Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Кирсановская детская школа искусств»
Принято Педагогическим советом Протокол № 12 от 30.08.2018г. | Утверждено директор МБОУ ДО «Кирсановская детская школа искусств» _____________________ Н.М. Король Приказ от «30 » августа 2018 г. № 25/а |
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РИТМИЧЕСКАЯ И ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИИ»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2 ГОДА
УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ
ВОЗРАСТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ 4,5 ДО 6 ЛЕТ
Составители: Третьяк Ю. В.
зав. хореографическим отделением,
преподаватель,
Помогова Н. Н.,
преподаватель
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
«Ритмическая и партерная гимнастика» - это элементы ритмики, музыкальной грамоты, изучение движений партерной гимнастики.
Учебный предмет «Ритмическая и партерная гимнастика» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ хореографии.
Содержание учебного предмета «Ритмическая и партерная гимнастика» тесно связано с содержанием учебного предмета «Танец».
Учебный предмет «Ритмическая и партерная гимнастика» является развивающим, способствует разностороннему формированию личности. Большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья. Совершенствуются общая и мелкая моторика, координация, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания. Занятия ритмической и партерной гимнастикой способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие.
Настоящая рабочая образовательная программа предназначена для подготовки детей к обучению в детских школах искусств.
Ритмическая гимнастика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет 2 года. Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы в области хореографического искусства. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий, от 4,5-6 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию предмета «Ритмическая и партерная гимнастика».
Таблица 1
Срок обучения 2 года
Классы/количество часов | 1-2 классы |
Количество часов (общее на 2 года) |
Максимальная нагрузка (в часах) | 66 |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 66 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 99 |
Количество часов внеаудиторную (самостоятельную) нагрузку | 99 |
Классы | 1 | 2 |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 | 1 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Ритмическая и партерная гимнастика» проводятся в форме групповых занятий (от 8-12 человек) 1 раз в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей обучающихся, на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения.
Задачи:
развитие дыхательного аппарата детей;
развитие двигательных навыков;
укрепление мышечного аппарата;
развитие музыкальных способностей у детей;
развитие творческих навыков;
воспитание эмоциональной выразительности исполнения танцевальных или пластических композиций;
воспитание нравственных качеств детей, таких, как трудолюбие, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения;
формирование чувства ответственности, коммуникативности и толерантности;
создание мотивации к дальнейшему обучению.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- игровой (учебный материал в игровой форме);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы при изучении учебного предмета «Ритмическая и партерная гимнастика» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Ритмическая и партерная гимнастика» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотекой, видеотекой);
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
раздевалки для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
II. Содержание учебного предмета
«Ритмическая и партерная гимнастика»
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ритмическая и партерная гимнастика», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:
Таблица 2
Срок реализации образовательной программы 2 года
| Распределение по годам обучения | |
Классы | 1 | 2 |
Продолжительность учебных занятий в году (в неделях) | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 |
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия) | 33 | 33 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия) | | 66 |
|
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия (в неделю) | 1 | 1 |
Общее максимальное количество часов по годам на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 33 | 33 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 66 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
Первый год обучения (1-й класс)
Занятие состоит из двух частей. Части занятия переходят одна в другую.
Ритмика (1 часть)
В первой части занятия ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей части.
В содержание первой части входят изучение позиций ног и рук, упражнения разминки для мышц шеи, плечевого пояса, рук, упражнения на ритм, внимание, координацию движения, развитие моторики.
1. Исходные позиции ног:
1.Основная стойка — пятки вместе, носки врозь. Носки ног под углом 45° («домиком»);
2.«Узкая дорожка» — пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп). В хореографии — 6-я позиция;
2. Исходные позиции рук
1.Внизу — руки опущены вдоль тела;
2.Впереди — руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу);
3.Вверху — руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная;
4.В стороны — плечи и руки составляют одну прямую линию;
5.Руки могут быть открытыми — ладонями вверх («к солнышку»);
6.Руки могут быть закрытыми — ладонями вниз (смотрят в пол);
7.«Поясок» — ладони на талии, большие пальцы — сзади, остальные — впереди. Плечи и локти слегка отведены назад.
3. Движения рук
1.«Ветерок» — плавные перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть;
2.«Ленточки» — поочередные плавные движения правой и левой рук вверх-вниз перед собой;
4. Основы музыкальной грамоты
1. Характер музыки: веселая, спокойная, энергичная, торжественная.
2. Темп музыки: медленно, умеренно, быстро.
3. Динамические оттенки: громко, тихо.
4. Музыкальный размер: 2/4.4/4 , ¾,6/8.
