СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Познай себя» Направленность Духовно-нравственная

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Познай себя» Направленность Духовно-нравственная»

1.Пояснительная записка

1.1.Общая характеристика программы

Рабочая программа «Познай себя» входит во внеурочную деятельность по духовно-нравственному направлению развития личности разработана на основе

примерной программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016.

примерных программ внеурочной деятельности. Начального и основного образования. Под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2017.

Данная программа реализуется с учетом нормативно-правовых документов:

 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;

Приказа Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

 Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”

Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009г)

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993

Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Базарносызганская СШ№1

Программа развивающего курса по психологии для начальных классов составлена в рамках внеурочной деятельности. Программа конкретизирует содержание основных тем учебного курса, дает примерное распределение учебных часов на изучение тем, логику учебного процесса в аспекте возрастных особенностей учащихся начальных классов. Актуальность.

Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом. Социализация личности, как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности, ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

В ходе занятий у школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа внеурочной деятельности «Познай себя »разработана таким образом, что школьники в процессе обучения получают возможность узнавать новое о психических процессах и явлениях ("Общение", "Память", "Эмоции", "Воображение", "Мышление", "Пространственные представления" и т.д.), углублять свои знания. При рассмотрении психических явлений идет постоянная опора на жизненный опыт детей. Таким образом, школьники постоянно обогащают и развивают свои представления и знания о памяти, мышлении, воображении и т. д., совершенствуют умения использовать свои возможности 5 запоминания, решения задач, свое внимание и воображение в успешном освоении всех школьных предметов. Уроки носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения, предлагаемые на уроках, позволяют школьникам сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения и навыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания Программа содержит интересные сюжетные упражнения, игры, практические задания. На уроках психологии в начальных классах предполагается освоение ряда практически полезных свойств познавательной деятельности, которые будут способствовать развитию общеучебных умений и навыков, навыков и приемов эффективного общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из важных условий адаптации к обучению, как в первом классе, так и на этапе перехода в среднюю школу. Учителя начальных классов, психологи найдут в этой книге обширный теоретический, практический материал для своих уроков, факультативных занятий по психологии.

1.2. Цели и задачи

Главными целями изучения психологии школьниками является: - знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей;

- повысить психологическую культуру школьников;

- научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Основными задачами изучения психологии школьниками являются следующие:

– первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся; – изучение ощущений и восприятия и развитие соответствующих способностей;

– изучение воображения, методов и упражнений для его развития;

– изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;

– изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;

– изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;

– изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;

– изучение эмоциональных явлений на уроках психологии, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;

– изучение проблем общения на уроках психологии, упражнений речевого и неречевого общения;

- формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД.

Принципы обучения психологии школьников:

1. Конкретность и образность в обучении психологии – является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни, или простейших психологических опытов. Следование принципу образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлений.

2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях. Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в курсе психологии предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно-действенное усвоение психологических знаний, а с другой – получение непосредственного опыта их применения для решения практических задач.

3. Систематичность в повторении основных психологических понятий и закономерностей. В соответствии с этим принципом целесообразно не вводить большое количество понятий, но основные из них должны систематически повторяться, закрепляться и изучаться каждый последующий раз в новых аспектах.

4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие. Несмотря на общее мировоззренческое значение уроков психологии, главной остается практическая ориентация. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей: их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.

5. Межпредметные связи при изучении психологии в школе. Усвоение психологических знаний младшими школьниками должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.


1.3 Место предмета в учебном плане

Рабочая программа основного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления психологического практикума «Познай себя» составлена в соответствии с учебным планом по внеурочной деятельности.

Срок освоения программы - 1 год.

Объём изучения: 116ч.

Адресат программы – учащиеся в возрасте от 9 до 15 лет.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса – кружок.

Состав группы - постоянный.

Режим занятий.

Количество занятий в неделю: 4 часа в неделю: вторник – 2 часа и четверг - 2 часа.

Продолжительность занятий - 45 минут.

