СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Введение в журналистику»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочной деятельности предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению "Журналистика"

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Введение в журналистику»»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности «Введение в журналистику»

Наименование объединения

«Союз юных журналистов»


Пояснительная записка


Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа помогает подростку пробовать себя в роли корреспондента, фотографа, интервьюера на равных со взрослыми, даёт возможность быть включенным в систему массовой коммуникаций, развивать коммуникативные компетенции.

Актуальность программы

Программа подготовки юных журналистов актуальна в современном мире. Это связано не только с тем, что профессия журналиста всегда остается востребованной, но и с интересом подростков ко всему новому, стремлением к самореализации, как творческой личности, а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет настолько большое влияние на массы, что возможность взглянуть и изучить законы этого рода деятельности «изнутри», примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков неподдельный интерес.

Актуальность программы обусловлена и особенностями нашего города. На территории Димитровграда не очень много местных печатных изданий, а для подростков – вообще ни одного. В связи с этим программа имеет большую практическую направленность. Подростки, обучающиеся по данному курсу, участвуют в создании подростковой газеты «Перекресток», стремясь отражать наиболее важные события, аргументированно высказывать собственную точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде подростков и молодежи. Они изучают технологию и способы написания, обработки материалов. Учащиеся знакомятся с художественными, публицистическими, информационными жанрами, а также особенностями верстки и дизайна газеты. В процессе обучения подростки учатся концентрировать внимание читателя с помощью заголовков, иллюстрации, фотографий в газете. Одним из основных направлений данной программы является развитие подростка как личности, обладающей адекватной самооценкой, критическим мышлением, умеющей налаживать коммуникации и принимать решения.

Данная программа решает не только образовательные задачи, но и социальные: профориентационное самоопределение подростка, знакомство юного журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности подростка, становление гражданской позиции и проявления социальной и творческой инициативы.

Новизна программы заключается в компетентно–деятельностном подходе обучения и воспитания подростков и молодёжи, который базируется на деятельностно-модульной модели образования. Такая модель позволяет строить и корректировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, дифференцировать обучение в соответствии с возрастом участников программы, их способностями и интересами.

Педагогическая целесообразность

Посредством форм и методов педагогической технологии, в том числе инновационного характера, в условиях максимального психологического комфорта детям в доступной форме даются знания, умения и навыки. Теоретический блок тесно переплетается с практическим, что способствует лучшему освоению программы, а также приобретению и отработке практических навыков на основе полученных знаний. Активное усвоение содержания программы должно стимулировать творческую и социальную активность личности, развивать способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование общей культуры ученика в рамках воспитательной деятельности идет целенаправленно, при этом в каждом выбранном направлении формулируются конкретные задачи, которые реализуются различными формами, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

Программа носит междисциплинарный характер и связана с такими дисциплинами, как русский язык, литература, информатика, статистика, логика, обществознание, социология, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.

Цель данной программы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами журналистики.

Для достижения цели необходима реализация следующих задач:

образовательные:

  • формировать представления о профессии журналиста, дать допрофессиональную подготовку, показать особенности журналистских специальностей;

  • формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики;

  • способствовать формированию профессиональной грамотности;

развивающие:

  • формировать и развивать коммуникативные навыки и умения;

  • развивать интерес к профессии журналиста;

  • развивать эмоционально-волевую сферу, способствующую формированию активной гражданской позиции;

  • создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.

воспитательные:

  • создать оптимальные условия для формирования и развития детского коллектива;

  • содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;

  • воспитывать ответственность, самостоятельность, аккуратность;

  • создать условия для проявления детско-юношеской инициативы;

  • способствовать позитивной социализации учащихся.

Данная программа создает условия для самоопределения и самореализации подростков, стимулирует детей на активное самообразование, достижение поставленных целей.

Программа курса «Ведение в журналистику» носит личностно-деятельностный характер. В процессе реализации курса и участия в выпуске газеты «Перкресток» подростки применяют различные подходы к изучению и написанию журналистского материала: научный, исследовательский, творческий. Учатся использовать вновь полученные знания и накопленный опыт в любых жизненных ситуациях.

