СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Занимательный русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Занимательный русский язык»»



Администрация городского округа Химки Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 г. ХИМКИ

ИНН 5047045510 КПП 504701001 141431, МО, г. Химки, мкрн. Подрезково, ул. Школьная, д. 2,
тел/факс: 8(495)574-13-63, 574-08-80, e-mail: [email protected]


Согласовано: Утверждено:

Педагогический совет Директор МБОУ СОШ №20

от 15.01.2021г. ____________ Сорокин А.С.

Протокол №__ 15.01.2021г.

Приказ от 15.01.2021г №_-о





Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

социально-гуманитарной направленности

«Занимательный русский язык»»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 11-15 лет

Срок реализации: 1 год







Автор-составитель:

Бабкина О.Н.,

учитель русского языка и

литературы





Химки 2021

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.

1.1. Пояснительная записка:

Направленность программы

Настоящая программа по факультативу «Занимательный русский язык» составлена на 36 часов (1 час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Данная Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).

  4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).

  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

  6. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

  8. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

  9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

  10. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

  11. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13в/07).   

Адресат программы

Учащиеся 11-15 лет.

В данной программе принимают участие все дети без предварительного отбора.

Объём программы

Программа рассчитана на 36 часов.

Формы обучения и виды занятий

- постановка перед учащимися цели урока;

- дидактические игры;

- проблемная ситуация;

- игровые приёмы;

- занимательные упражнения;

- создание увлекательных ситуаций;

- сравнение (один из важных приёмов обучения);

- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;

- использование «опорных схем»;

- приём наглядности и иллюстрированности;

- приём обратной связи;

- приём контроля качества знаний, умений и навыков;

- приём контроля и самоконтроля и т. д.

Формы обучения: очная, групповая, парная.

Исходя из целей, задач, интересов и индивидуальных возможностей детей, образовательный процесс реализуется в виде занятий, подразделяющихся на теоретические, практические и контрольные занятия.

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель.

Режим занятий

Занятия проводятся раз в неделю по одному часу.

Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием занятий детского объединения.


    1. Цель и задачи программы


Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

«Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению. Программа факультатива направлена на развитие познавательного интереса обучающихся.

Учащиеся должны:

  • Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

  • Повышать уровень общего развития учащихся;

  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Развивать нравственные качества школьников.

Методы обучения русскому языку: Словесные, наглядные, практические: объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, наблюдения, упражнение, игра, самостоятельная работа, практическая работа, обучающий контроль, экскурсия, ситуационный метод и т.д.

На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала. Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.

  • Звуки и буквы.

  • Слово.

  • Предложение.

  • Связная речь, культура речи

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серию рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).













2. Комплекс организационно-педагогических условий.


Календарно – тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечания

  1. 1


Предложение как единица речи. История слов.

ИКТ

  1. 2


Главные члены предложения.


  1. 3


Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

ИКТ

  1. 4


Буквенная азбука — алфавит. История алфавита.


  1. 5


Словообразование и орфография. Как проверить «упрямую» букву? Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

ИКТ

  1. 6


Ударные и безударные гласные. Дидактические игры, упражнения, головоломки

ИКТ

  1. 7


Корень слова. Однокоренные родственные слова. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки

ИКТ

  1. 8


Роль окончания в слове. Дидактические игры, упражнения.


  1. 9


Образование слов с помощью приставки. Упражнения, игры. Образование слов с помощью суффиксов. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения.



  1. 10


Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Дидактические игры, упражнения.


  1. 1


Приставка и предлог. Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

  1. 2


Упражнение в правописании ъ твердого знака после приставок.


  1. 3


Части речи. Королевство «Грамматика». Имя существительное как часть речи. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки

ИКТ

  1. 4


Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Дидактические игры, упражнения.


  1. 5


Изменение имён существительных по числам. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения, головоломки

ИКТ

  1. 6


Род имён существительных. Грамматические сказки, дидактические игры, упражнения, головоломки.

ИКТ

  1. 7


Беседа о падежах имён существительных. Грамматическая сказка. Именительный падеж.

ИКТ

  1. 8


Родительный падеж. Дательный падеж. Дидактические игры, упражнения.


  1. 9


Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж .Дидактические игры, упражнения.


  1. 10


Три склонения имён существительных. Грамматическая сказка, дидактические игры, упражнения.

ИКТ

  1. 11


Коллективное составление рассказа по картине.


  1. 12


Упражнение на определение рода, числа, падежа имён существительных.


  1. 13


Весёлый диктант. Именительный, родительный падежи существительных 1-го склонения. Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

  1. 1


Дательный и винительный падежи имён существительных 1-го скл. Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

  1. 2


Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения.


