МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО
«ДОМОДЕДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЛОГОНОТКИ. ЛОГОРИТМИКА»
РАНЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
(Рабочая программа)
г. о. Домодедово
2022 год
Составитель программы:
Колесникова Екатерина Викторовна – логопед, преподаватель филиала «Домодедовская детская хоровая школа им. И. Д. Павловой» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования городского округа Домодедово «Домодедовская детская школа искусств».
Содержание
Пояснительная записка 4
Содержание программы 8
Материально-техническое обеспечение и условия реализации 14
Список использованной литературы 16
Пояснительная записка
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, вызванными физиологическими особенностями и патологическими состояниями. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы, информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с ребенком телевидением, сетью интернет).
Занятия логоритмикой направлены на общее и всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речевых навыков, коммуникативных, двигательных навыков, овладение знаниями об окружающем мире, возможность проявить себя творчески.
Логоритмика оказывает благоприятное влияние на развитие и здоровье ребенка. Детям нравится выполнять дыхательные, артикуляционные, мимические упражнения, играть в коммуникативные и речевые игры, выполнять пальчиковую гимнастику.
Логоритмическими методами можно в интересной и доступной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, ритм, интонационную выразительность, дикцию, фонематический слух; совершенствовать артикуляцию, работу мимической мускулатуры; развивать дыхание: физиологическое и речевое; работать над координацией движений, совершенствованием ориентировки в пространстве; расширять словарный запас: активный и пассивный; развивать музыкальные способности.
Направленность программы
Программа предназначена для систематических занятий логоритмикой с детьми от 5 до 6 лет. Она рассчитана на профилактическую работу с детьми без тяжёлых речевых патологий.
Рабочая программа по логопедической ритмике имеет художественно-эстетическую и коррекционно-развивающую направленность и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. А также упражнений, укрепляющих здоровье ребёнка, развивающих его коммуникативные навыки, творческие и музыкальные способности.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения.
Форма обучения – очная, групповая.
Занятия проводятся в группах по 6-8 человек, сформированных по возрасту обучающихся.
Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность урока 25 минут. Программа рассчитана на 1 год.
Актуальность программы
Актуальность обусловлена использованием новейших методов, средств и форм преодоления нарушений речи и необходимостью комплексного воздействия на нарушение, используя упражнения, игровые задания на основе сочетания музыки, движения, слова.
Логопедическая ритмика, направленная на решение образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.
Длительные и постоянные занятия логоритмикой направлены на улучшение психологического и физического развитий, помогают в корректировке нарушений речи, оказывают положительное воздействие на работу дыхательной системы, также укрепляется костно-мышечный аппарат. Развивается как общая, так и тонкая моторика. Нормализуется общий тонус мышц, что благоприятно сказывается на осанке и походке.
Новизна и уникальность программы заключается в создании системы логоритмических занятий со структурой отличной от традиционной. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года» распоряжение №996-р от 29.05.2015.,
- Приказа Министерства Просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 09.11.2018г.,
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».;
- Локальных актов образовательной организации.
Срок и объем реализации программы Срок реализации программы – 1 год. Возрастная категория детей – 5-6 лет. Форма обучения – групповая, группа детей – 6-8 человек.
Количество занятий в неделю – 2, длительность занятий – 25 минут;
Количество занятий в месяц – 8;
Количество занятий в год – 72;
Продолжительность учебных занятий – 36 недели.
Цель программы
Логопедическая ритмика - комплексная методика, состоящая из средств логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основа её - это речь, музыка и движение, а значит целью данной программы является профилактика и коррекция имеющихся отклонений в речевом развитии посредством сочетания слова, музыки и движения.
Задачи логоритмики
Физическое развитие ребёнка
- укрепление костно-мышечный аппарата;
- формирование правильной походки и осанки;
- развитие моторных функций и координации движений (мелкая и крупная моторика);
- формирование у детей ощущения границ своего тела;
- развитие умения контролировать свой мышечный тонус (умение напрягать и расслаблять мышцы);
- развитие тактильной чувствительности, подвижности пальчиков, кистей;
- развитие дыхательной системы, работа с дыханием.