5. Знакомство с длительностью нот: целая, половинная, четвертная, восьмая.
6. Понятие о жанрах в музыке: песня, танец, марш.
7. Понятия: «музыкальная фраза», «сильная доля», «затакт».
5. Хлопки
Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
1.«Ладушки» — хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной) выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу;
2.«Блинчики» — на «раз» — удар правой ладонью по левой, на «два» — наоборот (кисти расслаблены, стаккато), с поворотом кисти;
3.«Тарелочки» — младший возраст— «отряхни ладошки»;
4.«Бубен» — левая ладонь опорная (как бы крышка бубна), пальцы правой руки ударяют по ней. Опорную руку меняют. Удар сильный;
6. Виды шага
1.Спокойная ходьба (прогулка) — шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции);
2.Шаг на всей ступне (топающий) — исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус, прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках». Руки можно поставить кулачками на пояс;
3.Хороводный шаг — этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания;
4.Высокий шаг — нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 90°. Носок максимально оттянут вниз (или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).
Шаг на носках
1.Пружинящий шаг — это «пружинка» с продвижением на всей ступне.
2.Крадущийся шаг — это «пружинка» с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.).
7. Прыжки
На одной ноге
1.«Точка» — исходное положение ног — основная стойка, руки в любой позиции. После толчка приземляются в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (не опорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу меняют.
2.«Лесенка» — техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или назад на определенное количество прыжков (ступенек лесенки).
На двух ногах
1.Подскок — поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.
Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполняют его на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).
2.Прыжки с отбрасыванием ног назад — на «раз» — прыжок-«точка» опорной ногой, одновременно не опорная, нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой к верху. Не опорная нога удерживается на весу или ставится сзади на носок пяткой кверху. На «два» — смена опорной ноги.
3.«Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) — то правая, то левая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки — в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.
4.«Качалочка» — исходное положение — ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.
5.«Ножницы» — на «раз» — толчок, разводят ноги в стороны и приземляются в позицию «Широкая дорожка». На «два» — толчок и скрещивают ноги в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).
Партерная гимнастика (2 часть)
В этой части используются упражнения, которые рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц.
Задачи упражнений: организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все их усилия на физическую нагрузку. Подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса; в индивидуальном порядке исправить имеющиеся недостатки в осанке.
Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых рук и ног. Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе, а также сидя.
1. Упражнения на выворотность
1. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в 1.
2. "Лягушка": а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе;
г) сидя на полу - руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в "замок", подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса;
д) «Лягушка" с наклоном вперед.
2. Упражнения на гибкость вперед
1. "Складочка" по VI позиции с обхватом рук за стопы.
2. "Складочка" по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.
4. Развитие гибкости назад
1.Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз -поза «сфинкса».
2. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.
3. "Колечко" с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.
5. Силовые упражнения для мышц живота
1. Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:
2. "Уголок": а) из положения - сидя, колени подтянуть к груди
б) из положения - лежа.
6. Силовые упражнения для мышц спины
1. Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки вперед или в сторону, ноги в выворотном положении).
2. Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части туловища (ноги в выворотном положении, голова на руках):
3. "Самолет". Из положения - лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.
4."Лодочка". Перекаты на животе вперед и обратно.
7. Упражнения на развитие шага
1. Лежа на спине, медленный подъем натянутой ноги по I позиции вперед поочередно правой и левой (battement releve lent).
2. Лежа на полу, большие броски вытянутых ног по 1 позиции вперед (grand battement jete).
3. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в 1 позицию вверх.
4. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.
Второй год обучения (2-й класс)
Занятие состоит из двух частей. Части занятия переходят одна в другую.
Ритмика (1 часть)
1. Исходные позиции ног:
1.Основная стойка — пятки вместе, носки врозь. Носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии —1-я позиция);
2.«Широкая дорожка» — ступни ног — на ширине плеч, параллельны;
3.Сесть на колени — низко опустившись, сесть на оба колена. Колени крепко прижаты к полу.
2. Позиции рук в парах
Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону).
1.«Стрелка» — руки соединены в позиции «Вперед». От величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая;
2.«Воротики» — руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика;
3.«Плетень» — руки соединены крест-накрест;
4.«Бантик» — тоже, но локти округлены и приподняты вперед-вверх, руки не напряжены;
5.«Саночки» — мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад. Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки.
Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны).
6.«Бараночка» — одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки — в любой из перечисленных ранее позиций;
7.«Вертушка» — одноименные руки соединены в позиции «Вверх».
Кружатся вертушкой, соединив руки в позиции «Вертушка», двигаются, как бы догоняя друг друга на месте.
