СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программ "Оригами"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Оригами" для учащихся дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программ "Оригами"»


Министерство образования и науки Самарской области

Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина  ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области



Принята на заседании педагогического совета от «___» ______________ 20______ г. Протокол № _____________


Утверждаю: Директор ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ____________________Харымова Л.Н. «______» _________________20_____ г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Оригами»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Денисова Марина Владимировна

педагог дополнительного образования







Ст. Клявлино

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Аннотация …………………………………………………………..3 стр


  1. Пояснительная записка …………………………………………… 3 стр


  1. Учебно – тематический план и содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ………… 11 стр


  1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ………………………………… 17 стр


  1. Список использованной литературы …………………………… 21 стр


  1. Приложение ………………………………………………………..24 стр
















  1. АННОТАЦИЯ.

«Истоки творческих способностей
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Занятия в детском объединении «Оригами» - это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действительности, ее личностного отражения и формирования собственного отношения к ней, активный творческий поиск. Используемая как средство дополнительного образования, эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Оригами- искусство складывания бумаги без применения ножниц, зародившееся в Китае, но достигшее наибольшего расцвета в Японии. Постепенно оригами распространилось по всему свету.

Оригами – особый вид конструирования из бумаги: при помощи операций перегибания листа, изменения его положения в пространстве можно переходить от одной геометрической формы к другой, в результате чего появляется модель – образ. За простотой внешней формы, возникающей в результате серии последовательно и аккуратно исполняемых действий, скрывается комплекс воздействий, благоприятно влияющих на развитие ребенка, происходящее как становление целостной индивидуальности.

С удивления, с эмоционального открытия начинается восприятие ребенком жизни, а затем и искусства. Нельзя заставить любить искусство мобилизацией воли, можно только воспитать потребность в нем, потребность в сопереживании искусства.

Работа с бумагой на начальном этапе обучения строится на основе изготовления различных изделий и в основном это игрушки, которыми дети впоследствии играют.

Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории народного творчества, знакомящая их с народными промыслами и воспитывающая уважение к физическому труду.

Для реализации вышеуказанных целей разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10. 2013 г. №1155. Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 28), Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726-р, Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года №1008.

Программа разработана в соответствии с современными документами:

* Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

* Приказ Министерства Просвещения РФ №196 от 29.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

* Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

* Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"

* Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

* Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»

* «Методические рекомендации Министерства образования и науки Самарской области по разработке дополнительных общеобразовательных программ» 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ

* «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ» от 18.11.2015 г.

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» является программой художественной направленности.

       Актуальность. Общеобразовательная общеразвивающая программа «Оригами» является Модульной, составлена в соответствии с Нормативными основаниями для разработки модульных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, включенных в систему ПФДО.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование», «Познание. Математическое развитие».

Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.

Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют дошкольникам и младшим школьникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами делает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, диагональ, и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т.е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами незаметно воспитывает детей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания. Важно и то, что ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить.

Педагогическая целесообразность  общеобразовательной общеразвивающей программы «Оригами» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;

- включение в программу не только обучения оригами, но и создание детьми индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций в представленной технике;

- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.

Творческая деятельность проходит в совместном поиске с педагогом, когда ученик напрягает свой ум, фантазию, волю, память для решения творческой задачи.

Модульная программа «Оригами» состоит из трех модулей «Базовая форма треугольник», «Базовая форма воздушный змей», Базовая форма дверь», рассчитана на работу с детьми 5-7 лет (с воспитанниками ДОУ)

Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий (фигурок) в технике оригами.

Задачи:

Образовательные:

* Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

* Научить детей технологическим условиям при
изготовлении фигур из бумаги, различным приемам работы с бумагой

* Формировать знания по основам композиции, умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.

Развивающие:

* Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, глазомер, совершенствование мелкой моторики рук, точные движения пальцев.

* Развивать конструктивное мышление, внимание, память, творческое воображение, художественный вкус.

*Развивать самостоятельность и аккуратность в изделии

Воспитательные:

* Совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда.

* Пробудить интерес к оригами.

* Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала.

