СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ» «Огонек»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ» «Огонек»»

Утверждено Согласовано

Методическим советом ЗД по УВД

Протокол № 1 __________(Чурилова О.В.)

От « » _________2016 г. « »_________2016 г.




Дополнительная общеразвивающая программа

«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»

«Огонек»


Бабанова Екатерина Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Срок реализации: 1год





2016-2017 год

План

1. Пояснительная записка.

2. Организационно – педагогические основы обучения.

3. Цели и задачи программы.

4. Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса.

5. Учебно-тематический план.

6. Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных».

7. Литература.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тыс. пожаров с материальным ущербом более 140 млн. рублей. При этом погибли 158 человек, из них 85 детей.

Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.

Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.

Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:

- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;

- непрерывность образования и воспитания;

- воспитывающего обучения;

- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.

Программа рассчитана на учащихся 5 класса. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.

Программа кружка весьма актуальна, так как в современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, пожаров.






ОРГАНИЗАЦИННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Время реализации программы – 1 года.

Количество воспитанников в дружине – 27 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Места проведения занятий:

- кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

- спортивный зал;

- стадион;

- пожарная часть;

- кабинеты физики, химии, информатики, учебные мастерская школы.

- классный кабинет.










Цели и задачи программы:

ЦЕЛЬ:

  • формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения;

  • социальное становление личности ребенка;

  • формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе.

ЗАДАЧИ:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.







Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса

Обучающийся должен знать:

- Принципы положения ДЮП;

-Основные направления, формы. и методы ДЮП;

-Основные причины пожаров в жилом доме.

- Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

- Сведения о подсобных средствах тушения пожара.

-Правила пожарной безопасности в общественных местах.

- Виды травм, полученных при пожаре.

-Знаки пожарной безопасности.

Обучающийся должен уметь:

-Пользоваться спичками.

-Эвакуироваться из здания школы.

-Пользоваться всеми видами огнетушителей.

-Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.

-Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.

-Выполнять команды по строевой подготовке.




Учебно-тематический план.

Раздел 1. Вводное занятие. Цели и задачи ДЮП, обязанности и права членов дружины.

Задачи и план работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий.


Раздел 2. Становление пожарного дела.

1.Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.

2.История создания противопожарной службы.

3.Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”.

4.Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”.

5.Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.


Раздел 3. Отчего происходит пожар

1.Пожар как сложный физико-химический процесс горения.

2. Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание.

3. Характерные примеры пожаров.


Раздел 4. Курение – яд и пожар.

1. Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения.

Причины курения подростков.

2. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

Тема 4. Сколько стоит пожар?


Раздел 5. Пожарная безопасность. Общие понятия.

1.Возможная вероятность пожара. Пламя. искры, повышенная температура, дым, токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода – основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.

2.Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.

3Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов.

4.Технические и автоматические средства противопожарной защиты.

5.Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц.

Тема 6. Люди огненной профессии.

1.Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.

2. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением.

3.Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.

4.Телефон 01. Создание региональных спасательных отрядов.

5. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.


Тема 7. Летний пожароопасный сезон.

1.Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров.

2.Защита населённых пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др.

3.Большая трудоемкость работ.

4.Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.

5.Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.

6.Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.


Раздел 8. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации.

1.Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.

2.Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений.

3.План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.

4. Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.


Раздел 9. Знаки пожарной безопасности

Знаки безопасности. Запрещающие знаки безопасности. Предупреждающие знаки безопасности. Предписывающие знаки безопасности.
Указательные знаки безопасности. Практическое занятие «Изготовление знаков безопасности». 
Практическое занятие «Пожарная эстафета»


Раздел 10. Героизм при пожаре

Оказание помощи при пожаре - героический поступок. 
Награда за героизм. Герои среди нас. Практическое занятие «Конкурс рисунков на тему героических поступков» 
Практическое занятие: участие в НПК «Горячие сердца».

Раздел 11. Первая медицинская помощь

Тема 5. Пожарная безопасность. Общие понятия.

Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных»



п/п

Наименование темы

Дата проведения

Тип учебного занятия

Основные термины и понятия

Оснащение, оборудование

Домашнее задание

1

Создание ДЮП.

Цели и задачи.

Обязанности и права юных пожарных


Лекция

ДЮП

Экран, проектор

Знать права и обязанности членов дружины

2

Знакомство с историей создания и развития пожарной охраны в России.


Лекция

Государственная противопожарная служба

Экран, проектор, мультимедиа

Доклад «Пожарная охрана в России»

3

Противопожарный режим в школе.


