Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств Вадинского района
Принято на заседании педсовета Протокол №_________________ от ____________20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО ДШИ Вадинского района ________________Рябова О.А 20 г. |
Дополнительная общеразвивающая образовательная учебная рабочая программа
по предмету
ЖИВОПИСЬ
1-4 классов
Возраст учащихся 9-16 лет
Составитель:Буртасова С,П
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для занятий в 4-7 классах Детской школы искусств по ОП «Декоративно-прикладное искусство». Необходимость создания данной программы обусловлена спецификой учебного плана (меньшее количество часов, преобладание предметов прикладной направленности). Для создания данной программы были переработаны типовые и авторские программы по живописи для ДШИ (ДХШ).
Живопись воплощает образы действительности в их красочном богатстве и блеске с помощью красок. Живопись – это душа реалистического изображения. Поэтому целью данной программы является формирование умений и навыков в передаче пространства цветом.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
знакомство со средствами и приемами живописи, научить видеть, понимать и изображать трехмерную форму предмета посредством цвета; развивать творческие способности; научить правильно видеть цветовые отношения, выработать умение вести работу последовательно.
В результате изучения данного курса ученик должен знать закономерности цветовой гармонии и колорита, получить навыки работы разными живописными материалами (гуашь, акварель), иметь навыки работы с цветом, передачи основных цветовых отношений, уметь работать с натуры и по памяти, последовательно вести работу над натюрмортом.
Предмет «живопись» учащиеся по ОП «ДПИ» изучают с 5 класса. В процессе обучения преподаватель может опираться на знания, полученные учащимися ранее на занятиях по предмету «изобразительное искусство».
Программа рассчитана на 4 года обучения по 3 часа занятий в неделю. Принцип организации занятий – групповые. Основная форма работы – практическое занятие. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально.
Количество учащихся в группе 4-12 человек. Занятия проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе должны быть мольберты, доска, подставки для натюрмортов, натюрмортный фонд, наглядные пособия и таблицы (цветовой круг, таблицы смешения цветов и др.). Кроме того, необходимы специально подготовленные кадры, владеющие методикой преподавания предмета.
На занятиях используются различные методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой,
дополнительные и домашние работы (если есть). Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра в конце курса обучения (май).
Тематический план
1 класс
1. Вводное занятие. Упражнения…………………………………………….6 ч
2. Этюд осенних листьев………………………………………………………9 ч
3. Наброски с фигуры человека………………………………………………9ч
4. Силуэт на цветном фоне…………………………………………………….9 ч
5.Тональность…………………………………………………………………..12ч
6. Рисование зверей и птиц по воображению………………………………...12ч
7. Натюрморт из бытовых предметов……………………………………….18ч
8. Этюды натюрмортов на цветовую гамму…………………………………18 ч
9.Наброски с фигуры человека………………………………………………..9 ч
Всего за год 102 ч
2 класс
1. Знакомство с техникой акварели……………………………………………6 ч
2.Изображение плоских предметов. Листья…………………………………..6 ч
3.Этюды овощей и фруктов на нейтральном фоне…………………………..8 ч
4. Натюрморт с фруктами на холодном фоне…………………………………9 ч
5. Натюрморт с фруктами на теплом фоне……………………………………9 ч
6. Этюды постановки из 1-2 предметов на контрастном фоне……………10ч
7. Постановка из двух предметов. Гризайль…………………………10 ч
8. Этюд чучела птицы…………………………………………………………..8 ч
9. Этюд складок…………………………………………………………………8 ч
10. Натюрморт с цветочным растением и фруктами……………….……….10ч
11. Натюрморт из предметов быта, сближенных по цвету и тону………..12 ч
12. Наброски с фигуры человека……………………………………………...6 ч
Всего за год 68ч
3 класс
1. Постановка с букетом цветов……………………………………………….10ч
2. Осенний натюрморт………………………………………………………12ч
3. Небольшие натюрморты с контрастным освещением……………………16 ч
4. Наброски фигуры человека………………………………………………….9 ч
5. Натюрморт с чучелом птицы………………………………………………14 ч
6. Этюды интерьера……………………………………………………………..6ч
7. Тематический натюрморт в интерьере…………………………………….14ч
8. Постановка из разнохарактерных предметов…………………………….12 ч
9. Итоговая постановка…………..…………………………………………9 ч
Всего за год 102ч
4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Натюрморт из разных предметов (форме, фактуре, цвету на тему «Кухня»). | 12 |
2. | Букет в стеклянной посуде с водой. | 3 |
3. | Фрагменты интерьера на конкретную тему «Письменный стол». | 12 |
4. | Фигура в интерьере на фоне окна. | 12 |
5. | Этюд головы человека. | 12 |
6. | Этюд натюрморта на решение композиционного цвета. Гризайль. | 3 |
7. | Этюд головы человека. Несложная тематическая постановка. | 12 |
8. | Этюд фигуры человека. | 12 |
9. | Тематический натюрморт «Искусство», «Музыка» | 12 |
10. | Экзаменационная постановка. | 12 |
| | 102 |
Содержание
1 класс
1. Вводная беседа о живописи.