Здоровьесберегающие:

* Сформировать у детей основы здорового образа жизни, уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

В ходе реализации задач программы предполагается использовать такие методы обучения как:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);

- практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);

- репродуктивные методы (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности);

- частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);

- исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

- фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми);

- индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные формы работы чередуются);

- групповые методы (организованная работа детей в группах);

- индивидуальные методы (индивидуальное выполнение заданий и учебных проблем детьми).

Способы проверки достижений (диагностика).

  • I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами:

  • умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги

(2 способа).

  • ​ умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «дверь».

  • высокий уровень – делает самостоятельно, 
    - средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, 
    - низкий уровень – не может сделать.

  • II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, схемами

  • умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.

  • умение сделать несложное изделие по схеме.

  • высокий уровень – делает самостоятельно, 
    средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
    низкий уровень – не может сделать.

  • III. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Оцениваются умения: 
– организовать свое рабочее место, 
– рационально использовать необходимые материалы, 
– аккуратность выполнения работы.


III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

Количество часов: 108; 3 занятия в неделю, в т.ч. теория- 24 ч., практика-84 ч.

Название модуля

К-во часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Базовая форма треугольник


36

8,5

27,5

Практическая работа.

2.

Базовая форма воздушный змей

36

8,5

27,5

Практическая работа.

3.

Базовая форма дверь

36

7

29

Практическая работа.

ИТОГО:

108

24

84



1 Модуль «Базовая форма треугольник»


п/п

Тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. История развития оригами. Техника безопасности.

2

2


Беседа

Текущий контроль

2

Условные знаки, принятые в оригами. Виды бумаги.

2

2


Беседа

Текущий контроль

3

Базовая форма треугольник. (Выполнение лягушки).

4

0,5

3,5

Практическое занятие

Готовое изделие

4

Базовая форма треугольник. (Выполнение бабочки).

2

0,25

1,75

Практическое занятие

Готовое изделие

5

Базовая форма треугольник. (Выполнение гриба).

2

0,25

1,75

Практическое занятие

Готовое изделие

6

Базовая форма треугольник. (Выполнение бабочки).

4

0, 5

3,5

Практическое занятие

Готовое изделие

7

Базовая форма треугольник. (Выполнение веточки).

4

0, 5

3,5

Практическое занятие

Готовое изделие

8

Базовая форма треугольник. (Выполнение рябинки).

4

0,5

3,5

Практическое занятие

Готовое изделие

9

Базовая форма треугольник. (Выполнение рыбки).

4

0,5

3,5

Практическое занятие

Готовое изделие

10

Базовая форма треугольник. (Выполнение щенка).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

11

Базовая форма треугольник. (Выполнение тюльпана).

4

0, 5

3,5

Практическое занятие

Готовое изделие

12

Базовая форма треугольник. (Выполнение ириса). Итоговое занятие по модулю.

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

ИТОГО:

36

8,5

27,5




Содержание программы модуля «Базовая форма треугольник» (36 ч.)

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».

Задачи:

  1. Познакомить детей с базовой формой «Треугольник», которая лежат в основе любой поделки.

  2. Научить складывать базовую форм «Треугольник», что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.

  3. Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

  4. Воспитывать интерес к искусству оригами.

Теория (8,5ч): ознакомление детей с понятием оригами, условными знаками, принятыми в оригами, с содержанием работы д/о и планом занятий, общими правилами поведения в д/о, с техникой безопасности, с условными знаками, принятыми в оригами, видами бумаги, с техникой выполнения изделий, используя базовую форму треугольник

Практика (27,5ч): выполнение изделий (лягушка, бабочка, гриб, веточка, щенок, рябинка, тюльпан, ирис, рыбка), используя базовую форму треугольник.

Учащиеся должны знать:

  • что такое оригами;

  • историю возникновения оригами;

  • условные знаки оригами;

  • что такое базовая форма «треугольник»;

  • технику выполнения базовой формы треугольник;

  • технологические условия при изготовлении простейших фигур.

должны уметь:

- складывать простейшие фигуры;

- составлять композиции с помощью базовой формы «треугольник».


2 Модуль «Базовая форма воздушный змей»


п/п

Тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение елочки).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

2

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение елочной игрушки).