  1. 3


Второе склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный падежи.

ИКТ

  1. 4


Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения.


  1. 5


Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения.


  1. 6


Третье склонение имён существительных в ед.ч. Именительный и родительный падежи.


  1. 7


Дательный и винительный падежи. Дидактические игры и упражнения.


  1. 8


Творительный и предложный падежи. Дидактические игры и упражнения.


  1. 9


Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая сказка.

ИКТ

  1. 10


Однородные члены предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.

ИКТ


Однородные члены предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.



Однородные члены предложения. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.


  1. 11


Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?»

ИКТ


6 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

  1. 1


Связь частей и предложений в тексте.

  1. 2


Главные и

второстепенные

члены предложения. Текст

ИКТ

  1. 3


Однородные члены предложения. Интонация сопоставления.

ИКТ

  1. 4


Правописание ударной и безударной гласной. Основная мысль текста. Дидактические игры, упражнения.


  1. 5


Корень слова. Приставка. Суффикс. Окончание. Грамматическая сказка, игры, упражнения.


ИКТ

  1. 6


Правописание безударной гласной. Части текста

Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки.


ИКТ

  1. 7


Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки.



  1. 8


Непроизносимые согласные в корне слова. Дидактическая сказка, игры, упражнения, головоломки.


ИКТ

  1. 9


Части речи. Дидактическая сказка.

Коллективное составление рассказа по картине

ИКТ

  1. 10


Грамматические признаки существительного. Дидактические игры, упражнения.



  1. 1


Падежные окончания

существительных. История падежей. Игры, упражнения. Веселый диктант «Кто умеет объяснить?»


  1. 2


Имя прилагательное как часть речи. Дидактическая сказка. Его морфологические признаки. «Вечный спутник существительного». Устное сочинение на грамматическую тему. Развитие устной речи .


  1. 3


Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Сопоставление окончаний прилагательных среднего рода ед.ч.

ИКТ

  1. 4


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Дидактические упражнения, игры.

ИКТ

  1. 5


Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.


  1. 6


Склонение имён прилагательных женского рода. Грамматическая сказка, игры.

ИКТ

  1. 7


Морфологические признаки имени прилагательного. Грамматическая сказка.

ИКТ

  1. 8


Падежные окончания имён прилагательных. Сказка, игры, упражнения.

ИКТ

  1. 9


Самостоятельное составление текста – описания предмета с предварительным разбором темы, подбором лексики и средств связи


  1. 10


Склонение имён прилагательных во множественном числе. Упражнения , игры.


  1. 11


Деление текста на части по плану, озаглавливание текста.


  1. 12


Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа. Упражнения.


  1. 13


Тренировочные упражнения по написанию окончаний имён прилагательных. Игры, сказки, головоломки.


  1. 1


Однородные члены предложения. Интонация сопоставления.

ИКТ

  1. 2


Составление предложений с различными группами однородных членов.


  1. 3


Сопоставление простого и сложного предложения. Нахождение в тексте речевых недочётов.


  1. 4


Сложное предложение с союзом И, А,НО. Упражнения, игры.

ИКТ

  1. 5


Знаки препинания в сложном предложении. Изложение по плану и опорным словам.



  1. 6


Культура речи при обращении. Место обращения в предложении.

ИКТ

  1. 7


Безударная гласная в корне слова. Составление текстов по теме.

ИКТ

  1. 8


Падежные окончания существительных. Дидактические игры, упражнения.


  1. 9


Простое и сложное предложение. Структура текста.

ИКТ


Простое и сложное предложение. Структура текста.



Простое и сложное предложение. Структура текста.


  1. 10


Выделение главных членов предложения. Упражнения.


  1. 11


Итоговое занятие. Беседа «Чему мы научились за этот год?»

ИКТ



7 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

  1. 1


Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.


ИКТ

  1. 2


Однородные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.



  1. 3


Сложное предложение.

Сложное предложение с союзами –и, а, но. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.




  1. 4


Корень слова. Однокоренные слова. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.



ИКТ

  1. 5


Приставка. Образование новых слов с помощью приставок.

Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса.

Окончание. Связь слов в предложении. Дидактические игры и упражнения, головоломки.


ИКТ

  1. 6


Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные в корне. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения, головоломки.



  1. 7


Непроизносимые согласные в корне. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.


ИКТ

  1. 8


Приставка и предлог. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.


ИКТ

  1. 9


Сложные слова. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.




  1. 10


Словообразовательный разбор слова. Занимательное словообразование. Командная игра


  1. 1


Имя существительное как часть речи.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Грамматическая сказка, игры.

