СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное путешествие по родному краю»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет краеведческую направленность.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Увлекательное путешествие по родному краю»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей естественно – математического цикла

протокол № 1

Руководитель МО


___________ С.А.Гончарова

от «___» 2020 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________Т.М.Семенникова


от «___» 2020 г.


«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В.П.Алатарцев


от «___» 2020 г.




Дополнительная общеразвивающая программа

«Увлекательное путешествие по родному краю»

Направленность: краеведение

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 год

2020 -2021 учебный год


Автор-составитель:

Леонтьева Е.В.

учитель географии




Котово. 2020


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

  • Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. No 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ No 273);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 No 1726-р).

  • СанПином к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 No 41)

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 No 1008).

  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).







Данная программа имеет краеведческую направленность.



Программа направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;

развитие и поддержку детей, проявивших интерес к изучению родного края и определенные способности к художественному творчеству.


Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Особенностью данной программы является то, что она предназначена для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, главной задачей которой является развитие и подготовка умственно-отсталых детей к самостоятельной жизни. Для решения этой задачи необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Миграция выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида невелика, в основном, по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности, а наш край богат историей, которую мы должны изучать и сохранить для потомков. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края особенно важно для детей и подростков с умственной отсталостью.

Изучение родного края способствует духовно-ценностному развитию учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, необходимо «особое внимание уделять краеведческой работе с использованием местного исторического материала».

В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное.

Школьное краеведение - важный фактор патриотического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся. Новизна и педагогическая целесообразность состоит в том, что краеведение способствует общему интеллектуальному развитию, расширяет кругозор ребенка и является важным условием побуждения познавательного интереса, что служит отправной степенью для познавательной, творческой деятельности, формирующей как теоретические навыки детей, так и практические, а в целом способствует их успешной адаптации в социуме.


Предмет изучения - край. Для учащихся родной край - это окрестность школы, город, республика и т.д.


Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура.

Изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России.



Актуальность

Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях творчеством;

формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечению духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания учащихся.


Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям, которые живут рядом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана сегодня и с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.




Педагогическая целесообразность

Данная дополнительная общеобразовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации краеведение становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.


Цель программы: приобщение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.


Задачи программы:

  • сформировать представления об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории города Котова, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

  • развивать интеллектуальные умения, навыки исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов;

  • сформировать ключевые компетентности, обеспечить учёт индивидуальных особенностей учащихся и осознание им личной значимости в окружающем его социуме;

  • сформировать осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях Котовского района;

  • углубить изучение природы родного края, ее ресурсов;

  • сформировать положительную мотивацию в общественно-полезной деятельности учащихся в сохранении природы родного края;

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, навыки и умения в поисково-исследовательской работе;

  • воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю;

  • укреплять семейные связи: изучение истории края через семейные архивы, формировать уважительное отношение к обычаям и традициям наших предков, семейные экскурсии.



Ожидаемый результат.

  • выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;

  • повышение интереса к деятельности музея, историческому прошлому города, особенностям природы и фауны;

  • формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;

  • корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.


Учащиеся должны знать и уметь:

  • знать, что такое краеведение;

  • уметь показывать на карте территорию края, района, местонахождение своего города;

  • называть достопримечательности родного города;

  • знать наиболее знаменательные даты, связанные с историей родного города (района);

  • уметь называть природные богатства района, края;

  • уметь называть главное полезное ископаемое нашей местности;

  • знать понятие «чёрное золото»;

  • знать применение нефтепродуктов и газа в жизнедеятельности человека;

  • знать коренное население города, района;

  • назвать и знать лекарственные травы нашей местности и их применение;

  • составлять генеалогическое дерево, родословную и семейную летопись;

  • знать писателей, художников, композиторов своего города (района);

  • знать спортсменов своего города(района);

  • уметь работать с различными источниками информации, предложенными учителем.


Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе изучения научно-методической литературы и опыта автора программы и имеет краеведческое направление.

Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированного подхода к обучению. На базовом уровне учащиеся овладевают знаниями, преподносимыми педагогом.

Мониторинг образовательных результатов обучающихся на разных уровнях освоения программы осуществляется через: беседы, тесты, анкетирование, индивидуальные консультации, педагогические наблюдения, социальные проекты.


Формы проведения занятий:

индивидуальные, групповые и др.


Срок реализации программы:

1 год - 2020-2021 уч. г. – 34 часа


Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы

Представленная программа разработана для уча­щихся 5 класса коррекционной школы, рассчитана на 34 часа.

Условия набора детей: принимаются все желающие.

Условия формирования групп: одновозрастные.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу (40 минут).


Результативность.

Результативность и целесообраз­ность работы по программе выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.


Учебный тематический план.


п/п

Наименование раздела, темы


Количество

часов

Формы

(контроля)


Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

Что такое краеведение.

1

1


педагогическое наблюдение

2.

Раздел 1.

Моя семья.

12

2

10


Будем знакомы. О себе.

Составление автопортрета.

1


1

Вернисаж


«Что в имени тебе моём».

Конкурс сочинений.

«Что значит мое имя».

Создание презентации.

2

1

1

Педагогические наблюдения

Творческие работы

Создание презентации

Что такое генеалогия?

