СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Наследие»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы обусловлена новыми социально-экономическими условиями. Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что имеет ценность для десятков поколений людей, искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого. В последние годы возрос интерес к истории малой родины. Вследствие этого возникает необходимость в новых подходах к преподаванию краеведческого курса.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Наследие»»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

центр творчества учащихся р.п. Базарный Сызган




Утверждаю:

Директор МКУ ДО ЦТУ р.п. Базарный Сызган

_________________Л.А. Шамитова

Приказ по ОУ № 34 от 31.05.2019 г.



Дополнительная общеразвивающая программа

«Наследие»

Направленность: туристско - краеведческая


Количество часов в год – 144


Для детей 12 - 15 лет

Срок реализации программы – 1 год



Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета ЦТУ р.п. Базарный Сызган протокол № 4 от 31.05.2019 г.



Программа разработана педагогом дополнительного образования Резниченко Юлией Александровной

Стаж работы – 25 лет

Категория – 1










Р.п. Базарный Сызган, 2019 г.



Пояснительная записка.

В последнее время у школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской работы.

В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная его часть. В то же время краеведение – плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании в Российской федерации. Основополагающая идея Закона – органическое единство интересов личности, общества, государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.

В процессе модернизации российского образования последнего десятилетия все большую актуальность приобретают воспитательные системы гражданского, патриотического направления. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. На ее основе разработана региональная программа, хотя основной нормативный уровень уже заложен в законе Российской Федерации об образовании.

Тема семьи является приоритетной в краеведческой работе. Учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось. Если не в полном забвении. То в основательном пренебрежении. Сегодня актуально внедрить в жизнь семьи элементы культурного формирования семейных традиций, домашних архивов. Воспитывать любовь к семье – стратегическая задача этого направления краеведения.

Каждый человек проходит через школу, она многими нитями связана с окружающим миром, прежде всего, через семью, родителей, учеников. Поэтому магистральной темой краеведческой работы является тема: «Мир детства в широком смысле этого понятия”.

Родной край – локальная обозримая часть земли, станы, которую следует познать и изучить всем, кто считает себя краеведом. Наша школа находится в Северо-Западном административном округе. В названиях улиц, площадей, аллей живы имена героев, полководцев, маршалов, писателей – фронтовиков. Поэтому мы обязаны знать историю своего округа.

Таким образом, основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, своей семьи, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея.


Программа разработана на основе нормативных документов:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Статья75. Дополнительное образование детей и взрослых

  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660)

  5. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")

  6. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей")


Направленность программы туристско-краеведческая.

Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о родном селе, своей школе, своей семье. Программой предусмотрено, что каждое занятие направлено на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе на основе личного интереса.

Актуальность программы обусловлена новыми социально-экономическими условиями. Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что имеет ценность для десятков поколений людей, искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого. В последние годы возрос интерес к истории малой родины. Вследствие этого возникает необходимость в новых подходах к преподаванию краеведческого курса. Программа составлена по материалам школьного музея, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, географические, этнические особенности своей малой Родины

 

  Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и обучающихся. Программа призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до исследовательских работ.   

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 12-15 лет.

Прием детей осуществляется по желанию учащихся. Наполняемость - до 15 человек.

Психологическая характеристика возраста обучающихся.

Данный возраст является определяющим для становления человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У него активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор. Именно в 12 – 15 лет подростки учатся отличать истинные ценности от ложных. В этот же период они учатся принимать социальные нормы, и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным. Думаю, что занятия в кружке разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.

Цели. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии.

Задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью области и района;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры);

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, учащихся к краеведению;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.


Прогнозируемые результаты.


– воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
– воспитание уважительного отношения к героическому прошлому;
– создание условий для раскрытия способностей подростка, как гармонично развивающейся личности;
– использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения и укрепления семейных традиций, культуры и быта своего края.

Программа реализуется через работу кружка по следующим направлениям:
– изучение истории своей семьи и ее роли в жизни области и района;
– изучение жизни школы, ее традиций;
– встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами трудового тыла;
– подготовка и проведение мероприятий ко Дню Победы, дней Воинской Славы, Вахты Памяти, митинги, военно – спортивные праздники.

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные – формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические – формы овладения материалом на основе упражнения, самостоятельных заданий практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:

Репродуктивные – формы овладения материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;

Объяснительно – иллюстративные – формы, направленные на получение и передачу детям знаний в “готовом виде”;

Проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.

Исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов (12-15 лет).

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа во внеурочное время.

Всего – 144 часа в год.

Ценностные ориентиры:

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностные результаты:

  1. формирование гражданской позиции школьника, создание условий для ее реализации

  2. самопознания и самовоспитания и саморазвитие.

  3. формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации.

  4. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

  5. конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

  6. развитие критического и творческого мышления



  1. эмоционально «проживать» материал занятий, выражать свои эмоции;

  2. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  3. обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  2. учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;

  3. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  1. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

  3. учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов

  4. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  5. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  1. умение координировать свои усилия с усилиями других.

  2. формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

  3. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  4. задавать вопросы

  5. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  6. слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  7. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  8. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.


Вид контроля


Форма контроля


Вводный контроль


Собеседование, наблюдение


Текущий контроль


Опросы, собеседование, наблюдение

(по итогам занятий)


Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)



Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы


В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы). Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).

Начало занятий – 10 сентября.

Окончание занятий – 31 мая.

Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель.

Объем учебных часов: первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 144 часа.

Режим работы: – 2 раза в неделю по 2 часа.

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором ЦТУ. Занятия проводятся во второй половине дня. Между основной занятостью обучающихся и занятиями в объединении соблюдается перерыв не менее 40 минут. Занятия в объединении проводятся в каникулярное время и не проводятся в праздничные дни.

Содержание программы

Введение, 2 часа.

Теория: инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка, составление плана работы на год. Формирование актива кружка. Изучение накопленного материала по предыдущему периоду обучения, интересующие вопросы личностного характера учеников, сложные темы по истории или «белые пятна» нашей малой Родины. Задачи и содержание работы кружка. Особенности работы историков-краеведов. Организация занятий. Значение работы.

Знакомство обучающихся со структурой и документацией кружка. Распределение обязанностей. Характеристика основных понятий «патриот» и «гражданин».

История страны – история семьи, 25 часов.

Теория. Древо жизни Смысл слова «семья». Семейные ценности: дети, доброе отношение, любовь, общие взгляды, чувство взаимопомощи .Древо рода: имена, фамилии, годы жизни, мест рождения, места жительства своих прямых предков. Родственные связи. Перечень древних родственных наименований. Виды и степени родства.

Практика. Работа с тестом: «Незаконченное предложение»; Заполнение таблицы прямого родословия «Таблица кровного родства».

Теория. Моя фамилия. Что она означает? Версии происхождение фамилии. Значение. Семейные традиции и обряды . Семейные праздничные обычаи на Руси. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, о семейных праздниках. Праздничные обычаи в моей семье.

Практика. Сбор материалов и оформление стендов, презентаций и других форм фотографиями, комментариями: «Загляните в семейный альбом». Организация выставки работ.

Теория. «Тайны бабушкиного сундука»: бабушкино рукоделие, сказки, старинные рецепты лечения болезней. Предания старины глубокой (рассказ о домовых, леших, русалках). Реликвии семьи реликвии (старинные фотографии, медали, письма).

Практика. Запись произведений устного народного творчества

Теория Народные таланты нашего края. Образцы народного художественного творчества (зарисовка или фотографирование наличников, коньков, балясин, крылец, предметов домашнего быта, одежды, вышивок, рукоделий, изделий из дерева, глины, жести, музыкальных инструментов, игрушек и др.).

Практика. «Учимся составлять характеристику музейного экспоната»

Сбор материала и обработка данных о родословных учащихся. Изучение жизненного пути одного из предков. Создание презентаций “ Судьба моего родственника”. Семья и ее роль в жизни. Традиции и обычаи современных семей. Профессии предков. Орден в моей семье. Семейные реликвии.

Школа, 4 часа.

Теория История родной школы. Школа в лицах. Учителями славится Россия…Герои необъявленной войны. Современная жизнь школы

Практика Составление хронологической таблицы по истории своей школы.

Запись воспоминаний со слов рассказчика, паспортизация записи.
Изготовление стендов, витрин, оформление фотографий, папок с материалами о школе. Изучение Устава школы. Знакомство с историей создания и модернизации ОУ. Подготовка рисунка на тему «Моя школа», «Мой класс».

Наш край в истории, 17 часов.

Теория: изучения история родного края, изучение истории села Патрикеево, основных вех его развития.