ИКТ

  1. 2


Род, число, падеж имен существительных.

Дидактические игры, упражнения.


ИКТ

  1. 3


Склонение имен существительных. Дидактические игры, упражнения.

ИКТ

  1. 4


Правописание имен существительных

с шипящей на конце. Упражнения, игры.



  1. 5


Имя прилагательное как часть речи.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Грамматическая сказка.

ИКТ

  1. 6


Изменение прилагательных по числам и родам.

Дидактические игры, упражнения

ИКТ

  1. 7


Склонение имен прилагательных множественного числа.

Дидактические игры, упражнения.


  1. 8


Местоимение как часть речи. Грамматическая сказка.


ИКТ

  1. 9


Местоимения 1,,2, 3 л.ед.ч и мн.ч.

Склонение личных местоимений 1л.,2л.,3л.ед.ч. и мн.ч.

Дидактические игры, упражнения.


  1. 10


«Господин Глагол» Грамматическое значение и морфологические признаки глагола, его отличие от именных частей речи.

Грамматическая сказка, игры.

ИКТ

  1. 11


Изменение глаголов по временам, числам и по лицам.

Игры, упражнения.


  1. 12


Неопределенная форма глагола. Грамматическая сказка.

Упражнение в определении глаголов неопределенной формы.

Дидактические игры, головоломки.


ИКТ

  1. 13


Правописание –тся –ться в глаголах. Упражнения, игры. Весёлый диктант.

ИКТ

  1. 1


Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

ИКТ

  1. 2


Упражнение в правописании личных окончаний глаголов 2л и 3 л ед.ч.и мн.ч.Упражнения. Тесты по теме глагол.



  1. 3


Простое и сложное предложение.

Грамматическая основа предложения. Упражнения.

ИКТ

  1. 4


Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Упражнения. Весёлый диктант.


ИКТ


Сложные предложения с союзами –и, -а, -но. Упражнения. Весёлый диктант.

ИКТ


Обращение. Упражнение в определении обращения. Грамматическая сказка. Игры и упражнения.

ИКТ


Части речи. Существительное, прилагательное, глагол.


ИКТ


Род, число, падеж, склонение существительных. Дидактические игры, головоломки, упражнения.




Лицо, число, время глаголов.

Не с глаголами. Упражнения, игры.



Лицо, число, время глаголов.

Не с глаголами. Упражнения, игры.



Местоимение. Правописание местоимений с предлогами. Дидактические игры, головоломки.

ИКТ


Местоимение. Правописание местоимений с предлогами. Дидактические игры, головоломки.



Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты.

Беседа «Чему мы научились за этот год?»








8 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

  1. 1


Предложение. Простые и сложные предложения.


ИКТ

  1. 2


Знаки препинания при однородных членах предложения.



  1. 3


Корень слова. Однокоренные слова. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Окончание.


ИКТ

  1. 4


Правописание приставок и предлогов.

ИКТ

  1. 5


Имя существительное как часть речи.

Грамматические категории существительного.

ИКТ

  1. 6


Склонение имен существительных.


  1. 7


Несклоняемые имена существительные.


  1. 8


Имя прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Упражнения, игры.


ИКТ

  1. 9


Коллективное составление рассказа по картине.


  1. 1


Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений.


ИКТ

  1. 2


Склонение личных местоимений 1л,2л.,3л..ед.ч. мн.ч.

Упражнения, игры.


  1. 3


Правописание местоимений с предлогами. Веселый диктант «Кто умеет объяснить?»


  1. 4


Глагол как часть речи. Грамматические категории глагола. Грамматическая сказка.


ИКТ

  1. 5


Изменение глаголов по временам.



  1. 6


Употребление глаголов прошедшего времени . Упражнения, игры, головоломки.



  1. 7


Правописание безударных личных

окончаний глаголов 1 спряжения. Упражнения, игры.


ИКТ

  1. 8


Правописание безударных окончаний глаголов 2 спряжения. Упражнения, игры.


ИКТ

  1. 9


Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов. Упражнения, игры.


  1. 10


Коллективное составление рассказа по картине.


  1. 11


Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Определяем спряжение глагола. Викторина «Глаголы-исключения».

ИКТ

  1. 12


Правописание глагола: личные окончания, чередование гласных в корне, тся и ться в глаголах. Веселый диктант«Почему так пишется?»

ИКТ

  1. 13


Весёлый диктант.


  1. 1


Простое предложение.

Грамматическая основа предложения

ИКТ

  1. 2


Однородные члены предложения.


  1. 3


Обращение.

Знаки препинания при обращении.