20

5

15

Практическое занятие

Готовое изделие

3

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение дерева).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

4

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение снегиря).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

5

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение птицы).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

6

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение гуся).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

7

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение звезды).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

8

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение самолета).

2

0,25

1,75

Практическое занятие

Готовое изделие

9

Базовая форма воздушный змей. (Выполнение бумеранга). Итоговое занятие по модулю.

2

0,25

1,75

Практическое занятие

Готовое изделие

ИТОГО:

36

8,5

27.5




Содержание программы модуля «Базовая форма воздушный змей» (36 ч.)

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».

Задачи:

  1. Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей», которая лежат в основе любой поделки.

  2. Научить складывать базовую форм «Воздушный змей», что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.

  3. Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

  4. Воспитывать интерес к искусству оригами.

Теория (8,5ч): ознакомление детей с техникой выполнения изделий, используя базовую форму воздушный змей.

Практика (27,5ч): выполнение изделий (елочка, елочные игрушки, дерево, снегирь, птица, гусь, звезда, самолет, бумеранг), используя базовую форму воздушный змей.

Учащиеся должны знать:

  • условные знаки оригами;

  • что такое базовая форма «воздушный змей»;

  • технику выполнения базовой формы воздушный змей;

  • технологические условия при изготовлении простейших фигур.

должны уметь:

- складывать простейшие фигуры;

- составлять композиции с помощью базовой формы «воздушный змей».

3 Модуль «Базовая форма дверь»


п/п

Тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Базовая форма дверь. (Выполнение цветочка).

16

4

12

Практическое занятие

Готовое изделие

3

Базовая форма дверь. (Выполнение листочка).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

4

Базовая форма дверь. (Выполнение поросенка).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

5

Базовая форма дверь. (Выполнение мыши).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

6

Базовая форма дверь. (Выполнение пилотки).

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Готовое изделие

7

Базовая форма дверь. (Выполнение дерева).

2

0,25

1,75

Практическое занятие

Готовое изделие

8

Базовая форма дверь. (Выполнение дома).

2

0,25

1,75

Практическое занятие

Готовое изделие

9

Базовая форма дверь. (Выполнение домика).

2

0,25

1,75

Практическое занятие

Готовое изделие

10

Базовая форма дверь. (Выполнение крепости).

2

0,25

1,75

Практическое занятие

Текущий контроль

11

Интеллектуально – познавательная игра «В стране «Оригамия».

2


2

Практическое занятие

Текущий контроль

12

Итоговое занятие по модулю. Выставка работ.

2


2

Практическое занятие

Выставка работ

ИТОГО:

36

7

29




Содержание программы модуля «Базовая форма дверь» (36 ч.)

Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».

Задачи:

  1. Познакомить детей с базовой формой «Дверь», которая лежат в основе любой поделки.

  2. Научить складывать базовую форм «Треугольник», что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.

  3. Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

  4. Воспитывать интерес к искусству оригами.

Теория (7ч.): ознакомление детей с техникой выполнения изделий, используя базовую форму дверь.

Практика (29ч.): выполнение изделий, используя базовую форму дверь.

Учащиеся должны знать:

  • условные знаки оригами;

  • что такое базовая форма «дверь»;

  • технику выполнения базовой формы «дверь»;

  • технологические условия при изготовлении простейших фигур.

должны уметь:

- складывать простейшие фигуры;

- составлять композиции с помощью базовой формы «дверь».

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок разделен на ряд последующих операций:

- Знакомство с образцом готовой игрушки;
- Анализ схемы с выполнением одной операции; 
- Одновременное складывание игрушек;
- Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе и в дальнейшем по требованию.


IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  • сочетание разных форм занятий (дети могут конструировать, решать задачи, составлять кроссворды, «осваивать» поделку в игре и др.);

  • содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;

  • совместный характер деятельности, полнота «проживания – переживания»;

  • используется активизирующая детей форма соревнования;

  • осуществляются выходы в другие предметные циклы;

  • включены форму, способствующие усилению мотивации (конкурсы и праздники, участие в выставках);

  • инициируется творческая активность, оказывается должное внимание к попыткам ребенка формировать свои подходы к процессу моделирования.

