СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа творческого объединения "Сувенир"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа творческого объединения "Сувенир" художественной напрвленности на 2021 - 2022 учебный год, составленная согласно методическим рекомендациям для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности (Симферополь, 2021)

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа творческого объединения "Сувенир"»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» КРАСНОГВРАДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

Методическим советом МБОУ ДОД «РЦДЮТ» от «___» ______2021 г.

Протокол № _______


СОГЛАСОВАНО

Директор МБОУ

«Янтарненская школа имени Кубракова В.В.»

«____»__________2021г

________Ю.В.Цыпляева





УТВЕРЖДЕНО

Директор

МБОУ ДОД «РЦДЮТ»

_______В.В.Кендзерская

«___» _________







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Творческого объединения «Сувенир»







Направленность: художественная

Срок реализации: 1 год

Вид программы: модифицированная

Уровень образования: ознакомительный

Возраст учащихся: 6-12 лет

Составитель: Коваленко Елена Николаевна

Педагог дополнительного образования











пгт. Красногвардейское, 2021 г.

  1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Сувенир» составлена в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020);

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;

- Концепции развития дополнительного образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019

№ ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;

- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015

№ 131-PHR/2015 (c изменениями на 10.09.2019);

- Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: методические рекомендации для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности. – Симферополь, 2021;

- Положение о дистанционном обучении МБОУ ДОД «РЦДЮТ» № 44 от 20.03.2020 г.


Направленность программы «Сувенир» по содержанию является художественной, по функциональному предназначению декоративно-прикладной. Образовательная программа позволяет учесть особенности каждого учащегося, направлена на развитие творческого воображения, формирование трудового опыта через освоение различных видов рукоделия.



Актуальность программы состоит в том, что обучающиеся, осваивая разнообразные способы выполнения изделий с использованием природных материалов, развивают когнитивные навыки и мелкую моторику рук, способствует своему интеллектуальному развитию. Эстетические изделия создают среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире.


Новизна программы находит свое отражение в том, что в процессе работы, обучающиеся получают практические навыки, используются современные технологии, применяемые в создании декоративных изделий.


Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что:

• Предварительная подготовка обучающихся к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

• Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.

• В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

• Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого учащегося для более успешного творческого развития.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в течение обучения закладываются основные знания, развиваются элементарные умения и навыки. На занятиях знания, умения и навыки, полученные ранее, закрепляются и углубляются, больше времени и внимания уделяется выполнению сложных по технологии изготовления работ, требующих творческого подхода.


Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся младшего и среднего (6-12 лет) школьного возраста.

Объем и сроки реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 144 часа (36 учебных недель).


Уровень программы - стартовый (ознакомительный)

Формы обучения: групповая. Занятия по созданию изделий из природных и иных материалов требуют от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за ними и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоят из 15 человек.


Особенности организации образовательного процесса состоят в том, что практические занятия составляют большую часть программы.


Режим занятий. Занятия проводятся 2 раз в неделю с нагрузкой 2 академических часа (45 мин) с перерывом между занятиями 10 мин.

1.2. Цель и задачи программы

Цель образовательной программы: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития учащихся в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной техники работы с природными и иными материалами.


Задачи:

Обучающие:

  • изучать основные понятия и базовыми формами изделий из природных и иных материалов;

  • обучать различным приёмам работы с природными и иными материалами;

  • формировать умения пользоваться схемами и инструментами;

  • обучить создавать композиции из форм, используя элементы с природными материалами;

  • обучать расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, пространственное воображение;

  • развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер;

  • развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию учащихся;

  • развивать умения и навыки использования инструментов для создания изделий;

  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству работы с природными материалами;

  • воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;

  • формировать коммуникативные способности;

  • формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно использовать материал.


1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Воспитательная работа в рамках программы «Сувенир» направлена на воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы. Под руководством педагога обучающиеся готовят творческие работы и принимают участие в благотворительных акциях, выставках, конкурсных программах всех этапов республиканского уровня.