Практика: запись летописи истории села, проведение экскурсии «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить». Составление презентации по истории села Патрикеево. Оформление папок, походы по историческим местам

Понятие “ Малая Родина”. Знакомство с Ульяновской областью: климат; памятники природы; растительный мир; животный мир; население. Характеристика основных природных памятников края. Базарносызганский - один из районов Ульяновской области. Знакомство с историей с.Патрикеево и р.п. Базарный Сызган, изучение его окрестностей.

В час великих испытаний, 34 часа.

Теория: село Патрикеево в Великой Отечественной войне. Встречи с очевидцами войны, запись их воспоминаний. Использование военно-патриотического материала на занятиях.

Практика: Работа по созданию Книги Памяти односельчан, сбор материала для исследовательской работы «Село Патрикеево в годы Великой Отечественной войны».

Теория: земляки — ветераны фронта и тыла. Пропаганда героизма односельчан. Продолжение работа по созданию Книги Памяти односельчан. Встречи с ветеранами войны, запись их воспоминаний. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Практика: сбор и подготовка материалов для школьного музея, написание биографий ветеранов, составление презентации «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»

Изучение истории ВОВ. Техника и оружие советских солдат. Основные и значимые битвы ВОВ. Мемориалы и обелиски Ульяновской области, Базарносызганского района. Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны. Земляки – Герои. Дети войны. Пионеры-герои. Полководцы победы.

Их именами названы улицы. 26 часов.

Теория: Знакомство с автобиографиями исторических деятелей, в честь которых были названы улицы в г.Ульяновске , р.п. Базарный Сызган.

Практика: знакомство с названием улицы названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь односельчан с историей земляков именами которых названы улицы » (Приурочена к 12 декабря – дню Героев Отечества), выступления детей. Форма контроля: Филворд “Их именами названы улицы города”.

Память, высеченная в камне, 17 часов.

Теория: Памятники Великой Отечественной войны и их значение. Экскурсии к обелискам Великой Отечественной войны села и района.

Практика:  Сбор и подготовка материалов для школьного музея. Содержание памятников односельчанам - участникам Второй мировой войны. Пропаганда героизма односельчан. Использование военно-патриотического материала в проведении экскурсий.

Я и моё отечество, 22 часа

Теория: Символы России. Знакомство с Конституцией Российской Федерации. Знакомство с военной службой и военной обязанностью в РФ. Кто такие воины-интернационалисты.

Практика: оформление альбомов о выпускниках школы, связавших род занятий с военной службой.

Обобщение и подведение итогов работы за год, 2 часа.

Итоговые выступления учащихся по результатам своих наблюдений и исследований по основным темам. Корректировка учебно-тематического плана работы кружка в 2019-2020 году, согласно пожеланиям учащихся.


Описание материально-технических и информационно-медийных условий реализации программы

Субъект-субъектные отношения педагога и ребенка – и педагог и учащийся являются полноправными субъектами образовательного процесса, педагог направляет познавательную активность ребенка, дает ему условия самореализации на основе его индивидуальных особенностей и интересов.

Вариативность образования – педагог предлагает направления исследовательской работы учащегося, ученик совместно с педагогом формулирует и определяет тему своего исследования и его глубину.

Создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка – учащийся совместно с педагогом определяют цели и задачи, которые должны быть достигнуты в конкретной работе, основываясь на интересах, знаниях, умениях и навыках ребенка, и формы представления результатов работы. Комфортная и доброжелательная обстановка на занятиях, отсутствие критики личности, поддержка педагога и группы достижений учащегося формирует ситуацию успеха и формирует у учащегося потребность в достижении новых успехов.

Личное участие в мероприятиях программы дополнительного образования – посещение занятий, выступления и заслушивание выступлений таких же учащихся снимает психологический зажим, формирует интерес к исследовательской деятельности

Создание развивающей среды через многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему – возможность использования собственного опыта в исследовании, движение от простого к более сложному, привлечение к своей работе родителей позволяет учащемуся развить свой социальный опыт, сформировать и закрепить необходимые в жизни навыки и компетенции.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

материально-техническое обеспечение

- наличие компьютера, ММУ, принтера, сканера – в настоящее время стало проще и наглядней представлять собственные доклады в печатном виде, сопровождая их мультимедийной презентацией, слайд-шоу, слайд-фильмом или видеосюжетом, который учащиеся могут сделать с помощью фотоаппарата или мобильного телефона.

