Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Будо – Анисовская основная общеобразовательная школа»
Кировского района Калужской области
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №______ от ________________ | | Утверждаю Директор школы ________ /Н. А. Денисова/ (подпись директора) Приказ № _________ от _________20_____ г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мы - твои друзья»
для 2 -4 класса
Срок реализации 3 года
д. Буда
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Мы - твои друзья» для 2-4 классов., методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение», 2011).
Цель программы :
Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании — какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Задачи программы:
формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Общая характеристика курса
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Участники программы — учащиеся 2 -4 классов (8-11 лет), учителя начальных классов. Поскольку программа посвящена взаимоотношениям с домашними питомцами, ее участниками становятся и члены семей младших школьников.
Центральный объект программы — взаимоотношения человека с домашними животными.
Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать. Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями.
Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев.
При этом в программе уделяется внимание и другим животным.
Программа носит интегрированный характер.
Содержание программы строится на основе деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ экологической ответственности как одной из наиболее важных черт личности.
Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.
Воспитательный эффект программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним животным. Она создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к миру живой природы развивает экологическую культуру личности.
Общая характеристика программы
Участники программы — учащиеся 2-4 классов.
Программа построена по модульному принципу.
В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за домашними питомцами.
Продолжительность реализации программы — 3 года (2 -4 класс),
Курс рассчитан на 17 учебных часов в год - (2 раза в месяц).
При проведении внеурочных занятий используются следующие формы организации деятельности младших школьников:
беседа;
диалог;
дидактические и сюжетно-ролевые игры;
конкурсы,
выставка рисунков;
самостоятельная работа учащихся в печатной тетради;
работа с Атласом – определителем А. А. Плешакова;
проектные работы.
Учебно-методический комплект программы включает рабочую тетрадь для школьников, методическое пособие для педагогов, комплект плакатов.
Результаты освоения программы:
Личностные результаты:
интерес к изучению домашних животных;
умение выражать свое отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
готовность внимательно и ответственно относиться к домашним животным; сопереживать и сочувствовать им;
желание и стремление расширять свои познания, связанные с миром домашних животных за счет самостоятельного поиска информации.
Метапредметные результаты:
навыки организации своей деятельности: простановка цели, планирование этапов, оценка результатов своей деятельности;
приемы исследовательской деятельности, связанной с изучением домашних животных: формулирование (с помощью учителя) цели исследования, наблюдение, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
навыки работы с источниками информации, связанными с домашними животными: выбор источников информации; поиск, отбор и анализ информации;
навыки эффективной коммуникации — взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированные представления об экологии как важном элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — сформированные представления о роли домашних животных в жизни человека, понимание важности правильного ухода за домашними животными (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); представление о нормах и правилах безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере — использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами;
в эстетической сфере — умение оценить красоту животного;
в сфере физической культуры — элементарные представления о пользе нормированной физической нагрузки для здоровья, выносливости, эмоционального настроя (своего и питомца), понимание того, как ежедневные прогулки и игры с домашним животным могут повлиять на физическую активность хозяина.
К концу 1-го года обучения учащиеся узнают:
о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;
об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности;
историю одомашнивания животных, причины одомашнивания;
о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания.
к концу 1-го года обучения учащиеся научатся:
основным принципам ухода за домашними питомцами;
основным правилам обучения домашнего животного;
навыкам соблюдения личной гигиены при общении с аквариумными рыбками, домашними грызунами, кроликами;
правилам правильного кормления домашних питомцев;
пользоваться различными справочниками по уходу за домашними питомцами.
К концу 2-го года обучения учащиеся узнают:
о домашних кошках как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;
об ответственности человека за домашних кошек и формах проявления этой ответственности;
историю одомашнивания кошек, причины одомашнивания;
о разнообразии пород кошек, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания;
о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних кошек.
к концу 2-го года обучения учащиеся научатся:
правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными;
основным принципам ухода за домашними кошками;
основным правилам обучения домашних кошек;
навыкам соблюдения личной гигиены при общении с домашними кошками;
правилам правильного кормления домашних питомцев;
пользоваться различными справочниками по уходу за домашними кошками.
К концу 3-го года обучения учащиеся узнают:
о домашних собаках как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;
об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности;
историю одомашнивания собак, причины одомашнивания;
о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания;
о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних собак.