Задачи: повторение знаний о технических и изобразительных средствах живописи.
Упражнения на смешение красок, тоновая растяжка.
Материалы: бумага формата А-3, гуашь.
2. Изображение плоских предметов. Листья.
Листья наклеены на темную и светлую бумагу (2 задания).
Задачи: композиционное решение листа, дать понятие силуэта в живописи,
передача локального цвета.
Материалы: бумага формата А-4, гуашь.
3. Наброски с фигуры человека в цвете.
Задачи: формировать навыки работы цветным силуэтом, учить передавать характер и пропорции фигуры.
Материалы: бумага формата А-4, гуашь.
4. Силуэт на цветном фоне.
Выполняется 2-3 этюда (предметы интересного силуэта на одноцветном фоне).
Задачи: закрепить навыки работы цветным силуэтом, учить передавать характер и пропорции предметов.
Материалы: бумага формата А-4, гуашь.
5.Тональность.
Выполняется 2-3 этюда предметов быта (светлая ваза на темном фоне, темная ваза на светлом фоне силуэтом).
Задачи: дать понятие о тоне в живописи, вырабатывать способность цельного видения натуры.
Материалы: бумага формата А-3, гуашь.
6. Рисование зверей и птиц по воображению.
Задачи: формировать навыки работы по воображению и по памяти, показать разнообразие фактуры мазка.
Материалы: бумага формата А-3, гуашь.
7. Натюрморт из бытовых предметов. Декоративное решение.
Задачи: дать понятие цветовой гармонии (колорита), поиск и передача гармонии цветовых оттенков, плоскостное декоративное решение.
Выполнить 2 натюрморта из крупных предметов быта, контрастных по форме и цвету (блюдо, крупные овощи; доска разделочная, чайник)
Материалы: бумага формата А-3, гуашь.
8. Этюды натюрмортов на цветовую гамму.
Задачи: понятие о теплых и холодных цветовых оттенках, дать понятие о цветовой гамме, закрепление умения смешивать цвета.
Выполнить 3-4 этюда натюрмортов из 2-3 предметов, различных по цветовой гамме (один должен быть в светлых тонах).
Материалы: бумага формата А-3, гуашь.
9. Наброски с фигуры человека.
Задачи: найти обобщенное живописное решение в основных тоновых и цветовых отношениях.
Материалы: бумага формата А-4, гуашь.
По окончании 1 класса ученик должен:
Знать основы смешения красок,
Знать понятия «силуэт», «локальный цвет»;
Иметь понятие о тоне в живописи;
Иметь понятие о теплохолодности.
2 класс
1. Знакомство с техникой акварели.
Задачи: познакомить учащихся с техническими и изобразительными средствами акварели.
Упражнения на смешение цветов, знакомство с техническими приемами живописи «по-сырому» и лессировками.
Материалы: бумага формата А-4, акварель.
2.Изображение плоских предметов. Листья.
Задачи: композиционное решение листа, закрепление умения работать акварелью, передача локального цвета.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
3.Этюды овощей и фруктов на нейтральном фоне.
Задачи: решение локального цвета на свету и в тени, закрепить понятия свет, полутень, тень, блик, развитие технических навыков.
Выполнить 2-3 этюда.
Материалы: бумага формата А-4, акварель.
4. Натюрморт с фруктами на холодном фоне.
Задачи: закрепление понятия о цветовой гамме, передача цветовых и тональных отношений.
Материалы: бумага формата А-4, акварель.
5. Натюрморт с фруктами на тёплом фоне.
Задачи: передача цветовых взаимоотношений, тоновой разбор.
Материалы: бумага формата А-4, акварель.
6. Этюды постановки из одного предмета на контрастном фоне (синий чайничек на жёлтом фоне, желтый бидон на синем фоне). 2-3 этюда.
