СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Ритмическая и партерная гимнастика" 2 года

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Ритмическая и партерная гимнастика" 2 года»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Кирсановская детская школа искусств»



Принято Педагогическим советом

Протокол № 12 от 30.08.2018г.

Утверждено

директор МБОУ ДО

«Кирсановская детская школа искусств»

_____________________ Н.М. Король Приказ от «30 » августа 2018 г. № 25/а









ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РИТМИЧЕСКАЯ И ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИИ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2 ГОДА

УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ

ВОЗРАСТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ 4,5 ДО 6 ЛЕТ









Составители: Третьяк Ю. В.

зав. хореографическим отделением,

преподаватель,

Помогова Н. Н.,

преподаватель




Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по годам обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Список рекомендуемой методической литературы



I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

«Ритмическая и партерная гимнастика» - это элементы ритмики, музыкальной грамоты, изучение движений партерной гимнастики.

Учебный предмет «Ритмическая и партерная гимнастика» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ хореографии.

Содержание учебного предмета «Ритмическая и партерная гимнастика» тесно связано с содержанием учебного предмета «Танец».

Учебный предмет «Ритмическая и партерная гимнастика» является развивающим, способствует разностороннему формированию личности. Большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья. Совершенствуются общая и мелкая моторика, координация, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания. Занятия ритмической и партерной гимнастикой способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие.

Настоящая рабочая образовательная программа предназначена для подготовки детей к обучению в детских школах искусств.

Ритмическая гимнастика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. 

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет 2 года. Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы в области хореографического искусства. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий, от 4,5-6 лет.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию предмета «Ритмическая и партерная гимнастика».

Таблица 1

Срок обучения 2 года



Классы/количество часов

1-2 классы

Количество часов

(общее на 2 года)

Максимальная нагрузка

(в часах)

66

Количество часов на аудиторную нагрузку

66

Общее количество часов на аудиторные занятия

99

Количество часов внеаудиторную (самостоятельную) нагрузку

99

Классы

1

2

Недельная аудиторная нагрузка

1

1


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Ритмическая и партерная гимнастика» проводятся в форме групповых занятий (от 8-12 человек) 1 раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей обучающихся, на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения.

Задачи:

  • развитие дыхательного аппарата детей;

  • развитие двигательных навыков;

  • укрепление мышечного аппарата;

  • развитие музыкальных способностей у детей;

  • развитие творческих навыков;

  • воспитание эмоциональной выразительности исполнения танцевальных или пластических композиций;

  • воспитание нравственных качеств детей, таких, как трудолюбие, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения;

  • формирование чувства ответственности, коммуникативности и толерантности;

  • создание мотивации к дальнейшему обучению.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- игровой (учебный материал в игровой форме);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы при изучении учебного предмета «Ритмическая и партерная гимнастика» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Ритмическая и партерная гимнастика» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;

  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотекой, видеотекой);

  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

  • раздевалки для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

II. Содержание учебного предмета

«Ритмическая и партерная гимнастика»

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ритмическая и партерная гимнастика», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Таблица 2

Срок реализации образовательной программы 2 года


Распределение по годам обучения


Классы

1

2

Продолжительность

учебных занятий в году (в неделях)

33

33


Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

Общее максимальное количество часов по годам

(аудиторные занятия)

33

33

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)



66


Количество часов на

внеаудиторные (самостоятельные) занятия (в неделю)

1

1

Общее максимальное количество часов по годам на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

33

33

Общее максимальное количество часов на весь период обучения внеаудиторные (самостоятельные) занятия


66


Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

Первый год обучения (1-й класс)

Занятие состоит из двух частей. Части занятия переходят одна в другую.

Ритмика (1 часть)

В первой части занятия ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей части.

В содержание первой части входят изучение позиций ног и рук, упражнения разминки для мышц шеи, плечевого пояса, рук, упражнения на ритм, внимание, координацию движения, развитие моторики.

1. Исходные позиции ног:

1.Основная стойка — пятки вместе, носки врозь. Носки ног под углом 45° («домиком»);

2.«Узкая дорожка» — пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп). В хореографии — 6-я позиция;



2. Исходные позиции рук

1.Внизу — руки опущены вдоль тела;

2.Впереди — руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу);

3.Вверху — руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная;

4.В стороны — плечи и руки составляют одну прямую линию;

5.Руки могут быть открытыми — ладонями вверх («к солнышку»);

6.Руки могут быть закрытыми — ладонями вниз (смотрят в пол);

7.«Поясок» — ладони на талии, большие пальцы — сзади, остальные — впереди. Плечи и локти слегка отведены назад.