к концу 3-го года обучения учащиеся научатся:
правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными;
основным принципам ухода за домашними собаками;
основным правилам обучения домашних собак;
навыкам соблюдения личной гигиены при общении с домашними собаками;
правилам правильного кормления домашних питомцев;
пользоваться различными справочниками по уходу за домашними собаками.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа построена с учетом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 7–11 лет;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
Программа построена по модульному принципу.
В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за домашними питомцами — кошками и собаками.
Темы включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания.
1-ый год обучения - (17 часов)
Раздел 1. Давайте познакомимся! (3 ч)
Ролевая игра «Знакомься – домашние животные». Какие бывают домашние питомцы. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык.
Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека.
Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Права и обязанности хозяев животных.
Раздел 2. Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные. ( 5 ч )
Почему люди заводят домашних животных. История их одомашнивания.
Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Зоомагазин. Как мы появились в доме человека. Мир домашних грызунов. Морские свинки, декоративные крысы, хомяки, шиншиллы. Мы очень разные. Аквариумные рыбки. Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние голуби). Домашние кролики.
Значение домашних питомцев в жизни человека.
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать? ( 2ч )
Выбор питомца - ответственный шаг. Особенности внешнего строения тела домашних питомцев (птиц, аквариумных рыбок, грызунов).
Особенности возраста: активность, поведение, питание и т. д. Разный возраст — разные потребности. Условия, необходимые домашним питомцам. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках.
Культура содержания собак и кошек в городе.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (4 ч )
Ответственность как одно из важнейших качеств личности.
Недопустимость жестокого отношения с животными. Основные правила воспитания и дрессировки собак и кошек.
Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Методы поощрения в воспитании. Как правильно воспитывать кошек?
Приручение волнистых попугайчиков и обучение разговору. Дрессировка декоративного кролика. С чего начинается дрессировка хомячка. Дрессировка и приручение морских свинок. Первые шаги аквариумиста – с чего начать?
Игры с питомцем: проводим время вместе. Соблюдение правил содержания и выгула собак и кошек. Правила использования поводков, ошейников, намордников для собак средних и крупных пород.
Бездомные животные. Правила безопасности при встрече с бездомными и незнакомыми животными.
Профессии людей: фелинолог, кинолог (эксперт, инструктор, дрессировщик; кинологи — пограничники, полицейские, таможенники), специалист по разработке кормов, ветеринар, дрессировщик и др.
Раздел 5. На приеме у Айболита ( 2 ч )
Здоров ли ваш питомец. Если питомец заболел? Ветеринарные услуги.
Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора.
Доктор Айболит для домашних грызунов. Ветеринар – ратолог.
Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях.
Первые признаки недомогания у кошек и собак. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам.
Гигиена — прежде всего! Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Какие правила помогут избежать заражения.
Раздел 6. Мы с тобой друзья! ( 1 ч )
Как домашние питомцы вдохновляют художников, писателей, поэтов.
Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах».
Образы собак и кошек в искусстве — в музыке, живописи, литературе, театре, кино, танце.
Знаменитые кошки и собаки.
Собаки и кошки — герои. Знаменательные даты, связанные с домашними животными.
Особенности отношения к кошкам и собакам в разных странах, в различные исторические эпохи.
Мой питомец — самый лучший! Выставки рисунков, фотографий. Подведение итогов.
___________________
2-ой год обучения - (17 часов)
Раздел 1. Давай познакомимся. (3ч)
Давайте познакомимся. Ролевая игра. Вместе нам - лучше. Выбор питомца - очень ответственный шаг. Общие потребности человека и его домашних питомцев (на примере кошек). Отношение наших предков к кошкам. «Священные животные Египта». Священные животные, преклонение перед ними. Значение кошек в жизни человека. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Кошки – синоптики. Карнавал животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные.(5ч)
Как кошки появились в доме человека. Первоначальное знакомство с домашними кошками как представителями крупных семейств животных. Школа тигров и леопардов. Знакомимся с родословным древом кошек. Удивительные факты про кошачьих. Коллективная проектная деятельность. «Такие разные эти хвостатые - полосатые и такие прекрасные!» Выставка детских работ.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. (3ч)
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Развитие кошек — от котёнка до взрослой кошки. Особенности возраста: активность, поведение, рацион питание. Особенности организма кошек. Условия, необходимые домашним кошкам. Как ухаживать за нашими питомцами. Правила содержания и выгула кошек. Культура содержания кошек в городе. Четыре лапы, хвост и не только. Уход за шерстью и когтями. Проект «Как я ухаживаю за своим питомцем».