1.4. Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторный часы

Формы аттестации контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Тестирование

2

Работа с бумагой

4

10

14


3

Техническое моделирование

1

7

8

Опрос

4

Рисование: традиционные и нетрадиционные техники

5

15

20

Индивидуальные творческие задания

5

Поделки из природных и бросовых материалов

5

15

20

Индивидуальные творческие задания

6

Пластилинография

8

14

22

Индивидуальные творческие задания

7

Работа в смешанных техниках

7

7

14

Индивидуальные творческие задания

8

Экскурсии

5

15

20

Опрос

9

Посещение выставок, музеев


6

6

Опрос

10

Выставки обучающихся

7

7

14


11

Итоговое занятие

2

2

4



Итого

45

99

144



Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты.

Техника безопасности (2 часа)

Теория: Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом работы кружка. Организационные вопросы. Правила поведения в учебном кабинете, учреждении. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в процессе работы.

Практика. Изготовление из бумаги, картона и других материалов поделок на свободную тему с целью проверки уровня подготовки детей.

Раздел 2. Работа с бумагой.

Теория. Виды бумаги. Изучение видов аппликации. Ознакомление с основными понятиями “композиция”, способами и правилами её составления. Приёмы работы и сборки композиции.

Практика. Выполнение композиции из бумаги. Выбор эскиза, цвета. Изготовление заготовок из бумаги, сборка и декорирование композиции. Изготовление плоских поделок в технике папье-маше.

Раздел 3. Техническое моделирование.

Теория: знакомство с геометрическими фигурами. Основные правила вырезания модулей.

Практика. Изготовление объемных поделок, в основе которых находятся геометрические фигуры.

Раздел 4. Рисование: традиционные и нетрадиционные техники.

Теория: вызывать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними, формировать художественное мышление и нравственные черты личности через разные способы рисования, способствовать возникновению у обучающегося ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим педагогу, детям, родителям, развивать эстетическое восприятие, воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость. Знакомство с многообразием видов художественной росписи. Изучение технологий простых и сложных композиций при выполнении работы. Последовательность этапов росписи.

Практика. Создание рисунка на фольге. Рисование кофейным раствором. Рисование гуашью в разных техниках. Рисование на высушенных листьях. Роспись камней.

Раздел 5. Поделки из природных и бросовых материалов.

Теория: лиственные растения. Многообразие листьев по форме и размеру. Способы сбора и гербаризации листьев. Изучение разнообразия семян по форме и размеру. Время сбора семян. Изучение основных приемов и принципов выполнения аппликаций из листьев и семян. Подготовка листьев к работе. Сбор ракушек, камешков, веточек, стеблей растений, орешков нескольких видов, каштанов, косточек фруктов. Подготовка вышеперечисленного материала к работе. Подбор колорита в работах, сочетание цветов. Эстетические требования к качеству изделий. Создание эскиза, фона. Подготовка основы. Выбор композиции. Изготовление отдельных декоративных работ.

Практика. Выполнение аппликации из спичек, изготовление поделок с использованием ракушек, камешков, веточек, семян и косточек, пуговиц и др.

Раздел 6. Пластилинография.

Теория: виды лепки. Как правильно работать с пластилином? Техника безопасности при работе с пластилином. Изучение аппликации из пластилина. Особенности работы с пластилином при создании витражей.

Практика. Выполнение работ в различных видах: предметной, декоративной, сюжетной, комплексной, модульной, рельефной. Выполнение аппликаций, и витражей из пластилина.

Раздел 7. Работа в смешанных техниках.

Теория: знакомство с понятием «смешанные техники», видами техник, сочетание различных техник.

Практика. Выполнение аппликации в смешанной технике: пластилинография и рисование; пластилинография и аппликация из природных материалов.

Раздел 8. Экскурсии.

Теория: знакомство с разнообразием растительного мира родного края. Знакомство с красотой природы в разное время года.

