Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спас-Конинская средняя общеобразовательная школа №24»
301381 Россия, Тульская область, Алексинский район, с. Спас-Конино
тел.:(48753) 74-6-13 e-mail: [email protected]
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от «28» августа 2019г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по ВР _________ А.В. Гагарина «29» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Спас-Конинская СОШ №24» _________ А.Ю.Гагарин Приказ № 239 от «30» августа 2019г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
по общекультурному направлению
«Весёлый каблучок»
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Срок реализации 1 год
Составитель:
Туманова Любовь Юрьевна,
педагог дополнительного образования
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О, танец, мы с тобой на век,
Спасибо, что ты существуешь,
Благодарю, что слово человек
Ты творчеством своим
преобразуешь!
«Танец – поэма, в ней каждое движение - слово.»
(Мата Хари)
Программа дополнительного образования детей объединения «Весёлый каблучок». Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его
– формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку». Особенно ярко проявляется взаимосвязь музыки и движений у детей. Известно, что при помощи движений ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах дети расширяют свои познания о действительности.
Танец – открывает для детей богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.
морально-волевые качества: ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы,
улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Приобщаясь к образцам народной, русской классической и современной музыки, формируется нравственный образ ребенка, развивается музыкальность и художественный вкус, воспитывается любовь к Родине.
Исполняя групповые, парные танцы, участвуя в подвижных
музыкальных играх, у детей воспитывается активность, дисциплинированность, чувство коллективизма, умение оценить себя и товарища.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целями кружка являются:
В соответствии с данными целями выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
обучение детей танцевальным движениям;
формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение,
характер, передавать их с помощью танцевальных движений;
Воспитательные:
развитие у детей активности и самостоятельности; формирование общей культуры личности ребенка;
учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех;
Развивающие:
развитие творческих способностей детей,воображения и фантазии;
развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
развитие исполнительских навыков в танце;
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей;
развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
Успешное решение поставленных задач возможно только при использовании педагогических принципов:
принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому воспитаннику);
принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий);
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ:
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Вторник – 14:10 – 14:55
Четверг – 14:10 – 14:55
Продолжительность занятия: 45 мин.
Объем программы: 68 часов.
Возраст участников кружка: 7-10 лет.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Уметь различать различные жанры музыкальных произведений.
Знание классической базы (позиции ног, рук)
Освоить гимнастическую подготовку.
Различать сильные и слабые доли в музыке.
Различать размеры 2/4, 3/4.
Добиться полной связи движений с музыкой.
Уметь легко, пластично двигаться, согласуя движения с построением музыкального произведения.
Уметь в движениях передать характер музыки.
Освоить различные танцевальные движения.
Содержание программы
№ | | часы |
1 | Ритмический тренаж. Танец «Краски осени» | 10 |
2 | Гимнастика. Русский народный танец «Полянка» | 12 |
3 | Современные базовые движения. Танец «Льдинки» | 11 |
4 | Ритмика. Стилизованный танец «Кадриль» | 17 |
5 | Повторение и закрепление материала. Танец «Моя | 18 |
| Россия» | |
| Итого: | 68 часов |
Календарно тематическое планирование
№ | тема | кол-во | примечание |
| | часов | |
1 | Сбор участников коллектива. Выбор старосты. | 1 | |
| Ознакомление с репертуаром. | | |
2 | Разучивание разминки. Ритмический | 1 | |
| тренаж. Подготовка ко Дню учителя. | | |