Формы и методы обучения.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  1. Методы устного контроля (беседа, рассказ);

  2. Методы графического контроля ( выполнение чертежей);

  3. Методы практического контроля (выполнение изделий).

  4. Тематическая проверка.

  5. Итоговая проверка. Выставка.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказа с просмотром проиллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Основной формой работы являются учебные занятия:

** урок, как основная форма занятия;

** вариации (викторины, выставки);

** занятия-практикумы;

** занятия-праздники.

Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, выставок, конкурсов, диагностики, массовых мероприятий.

Оценка эффективности программы.

При выполнении данной программы в течение учебного года будут проводиться:

  • Анкетирование (в течение года);

  • Викторины (по темам);

  • конкурсы выполнения изделий (в течение года);

  • диагностика (в начале и в конце года);

  • самостоятельная работа (в течение года);

  • коллективная работа (в течение года);

Принципы построения программы:

  • Постепенность.

  • Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности.

  • Акцентирование занимательности.

  • Возврат к пройденному ранее содержанию, с тем, чтобы применить его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.

  • Учет индивидуальных особенностей процесса развития ребенка.

Методическая работа:

Составление и модернизация программы;

Проведение открытых занятий;

Составление поурочных планов;

Самообразование педагога;

Посещение занятий других педагогов.

Этапы педагогического контроля.

1 этап - предварительный контроль.

Выявление знаний и умений воспитанников в начале обучения с целью определения подготовленности ребенка.

Форма контроля: практическая работа, анкета.

2 этап — промежуточный контроль.

Целью данного контроля является диагностирование прочности усвоения учащегося программного материала, применяемого на практике.

Форма контроля: коллективная работа, выставка.

3 этап итоговый контроль.

Диагностирование уровня качества образованности и развития учащегося в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений и навыков, положительных изменений в развитии личности ребенка.

Форма контроля: самостоятельная работа, выставка.

Обеспечение программы.

1. Материально - техническое обеспечение.

Помещение должно быть светлым, просторным, с хорошей вентиляцией. Необходимо использовать столы, стулья, удобные для сидения. В наличии должны быть материалы и инструменты: заготовки, цветная бумага, бумага писчая, бумага ксероксная, ножницы, клей ПВА, кисточки, ватман, аудиомагнитофон, которыми воспитанников обеспечивают родители.


2.Дидактическое обеспечение.

Для успешной реализации задач, поставленных в программе, необходимо наличие дидактических материалов и пособий, используемых на занятиях: картинок, открыток, книг.


З.Кадровое обеспечение.

Педагог должен быть профессионалом своего дела, уметь заинтересовать и увлечь детей, умело преподнести им материал, создать творческую атмосферу в коллективе, повышать свой профессиональный уровень, участвовать в семинарах, методобъединениях.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Виды воспитывающей деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ обогащает представление учеников об окружающей действительности, формируют потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию (устные журналы, беседы, конкурсы).

ТРУДОВАЯ направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (уборка рабочего места).

ЦЕННОСТНО - ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ направлена на осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, осознание собственной причастности к миру, собственного я (занятия культуры поведения).

Формы воспитывающей деятельности.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ развивает потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные задатки и способности /праздники, концерты, посещение музея, выставок/.

СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ культивирует здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость и красоту тела / спортивные праздники, соревнования/.

СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ организация взаимообогащающего досуга воспитанников /праздники, дни именинника/.


V.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. М-ОООИКТЦ «ЛАДА», 2007.

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в
    школе и дома. - М.:Аким, 1997.

  2. Возрастная и педагогическая психология: Учебное
    пособие для студентов педагогических институтов
    /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной. - М., 1984.

  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.- Я.; Академия
    развития, 2001.

  4. Докучаев Н. Мастерим бумажный мир. - С-П.:
    Диамант, Валери СПб, 1997.

  5. Дополнительное образование детей. Словарь -
    справочник. /Автор - составитель Д.Е. Яковлев. - М.,
    2002.

  6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Дополнительное
    образование детей: Учебное пособие для студентов,
    учреждение среднего профессионального образования.
    -М.

