муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Топчихинский Детско – юношеский центр»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Жемчужинка»
детское объединение «Волшебница»
Предназначена для обучающихся 7 - 10 лет
Срок реализации – 3 года
Составитель:
Давыдова Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
Топчиха -2016
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………...........................3
2.Учебно- тематический план……………………………………………………6
3.Содержание программы……………………………………………….............12
4.Методическое обеспечение и условия реализации программы………......18
5.Список литературы ……………………………………………………………21
6.Приложения………………………………………………………………….......23
Пояснительная записка
Нормативно правовую основу программы составляют следующие документы: закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; постановление главврача «Об утверждении СанПин2.4.4.3172-14,сан.эпидем. требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций доп.образования детей»; постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012–2017 годы»; устав МКУ ДО «Топчихинский Детско- юношеский центр»; основная образовательная программа МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр».
Программа «Жемчужинка» предназначена для организации образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов.
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Жемчужинка», носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, на овладение основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, профилактику асоциального поведения детей.
Новизна программы состоит в том, что важным считается не накопление знаний по предмету, а исследовательская деятельность обучающихся, самостоятельное добывание знаний, самосовершенствование личности. Для отработки навыков и умений по каждому разделу программы предлагаются готовые образцы выполненных работ, технология изготовления, но от ребенка не требуется точное копирование изделия, обучающиеся имеют возможность проявить фантазию и оригинальность.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы состоит в следующем:
- раннее приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей.
- учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации.
- свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств.
- функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.
Цель программы: создание условий для формирования творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность через приобщение ребенка к одному из видов творчества– бисероплетению.
Задачи:
- Формировать у детей устойчивую систематическую потребность к самосовершенствованию, изучение и расширение знаний об истории бисероплетения, по основам композиции, цветоведения.
- Развивать творческие способности воспитанников: воображение, нестандартное мышление, умение видеть красивое в обыденном и создавать это красивое своими руками.
- Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость; умение довести начатое дело до конца, дисциплину взаимопомощи и поддержки;
Программа рассчитана на 3года обучения:
1 год обучения –216 часов (занятия 2 раза в неделю по 3 часа)
2 год обучения –216 часов (занятия 2 раза в неделю по 3 часа)
3 год обучения –216 часов (занятия 2 раза в неделю по 3 часа)
В группе первого года обучения 216 часов, это объясняется тем, что в объединение принимаются дети в основном 7 лет, которые только учатся считать, не имеющие специальных навыков работы с мелким материалом. Работа с бисером построена на постоянном счете, поэтому обучающиеся тратят много времени на изготовление той или иной работы. Также такое количество часов обосновывается возрастными особенностями, а именно, быстрая утомляемость, что требует включения в занятия физминуток и игровых моментов.
На первом году обучения не менее 15 обучающихся. Двигаясь от простого к сложному, воспитанники учатся «читать» схему изделия, то есть узнавать вид плетения, разбираться в направлении движения нитей, пробуют самостоятельно подбирать бисер по цвету и калибру. Формируются представления о бисероплетении, гармоничном сочетании цветов, простейших техниках низания бисером.
Второй год обучения основывается на принципе преемственности в обучении, предполагает усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с бисером. Под руководством педагога осваивают более сложные техники бисероплетения, отделку изделий.
Третий год обучения предусматривает индивидуальную работу педагога с каждым воспитанником, изготовление ими самостоятельных работ (по собственному замыслу). В зависимости от индивидуальных способностей обучающихся, объема и сложности выбранной работы, количество изделий, изготовленных одним обучающимся, может быть различным.
Занятия организованы по группам, в одной группе 1 года обучения занимаются не более 15 человек. В группу первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Уровень подготовки обучающихся, поступающих в группы второго года обучения определяется входной диагностикой. Состав групп постоянный, набор детей свободный. В зависимости от условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Основное место на занятиях уделяется практической и индивидуальной работе. Дети разные по развитию, характеру, поэтому от педагога требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. На сообщение теоретических сведений отводится 1/3 учебного времени.