3 | Разминка. Упражнения на «квадрате». | 1 | |
| Подготовка ко Дню учителя. | | |
4 | Разминка. Танцевальные движения «Глубокие | 1 | |
| выпады», «Волна». Разучивание движений | | |
| современного танца «Краски осени» | | |
5 | Разминка. Ритмический тренаж: музыкальные | 1 | |
| пространственные упражнения. Разучивание | | |
| движений танца «Краски осени» | | |
6 | Разминка. Ритмический тренаж: маршировка в | 1 | |
| темпе и ритме, фигурная маршировка. Отработка | | |
| движений в танце. | | |
7 | Разминка. Соединение рисунка танца. Отработка | 1 | |
| синхронности, четкости. Игры | | |
8 | Разминка. Постановка рук и ног в танце. Прогон и | 1 | |
| отработка движений танца. | | |
9 | Разминка. Ритмический тренаж: ходьба парами, | 1 | |
| змейкой. Постановка корпуса. Повторение и прогон | | |
| танца. | | |
10 | Разминка. Разучивание отдельных элементов, | 1 | |
| движений. Генеральный прогон танца «Краски | | |
| осени» | | |
11 | Разминка. Гимнастика: упражнения для стопы, | 1 | |
| вытянутость носочков. Постановка и разучивание | | |
| движений русского народного танца «Полянка» | | |
12 | Разминка. Упражнения гимнастики на растяжку | 1 | |
| мышц ног. Хороводный шаг: плавный хоровод, | | |
| змейка с воротцами, движение хороводным шагом | | |
| со сменой положения рук. | | |
13 | Разминка. Гимнастика. Пружинящий шаг. Бег, | 1 | |
| галоп, подскоки. Постановка корпуса, рук, ног, | | |
| головы, развитие природных данных. | | |
14 | Разминка. Гимнастика. Боковой галоп, шаг с | 1 | |
| вытянутыми носочками. Танцевальная | | |
| импровизация. Свободная танцевальная | | |
| импровизация под заданную музыку. | | |
15 | Разминка. Ковырялочка носок- пятка. Соединение и | 1 | |
| отработка движений. Хоровод. | | |
16 | Разминка. Шаги простой, переменный с притопом. | 1 | |
| Отработка четкости и ритмичности. Соединение | | |
| движений танца. | | |
17 | Разминка. Позиция и положение рук в основные | 1 | |
| положения. Отработка движений в танце | | |
| «Полянка». | | |
18 | Разминка. Дробь одинарная: стопа- пятка, пятка- | 1 | |
| стопа. Гармошка. Боковые движения: носок – пятка, | | |
| пятка- носок. | | |
19 | Разминка. Выход, поклоны. Соединение рисунка | 1 | |
| русского народного танца. Отработка | | |
| синхронности, четкости. Прогон танца. | | |
20 | Разминка. Составляющие характера русского | 1 | |
| народного танца: мимика, жесты, танцевальные | | |
| акценты. Отработка движений, прогон танца. | | |
21 | Разминка. Повторение выученных движений в | 1 | |
| танце «Полянка». Отработка отдельный движений. | | |
| Прогон танца. | | |
22 | Разминка. Генеральная репетиция русского | 1 | |
| народного танца «Полянка». Игры. | | |
23 | Разминка. Постановка современного танца | 1 | |
| «Льдинки» Разучивание современных базовых | | |
| движений. | | |
24 | Разминка. Шаги, прыжки. Работа с корпусом. | 1 | |
| | | |
25 | Разминка. Работа с корпусом. Наклоны. | 1 | |
| Синхронность движений. Отработка четкости и | | |
| ритмичности движений. | | |
26 | Разминка. Наклон торсом вперед на 60°, сохраняя | 1 | |
| прямую линию торса и рук. Соединение и | | |
| отработка движений. | | |
27 | Разминка. Повороты, движения плечами. Отработка | 1 | |
| ритма и темпа в танце. | | |
28 | Разминка. Свободная танцевальная импровизация | 1 | |
| под заданную современную музыку. Работа с | | |
| дыханием. | | |
29 | Разминка. Соединение движений к танцу | 1 | |
| «Льдинки» воедино. Отработка четкости и | | |
| ритмичности движений. | | |
30 | Разминка. Повторение и отработка выученных | 1 | |
| танцев. Синхронность движений. Отработка | | |
| четкости и ритмичности движений. | | |
31 | Разминка. Понятие пространственных | 1 | |
| перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. | | |
| Прогон танца «Льдинки». | | |
32 | Разминка. Соединение движений к танцу | 1 | |
| «Льдинки» воедино. Прогон танца. Отработка | | |
| отдельных движений в танце. | | |
33 | Разминка. Повторение выученных движений в | 1 | |
| танце. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». | | |
| Прослушивание музыкальных произведений. | | |
| Прогон танца. | | |
34 | Разминка. Генеральная репетиция танца «Льдинки». | 1 | |
| | | |
35 | Ритмика. Повторение и отработка выученных | 1 | |
| танцев. Синхронность движений. Отработка | | |
| четкости и ритмичности движений. | | |
36 | Ритмика. Танцевально-образные движения: змея, | 1 | |
