СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа общекультурной направленности декоративно-прикладного творчества и ИЗО «Чудо - мир»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа общекультурной направленности декоративно-прикладного творчества и ИЗО «Чудо - мир»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Детско-юношеский центр»



Рассмотрена и принята решением

Педагогического совета МБУДО «ДЮЦ»

«30» августа 2019 г.

Протокол №1

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУДО «ДЮЦ»

«30» августа 2019 г.

____________ Ковригина Т.В.





Дополнительная общеразвивающая программа

общекультурной направленности

декоративно-прикладного творчества и ИЗО

«Чудо - мир»





Составитель: Перминова Екатерина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Возростной состав учащихся: 7-10 лет

Продолжительность образовательного

процесса: 1 год(2019-2020 учебные года)







г.Краснокаменск. 2019г.



Содержание программы


I. Комплекс основных характеристик программы……………………

Стр.3

1.1 Пояснительная записка………………………………………………

Стр.3

1.2 Новизна и актуальность.……………………………………………

Стр.5

1.3Цели и задачи программы.…………………………………………..

Стр.7



II. Комплекс организационно-педагогических условий…………….

Стр.8

2.1 Формы и методы работы.………………………………………….

Стр.8

2.2 Принципы обучения………………………………………………..

Стр.10

2.3 Форма и режим занятий…………………………………………….

2.4 Способы проверки результатов……………………………………..

2.5 Учебно-тематический план………………………………………….

2.6. Содержание программы…………………………………………….

2.7.Методическое обеспечение………………………………………….

Стр.10

Стр.12

Стр.13

Стр.17

Стр.24

2.8Список литературы ………………………………………………

Стр.28

2.9Приложение …………………………………………………

Стр.29





















I КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196).

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

В рамках студийных занятий дети неограниченны в возможностях выразить в творческих работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия студии не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования и изготовлению сувениров. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от творчества. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творческим, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Данная программа вносит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (граттаж, кляксография, монотипия, тампонирование т д.), а также изготовлением изделий декоративно-прикладного творчества

(флоротипия, коллаж, работа с пластилином, соленым тестом, глиной, бумажная пластика) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Направленность дополнительной образовательной программы – декоративно-прикладная. Творчество-это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было.

Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается более высоким, когда большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Занятия в студии ИЗО и ДПИ «Чудо-мир» представляют собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

1.2 Новизна и актуальность.

Одной из главных актуальных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Занятия детей изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Педагогическая целесообразность программы предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа построена «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Отличительные особенности и новизна программы

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Занятия в студии способствуют межличностному взаимодействию детей, сотрудничеству между учащимися и в процессе творчества, и во внеурочное время.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа, ориентирована на то, чтобы дать обучающимся базовое систематизированное образование по ИЗО и ДПТ, основанное на изучении таких видовизобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам

Тем самым данная программа не только дает основательную базу поИЗО и ДПИ, своего рода

«школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов, чем это дают типовые школьные программы, либо примерные программы дополнительного образования. Это потребовало авторской разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и углубления традиционно преподаваемых тем.

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гратажжа до гравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в технике бумажной пластики (фантазийные шляпы, карнавальные маски) и др.

В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

1.4 Цель программы

  • формирование художественного вкуса и развитие творческой активности ребенка, раскрытие творческих способностей ребенка, обучение детей навыкам изготовления и дизайна поделок в предложенных по программе видах творчества, воспитание доброго отношения к труду, к людям и окружающему миру.

– обучение детей основам изобразительной грамоты и декоративно-прикладного творчества, и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

знакомство с жанрами декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

ознакомление с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

развитие колористического видения;

развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

воспитание аккуратности.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1 Формы и методы работы.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации автор программы использует различные формы и методы обучения:

-рассказ

-беседа

-объяснение

-практические упражнения

-творческий конкурс

-коллективно - творческая игра

-индивидуальная работа

-экскурсия

-поход

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знание и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а так же осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучение использует разновидность рассказа – объяснения, когда рассуждение и доказательство сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Педагогические технологии

Учебные занятия – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщения.

В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:

1-й этап – организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2-й этап – проверочный.

Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы. 3-й этап – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие целей занятия.

Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.

4-й этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнения тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умение и навыков по образцу, формирования целостного представления знаний по теме и т.д.

5-й этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.

6-й этап – итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Подведение итогов занятия, формирования выводов, поощрения обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.

Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

2.2 Принципы обучения

Принцип созидательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога.

Принцип наглядности, единства конкретности и абстрактного, рационального и эмоционального как выражение комплексного подхода.

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. Постоянный поиск новых форм работы и совершенствование технологии обучения.

2.3 Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

– два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом.

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

2.4 Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: текущий (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестирование

Мною, т.е. автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

В приложении приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся ( приложение 1 ).

Так же, мною разработана специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы (таблица 1, см. приложение 3).

Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица (таблица 2, приложение 4).Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им общеобразовательной общеразвивающей программы студии ИЗО и ДПИ «Чудо-мир».

2.5 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

1

-

1


1.1

Знакомство с программой.

0,5

-

0,5

Обсуждение

1.2

Правила техники безопасности в изостудии

0,5

-

0,5


2

Живопись

3

27

30

Выставка

2.1

Свойства красок

1

5

6


2.1.1

Особенности гуаши.«Танец дружных красок», «Ссора красок»

0.5

2.5

3

Самостоятельная работа

2.1.2

Особенности акварели.

«Сказочные коврики»,

«Витражные окошки»

0.5

2.5

3

Самостоятельная работа

2.2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

0,5

5,5

6

Обсуждение

2.2.1

«Цветик-семицветик»


1.5


Самостоятельная работа

2.2.2

«Радуга-дуга»


2


Самостоятельная работа

2.2.3

«Праздничный букет»


2


Самостоятельная работа

2.3

Праздник тёплых и холодных цветов

0,5

5,5

6

Беседа

2.3.1

«Холод-тепло»


1.5


Самостоятельная работа

2.3.2

«Золотая рыбка»


2


Самостоятельная работа

2.3.3

«Морское дно»


2


Самостоятельная работа

2.4

Серо-чёрный мир красок

0,5

5,5

6

Дискуссия

2.4.1

«Сказочные горы»


1.5


Самостоятельная работа

2.4.2

«Кошка у окошка»


2


Самостоятельная работа

2.4.3

«Туман»


2


Самостоятельная работа

2.5

Красочное настроение

0,5

5,5

6

Участие в конкурсе

2.5.1

«Воздушные замки»


2.5


Самостоятельная работа

2.5.2

«Дремучий лес»


3


Самостоятельная работа

3

Рисунок

2

10

12

Выставка, опрос

3.1

Волшебная линия

0.5

2

2.5

Дискуссия

3.1.1

«Линейная фантазия»


1


Самостоятельная работа

3.1.2

«Лабиринты»


1


Самостоятельная работа

3.2

Точка

0.5

2

2.5

Беседа

3.2.1

«Мир насекомых под микроскопом»


1


Самостоятельная работа

3.2.2

«Волшебные поляны»


1


Самостоятельная работа

3.3

Пятно

0.5

2

2.5

Дискуссия

3.3.1

«Танец бабочек»


1


Самостоятельная работа

3.3.2

«Образ доброго и злого сказочного героя»


1


Самостоятельная работа

3.5

Форма. Контраст форм

0.5

4

4.5

Дискуссия

3.5.1

«Построй сказочный город»


2


Самостоятельная работа

3.5.2

«Лесной хоровод»


2


Самостоятельная работа

4

Декоративное рисование

4

27

31

Викторина

4.1

Симметрия

0,5

3,5

4

Обсуждение

4.1.2

«Чего на свете не бывает»


2


Самостоятельная работа.

4.1.3

«Чудо-бабочка»


1.5


Самостоятельная работа.

4.2

Стилизация

0,5

3,5

4

Обсуждение

4.2.1

«Жар-птица»


2


Самостоятельная работа.

4.2.2

«Древо жизни»


1.5


Самостоятельная работа.

4.3

Декоративные узоры

1

8

9

Дискуссия

4.3.1

«Узорчатые змейки»


3


Самостоятельная работа

4.3.2

«Узор на тарелочке»


2


Творческая мастерская

4.3.3.