- аудитория для занятий.

- расходные материалы (бумага, ватман, карандаши, фломастеры, ножницы, скотч и пр.)

информационное обеспечение

- доступ к библиотечным фондам (книги, справочники, энциклопедии, газеты) которые содержат ценную краеведческую информацию и доступны для понимания учащихся.

- доступ к интернет-ресурсам – современная сеть Интернет содержит массу сайтов, которые содержат краеведческую, статистическую, наглядную, архивную и пр. информацию, для проведения простейших исследований, а так же различные программы, облегчающие исследовательскую, прежде всего генеалогическую работу.


Учебно-тематический план и содержание деятельности.

п/п


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Всего занятий – 144 часа.

100

40

Часть 1. Введение, 2 часа.

1

Введение. Знакомство со структурой и документацией кружка.

1

 

2

Что означают слова «патриот»и «гражданин»

1


Часть 2. История страны – история семьи, 25 часов.

1

История страны – история семьи.

1

 

2

Моя родословная.

 

2

3

Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”. Создание презентаций.

1

3

4

Семья и ее роль в жизни.

1

 

5

Традиции и обычаи моей семьи.

 1

2

6

Профессия моих предков.

 

2

7

Семейные реликвии.

1

2

8

Старая фотография рассказала.

 2


9

Орден в моей семье.

 

2

10

Традиции моей семьи.

2

 5

Часть 3 . Школа, 4 часа.

1

Выставка рисунков «Моя школа», «Мой класс»

1


2

Правила поведения в школе

1


3

Книга - твой друг

1


4

Ты и твои друзья

1


Часть 4. Наш край в истории, 17 часов.

1

Понятие “ Малая Родина”.

1

 

2

Место края в истории России.

1

 

3

Общая характеристика Ульяновской области:

А) климат;
Б) памятники природы;
В) растительный мир;
Г) животный мир;
Д) население.

 3


4

Природа родного края.

1

 1

5

Знай и изучай свой край.

2

 1

6

Загадочный мир названий.

3

 

7

Локальное изучение окрестности.

 

2

8

Топонимика как наука.

1

1

Часть 5. В час великих испытаний, 34 час.

1

«Помнит вся Россия про день Бородина…»

1


2

«Слава российского флота»

1


3

Величие подвига народа – победителя в В.О.В.

2

 

4

Мемориалы Ульяновской области

1

 1

5

Обелиски Ульяновской области

1

 

6

Мемориал Вечный огонь

1

 1

7

Помощь в тылу

2

 

8

В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны).

 1

1

9

Земляки – Герои

 7


10

… Это нужно не мертвым, это нужно живым.


 1


11

Дети войны. Пионеры-герои.

2


12

Полководцы победы

2


13

Песни великой отечественной войны

2


14

Военная техника периода войны

2


15

Дорогая моя столица

1


16

Ленинград – город герой

1


17

Интернет-путешествия по городам-героям и местам великих битв

1


18

Просмотр и обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне

2


Часть 6 . Их именами названы улицы. 26 часов.

1

Улица Авдеева р.п. Базарный Сызган

1

 2

2

Улица А.М. Аблукова г. Ульяновск

1


3

Улица Л.М. Доватора , г. Ульяновск

 1


4

Улица Д.М. Карбышева г. Ульяновск

1


5

Улица Врача Ф.М. Михайлова  г. Ульяновск

1


6

Улица Героев Свири г. Ульяновск

1


7

Улица В.Н. Деева г. Ульяновск

1


8

Улица Г.П. Корюкина г. Ульяновск

1


9

Улица А.М. Матросова  г. Ульяновск

1


10

Улица А.Ф. Наганова г. Ульяновск

1


11

Улица И.С.Полбина  г. Ульяновск

1


12

Проспект генерала Тюленева г. Ульяновск

1


13

Улица Любови Шевцовой г. Ульяновск

1


14

Улица Герасимова г. Ульяновск

1


15

Улица Каштанкина  г. Ульяновск

1


16

Улица Марии Мусоровой г. Ульяновск

1


17

Улица Ватутина г. Ульяновск

1


18

Улица Ефремова г. Ульяновск

1


19

Куда бы ни шел, ни ехал ты…

 1

5

Часть 7. Память, высеченная в камне, 12 часов.

