Пояснительная записка
Дополнительнаяобщеобразовательнаяпрограммаестественнонаучнойнаправленности«Экологическаямастерская»разработана наосновеавторскойпрограммыЕ. А. Ивлева и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
Условия реализации
Возраст обучающихся – 1-4 класс (7-11лет), 1 год обучения, базовый уровень - 36 часов, по 1 часу внеделю, 3 группы.Всоставоднойгруппывходят16 человек.
Режимработы.
Занятия (праздники и экскурсии), рассчитаны на1 час в неделю, проводятся вучебные и каникулярные дни. Продолжительность одного учебного часа занятия в кружкесоставляет40 минут.
Актуальность.
Проблемаэкологическоговоспитаниявнастоящеевремяявляетсявесьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей средеформируется у человека практически на протяжении всей его жизни,иособенно,вшкольныегоды.Аосновыэтогоотношениязакладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возрастдолженстатьобъектомпристальноговниманияпедагогов,занимающихсяпроблемамиэкологическогообразованияивоспитания. Программа содержит важные и интересные сведения обохране природы, о мире леса, о флористике, сообществах организмови человека как части природы. Программа направлена на развитиемотивациииготовностикповышениюсвоейэкологической грамотности.
Новизна программы в том, что содержание программы строится на основе деятельностного подхода.Вовлечениеучащихсявразнообразнуюдеятельностьявляетсяусловиемприобретенияпрочныхзнаний,преобразованияихвубежденияиумения,формированияосновэкологической ответственностикакчертыличности.
Цель:
Формированиеэкологическойкультурыучащихсячерезизучение
основэкологииисозданияусловиядлятворческогоразвития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Формировать представления об окружающей среде, ееобитателяхи ихвзаимоотношениях.
Воспитатьбережноеотношениекприроднымобъектам.
3. Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников.
Планируемыерезультаты(личностные,метапредметные,предметные)освоенияучебного курса
Познавательные УУД:
наблюдать за объектами живой и неживой природы.
структурировать знания, полученные в результате знакомства с различными видами искусств.
учиться слушать, видеть, понимать и анализировать различные произведения искусства, искать различную информацию и уметь ею пользоваться.
Личностные УУД
нетерпимость ко всем проявлениям бесхозяйственного и потребительского отношения к природе.
аналитического мышления и потребности к самореализации и самовыражению.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
планировать свою деятельность во время работы над творческим проектом.
давать оценку своей творческой работе.
Диагностика освоения программы.
Отслеживание результатов усвоение общеразвивающей программы осуществляется в течение всего учебного процесса в виде тестирования (вводное, промежуточное, итоговое), выполнения индивидуальных письменных заданий, оценки творческих работ обучающихся.
Отслеживается личностный рост обучающегося (познавательные мотивы учения, коммуникативные умения, коммуникабельность, уровень творческой активности и социальной адаптированности). По итогам реализации программы предусмотрена выставка творческих работ обучающихся
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся будут знать:
некоторые особенности природы своего края;
правила поведения в природе;
некоторые охраняемые растения и животные своего края;
способы сохранения окружающей среды;
значение растений и животных в жизни человека;
способы сохранения окружающей среды;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе.
Обучающиеся будут уметь:
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды.
выполнять правила личного поведения на природе;
передавать свои знания дошкольникам, сверстникам, взрослым.
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды,
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок;
проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
составлять композиции из цветной бумаги;
работать с разными видами природного материала;
делать оригами и аппликации;
работать с ножницами, клеем и бумагой;
Содержаниеизучаемогокурса
1.Введениевпрограмму.Охранаприроды
Теория: Вводное занятие.Цель, задачи и содержание программы обучения.Правилатехники безопасности.Знакомствосптицамиродногокрая.
Практика: Изготовление птиц в технике «Оригами». Мастер-класс «Изготовлениежуравлейвтехнике«Оригами».
Теория:Помогиприроде.Мусориокружающаяприрода.
Практика:«Изготовлениепанно«Берегиприроду»избросовогоматериала».Теория:Викторинаоживотных«Самый, самый».
Теория:Тихиесоседи.Знакомствособитателямиводоёмов.
Практика:Изготовлениепанновтехнике«Оригами».«Аквариум-модельприродныйэкосистемы».
Теория:какпрекрасенэтотподводныймир.Практика:Изготовлениепанно«Черепашка».Теория:Юныйорнитолог.Практика: Изготовлениептицвтехнике«Оригами».
Теория:Викторина«Этиудивительныеживотные».Практика:Изготовлениеживотныхвтехнике «Аппликация».
Практика:Экскурсиявживойуголок.Практика:Итоговоезанятие.Обучающиесяигры«Дорисуйптицу»,«Отгадайзагадку».Вводнаядиагностика
2.Природародногокрая. Работасприроднымматериалом
Теория:Роднаяприрода,каконаслужитлюдям.