Музыкальное развитие
- развитие чувства ритма;
- воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развитие координации между словом (пением) и движением;
- координация при музыкальном движении;
- развитие и совершенствование вокально-интонационных данных;
- формирование музыкально- эстетических представлений ребёнка;
- развитие музыкальные и творческие способности.
Речевое развитие
- развитие координации между словом и движением, работа над четкими координированными движениями во взаимосвязи с речью;
- развитие правильного дыхания;
- стимуляция речевого развития;
- развитие артикуляционно-речевого аппарата, укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи;
- слухоречевое развитие.
Всестороннее развитие
- развитие интеллекта;
- развитие слухового внимания;
- развитие памяти и навыка понимания смысла предлагаемых заданий;
- формирование способности преодолевать трудности;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие «творческого Я» ребёнка;
- развитие навыков общения и взаимодействия детей в коллектив.
Принципы организации логоритмических занятий
Принцип научности.
Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно- обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип систематичности.
Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса, способствует перестройке сердечно-сосудистой системы, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной систем.
Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков.
Только многократные систематические повторения способствуют образованию здоровых двигательных стереотипов. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности.
Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие «ядро фонологической системы русского языка» формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
Принцип сознательности и активности.
Сознательное и активное отношение к выполняемым заданиям.
Принцип наглядности.
Дети выполняют задание по показу преподавателя.
Принцип доступности и индивидуализации.
Все задания подбираются с учетом возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей.
Принцип учета уровня развития ребёнка.
Выготский Л. С. выделил два основных уровня в развитии ребенка: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Следовательно, проводить обучение ребенка необходимо от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть легко выполнимым, учитывать уровнь развития ребенка и этап коррекционного воздействия.
Принцип всестороннего развития.
Обуславливает общее влияние на организм логоритмического воздействия. Повышается общая тренированность.
Принцип результативности.
Положительный результат развития и коррекции речи, оздоровление.
Планируемые результаты
Умение правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике (по подсказке педагога).
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Умение сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.
Умение расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
Выполнение музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
Сформированность подвижности артикуляционного аппарата.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Умение контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов.
Умение координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
Умение извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов.
Умение различать звуки: низкие и высокие, звонкие и глухие, долгие и короткие, тихие и громкие.
Метроритмические навыки: короткие и долгие звуки, сильная и слабая доли, ровное движение.
Умение прохлопать простейшие ритмические рисунки.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Содержание программы
| Календарно-тематическое планирование | |
№ | Тема | Звук |
1-2 3-4 5-6 7-8 | Сентябрь Вводное занятие. Знакомство с детьми. «О правилах поведения». «Я. Части тела и лица». «Человек». Знакомство с артикуляционной и мимической гимнастикой. «Здоровье». «Полезные привычки». Знакомство с дыхательной гимнастикой. «Моя семья». | - А У О |
9-10 11-12 13-14 15-16 | Октябрь «Осень». «Краски осени» «Деревья, признаки осени. Хвойные и лиственные». «Одежда, обувь». Знакомство с фонетической ритмикой. «Одежда. Головные уборы». | И Ы-И - А-У-О-И |
17-18 19-20 21-22 23-24 | Ноябрь «Музыкальные инструменты». «Оркестр, шумовой оркестр». Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. «Животные. Домашние животные». «Животные. Дикие животные». «Птицы. Перелётные и зимующие птицы» | М-Мь В Ф В-Ф |
25-26 27-28 29-30 31-32 | Декабрь «Встреча зимы». «Признаки зимы». «Зимние забавы». «В гостях у сказки». Подготовка к празднованию Нового года. «Новый год». Открытое занятие для родителей. | Н М-Н Б-П Д-Т |