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. (3ч)
Общение в мире животных. На каком языке общаются кошки. Почему важно понимать «язык» животных. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек. Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» Основные правила воспитания и дрессировки кошек «Школа - Четыре лапы». Методы поощрения в воспитании. Можно ли наказывать наших питомцев? Игровое задание «Озвучиваем фильм».
Раздел 5. На приёме у Айболита. (2ч)
Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек. Травма, отравление, инфекционные и паразитарные заболевания. Первая неотложная помощь. Будь здоров, мурлыка! В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Практическая работа «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа». Ролевая игра «На приеме у Айболита». Конкурс плакатов «Важные правила».
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! (1ч)
Литературная мастерская «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки». «Необычная прогулка». Образы кошек в искусстве - в музыке, театре, кино, танце. «Необычная прогулка». Образы кошек в живописи. Коллективный проект «Удивительная выставка». Интеллектуально-познавательная игра «Про котов, котят и кошек – обитателей окошек». Мяу - эстафета «Кошки – это кошки!»
3-ий год обучения - (17 часов)
Раздел 1. Давай познакомимся. (2ч)
Мои четвероногие друзья. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Значение животных-компаньонов. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Права и обязанности хозяев животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (2ч)
Творческая работа. Родословное древо собак. Как собаки появились в доме человека. История и причины одомашнивания. История появления различных пород собак, их назначение. Различные породы собак, особенности поведения, характера, привычек. Могут ли собаки предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений, наводнений)? Правила выбора себе домашнего питомца. Главное качество хозяина питомца — ответственность.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. (4ч)
Особенности организма собак. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Правила содержания собак в городе. Как должно быть обустроено место для собаки в городской квартире. Справочная литература, посвящённая содержанию животных. Прогулка - обязательная часть распорядка дня для собаки. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Информационно-библиографический дайджест «Друзей не бросают». Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. (4ч)
Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. «Как кошка с собакой» — различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Кинологи, кто они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. Игры с питомцем: проводим время вместе.
Раздел 5. На приёме у Айболита. (2ч)
Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь. Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам? Заражение организма человека или животных паразитами животной природы. Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Мини-проект «Гигиена — прежде всего!»
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! (3ч)
Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок. Коллективный проект «Верное и преданное сердце». Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес», Куприна «Белый пудель». «Верные спутники воина». Историко-патриотический медиа-часа «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны». Квест-игра «Мой четвероногий друг».
Календарно - тематическое планирование занятий по
дополнительной общеразвивающей программе «Мы - твои друзья»
на 2020 - 2021 учебный год (17 часов), (2 раза в месяц).
№ | Дата | Тема | Требования к уровню усвоения материала | Форма организации |
Раздел 1. Давайте познакомимся! (3 часа) |
| | «Знакомься – домашние животные». | Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности Пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание учащимися тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца | сюжетно-ролевая игра |
| | Какие бывают домашние питомцы. | Знакомство учащихся с историей одомашнивания животных, причинах одомашнивания | беседа |
| | Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. | Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Права и обязанности хозяев животных. | самостоятельная работа учащихся в печатной тетради. |
Раздел 2. Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные. ( 5 ч ) |
| | Почему люди заводят домашних животных? | Развитие у учащихся понимания того, что вне зависимости того, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. | диалог |
| | Мир домашних грызунов. Морские свинки, декоративные крысы, хомяки, шиншиллы. | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. | работа с Атласом – определителем А. А. Плешакова, работа в печатных тетрадях |
| | Мы очень разные. Аквариумные рыбки. |
| | Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние голуби). |
| | Домашние кролики. |
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать? (2 ч ) |
| | Выбор питомца - ответственный шаг. | Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь | дискуссия, работа в печатных тетрадях; ролевая игра |
| | Культура и особенности содержания молодых и взрослых животных. Посещение ветеринара. | Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. | дискуссия, работа в печатных тетрадях. |
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (4 ч) |
| | Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Как правильно воспитывать кошек? | Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. | дидактическая игра |
| | Приручение волнистых попугайчиков и обучение разговору Первые шаги аквариумиста. | дидактическая игра |
| | С чего начинается дрессировка хомячка, морских свинок. | дидактическая игра |
| | Правила безопасного поведения | Создание плакатов «Важные правила» о том, как вести себя с незнакомыми животными. | Творческий проект |
Раздел 5. На приеме у Айболита (2 ч) |
| | Если питомец заболел? Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора. | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. Формирование представления о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. | сюжетно - ролевая игра, самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради с последующим обсуждением |
| | Доктор Айболит для домашних грызунов. Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях. | самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради с последующим обсуждением |
Раздел 6. Мы с тобой друзья! (1 ч ) |
| | Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах». | Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам | Выставка рисунков |
Календарно - тематическое планирование занятий по
дополнительной общеразвивающей программе «Мы - твои друзья»
на 2020- 2021 учебный год (17 часов), (2 раза в месяц).