В результате реализации программы у детей формируются такие ценные качества личности, как – самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. А главное – творческую активность, что непременно пригодится им в последующей трудовой деятельности, какую бы профессию они не выбрали.
Таблица 1
Учебно- тематический план
1 год обучения
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | теория | Практика |
1 | Вводное занятие. История бисероплетения | 3 | 3 | |
2 | Основы материаловедения и цветоведения. Вводный мониторинг | 3 | 3 | |
3 | Плетение цепочек на леске | 15 | 3 | 12 |
| - в одну леску - в две лески | 6 9 | 1 2 | 5 7 |
4 | Работа с проволокой | 54 | 6 | 48 |
| - плетение плоских фигурок - плетение плоских цветов ромашка, фиалка - изготовление настенных панно - плетение бонсаи | 6 21 9 18 | 1 2 1 2 | 5 19 8 16 |
5 | Плетение игрушки | 33 | 3 | 30 |
| - плетение плоской игрушки - плетение обьемной игрушки параллельным плетением | 15 18 | 2 1 | 13 17 |
6 | Изготовление поздравительных открыток | 33 | 3 | 30 |
| - подготовка рисунка - плетение деталей - оформление -промежуточный мониторинг | 3 27 3 | 1 1 1 | 2 26 2 |
7 | Плетение комплекта украшений | 21 | 2 | 19 |
| - выбор схемы,подбор бисера - плетение сережек - плетение колье | 3 9 9 | 1 1 | 2 8 9 |
8 | Работа с пайетками | 39 | 3 | 36 |
| - плоское плетение листиков,цветов - обьемное плетение елочки, розочки | 15 24 | 1 2 | 14 22 |
9 | Работа с книгами, журналами | 3 | 3 | |
10 | Изготовление фоторамки | 9 | 1 | 8 |
11 | Итоговое занятие. Итоговый мониторинг. | 3 | 3 | |
| | 216ч | 33ч | 183ч |
Таблица 2
Ожидаемые результаты первого года обучения
Базовые знания, умения, навыки |
Знать (теория) | Уметь (практика) |
-правила техники безопасности -историю происхождения -цветовой спектр, сочетание цветов -состав бисера, их классификацию и определения -правила плетения одной, двумя лесками -правило плетения на проволоке -последовательность изготовления -правила ухода и хранения изделия | -плести цепочки,украшения -разбираться в схемах -плести плоские и обьемные работы,игрушки -закреплять проволоку -разрабатывать рисунок к панно и открыткам -разрабатывать схемы для украшения -закреплять леску до и после плетения |
Таблица 3
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие ,техника безопасности | 3 | 3 | |
2 | Композиция и цветовой спектр.Вводный мониторинг. | 3 | 3 | |
3 | Технология изготовления работ с приклеиванием бисера | 15 | 2 | 13 |
| - подбор рисунка и бисера - приклеивание бисера 1й слой 2й слой | 3 6 6 | 1 1 | 2 5 6 |
4 | Изготовление цветов способом параллельных дуг | 20 | 1 | 19 |
| - плетение тюльпана - плетение розы | 9 11 | 0.5 0.5 | 8.5 10.5 |
5 | Плетение на леске | 39 | 1 | 38 |
| - основные приемы - плетение в 1 ромб - плетение в 1.5,2 ромба - плетение мозаичным способом | 6 12 11 9 | 1 | 6 12 10 9 |
6 | Вышивание бисером | 87 | 13 | 74 |
| - история вышивания - способы вышивания - вышивание рисунка по канве -вышивание рисунка по ткани -промежуточный мониторинг - вышивание пайетками | 3 6 26 30 22 | 3 3 1 3 2 | 3 25 27 20 |
7 | Технология оплетения пасхальных яиц | 15 | 3 | 12 |
| - готовой бисерной снизкой - оплетение в 1.5,2 ромба - оплетение произвольным способом | 3 6 6 | 1 1 1 | 2 5 5 |
8 | Оформление сувениров из готового бисерного материала | 25 | 2 | 23 |
| - изготовление сердечек , открыток, шкатулок - оформление баночек, вазочек, бутылочек | 12 13 | 1 1 | 11 12 |
9 | Подготовка работ к выставке. Итоговый мониторинг. | 3 | 3 | |
10 | Итоговое занятие | 6 | 3 | 3 |
| | 216ч | 34ч | 182ч |
Таблица 4
Ожидаемые результаты второго года обучения
Опыт творческой деятельности |
Уметь работать с журналами и картинками и на примере разрабатывать свой эскиз близкий к подлинному. Участие в районных и групповых выставках и конкурсах. |