1

Мемориальная доска

1

 2

2

Памятники, скульптурные композиции, мемориалы Базарносызганского района

6

 

3

Посещение обелиска с. Патрикеево и р.п. Базарный Сызган возложение к ним цветов.


3

Часть 8. Я и моё отечество, 22 часов

1

Символы России. Обзорная беседа

2


2

Гимн России.

1


3

Флаг России.

1


4

Основной закон государства

3


5

Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов.

2


6

Конкурс рисунков «Служу России»

1


7

Есть такая профессия – Родину защищать. Воины-интернационалисты.

2


8

Конкурс стихов собственного сочинения о России

1


9

Мы против терроризма

2


10

Диспут «За что любят Родину?»

2


11

Национальности России

3


12

Выставка рисунков о России

2


Часть 9 Обобщение и подведение итогов работы за год, 2 часа.

1–2

Обобщающее занятие. Кем быть и каким быть?

2

 



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:

  1. становление личности обучающегося как гражданина России, патриота;

  2. воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и школьников, преемственность;

  3. создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;

  4. привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности поколений.



Список литературы для педагога


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  2. Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.

  3. Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области. - Ульяновск, «Симбирская книга», 1994. – 90 с.

  4. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.

  5. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

  6. Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

  7. Ермолаев А.Д., Калашников Н.А. Шагнувшие в бессмертие.- «Симбирская книга» Ульяновск, 1994.-165с., илл.

  8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. , Киселева Т.В. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

  9. Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области.— Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014. — 328 с.: ил.

  10. Историческое краеведение. /Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы./Под ред. Т.Б.Табардановой.– Ульяновск: КТП

  11. Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области [Текст] : сборник нормативных документов / под ред. Н. В. Жульковой, В. Н. Янушевского. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 56 с.

  12. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению /Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.

  13. Легенды Симбирской губернии /ООО «Аргументы и Факты в Ульяновске» - г. Ульяновск, 2013г.

  14. Мелекесс на разломе эпох. /Составитель Еремеева С.Я./ - изд. UNIPress Димитровград, 2014. – 60 с.

  15. Милюшов А.С. Дивизии шли на Берлин - изд. UNIPress Димитровград, 2012. – 230 с.

  16. Милюшов А.С. Мелекессцы в боях за Берлин.- «Посад Мелекесс» Димитровград, 2001.-150с., илл.

  17. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.

  18. Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  20. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.

  21. Табарданова Т. Б., Янушевский В. Н. Живое краеведение в школе: методические рекомендации./ Т. Б. Табарданова, В. Н. Янушевский – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009. – 35с.

  22. 23.Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

  23. 24.Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.

  24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).



Список литературы для учащихся


1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.

2. Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области. - Ульяновск, «Симбирская книга», 1994. – 90 с.

3.Димитровград – Мелекесс – 310 лет - изд. Ника Тольятти, 2008. – 223 с.

4.Димитровград – В мире есть город - изд. Ника Тольятти, 2013. – 240 с.


Список литературы для родителей


  1. Волобуев Е.И., Ципоруха М.И. Кто вы, великий неизвестный?. Москва "Знание", 1995г.

  2. Серия "По родным просторам"-16 книг- М:"ФИС" 1980-1990 гг.

  3. Серия "Дороги к прекрасному"- 14 книг-М:"Искусство" 1988 год Занимательная грамматика. Москва, ОМЕГА, 1996 год.

  4. Сухин И.Г. Литературные Викторины. "Новая школа" Москва, 1994 год.

  5. Запоминание лиц и имен. И.Матюгин..Е.Чакаберия. Москва, ЭИДОС, 1994 год.

  6. Энциклопедия головоломки для детей и взрослых. Сост. , И.Н.Кириченко"Сталкер", 199




Интернет-ресурсы

http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)

http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).

http://www.virtan.ru (Природа России).

http://gani73.ru/(Государственный архив новейшей истории Ульяновской области).

http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России).

http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий)

http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).

http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).

http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятники и памятные места Ульяновска).

http://www.ru-regions.ru/(Информационный портал «Знакомство с Россией»).

http://russia-karta.ru (Электронная карта России).

http://azbukivedi-istoria.ru/

http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 ЦОР «Живая родословная»

http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/ Как составить родословную

http://geno.ru/news/7771/ Программа «Российские династии»

http://www.excurs.ru/pravila.htm Основные правила геральдики

http://redirina.ucoz.ru/ Сайт-проект «Фамильный герб»