Практика:Экскурсиявпарк.Сбораприродногоматериала (листьев,трав,шишек).Теория:Лесныеминиатюры.
Практика: Технология изготовления поделок из природного материала. Замысел. Форма,Практика:Технологияизготовленияподелокизприродногоматериала.Цвет,пропорция.Сборка.
Практика:Декоративноепанно.Выборэлементов.Сочетание.Соединение.
Практика:Обучениесоставленияэскизабудущегопанносучетомиспользованияеговинтерьере.Практика:Обучениесоставленияэскизабудущегопанносучетомиспользованияеговинтерьере.Мастер-классизприродногоматериалавтехнике«аппликация».Итоговоезанятие.Теория:Природаичеловеквусловиях ЯНАО.
Просмотрвидео:Кедр – жемчужинанашихлесов.
Теория:Дарылеса.Бумага.Практика:Мультфильмыопереработкебумаги.
Практика:Втораяжизньбумаги–помощьлесу.Изготовлениеизгазетшапок,папье-маше.Изготовлениецветов из старыхгазет.
Практика:Рисункинаконкурс:«Лесглазамидетей»,«Благословляемваслеса».
Практика:Знакомствосисториейвозникновенияпраздников:Новыйгод.Новогодняяэкологическая мастерская(игрушкиизшишек).
3. Растительный мир. Флористика.
Теория:Урокифлористики.Практика:Понятиефлористика.
Практика:Изготовлениепанноизбумагииспользуязнанияофлористике.Изготовлениепанноизбумагииспользуязнанияофлористике
Практика:Акция«Сохранимкедр,пихту»
Теория:Традиции.Народнаямедицинаненцнв.Лекарственныерастения.Теория:Викторинапроцветы«Самыеудивительныецветы».
Практика:Изготовлениепраздничнойоткрыткисиспользованиемгербарий. Изготовлениепраздничнойоткрыткисиспользованиемгербарий
Теория:ЦветыРодногокрая.Просмотрпрезентаций.Практика:Изготовлениецветовизгофрированнойбумаги,используязнания о флористике.
Изготовлениецветовизгофрированнойбумаги,используязнанияофлористике.Практика:Сборкадеталейцветов.Цвет.Форма.Соединениедеталейцветов,листьев,веток.Практика: Компоновка, сборкацветов вкорзину.
Практика:Рисуночныйтест«Цветылуга».Работасфотовыставкой«Цветылеса».Экскурсия.Итоговоезанятие.
4. Человеккакчастьприроды.
Теория:Значениезаповедныхтерриторийвсохраненииприроды.
Практика:Изготовление«Жалобнаякнигаприроды».Практика:Изготовлениеживотныхизтрубок.
Изготовлениеживотныхизтрубок.
Теория:Нашиобщиепроблемы.Практика:Дидактическаяигра:«Втораяжизньотходов».Практика: Изготовлениеживотныхизпробок.Изготовлениеживотных изпробок.
5. Землянаш-общийдом.
Теория:Чтопроисходятсотходами,которыепроизводятлюди?Практика: Волшебныймир монотипии.
Практика: создаём волшебные изображения с помощью акварели, воды и фантазии.Создаёмволшебныеизображенияспомощьюакварели,водыифантазии.
Практика:БудьдостойнымжителемЗемли.Теория:Полезныеиразвивающиеподелкиизмакулатуры:применениеразличныхтехникплетения. (пилотки,коробки).
