СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыка и окружающий мир»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Музыка и окружающий мир" предназначена для обучения детей в ДШИ на 4-х летнем сроке обучения по общеразвивающему направлению.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Музыка и окружающий мир»»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «ДШИ» Задонского муниципального района Липецкой области










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА



«Музыка и окружающий мир»

3 года обучения




Составитель: Комова А.В.










Задонск 2017 г.










Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию

учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является «Музыка и окружающий мир». Этот предмет вводит

учащихся в тайны творчества и направлен на изучение навыков художественного

мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную

музыку. Слушание музыки позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на

музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в

конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его

интеллекта.

Принимая во внимание особенности эмоционального восприятия музыки детьми, а

именно - непроизвольное сопровождение музыкального произведения различными

телодвижениями, процесс обучения был дополнен играми, объединяющими музыку,

движение и пение. Органичное сочетание слушания музыки и ритмики отразилось в

драматургически цельных уроках-сценариях. Игровой характер музыкальнодвигательных упражнений сделал процесс обучения непроизвольным, более естественным, и, конечно, интересным для детей. Музыкально-релаксационные

«минутки» позволили практически освоить новый материал в ненавязчивой и

психологически комфортной форме.

Данная рабочая программа составлена на основе:

примерной программы для средних специальных школ по специальности инструментальное исполнительство, одобренной Учебно-методическим советом среднего профессионального образования, программы «Слушание музыки» Царёвой Н.А; 2) авторской рабочей программы по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ О.А. Владимировой; 3) программы курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ Г.А. Ушпиковой; 4) учебной программы по дисциплине «Слушание музыки» для музыкальных отделений школ искусств Мухаметзянова А.К.


Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы «Музыка и окружающий мир» составляет 3 года.

Продолжительность учебных занятий в год – 34 недели. Рекомендуемый возраст детей

для освоения программы «Музыка и окружающий мир» 7-10 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

организации на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени составляет 153 часа максимальной учебной нагрузки, из

них: 102 часов – аудиторная нагрузка, 51 часа – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени


Год обучения

1-й

2-й

3-й

Итого часов

Вид нагрузки (в часах)





Аудиторная

34

34

34

102

Внеаудиторная

(самостоятельная)

17

17

17

51

Максимальная

учебная нагрузка

51

51

51

153



Обоснованием объема учебной нагрузки являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих

программ в области искусств.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

1-3 годы обучения – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-3 годы обучения – 0,5 часа в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до

10 человек)

Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры

обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего

школьного возраста.

Основные задачи:

Обучающие:

•научить правильно, осознанно слушать музыку;

•помочь овладеть элементарными музыкально-теоретическими

•понятиями;

•научить использовать в беседах о музыке профессиональную

терминологию.

Развивающие:

•развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувство

•ритма, музыкальную память, певческий голос);

•развивать творческие способности (уметь самостоятельно передать

•характер музыки в движении и пении, импровизировать, сочинять);

•развивать у детей образное восприятие музыки;

•развивать коммуникативные способности детей;

•развивать интерес к музыке;

•развивать артистические способности.

Воспитательные:

•воспитывать художественный вкус;

•прививать уважительное отношение к музыке разных эпох и народов;

•воспитывать умение работать в коллективе сверстников и вести диалог

•с ними и с педагогом;

•воспитывать такие качества как: трудолюбие, усидчивость, терпение и внимание.

Структура программы учебного предмета:

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного

предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки учащихся;

• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

• методическое обеспечение учебного процесса.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания. Для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки.

Также для реализации данной программы, на уроках используются мультимедийные

программы и презентации, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей.

