УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» КРАСНОГВРАДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом МБОУ ДОД «РЦДЮТ» от «___» ______2021 г.
Протокол № _______
СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ
«Янтарненская школа имени Кубракова В.В.»
«____»__________2021г
________Ю.В.Цыпляева
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ ДОД «РЦДЮТ»
_______В.В.Кендзерская
«___» _________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Творческого объединения «Сувенир»
Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень образования: ознакомительный
Возраст учащихся: 6-12 лет
Составитель: Коваленко Елена Николаевна
Педагог дополнительного образования
пгт. Красногвардейское, 2021 г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Сувенир» составлена в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Концепции развития дополнительного образования, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019
№ ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015
№ 131-PHR/2015 (c изменениями на 10.09.2019);
- Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: методические рекомендации для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности. – Симферополь, 2021;
- Положение о дистанционном обучении МБОУ ДОД «РЦДЮТ» № 44 от 20.03.2020 г.
Направленность программы «Сувенир» по содержанию является художественной, по функциональному предназначению декоративно-прикладной. Образовательная программа позволяет учесть особенности каждого учащегося, направлена на развитие творческого воображения, формирование трудового опыта через освоение различных видов рукоделия.
Актуальность программы состоит в том, что обучающиеся, осваивая разнообразные способы выполнения изделий с использованием природных материалов, развивают когнитивные навыки и мелкую моторику рук, способствует своему интеллектуальному развитию. Эстетические изделия создают среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире.
Новизна программы находит свое отражение в том, что в процессе работы, обучающиеся получают практические навыки, используются современные технологии, применяемые в создании декоративных изделий.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что:
• Предварительная подготовка обучающихся к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
• Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
• В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
• Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого учащегося для более успешного творческого развития.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в течение обучения закладываются основные знания, развиваются элементарные умения и навыки. На занятиях знания, умения и навыки, полученные ранее, закрепляются и углубляются, больше времени и внимания уделяется выполнению сложных по технологии изготовления работ, требующих творческого подхода.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся младшего и среднего (6-12 лет) школьного возраста.
Объем и сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 144 часа (36 учебных недель).
Уровень программы - стартовый (ознакомительный)
Формы обучения: групповая. Занятия по созданию изделий из природных и иных материалов требуют от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за ними и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоят из 15 человек.
Особенности организации образовательного процесса состоят в том, что практические занятия составляют большую часть программы.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раз в неделю с нагрузкой 2 академических часа (45 мин) с перерывом между занятиями 10 мин.
1.2. Цель и задачи программы
Цель образовательной программы: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития учащихся в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной техники работы с природными и иными материалами.
Задачи:
Обучающие:
обучать различным приёмам работы с природными и иными материалами;
формировать умения пользоваться схемами и инструментами;
обучить создавать композиции из форм, используя элементы с природными материалами;
обучать расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Развивающие:
развивать внимание, память, пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер;
развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию учащихся;
развивать умения и навыки использования инструментов для создания изделий;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству работы с природными материалами;
воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
формировать коммуникативные способности;
формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно использовать материал.
1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Воспитательная работа в рамках программы «Сувенир» направлена на воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям; развитие доброжелательности в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание чувства ответственности при выполнении своей работы. Под руководством педагога обучающиеся готовят творческие работы и принимают участие в благотворительных акциях, выставках, конкурсных программах всех этапов республиканского уровня.
1.4. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторный часы | Формы аттестации контроля |
теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | Тестирование |
2 | Работа с бумагой | 4 | 10 | 14 | |
3 | Техническое моделирование | 1 | 7 | 8 | Опрос |
4 | Рисование: традиционные и нетрадиционные техники | 5 | 15 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
5 | Поделки из природных и бросовых материалов | 5 | 15 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
6 | Пластилинография | 8 | 14 | 22 | Индивидуальные творческие задания |
7 | Работа в смешанных техниках | 7 | 7 | 14 | Индивидуальные творческие задания |
8 | Экскурсии | 5 | 15 | 20 | Опрос |
9 | Посещение выставок, музеев | | 6 | 6 | Опрос |
10 | Выставки обучающихся | 7 | 7 | 14 | |
11 | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 | |
| Итого | 45 | 99 | 144 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты.
Техника безопасности (2 часа)
Теория: Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с планом работы кружка. Организационные вопросы. Правила поведения в учебном кабинете, учреждении. Знакомство с материалами и инструментами, используемыми в процессе работы.
Практика. Изготовление из бумаги, картона и других материалов поделок на свободную тему с целью проверки уровня подготовки детей.
Раздел 2. Работа с бумагой.
Теория. Виды бумаги. Изучение видов аппликации. Ознакомление с основными понятиями “композиция”, способами и правилами её составления. Приёмы работы и сборки композиции.
Практика. Выполнение композиции из бумаги. Выбор эскиза, цвета. Изготовление заготовок из бумаги, сборка и декорирование композиции. Изготовление плоских поделок в технике папье-маше.
Раздел 3. Техническое моделирование.
Теория: знакомство с геометрическими фигурами. Основные правила вырезания модулей.