Практика:Полезныеиразвивающиеподелкиизмакулатуры:применениеразличныхтехникплетения. (пилотки,коробки)
Практика: Просмотр презентаций о планете Земля. Создание настольных игр из картона избумаги.Итоговоезанятие
Учебно-тематическийплан
№ | Наименованиеразделов | |
теория | практика | всего |
1.Введениевпрограмму.Охранаприроды(13ч) |
| Вводноезанятие. | 1 | | 1 |
| Помогиприроде. | 1 | | 1 |
| Изготовление панно «Береги природу» в технике«Оригами». | | 1 | 1 |
| Викторинаоживотных«Самый,самый». | 1 | | 1 |
| Тихие соседи. Знакомство с обитателями водоёмов. | 1 | | 1 |
| Изготовлениепанно в технике «Оригами». «Аквариум-модельприродныйэкосистемы» | | 1 | 1 |
| Какпрекрасенэтотподводныймир. | 1 | | 1 |
| Изготовлениепанно«Черепашка»втехнике «Аппликация». | | 1 | 1 |
| Юныйорнитолог. | | 1 | 1 |
| Изготовлениептицвтехнике«Оригами». | | 1 | 1 |
| Викторина«Этиудивительныеживотные» | 1 | | 1 |
| Изготовление животных в технике «Аппликация». | | 1 | 1 |
| ЭкскурсиявДом природы | | 1 | 1 |
2.Природародногокрая(7ч) | |
| Природаичеловек вусловияхЯНАО. | 1 | | 1 | |
| Кедр – жемчужина наших лесов. Экскурсия в парк. | | 1 | 1 | |
| Дарылеса.Бумага. Просмотр мультфильма опереработкебумаги. | 1 | | 1 | |
| Втораяжизньбумаги–помощьлесу. | | 1 | 1 | |
| Изготовлениецветовизстарыхгазет. | | 1 | 1 | |
| Знакомство с историей возникновения праздников: Новыйгод. | | 1 | 1 | |
| Новогодняяэкологическаямастерская | | 1 | 1 | |
3.Растительный мир. Флористика (9 ч.) | |
| Цветы родногокрая.Просмотрпрезентаций. | 1 | | 1 | |
| Изготовлениепанно. | | 1 | 1 | |
| Акция«Сохранимкедр,пихту» | | 1 | 1 | |
| Традиции.Народнаямедицина ненцев. Лекарственные растения. | 1 | | 1 | |
| Викторинапроцветы«Самыеудивительные цветы». | 1 | | 1 | |
| Изготовлениепраздничнойоткрытки. | | 1 | 1 | |
| Урокифлористики. | 1 | | 1 | |
| Экскурсия в Дом природы. | | 1 | 1 | |
4.Человеккакчастьприроды (3ч) | |
| Значениезаповедныхтерриторийвсохранении природы. | 1 | | 1 | |
| Изготовление альбома «Жалобнаякнигаприроды». | | 1 | 1 | |
| Игра:«Втораяжизньотходов». | | 1 | 1 | |
5.Земля-нашобщийдом (6ч) | |
| Чтопроисходятсотходами,которыепроизводят люди? | 1 | | 1 | |
| Создаёмволшебныеизображения Землиспомощью акварели,водыифантазии. | | 1 | 1 | |
| БудьдостойнымжителемЗемли. | | 1 | 1 | |
| Полезные и развивающие поделки из макулатуры. | | 1 | 1 | |
| ПросмотрпрезентацийопланетеЗемля. Итоговое занятие. | | 1 | 1 | |
| Итого: 36 часов | 14 | 22 | 36 | |
Материально-техническоеобеспечение
Учебно-методическоеобеспечениеучебногопроцессапредусматриваетиспользованиеУМК(учебно-методическихкомплексов).
Литература:
ПлешаковА.А.,НовицкаяМ.Ю.Окружающиймир.Учебник.В2ч.–М.:Просвещение,2017;
А.А.Плешаков,НовицкаяМ.Ю.Окружающиймир.Рабочаятетрадь.В2ч.–М.:
«Просвещение»,2017г;
Анастасова Л.П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4класс:рабочая тетрадь.– М.:Просвещение, 2017.
ФГОС начального общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://fgos.ru/
ДежниковаН.С.,ИвановаЛ.Ю.КлемяшоваЕ.М.Воспитаниеэкологическойкультуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России,2016.
Черезова,Л.Б.Теорияиметодикаэкологическогообразованиядетей:учеб. пособие
/Л.Б.Черезова.–Волгоград:Изд-воВГПУ«Перемена»,2018.
Плаксина Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как средство ихинтеллектуально–творческогоразвития: Методическаяразработка.–Ярославль,2020.
Юный эколог.1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/авт.-сост. Ю.Н.Александрова(и др.).-Изд.2-у-Волгоград:Учитель.-331с.
Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий.1-4 классы/авт.-сост.В.А.Мураева. -Изд.2-у.-Волгоград: Учитель. -127с.:ил.
Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов,коллекциинасекомых,чучелаптициживотных,моделицветков,Коллекциипоприродоведениюи биологии.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:Увеличительныеприборы,измерительныеприборы,лабораторноеоборудование.
Демонстрационныетаблицы. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационныеобъекты,отражающиеосновныетемы курса.
Электронно-программноеобеспечение:
Компьютер
Презентационноеоборудование
Ресурсыинтернета:
http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животныхhttp://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растенийhttps://www.yanao.ru/documents/all/11405/ Красная книга Ямало-Ненецкого
автономногоокруга.
https://lubushani.schools.by/pages/metodicheskie-rekomendatsii-uchiteljam-nachalnyh-klassov-po-organizatsii-issledovatelskoj-dejatelnosti-mladshih-shkolnikov Методическиерекомендации учителям начальных классов по организации исследовательскойдеятельности младшихшкольников.
https://multiurok.ru/files/sbornik-ekologhichieskikh-ighr.htmlСборникэкологических
игр.