СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Основы бизнеса и предпринимательства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Если раньше экономические проблемы (будь то организация или частное лицо) отодвигались от школьника, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники; как зарабатываются и работают деньги (организацией или частным лицом).

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Основы бизнеса и предпринимательства"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №1

от 02 сентября 2019 года

Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №1

от 02 сентября 2019 года

Утверждена

приказом директора

МАУ ДО ДЮЦ

№ 55-о

от 02 сентября 2019 года








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»







Вид программы

модифицированная

Направленность

социально-педагогическая

Форма организации

школа финансово-правовой грамотности

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

15-17 лет







Анжелика Валентиновна Масюк,

педагог дополнительного образования






г. Салехард, 2019 г.

Пояснительная записка


Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Если раньше экономические проблемы (будь то организация или частное лицо) отодвигались от школьника, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники; как зарабатываются и работают деньги (организацией или частным лицом).

На данный момент термин «предпринимательство» имеет два значения.

Первое, понимается как ведение собственного дела, и второе, как предложение нового продукта (ранее не известного на рынке). Однако, мы можем продолжить расширять этот термин и говорить о предпринимательстве, как о черте личности человека: способности находить новые не стандартные решения.

К сожалению, предпринимательству не обучают в школе. Однако, способность генерировать и развивать идеи, как личного, так и социального плана, свойственна всем детям. Можно говорить о том, что детям свойственно предпринимательство. И особенно отчетливо это заметно в раннем дошкольном детстве и в подростковом возрасте. И если первый возрастной этап характеризуется познанием мира и накоплением опыта (речевого, когнитивного и эмоционального), то в подростковом возрасте – это активное переосмысление мира и поиск своего места в жизни.

В связи с чем, становится очевидным необходимость обучения детей основам экономической и финансовой грамотности. Именно в возрасте 15-17 лет подросток становится способен осмысливать свои знания и умения с точки зрения их ценности для себя лично, и общества в целом.

Экономические сведения помогут старшеклассникам оценить свои способности с точки зрения и ценности для региона, в котором они живут; лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Основная идея программы состоит в том, что содержание учебного материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики, и способствовать: формированию представлений о собственных экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, региона (посредством социально-экономических проектов).

Приобретая начальные экономические знания, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед семьей, школой, регионом не только с точки зрения потребителя, но и (в силу природной предрасположенности детей к инновациям) с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания экономической грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового осмыслять свой труд и его ценность не столько с точки зрения личной выгоды, сколько с точки зрения полезности для общества.

Таким образом, воспитание экономически грамотного специалиста полезно не только для личностного развития детей, но и для социально- экономического развития региона, в котором они проживают. Это подтверждает необходимость целенаправленной экономической и финансовой подготовки школьников к будущей экономической и предпринимательской деятельности.

Направление: социально – педагогическое.

Количество часов: 108 часов, (1 занятие в неделю по 3 часа).

Цель программы: формирование интереса обучающихся к предпринимательской деятельности, формирование интереса к социально-экономическому проектированию как способу конструирования будущего.

Задачи программы:

1. Формирование мотивации на получение образования в области предпринимательской деятельности.

2. Привлечение школьников к участию в социально-экономической жизни Салехарда, Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом.

3. Повышение уровня экономической и финансовой грамотности обучающихся.

4. Развитие коммуникативных навыков у участников программы, навыков самопрезентации и самоменеджмента.

5. Овладение навыками презентации проекта, способами и формами защиты проекта.

Программа построена на принципах сохранения и развития индивидуальной самобытности ученика, сотрудничества детей и взрослых во всех видах совместной деятельности.

Программа «Предпринимательство» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

  • экономика;

  • обществознание;

  • психология;

  • маркетинг;

  • менеджмент.

Планируемые результаты: стимулирование профессионального самоопределения, формирование интереса и развитие способностей к предпринимательству; участники получат базовые знания об экономическом аспекте предпринимательской деятельности, навыки «рождения» бизнес идеи, ее презентации; стимулирование личностного роста участников программы.


Требования к уровню подготовки.

По окончании изучения курса программы «Школа юного предпринимателя», обучающиеся должны:

Иметь представление:

• о сущности, происхождении и аспектах предпринимательского дела как вида человеческой деятельности;

• правовой базе и ответственности российского предпринимательства, особенностях классификации основных организационно-правовых форм, возможностях финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности.

Знать/понимать:

• экономическую роль предпринимательства;

• характерные черты и качества предпринимателя;

• признаки предпринимательской деятельности;

• понятия дохода, затрат, прибыли;

• назначение бизнес-плана;

• основные правила составления бизнес-плана;

• содержание разделов бизнес-плана.