Практика. Изготовление объемных поделок, в основе которых находятся геометрические фигуры.
Раздел 4. Рисование: традиционные и нетрадиционные техники.
Теория: вызывать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними, формировать художественное мышление и нравственные черты личности через разные способы рисования, способствовать возникновению у обучающегося ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим педагогу, детям, родителям, развивать эстетическое восприятие, воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость. Знакомство с многообразием видов художественной росписи. Изучение технологий простых и сложных композиций при выполнении работы. Последовательность этапов росписи.
Практика. Создание рисунка на фольге. Рисование кофейным раствором. Рисование гуашью в разных техниках. Рисование на высушенных листьях. Роспись камней.
Раздел 5. Поделки из природных и бросовых материалов.
Теория: лиственные растения. Многообразие листьев по форме и размеру. Способы сбора и гербаризации листьев. Изучение разнообразия семян по форме и размеру. Время сбора семян. Изучение основных приемов и принципов выполнения аппликаций из листьев и семян. Подготовка листьев к работе. Сбор ракушек, камешков, веточек, стеблей растений, орешков нескольких видов, каштанов, косточек фруктов. Подготовка вышеперечисленного материала к работе. Подбор колорита в работах, сочетание цветов. Эстетические требования к качеству изделий. Создание эскиза, фона. Подготовка основы. Выбор композиции. Изготовление отдельных декоративных работ.
Практика. Выполнение аппликации из спичек, изготовление поделок с использованием ракушек, камешков, веточек, семян и косточек, пуговиц и др.
Раздел 6. Пластилинография.
Теория: виды лепки. Как правильно работать с пластилином? Техника безопасности при работе с пластилином. Изучение аппликации из пластилина. Особенности работы с пластилином при создании витражей.
Практика. Выполнение работ в различных видах: предметной, декоративной, сюжетной, комплексной, модульной, рельефной. Выполнение аппликаций, и витражей из пластилина.
Раздел 7. Работа в смешанных техниках.
Теория: знакомство с понятием «смешанные техники», видами техник, сочетание различных техник.
Практика. Выполнение аппликации в смешанной технике: пластилинография и рисование; пластилинография и аппликация из природных материалов.
Раздел 8. Экскурсии.
Теория: знакомство с разнообразием растительного мира родного края. Знакомство с красотой природы в разное время года.
Практика. Экскурсии по родному селу. сбор материала для последующего его использования.
Раздел 9. Посещение выставок, музеев. Посещение выставок учащихся в МБОУ ДОД «РЦДЮТ». Посещение выставок мастеров прикладного искусства в Красногвардейском краеведческом музее
Раздел 10. Выставки обучающихся.
Теория: повторение пройденного материала по изготовлению определенного вида поделок в различных техниках, анализ выполнения поделки.
Практика. Оформление текущих, персональной, итоговых выставок поделок обучающихся.
Раздел 11. Итоговое занятие. Подведение итогов работы по выполнению программы.
1.5. Планируемые результаты
обучающие:
- умение пользоваться технологическими картами при выполнении задания,
- приобретение знаний, навыков, умений и компетенций в различных художественно-прикладных направлениях;
развивающие:
- развитие эстетического вкуса
- развитие познавательного интереса к творческому подходу в любой работе;
воспитательные:
- воспитание у обучающихся усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении задания,
- привитие любви к традициям и народному творчеству.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Уровень стартовый год обучения первый группа №1 «Сувенир»
| 1 полугодие | 2 полугодие |
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Кол-во учебных недель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 37 |
Кол-во часов в неделю (гр.) | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 |
Кол-во часов в месяц (гр.) | 16 | 16 | 18 | 18 | 12 | 16 | 18 | 16 | 14 |
Аттестация/ формы контроля | | наблюдение | опрос | | выставка | беседа | | | выставка | | | | | | | | Анализ работ | | опрос | | | | выставка | | | | | | | | | | выставка | беседа | | | | беседа | | выставка | | | |
Объем учебной нагрузки на учебный год 144 часа на одну группу | |
Календарный учебный график 2 группы
Уровень стартовый год обучения первый группа(ы) №2 «Сувенир»
| 1 полугодие | 2 полугодие |
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Кол-во учебных недель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Кол-во часов в неделю (гр.) | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 |
Кол-во часов в месяц (гр.) | 18 | 16 | 16 | 18 | 12 | 16 | 18 | 16 | 14 |
Аттестация/ формы контроля | | наблюдение | опрос | | выставка | беседа | | | выставка | | | | | | | | Анализ работ | | опрос | | | | выставка | | | | | | | | | | выставка | беседа | | | | беседа | выставка |
Объем учебной нагрузки на учебный год 144 часа на одну группу |
2.2 Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования должен обладать: Психолого-педагогическими знаниями. Использовать диагностику интересов и мотивации детей. Основываться на социальном заказе общества. Отражать региональные особенности и традиции. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Сувенир» осуществляется педагогом дополнительного образования 1 категории.