Базовые знагния , умения, навыки(ЗУН) |
Знать(теория) | Уметь(практика) |
-правила техники безопасности - определения -разные способы плетения на леске -историю вышивки -способы вышивания -правила оформления готового изделия -способы изготовления пасхальных яиц | -организовать свое рабочее место -слушать и воспринимать информацию -делать картины способом приклеивания бисера -правильно наносить рисунок на твердую основу и ткань -создавать изделия по собственному замыслу -самостоятельно разрабатывать и зарисовывать схемы низания -определять расход бисера для различных изделий -использовать разнообразные приемы низания на леске -вышивать бисером разными способами -самостоятельно и аккуратно оформлять готовое изделие -обьяснять последовательность |
Таблица 5
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие ,техника безопасности. | 3 | 3 | |
2 | Композиция и орнамент. Вводный мониторинг. | 3 | 3 | |
3 | Технология плетения объемных игрушек и цветов петельным способом | 30 | 6 | 24 |
| - подбор рисунка и бисера - плетение брелков - плетение цветов - плетение объемных игрушек | 3 9 9 9 | 3 1 1 1 | 8 8 8 |
4 | Технология плетения объемных украшений | 33 | 6 | 27 |
| - плетение жгута - плетение браслета, кулона | 15 18 | 3 3 | 12 15 |
5 | Ткачество | 33 | 6 | 27 |
| - история ткачества - изготовление украшений на ткацком станке - изготовление картин | 3 12 18 | 3 1 2 | 11 16 |
6 | Технология применения бисера в элементах одежды | 45 | 6 | 39 |
| - роль бисера в народном костюме -съемные украшения в одежде -изготовление брошей как элемент одежды -применение бисера в вязании -вышивание на одежде | 3 12 9 15 6 | 3 1 1 1 | 11 8 14 6 |
7 | Вышивание картин по ткани способом ткачества. Промежуточный мониторинг. | 18 | 1 | 17 |
8 | Оплетение предметов | 33 | 3 | 30 |
| - оплетение вазы гобеленовым способом - оплетение баночек сеткой - оплетение мозаичным способом | 12 12 9 | 1 1 1 | 11 11 8 |
9 | Самостоятельная работа учащихся по пройденным темам | 15 | 1 | 14 |
10 | Итоговое занятие. Итоговый мониторинг. | 3 | 3 | |
| | 216ч | 38ч | 178ч |
Таблица 6
Ожидаемые результаты третьего года обучения
Опыт творческой деятельности |
Уметь работать с журналами и картинками и на примере разрабатывать свой эскиз близкий к подлинному. Участие в краевых, районных выставках и конкурсах. |
Социальный опыт (умение взаимодействовать) |
Иметь опыт различных уровней социально-нравственной позиции в коллективе(ребенок сам выбирает каких именно: позиция активного добровольца ,организатора, исполнителя, зрителя, при этом основываясь на своих личных желаниях, ощущениях, настроениях),иметь опыт дружелюбного доброжелательного взаимодействия со сверстниками. |
Базовые знания , умения, навыки(ЗУН) |
Знать(теория) | Уметь(практика) |
-сущность понятий -основы композиции и орнамента -технологию плетения объемных украшений, игрушек -историю ткачества -технологию применения бисера в одежде -технологию вышивания картин тканным способом -технологию переведения рисунка на ткань и одежду -этапы оплетения объемного предмета и способы -основные виды дефектов плетения , причины возникновения и способы устранения | -организовать свое рабочее место -плести объемные украшения и игрушки -закреплять нить -плести способом ткачества украшения и картины -применять бисер в вязании -оплетать предметы разным способом -хранить изделия из бисера согласно правилам -свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов по бисероплетению -разрабатывать несложные композиции декоративного оформления -сознательно выбирать средства выразительности и обосновывать свой выбор - составлять композиции изделий по самостоятельно разработанным эскизам |
Содержание программы
1 год обучения
1. Тема: Вводное занятие. История бисероплетения – 3 часа.