Уровень реализуемой программы – базовый.

1.4. Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

3 уровня результатов:

Первый уровень результатов(9-11 лет)

Второй уровень результатов(12-14 лет)

Третий уровень результатов(14-16 лет)


Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, памяти



Развитие словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия



Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.




Личностные результаты

 Низкий уровень тревожности

 Высокая и нормальная самооценка

 Позитивное отношение к себе и своей личности

 Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами

 Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

 Умение осознавать требования учителя и соответствовать им

 Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами

 Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы

 Умение общения и достойного поведения с одноклассниками

 Навыки коллективной деятельности.

1.6 Формы контроля

 Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)

 Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)

 Наблюдение

1.7 Критерии оценки эффективности программы психологического практикума «Познай себя»

Для оценки эффективности программы психологического развития можно использовать следующие показатели:

 Поведение учащихся на занятиях: живость, заинтересованность, активность, самостоятельность школьников;

 Степень помощи учителя на занятиях: чем меньше помощь учителя, тем больше самостоятельность учеников, что в свою очередь свидетельствует об эффективности занятий;

 Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

 Показателем эффективности занятий может являться повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики» Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.

2. СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Что такое психология (введение).

Детям дается научно-популярное объяснение того, что такое психология и что она изучает. Психология определяется как наука о внутреннем душевном мире человека. Кратко описывался основные психические явления: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, внимание, эмоции и чувства, индивидуальные особенности людей, темперамент, характер, способности, взаимоотношения людей. При рассмотрении этих психических явлений следует постоянно опираться на жизненный опыт детей. Ознакомление с каждым из этих понятий целесообразно начать с выслушивания ответов детей на вопросы: «Как вы думаете, что такое ощущениевосприятие, память)?»; «Приведите примеры их проявления нашей жизни». В процессе обсуждения ответов в сочетании играми на внимание учитель подводит детей к точному определению каждого из этих психологических понятий. В результате у детей складывается первоначальное общее представление мире психических явлений и о том, что они будут изучать на уроках психологии.



Изучение ощущений и восприятия.

Знакомство школьников с органами чувств должно быть одной из первых тематических областей при изучении психологии, поскольку на базе этих знаний будут изучаться многие другие темы, такие как: «Образная память», «Образное мышление», «Внимание». Учащиеся изучают, что такое зрение,осязание, обоняние, вкус и какие свойства предметов и явлений мы узнаем с их помощью. Ощущаемые свойства предметов и явлений могут успешно поясняться с помощью соответствующих глаголов (видеть, смотреть, слушать, слышать, нюхать и т. д.). Детям предлагается самим назвать эти действиявместе с учителем составить их классификацию в соответствии с органами чувств. При этом обнаруживается, что среди ощущений, получаемых с помощью пяти основных органов чувств, есть разновидности. Например, в сфере осязания есть тактильные ощущения, ощущение давления, температурные ощущения. Затем изучается отличие восприятия от ощущения. Объясняется, что в ощущениях мы узнаем об отдельных свойствах предметов и явлений, а в восприятии мы узнаем о предметах и явлениях в целом. Различают зрительное, слуховое, осязательное восприятие. В результате восприятия возникает образ. Далее происходит знакомство детей с понятием образа. Образ характеризуется как наглядная картина предмета или явления (или нескольких предметов), которая возникает у человека в уме при восприятии. Важнейшими признаками, которые отражаются в образе, являются расположение предмета в пространстве, его форма, величина, цвет. Объясняется, как происходит восприятие пространственного расположения предметов, их формы, величины, цвета, в частности характеризуется роль соответствующих эталонов в восприятии; 15 обращается внимание на то, что при восприятии возможны ошибки восприятия, которые называются иллюзиями. Иллюзии возникают в силу особых условий восприятия. Приводятся примеры зрительных иллюзий. Важное место занимают задания, игры и упражнения, направленные на развитие ощущений, восприятия, наблюдательности. Подчеркивается активный характер наблюдения в отличие от пассивного восприятия; обсуждается, от чего зависит наблюдательность и как ее развивать.

Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития.

«Внимание» является одной из первых тематических областей, с которой знакомятся учащиеся; включается в практический план в виде игр и упражнений. Использование игры «Снежный ком» позволяет достигнуть несколько целей:

1) тренировка внутреннего внимания (необходимо держать в поле внимания уме имена, уже названные);

2) взаимное знакомство;

3) переключение на новый вид активности.

Теоретическое знакомство с понятием внимания лучше осуществлять после вводных уроков. Внимание определяется как сосредоточенность человека при выполнении деятельности. Приводятся примеры более ясного и отчетливого восприятия предметов в том случае, когда человек сосредоточивается на них. Сосредоточение и отвлечение внимания - два понятия, которые в сравнении их друг с другом дают лучшее понимание внимания как сосредоточения. На уроках дети осваивают и практически используют различные упражнения для развития преднамеренного внимания, осваивают также методы развития сосредоточения, переключения, распределения и устойчивости внимания, закрепляя их на материале других школьных предметов. Изучая понятие «наблюдательность», учащиеся понимают его как проявление внимательности в процессе восприятия, выполнения действий, запоминания, вспоминания, решения мыслительных задач. Важно объяснить детям, что каждый человек имеет индивидуальные особенности внимания, которые он должен учитывать в своей учебной деятельности.

Изучение памяти, методов и упражнений для ее развития.

Тематика знаний и умений в области психологии памяти, изучаемая в начальных классах, достаточно широка и последовательно рассматривается . Вначале учащиеся знакомятся с тем, что такое память и какую роль она играет в жизни человека. Затем рассматриваются основные процессы памяти; запоминание, сохранение, воспроизведение. Далее характеризуется многообразие видов памяти (образная, словесно-логическая, двигательная). Основным содержанием темы «Память» в целесообразно сделать изучение видов образной памяти, рассмотрев зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память. В силу особой значимости в жизни человека зрительная память изучается больше всего. Уроки по теме «Память» имеют непосредственное практическое значение для младших школьников. Ее изучение должно принести пользу учащимся в повышении эффективности их познавательной деятельности на уроках по другим предметам. В сфере зрительной памяти главной задачей является усвоение детьми приемов успешного запоминания наглядной информации, а также развитие этого вида памяти. Целесообразно познакомить учащихся с рядом приемов успешного запоминания. Важнейшим из них является сравнение предмета с другим предметом: поиск сходства и различия. Широкая практика тренировки этого приема на разнообразном материале, в том числе на учебном материале других предметов, может оказать существенную помощь учащимся в усвоении знаний. При усвоении схематических и символических знаний большую пользу может оказать такой прием, как оживление предмета. Более прочному усвоению знаний способствует использование образов разной модальности. На уроках психологии дети должны усвоить этот прием и получить широкую практику использования воображаемых слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений при зрительном запоминании. Тактильная, обонятельная, вкусовая память также могут стать предметом изучения и развития. Большее практическое значение имеет обучение младших школьников способам запоминания сложных образов. На уроках психологии учащиеся знакомятся, практически осваивают и тренируют такие приемы, как анализ и синтез, создание пространственных и временных ассоциаций, а также ассоциаций по сходству, по сюжету, по смыслу. Все эти приемы должны получить закрепление на уроках по другим предметам. Учащимися изучаются также особенности памяти на слова, числа, а также возможности использования образов для их запоминания. Разнообразные упражнения в тренировке этих умений должны помочь учащимся в овладении эффективными приемами познавательной деятельности. Предполагается освоение ряда практически полезных умений познавательной деятельности, которые будут способствовать развитию памяти, например, усвоение младшими школьниками эффективных приемов запоминания стихов, логически несвязанного материала. Это может достигаться за счет построения сюжетных связок (ассоциаций) при запоминании списков слов, не связанных между собой по смыслу. Принести пользу при запоминании иностранных слов может освоение на уроках психологии метода фонетических ассоциаций и оживления.

Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития.

Прежде чем изучать пространственные представления, необходимо знакомство учащихся с основными свойствами и видами пространства. Направление и расстояние - это те свойства пространства, которые они узнают на уроках. Рассматриваются три вида пространства: одномерное, двумерное, трехмерное, приводятся их примеры. Дети систематизируют свои знания об основных направлениях пространства: вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад. После этих вводных знаний учащиеся изучают отличие восприятия пространства и представления пространства. В результате выполнения практических заданий они получают опыт изучения пространственных представлений. Это достигается за счет понимания того, что могут существовать разные точки зрения на предмет в двумерном пространстве, в трехмерном пространстве. Изучаются основные проекции предмета в трехмерном пространстве. Мысленные пространственные перемещения, построение пространственного образа по описанию могут стать хорошими развивающими упражнениями для детей. Изучение младшими школьниками психологических знаний о временных представлениях является чрезвычайно актуальным. Несмотря на то, что многие представления о времени детьми уже усвоены в дошкольном возрасте, их систематизация и обобщение может стать важной частью учебной программы. Учащиеся получают систематизированные знания о таких свойствах времени, как последовательность, длительность, темп, ритмичность, периодичность, знакомятся с особенностями их восприятия человеком. Знания, связанные с категорией времени, складываются из таких понятий, как изменение, движение, процесс, непрерывность, дискретность, течение, состояние, скорость, ритм, ряд, событие. Как теоретическое, так и практическое значение для учащихся имеет усвоение признаков: 1) временной последовательности (раньше, позже, вчера, завтра, на следующей неделе, на прошлой неделе, в прошлый год, на следующий год);

2)длительности времени (дольше, короче); единиц измерения длительности (утро, день, вечер, ночь, сутки, час, минута, неделя, год);

3)темпа времени (быстрый, медленный, относительность темпа, наполненность времени событиями как признак темпа); 4)ритмичности (ритмичность как равномерность темпа в течение определенного отрезка времени);

5)периодичности (периодичность как повторяемость).

Изучение воображения, методов и упражнений для его развития.

Тема «Воображение» вызывает обычно у школьников большой интерес в силу того, что они в этом возрасте очень склонны к фантазированию. Понятия воображения и фантазии рассматриваются как синонимы и вводятся на уроках вместе. В определении воображения подчеркивается главная его особенность - создание в уме новых необычных образов, с которыми человек раньше не встречался. Воссоздающее и творческое воображение рассматриваются как два основных его вида. Тема воссоздающего воображения отчасти рассматривалась в теме «Пространственные представления» (представление разных видов пространства по описанию), поэтому целесообразно больше остановиться на воссоздающем воображении в процессе чтения литературы и представлениях художественные образов. Далее учащиеся знакомятся с приемам и творческого воображения. Анализ, синтез, акцентирование, преувеличение, преуменьшение, оживление позволяют преобразовать образы, хранящиеся в памяти человека и, таким образом, создать новые образы более или менее необычные. Показывается роль воображения в жизни человека и в художественном 19 творчестве. Изобразительное искусство, художественная литература и кино могут стать источником убедительных примеров этому. Изучение приемов творческого воображения сопровождается разнообразными примерами, упражнениями по их практическому применению самими учащимися для мысленного построения новых необычных образов.

Изучение эмоций и своего поведения.