Методы обучения:

Основа методики состоит в том, чтобы процесс слушания музыки вызывал желание

у детей говорить, высказывать свои мысли по поводу прослушанного. Педагогу

необходимо заинтересовать ребёнка, добиться от него ярких эстетических переживаний. а это, в свою очередь, способствует превращению музыкальных впечатлений в личный опыт. Для педагога очень важно найти живую форму общения с детьми. Преобладающая форма уроков - это уроки-беседы. В большом объеме необходимо пользоваться игровыми приемами, наглядными пособиями. Домашние задания должны быть нетрудными, увлекательными и разнообразными.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается

проведение новых форм:

- Интегрированный урок (слушание музыки + сольфеджио; слушание

музыки + хор);

-Урок – воспоминание (новая тема преподносится на прослушанном ранее

музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее);

- Урок – сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» -

прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке –ролевые

задания);

- Урок – исследование (дает большую долю самостоятельной аналитической

работы);

- Урок – настроение;

- Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не

только музыкального);

- Открытые уроки с присутствием родителей;

- Контрольный урок-эстафета в младших классах;

- Урок – путешествие в прошлое, настоящее и будущее;

- Урок – состязание;

- Урок – игра на закрепление пройденного материала.

- Конкурсы, викторины, познавательные игры по слушанию музыки.


Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и

навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость,

стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть

небольшими по объёму и доступными по трудности.

- сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным

произведениям;

- подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям;

- нарисовать рисунок к прослушанному произведению;

Примерные условия реализации данной программы:

- Наличие учебных групп

- Наличие фоно- и аудиотеки;

- Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности;

- Соблюдение межпредметных связей;

- Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

- Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов.


II Содержание учебного предмета:

Учебно-тематический план

I ГОД ОБУЧЕНИЯ (2-й класс)


  1. Учебно-тематический план.



п/п

Название темы


Кол-во

часов

1.

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды и о музыке и музыкантах.

1

2.

Музыка и другие виды искусства

1

3.

Мир детства в музыке.

2

4.

Животные, птицы, рыбы в музыке.

1

5.

Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

2


Контрольный урок за 1 четверть

1

6.

Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

2

7.

Настроение, характер и чувства человека в музыке.

2

8.

Песня. Танец. Марш. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

2

9.

Праздники Русской Православной Церкви:

Рождество Христово. Пасха. Песни, попевки, колядки.


1


Контрольный урок за 2 четверть

1

10.

Времена года в народном календаре. Народные праздники, обряды и песни.

1

11.

Музыка народов мира

1

12.

Музыкальный образ. Основные приёмы развития в музыке. Средства выразительности в музыке. Музыкальный язык.

2

13.

Программная музыка. Типы программной музыки.

2

14.

Героико- патриотическая тема в музыке

1

15.

Музыкальные инструменты

3


Контрольный урок за3 четверть

1

16.

Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки.

2

17.

Опера

2

18.

Балет

2


Итоговое занятие

1


ИТОГО:

33ч


II ГОД ОБУЧЕНИЯ (3-й класс)

Учебно-тематический план

п/п

Название темы


Кол-во

часов

1.

Организационный урок. Народное песенное творчество

1

2.

Календарный круг. Календарные песни.

6


Контрольный урок за 1-ю четверть

1

3.

Жанры в музыке.Танец, песня, марш

5

4.

Сказка в музыке

2


Контрольный урок за 2-ю четверть

1

5.

Маршевая музыка в классических произведениях

2

6.

Жанр песни. Обрядовые песни в классических произведениях

2

7.

Романсы и песни в творчестве классиков

1

8.

Танцы народов мира.

2

9.

Бальные танцы в классических произведениях

2


Контрольный урок ха 3-ю четверть

1

10.

Программная музыка. Изображение природы.

1

11.

Музыка в театре и кино

3

12.

Музыка в мультфильмах и сказках

2


Контрольный урок

1


III ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 класс)

Учебно-тематический план

п/п

Название темы


Кол-во

часов

1.

Организационный урок. Повторение пройденного материала

1

2.

Средства музыкальной выразительности. Характер музыки, музыкальный образ

3

3.

Инструменты в оркестре (симфонический, народный)

2

4.

Музыкальный склад. Полифония в поху итальянского барокко (И.С.Бах), гомофоно-гармонический склад - зарождение оперы. Х.В. Глюк

2


Контрольный урок за 1-ю четверть

1

5.

Форма музыкального произведения. Период, простая двухчастная и простая трехчастная.

2

6.

Форма рондо

1

7.

Форма вариаций.

1

8.

Сонатно-симфонический цикл Венский классицизм Й.гайдн, В.А.Моцарт

2


Контрольный урок за 2 чеиверть

1

9.