33-34 35-36 37-38 39-40 | Январь «Игрушки, игры». «Мои любимые игрушки». «Посуда». «Продукты питания». «Транспорт. Виды транспорта». «Правила дорожного движения». | Г Х К-Г-Х С |
41-42 43-44 45-46 47-48 | Февраль «Без друга в жизни туго». «Из чего что сделано». «В мире животных. Зоопарк». «Рыбы». «Подводный мир». | З Ц С-З-Ц Сь-Зь |
49-50 51-52 53-54 55-56 | Март «8 марта». «Мамины помощники». «Весна, признаки весны». «Растительный мир». «Цветы». «Насекомые». | Ш Ж Ш-Ж Ч-Щ |
57-58 59-60 61-62 63-64 | Апрель «Космос». «Космическое путешествие». «Моя планета». «Дом, в котором мы живём» «Моя Родина». «Наш город». «Все профессии нужны». | С-Ш З-Ж Р - |
65-66 67-68 69-70 71-72 73-74 | Май «Фрукты». «Овощи». «Сад, огород». «Лесное путешествие». «Грибы, ягоды». «Лето красное пришло». «Времена года. Обобщение». «Танцуем и играем». Повторение. Подведение итогов. Открытое занятие для родителей. | Л Р-Л Рь-Ль - |
Направления работы по программе
При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
развитие чувства ритма - упражнения, музыкально-дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия; формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания; развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц; развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
Содержание логоритмических занятий
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве, маршировка в различных направлениях.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Развитие навыков расслабления и напряжения различных групп мышц. Благодаря этим упражнениям дети развивают навыки владений своим телом, их движения становятся более точными и ловкими.
Артикуляционные и мимические упражнения.
Четкая артикуляция – это основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат к постановке звуков. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика.
Корректирует физиологическое и речевое дыхание, помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
-упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
-выработка продолжительного речевого выдоха,
-тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Ритмические упражнения.
Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.
Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Речевые игры.
Это различные виды ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на простейших детских музыкальных (шумовых) инструментах, театральные этюды, игры-диалоги.
Упражнения на развитие внимания и памяти.
Развивают зрительную, слуховую и моторную память. Они активизируется внимание, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Ритмические игры.
Развивают чувство ритма и темпа речи, это позволяет ребенку ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Счетные упражнения.
Позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10.
Чистоговорки.
С помощью них мы автоматизируем звуки, а язык учится и совершенствует навый выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов, слов. Развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Пение песен и вокализов.
Развивает память, внимание и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат, Пение дает возможность автоматизировать гласные звуки.
Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).
Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
Подвижные игры, хороводы, физминутки, танцы.
Тренируют у детей координацию слова и движения, внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Происходит воспитание чувства коллективизма. Дети учатся выполнять правила игры.
Коммуникативные игры.
Способствуют обучению детей взаимодействовать друг с другом, сопереживать.
Развитие чувства темпа.
Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
Пальчиковые игры.
Подвижность пальцев напрямую связана с речью. Когда мы развиваем мелкую моторику пальцев рук, то мы непосредственно активизируем и развиваем речь ребенка. Пальчиковые игры проводятся в сопровождении музыки, пения или стихов.
Игра на детских музыкальных инструментах, «шумовой оркестр».
Работа с шумовыми музыкальными инструментами развивает чувство ритма, темпа, активизирует внимание, развивает мелкую и крупную моторику, координацию движений, умение слушать музыкальное произведение, развивает творческие способности детей.
Театральные этюды.
Работаем с мимической, артикуляционной мускулатурой и жестикуляцией, выразительностью и эмоциональностью движений, активизируем воображение, творческий подход к выполнению задания.
«Игровой массаж» (самомассаж).
Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
«Гимнастика мозга».
