняемые растения и животные своего края;

  • способы сохранения окружающей среды;

  • значение растений и животных в жизни человека;

  • способы сохранения окружающей среды;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.

  Обучающиеся будут  уметь:

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды.

  • выполнять правила личного поведения на природе;

  • передавать свои знания дошкольникам, сверстникам, взрослым.

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды,

  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок;

  • проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

  • составлять композиции из цветной бумаги;

  • работать с разными видами природного материала;

  • делать оригами и аппликации;

  • работать с ножницами, клеем и бумагой;


Содержаниеизучаемогокурса

1.Введениевпрограмму.Охранаприроды

Теория: Вводное занятие.Цель, задачи и содержание программы обучения.Правилатехники безопасности.Знакомствосптицамиродногокрая.

Практика: Изготовление птиц в технике «Оригами». Мастер-класс «Изготовлениежуравлейвтехнике«Оригами».

Теория:Помогиприроде.Мусориокружающаяприрода.

Практика:«Изготовлениепанно«Берегиприроду»избросовогоматериала».Теория:Викторинаоживотных«Самый, самый».

Теория:Тихиесоседи.Знакомствособитателямиводоёмов.

Практика:Изготовлениепанновтехнике«Оригами».«Аквариум-модельприродныйэкосистемы».

Теория:какпрекрасенэтотподводныймир.Практика:Изготовлениепанно«Черепашка».Теория:Юныйорнитолог.Практика: Изготовлениептицвтехнике«Оригами».

Теория:Викторина«Этиудивительныеживотные».Практика:Изготовлениеживотныхвтехнике «Аппликация».

Практика:Экскурсиявживойуголок.Практика:Итоговоезанятие.Обучающиесяигры«Дорисуйптицу»,«Отгадайзагадку».Вводнаядиагностика

2.Природародногокрая. Работасприроднымматериалом

Теория:Роднаяприрода,каконаслужитлюдям.

Практика:Экскурсиявпарк.Сбораприродногоматериала (листьев,трав,шишек).Теория:Лесныеминиатюры.

Практика: Технология изготовления поделок из природного материала. Замысел. Форма,Практика:Технологияизготовленияподелокизприродногоматериала.Цвет,пропорция.Сборка.

Практика:Декоративноепанно.Выборэлементов.Сочетание.Соединение.

Практика:Обучениесоставленияэскизабудущегопанносучетомиспользованияеговинтерьере.Практика:Обучениесоставленияэскизабудущегопанносучетомиспользованияеговинтерьере.Мастер-классизприродногоматериалавтехнике«аппликация».Итоговоезанятие.Теория:Природаичеловеквусловиях ЯНАО.

Просмотрвидео:Кедр – жемчужинанашихлесов.

Теория:Дарылеса.Бумага.Практика:Мультфильмыопереработкебумаги.

Практика:Втораяжизньбумаги–помощьлесу.Изготовлениеизгазетшапок,папье-маше.Изготовлениецветов из старыхгазет.

Практика:Рисункинаконкурс:«Лесглазамидетей»,«Благословляемваслеса».

Практика:Знакомствосисториейвозникновенияпраздников:Новыйгод.Новогодняяэкологическая мастерская(игрушкиизшишек).

3. Растительный мир. Флористика.

Теория:Урокифлористики.Практика:Понятиефлористика.

Практика:Изготовлениепанноизбумагииспользуязнанияофлористике.Изготовлениепанноизбумагииспользуязнанияофлористике

Практика:Акция«Сохранимкедр,пихту»

Теория:Традиции.Народнаямедицинаненцнв.Лекарственныерастения.Теория:Викторинапроцветы«Самыеудивительныецветы».

Практика:Изготовлениепраздничнойоткрыткисиспользованиемгербарий. Изготовлениепраздничнойоткрыткисиспользованиемгербарий

Теория:ЦветыРодногокрая.Просмотрпрезентаций.Практика:Изготовлениецветовизгофрированнойбумаги,используязнания о флористике.

Изготовлениецветовизгофрированнойбумаги,используязнанияофлористике.Практика:Сборкадеталейцветов.Цвет.Форма.Соединениедеталейцветов,листьев,веток.Практика: Компоновка, сборкацветов вкорзину.

Практика:Рисуночныйтест«Цветылуга».Работасфотовыставкой«Цветылеса».Экскурсия.Итоговоезанятие.

4. Человеккакчастьприроды.

Теория:Значениезаповедныхтерриторийвсохраненииприроды.

Практика:Изготовление«Жалобнаякнигаприроды».Практика:Изготовлениеживотныхизтрубок.

Изготовлениеживотныхизтрубок.

Теория:Нашиобщиепроблемы.Практика:Дидактическаяигра:«Втораяжизньотходов».Практика: Изготовлениеживотныхизпробок.Изготовлениеживотных изпробок.

5. Землянаш-общийдом.

Теория:Чтопроисходятсотходами,которыепроизводятлюди?Практика: Волшебныймир монотипии.

Практика: создаём волшебные изображения с помощью акварели, воды и фантазии.Создаёмволшебныеизображенияспомощьюакварели,водыифантазии.

Практика:БудьдостойнымжителемЗемли.Теория:Полезныеиразвивающиеподелкиизмакулатуры:применениеразличныхтехникплетения. (пилотки,коробки).