Венский классицизм. Л.ван Бетховен

1

10.

Куплетная форма. Песня в творчестве романтиков. Ф.Шуберт

1

11.

Фортепианная музыка в творчестве романтиков. Ф. Шопен, Ф.Лист

1

13.

Русская классическая музыка. М.И. глинка.

2

14.

Русская музыка второй половины ХIХ века «Могучая кучка».

3

15.

П.И. Чайковский и его музыка.

2


Контрольный урок за 3-ю четверть

1

16

Музыка первой половины ХХ века. С. Рахманинов, Д. Шостакович, С. Прокофьев. А. Хачатурян,

4

17.

Музыка второй половины ХХ века. Г. Свиридов, Р. Щедрин, А. Рыбников

3


Итоговое занятие


III. Требования к уровню подготовки учащихся

Первый год обучения должен выработать у обучающихся определенные навыки и умения:

  1. Определять на слух лад, характер произведения.

  2. Уметь воспринимать настроение музыкального образа.

  3. Знать направления музыкального фольклора.

  4. Знать виды вокальной музыки.

  5. Различать различные виды инструментальной музыки.

  6. Различать простые музыкальные жанры.


Второй год обучения:

  1. Определять на слух характер музыки, охарактеризовать музыкальный образ.

  2. Знать что такое программность.

  3. Узнавать на слух популярные классические произведения, пройденные в году.

  4. Различать виды танцевальной музыки.

  5. Определять роль музыки в театре и кино.

Третий год обучения:

  1. Знать средства музыкальной выразительности.

  2. Знать основные музыкальные формы и стили.

  3. Уметь кратко охарактеризовать музыкальные похи.

  4. Знать имена великих композиторов и их самые известные произведения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Виды контроля: текущий, промежуточный.

Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Формы текущего контроля:

  • устный опрос (фронтальный и индивидуальный),

  • выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на
    конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных
    примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного),

  • письменное задание, тест.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки.

На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.).

Итоговая аттестация проводится в конце 3-го года обучения в форме зачета.

- Критерии оценки

На оценку 5 ученик должен ответить на все вопросы без ошибок, определить на слух все музыкальные фрагменты.

На оценку 4 ученик может допустить несколько ошибок в устном ответе на вопросы и не правильно угадать не более трех музыкальных тем.

На оценку 3 ученик может не ответить на половину вопросов и не угадать половину музыкальных тем.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Урок по программе «музыка и окружающий мир», как правило, имеет следующую структуру: повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания.

Повторение и проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать внимание учеников, активизировать работу группы и установить связь между темами уроков. Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе, рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса. Возможно проведение небольшой тестовой работы в письменном виде. Реже используется форма индивидуального опроса.

Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения.

Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов преподавателя и с помощью музыкальных прослушиваний, поэтому огромное значение имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и закрепляющая беседа, рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой. На уроках нельзя обойтись без такого универсального метода обучения как объяснение. Объяснение как форма подачи нового материала используется при формировании знаний о различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции; нередко нуждаются в объяснении названия музыкальных произведений, вышедшие из употребления слова, различные словосочетания, фразеологические обороты.

Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой словесный метод как рассказ, который требует от преподавателя владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством. В построении рассказа могут использоваться: прямая речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе. В форме рассказа может быть представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история создания и исполнения некоторых произведений.

Учебная аудитория должна соответствовать определенным требованиям

  1. Наличие столов – парт и стульев

  2. Наличие музыкального центра для прослушивания аудио записей.

  3. Наличие проектора и экрана для демонстрации видео файлов

  4. Наличие литературы в виде учебников и рабочих тетрадей.

  5. Доступ к библиотечным и Интернет фондам.

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники

  1. Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века» Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М., «Музыка», 2005

  2. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)». М., «Музыка», 2002

  3. Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М., «Музыка», 2004

  4. Лагутин А.И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М., «Престо», 2006

  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения

  6. Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М., «Музыка», 1985

  7. Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М., «Музыка», 1985

Учебные пособия

1. Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса

Тесты по зарубежной музыке

Тесты по русской музыке




10