3. Движения рук

1.«Ветерок» — плавные перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть;

2.«Ленточки» — поочередные плавные движения правой и левой рук вверх-вниз перед собой;

4. Основы музыкальной грамоты

1. Характер музыки: веселая, спокойная, энергичная, торжественная.

2. Темп музыки: медленно, умеренно, быстро.

3. Динамические оттенки: громко, тихо.

4. Музыкальный размер: 2/4.4/4 , ¾,6/8.

5. Знакомство с длительностью нот: целая, половинная, четвертная, восьмая.

6. Понятие о жанрах в музыке: песня, танец, марш.

7. Понятия: «музыкальная фраза», «сильная доля», «затакт».

5. Хлопки

Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.

1.«Ладушки» — хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной) выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу;

2.«Блинчики» — на «раз» — удар правой ладонью по левой, на «два» — наоборот (кисти расслаблены, стаккато), с поворотом кисти;

3.«Тарелочки» — младший возраст— «отряхни ладошки»;

4.«Бубен» — левая ладонь опорная (как бы крышка бубна), пальцы правой руки ударяют по ней. Опорную руку меняют. Удар сильный;

6. Виды шага

1.Спокойная ходьба (прогулка) — шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции);

2.Шаг на всей ступне (топающий) — исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус, прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках». Руки можно поставить кулачками на пояс;

3.Хороводный шаг — этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания;

4.Высокий шаг — нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90°. Носок максимально оттянут вниз (или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).

Шаг на носках

1.Пружинящий шаг — это «пружинка» с продвижением на всей ступне.

2.Крадущийся шаг — это «пружинка» с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.).

7. Прыжки

На одной ноге

1.«Точка» — исходное положение ног — основная стойка, руки в любой позиции. После толчка приземляются в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (не опорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу меняют.

2.«Лесенка» — техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или назад на определенное количество прыжков (ступенек лесенки).

На двух ногах

1.Подскок — поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.

Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполняют его на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).

2.Прыжки с отбрасыванием ног назад — на «раз» — прыжок-«точка» опорной ногой, одновременно не опорная, нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой к верху. Не опорная нога удерживается на весу или ставится сзади на носок пяткой кверху. На «два» — смена опорной ноги.

3.«Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) — то правая, то левая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки — в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.

4.«Качалочка» — исходное положение — ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.

5.«Ножницы» — на «раз» — толчок, разводят ноги в стороны и приземляются в позицию «Широкая дорожка». На «два» — толчок и скрещивают ноги в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).

Партерная гимнастика (2 часть)

В этой части используются упражнения, которые рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц.

Задачи упражнений: организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все их усилия на физическую нагрузку. Подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса; в индивидуальном порядке исправить имеющиеся недостатки в осанке.

Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых рук и ног. Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе, а также сидя.

1. Упражнения на выворотность

1. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.

2. "Лягушка": а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе;

г) сидя на полу - руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в "замок", подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса;

д) «Лягушка" с наклоном вперед.

2. Упражнения на гибкость вперед

1. "Складочка" по VI позиции с обхватом рук за стопы.

2. "Складочка" по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.

4. Развитие гибкости назад

1.Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз -поза «сфинкса».

2. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.

3. "Колечко" с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.

5. Силовые упражнения для мышц живота

1. Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:

2. "Уголок": а) из положения - сидя, колени подтянуть к груди

б) из положения - лежа.



6. Силовые упражнения для мышц спины

1. Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки вперед или в сторону, ноги в выворотном положении).

2. Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках):

3. "Самолет". Из положения - лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.

4."Лодочка". Перекаты на животе вперед и обратно.

7. Упражнения на развитие шага

1. Лежа на спине, медленный подъем натянутой ноги по I позиции вперед поочередно правой и левой (battement releve lent).

2. Лежа на полу, большие броски вытянутых ног по 1 позиции вперед (grand battement jete).

3. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию вверх.

4. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

Второй год обучения (2-й класс)

Занятие состоит из двух частей. Части занятия переходят одна в другую.

Ритмика (1 часть)

1. Исходные позиции ног:

1.Основная стойка — пятки вместе, носки врозь. Носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии —1-я позиция);

2.«Широкая дорожка» — ступни ног — на ширине плеч, параллельны;

3.Сесть на колени — низко опустившись, сесть на оба колена. Колени крепко прижаты к полу.

2. Позиции рук в парах

Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону).

1.«Стрелка» — руки соединены в позиции «Вперед». От величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая;

2.«Воротики» — руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика;

3.«Плетень» — руки соединены крест-накрест;

4.«Бантик» — тоже, но локти округлены и приподняты вперед-вверх, руки не напряжены;

5.«Саночки» — мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад. Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки.

Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны).

6.«Бараночка» — одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки — в любой из перечисленных ранее позиций;

7.«Вертушка» — одноименные руки соединены в позиции «Вверх».