Практика. Экскурсии по родному селу. сбор материала для последующего его использования.

Раздел 9. Посещение выставок, музеев. Посещение выставок учащихся в МБОУ ДОД «РЦДЮТ». Посещение выставок мастеров прикладного искусства в Красногвардейском краеведческом музее

Раздел 10. Выставки обучающихся.

Теория: повторение пройденного материала по изготовлению определенного вида поделок в различных техниках, анализ выполнения поделки.

Практика. Оформление текущих, персональной, итоговых выставок поделок обучающихся.

Раздел 11. Итоговое занятие. Подведение итогов работы по выполнению программы.


1.5. Планируемые результаты

обучающие:

- умение пользоваться технологическими картами при выполнении задания,

- приобретение знаний, навыков, умений и компетенций в различных художественно-прикладных направлениях;

развивающие:

- развитие эстетического вкуса

- развитие познавательного интереса к творческому подходу в любой работе;

воспитательные:

- воспитание у обучающихся усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении задания,

- привитие любви к традициям и народному творчеству.



2. Комплекс организационно-педагогических условий





2.1 Календарный учебный график

Уровень стартовый год обучения первый группа №1 «Сувенир»



1 полугодие

2 полугодие

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Кол-во учебных недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

13

14

15

16

17

18

19

20

21

21

22

23

24

25

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

37

Кол-во часов в

неделю (гр.)

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

4

4

4

4

2

4

4

2

2

4

4

4

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

2

2

4

4

2

Кол-во часов в

месяц (гр.)

16

16

18

18

12

16

18

16

14

Аттестация/ формы контроля

наблюдение

опрос


выставка

беседа



выставка








Анализ работ


опрос




выставка










выставка

беседа




беседа


выставка




Объем учебной нагрузки на учебный год 144 часа на одну группу


Календарный учебный график 2 группы



Уровень стартовый год обучения первый группа(ы) №2 «Сувенир»



1 полугодие

2 полугодие

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Кол-во учебных недель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

12

13

14

15

16

17

18

19

20

20

21

22

23

24

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Кол-во часов в

неделю (гр.)

2

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

Кол-во часов в

месяц (гр.)

18

16

16

18

12

16

18

16

14

Аттестация/ формы контроля


наблюдение

опрос


выставка

беседа



выставка








Анализ работ


опрос




выставка










выставка

беседа




беседа

выставка

Объем учебной нагрузки на учебный год 144 часа на одну группу



2.2 Условия реализации программы



Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования должен обладать: Психолого-педагогическими знаниями. Использовать диагностику интересов и мотивации детей. Основываться на социальном заказе общества. Отражать региональные особенности и традиции. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Сувенир» осуществляется педагогом дополнительного образования 1 категории.

Материально-техническое обеспечение

Основным условием для нормальной работы кружка, является подготовленное для занятий помещение: светлое, просторное, оборудованное вентиляцией, имеющее индивидуальные рабочие места и места для размещения и хранения инвентаря, оборудования и материалов.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Наборы цветной бумаги, картона, кальки.

Наборы для лепки (пластилин, стеки, салфетки на стол)

Природные материалы: ракушки, камешки т.п.

Клей, клей-пистолет.

Фурнитура и материалы для отделки готовых изделий (кружево, пуговицы, бусинки и пр.)

Методическое обеспечение

1)особенности организации образовательного процесса

Реализация программы реализуется в условиях сетевого взаимодействия. Форма обучения очная (при необходимости заочная с применением дистанционных информационных технологий).

2)методики обучения

На занятиях учебных групп используются различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов.

3)методы обучения

- Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.

- Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.

- Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

- Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.

- Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.

- Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

4)методы воспитания: убеждение, упражнения, мотивация, стимулирование и поощрение.

5)формы организации образовательного процесса: коллективные занятия.

6)формы организации учебного занятия - фронтальная, групповая, индивидуальная. 