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
Примерные варианты построения занятия
- динамическое упражнение;
- приветствие;
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- дыхательное гимнастика;
- фонетическая ритмика;
- пение;
- музыкально-ритмическая игра с музыкальными инструментами, развивающая чувство ритма;
-пальчиковая гимнастика;
- коммуникативная игра.
- музыкальная игра, способствующая умению ориентироваться в пространстве;
- речевая игра;
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- дыхательное гимнастика;
- фонетическая ритмика;
- пение, сопровождаемое движениями рук, для развития плавности и выразительности речи;
-пальчиковая гимнастика;
- подвижная игра;
- хоровод.
- коммуникативный танец;
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- дыхательное гимнастика;
- фонетическая ритмика;
-пальчиковая гимнастика;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики;
- фонопедические упражнения, для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- хороводная игра с пением;
- ритмическая игра;
- танец-импровизация.
Структура логоритмического занятия
Вводная часть: 3-5минут.
различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
приветствие;
упражнения на ориентировку в пространстве;
упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного тонуса;
Основная часть: 10-15 минут.
Артикуляционные, мимические, дыхательные упражнения;
- упражнения на развития внимания, памяти:
- упражнение на развитие чувства темпа, ритма;
- слушание музыки;
- пение;
- игра на музыкальных инструментах, «шумовой оркестр»;
Заключительная часть: 5-7 минут.
упражнения на восстановления дыхания;
спокойные виды ходьбы;
хоровод;
упражнения на релаксацию.
Особенности взаимодействия с родителями
- Посещение родителями открытых уроков;
- Индивидуальные и коллективные консультации;
- Оформление информационных стендов для родителей.
Взаимодействие с семьями воспитанников способствует повышению эффективности коррекционной работы. Из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, становятся более компетентными в вопросах развития детей.
Материально-техническое обеспечение и условия реализации
Условия реализации программы
При организации и реализации дополнительной общеразвивающей программы Школа руководствуется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.4.1251-03, противопожарными нормами и нормами охраны труда.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием, утвержденным Школой.
Для реализации Программы Школа предоставляет следующие условия:
кабинеты для групповых занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам, с достаточным количеством столов и стульев, соответствующих возрасту обучающихся, досками, стеллажами, шкафами;
зал для проведения праздников и открытых уроков,
туалеты оснащены сантехническим оборудованием, соответствующим возрасту обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Оснащение кабинета:
фортепиано;
аудио- и видеоаппаратура;
музыкальные шумовые инструменты для педагога и для детей;
мячи (латексные, Су-Джок, массажные), ленты, многогранные палочки.
дидактический и наглядный материал по коррекции звукопроизношения и по обогащению и активизации словарного запаса, картинки с изображениями по лексическим темам;
пособия для развития дыхания;
логопедические альбомы;
технические средства обучения (музыкальный центр, колонка);
музыкально-дидактические пособия (аудиозаписи, компакт-диски, нотная и методическая литература).
Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время уроков несут преподаватели, прошедшие в установленном законодательством РФ порядке инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Инновационные технологии
Технология «Игровой массаж». Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения;
Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,
«Гимнастика мозга» представляет собой простые и интересные упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле;
Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания;
Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики;
Использование элементов массажа, самомассажа,
Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости);
Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы построений, перестроений, модели, планы);
Метод Су-джок для активизации биоэнергетических точек с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Список используемой литературы
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с.
Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт –Петербург: Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. – (Коррекционная педагогика).
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. Спб.: Издательство «Корона Век», 2016 – 80 с.
Методика игрового обучения Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой».
Новиковская, О.А. Весёлая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4—7 лет /О.А. Новиковская, М.: Астрель: ACT; СПб.: Астрель-СПб, 2009. 31 с.: ил. — (Домашний логопед).
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений/Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2013. – 88 с.
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. - СПб.: КАРО,2007.- 144с.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.- 92с.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Гном и Д», 2005;
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «ГНОМ и Д», 2003;
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993;
Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей М. Н. Щетинин. - М.: Айрис- пресс, 2007
Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115
22