Администрация городского округа Химки Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 г. ХИМКИ
ИНН 5047045510 КПП 504701001 141431, МО, г. Химки, мкрн. Подрезково, ул. Школьная, д. 2,
тел/факс: 8(495)574-13-63, 574-08-80, e-mail: [email protected]
Согласовано: Утверждено:
Педагогический совет Директор МБОУ СОШ №20
от 15.01.2021г. ____________ Сорокин А.С.
Протокол №__ 15.01.2021г.
Приказ от 15.01.2021г №_-о
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-гуманитарной направленности
«Занимательный русский язык»»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Бабкина О.Н.,
учитель русского языка и
литературы
Химки 2021
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка:
Направленность программы
Настоящая программа по факультативу «Занимательный русский язык» составлена на 36 часов (1 час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Данная Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).
Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13в/07).
Адресат программы
Учащиеся 11-15 лет.
В данной программе принимают участие все дети без предварительного отбора.
Объём программы
Программа рассчитана на 36 часов.
Формы обучения и виды занятий
- постановка перед учащимися цели урока;
- дидактические игры;
- проблемная ситуация;
- игровые приёмы;
- занимательные упражнения;
- создание увлекательных ситуаций;
- сравнение (один из важных приёмов обучения);
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
- использование «опорных схем»;
- приём наглядности и иллюстрированности;
- приём обратной связи;
- приём контроля качества знаний, умений и навыков;
- приём контроля и самоконтроля и т. д.
Формы обучения: очная, групповая, парная.
Исходя из целей, задач, интересов и индивидуальных возможностей детей, образовательный процесс реализуется в виде занятий, подразделяющихся на теоретические, практические и контрольные занятия.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель.
Режим занятий
Занятия проводятся раз в неделю по одному часу.
Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием занятий детского объединения.
Цель и задачи программы
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.
«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению. Программа факультатива направлена на развитие познавательного интереса обучающихся.
Учащиеся должны:
Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
Повышать уровень общего развития учащихся;
Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Развивать нравственные качества школьников.
Методы обучения русскому языку: Словесные, наглядные, практические: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, наблюдения, упражнение, игра, самостоятельная работа, практическая работа, обучающий контроль, экскурсия, ситуационный метод и т.д.
На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала. Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
Грамматика и правописание.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Связная речь, культура речи
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серию рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечания |
1 | | Предложение как единица речи. История слов. | 1ч | ИКТ |
2 | | Главные члены предложения. | 1ч | |
3 | | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. | 1ч | ИКТ |
4 | | Буквенная азбука — алфавит. История алфавита. | 1ч | |
5 | | Словообразование и орфография. Как проверить «упрямую» букву? Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 1ч | ИКТ |
6 | | Ударные и безударные гласные. Дидактические игры, упражнения, головоломки | 1ч | ИКТ |
7 | | Корень слова. Однокоренные родственные слова. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки | 1ч | ИКТ |
8 | | Роль окончания в слове. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
9 | | Образование слов с помощью приставки. Упражнения, игры. Образование слов с помощью суффиксов. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
10 | | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
1 | | Приставка и предлог. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ |
2 | | Упражнение в правописании ъ твердого знака после приставок. | 1ч | |
3 | | Части речи. Королевство «Грамматика». Имя существительное как часть речи. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки | 1ч | ИКТ |
4 | | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
5 | | Изменение имён существительных по числам. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки | 1ч | ИКТ |
6 | | Род имён существительных. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ |
7 | | Беседа о падежах имён существительных. Грамматическая сказка. Именительный падеж. | 1ч | ИКТ |
8 | | Родительный падеж. Дательный падеж. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
9 | | Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж .Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
10 | | Три склонения имён существительных. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ |
11 | | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | |
