СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая образовательная учебная рабочая программа по предмету "ЖИВОПИСЬ" 1-4 классов Возраст учащихся 9-16 лет

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Живопись" 1-4 класс. МБОУ ДО ДШИ с. Вадинск

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная учебная рабочая программа по предмету "ЖИВОПИСЬ" 1-4 классов Возраст учащихся 9-16 лет»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств Вадинского района



Принято на заседании

педсовета

Протокол

№_________________

от ____________20 г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО

ДШИ Вадинского района

________________Рябова О.А

20 г.


Дополнительная общеразвивающая образовательная учебная рабочая программа


по предмету


ЖИВОПИСЬ


1-4 классов


Возраст учащихся 9-16 лет













Составитель:Буртасова С,П





Пояснительная записка


Данная программа предназначена для занятий в 4-7 классах Детской школы искусств по ОП «Декоративно-прикладное искусство». Необходимость создания данной программы обусловлена спецификой учебного плана (меньшее количество часов, преобладание предметов прикладной направленности). Для создания данной программы были переработаны типовые и авторские программы по живописи для ДШИ (ДХШ).

Живопись воплощает образы действительности в их красочном богатстве и блеске с помощью красок. Живопись – это душа реалистического изображения. Поэтому целью данной программы является формирование умений и навыков в передаче пространства цветом.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

знакомство со средствами и приемами живописи, научить видеть, понимать и изображать трехмерную форму предмета посредством цвета; развивать творческие способности; научить правильно видеть цветовые отношения, выработать умение вести работу последовательно.

В результате изучения данного курса ученик должен знать закономерности цветовой гармонии и колорита, получить навыки работы разными живописными материалами (гуашь, акварель), иметь навыки работы с цветом, передачи основных цветовых отношений, уметь работать с натуры и по памяти, последовательно вести работу над натюрмортом.

Предмет «живопись» учащиеся по ОП «ДПИ» изучают с 5 класса. В процессе обучения преподаватель может опираться на знания, полученные учащимися ранее на занятиях по предмету «изобразительное искусство».

Программа рассчитана на 4 года обучения по 3 часа занятий в неделю. Принцип организации занятий – групповые. Основная форма работы – практическое занятие. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.

Количество учащихся в группе 4-12 человек. Занятия проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе должны быть мольберты, доска, подставки для натюрмортов, натюрмортный фонд, наглядные пособия и таблицы (цветовой круг, таблицы смешения цветов и др.). Кроме того, необходимы специально подготовленные кадры, владеющие методикой преподавания предмета.

На занятиях используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой,


дополнительные и домашние работы (если есть). Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра в конце курса обучения (май).

Тематический план


1 класс



1. Вводное занятие. Упражнения…………………………………………….6 ч

2. Этюд осенних листьев………………………………………………………9 ч

3. Наброски с фигуры человека………………………………………………9ч

4. Силуэт на цветном фоне…………………………………………………….9 ч

5.Тональность…………………………………………………………………..12ч

6. Рисование зверей и птиц по воображению………………………………...12ч

7. Натюрморт из бытовых предметов……………………………………….18ч

8. Этюды натюрмортов на цветовую гамму…………………………………18 ч

9.Наброски с фигуры человека………………………………………………..9 ч

Всего за год 102 ч



2 класс

1. Знакомство с техникой акварели……………………………………………6 ч

2.Изображение плоских предметов. Листья…………………………………..6 ч

3.Этюды овощей и фруктов на нейтральном фоне…………………………..8 ч

4. Натюрморт с фруктами на холодном фоне…………………………………9 ч

5. Натюрморт с фруктами на теплом фоне……………………………………9 ч

6. Этюды постановки из 1-2 предметов на контрастном фоне……………10ч

7. Постановка из двух предметов. Гризайль…………………………10 ч

8. Этюд чучела птицы…………………………………………………………..8 ч

9. Этюд складок…………………………………………………………………8 ч

10. Натюрморт с цветочным растением и фруктами……………….……….10ч

11. Натюрморт из предметов быта, сближенных по цвету и тону………..12 ч

12. Наброски с фигуры человека……………………………………………...6 ч

Всего за год 68ч


3 класс



1. Постановка с букетом цветов……………………………………………….10ч

2. Осенний натюрморт………………………………………………………12ч

3. Небольшие натюрморты с контрастным освещением……………………16 ч

4. Наброски фигуры человека………………………………………………….9 ч

5. Натюрморт с чучелом птицы………………………………………………14 ч

6. Этюды интерьера……………………………………………………………..6ч

7. Тематический натюрморт в интерьере…………………………………….14ч

8. Постановка из разнохарактерных предметов…………………………….12 ч

9. Итоговая постановка…………..…………………………………………9 ч

Всего за год 102ч

4 класс


Тема занятия

Кол-во часов

1.