Задача: понятие о цветовом рефлексе, передача изменения цвета предмета в
зависимости от окружающей среды.
Материалы: бумага формата А-4, акварель..
7. Постановка из двух темных предметов (чугунок и картофель) на светлом
фоне. Гризайль.
Задача: передача светотени одним цветом как средство выражения
формы.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
8. Этюд чучела птицы.
Задачи: формирование навыка ведения работы изобразительными средствами живописи в этюдах с животными и птицами, передача фактуры.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
9. Этюд складок
Задача: цветотеневая лепка формы складок на драпировке, передача их объёмности.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
10. Натюрморт с цветочным растением и фруктами.
Задачи: развитие колористического видения, передача богатства цветовых
оттенков, стремиться к цветовой гармонии и цельности этюда.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
11. Натюрморт из предметов быта, сближенных по цвету и тону.
Задачи: передача нюансных цветовых и тональных отношений, цельность и завершенность работы.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
12. Наброски с фигуры человека.
Задачи: найти обобщенное живописное решение в основных тоновых и цветовых отношениях.
Материалы: бумага формата А-4, акварель.
По окончании 2 класса ученик должен:
Выработать умения работы акварелью «по-сырому» и лессировками;
Знать законы светотени и цветовой перспективы;
Уметь передавать тональные и цветовые отношения предметов, взаимосвязь их в пространстве;
Знать понятия «колорит», «цветовая гармония».
3 класс
1. Постановка с букетом цветов.
Задачи: развитие колористического видения, закрепление навыков полученных во втором классе, композиционно-пластическое решение, передать разнообразие фактур.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
2. Осенний натюрморт.
Задачи: тонально – цветовое решение в пространстве, обратить внимание на образную сторону, развитие навыка последовательной работы над натюрмортом.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
3. Небольшие натюрморты из предметов быта с контрастным освещением.
Задачи: изучение формы во всем многообразии ее цветосветовых отношений, воспитание художественного вкуса.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
4. Наброски фигуры человека
Задачи: правдиво передавать средствами живописи фигуру человека, передача характера и пропорций фигуры.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
5. Натюрморт с чучелом птицы
Задача: развитие колористического видения и лепка формы цветом, передача фактуры предмета, закрепление навыка последовательной работы над натюрмортом, образность.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
6. Этюды интерьера
Задачи: передача пространства и освещения.
Выполняется 3-4 этюда.
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
7. Тематический натюрморт в интерьере. Гризайль.
Задача: передача светотеневых отношений и тональная передача объёмной формы, пространства постановки, эмоционального отношения к предметам .
Материалы: бумага формата А-3, акварель.
8. Постановка из разнохарактерных по форме, цвету и материалу предметов.
Задача: цветовое единство, внимание силуэту предметов, передача живописными средствами предметных свойств.
Материалы: бумага формата А- 3, акварель.
9. Итоговая постановка.
Задачи: выявление полученных во время обучения знаний, умений и навыков.
Материалы: бумага формата А- 3, акварель.
По окончании 3 года обучения ученик должен:
Уметь последовательно вести работу над несложным натюрмортом на фоне драпировки со складками;
Грамотно использовать изобразительные возможности материала;
Видеть нюансы цвета и светотени;
Уметь передавать фактуру материала.
4-тый год обучения
В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работ четвертого класса предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.
Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.
Подтверждением результативности программы является участие и победы учащихся в различных фестивалях и конкурсах, а также отличная защита контрольных работ при выпуске из ДХШ.
Критерии оценки
5 баллов — особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.
4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении.
3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям;
уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта.
2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
1. Владеть материалами и инструментами.
2. Выполнить самостоятельно усложненный натюрморт с наличием двух-трех оттенков одного цвета в общей цветовой гамме постановки.
Для успешного выполнения такого задания учащийся должен овладеть следующими знаниями и навыками:
а) грамотно располагать предметы в листе (компоновка);
б) точно передавать пропорции предметов;
в) владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;
г) уметь поставить предметы на плоскость;
д) выявлять цвет — выявлять форму цветом — выявлять цветом объем - выявлять цветом пространство;
е) уметь изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей;
ж) уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;
з) укладываться в заданные сроки выполнения работы.
Рекомендуемая литература:
Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.
Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе. с.39, 2010.
Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.
Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.
Список литературы
Алексеев С. О цвете и красках.- М., 1964.
Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977.
Кальнинг А. Акварельная живопись. – М., 1968. Тютюнник В. Материалы и техники живописи. – М., 1980.