7)педагогические технологии

В процессе работы используются различные педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология взаимного обучения, технология дистанционно обучения, технология коллективной творческой деятельности и др.

8)алгоритм учебного занятия.

Образовательный процесс делится на два этапа: подготовительный и практический.

Задача: самостоятельно применять все полученные знания на практике в ходе выполнения творческой работы.

Занятия включают этапы: организационный момент, теоретическая часть, физкультминутка, практическая часть, окончание занятия (рефлексия, подведение итогов).

Обязательная подготовка кабинета перед занятиями (проветривание, по возможности влажная уборка), подготовка инвентаря, дидактических материалов.

9) дидактические материалы

- Наглядные пособия, изготовленные педагогом.

- Работы педагога.

- Работы учащихся.

- Фотографии с различных выставок.

- Инструкции по технике безопасности.

-Правила поведения в образовательном учреждении.


2.3. Формы аттестации

Для успешного осуществления педагогического процесса проводятся разные виды аттестации (текущая, промежуточная, итоговая) в разных формах (индивидуальный, групповой, фронтальный).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, диплом, журнал посещаемости, фото.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие.

Формы проведения динамики обучения:

– проведение выставок работ учащихся;

– участие в конкурсах различных уровней;

– обсуждения в группах.


Критерии: внешний вид изделия;

- соблюдение технологии изготовления и декорирования;

- самостоятельность в выполнении работы;

- продуктивность (выполнение работы в установленный срок);

- качество выполненной работы;

- культура поведения и соблюдения техники безопасности.


2.4. Список литературы

Для педагога

1. Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (раздел IV)

2.Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- 14»;

4.Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районный центр детского и юношеского творчества» Красногвардейского района республики Крым.

5.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Для родителей и детей.

1. Бедина М.В. Поделки и картины из природных материалов/ М.В. Бедина.-Харьков: Книжный клуб семейного досуга», 2011.- 352 с.:ил.

2. Большая книга развивающих занятий для детей. Работа с красками, карандашами, бумагой, картоном, фольгой, пластилином, природными материалами.-Харьков: Издательство Клуб семейного досуга, 2009.-127с.:ил.

3.Волкова Н.В. 100 замечательных поделок из всякой всячины/ Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-252с.:ил.-(Рукодельница)

4. Гульянц Э.К. Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет.сада.-2-е изд. перераб.-М: Просвещение, 1991.-175с.:ил

5. Мелосская Божена. Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения.-Х.: Аргумент Принт, 2013.- 256с.-(Полезная книга)

6. Моргунова К.П. Фигурки животных из природных материалов. – Донецк: «Издательство СКИФ».-64 с.:ил.

7. Хоменко В.А. Лучшие поделки. Шаг за шагом.-Х.: «Фактор-Друк», 2009.-93с.:ил.


3. Приложения

3.1. Оценочные материалы

Оценку выполнения практических заданий проводится по параметрам:

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности и качественно. - «Высокий уровень умений»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности; при выполнении отдельных операций допущены некоторые отклонения, общий вид аккуратен. - «Средний уровень умений»

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности; отдельные операции выполнены с отклонениями от образца (если не было установки), работа оформлена небрежно или незакончена в срок. - «Ниже среднего уровень умений»

Ученик самостоятельно справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операции допущены большие отклонения; игрушка оформлена небрежно и имеет незавершенный вид. - «Низкий уровень умений»

4. КИМ

В течение учебного года, после выполнения заданий заполняется таблица:

ФИО учащегося

Критерии результативности обучения

Активность на занятии

Выполнение работы

Участие в конкурсах

Работа с эскизным материалом

Вынесение эскиза в натуру

Посещение занятий

ИТОГО









Система баллов:

«5-4» - отлично.

«3-2» - хорошо.

«1» - удовлетворительно.

«0» - неудовлетворительно.

Показатели степени творческой активности детей является уровень поисковой, изобразительной, творческой деятельности, их настроение и позиция при выполнении какого-либо дела.