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила) Регуляция эмоций с помощью воли. Способы выражения эмоций вербальные и невербальные. Распознавание эмоций. Сопереживание. Психогимнастика.Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития. Изучение начинается со знакомства учащихся с понятием «мышление», которое можно определить как поиск новых знаний, как решение задач. Дети знакомятся с тем, что такое проблемная ситуация, со структурой задачи, с основными этапами процесса ее решения и психологическими факторами, от которых зависит ее успешное решение. Далее учащиеся узнают, что основными видами мышления являются практическое, образное, абстрактное. Детьми изучаются типы пространственных и временных отношений на образном материале, закономерности, которые здесь могут обнаруживаться. Мыслительные операции анализа и синтеза первоначально изучаются младшими школьниками на образном материале, как более доступном для них в силу конкретности и образности их собственного мышления. Развивающий характер занятий проявляется в развитии аналитико-синтетических способностей младших школьников. Для этого могут использоваться задания на разрезание, на составление магического квадрата, на составление фигур из палочек. Мыслительные операции сравнения, обобщения и конкретизации изучаются на образном материале. Младшие школьники знакомятся с такими основными понятиями абстрактного мышления, как понятие, отношение, суждение. Понятие определяется как знание общих и существенных признаков группы предметов, понятий или явлений. Разные понятия, предметы, явления связаны между собой определенными отношениями:

1) отношения «часть - целое»;

2) родовидовые;

3) рядоположности;

4) противоположности;

5) причинно-следственные;

6) функциональные;

7) сюжетные отношения.

Далее дети узнают, что такое закономерность. Закономерности определяются как обобщение отношений между образами и понятиями. На каждом уроке используются задания, упражнения и игры, направленные на развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, на поиск закономерностей на образном и абстрактном материале. Межпредметные связи изучения психологии проявляются здесь в том, что данные мыслительные операции тренируются при выполнении аналогичных заданий на учебном материале других предметов, что дает значительный развивающий эффект всем урокам в начальной школе. Полезно знакомство школьников с понятием умозаключения и его правилами. Можно также включать изучение мышления в процессе общения: сотрудничество и соперничество. В качестве примера мышления в процессе сотрудничества может использоваться решение задачи в малой группе. Учащиеся убеждаются в необходимости координации в процессе обсуждения задачи, выдвижения гипотез и принятия решения. Для изучения мышления в процессе соперничества могут использовать соревновательные игры типа «чѐт-нечѐт», «камень-ножницы-бумага» (другой вариант - «колодец-крышка-ножницы»). Дети убеждаются в необходимости думать о том, какие планы строит и что собирается предпринять соперник в условиях соревновательной игры. Это явление может быть для детей обозначено как рефлексия. Изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей. Уроки по данной тематике начинаются со знакомства с понятием «эмоциональные явления». Эмоциональные явления определяются как психические явления, в которых человек переживает свое отношение к предметам, явлениям, событиям, людям. Отношение к чему-либо - это главное, что проявляется в эмоциях. Учащиеся знакомятся с понятиями эмоции и чувства.

Содержание уроков направлено на формирование у младших школьников умения различать такие виды эмоций, как удивление, радость, горе, страх, отвращение, гнев. Изучаются их речевые и неречевые проявления. Выполняются практические задания по распознаванию разных видов эмоций у другого человека с целью развития умения понимать состояние другого; человека. Фотографии, картины, кинофильмы могут использоваться в качестве материала для практических заданий. Учащиеся изучают причины противоречивых чувств, а также проявления зависти, страха, симпатии, антипатии, дружбы, учатся их распознавать у себя. Все это должно способствовать лучшему пониманию школьниками себя и других людей. Важное практическое значение имеет освоение детьми на уроках психологии умения понимать свое настроение, состояние, а также управлять собой. Лучшему само пониманию и само принятию будут способствовать опыт самонаблюдения и самоанализа. Учащимися анализируется личный опыт переживания состояний напряжения и расслабления.

Изучение характера.

Понятие о характере. Черты и свойства характера. Формирование характера. Психологические портреты героев сказок. Работа с притчей. Черты характера помогающие и мешающие в обучении. Нет плохих и хороших характеров. Тренинг по коррекции негативных черт характера. Психогимнастика и ролевые игры. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь»

Изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения.