ИКТ

  1. 4


Сложные предложения.

Бессоюзные сложные предложения

ИКТ


Текст. Чтение и пересказ познавательных текстов разных стилей речи.



Сложные предложения с союзами что, чтобы, который, где, когда.


ИКТ


Части речи. Существительное, прилагательное, глагол.

ИКТ


Род, число, падеж, склонение существительных.

ИКТ


Коллективное составление рассказа по картине.



Коллективное составление рассказа по картине.



Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты



Закрепление знаний о частях речи. Упражнения. Тесты



Занимательные игры




Беседа «Чему мы научились за этот год?»




9 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

  1. 1


Простое предложение с однородными членами. Занимательные упражнения.

ИКТ

  1. 2


Обращение. Знаки препинания при обращении. Занимательные упражнения.

ИКТ

  1. 3


Сложное предложение. Союзные слова в сложном предложении.


  1. 4


Алфавит. Правописание ударных и безударных гласных.


  1. 5


Правописание разделительного Ъ и Ь знаков.


  1. 6


Правописание приставок ОБ, ОТ, ПОД,БЕЗ( БЕС),

ВОЗ (ВОС), ИЗ(ИС), РАЗ (РАС).


  1. 7


Существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Грамматическая сказка, упражнение.

ИКТ

  1. 8


Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Игры, головоломки.

ИКТ

  1. 9


Несклоняемые имена существительные. Грамматическая сказка.

ИКТ

  1. 1


Прилагательное как часть речи. Согласование прилагательных с существительными. Грамматическая сказка.

ИКТ

  1. 2


Правописание падежных окончаний имён прилагательных ед.ч и мн.ч.

ИКТ

  1. 3


Местоимение как часть речи. Лицо и число личных местоимений.

ИКТ

  1. 4


Падежные окончания личных местоимений. Занимательные упражнения.


  1. 5


Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. Занимательные упражнения.

ИКТ

  1. 6


Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Дидактические игры.


  1. 7


Изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы 2 лица ед.ч. Занимательные упражнения.

ИКТ

  1. 8


Употребление глаголов повелительной формы.


  1. 9


Наречие как часть речи. Согласование наречий с глаголами. Грамматическая сказка.

ИКТ

  1. 10


Наречия времени, места, способа действия. Занимательные упражнения.


  1. 11


Правописание наречий с О и А на конце. Занимательные упражнения.

ИКТ

  1. 12


Наречия с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Занимательные упражнения.


  1. 13


Текст. Чтение и пересказ познавательных текстов разных стилей речи.


  1. 1


Имя числительное как часть речи. . Разряды числительных. Слова и числа в нашей речи.

Роль числительного в предложении. Грамматическая сказка.

ИКТ

  1. 2


Правописание мягкого знака в количественных числительных. Дидактические игры.


  1. 3


Упражнение в правописании мягкого знака в числительных от 90 до 900. Занимательные упражнения.


  1. 4


Простые и сложные предложения. Занимательные упражнения.



Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

ИКТ


Обращение. Знаки препинания при обращении. Дидактические игры.

ИКТ


Сложное предложение с союзами и союзными словами. Упражнения, игры.

ИКТ


Предложения с прямой речью. Дидактические игры.

ИКТ


Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Упражнения, головоломки.



Закрепление знаний о частях речи. Игры, упражнения.



Закрепление знаний о частях речи. Игры, упражнения.



Работа над сочинением-рассуждением.

ИКТ


Работа над сочинением-рассуждением.



Итоговый урок. Весёлая грамматика. Беседа «Чему мы научились за этот год?»









Список литературы

  1. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев/Н.М.Бетенькова, Д.С.Фомин. – М.: Просвещение, 1995

3.  Вартаньян Э. Путешествие в слово/Э.Вартанян.- М.,1979.

4. Волина В.В. Весёлая грамматика/В.В.Волина. – М.: Знание, 1995

5.  Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. 1 – 4 часть.-М,: Владос,2004

6.  Чендулаева Е.Г. Грамматика русского языка в таблицах.- М.:Материк-Альфа,2005

7. Контрольно-измерительные материалы ВПР русский язык 5-6 классы/ Е.Н.Груздева. – М.: Экзамен, 2019

8. Контрольно-измерительные материалы ВПР русский язык 7 класс/ Г.Н.Потапова. – М.: Экзамен, 2019

9. Контрольно-измерительные материалы ВПР русский язык 8 класс/ М.Ю.Никулина. – М.: Экзамен, 2020

10. Контрольно-измерительные материалы ВПР русский язык 9 класс/ Е.Н.Скрипка. – М.: Экзамен, 2019