Натюрморт из разных предметов (форме, фактуре, цвету на тему «Кухня»).

12

2.

Букет в стеклянной посуде с водой.

3

3.

Фрагменты интерьера на конкретную тему «Письменный стол».

12

4.

Фигура в интерьере на фоне окна.

12

5.

Этюд головы человека.

12

6.

Этюд натюрморта на решение композиционного цвета. Гризайль.

3

7.

Этюд головы человека. Несложная тематическая постановка.

12

8.

Этюд фигуры человека.

12

9.

Тематический натюрморт «Искусство», «Музыка»

12

10.

Экзаменационная постановка.

12



102




Содержание


1 класс


1. Вводная беседа о живописи.

Задачи: повторение знаний о технических и изобразительных средствах живописи.

Упражнения на смешение красок, тоновая растяжка.

Материалы: бумага формата А-3, гуашь.


2. Изображение плоских предметов. Листья.

Листья наклеены на темную и светлую бумагу (2 задания).

Задачи: композиционное решение листа, дать понятие силуэта в живописи,

передача локального цвета.

Материалы: бумага формата А-4, гуашь.


3. Наброски с фигуры человека в цвете.

Задачи: формировать навыки работы цветным силуэтом, учить передавать характер и пропорции фигуры.

Материалы: бумага формата А-4, гуашь.


4. Силуэт на цветном фоне.

Выполняется 2-3 этюда (предметы интересного силуэта на одноцветном фоне).

Задачи: закрепить навыки работы цветным силуэтом, учить передавать характер и пропорции предметов.

Материалы: бумага формата А-4, гуашь.


5.Тональность.

Выполняется 2-3 этюда предметов быта (светлая ваза на темном фоне, темная ваза на светлом фоне силуэтом).

Задачи: дать понятие о тоне в живописи, вырабатывать способность цельного видения натуры.

Материалы: бумага формата А-3, гуашь.


6. Рисование зверей и птиц по воображению.

Задачи: формировать навыки работы по воображению и по памяти, показать разнообразие фактуры мазка.

Материалы: бумага формата А-3, гуашь.


7. Натюрморт из бытовых предметов. Декоративное решение.

Задачи: дать понятие цветовой гармонии (колорита), поиск и передача гармонии цветовых оттенков, плоскостное декоративное решение.

Выполнить 2 натюрморта из крупных предметов быта, контрастных по форме и цвету (блюдо, крупные овощи; доска разделочная, чайник)

Материалы: бумага формата А-3, гуашь.


8. Этюды натюрмортов на цветовую гамму.

Задачи: понятие о теплых и холодных цветовых оттенках, дать понятие о цветовой гамме, закрепление умения смешивать цвета.

Выполнить 3-4 этюда натюрмортов из 2-3 предметов, различных по цветовой гамме (один должен быть в светлых тонах).

Материалы: бумага формата А-3, гуашь.


9. Наброски с фигуры человека.

Задачи: найти обобщенное живописное решение в основных тоновых и цветовых отношениях.

Материалы: бумага формата А-4, гуашь.


По окончании 1 класса ученик должен:

  • Знать основы смешения красок,

  • Знать понятия «силуэт», «локальный цвет»;

  • Иметь понятие о тоне в живописи;

  • Иметь понятие о теплохолодности.




2 класс

1. Знакомство с техникой акварели.

Задачи: познакомить учащихся с техническими и изобразительными средствами акварели.

Упражнения на смешение цветов, знакомство с техническими приемами живописи «по-сырому» и лессировками.

Материалы: бумага формата А-4, акварель.


2.Изображение плоских предметов. Листья.

Задачи: композиционное решение листа, закрепление умения работать акварелью, передача локального цвета.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


3.Этюды овощей и фруктов на нейтральном фоне.

Задачи: решение локального цвета на свету и в тени, закрепить понятия свет, полутень, тень, блик, развитие технических навыков.

Выполнить 2-3 этюда.

Материалы: бумага формата А-4, акварель.


4. Натюрморт с фруктами на холодном фоне.

Задачи: закрепление понятия о цветовой гамме, передача цветовых и тональных отношений.

Материалы: бумага формата А-4, акварель.


5. Натюрморт с фруктами на тёплом фоне.

Задачи: передача цветовых взаимоотношений, тоновой разбор.

Материалы: бумага формата А-4, акварель.


6. Этюды постановки из одного предмета на контрастном фоне (синий чайничек на жёлтом фоне, желтый бидон на синем фоне). 2-3 этюда.