Практика:Полезныеиразвивающиеподелкиизмакулатуры:применениеразличныхтехникплетения. (пилотки,коробки)

Практика: Просмотр презентаций о планете Земля. Создание настольных игр из картона избумаги.Итоговоезанятие

Учебно-тематическийплан



Наименованиеразделов


теория


практика


всего

1.Введениевпрограмму.Охранаприроды(13ч)

Вводноезанятие.

1


1

Помогиприроде.

1


1

Изготовление панно «Береги природу» в

технике«Оригами».


1

1


Викторинаоживотных«Самый,самый».

1


1

Тихие соседи. Знакомство с обитателями

водоёмов.

1


1

Изготовлениепанно в технике «Оригами».

«Аквариум-модельприродныйэкосистемы»


1

1


Какпрекрасенэтотподводныймир.

1


1

Изготовлениепанно«Черепашка»втехнике

«Аппликация».


1

1


Юныйорнитолог.


1

1

Изготовлениептицвтехнике«Оригами».


1

1

Викторина«Этиудивительныеживотные»

1


1

Изготовление животных в технике

«Аппликация».


1

1


ЭкскурсиявДом природы


1

1

2.Природародногокрая(7ч)


Природаичеловек вусловияхЯНАО.

1


1


Кедр – жемчужина наших лесов. Экскурсия в парк.


1

1



Дарылеса.Бумага. Просмотр мультфильма опереработкебумаги.

1


1



Втораяжизньбумаги–помощьлесу.


1

1


Изготовлениецветовизстарыхгазет.


1

1


Знакомство с историей возникновения

праздников: Новыйгод.


1

1



Новогодняяэкологическаямастерская


1

1


3.Растительный мир. Флористика (9 ч.)


Цветы родногокрая.Просмотрпрезентаций.

1


1



Изготовлениепанно.


1

1



Акция«Сохранимкедр,пихту»


1

1



Традиции.Народнаямедицина ненцев. Лекарственные растения.

1


1



Викторинапроцветы«Самыеудивительные

цветы».

1


1



Изготовлениепраздничнойоткрытки.


1

1



Урокифлористики.

1


1



Экскурсия в Дом природы.


1

1


4.Человеккакчастьприроды (3ч)


Значениезаповедныхтерриторийвсохранении

природы.

1


1



Изготовление альбома «Жалобнаякнигаприроды».


1

1


Игра:«Втораяжизньотходов».


1

1



5.Земля-нашобщийдом (6ч)


Чтопроисходятсотходами,которыепроизводят

люди?

1


1



Создаёмволшебныеизображения Землиспомощью акварели,водыифантазии.


1

1



БудьдостойнымжителемЗемли.


1

1



Полезные и развивающие поделки из

макулатуры.


1

1



ПросмотрпрезентацийопланетеЗемля. Итоговое занятие.


1

1



Итого: 36 часов

14

22

36


Материально-техническоеобеспечение

Учебно-методическоеобеспечениеучебногопроцессапредусматриваетиспользованиеУМК(учебно-методическихкомплексов).

  1. Литература:

ПлешаковА.А.,НовицкаяМ.Ю.Окружающиймир.Учебник.В2ч.–М.:Просвещение,2017;

А.А.Плешаков,НовицкаяМ.Ю.Окружающиймир.Рабочаятетрадь.В2ч.–М.:

«Просвещение»,2017г;

Анастасова Л.П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4класс:рабочая тетрадь.– М.:Просвещение, 2017.

ФГОС начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://fgos.ru/

ДежниковаН.С.,ИвановаЛ.Ю.КлемяшоваЕ.М.Воспитаниеэкологическойкультуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России,2016.

Черезова,Л.Б.Теорияиметодикаэкологическогообразованиядетей:учеб. пособие

/Л.Б.Черезова.–Волгоград:Изд-воВГПУ«Перемена»,2018.

Плаксина Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как средство ихинтеллектуально–творческогоразвития: Методическаяразработка.–Ярославль,2020.

Юный эколог.1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/авт.-сост. Ю.Н.Александрова(и др.).-Изд.2-у-Волгоград:Учитель.-331с.

Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий.1-4 классы/авт.-сост.В.А.Мураева. -Изд.2-у.-Волгоград: Учитель. -127с.:ил.

  1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов,коллекциинасекомых,чучелаптициживотных,моделицветков,Коллекциипоприродоведениюи биологии.

  2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:Увеличительныеприборы,измерительныеприборы,лабораторноеоборудование.

  3. Демонстрационныетаблицы.
  4. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационныеобъекты,отражающиеосновныетемы курса.

  5. Электронно-программноеобеспечение:

Компьютер

Презентационноеоборудование

  1. Ресурсыинтернета:

http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животныхhttp://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растенийhttps://www.yanao.ru/documents/all/11405/ Красная книга Ямало-Ненецкого

автономногоокруга.

https://lubushani.schools.by/pages/metodicheskie-rekomendatsii-uchiteljam-nachalnyh-klassov-po-organizatsii-issledovatelskoj-dejatelnosti-mladshih-shkolnikov Методическиерекомендации учителям начальных классов по организации исследовательскойдеятельности младшихшкольников.

https://multiurok.ru/files/sbornik-ekologhichieskikh-ighr.htmlСборникэкологических

игр.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!