ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности «Введение в журналистику»
Наименование объединения
«Союз юных журналистов»
Пояснительная записка
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа помогает подростку пробовать себя в роли корреспондента, фотографа, интервьюера на равных со взрослыми, даёт возможность быть включенным в систему массовой коммуникаций, развивать коммуникативные компетенции.
Актуальность программы
Программа подготовки юных журналистов актуальна в современном мире. Это связано не только с тем, что профессия журналиста всегда остается востребованной, но и с интересом подростков ко всему новому, стремлением к самореализации, как творческой личности, а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет настолько большое влияние на массы, что возможность взглянуть и изучить законы этого рода деятельности «изнутри», примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков неподдельный интерес.
Актуальность программы обусловлена и особенностями нашего города. На территории Димитровграда не очень много местных печатных изданий, а для подростков – вообще ни одного. В связи с этим программа имеет большую практическую направленность. Подростки, обучающиеся по данному курсу, участвуют в создании подростковой газеты «Перекресток», стремясь отражать наиболее важные события, аргументированно высказывать собственную точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде подростков и молодежи. Они изучают технологию и способы написания, обработки материалов. Учащиеся знакомятся с художественными, публицистическими, информационными жанрами, а также особенностями верстки и дизайна газеты. В процессе обучения подростки учатся концентрировать внимание читателя с помощью заголовков, иллюстрации, фотографий в газете. Одним из основных направлений данной программы является развитие подростка как личности, обладающей адекватной самооценкой, критическим мышлением, умеющей налаживать коммуникации и принимать решения.
Данная программа решает не только образовательные задачи, но и социальные: профориентационное самоопределение подростка, знакомство юного журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности подростка, становление гражданской позиции и проявления социальной и творческой инициативы.
Новизна программы заключается в компетентно–деятельностном подходе обучения и воспитания подростков и молодёжи, который базируется на деятельностно-модульной модели образования. Такая модель позволяет строить и корректировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, дифференцировать обучение в соответствии с возрастом участников программы, их способностями и интересами.
Педагогическая целесообразность
Посредством форм и методов педагогической технологии, в том числе инновационного характера, в условиях максимального психологического комфорта детям в доступной форме даются знания, умения и навыки. Теоретический блок тесно переплетается с практическим, что способствует лучшему освоению программы, а также приобретению и отработке практических навыков на основе полученных знаний. Активное усвоение содержания программы должно стимулировать творческую и социальную активность личности, развивать способность к саморазвитию и самообразованию. Формирование общей культуры ученика в рамках воспитательной деятельности идет целенаправленно, при этом в каждом выбранном направлении формулируются конкретные задачи, которые реализуются различными формами, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.
Программа носит междисциплинарный характер и связана с такими дисциплинами, как русский язык, литература, информатика, статистика, логика, обществознание, социология, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.
Цель данной программы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами журналистики.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
образовательные:
формировать представления о профессии журналиста, дать допрофессиональную подготовку, показать особенности журналистских специальностей;
формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики;
способствовать формированию профессиональной грамотности;
развивающие:
формировать и развивать коммуникативные навыки и умения;
развивать интерес к профессии журналиста;
развивать эмоционально-волевую сферу, способствующую формированию активной гражданской позиции;
создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.
воспитательные:
создать оптимальные условия для формирования и развития детского коллектива;
содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;
воспитывать ответственность, самостоятельность, аккуратность;
создать условия для проявления детско-юношеской инициативы;
способствовать позитивной социализации учащихся.
Данная программа создает условия для самоопределения и самореализации подростков, стимулирует детей на активное самообразование, достижение поставленных целей.
Программа курса «Ведение в журналистику» носит личностно-деятельностный характер. В процессе реализации курса и участия в выпуске газеты «Перкресток» подростки применяют различные подходы к изучению и написанию журналистского материала: научный, исследовательский, творческий. Учатся использовать вновь полученные знания и накопленный опыт в любых жизненных ситуациях.
Участие в создании конкретного продукта – газеты «Перекресток» - помогает подростку правильно распределять обязанности, вырабатывает ответственность, системность, учит планировать и работать по плану. Благодаря работе над выпуском подростки учатся высказывать свою точку зрения и принимать во внимание мнение окружающих, работать в коллективе, искать компромиссы. Каждый выпуск газеты готовит ответственный редактор – обучающийся, который берет на себя роль ответственного за выпуск. Благодаря этому, подростки чувствуют свою значимость и пробуют себя в роли руководителя.