Уметь:

• приводить примеры предпринимательской деятельности, различать ее виды;

• объяснять, какие знания, навыки и качества личности необходимы для успешной предпринимательской деятельности;

• приводить примеры различных форм организации предприятий;

• объяснять экономическую роль предпринимательства;

• рассчитывать доход и прибыль фирмы;

• оформлять бизнес-план;

• объяснять назначение бизнес-плана в предпринимательской деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для определения суммы по кредитам;

• для эффективного планирования своей деятельности;

• для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни.


Учебно-тематический план


Модуль


Наименование тем

Формы

деятельности

Количество часов

Теория

Практика

1

Бизнес планирование

Предпринимательство, формы и виды предпринимательской

деятельности

Семинар

5

5

Способы

разработки бизнес-идей

Семинар, тренинг

1

3

Бизнес-план, способы построения бизнес-плана

Семинар, тренинг

1

3

Эксперт

Представитель управления экономики

Итого

7

11

2




Маркетинг организации


Маркетинг, маркетинговые

коммуникации

Семинар, дискуссия

5

4

Реклама и PR


Тренинг

1

1

Фирменный стиль, презентация и самопрезентация

Мастер-класс


2

Эксперт

Представитель управления экономики, успешный предприниматель

Итого

6

7

3

Правовые основы

предпринимательства

Формы и виды организации


Беседы, лекции, Семинар

5

5

Правовые формы предпринимательской деятельности

Семинар

1

1

Налоги, виды налогов, расчет налогового сбора

Семинар, тестирование

1

1

Эксперт

Представитель управления экономики и налоговой инспекции

Итого

7

7

4




Управленческие

решения



Управленческое решение


Семинар

3

5

Ситуация принятия решения


Тренинг

1

1

Формы и способы принятия управленческих решений

Анализ

ситуационных задач

1

1

Эксперт

Успешный предприниматель


Итого

5

7

5

Деньги и денежное

поведение

Деньги, денежное поведение

Беседы, лекции, Семинар

5

5

Виды денежного поведения


Семинар, тренинг

1

1

Стратегия и тактика денежного поведения

Семинар, тренинг

1

1

Эксперт

Представитель отделения банка (по согласованию)

Итого

7

7

6

Психология

предпринимателя

Предприниматель, личностные качества успешного

предпринимателя

Лекции

Тренинг,

мастер-класс, дискуссия

5

10

Креативность, дивергентность мышления

Тренинг

1

1

Ответственность, склонность к риску

Тренинг

1

2

Коммуникативные качества предпринимателя

Мастер-класс


1

Эксперт

Педагог-психолог, успешный предприниматель

Итого

7

9

7







Самоменджмент






Тайм-менеджмент, стресс-

менеджмент

Лекции,

семинар, тренинг

5

5

Делегирование полномочий


Семинар

1

1

Построение эффективного общения

Тренинг


2

Самопрезентация


Тренинг

1

1

Эксперт

Педагог-психолог, успешный предприниматель

Итого

7

9


Всего

108


Содержание рабочей программы:


Перечень основных содержательных блоков:

1. Теоретический

2. Практический

Каждый блок раскрывает отдельный аспект предпринимательской деятельности: экономический, юридический, психологический аспект предпринимательской деятельности, а так же особенности развития предпринимательства на территории Приуральского района.

В теоретическом блоке рассматриваются такие вопросы как функции, виды и формы предпринимательства, особенности бизнес-планирования и налогообложения. Отдельно прорабатываются вопросы о генерировании новых бизнес идей, принятии управленческих решений, маркетинг организации.

В практическом блоке отрабатываются темы личностного развития: креативность личности, эффективность денежного поведения, самооменеджмент (тайм-менеджмент, стресс-менеджмент, целеполагание, делегирование полномочий); особенности межличностных отношений в области предпринимательства (психология влияния на личность человека), экономическое поведение успешного предпринимательства, способности и навыки предпринимателя, навыки позиционирования товара или услуги. При этом рассматривается вопрос о само позиционировании личности, формировании личностной эффективности (конкурентоспособности).

Модуль №1 Бизнес планирование

Предпринимательская идея и ее выбор. Технология накопления идей. Техника работы предпринимателя по анализу идей. Основные экономические и технико-организационные показатели, влияющие на отбор идей. Рынок, как источник информации. Приоритетные сферы деятельности в малом и среднем бизнесе для Приуральского района.

В практической части проводится деловая игра, посвященная формированию банка возможных идей и установлению критериев отбора наиболее перспективных.