12 | | Упражнение на определение рода, числа, падежа имён существительных. | 1ч | |
13 | | Весёлый диктант. Именительный, родительный падежи существительных 1-го склонения. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ |
1 | | Дательный и винительный падежи имён существительных 1-го скл. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ |
2 | | Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | |
3 | | Второе склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный падежи. | 1ч | ИКТ |
4 | | Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | |
5 | | Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | |
6 | | Третье склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный падежи. | 1ч | |
7 | | Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | |
8 | | Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | |
9 | | Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
10 | | Однородные члены предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ИКТ |
| | Однородные члены предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | |
| | Однородные члены предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | |
11 | | Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч | ИКТ |
6 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 | | Связь частей и предложений в тексте. | 1ч | |
2 | | Главные и второстепенные члены предложения. Текст | 1ч | ИКТ |
3 | | Однородные члены предложения. Интонация сопоставления. | 1ч | ИКТ |
4 | | Правописание ударной и безударной гласной. Основная мысль текста. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
5 | | Корень слова. Приставка. Суффикс. Окончание. Грамматическая сказка, игры, упражнения. | 1ч | ИКТ |
6 | | Правописание безударной гласной. Части текста Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ |
7 | | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки. | 1ч | |
8 | | Непроизносимые согласные в корне слова. Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ |
9 | | Части речи. Дидактическая сказка. Коллективное составление рассказа по картине | 1ч | ИКТ |
10 | | Грамматические признаки существительного. Дидактические игры, упражнения. | | |
1 | | Падежные окончания существительных. История падежей. Игры, упражнения. Веселый диктант «Кто умеет объяснить?» | 1ч | |
2 | | Имя прилагательное как часть речи. Дидактическая сказка. Его морфологические признаки. «Вечный спутник существительного». Устное сочинение на грамматическую тему. Развитие устной речи . | 1ч | |
3 | | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Сопоставление окончаний прилагательных среднего рода ед.ч. | 1ч | ИКТ |
4 | | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Дидактические упражнения, игры. | 1ч | ИКТ |
5 | | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1ч | |
6 | | Склонение имён прилагательных женского рода. Грамматическая сказка, игры. | 1ч | ИКТ |
7 | | Морфологические признаки имени прилагательного. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
8 | | Падежные окончания имён прилагательных. Сказка, игры, упражнения. | 1ч | ИКТ |
9 | | Самостоятельное составление текста – описания предмета с предварительным разбором темы, подбором лексики и средств связи | 1ч | |
10 | | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Упражнения , игры. | 1ч | |
11 | | Деление текста на части по плану, озаглавливание текста. | 1ч | |
12 | | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа. Упражнения. | 1ч | |
13 | | Тренировочные упражнения по написанию окончаний имён прилагательных. Игры, сказки, головоломки. | 1ч | |
1 | | Однородные члены предложения. Интонация сопоставления. | 1ч | ИКТ |
2 | | Составление предложений с различными группами однородных членов. | 1ч | |
3 | | Сопоставление простого и сложного предложения. Нахождение в тексте речевых недочётов. | 1ч | |
4 | | Сложное предложение с союзом И, А,НО. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ |
5 | | Знаки препинания в сложном предложении. Изложение по плану и опорным словам. | 1ч | |
6 | | Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. | 1ч | ИКТ |
7 | | Безударная гласная в корне слова. Составление текстов по теме. | 1ч | ИКТ |
8 | | Падежные окончания существительных. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
9 | | Простое и сложное предложение. Структура текста. | 1ч | ИКТ |
| | Простое и сложное предложение. Структура текста. | 1ч | |
| | Простое и сложное предложение. Структура текста. | 1ч | |
10 | | Выделение главных членов предложения. Упражнения. | 1ч | |
11 | | Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч | ИКТ |
7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 | | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ |
2 | | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | |
3 | | Сложное предложение. Сложное предложение с союзами –и, а, но. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | |
4 | | Корень слова. Однокоренные слова. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ |
5 | | Приставка. Образование новых слов с помощью приставок. Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса. Окончание. Связь слов в предложении. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | ИКТ |
6 | | Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные в корне. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки. | 1ч | |
7 | | Непроизносимые согласные в корне. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ИКТ |
8 | | Приставка и предлог. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | ИКТ |
9 | | Сложные слова. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения. | 1ч | |
10 | | Словообразовательный разбор слова. Занимательное словообразование. Командная игра | 1ч | |
1 | | Имя существительное как часть речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Грамматическая сказка, игры. | 1ч | ИКТ |
2 | | Род, число, падеж имен существительных. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ |
3 | | Склонение имен существительных. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | ИКТ |
4 | | Правописание имен существительных с шипящей на конце. Упражнения, игры. | 1ч | |
5 | | Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
6 | | Изменение прилагательных по числам и родам. Дидактические игры, упражнения | 1ч | ИКТ |
7 | | Склонение имен прилагательных множественного числа. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
8 | | Местоимение как часть речи. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
9 | | Местоимения 1,,2, 3 л.ед.ч и мн.ч. Склонение личных местоимений 1л.,2л.,3л.ед.ч. и мн.ч. Дидактические игры, упражнения. | 1ч | |
10 | | «Господин Глагол» Грамматическое значение и морфологические признаки глагола, его отличие от именных частей речи. Грамматическая сказка, игры. | 1ч | ИКТ |
11 | | Изменение глаголов по временам, числам и по лицам. Игры, упражнения. | 1ч | |
12 | | Неопределенная форма глагола. Грамматическая сказка. Упражнение в определении глаголов неопределенной формы. Дидактические игры, головоломки. | 1ч | ИКТ |
13 | | Правописание –тся –ться в глаголах. Упражнения, игры. Весёлый диктант. | 1ч | ИКТ |
1 | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1ч | ИКТ |
2 | | Упражнение в правописании личных окончаний глаголов 2л и 3 л ед.ч.и мн.ч.Упражнения. Тесты по теме глагол. | 1ч | |
3 | | Простое и сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Упражнения. | 1ч | ИКТ |
4 | | Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Упражнения. Весёлый диктант. | 1ч | ИКТ |
| | Сложные предложения с союзами –и, -а, -но. Упражнения. Весёлый диктант. | 1ч | ИКТ |
| | Обращение. Упражнение в определении обращения. Грамматическая сказка. Игры и упражнения. | 1ч | ИКТ |
| | Части речи. Существительное, прилагательное, глагол. | 1ч | ИКТ |
| | Род, число, падеж, склонение существительных. Дидактические игры, головоломки, упражнения. | 1ч | |
| | Лицо, число, время глаголов. Не с глаголами. Упражнения, игры. | 1ч | |
| | Лицо, число, время глаголов. Не с глаголами. Упражнения, игры. | 1ч | |
| | Местоимение. Правописание местоимений с предлогами. Дидактические игры, головоломки. | 1ч | ИКТ |
| | Местоимение. Правописание местоимений с предлогами. Дидактические игры, головоломки. | 1ч | |
| | Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты. Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч | |
8 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 | | Предложение. Простые и сложные предложения. | 1ч | ИКТ |
2 | | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1ч | |
3 | | Корень слова. Однокоренные слова. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Окончание. | 1ч | ИКТ |
4 | | Правописание приставок и предлогов. | 1ч | ИКТ |
5 | | Имя существительное как часть речи. Грамматические категории существительного. | 1ч | ИКТ |
6 | | Склонение имен существительных. | 1ч | |
7 | | Несклоняемые имена существительные. | 1ч | |
8 | | Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ |
9 | | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | |
1 | | Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. | 1ч | ИКТ |
2 | | Склонение личных местоимений 1л,2л.,3л..ед.ч. мн.ч. Упражнения, игры. | 1ч | |
3 | | Правописание местоимений с предлогами. Веселый диктант «Кто умеет объяснить?» | 1ч | |
4 | | Глагол как часть речи. Грамматические категории глагола. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
5 | | Изменение глаголов по временам. | 1ч | |
6 | | Употребление глаголов прошедшего времени . Упражнения, игры, головоломки. | 1ч | |
7 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 спряжения. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ |
8 | | Правописание безударных окончаний глаголов 2 спряжения. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ |
9 | | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов. Упражнения, игры. | 1ч | |
10 | | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | |
11 | | Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Определяем спряжение глагола. Викторина «Глаголы-исключения». | 1ч | ИКТ |