Отличительные особенности данной программы от аналогичных заключается в том, что в ней есть не только теоретическая часть, но и предусмотрена полноценная практическая деятельность, а именно – выпуск периодического печатного юношеского издания. При этом теоретический блок не носит излишне наукообразный характер, максимально приближен к потребностям издательской деятельности учащихся, имеет практический характер.
Отличительной особенностью является и модель воспитательной работы в объединении, предусмотренная данным курсом, одним из направлений которой является создание условий для творческой и социальной самореализации каждого участника. На занятиях поднимаются вопросы активной гражданской позиции, патриотизма, толерантности, проводятся социальные акции, реализуются социально-полезные проекты.
Данная программа может быть творчески применена другими педагогами, журналистами, занимающимися с детьми изданием школьных газет и журналов.
У членов творческого объединения есть возможность публикаций и в городской газете «Димитровград-панорама», где регулярно выходит страница подростковых публикаций «Школьное окно».
Организационно-педагогическая основа обучения
Данная программа рассчитана на обучение подростков 11-16 лет. Принципы обучения построены на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, требованиях нормативно-правовых документов и норм СанПиН.
Можно выделить основные принципы и методы, на основе которых строится образовательный процесс:
1.Метод эмоционального погружения.
2.Принцип «от теории к практике». Постепенно изучая азы журналистского мастерства, подростки учатся писать грамотные и интересные материалы, работать с полученной информацией.
3.Принцип развития подростка в личностном плане (тренинги, психологические игры и т.д.)
4.Словесный и наглядный методы (используется в теоретическом блоке данной программы)
5.Репродуктивный метод (через практические задания).
6.Метод «спирали» (некоторые темы являются сквозными на протяжении всего времени обучения, таким образом, материал постепенно усложняется, а полученные ранее знания закрепляются).
Отдельное внимание отводится методам креативной педагогики, таким как
Используются игровые технологии обучения, методы проблемного обучения, развития критического мышления.
Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:
теоретические занятия: лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальная игра и др.;
практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;
исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);
групповая работа (работа над текстами: набор, вычитка, правка редакторская и корректорская, поиск информации в Интернете);
индивидуальная работа.
Большое место в образовательном процессе занимает самообразование и творческая деятельность юных журналистов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.
Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.
Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки газеты, формирует творческую самооценку учащихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
В процессе освоения программы у учащихся отмечается:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, обогащение знания истории журналистики;
рост готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ культуры, соответствующей современному уровню мышления.
Метапредметные результаты:
В процессе освоения программы у учащихся происходит развитие
умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
основные понятия журналистики, ее значение для человека и общества в целом;
современные социальные проблемы России, региона и местности проживания, способы их решения.
Учащиеся должны уметь:
воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;
составлять вопросы для интервью, беседы;
знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж и т.д.)
давать характеристику, оценивать героев своих статей.
Режим организации образовательного процесса
Объём программы 136 учебных часа, учебный курс рассчитан на 34 недель обучения.
Режим занятий
Срок освоения | Объём программы (часов) | Количество учебных занятий в неделю | Продолжительность учебного занятия (часов) | Общая учебная нагрузка в неделю (часов) |
34 | 136 | 2 | 2 | 4 |
Цель 1-го года обучения: знакомство с профессией журналист и ее основами.
В течение 1-го года обучения учащиеся узнают особенности профессии «журналист». Они знакомятся с видами СМИ, детскими и подростковыми изданиями, работой редакции газеты. Изучив теорию, подростки пробуют писать материалы в следующих информационных жанрах: новость, все разновидности заметки, соцопрос и блиц-опрос в газету «Перекресток». Во втором полугодии проходят первые интервью.
На групповых занятиях идет обсуждение материалов, наиболее интересные и подготовленные – входят в очередной выпуск газеты «Перекресток». Учащиеся участвуют в групповых психологических тренингах, основной целью которых является снятие эмоциональных зажимов, страхов перед публичными выступлениями, развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде. С учащимися проводятся индивидуальные занятия с целью помочь подготовить материал, разобраться в особенностях жанра, отработать приемы обработки информации.