«Пестрая черепаха»


3


Самостоятельная работа

4.4

Орнамент

1

5

6


4.4.1

«Элементы бурятского орнамента»


2.5


Самостоятельная работа

4.4.2

«Цветочные гирлянды»


2.5


Самостоятельная работа

4.5

Сказочная композиция

1

7

8

Участие в конкурсе

4.5.1

«Чудо-богатырь»


3


Самостоятельная работа

4.5.2

«Добрая сказка»


4


Самостоятельная работа

5

Конструирование из бумаги

3

7

12

Выставка

5.1

Работа с рваной бумагой

1

5

6

Игра-викторина

5.1.1

«Лоскутный коврик»


2.5


Творческая мастерская

5.1.2

«Аппликация»


2.5


Творческая мастерская

5.2

Работа с мятой бумагой

1

5

6

Обсуждение

5.2.1

«Лепим снеговика»


2.5


Самостоятельная работа

5.2.2

«Лепим бабочку»


2.5


Самостоятельная работа

6

Техники в Декоративно- прикладном творчестве

3

37

40

Выставка

6.1

Работа с пластилином

1

5

6

Творческая мастерская

6.1.1

«Лепим животных»


2.5


Самостоятельная работа

6.1.2

«Пластилиновая живопись»


2.5


Самостоятельная работа

6.2

Техника Гратажж

1

5

6

Дискуссия

6.2.1

«Монохромная композиция»


2.5


Самостоятельная работа.Защита творческой работы

6.2.2

«Композиция с предварительным нанесение фона»


2.5


Самостоятельная работа.Защита творческой работы

6.3

Техника Монотипия

0,5

5,5

6

Творческая мастерская

6.3.1

«Весенние цветы»


2.5


Самостоятельная работа

6.3.2

«Танец бабочек»


3


Самостоятельная работа

6.4

Работа с соленым тестом

0,5

6,5

7


6.4.1

Изготовление сувениров


3.5


Творческая мастерская

6.4.2

Сказочная композиция


3


Творческая мастерская

6.5

Знакомство с Папье- маше, изготовление различных изделий

0,5

8,5

9

Опрос

6.5.1

«Предметы быта в народном стиле»


4


Самостоятельная работа. Защита творческой работы

6.5.2

«Маскарадные маски»


4.5


Самостоятельная работа. Защита творческой работы

6.6

Смешанная техника

0,5

5,5

6

Творческая мастерская

6.6.1

«Сказочная композиция»


5.5


Самостоятельная работа. Защита творческой работы

7

Выразительные средства графических материалов

2

16

18

Викторина, кроссворд

7.1

Цветные карандаши

0,5

3,5

2


7.1.1

«Цветной ветер»


2


Самостоятельная работа


«Принцесса-осень»


1.5


Самостоятельная работа

7.2

Гелевые ручки, тушь

0,5

3,5

4


7.2.1

«Паук и паутина»


3.5


Самостоятельная работа

7.3

Восковые мелки, фломастеры

0,5

3,5

4


7.3.1

«Веселые и грустные клоуны»


1.5


Самостоятельная работа

7.3.2

«Карусель»


2


Самостоятельная работа

7.4

Пастель, уголь

0,5

5,5

6


7.4.1

«Золотой сон»


2.5


Самостоятельная работа.

7.4.2

«Букет в вазе»


3


Самостоятельная работа.

8

Итоговое занятие

2

1

1

Терминологический контроль, тест

Итого:

25

119

144









2.6 Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Свойства красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик»,

«волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).

Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память

«Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 2.5. Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной

краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Раздел 3. Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3.2. Точка.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Тема 3.3. Пятно.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема 3.5. Контраст форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение).

Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

Раздел 4. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Симметрия.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

  • одновременное рисование двумя руками сразу;

  • использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Тема 4.2. Стилизация.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

Тема 4.3. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Узор на тарелочке», «Пёстрая черепашка».

Тема 4.4. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Элементы бурятского орнамента», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.5. Сказочная композиция.

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри»,

«Добрая сказка».

Раздел 5. Конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.

Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.

Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Аппликация».

Тема 5.2. Работа с мятой бумагой.

Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».

Раздел 6. Техники в Декоративно-прикладном творчестве.