№ | Дата | Тема | Форма организации |
Раздел 1. Давайте познакомимся! (3 часа) |
| | «Знакомься – домашние животные». | сюжетно-ролевая игра |
| | Какие бывают домашние питомцы. | беседа |
| | Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. | самостоятельная работа учащихся в печатной тетради. |
Раздел 2. Как мы появились в твоем доме? Мы очень разные. (5 ч) |
| | Почему люди заводят домашних животных? | диалог |
| | Мир домашних грызунов. Морские свинки, декоративные крысы, хомяки, шиншиллы. | работа с Атласом – определителем А. А. Плешакова, работа в печатных тетрадях |
| | Мы очень разные. Аквариумные рыбки. |
| | Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние голуби). |
| | Домашние кролики. |
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать? (2 ч ) |
| | Выбор питомца - ответственный шаг. | дискуссия, работа в печатных тетрадях; ролевая игра |
| | Культура и особенности содержания молодых и взрослых животных. Посещение ветеринара. | дискуссия, работа в печатных тетрадях. |
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (4 ч) |
| | Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Как правильно воспитывать кошек? | дидактическая игра |
| | Приручение волнистых попугайчиков и обучение разговору Первые шаги аквариумиста. | дидактическая игра |
| | С чего начинается дрессировка хомячка, морских свинок. | дидактическая игра |
| | Правила безопасного поведения | Творческий проект |
Раздел 5. На приеме у Айболита (2 ч) |
| | Если питомец заболел? Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора. | сюжетно - ролевая игра, самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради с последующим обсуждением |
| | Доктор Айболит для домашних грызунов. Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях. | самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради с последующим обсуждением |
Раздел 6. Мы с тобой друзья! (1 ч ) |
| | Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах». | Выставка рисунков |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Будо – Анисовская основная общеобразовательная школа»
Кировского района Калужской области
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №______ от ________________ | | Утверждаю Директор школы ________ /Н. А. Денисова/ (подпись директора) Приказ № _________ от _________20_____ г. |
Календарно – тематическое планирование
дополнительной общеразвивающей программы
«Мы - твои друзья»
для 2-4 класса
Срок реализации 3 года
д. Буда
2-ой год обучения - (17 часов)
Раздел | Количество часов | Тема занятия | Требования к уровню усвоения материала |
Раздел 1. Давай познакомимся (3 часа) | 1 | Давайте познакомимся. Ролевая игра Выбор питомца - ответственный шаг. | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса. |
Собаки и кошки – хищные млекопитающие. Особенности поведения собак и кошек, связанные с поиском и добычей пищи |
1 | Общие потребности человека и его домашних питомцев (на примере кошек). Отношение наших предков к кошкам. Проект «Священные животные Египта». | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса. |
1 | Значение кошек в жизни человека. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Кошки – синоптики. | Собаки и кошки — домашние животные. Уход, воспитание и дрессировка собак и кошек. Бездомные животные. Правила безопасности при встрече с бездомными и незнакомыми животными |
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (5 часов) | 1 | Как кошки появились в доме человека. | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса. |
| 1 | Первоначальное знакомство с домашними кошками как представителями крупных семейств животных. Школа тигров и леопардов. | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса. |
| 1 | Знакомимся с родословным древом кошек | Профессии, связанные с кошками и собаками: фелинолог, кинолог (эксперт, инструктор, дрессировщик; кинологи – пограничники, полицейские, таможенники), специалист по разработке кормов, ветеринар, цирковой дрессировщик и др. |
| 1 | Удивительные факты про кошачьих. Коллективная проектная деятельность. | Поиск информации в литературе, периодической печати, интернете. Передачи о собаках и кошках на телевидении и радио |
| 1 | «Такие разные эти хвостатые - полосатые и такие прекрасные!» Выставка детских работ. | Даты, связанные с собаками и кошками. Подготовка стенных газет, плакатов, листовок, памяток и т.п. к различным датам, связанным с собаками и кошками |
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать. (3часа) | 1 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» Особенности организма кошек. Условия, необходимые домашним кошкам. | Особенности отношения к кошкам и собакам в разных странах, в различные исторические эпохи. Здоровье и здоровый образ жизни: сравнение значения этих понятий для человека и его домашних питомцев |
| 1 | Как ухаживать за нашими питомцами. Правила содержания и выгула кошек. Культура содержания собак и кошек в городе. | Правила поведения при встрече с бездомными или незнакомыми животными. Соблюдение правил содержания и выгула собак и кошек. Правила использования поводков, ошейников, намордников для собак средних и крупных пород Ответственность как одна из важнейших качеств личности. Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев. |
| 1 | Проект «Как я ухаживаю за своим питомцем». | Ответственность как одна из важнейших качеств личности. Ответственность за жизнь и здоровье домашних питомцев. Любовь, забота, внимательность по отношению к домашним питомцам. Недопустимость жестокого отношения к животным |
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (3 часа) | 1 | Почему важно понимать «язык» животных. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек. | Почему важно обсудить приобретение питомца всей семьей? Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Организации и учреждения, в которых могут помочь хозяевам домашних питомцев. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Справочная литература, периодические издания, телепередачи, интернет -ресурсы, посвященные содержанию животных. Нормативные документы, регулирующие правила содержания домашних питомцев. Права и обязанности хозяев животных. |