Задача: понятие о цветовом рефлексе, передача изменения цвета предмета в

зависимости от окружающей среды.

Материалы: бумага формата А-4, акварель..


7. Постановка из двух темных предметов (чугунок и картофель) на светлом

фоне. Гризайль.

Задача: передача светотени одним цветом как средство выражения

формы.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


8. Этюд чучела птицы.

Задачи: формирование навыка ведения работы изобразительными средствами живописи в этюдах с животными и птицами, передача фактуры.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


9. Этюд складок

Задача: цветотеневая лепка формы складок на драпировке, передача их объёмности.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


10. Натюрморт с цветочным растением и фруктами.

Задачи: развитие колористического видения, передача богатства цветовых

оттенков, стремиться к цветовой гармонии и цельности этюда.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


11. Натюрморт из предметов быта, сближенных по цвету и тону.

Задачи: передача нюансных цветовых и тональных отношений, цельность и завершенность работы.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


12. Наброски с фигуры человека.

Задачи: найти обобщенное живописное решение в основных тоновых и цветовых отношениях.

Материалы: бумага формата А-4, акварель.


По окончании 2 класса ученик должен:

  • Выработать умения работы акварелью «по-сырому» и лессировками;

  • Знать законы светотени и цветовой перспективы;

  • Уметь передавать тональные и цветовые отношения предметов, взаимосвязь их в пространстве;

  • Знать понятия «колорит», «цветовая гармония».




3 класс

1. Постановка с букетом цветов.

Задачи: развитие колористического видения, закрепление навыков полученных во втором классе, композиционно-пластическое решение, передать разнообразие фактур.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


2. Осенний натюрморт.

Задачи: тонально – цветовое решение в пространстве, обратить внимание на образную сторону, развитие навыка последовательной работы над натюрмортом.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


3. Небольшие натюрморты из предметов быта с контрастным освещением.

Задачи: изучение формы во всем многообразии ее цветосветовых отношений, воспитание художественного вкуса.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


4. Наброски фигуры человека

Задачи: правдиво передавать средствами живописи фигуру человека, передача характера и пропорций фигуры.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


5. Натюрморт с чучелом птицы

Задача: развитие колористического видения и лепка формы цветом, передача фактуры предмета, закрепление навыка последовательной работы над натюрмортом, образность.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


6. Этюды интерьера

Задачи: передача пространства и освещения.

Выполняется 3-4 этюда.

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


7. Тематический натюрморт в интерьере. Гризайль.

Задача: передача светотеневых отношений и тональная передача объёмной формы, пространства постановки, эмоционального отношения к предметам .

Материалы: бумага формата А-3, акварель.


8. Постановка из разнохарактерных по форме, цвету и материалу предметов.

Задача: цветовое единство, внимание силуэту предметов, передача живописными средствами предметных свойств.

Материалы: бумага формата А- 3, акварель.


9. Итоговая постановка.

Задачи: выявление полученных во время обучения знаний, умений и навыков.

Материалы: бумага формата А- 3, акварель.


По окончании 3 года обучения ученик должен:

  • Уметь последовательно вести работу над несложным натюрмортом на фоне драпировки со складками;

  • Грамотно использовать изобразительные возможности материала;

  • Видеть нюансы цвета и светотени;

  • Уметь передавать фактуру материала.





4-тый год обучения

В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работ четвертого класса предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.

Подтверждением результативности программы является участие и победы учащихся в различных фестивалях и конкурсах, а также отличная защита контрольных работ при выпуске из ДХШ.

Критерии оценки

5 баллов — особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.

4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении.

3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям;

уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта.

2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.



Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

1. Владеть материалами и инструментами.

2. Выполнить самостоятельно усложненный натюрморт с наличием двух-трех оттенков одного цвета в общей цветовой гамме постановки.

Для успешного выполнения такого задания учащийся должен овладеть следующими знаниями и навыками:

а) грамотно располагать предметы в листе (компоновка);
б) точно передавать пропорции предметов;
в) владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;
г) уметь поставить предметы на плоскость;
д) выявлять цвет — выявлять форму цветом — выявлять цветом объем - выявлять цветом пространство; 
е) уметь изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей;
ж) уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;
з) укладываться в заданные сроки выполнения работы.

Рекомендуемая литература:

  1. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.

  2. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе. с.39, 2010.

  3. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.

  4. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.



Список литературы


  1. Алексеев С. О цвете и красках.- М., 1964.

  2. Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977.

  3. Кальнинг А. Акварельная живопись. – М., 1968. Тютюнник В. Материалы и техники живописи. – М., 1980.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!