Модуль №2 Маркетинг организации

Маркетинг как форма производственно-сбытовой деятельности предпринимателя. Функции маркетинговой деятельности. Разновидности спроса и соответствующие задачи маркетинга. Товар и услуги как средство оказания влияния на рынок. Жизненный цикл товара. Исследование спроса и рынка. Размер рынка и его рост. Анализ открытых статистических данных. Емкость и насыщенность рынка. Отраслевые сегменты рынка, тенденции их развития. Общий и посегментный объем продаж продукции и основные типы клиентов; ограничения по продажам продукции и планы их преодоления. Объем продаж, рассматриваемый в бизнес-плане. Обычная величина отраслевой валовой прибыли. Объемы производства и размещение предприятий-конкурентов. Механизмы действия рынка и основные параметры конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация.

В практической части обучающиеся разрабатывают маркетинговую стратегию малого предприятия, с ними прорабатываются следующие вопросы:

• определение целевого рынка;

• определение конкурентов;

• сколько будет стоить конечный продукт;

• способы доставки;

• способы приема оплаты;

• организация партнерской программы.

Итог практического занятия: разработка маркетингового плана.

Модуль №3 Правовые основы предпринимательства

Закон о предпринимательстве. Собственность, формы собственности. Организационно-правовые формы предпринимательства, допускаемые российским законодательством. Предпринимательство с образованием и без образования юридического лица. Достоинства и недостатки различных форм предприятий. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Определение малого предпринимательства и его критерии в России. Субъекты малого предпринимательства. Значение и задачи малого предприятия. Плюсы и минусы малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления. Налоги, виды налогов, расчет налогового сбора.

В практической части проводится деловая игра. Задача деловой игры – выявление основных положений, касающихся регламентации деятельности малых предприятий и получение практических навыков заполнения основных документов на регистрацию предприятия.

Модуль №4 Управленческие решения.

Управленческое решение. Ситуация принятия решения. Формы и способы принятия управленческих решений. Технология принятия управленческого решения. Типы управленческих решений.

Обучающиеся на практике учатся применять метод построения дерева решений для принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности.

Модуль №5. Деньги и денежное поведение

Понятие о финансах фирмы. Источники финансовых ресурсов для создания и развития фирмы. Основные типы финансовых проблем, с которыми сталкивается предприниматель. Деньги, денежное поведение. Виды денежного поведения. Стратегия и тактика денежного поведения. Организация финансового планирования в фирме. Принципы привлечения собственного и заемного капитала. Выручка от реализации как результат деятельности предпринимателя. Прибыль как предпринимательский доход и источник развития фирмы, как один из основных показателей успешности предприятия.

Практические работы: «Расчет цены товара», «Составление финансового плана»; «Анализ показателей деятельности конкретного предприятия»; «Составление бухгалтерской отчетности».

Модуль №6. Психология предпринимателя

Психология предпринимательства. Предприниматель, личностные качества успешного предпринимателя. Креативность, дивергентность мышления. Ответственность, склонность к риску. Коммуникативные качества предпринимателя. Методы убеждения партнеров. Ведение переговоров. Формирование команды в бизнесе. Стресс в деятельности предпринимателя.

Практические работы: психолого-управленческие тренинги, ролевые и деловые игры.

Модуль №7. Самоменджмент

Тайм-менеджмент, стресс-менеджмент. Делегирование полномочий. Построение эффективного общения. Самопрезентация. Этика деловой активности. Постановка целей. Планирование. Принятие решений. Организация и реализация. Контроль. Коммуникации и информация.

Практические работы: ролевые и деловые игры.

Методы работы в образовательном процессе:

1) Методы организации учебной деятельности:

  • словесно-наглядные методы (семинар, дискуссия);

  • логический метод (анализ ситуационных задач, подготовка научной статьи);

  • метод моделирования (моделирование проблемных ситуаций, разработка наглядной модели).

2) Методы стимулирования и мотивации учения:

  • методы активного социально-психологического обучения (ролевые и деловые игры, тренинги, викторины);

3) Методы контроля и самоконтроля в обучении:

  • методы формирования внешнего и внутреннего контроля успешности обучения (работа с преподавателем, консультации (в том числе дистанционные), самоанализ).

  • методы самостоятельной работы (работа в малых группах, самоотчеты).

  • рейтинговая система оценки результатов обучения.