  7. Журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги.
    - М.: АО Молодая гвардия, 1997-1998.

  8. Журнал «Дооплнительное образование. - №5, 2003.

  9. Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной
    Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 20
    ноября 1989г.-ЮНИСЕФ, 1999.

  10. Копцев В.Т. Бумажная пластика. Пособие для учителя.
    -М, 1990.

  11. Новые санитарно - эпидемиологические правила и
    нормативы учреждений дополнительного образования
    детей. - М., 2014.

  12. Нормативные правовые документы (типовые
    положения об образовательных учреждениях):
    Сборник для учреждений дополнительного
    образования детей /Сост. И.И. Череднев. - Самара -
    2003-4.3.

  1. Приложение к журналу «Оригами». - Изд. Аким, 1998

  2. Радугина А.А. Психология и педагогика. - М.: Изд.
    Центр, 1999.

  3. Соколова С.В. Оригами. Игрушки из бумаги. - М:
    РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

  4. Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007.

  5. Типовое положение об образовательном учреждении
    дополнительного образования детей.

  6. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век», 2007.

  7. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: Аст-пресс,
    2000 г.

  8. http://planetaorigami.ru/page/8/

  9. http://bebi.lv/origami-podelki-shemi-i-uroki/

  10. http://origamin.ru/

  11. http://svoimi-rukami-club.ru/%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B8%D0%B7-%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8/

  12. http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/origami-shemy/

  13. http://teammy.com/notes/209429print

  14. https://minjust.consultant.ru/documents/44798

  15. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

  16. https://oskoluno.ru/documents/mi-vmeste/post-sanvrachRF-41-04072014.pdf

  17. http://dod-piligrim.ru/wp-content/uploads/Prikaz_PFDO_262-2019-08-20.pdf

  18. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

  19. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72016730/

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. М-ОООИКТЦ «ЛАДА», 2007.

  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в
    школе и дома. - М.:Аким, 1997.

  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.- Я.; Академия
    развития, 2001.

  4. Докучаев Н. Мастерим бумажный мир. - С-П.:
    Диамант, Валери СПб, 1997.

  5. Журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги.
    - М.: АО Молодая гвардия, 1997-1998.

  6. Приложение к журналу «Оригами». - Изд. Аким, 1998

  7. Соколова С.В. Оригами. Игрушки из бумаги. - М:
    РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

  8. Соколова С.В. Оригами. Большая настольная книга для всей семьи. 240 лучших проектов для совместного творчества. – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2007.

  9. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: Аст-пресс,
    2000 г.

  10. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ, XXI век», 2007.

  11. http://www.zonar.info/node/31

  12. https://www.youtube.com/playlist?list=PLsfARE3wzzsNA8QMhC_CyENUdThP6qNAZ

  13. http://origamin.ru/

  14. http://www.millionpodarkov.ru/podelki/origami/

  15. http://luntiki.ru/blog/origami/

  16. http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/origami-shemy/


VI.ПРИЛОЖЕНИЕ.


Сказка о нарциссе и розе

Мой юный слушатель. Представь себе, что этот лист – большая поляна, на одной стороне которой растет Нарцисс, а на другой – Роза

Берем фломастер и рисуем на противоположных углах ромба наших героев – квадратики, кружочки, да что угодно.

2. И тут на поляну налетел могучий ветер. Он вырвал Розу с корнем, поднял ее на свои крылья и перенес прямо к Нарциссу

Складываем ромб пополам

3. Новые соседи познакомились и пришлись друг другу по душам. Они росли бок-о-бок, задумчиво качали головы на ветру, дружно складывали свои бутоны, когда на долину опускалась ночь. Так продолжалось до тех пор, пока на поляну не пришла одна девушка. Ей понравилась красавица-роза и та сорвала ее и взяла с собой, на высокую гору.