Начинается знакомство учащихся с психологией общения. Дети узнают, что такое речевое и неречевое общение, какова их роль в жизни людей. Обращается внимание прежде всего на коммуникативную функцию речевого общения: функцию передачи информации, знаний от одного человека к другому. В то же время объясняется, что общение выполняет и функцию воздействия на другого человека. Речевое общение осуществляется с помощью слов. Неречевое общение использует мимику, жесты, пантомимику. Важное место занимает освоение умения понимать других людей, развитие внимания к окружающим людям. Дети изучают информативные признаки внешнего вида человека, которые помогают понять человека. На практических занятиях они получают возможность развивать наблюдательность к внешнему виду другого человека - к его выразительному поведению (мимике, жестам, позе, походке). Для лучшего понимания другого человека может тренироваться умение представить себя на его месте. Важным коммуникативным умением, формирование которого может стать содержанием уроков психологии, является умение слушать друг друга. Изучается, что такое сочувствие и сопереживание, осваиваются умения тактичного общения. Рассматриваются этикопсихологические понятия: - Что такое вежливость и уважение к другому человеку? - Что такое справедливость? - Как не обижать людей? - Что такое грубость? В процессе обсуждения этих вопросов происходит обучение школьников пониманию причин конфликтов и некоторых способов их предотвращения. Практические умения общения получают дети и в процессе тренировки умения владеть своим голосом, жестами, мимикой, позой и пантомимикой.



3. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Введение 2ч

1

Что изучает психология. Психология как наука

2

Уроки общения24ч

2

Способы человеческого общения. Что такое общение. Язык общения, его секреты

2

3

Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям

2

4

Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника

2

5

Культура общения. Правила вежливости

2

6

Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы

2

7

Фантазия характеров: умение владеть собой. Саморегуляция состояния

2

8

Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх, отвращение, радость, горе, гнев

2

9

Настроение моѐ и окружающих. Цветопись настроения

2

10

Поступки мои и окружающих.

2

11

Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Способности

2

12

«Волшебные слова», вежливое отношение к людям

2

13

Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих меня людей

2

Мышление 8ч

14

Что такое мышление

2

15

Образ. Образное мышление

2

16

Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами

2

17

Абстрактное мышление

2

Восприятие 14ч

18

Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир. Отличие восприятия от ощущений

2

19

Восприятие величины, формы, цвета

2

20

Восприятие пространства: размер, направление, расстояние

2

21

Восприятие движения

2

22

Восприятие времени

2

23

Иллюзии восприятия

2

24

Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности

2

Память 14ч

25

Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учебе. Зрительная память.

2

26

Оживление картины как приѐм запоминания

2

27

Слуховая память. Слуховые представления при запоминании

2

28

Двигательная память. Ощущения движения при запоминании

2

29

Осязательная память. Тактильные представления при запоминании

2

30

Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании

2

31

Обобщающее занятие по теме «Память»

2

Внимание 10ч

32

Что такое внимание. Виды внимания: внешнее и внутреннее

2

33

Виды внимания: непроизвольное и произвольное

2

34

Свойства внимания

2

35

Правила самоорганизации внимания

2

36

Обобщающее занятие по теме «Внимание»

2

Временные и пространственные представления 20ч

37

Что такое пространство

2

38

Что такое пространственное представление

2

39

Свойства пространства

2

40

Размерность в пространстве

2

41

Двумерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости

2

42

Пространство в жизни человека (обобщающее занятие)

2

43

Временное представление. Установление признаков временной последовательности

2

44

Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности

2

45

Признаки темпа времени. Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа

2

46

Пространственны е представления (обобщающее занятие)

2

Воображение 10ч

47

Что такое воображение, или фантазия

2

48

Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования

2

49

Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения

2

50

Создание нового образа путѐм оживления

2

51

Роль воображения в жизни человека

2

Эмоции 10ч

50

Виды эмоций

2

51

Позитивные и негативные эмоции.

2

52

Регуляция эмоций с помощью воли.

2

53

Способы выражения эмоций вербальные и невербальные

2

54

Распознавание эмоций.

2

Характер 6ч

55

Понятие о характере. Черты иформирование характера.

2

56

Черты характера помогающие и мешающие в обучении.

2

57

Тренинг по коррекции негативных черт характера.

