Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №25 города Ставрополя
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № 1 от «29» августа 2018 г. | Согласовано на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. | Утверждено приказом директора МБОУ гимназии № 25 города Ставрополя №415-ОД «30» августа 2018 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Решение текстовых задач по математике. 7 класс»
Возраст обучающихся: 13-14 лет (7 класс)
Срок реализации:1 год (34 недели)
Разработчик:
Евстафиади О.А., учитель математики
высшей квалификационной категории
г.Ставрополь, 2018
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Решение текстовых задач по математике».
Целью данного курса являются углубление знаний учащихся при решении текстовых задач различными способами.
Основными задами курса являются развитие у учащихся поисковой активности, наблюдательности, сообразительности, смекалки, формирование самостоятельной деятельности учащихся и развитие общекультурного кругозора учащихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
В школьном курсе математики и алгебры текстовые задачи решаются на протяжении всего обучения в школе. Однако результаты Всероссийских проверочных работ, Региональных проверочных работ и Государственной итоговой аттестации показывают, что решения практико-ориентированных задач по математике вызывают у учащихся большие затруднения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 13-17 лет, 7 классов
Изучение программы осуществляется в группах по 2-5 человек, с целью применения индивидуального подхода к обучению.
Методическое обеспечение и условия и реализации программы
• Материально – технические условия
Кабинеты оснащены техническим и мультимедийным оборудованием в соответствии с требованиями САНиПин.
• Кадровые:
Программа реализуется учителями первой и высшей квалификационной категории
• Информационно-методические:
Используется интерактивное оборудование.
• Особенности финансирования образовательной услуги:
Платная общеразвивающая программа.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами обучения являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
умение принимать участие в совместной деятельности, работать в парах, в малых группах, вести диалог с учителем, с товарищами
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
использование математического языка для описания предметов окружающего мира
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях;
умение находить ответ на вопрос задачи, составление таблицы и краткой записи, полное оформление найденного решения, контроль выполненных действий;
выделение главного, умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, делать выводы, правильно формулировать вопросы и т.д.;
постановка вопроса к данному условию задачи, составление математической модели, овладение основными арифметическими и алгебраическими способами решения задач и др.
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Порядок и содержание промежуточной аттестации
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
1. Математическое моделирование при решении текстовых задач.
2. Решение задач на движение (по прямой, по окружности, по воде и т.д.)
3. Решение задач на проценты (определение цены, стоимости товара, нахождение процента от числа, числа по заданному проценту, нахождение процентного отношения, простые и сложные проценты, банковские задачи)
4. Решение задач на совместную работу (определение объема выполненной работы, нахождение производительности труда, определение затраченного времени на работу)
5 Решение задач на концентрацию, смеси и сплавы (определение концентрации вещества, решение задач на высушивание, смешивание растворов различных концентраций, на переливания, повышение и понижение концентраций)
6. Решение нестандартных задач
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Математическое моделирование. | 1 | |
2 | Задачи на движение по прямой вдогонку и навстречу | 1 | |
3 | Задачи на движение протяженных тел. | 1 | |
4 | Задачи на нахождение средней скорости | 1 | |
5 | Задачи на движение по окружности | 2 | |
6 | Задачи на движение по воде. | 2 | |
7 | Решение всех типов задач на движение. | 2 | |
8. | Задачи на нахождение среднего арифметического | 1 | |
9 | Задачи на нахождение цены, количества и стоимости товаров. | 2 | |
10 | Задачи на проценты. | 3 | |
11 | Задачи на сложные проценты | 2 | |
12 | Банковские задачи | 3 | |
13 | Задачи на совместную работу. | 4 | |
14 | Задачи на концентрацию, смеси и сплавы. | 4 | |
15 | Нестандартные задачи. | 4 | |
16 | Итоговое занятие. | 1 | |
| Итого: | 34 | |
Основные виды деятельности учащихся:
игровая, познавательная, поисково - исследовательская, предполагается участи в олимпиадах и конкурсах
Календарный учебный график
• Количество учебных недель: 34
• Количество учебных дней: 34
• Дата начала и окончания учебного периода с 17.09.2018 по 24.05.2018 г
Учебно-методическая литература для учителя:
М.В. Лурье, Б.И.Александров «Задачи на составление уравнений» : Учебное руководство. М.Наука, 1990.
В.А. Далингер «Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений» Омск,1991.
Пойа Д. «Как решать задачу» : Пособие для учителей. М.1961.
Миндюк М. Б. , Миндюк Н.Г. «Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 7 класс. Москва 1996
МПИ «Знакомимся с алгеброй» Э.Г.Гельфман и др.