Ставим треугольник так, как будто это гора

4. Девушка посадила Розу в своем саду. Цветку стало очень одиноко без любимого Нарцисса и, загрустив, она написала ему послание. Но не зная, где именно теперь ее поляна, Роза сбросила с себя два лепестка

Два лепестка – нижние уголки изделия. Загибаем их к вершине треугольника

5. Эти лепестки одинокая Роза пустила в разные стороны, один на Юг, второй на Север

Тут разводим углы треугольника в стороны

6. Но не смогли лепестки добраться к Нарциссу. На их пути стал дремучий еловый лес

Переворачиваем фигуру тремя острыми углами вверх. Это что-то вроде деревьев леса

7. Так и проходили грустные дни Розы. Она всё ждала весточки от Нарцисса, но той всё не было. Пока на ее счастье откуда ни возьмись показался интересный зверь. Не мог тот пройти мимо печального цветка и с радостью вызвался помочь, узнав у Розы где остался ее любимый Нарцисс

Складываем полосу на оригами

8. Зверек мигом помчался к Нарциссу с важным донесением. Дорога то сужалась, то расширялась

Раскрываем полосу, меняя ее начальную ширину

9. И только когда стемнело, наш герой нашел Нарцисса. Вот только его постигла та же участь, что и бедную Розу: другая девочка сорвала цветок, чтобы посадить его в свой огород. Зверек отчаянно начал рассказывать, что не стоит это делать, что на высокой горе его ждет любимая, но девочка не знала языка зверей. Тогда зверек мордочкой указал на дорогу и, махнув хвостиком, позвал за собой

Теперь проделываем зверьку мордочку и отгибаем хвост. Как вы уже догадались, это детская складка лисёнка.

10. Так зверек и привел девочку прямо в гости к ее подруге. Они увидели Розу, Нарцисса и сразу все поняли. Нарцисс был посажен возле любимой, а спаситель цветов стал героем дня и получил целую горсть вкусных орешков.

Посмотрите на игрушку и предложите ребенку угадать кто это.


Сказка о кораблике

Далеко-далеко отсюда, за высокими горами, за глубокими морями, жил-был крестьянин. И было у него три сына.

Состарился крестьянин и умер, а сыновьям в наследство оставил свою землю: старшему – самый большой кусок земли, среднему – поменьше.

А младшему сыну достался совсем маленький клочок земли.

Думал-думал младший сын: что же ему делать? Решил он продать свою землю. А на вырученные деньги купил билет на пароход.

Поплыл пароход по морям, по волнам. Но вдруг солнышко исчезло, небо затянули тучи, и начался сильный шторм. Пароходик налетел на рифы и разбился. Младшего сына выбросило на берег необитаемого острова.

«Повезло мне, что я остался в живых!» - подумал младший сын и осмотрелся.

Одежда, что была на нем, не пострадала, а только намокла.

Шторм уже закончился, и на небе появилось солнышко.

Он просушил свои сапоги, штаны и свитер, и отправился обследовать островок.

Младший сын был на все руки мастер и никогда не унывал. Он раздобыл себе еду, покушал, попил чайку - он сумел смастерить и чайник, и стол, стул.

После обеда сын стал думать, как выбраться с острова. Решил он построить себе парусник. Сказано – сделано! На паруснике младший сын отправился по морю в дальнейшее плавание, ориентируясь по звездам. Когда снова начался шторм, он убрал парус, и получилась у него лодка.

Долго ли, коротко ли, доплыл младший сын до незнакомого берега. Вышел он из лодки, а вокруг – скалы. Осмотрелся сын и вдруг заметил небольшой проход в скале. Пошел он по этому проходу и видит – перед ним пещера, а в ней – сундуки с золотом и серебром.

«Вот удача! - подумал младший сын. Смогу купить себе землю и обрабатывать ее!»

Взял он золотых монет из одного сундука, положил к себе в один карман и закрыл его.

Взял серебряных монет из другого сундука, положил в другой карман и закрыл его. Выбрался из пещеры и отправился домой.


Комплексы пальчиковой гимнастики

Первый комплекс

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «1-2-3»).


3. Пальчики здороваются (на счет «I -2-3-4-5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим; указательный с указательным...)-

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу).

5. Бег на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки).


Второй комплекс

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки),

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два круга из большого и указательного пальцев рук, соединить их).

4. вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).


Третий комплекс

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).


26