Критерии оценки результативности 1-го года обучения:
умение собирать, анализировать, обрабатывать полученную информацию;
знание основ журналистского этикета и особенностей этой профессии;
знать и уметь применять на практике особенности информационных жанров: новость, заметка, интервью, соцопрос, блиц-опрос;
развитие памяти, внимания, фантазии;
умение самостоятельно выбирать тематику материалов, подбирать источники информации;
публикация не менее 3-х материалов в различных жанрах.
Оценка качества освоения программы производится при помощи:
тестирования (теория);
зачета творческой работы;
педагогических наблюдений;
карты самооценки.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма аттестации |
| Введение в журналистику | | | | |
| Введение в журналистику | 4 | 2 | 2 | Устный опрос |
| История журналистики | 10 | 5 | 5 |
| Структура СМИ. Редакция газеты. | 5 | 2 | 3 | Защита моделей газеты |
| Личность журналиста | | | | |
| Качества, нужные журналисту | 8 | 4 | 4 | |
| Основы журналистского этикета | 10 | 5 | 5 | Устный опрос, практические ситуации |
| Творчество известных журналистов | 9 | 5 | 4 | Презентация журналиста |
| Информационные жанры | | | | |
| Новости – основа информационного потока | 10 | 5 | 5 | Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме |
| Заметка – искусство замечать детали | 10 | 5 | 5 |
| Источник информации – интервью | 10 | 5 | 5 |
| Мнение читателя. Как его узнать? | 10 | 5 | 5 |
| Оформление журналистского материала | | | | |
| Особенности оформления различных материалов | 10 | 5 | 5 | Практическая самостоятельная работа |
| Художественное оформление материала | 12 | 6 | 6 |
| Работа над выпуском газеты «Перекресток» | 28 | - | 28 | Зачет творческих работ |
| Итого: | 136 | 54 | 74 | |
Содержание курса
Тема 1. Введение в журналистику.
Инструктаж техники безопасности.
Теория: Знакомство с основными понятиями журналистики, профессии журналист.
Практика: Игры и тренинги на знакомство, выявления склонности к деятельности в сфере журналистики. Входная диагностика.
Тема 2. История журналистики
Теория: История российской журналистики. История подростковой прессы. Гимназические рукописные журналы, газеты. В советский период – самодеятельные стенгазеты, литературные альманахи. Коммерческие детские издания – копии западных развлекательных журналов и газет для подростков и детей. Подростковая пресса – трибуна юных. Свобода слова и цензура. Краткий юридический словарь журналиста.
Практика: Анализ современной подростковой прессы и печатных изданий советского периода. Создание коллажей и стенгазеты.
Тема 3. Структура СМИ. Редакция газеты.
Теория: Типы и виды изданий. Понятие об «информационной нише». «Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и их приложения. Радио-версии. Тележурналы. Виртуальные издания («Газета.ru», «Лента. ru», информационные агентства). Модели газет и журналов. Редакция газеты. Распределение обязанностей в различных типах изданий. Система отделов, их рабочая направленность.
Практика: Анализ детской и подростковой прессы. Групповая разработка своей модели. Конкурсная защита моделей газет. Обсуждение достоинств и недостатков. Ролевая игра «Редакция».
Тема 4. Качества, необходмые журналисту.
Значение внимания, памяти, фантазии. Журналист должен запомнить не только факты, их можно сразу записать или позднее уточнить, но и свое восприятие происходящего, интересные детали, реплики очевидцев, их эмоциональное состояние. Способы воссоздания полноты картины происходившего события. Достоверность информации. Журналист - очевидец или участник события. Вербальные и невербальные коммуникации.
Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического мышления. Тестирование самооценки, упражнения на формирования адекватного восприятия «я», умение налаживать внутренний и внешний диалоги. Упражнение на командообразование.
Тема 5. Основы журналистского этикета.
Ты – представитель своей газеты. Разговор по телефону. Можно ли забыть имя собеседника, как нужно ли готовиться к встрече с героем своего будущего материала. Основы этикета. Понятие «объективности» и «субъективности» в рамках журналистской этики. Мораль и нравственность в СМИ.
Практика: Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения: «Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др.
Тема 6. Творчество известных журналистов.
Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года».
Практика: Подготовка презентаций «Журналист, который мне интересен».
Тема 7. Новости – основа информационного потока.