| 1 | Основные правила воспитания и дрессировки кошек «Школа - Четыре лапы» | История их одомашнивания. История появления различных пород кошек и собак, их назначение. Различные породы собак и кошек, особенности , характера, привычек. Различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. |
| 1 | Методы поощрения в воспитании. Можно ли наказывать наших питомцев? | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. |
Раздел 5. На приёме у Айболита (2 часа) | 1 | Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек. В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. |
| 1 | Конкурс плакатов «Важные правила» | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. |
Раздел 6. Мы с тобой — друзья! (1 час) | 1 | Литературная мастерская «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки» Образы кошек в искусстве - в музыке, театре, кино | Выставка литературы, посвященной домашним питомцам с презентацией книг. Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. |
Итого | 17 | | |
3-ий год обучения - (17 часов)
Раздел | Количество часов | Тема занятия | Требования к уровню усвоения материала |
Раздел 1. Давай познакомимся (2 часа) | 1 | Мои четвероногие друзья. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Значение животных-компаньонов. | Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности Пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание учащимися тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца |
| 1 | Клубы любителей животных. Общество охраны животных. | Формирование представления о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека. Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности. Пробуждение интереса к животным-компаньонам, осознание тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. |
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. (2 часа) | 1 | Творческая работа. Родословное древо собак. История появления различных пород собак, их назначение. Различные породы собак, особенности поведения, характера, привычек. | Формирование представление у учащихся о кошках и собаках как представителях больших семейств животных, обьединеннных родственными связями (семейства кошачьих и семейства собачьих) Знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания Развитие представления учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания Развитие у учащихся понимания того, что вне зависимости того, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. |
| 1 | Как собаки появились в доме человека. История и причины одомашнивания. Могут ли собаки предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений, наводнений)? | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. |
Раздел 3. Как мы устроены и как за нами ухаживать. (4 часа) | 1 | Особенности организма собак. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам для хорошего самочувствия. | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. Развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь |
| 1 | Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. | Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. |
| 1 | Прогулка - обязательная часть распорядка дня для собаки. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. | Развитие понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности бережного отношения к природе. Развитие интереса к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют животным приспособиться к различным условиям жизни. Знакомство с основными принципами ухода за домашними питомцами, развитие понимания важности ответственного отношения к домашним животным. Развитие сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. |
| 1 | Как защитить собак от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. | Развитие сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь. |
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев (4 часа) | 1 | Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. | Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как основной форме проявления заботы и любви о питомце. Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. |
| 1 | «Как кошка с собакой» — различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. | Сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как главной форме проявления заботы и любви о питомце. |
| 1 | Кинологи, кто они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. | Расширить представление о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи |
| 1 | Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. | Расширить представление о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи |
Раздел 5. На приёме у Айболита (2 часа) | 1 | Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь. Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам? . | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. Формирование представления о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина. |
| 1 | Заражение организма человека или животных паразитами животной природы. Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. |
Раздел 6. Мы с тобой - друзья! (3 часа) | 1 | «Мой питомец – самый лучший!» Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок. | Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства Развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам |
| 1 | Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес», Куприна «Белый пудель». | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. |
| 1 | «Верные спутники воина». Историко-патриотический медиа-часа «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны» | Развитие эстетических представлений и оценок, готовности высказывать своѐ личное отношение к произведению искусства. Развитие представления о роли домашних животных. |
ИТОГО | 17 | | |
3