12 | | Правописание глагола: личные окончания, чередование гласных в корне, тся и ться в глаголах. Веселый диктант«Почему так пишется?» | 1ч | ИКТ |
13 | | Весёлый диктант. | 1ч | |
1 | | Простое предложение. Грамматическая основа предложения | 1ч | ИКТ |
2 | | Однородные члены предложения. | 1ч | |
3 | | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1ч | ИКТ |
4 | | Сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения | 1ч | ИКТ |
| | Текст. Чтение и пересказ познавательных текстов разных стилей речи. | 1ч | |
| | Сложные предложения с союзами что, чтобы, который, где, когда. | 1ч | ИКТ |
| | Части речи. Существительное, прилагательное, глагол. | 1ч | ИКТ |
| | Род, число, падеж, склонение существительных. | 1ч | ИКТ |
| | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | |
| | Коллективное составление рассказа по картине. | 1ч | |
| | Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты | 1ч | |
| | Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты | 1ч | |
| | Занимательные игры | 1ч | |
| | Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч | |
9 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 | | Простое предложение с однородными членами. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ |
2 | | Обращение. Знаки препинания при обращении. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ |
3 | | Сложное предложение. Союзные слова в сложном предложении. | 1ч | |
4 | | Алфавит. Правописание ударных и безударных гласных. | 1ч | |
5 | | Правописание разделительного Ъ и Ь знаков. | 1ч | |
6 | | Правописание приставок ОБ, ОТ, ПОД,БЕЗ( БЕС), ВОЗ (ВОС), ИЗ(ИС), РАЗ (РАС). | 1ч | |
7 | | Существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Грамматическая сказка, упражнение. | 1ч | ИКТ |
8 | | Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Игры, головоломки. | 1ч | ИКТ |
9 | | Несклоняемые имена существительные. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
1 | | Прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
2 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных ед.ч и мн.ч. | 1ч | ИКТ |
3 | | Местоимение как часть речи. Лицо и число личных местоимений. | 1ч | ИКТ |
4 | | Падежные окончания личных местоимений. Занимательные упражнения. | 1ч | |
5 | | Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ |
6 | | Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Дидактические игры. | 1ч | |
7 | | Изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы 2 лица ед.ч. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ |
8 | | Употребление глаголов повелительной формы. | 1ч | |
9 | | Наречие как часть речи. Согласование наречий с глаголами. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
10 | | Наречия времени, места, способа действия. Занимательные упражнения. | 1ч | |
11 | | Правописание наречий с О и А на конце. Занимательные упражнения. | 1ч | ИКТ |
12 | | Наречия с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Занимательные упражнения. | 1ч | |
13 | | Текст. Чтение и пересказ познавательных текстов разных стилей речи. | 1ч | |
1 | | Имя числительное как часть речи. . Разряды числительных. Слова и числа в нашей речи. Роль числительного в предложении. Грамматическая сказка. | 1ч | ИКТ |
2 | | Правописание мягкого знака в количественных числительных. Дидактические игры. | 1ч | |
3 | | Упражнение в правописании мягкого знака в числительных от 90 до 900. Занимательные упражнения. | 1ч | |
4 | | Простые и сложные предложения. Занимательные упражнения. | 1ч | |
| | Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1ч | ИКТ |
| | Обращение. Знаки препинания при обращении. Дидактические игры. | 1ч | ИКТ |
| | Сложное предложение с союзами и союзными словами. Упражнения, игры. | 1ч | ИКТ |
| | Предложения с прямой речью. Дидактические игры. | 1ч | ИКТ |
| | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Упражнения, головоломки. | 1ч | |
| | Закрепление знаний о частях речи. Игры, упражнения. | 1ч | |
| | Закрепление знаний о частях речи. Игры, упражнения. | 1ч | |
| | Работа над сочинением-рассуждением. | 1ч | ИКТ |
| | Работа над сочинением-рассуждением. | 1ч | |
| | Итоговый урок. Весёлая грамматика. Беседа «Чему мы научились за этот год?» | 1ч | |
Список литературы
Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев/Н.М.Бетенькова, Д.С.Фомин. – М.: Просвещение, 1995
3. Вартаньян Э. Путешествие в слово/Э.Вартанян.- М.,1979.
4. Волина В.В. Весёлая грамматика/В.В.Волина. – М.: Знание, 1995
5. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. 1 – 4 часть.-М,: Владос,2004
6. Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах.- М.:Материк-Альфа,2005
7. Контрольно-измерительные материалы ВПР русский язык 5-6 классы/ Е.Н.Груздева. – М.: Экзамен, 2019
8. Контрольно-измерительные материалы ВПР русский язык 7 класс/ Г.Н.Потапова. – М.: Экзамен, 2019
9. Контрольно-измерительные материалы ВПР русский язык 8 класс/ М.Ю.Никулина. – М.: Экзамен, 2020
10. Контрольно-измерительные материалы ВПР русский язык 9 класс/ Е.Н.Скрипка. – М.: Экзамен, 2019