Участие в создании конкретного продукта – газеты «Перекресток» - помогает подростку правильно распределять обязанности, вырабатывает ответственность, системность, учит планировать и работать по плану. Благодаря работе над выпуском подростки учатся высказывать свою точку зрения и принимать во внимание мнение окружающих, работать в коллективе, искать компромиссы. Каждый выпуск газеты готовит ответственный редактор – обучающийся, который берет на себя роль ответственного за выпуск. Благодаря этому, подростки чувствуют свою значимость и пробуют себя в роли руководителя.

Отличительные особенности данной программы от аналогичных заключается в том, что в ней есть не только теоретическая часть, но и предусмотрена полноценная практическая деятельность, а именно – выпуск периодического печатного юношеского издания. При этом теоретический блок не носит излишне наукообразный характер, максимально приближен к потребностям издательской деятельности учащихся, имеет практический характер.

Отличительной особенностью является и модель воспитательной работы в объединении, предусмотренная данным курсом, одним из направлений которой является создание условий для творческой и социальной самореализации каждого участника. На занятиях поднимаются вопросы активной гражданской позиции, патриотизма, толерантности, проводятся социальные акции, реализуются социально-полезные проекты.

Данная программа может быть творчески применена другими педагогами, журналистами, занимающимися с детьми изданием школьных газет и журналов.

У членов творческого объединения есть возможность публикаций и в городской газете «Димитровград-панорама», где регулярно выходит страница подростковых публикаций «Школьное окно».


Организационно-педагогическая основа обучения

Данная программа рассчитана на обучение подростков 11-16 лет. Принципы обучения построены на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, требованиях нормативно-правовых документов и норм СанПиН.

Можно выделить основные принципы и методы, на основе которых строится образовательный процесс:

1.Метод эмоционального погружения.

2.Принцип «от теории к практике». Постепенно изучая азы журналистского мастерства, подростки учатся писать грамотные и интересные материалы, работать с полученной информацией.

3.Принцип развития подростка в личностном плане (тренинги, психологические игры и т.д.)

4.Словесный и наглядный методы (используется в теоретическом блоке данной программы)

5.Репродуктивный метод (через практические задания).

6.Метод «спирали» (некоторые темы являются сквозными на протяжении всего времени обучения, таким образом, материал постепенно усложняется, а полученные ранее знания закрепляются).

Отдельное внимание отводится методам креативной педагогики, таким как

  • открытые задачи;

  • синектика;

  • методы критического мышления.

Используются игровые технологии обучения, методы проблемного обучения, развития критического мышления.


Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:

  • теоретические занятия: лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальная игра и др.;

  • практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;

  • исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);

  • групповая работа (работа над текстами: набор, вычитка, правка редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете);

  • индивидуальная работа.

Большое место в образовательном процессе занимает самообразование и творческая деятельность юных журналистов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.

Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.

Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки газеты, формирует творческую самооценку учащихся.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

В процессе освоения программы у учащихся отмечается:

  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, обогащение знания истории журналистики;

  • рост готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления.


Метапредметные результаты:

В процессе освоения программы у учащихся происходит развитие

  • умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.


Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия журналистики, ее значение для человека и общества в целом;

  • современные социальные проблемы России, региона и местности проживания, способы их решения.


Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;

  • составлять вопросы для интервью, беседы;

  • знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж и т.д.)

  • давать характеристику, оценивать героев своих статей.

Режим организации образовательного процесса

Объём программы 136 учебных часа, учебный курс рассчитан на 34 недель обучения.

Режим занятий

Срок освоения

Объём программы

(часов)

Количество учебных занятий в неделю

Продолжительность учебного занятия

(часов)

Общая учебная нагрузка в неделю

(часов)

34

136

2

2

4



Цель 1-го года обучения: знакомство с профессией журналист и ее основами.

В течение 1-го года обучения учащиеся узнают особенности профессии «журналист». Они знакомятся с видами СМИ, детскими и подростковыми изданиями, работой редакции газеты. Изучив теорию, подростки пробуют писать материалы в следующих информационных жанрах: новость, все разновидности заметки, соцопрос и блиц-опрос в газету «Перекресток». Во втором полугодии проходят первые интервью.

На групповых занятиях идет обсуждение материалов, наиболее интересные и подготовленные – входят в очередной выпуск газеты «Перекресток». Учащиеся участвуют в групповых психологических тренингах, основной целью которых является снятие эмоциональных зажимов, страхов перед публичными выступлениями, развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде. С учащимися проводятся индивидуальные занятия с целью помочь подготовить материал, разобраться в особенностях жанра, отработать приемы обработки информации.