Содержание:
теория -3 ч.
Цели и задачи объединения. Режим работы. Инструменты и материалы.
История бисероплетения.
2. Тема: Основы материаловедения и цветоведения –3 часа.
Содержание:
теория-3 ч.
Изучение светового спектра. Роль и значение цвета в жизни людей.
3. Тема: Плетение цепочек на леске –15часа.
Содержание:
теория-3ч.
Применение знаний по цветоведению. Изучение схем цепочек. Зарисовка. Правила закрепления лески.
практика-12ч.
Плетение цепочки в одну леску: цветочек, лесенка. Плетение цепочки в две лески: крестик, колечко.
4. Тема: Работа с проволокой–54часа.
Содержание:
теория-6ч.
Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигурок. Правила работы по схеме. Подбор бисера. Основные приемы и правила закрепления фигурок на панно(пришивание, приклеивание). Разнообразие способов плетения цветов (параллельное, петельное, плоское, комбинированное). Виды бонсаи. Правило оформления бонсаи.
практика-48ч.
Плетение фигурок, веточек для бонсаи, изготовление панно. Плетение плоских цветов.
5. Тема: Плетение игрушки–33часа.
Содержание:
теория-3ч.
Изучение схем плетения и техники. Теоретический материал о появлении игрушки, ее роль и значение в развитии ребенка.
практика-30ч.
Плетение игрушек из сказок плоским и параллельным плетением.
6. Тема: Изготовление поздравительных открыток–33 часов.
Содержание: теория-3ч.
Подготовка материала для открытки, выбор рисунка.
практика-30ч.
Изготовление открытки разными способами (приклеивание бисера, приклеивание фигурок).
7. Тема: Плетение комплекта украшений – 21часов.
Содержание:
теория-2ч.
Анализ образцов, виды и способы плетения украшений. Правило закрепления лески. Выбор схем и бисера.
практпка-19ч.
Плетение сережек, колье, браслетов по выбранным схемам.
8. Тема: Работа с пайетками – 39часов.
Содержание:
теория-3ч.
Правило работы с пайетками.
практика-36ч.
Плетение плоских листиков, плетение объемной елочки, розочки.
9. Тема: Работа с книгами, журналами – 3часа.
Содержание:
теория-3ч.
Изучение новинок в бисероплетении, зарисовка схем, просмотр.
10. Тема: Изготовление фоторамки – 9часов.
Содержание:
теория-1ч.
Способы украшения рамок. Подготовка рамки к работе. Приготовление необходимых инструментов и материалов, просмотр образцов.
практика-8ч.
Плетение по выбранному способу, оформление.
11. Тема: Итоговое занятие – 3 часа.
Содержание:
теория-3ч.
Организация выставки, подведение итогов.
2 год обучения
1.Тема: Вводное занятие, техника безопасности – 3часа.
Содержание:
теория-3ч.
Цели и задачи объединения. Организация рабочего места, повторение техники безопасности.