Формы работы:

  • семинарские занятия с элементами лекции (теоретические и практические компоненты подготовки к предпринимательству);

  • тренинговые занятия (личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников, развитие способностей к самообразованию и самоменеджменту);

  • творческие мастерские (обучение навыкам экономической и бизнес деятельности);

  • деловые игры (формирование практических навыков в области предпринимательства и профессиональное самоопределение школьников);

  • дистанционное обучение (выполнение заданий без непосредственного участия преподавателя с возможностью получения консультации с использованием современных средств связи.

Перечень требований к условиям осуществления программы:

1. Наличие стандартных классных комнат.

2. Наличие мультимедийного оборудования: компьютер (ноутбук), проектор, экран, колонки.

3. Учебная комната должна быть оборудована доской или иметь флипчарт.

4. Канцелярские товары: карандаши или фломастеры, цветная бумага, краски, кисти, простые карандаши, ластики, клей, ватман, ножницы.

5. Материалы для мастер-классов (комплектация по согласованию сторон).


Формы и критерии оценки учащихся


Вид контроля

Критерии

Баллы

Информационное сообщение

активность

8

Тестирование

правильность ответов

10

Викторина

грамотная речь

8

Дискуссия

обоснованность решения (вывод)

14

Ролевые (деловые) игры

выделение смысловых блоков

14

Кейс

соблюдение предложенной структуры

8

Отче о работе в мини группе

конструктивная критика

14

Самоотчет

организационная работа в мини группе

10

Анализ продуктов деятельности

всесторонний анализ ситуации

14


Всего

100


Примечание:

1. Ежедневно слушатель может получить не более 25 баллов (в зависимости от вида занятия, а так же количества выполненных работ).

2. Премиальные баллы начисляются персонально, в конце последнего дня школы за качество выполнения работы, активность и конструктивность участия в работе.


Материально-техническое обеспечение


Электронные ресурсы


  1. Спецпроект 1000 идей - URL: http://www.1000ideas.ru

  2. Сайт «Бизнес-журнала». - URL:
    http://www.business-magazine.ru - URL:

  3. Проект bizhelp.ru
    http://www.bishelp.ru/

  4. блог Успех в Жизни - URL: http://www.yourfreedom.ru/

  5. Малый бизнес Москвы. - URL: www.mbm.ru

  6. Государственный заказ. - URL: www.statetenders.ru

  7. Реклама и PR в малом бизнесе. - URL: www.adbusiness.ru

  8. Веб-ресурс, посвященный бизнесу и предпринимательству - URL: islandbusinessidea.com

  9. каталог банков и их продуктов, осуществляющих деятельность во всех городах России. - URL: Банки.ру 

  10. Финансовый тренажер-игра - URL: Сashgo 

  11. Данные по малому бизнесу

  12. Официальный сайт поддержки малого предпринимательства

  13. Деловая перспектива

  14. Деловая пресса

  15. Предпринимательство и малый бизнес

  16. Ежемесячный журнал для малого предпринимательства - URL: Малое предприятие


Список литературы для педагога


  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.– М.: Дело и Сервис, 2017.–447 с.

  2. Александров Д.Н., Алиэскеров М.А., Ахлебинина Т.В. Основы предпринимательства. Личность и синдром предпринимателя. –М.: Флинта; Наука, 2017. – 520 с.

  3. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. – 2017. - №4. – С.73.

  4. Вечканов Г.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2018. – 544 с.

  5. Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика, В 2-х томах. СПб.: Институт «Экономическая школа», 2017. – 312 с.

  6. Дашкиев М., Осипов П. Построй свой бизнес. От идеи до денег за недели. - СПб.: Питер, 2017. – 128 с.

  7. Дейнека О.С. Экономическая психология. – М.: ПЭР СЭ. – 2017.- 160 с.

  8. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. – СПб.: Речь, 2017. - 254 с.

  9. Лосев В. Как составить бизнес-план. Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей. М.: Вильямс, 2012. – 208 с.

  10. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2018. – 297 с.

  11. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект-Пресс, 2016. – 223 с.

  12. Спасенников В. В.Экономическая психология. – М.: ПЭР СЭ, 2003. - 448 с.

  13. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит. –М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  14. Тончу Е. Большой бизнес для маленьких детей. – М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2017. – 264 с.

  15. Эренфельд Т. Бизнес с душой. Как начать дело, подходящее именно вам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 272 с.

Список литературы для обучающихся


  1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. – М.: Дело. 2017.

  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 2017.

  3. Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

  4. Налоги России: Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учрежд. /А.П. Балакина, И.И. Бабленкова, И. В. Липсиц и др. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

  5. Черняк В. З. Введение в предпринимательство: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

  6. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.




Скачать

© 2020 236 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!