2

Подведение итогов (2часа)

58

Диагностика результатов занятий

2

Итого:

116ч



3. Учебно- методическое обеспечение

1. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие. Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет. Учебное пособие. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.- М.:Академия,2004.

4. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов. Локалова Н.П.-М.: Ось-89,2011.

4. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда. Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

- магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;

- принадлежности для рисования: цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4

- клей, степлер, скотч-лента, ножницы,

- кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,

- мячик;

- ручки для каждого участника;

- заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;

- записи инструментальных фоновых мелодий;

5. ЛИТЕРАТУРА

1.Аверченко, Л. К. Человековедение: психолого-педагогическая технология курса / Л. К. Аверченко, Л. Н. Антилогова. - Омск, 1993. - 42 с.

2 Агафонова, И. Н. Рисую и размышляю, играю и учусь : книжечка для развития внимания и мышления детей 6-7 лет / И. Н. Агафонова, И. Г. Викторова. -СПб.: Светлячок, 1993. 3.Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей /

3.Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. - СПб. : Стройлеспечать, 1993.-196 с. 66

4.Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. - Ярославль : Академия развития, 199/. - 240 с.

5.Бойков, Д. И. Как развить навыки общения у ребенка : метод, рекомендации / Д. И. БойковГС. В. Бойкова. - СПб.: ЛОИУУ, 1995. - 48 с.

6.Болъшойтолковый психологический словарь : в 2 т. Т. 1. (А-О) : [пер. с англ.1 / Ребер Артур. - М : ООО «Издательство ACT» ; «Издательство «Вече», 2001.-592 с.

7.Большой толковый психологический словарь : в 2 т. Т. 2. (П-Я): [пер. с англ.] / Ребер Артур. -М. : ООО «Издательство ACT» : «Издательство «Вече», 2001.-560 с.

8. Бачков, И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке / И. В. Вачков. - М. : ПедагогикаПресс, 1996. - 216 с.

9.Введение в психологию / под общ.ред. А. В. Петровского. - М. : Издательский центр «Академия», 1997. - 496 с. 10.Водейко, Р. И. Как управлять собой : кн. для учащихся / Р. И. Водейко, Г. Е. Мазо. - Петрозаводск : Карелия, 1990. - 64 с.

11.Гарбуэое, В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. -СПб.: АО «Сфера», 1994. - 1бб с. 12. Гельфан, Е. М. От игры к самовоспитанию / Е. М. Гельфан. - М. : Просвещение, 1964. - 84 с.

12.Игры - обучение, тренинг, досуг : в 7 кн. / под ред. В. В. Петрусинского. -М.: Новая школа, 1994.

13.Карандашее, В. Н. Основы психологии общения : учеб.пособие к спецкурсу / В. Н. Карандашев. - Челябинск, 1990. - 84 с.

14.Карандашее, В. Н. Психология: введение в профессию / В. Н. Каранда-шев. -М.: Смысл, 2000. - 288 с.

15.Климов, Е. А. Психология : учебник для средней школы / Е. А. Климов. -М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 287 с.

16.Клюева, И. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность :популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, ГО. В. Касаткина. -Ярославль : Академия развития, 1996. - 240 с.

17.Коломинский, Я. Л. Человек: психология : кн. для учащихся ст. классов | Я. Л. Коломинский. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

18.Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога / Н. И. Конюхов. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1996. - 224 с.

19.Краткийпсихологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко : под обш. ред. A. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 512 с.

20.Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001.-592 с.

21.Маленкова, Л. И. Человековедение (программа и методические материалы) / Л. И. Маленкова. - М.: ТОО «Интел Тех», 0-во «Знание России», 1993. - 206 с.

22.Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей) / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк. - М. :Эйдос, 1994.-114 с.

23.Немое, Р. С. Психология : пособие для учащихся 10-11 кл. / Р. С. Немов. -М. : Просвещение, 1995. - 239 с

24.Попова, М. В. Психология как учебный предмет в школе : учеб.-метод. пособие / М. В. Попова. - М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с.

25.Психологический словарь