2. Тема: Композиция и цветовой спектр – 3часа.
Содержание:
теория-3ч.
Основные понятия – узор, композиция, цветовая гамма, цветовой контраст. Правила составления композиции и ее цветовое решение.
3. Тема: Технология изготовления работ с приклеиванием бисера–15часов.
Содержание:
теория-2ч.
Подготовка основы, цветовое решение бисера, правила изготовления.
практика-13ч.
Нанесение рисунка на основу, приклеивание бисера по рисунку, оформление готового изделия в рамку.
4.Тема: Изготовление цветов способом параллельных дуг – 20часов
Содержание:
теория-1ч.
Разнообразие способов плетения. Техника выполнения отдельного элемента цветка, цветовое решение бисера.
практика-19ч.
Выполнение отдельных элементов цветка, его соединение. Плетение листиков, тычинок, оформление стебля. Композиционное решение.
5.Тема: Плетение на леске – 39часов.
Содержание:
теория-1ч.
Разные способы плетения на леске в одну и две - мозаичное, гобеленовое, в 1, 1.5 ромба. Правила закрепления. Выбор схемы.
практика-38ч.
Плетение разными способами.
6.Тема: Вышивание бисером – 87 часов.
Содержание:
теория-13ч.
История вышивки. Показ образцов разными способами вышивания, приготовление необходимых материалов и инструментов для работы.
практика-74часа.
Вышивание рисунка по канве. Вышивание по ткани, вышивание пайетками.
7.Тема: Технология оплетения пасхальных яиц – 15часов.
Содержание:
теория-3ч.
Беседа о традициях празднования Пасхи, способы оплетения яиц–ткачество, мозаика, полоски, ажурное плетение, вышивка по сетке, варианты оплетения по секторам. Способы изготовления яиц: воск, папье-маше, деревянные.
практика-12ч.
Изготовление основы яйца, оплетение яйца одним из способов. Оформление готового изделия в подставке.
8.Тема: Оформление сувениров из готового бисерного материала–25часов.
Содержание:
теория-2ч.
Беседа: значение сувениров, талисманов, камней в жизни людей, рассмотрение образцов – шкатулка, декоративная бутылка, игрушка, подсвечник, ручка. Способы оформления наклеивание бисерной низки, пришивание готовых цветов, выкладывание бисером.
практика-23ч.
Применение приобретенных знаний, выполнение и их эстетическое оформление.
9. Тема: Подготовка работ к выставке – 3часа.
Содержание: Оформление работ за пройденный курс обучения, обсуждение изделий, награждение за лучшие работы.
10. Тема: Итоговое занятие – 6часов.
Содержание:
теория-3ч.
Анкетирование учащихся об отношении к занятиям по окончании второго года обучения.
практика-3ч.
Изготовление небольшой работы для наглядности в кабинет.
3 год обучения
1.Тема: Вводное занятие – 3 часа.
Содержание:
теория-3ч.
Повторение изученного материала. Цели и задачи. Техника безопасности.
2. Тема: Композиция и орнамент – 3часа.
Содержание:
теория-3ч.
Повторение полученных знаний по цвету, композиции. Определение «орнамент» и ого роль в изготовлении украшений.
3.Тема: Технология плетения объемных игрушек и цветов петельным способом–30 часа.
Содержание:
теория-6ч.
Просмотр образцов, объяснение. Разработка схем. Способы изготовления и соединения готовых частей, фурнитура.
практика-24ч.
Выполнение брелков по схемам, выполнение отдельных элементов цветов, плетение игрушек , сборка, оформление.
4. Тема: Технология плетения объемных украшений – 33 часа.
Содержание:
теория-6ч.
Просмотр книг и журналов, выбор украшений. Способы плетения. Изучение схем: жгут квадратного сечения, ажурный, мозаика, спиральный. Цветовое решение бисера. Правила оформления застежки.
практика-27ч.