Теория: Понятие информации и информационного потока. Роль информации в обществе. Как собрать новости и где их найти. Дополнительные источники информации. Знакомство со Всемирной информационной сетью. Новость и расширенная новость. «Скелет» новости. Схемы написания: «треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Понятия «ядро», «деталь», «бэкграунд».
Практика: составить «десятку» последних школьных новостей. Написание новостей различными способами (применение схем на практике). Написание новости по фото. Упражнения на внимательность, развитие ассоциативного мышления.
Тема 8. Заметка – искусство замечать детали.
Теория: Заметка – искусство замечать детали. Заметка и ее виды: хроникальная, информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и др. Обзор и обозрение – отличия и сходства.
Практика: Упражнения на определение подвида заметки. Практическая работа по отработке навыков написания разного вида заметок.
Тема 9. Источник информации – интервью.
Теория: Чем отличается интервью от заметки. Как выбирается собеседник (обладатель интересной информации, очевидец события, участник мероприятия). Алгоритм работы над интервью. Основные типы вопросов. Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог.
Практика: Интервью у одноклассников, у взрослого человека. Объяснить свой выбор. Упражнения «Интервью у супер-героя», «Самоинтервью», «Идеальный собеседник» и др.
Тема 10. Мнение читателя. Как его узнать?
Теория: Что такое обратная связь? Особенности работы с письмом. Как искать ответы на вопросы читателя. Работа в социальных сетях. Специфика тематических соцопросов. Что показывают соцопросы? Как проверить достоверность данных? Отличительные черты соцопроса и блиц-опроса.
Практика: провести соцопрос на любую выбранную тему устно и в социальной сети. Объяснить свой выбор, обработать результаты. Провести блиц опрос у 10 незнакомых людей.
Тема 11. Особенности оформления различных материалов.
Теория: Заголовок и заголовочный комплекс. Подзаголовок. «Броский» заголовок. Как привлечь внимание читателя заголовком. Типология заголовков, вариации. Рубрика – смысловая нагрузка и оформительский элемент. Постоянная рубрика и периодическая. Особенности тематической страницы. Как выбрать тематику. Праздничные материалы – тонкости настроения перед праздником.
Практика: подготовка праздничного или тематического материала. Упражнения на подбор заголовка к материалам. Отработка типов заголовков.
Тема 12. Художественное оформление материала.
Теория: Фотография, рисунок (иллюстрации к репортажу, путевым заметкам, зарисовкам). Дополнение к материалу или отдельный объект? Особенности фотографии: четкость, яркость, цвет.
Рисунок – развлечение: комиксы, головоломки, юмор и сатира. Может ли рисунок заменить фотографию? Карикатура.
Практика: Постановочные фотографии к выданным материалам. Репортажная съемка. Упражнения «Настенная живопись», «Рисунок в клеточку» и др.
Тема 13. Итоговое занятие.
Теория: Анализ выпусков газеты «Перекресток» за год. Подведение итогов.
Практика: Карта самооценки. Планы на следующий год, распределение заданий на лето.
Тема 14. Работа над выпуском газеты «Перекресток»
Практика: редактура и корректировка материалов для газеты «Перекресток». Вычитка, начальное макетирование.
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) |
1 | Введение в журналистику | 4 | Круглый стол | Устный опрос | | |
2 | История журналистики | 10 | Презентация материала из истории журналистики | Устный опрос | | |
3 | Структура СМИ. Редакция газеты. | 5 | Презентация проектов газет | Защита моделей газеты | | |
4 | Личность журналиста Качества, необходимые журналисту | 8 | Тренинг | Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического мышления. | | |
5 | Основы журналистского этикета | 10 | Практическое занятие | Устный опрос, практические ситуации | | |
6 | Творчество известных журналистов | 9 | Семинар | Презентация журналиста | | |
7 | Новости – основа информационного потока | 10 | Семинар | Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме | | |
8 | Заметка – искусство замечать детали | 10 | Семинар | Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме | | |
9 | Источник информации – интервью | 10 | Семинар | Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме | | |
10 | Мнение читателя. Как его узнать? | 10 | Семинар | Практическая самостоятельная работа | | |
11 | Особенности оформления различных материалов | 12 | Практическое занятие | Практическая самостоятельная работа | | |
12 | Художественное оформление материала | 10 | Практическое занятие | Практическая самостоятельная работа | | |
13 | Работа над выпуском газеты «Перекресток» | 20 | Практическое занятие | Защита творческих работ | | |