Тема 6.1. Работа с пластилином.

Приемы работы с пластилином. Лепка различных геометрических форм. Развитие мелкой моторики у детей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим животных», «Пластилиновая живопись» Тема 6.2. Техника гратажж.

Возможности графического рисования. Развитие поэтапного мышления у ребенка, чувства формы и объема предметов.

Практическое занятие. «Монохромная композиция», «Композиция с предварительным нанесением фона».

Тема 6.3. Техника монотипия.

Разновидности данной техники, способы исполнения. Развитие коллористического восприятия и чувства вкуса. Особенности работы.

Практическое занятие. «Весенние цветы», «Танец бабочек».

Тема 6.4. Работа с соленым тестом.

Особенности работы с соленым тестом. Развитие моторики. Создание работ, путем различных приемов.

Практическое занятие. «Сувенир», «Сказочная композиция» Тема 6.5. Знакомство с папье-маше.

Особенности работы с рванной бумагой, создание объемных форм.

Практическое занятие: «Предметы быта в народном стиле», «Маскарадные маски».

Тема.6.6. Смешанная техника.

Закрепление знаний по предыдущим техникам. Возможности совмещения различных техник в единую композицию.

Практическое занятие: «Сказочная композиция».

Раздел 7. Выразительные средства графических материалов.

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 7.1. Цветные карандаши.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень»,«Разноцветные ёжики».

Тема 7.2. Гелевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

Тема 7.3. Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

Тема 7.4. Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 8. Итоговое занятие

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

В результате работы по программе «Чудо-мир» к концу первого года обучения дети должны знать:

основные и дополнительные цвета;

цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); понятие симметрии;

контрасты форм;

свойства красок и графических материалов; азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги); основы работы с пластичными материалами, такими как: пластилин, соленое тесто.должны уметь:

смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества: умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; трудолюбие;

самостоятельность; уверенность в своих силах.

2.7.Методическое обеспечение

Обеспечение программы различными видами методической продукции.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямопо ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Мною, разработаны технологическая схема выполнения коллективной работы. На 1-м году обучения – это коллаж «Мир насекомых

Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры, викторины.

При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Учащимся 7-8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 9-11 лет любят игры- импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО и ДПИ.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.

Требования, предъявляемые к педагогу

Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.

Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий.

Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.

От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.





























2.8 Список литературы

Основополагающая литература педагога для реализации программы Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

В. Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998.

Н.М. Конышева «Лепка в начальных классах» Пособие для учителя, М: Просвещение, 1980

С. Липунова « Волшебная глина» - Смоленск: Русич, 2001г. 8. Г. Федотов «Основы художественного ремесла. Послушная глина» - Москва: «Аст-Пресс», 1999.









2.9 Приложение 1.

Тестовые материалыдля итогового контрольного опроса обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала

Фамилия, имя ребёнка









Перечень вопросов

Ответы (в баллах)





Оценка

Правильный ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный ответ

1

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?






фиолетовый цвет?






зелёный цвет?





2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?





3

Какие цвета относятся к холодной гамме?





4

Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?





5

Какие геометрические фигуры ты знаешь?





6

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?





7

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?





8

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?





9.

Что такое орнамент?











Приложение 2.

Тестовые материалыдля итогового контрольного опроса обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала Второй год обучения

Фамилия, имя









Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

Оцен-ка




Правильный ответ

Не во всём правильныйответ


Неверный ответ










1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)





2

Чем отличается эскиз от композиции





3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?





4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось

весёлое настроение?





5

Какие линии используются в рисунке?





6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?





7

Что такое линия горизонта?





8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?





9.

Какие объёмные формы ты знаешь?





10

Какие цвета являются контрастными?

















Приложение 3.

Таблицаконтроля практических умений и навыковобучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года

Фамилия Имя ребёнка

Раздел программы

Замечания, рекомен-дации

Оценка по 10- балльной системе

Подпись педагога

Рису- нок

Живо-пись

Компо-зиция

Декоративно- прикладное творчество










Приложение 4.

Таблицаучёта участия обучающихся в конкурсах и выставках

Фамилия, имя ребёнка

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художестве-

нный материал)

Результат



18