| кошка, цапля. Игры. | | |
37 | Ритмика. Танцевально-образная импровизация, | 1 | |
| людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, | | |
| водитель и художник). | | |
38 | Ритмика. Упражнения на натяжение и расслабление | 1 | |
| мышц тела, для улучшения эластичности мышц. | | |
39 | Ритмика. Разучивание движений к стилизованному | 1 | |
| танцу «Кадриль» | | |
40 | Ритмика. Танцевальные движения «Шаги с | 1 | |
| поднятием колена и рук». Соединение движений | | |
| танца. | | |
41 | Ритмика. Ходьба в парах: переходы, перестроения. | 1 | |
| Отработка движений. | | |
42 | Ритмика. Ручеёк, карусель. Положения рук в танце. | 1 | |
| Соединение движений в рисунок. | | |
43 | Ритмика. Поклоны, повороты, подскоки, шаги с | 1 | |
| притопом. | | |
44 | Ритмика. Упражнения гимнастики на растяжку | 1 | |
| мышц ног. Отработка движений танца. | | |
45 | Ритмика. Упражнения «Одинарныепритопы с | 1 | |
| остановкой», «Пружинка» Отработка и соединение | | |
| движений. | | |
46 | Ритмика. Постановка рук (позиция руки на поясе, | 1 | |
| положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция | | |
| и отработка танца. | | |
47 | Ритмика. Пространственные перестроения: линия, | 1 | |
| колонна, круг, квадрат. Отработка движений танца | | |
| «Кадриль» | | |
48 | Синхронность движений. Отработка четкости и | 1 | |
| ритмичности движений. Прогон танца. | | |
49 | Повторение и закрепление выученных движений. | 1 | |
| Прогон танца. Отработка выхода и поклона. | | |
50 | Прогон и отработка танца «Кадриль» | 1 | |
| | | |
51 | Генеральная репетиция танца «Кадриль». | 1 | |
| Пластические этюды на подражание растений и | | |
| животных. | | |
52 | Разминка. Повторение и закрепление выученных | 1 | |
| танцев. Прогон танцев. Отработка четкости и | | |
| ритмичности движений. | | |
52 | Разминка. Движения в образе «Девочка и мячик», | 1 | |
| «А мы сеяли, сеяли» и др. Игры. | | |
53 | Разминка. Подготовка к празднику Победы. | 1 | |
| Постановка танца «Моя Россия» | | |
54 | Разминка. Отработка движений танца. Приседания | 1 | |
| Полуприседания. Соединение движений в | | |
| комбинации. | | |
55 | Разминка. Работа с лентами: махи, шаги, прыжки. | 1 | |
| | | |
56 | Разминка. Координация движений рук в | 1 | |
| исполнении прыжков. Координация движений ног в | | |
| исполнении прыжков. Отработка синхронности. | | |
57 | Разминка. Повороты. Движения ногами и руками в | 1 | |
| такт музыки. | | |
58 | Разминка. Движения по рисунку танца. Отработка | 1 | |
| простых элементов танца. Перестроение в танце. | | |
59 | Разминка. Соединение движений в рисунок танца. | 1 | |
| Отработка синхронности и четкости. Постановка | | |
| дыхания. | | |
60 | Разминка. Работа под счет. Соединение движений в | 1 | |
| танце. Прогон танца «Моя Россия» | | |
61 | Разминка. Ритмические комбинации: этюды | 1 | |
| Связка танцевальных движений. Прогон танца. | | |
| Отработка отдельный движений. | | |
62 | Разминка. Основные позиции рук. Основные | 1 | |
| позиции ног. Поклон. Отработка синхронности и | | |
| четкости. | | |
63 | Разминка. Работа над сложными элементами танца. | 1 | |
| Отработка и прогон танца. | | |
64 | Разминка. Работа над эмоциональной передачей | 1 | |
| танца. Отработка синхронности исполнения танца. | | |
| Отработка всего номера. | | |
65 | Разминка. Генеральные репетиции перед итоговым | 1 | |
| концертом. Прогон выученных танцев. | | |
66 | Разминка. Отработка и детальный разбор | 1 | |
| танцевальных номеров. Прогон танцев. | | |
67 | Разминка. Генеральная репетиция. Массовые и | 1 | |
| сольные композиции. Прогон выученных танцев. | | |
68 | Обсуждение и анализ проведенного отчетного | 1 | |
| концерта. Игры. | | |
Материально-техническое обеспечение программы:
Светлый просторный спортивный зал
Технические средства: проектор, ноутбук, музыкальный центр.
Музыкально-дидактические пособия: флешка, видеоролики.
Сценические костюмы.
Реквизит для танцев: ленты, музыкальные инструменты и др.
Тренировочная одежда: чешки, футболка, шорты, лосины.
Список используемой литературы.
З.Я. Роот. Танцы в начальной школе-М: Айрис Пресс,2006.
Климов А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981.
О.В.Иванова Народные танцы Москва 2006год.
П.Мартен. Спортивная гимнастика Москва 2004год.
О.Л. Киенко. Увлекательные танцевальные разминки. Харьков, 2013.
О. Савчук. Школа танцев для детей. Ленинград, 2010.