Материально-техническое обеспечение
Основным условием для нормальной работы кружка, является подготовленное для занятий помещение: светлое, просторное, оборудованное вентиляцией, имеющее индивидуальные рабочие места и места для размещения и хранения инвентаря, оборудования и материалов.
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Наборы цветной бумаги, картона, кальки.
Наборы для лепки (пластилин, стеки, салфетки на стол)
Природные материалы: ракушки, камешки т.п.
Клей, клей-пистолет.
Фурнитура и материалы для отделки готовых изделий (кружево, пуговицы, бусинки и пр.)
Методическое обеспечение
1)особенности организации образовательного процесса
Реализация программы реализуется в условиях сетевого взаимодействия. Форма обучения очная (при необходимости заочная с применением дистанционных информационных технологий).
2)методики обучения
На занятиях учебных групп используются различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов.
3)методы обучения
- Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
- Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
- Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
- Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
- Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
- Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
4)методы воспитания: убеждение, упражнения, мотивация, стимулирование и поощрение.
5)формы организации образовательного процесса: коллективные занятия.
6)формы организации учебного занятия - фронтальная, групповая, индивидуальная.
7)педагогические технологии
В процессе работы используются различные педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология взаимного обучения, технология дистанционно обучения, технология коллективной творческой деятельности и др.
8)алгоритм учебного занятия.
Образовательный процесс делится на два этапа: подготовительный и практический.
Задача: самостоятельно применять все полученные знания на практике в ходе выполнения творческой работы.
Занятия включают этапы: организационный момент, теоретическая часть, физкультминутка, практическая часть, окончание занятия (рефлексия, подведение итогов).
Обязательная подготовка кабинета перед занятиями (проветривание, по возможности влажная уборка), подготовка инвентаря, дидактических материалов.
9) дидактические материалы
- Наглядные пособия, изготовленные педагогом.
- Работы педагога.
- Работы учащихся.
- Фотографии с различных выставок.
- Инструкции по технике безопасности.
-Правила поведения в образовательном учреждении.
2.3. Формы аттестации
Для успешного осуществления педагогического процесса проводятся разные виды аттестации (текущая, промежуточная, итоговая) в разных формах (индивидуальный, групповой, фронтальный).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, диплом, журнал посещаемости, фото.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие.
Формы проведения динамики обучения:
– проведение выставок работ учащихся;
– участие в конкурсах различных уровней;
– обсуждения в группах.
Критерии: внешний вид изделия;
- соблюдение технологии изготовления и декорирования;
- самостоятельность в выполнении работы;
- продуктивность (выполнение работы в установленный срок);
- качество выполненной работы;
- культура поведения и соблюдения техники безопасности.
2.4. Список литературы
Для педагога
1. Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (раздел IV)
2.Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- 14»;
4.Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районный центр детского и юношеского творчества» Красногвардейского района республики Крым.
5.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Для родителей и детей.
1. Бедина М.В. Поделки и картины из природных материалов/ М.В. Бедина.-Харьков: Книжный клуб семейного досуга», 2011.- 352 с.:ил.
2. Большая книга развивающих занятий для детей. Работа с красками, карандашами, бумагой, картоном, фольгой, пластилином, природными материалами.-Харьков: Издательство Клуб семейного досуга, 2009.-127с.:ил.
3.Волкова Н.В. 100 замечательных поделок из всякой всячины/ Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-252с.:ил.-(Рукодельница)
4. Гульянц Э.К. Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет.сада.-2-е изд. перераб.-М: Просвещение, 1991.-175с.:ил
5. Мелосская Божена. Искусство вырезания из бумаги. Картины, открытки, дизайнерские украшения.-Х.: Аргумент Принт, 2013.- 256с.-(Полезная книга)
6. Моргунова К.П. Фигурки животных из природных материалов. – Донецк: «Издательство СКИФ».-64 с.:ил.
7. Хоменко В.А. Лучшие поделки. Шаг за шагом.-Х.: «Фактор-Друк», 2009.-93с.:ил.
3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценку выполнения практических заданий проводится по параметрам:
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности и качественно. - «Высокий уровень умений»
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности; при выполнении отдельных операций допущены некоторые отклонения, общий вид аккуратен. - «Средний уровень умений»
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности; отдельные операции выполнены с отклонениями от образца (если не было установки), работа оформлена небрежно или незакончена в срок. - «Ниже среднего уровень умений»
Ученик самостоятельно справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операции допущены большие отклонения; игрушка оформлена небрежно и имеет незавершенный вид. - «Низкий уровень умений»
4. КИМ
В течение учебного года, после выполнения заданий заполняется таблица:
ФИО учащегося | Критерии результативности обучения |
Активность на занятии | Выполнение работы | Участие в конкурсах | Работа с эскизным материалом | Вынесение эскиза в натуру | Посещение занятий | ИТОГО |
| | | | | | | |
Система баллов:
«5-4» - отлично.
«3-2» - хорошо.
«1» - удовлетворительно.
«0» - неудовлетворительно.
Показатели степени творческой активности детей является уровень поисковой, изобразительной, творческой деятельности, их настроение и позиция при выполнении какого-либо дела.