Лекция

Пожар как сложный физико-химический процесс горения

Экран, проектор

Причины пожаров

4

Конкурс рисунков «Дети и огонь»


Практика, семинар


Экран, проектор, необходимые предметы для творчества

Рисунки

5

Сигареты – яд и пожар


Лекция

Причины курения подростков

Экран, проектор

Презентация на тему «Вред курения»

6

Значение знаков безопасности


Лекция

Значение сигнальных цветов

Экран, проектор

Значение знаков безопасности

7

Знаки безопасности. Изготовление


Практика

Знаки безопасности

предметы для творчества

Творческие работы

8

Лучший пожарник-конкурс


Практика


Экран, проектор


9

Последствия пожаров.


Лекция

Экологические, психологические и материальные последствия пожаров.

Экран, проектор

Последствия пожаров

10

Пожарная эстафета.


Практика


Эстафеты


11

Понятие о пожарной профилактике.

Выпуск листовок о пожарной безопасности.


Практика


Выполнение творческого задания

Выпуск листовок

12

Чтение стихов на противопожарную тематику


Практика

Пожарная безопасность

Творческая работа


13

Необходимость профессии пожарного


Лекция

Опасность профессии пожарного

Экран, проектор

Сочинение на тему «Важность огненной профессии»

14

Проведение викторины: «Что мы знаем о пожарной безопасности?»


Практика

Основные понятия пожарной безопасности

Экран, проектор


15

Инсценировка сказки  «Кошкин дом»


Практика


Сценарий


16

Основные способы пожаротушения


Лекция

Способы пожаротушения

Экран, проектор


17

Летние пожары


Лекция

Разновидность пожаров

Экран, проектор

Презентация на темы «Летние пожары»

18

Разучивание песен о пожарных и спасателях


Практика


Мультимедиа


19

Основные причины пожаров в лесу

 

Лекция

Причины пожаров

Экран, проектор

Причины пожаров

20

Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений


Лекция

Паника, растерянность, страх

Экран, проектор

Действия при пожаре

21

План эвакуации людей. Отработка плана эвакуации из школы.


Практика

План эвакуации

Экран, проектор

Противопожарная эвакуация из школы

22

Причины возникновения пожаров. Анализ возникновения пожаров


Лекция

Причины возникновения пожаров.

Экран, проектор

Доклад «Причины возникновения пожаров».

23

Нарушение правил эксплуатации электроприборов


Семинар

Правила эксплуатации электроприборов

Экран, проектор

Правила эксплуатации электроприборов

24

Средства пожаротушения


Лекция

Вода – основное средство пожаротушения

Экран, проектор

Доклад на тему

«Простейшие средства пожаротушения»

25

Поведение людей при пожаре


Лекция

Способы предупреждения негативных последствий беспорядочного поведения людей при пожаре

Экран, проектор

Презентация, доклад на тему «Правила поведения при пожаре»

26

Действия юного пожарного при обнаружении пожара


Лекция

Действия юного пожарного при обнаружении пожара

Экран, проектор

Действия юного пожарного при обнаружении пожара

27

Травмы при пожаре


Лекция

Виды травм при пожаре

Экран, проектор

Травмы при пожаре

28

Признаки отравления угарным газом


Лекция

Отравление угарным газом

Экран, проектор

Признаки отравления угарным газом

29

Ожоги


Лекция

Виды ожогов

Экран, проектор

Виды ожогов

30

Первая помощь при ожогах


Практика

Первая помощь при ожогах

Экран, проектор

Презентация на тему «Первая помощь при ожогах».

31

Оказание помощи при различных травмах


Практика

Оказание помощи при различных травмах

Экран, проектор

Презентация на тему «Оказание помощи при различных травмах».

32

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности


Лекция

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Экран, проектор

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

33

Проведение соревнований с целью выявления лучшего юного пожарного


Практика


Экран, проектор


34

Приглашение сотрудников пожарной службы


Лекция

Сотрудников пожарной службы

Экран, проектор

Доклад на тему « Со слов пожарного»

35

Подведение итогов. Вручение грамот лучшим пожарным


Лекция, практика

Повтор основных терминов пожарной безопасности

Экран, проектор, грамоты














ЛИТЕРАТУРА:

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.

  2. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г.

  3. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», издательствово «Ярославль», 1998 г.

  4. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г.

  5. Зотов Ю.И. «Воспитание подростков в спортивном коллективе», Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1994 г.

  6. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. «Строевая и физическая подготовка», Москва, 1970 г.

  7. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.

  8. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал, № 2, 2007 г.

9. «Юный пожарный» сборник методических материалов в помощь руководителю дружины юных пожарных. Благовещенск, 2009 г.