Критерии оценки результативности 1-го года обучения:

умение собирать, анализировать, обрабатывать полученную информацию;

знание основ журналистского этикета и особенностей этой профессии;

знать и уметь применять на практике особенности информационных жанров: новость, заметка, интервью, соцопрос, блиц-опрос;

развитие памяти, внимания, фантазии;

умение самостоятельно выбирать тематику материалов, подбирать источники информации;

публикация не менее 3-х материалов в различных жанрах.

Оценка качества освоения программы производится при помощи:

  • тестирования (теория);

  • зачета творческой работы;

  • педагогических наблюдений;

  • карты самооценки.


Учебно-тематический план

Первый год обучения


№ п/п


Название темы


Общее

количество часов

Теория

Практика

Форма аттестации


Введение в журналистику





Введение в журналистику

4

2

2

Устный опрос

История журналистики

10

5

5

Структура СМИ. Редакция газеты.

5

2

3

Защита моделей газеты


Личность журналиста





Качества, нужные журналисту

8

4

4


Основы журналистского этикета

10

5

5

Устный опрос, практические ситуации

Творчество известных журналистов

9

5

4

Презентация журналиста


Информационные жанры





Новости – основа информационного потока

10

5

5

Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме

Заметка – искусство замечать детали

10

5

5

Источник информации – интервью

10

5

5

Мнение читателя. Как его узнать?

10

5

5


Оформление журналистского материала





Особенности оформления различных материалов

10

5

5

Практическая самостоятельная работа

Художественное оформление материала

12

6

6

Работа над выпуском газеты «Перекресток»

28

-

28

Зачет творческих работ


Итого:

136

54

74




Содержание курса


Тема 1. Введение в журналистику.

Инструктаж техники безопасности.

Теория: Знакомство с основными понятиями журналистики, профессии журналист.

Практика: Игры и тренинги на знакомство, выявления склонности к деятельности в сфере журналистики. Входная диагностика.

Тема 2. История журналистики

Теория: История российской журналистики. История подростковой прессы. Гимназические рукописные журналы, газеты. В советский период – самодеятельные стенгазеты, литературные альманахи. Коммерческие детские издания – копии западных развлекательных журналов и газет для подростков и детей. Подростковая пресса – трибуна юных. Свобода слова и цензура. Краткий юридический словарь журналиста.

Практика: Анализ современной подростковой прессы и печатных изданий советского периода. Создание коллажей и стенгазеты.

Тема 3. Структура СМИ. Редакция газеты.

Теория: Типы и виды изданий. Понятие об «информационной нише». «Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и их приложения. Радио-версии. Тележурналы. Виртуальные издания («Газета.ru», «Лента. ru», информационные агентства). Модели газет и журналов. Редакция газеты. Распределение обязанностей в различных типах изданий. Система отделов, их рабочая направленность.

Практика: Анализ детской и подростковой прессы. Групповая разработка своей модели. Конкурсная защита моделей газет. Обсуждение достоинств и недостатков. Ролевая игра «Редакция».

Тема 4. Качества, необходмые журналисту.

Значение внимания, памяти, фантазии. Журналист должен запомнить не только факты, их можно сразу записать или позднее уточнить, но и свое восприятие происходящего, интересные детали, реплики очевидцев, их эмоциональное состояние. Способы воссоздания полноты картины происходившего события. Достоверность информации. Журналист - очевидец или участник события. Вербальные и невербальные коммуникации.

Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического мышления. Тестирование самооценки, упражнения на формирования адекватного восприятия «я», умение налаживать внутренний и внешний диалоги. Упражнение на командообразование.

Тема 5. Основы журналистского этикета.

Ты – представитель своей газеты. Разговор по телефону. Можно ли забыть имя собеседника, как нужно ли готовиться к встрече с героем своего будущего материала. Основы этикета. Понятие «объективности» и «субъективности» в рамках журналистской этики. Мораль и нравственность в СМИ.

Практика: Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения: «Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др.

Тема 6. Творчество известных журналистов.

Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года».

Практика: Подготовка презентаций «Журналист, который мне интересен».

Тема 7. Новости – основа информационного потока.