3. Движения рук
1.«Крылья» — плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук-«крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
4. Хлопки
Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.
1.«Тарелочки» — старший возраст — ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука — снизу вверх;
2.«Колокола» — активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса;
3.«Колокольчики» — мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону - вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого;
4.«Ловим комариков» — легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.
5. Виды шага
1.Шаг с притопом на месте — на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» — притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» — шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» — притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).
2.Боковой приставной шаг — на «раз» — вправо (влево), на «два» — левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка).
Шаг на носках
1.Боковой шаг («крестик») — на «раз» — шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» — перед ней накрест ставится левая (правая) нога.
2.Шаг окрестный вперед-назад («косичка») — хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 45° вправо или влево, а накрест перед правой или левой ногой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.
3.Семенящий шаг («плавающий») — плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в старшем возрасте.
6. Прыжки
На одной ноге
1.«Заборчик» — боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.
2.«Солнышко» — техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).
На двух ногах
1.«Крестик» — на «раз» — толчок и скрещивают ноги в «точке» (правая нога впереди), на «два» — то же самое, только впереди левая нога.
2.«Метелочка» — то же, что и «качалочка», только со сменой ног.
3.Боковой галоп — то же, что и боковой приставной шаг, только в прыжке.
4.Галоп вперед — техника та же, только продвигаются не в сторону, а вперед. На «раз» — толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опор ной ноги. На «два» — повторяют.
5.«Веревочка» — на «раз» — прыжок-«точка» на левой (правой) ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением носка по полу выносится вперед. На «два» — все повторяется с правой (левой) ноги. Этот прыжок выполняют как на месте, так и с продвижением вперед.
Партерная гимнастика (2 часть)
1. Упражнения на выворотность
1. Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками так, чтобы они сохраняли 1 позицию, и выпрямить ноги вперед.
2. Лежа на спине, подъем ног на 90º по 1 позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.
2. Упражнения на гибкость вперед
1. Из положения упор присев (присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых ногах с опорой руками около носков, тело согнуто в тазобедренных суставах).
2. В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.
4. Развитие гибкости назад
1."Корзиночка". В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении "мостик").
2. "Мостик", из положения лежа на спине, согнуть ноги в коленях, руки поставить около головы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.
3. Из положения "стоя" опуститься на "мостик" и вернуться в исходное положение.
5. Силовые упражнения для мышц живота
1.Стойка на лопатках с поддержкой под спину.
2. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º. Опустить ноги за голову до пола, вернуть в исходное положение.
6. Силовые упражнения для мышц спины
1. Отжимание от пола (упражнение для мальчиков за счет упражнения №4).
2."Обезьянка". Стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.
3. Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.
4. Стоя в 1 позиции, поднять руки вверх, сделать глубокий наклон вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение "упор лежа". При этом стараться удержать пятки в 1 позиции на полу. Сгибаясь в тазобедренных суставах, подтянуть ноги в 1 позиции, как можно ближе к рукам. Подняться в исходное положение.
7. Упражнения на развитие шага
1. Сидя на прямом "полушпагате", повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.
2. Сидя на прямом "полушпагате", наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре.
3. Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу вперед.
4. Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.
5. Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в "лягушку" на животе. Проделать все в обратном порядке.
6. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ритмическая и партерная гимнастика» и предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знания основных понятий, связанных с ритмом, темпом и динамикой в музыке;
- представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
- навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
- знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
- умение сознательно управлять своим телом;
- умение распределять движения во времени и в пространстве;
- владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
- навыки координаций движений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Ритмическая и партерная гимнастика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Таблица 3
График промежуточной и итоговой аттестации
Вид аттестации | График промежуточной/итоговой аттестации |
Классы |
1 | 2 |
Вид промежуточной/ итоговой аттестации | Контрольный урок | Контрольный урок |
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.
Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока.
По итогам контрольного урока выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учениками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся класса к продолжению обучения в детских школах искусств.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки.
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.
С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал).
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий.
Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман план каждого урока.
В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.
VI. Список методической литературы
Барабаш А.Н. Хореография для самых маленьких – СПб.: Белый ветер, 2002. — 108 с.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996. – 256 с.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
Васильева Т. И. Балетная осанка. Метод. Пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств Лтд., 1993. – 48с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005. – 64 с.
Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике –3-е изд., перераб. и доп. — М.: Музыка, 1972. — 53 с.
Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993. – 32с
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей : популярное пособие для родителей и педагогов /. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие –M.: Владос, 2001. – 256 с.
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. – 272 с.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 352 с.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес- Данс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007 – 384с.
Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. – 40 с.