Выполнение элементов украшения, закрепление застежки, оформление изделия.
5. Тема: Ткачество – 33 часа.
Содержание:
теория-6ч.
История ткачества, объяснение и показ работы на ткацком станке, закрепление нитей и оформление готовой картины.
практика-27ч.
Плетение украшений, картины на ткацком станке.
6. Тема: Технология применения бисера в элементах одежды – 45часов.
Содержание:
теория-6ч.
Роль бисера в народном костюме, объяснение и демонстрация применения бисера в вязании, в изготовлении брошей, в вышивании одежды.
практика-39ч.
Изготовление съемных украшений, изготовление брошей, вязание элементов одежды(шарф) с применением бисера.
7. Тема: Вышивание картин по ткани способом ткачества – 18 часов.
Содержание:
теория-1ч.
Выбор рисунка, объяснение способа ткачества на рисунке.
практика-17ч.
Вышивание картин на весеннюю тему. Оформление в рамку.
8. Тема: Оплетение предметов – 33часа.
Содержание:
теория-3ч.
Просмотр схем и образцов, подготовка баночки, вазы. Объяснение плетения мозаичным способом, сетка(1.5, 2 ромба), гобеленовым способом.
практика-30ч.
Выполнение изделий, оплетение предметов по частям, закрепление, оформление.
9. Тема: Самостоятельная работа обучающихся по пройденным темам –15часов.
Содержание:
теория-1ч.
Объяснение задания, выбор изделия, схем, рисунков, подготовка бисера, фурнитуры.
практика-14ч.
Творческая работа по собственным эскизам с использованием различных способов изготовления. Защита проекта.
10.Тема: Итоговое занятие – 3часа.
Содержание:
теория-3ч.
Подготовка работ к выставке, выставка, награждение.
Методическое обеспечение и условия реализации программы
Основополагающими принципами программы являются:
1. Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей.
3. Принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной педагогической среды.
5. Принцип наглядности выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
7. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях, а именно:
– взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;
– взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
– сенсорное взаимодействие ребенка с материалом;
– на уровне содержания занятия: любая тема раскрывается через взаимодействие персонажа, в котором он существует, а значит действует;
– на уровне содержания курса: взаимодействие всех тем, входящих в структуру программы.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
В ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, изготовление конкретного изделия.
Программа ставит перед собой задачу формирования интереса и любви к декоративно-прикладному искусству, содействие в профессиональной ориентации и предполагает следующие условия реализации:
- Обучение приемам плетения не требует специально оборудованных кабинетов. Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
- Оборудование и материалы для занятия: бисер, проволока, леска, нитки, ножницы, иглы, тетрадь для схем .
- Информационные средства: журналы, методические материалы.
- Дидактические средства: разработки педагога для обеспечения образовательного процесса (планы, конспекты занятий); наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы. Разработки для организации контроля и определение результативности обучения (тесты, анкеты, вопросники).
Мониторинг
Вводный контроль: проводится перед началом работы (сентябрь) и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам, оцениваются следующие критерии:
-знание состава бисера, их классификацию и определения
-знание правил плетения и умение плести одной, двумя лесками
-умение плести на проволоке
-знание последовательности изготовления
-знание правил ухода и хранения изделия
Вводный контроль позволяет выявить наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения; устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках. Используются методы анетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др).
Текущий контроль: осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы (в течении учебного года), при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы по следующим критериям:
-организация своего рабочего места
-плетение плоских и объемных украшений и игрушек
-закрепление нити
-свободное использование описаний и схем из журналов по бисероплетению
-создание изделия по собственному замыслу
-вышивание бисером разными способами
-самостоятельное и аккуратное оформление готового изделия
Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий. Используются методы наблюдения, рефлексия, организуются мини выставки.
Итоговый контроль: проводится после завершения всей учебной программы (май). Критерии оценки – участие в выставках на районном и краевом уровне, на тематических ярмарках.