Теория: Понятие информации и информационного потока. Роль информации в обществе. Как собрать новости и где их найти. Дополнительные источники информации. Знакомство со Всемирной информационной сетью. Новость и расширенная новость. «Скелет» новости. Схемы написания: «треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Понятия «ядро», «деталь», «бэкграунд».

Практика: составить «десятку» последних школьных новостей. Написание новостей различными способами (применение схем на практике). Написание новости по фото. Упражнения на внимательность, развитие ассоциативного мышления.

Тема 8. Заметка – искусство замечать детали.

Теория: Заметка – искусство замечать детали. Заметка и ее виды: хроникальная, информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и др. Обзор и обозрение – отличия и сходства.

Практика: Упражнения на определение подвида заметки. Практическая работа по отработке навыков написания разного вида заметок.

Тема 9. Источник информации – интервью.

Теория: Чем отличается интервью от заметки. Как выбирается собеседник (обладатель интересной информации, очевидец события, участник мероприятия). Алгоритм работы над интервью. Основные типы вопросов. Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог.

Практика: Интервью у одноклассников, у взрослого человека. Объяснить свой выбор. Упражнения «Интервью у супер-героя», «Самоинтервью», «Идеальный собеседник» и др.

Тема 10. Мнение читателя. Как его узнать?

Теория: Что такое обратная связь? Особенности работы с письмом. Как искать ответы на вопросы читателя. Работа в социальных сетях. Специфика тематических соцопросов. Что показывают соцопросы? Как проверить достоверность данных? Отличительные черты соцопроса и блиц-опроса.

Практика: провести соцопрос на любую выбранную тему устно и в социальной сети. Объяснить свой выбор, обработать результаты. Провести блиц опрос у 10 незнакомых людей.

Тема 11. Особенности оформления различных материалов.

Теория: Заголовок и заголовочный комплекс. Подзаголовок. «Броский» заголовок. Как привлечь внимание читателя заголовком. Типология заголовков, вариации. Рубрика – смысловая нагрузка и оформительский элемент. Постоянная рубрика и периодическая. Особенности тематической страницы. Как выбрать тематику. Праздничные материалы – тонкости настроения перед праздником.

Практика: подготовка праздничного или тематического материала. Упражнения на подбор заголовка к материалам. Отработка типов заголовков.

Тема 12. Художественное оформление материала.

Теория: Фотография, рисунок (иллюстрации к репортажу, путевым заметкам, зарисовкам). Дополнение к материалу или отдельный объект? Особенности фотографии: четкость, яркость, цвет.

Рисунок – развлечение: комиксы, головоломки, юмор и сатира. Может ли рисунок заменить фотографию? Карикатура.

Практика: Постановочные фотографии к выданным материалам. Репортажная съемка. Упражнения «Настенная живопись», «Рисунок в клеточку» и др.

Тема 13. Итоговое занятие.

Теория: Анализ выпусков газеты «Перекресток» за год. Подведение итогов.

Практика: Карта самооценки. Планы на следующий год, распределение заданий на лето.

Тема 14. Работа над выпуском газеты «Перекресток»

Практика: редактура и корректировка материалов для газеты «Перекресток». Вычитка, начальное макетирование.



N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата планируемая

(число, месяц)

Дата

фактическая

(число, месяц)

1

Введение в журналистику

4

Круглый стол

Устный опрос



2

История журналистики

10

Презентация материала из истории журналистики

Устный опрос



3

Структура СМИ. Редакция газеты.

5

Презентация проектов газет

Защита моделей газеты



4

Личность журналиста

Качества, необходимые журналисту

8

Тренинг

Тренинги на развитие внимания, фантазии,

памяти, креативного и критического мышления.



5

Основы журналистского этикета

10

Практическое занятие

Устный опрос, практические ситуации



6

Творчество известных журналистов

9

Семинар

Презентация журналиста



7

Новости – основа информационного потока

10

Семинар

Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме



8

Заметка – искусство замечать детали

10

Семинар

Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме



9

Источник информации – интервью

10

Семинар

Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме



10

Мнение читателя. Как его узнать?

10

Семинар

Практическая самостоятельная работа



11

Особенности оформления различных материалов

12

Практическое занятие

Практическая самостоятельная работа



12

Художественное оформление материала

10

Практическое занятие

Практическая самостоятельная работа



13

Работа над выпуском газеты «Перекресток»

20

Практическое занятие

Защита творческих работ






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!