Кружатся вертушкой, соединив руки в позиции «Вертушка», двигаются, как бы догоняя друг друга на месте.

3. Движения рук

1.«Крылья» — плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук-«крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

4. Хлопки

Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.

1.«Тарелочки» — старший возраст — ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука — снизу вверх;

2.«Колокола» — активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса;

3.«Колокольчики» — мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону - вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого;

4.«Ловим комариков» — легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.

5. Виды шага

1.Шаг с притопом на месте — на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» — притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» — шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» — притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).

2.Боковой приставной шаг — на «раз» — вправо (влево), на «два» — левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка).

Шаг на носках

1.Боковой шаг («крестик») — на «раз» — шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» — перед ней накрест ставится левая (правая) нога.

2.Шаг окрестный вперед-назад («косичка») — хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 45° вправо или влево, а накрест перед правой или левой ногой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.

3.Семенящий шаг («плавающий») — плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в старшем возрасте.

6. Прыжки

На одной ноге

1.«Заборчик» — боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.

2.«Солнышко» — техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).

На двух ногах

1.«Крестик» — на «раз» — толчок и скрещивают ноги в «точке» (правая нога впереди), на «два» — то же самое, только впереди левая нога.

2.«Метелочка» — то же, что и «качалочка», только со сменой ног.

3.Боковой галоп — то же, что и боковой приставной шаг, только в прыжке.

4.Галоп вперед — техника та же, только продвигаются не в сторону, а вперед. На «раз» — толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опор ной ноги. На «два» — повторяют.

5.«Веревочка» — на «раз» — прыжок-«точка» на левой (правой) ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением носка по полу выносится вперед. На «два» — все повторяется с правой (левой) ноги. Этот прыжок выполняют как на месте, так и с продвижением вперед.

Партерная гимнастика (2 часть)

1. Упражнения на выворотность

1. Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед.

2. Лежа на спине, подъем ног на 90º по 1 позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.

2. Упражнения на гибкость вперед

1. Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных суставах).

2. В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.

4. Развитие гибкости назад

1."Корзиночка". В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении "мостик").

2. "Мостик", из положения лежа на спине, согнуть ноги в коленях, руки поставить около головы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.

3. Из положения "стоя" опуститься на "мостик" и вернуться в исходное положение.

5. Силовые упражнения для мышц живота

1.Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

2. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º. Опустить ноги за голову до пола, вернуть в исходное положение.

6. Силовые упражнения для мышц спины

1. Отжимание от пола (упражнение для мальчиков за счет упражнения №4).

2."Обезьянка". Стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.

3. Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.

4. Стоя в 1 позиции, поднять руки вверх, сделать глубокий наклон вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение "упор лежа". При этом стараться удержать пятки в 1 позиции на полу. Сгибаясь в тазобедренных суставах, подтянуть ноги в 1 позиции, как можно ближе к рукам. Подняться в исходное положение.

7. Упражнения на развитие шага

1. Сидя на прямом "полушпагате", повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.

2. Сидя на прямом "полушпагате", наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре.

3. Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед.

4. Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.

5. Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в "лягушку" на животе. Проделать все в обратном порядке.

6. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ритмическая и партерная гимнастика» и предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

- знания основных понятий, связанных с ритмом, темпом и динамикой в музыке;

- представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;

- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;

- навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;

- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;

- знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;

- умение сознательно управлять своим телом;

- умение распределять движения во времени и в пространстве;

- владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;

- навыки координаций движений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Ритмическая и партерная гимнастика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Таблица 3

График промежуточной и итоговой аттестации

Вид аттестации

График промежуточной/итоговой аттестации

Классы

1

2

Вид промежуточной/ итоговой аттестации






Контрольный урок






Контрольный урок


Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.

Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока.

По итогам контрольного урока выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.



Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учениками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся класса к продолжению обучения в детских школах искусств.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки.

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал).

Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман план каждого урока.

В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.

VI. Список методической литературы

  1. Барабаш А.Н. Хореография для самых маленьких – СПб.: Белый ветер, 2002. — 108 с.

  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996. – 256 с.

  3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

  4. Васильева Т. И. Балетная осанка. Метод. Пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств Лтд., 1993. – 48с.

  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

  6. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005. – 64 с.

  7. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.

  8. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

  9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике –3-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1972. — 53 с.

  10. Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993. – 32с

  11. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.

  12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей : популярное пособие для родителей и педагогов /. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.

  13. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие –M.: Владос, 2001. – 256 с.

  14. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. – 272 с.

  15. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 352 с.

  16. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес- Данс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007 – 384с.

  17. Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. – 40 с.