Исторические сведения

1

1


Педагогические наблюдения


Моя семья. Генеалогическое дерево моей семьи.

Входящая диагностика.

Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его.

Создание папки «Семейный архив».

2


2

Входящая диагностика

Конкурс рисунков

Выставка



«Будни, праздники и традиции моей семьи».

Увлечения и интересы моей семьи.

Создание книжки –раскладушки.

«Игры наших бабушек».

2


2

Творческие работы

Мастерская


Профессия моих родителей.

Сообщения.

1


1

Отчёт

«Домашние любимцы».

Сочинения о животных.

Конкурс рисунков.

Составление презентации.


3


3

Творческие работы

Выставка

Составление презентации

3.

Раздел 2.

Наша школа

6

2

4



История нашей школы.


1


Педагогические наблюдения


Топографическая карта территории школы



1

Педагогические наблюдения


«Наша школа»



1

Творческие работы


Наши любимые учителя



1

Творческие работы


«Выпускники, которыми гордится наша школа»



1

Составление отчёта


«Мой любимый учитель»



1

Коллаж

4.

Раздел 3.

Моя малая родина

14

5

9



Понятие малой родины.


1


Педагогическое наблюдение


Котово – вчера, сегодня!


1




«Визитная карточка» нашего города


1


Входящая диагностика


Символика города: флаг, герб, гимн


1


Педагогическое наблюдение


«Вот моя улица, вот мой дом родной»

Их именами названы улицы: герои-земляки


1


Педагогическое наблюдение


«Боевые и трудовые будни нашего города»


1


Педагогическое наблюдение


О писателях и поэтах нашего города - страницы жизни, творчество.




Педагогическое наблюдение


«Городок моей судьбы»



1

Выставка


«Мой любимый город»



1

Творческий отчёт


Галерея ветеранов.

Почетные граждане города и района.



1

Педагогическое наблюдение


«Чистый водоём»



1

Отчёт


Животные нашего края.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

Составление презентации


Удивительные растения моего края.

Лекарственные растения, применение.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

Творческий конкурс


Охраняемые территории. Заповедники.


1


Педагогическое наблюдение

5.

Заключение (1 час)

Заключительное занятие «Кто? Где? Когда? »

1


1

Конкурс


Содержание программы (34 часа)

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.







Учебный план

Введение.

Что такое краеведение. (1 час)

Подготовка помещения.

Инструктаж по технике безопасности.

Задачи и содержание работы краеведческого кружка. Организация занятий. Значение работы.

Раздел 1.

Моя семья (12 часов)

Будем знакомы. О себе.

Составление автопортрета.

«Что в имени тебе моём».

Конкурс сочинений.

«Что значит мое имя».

Создание презентации.

Что такое генеалогия?

Исторические сведения

Моя семья. Генеалогическое дерево моей семьи.

Входящая диагностика.

Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его.

Создание папки «Семейный архив».

«Будни, праздники и традиции моей семьи».

Увлечения и интересы моей семьи.

Создание книжки –раскладушки.

«Игры наших бабушек».

Профессия моих родителей.

Сообщения.

«Домашние любимцы».

Сочинения о животных.

Конкурс рисунков.

Составление презентации.


Раздел 2.

Наша школа (6 часов)

История нашей школы.

Вводная беседа.

Топографическая карта территории школы.

Экскурсия по школе.

«Наша школа».

Выставка рисунков.

Наши любимые учителя.

Мини-сочинения.

«Выпускники, которыми гордится наша школа».

Составление «Книги почёта» нашей школы и презентации

«Мой любимый учитель».

Конкурс рисунков. Составление коллажа.


Раздел 3.

Моя малая родина (14 часов)

Понятие малой родины.

Просмотр презентаций.

Котово – вчера, сегодня!

Исторические сведения.

«Визитная карточка» нашего города.

Экскурсия к памятникам города.

Символика города: флаг, герб, гимн.

Просмотр видеоматериалов.

Изучение истории гернба и флага.

Разучивание гимна.

«Вот моя улица, вот мой дом родной».

Их именами названы улицы: герои-земляки.

Экскурсия по карте-схеме.

Экскурсия в музей боевой и трудовой славы.

О писателях и поэтах нашего города - страницы жизни, творчество.

Экскурсия в школьную библиотеку.

«Городок моей судьбы».

Конкурс рисунков.

«Мой любимый город».

Создание альбома.

Галерея ветеранов. Почетные граждане города и района.

Экскурсия к администрации.

Изучение «Книги Почёта города Котово».

«Чистый водоём».

Экологический десант.

Животные нашего края.

Рефераты о животных нашего края.

Удивительные растения моего края.

Лекарственные растения, применение.

Рассматривание гербария растений.

Конкурс рисунков.

Охраняемые территории. Заповедники.

Просмотр презентации заповедники Волгоградской области.


Заключение (1 час)

Заключительное занятие «Кто? Где? Когда?»

Игра – викторина.


Формы и виды контроля

Содержание краеведческого материала усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: 

- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;

- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;

- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;

- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;

- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу

- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.

Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий, устных опросов.


Материально-технические условия реализации программы:

  • кабинет географии;

  • историко-краеведческий музей;

  • детская библиотека;

  • школьная библиотека;

  • выставочный зал;

  • интерактивное оборудование;

  • карты;

  • глобус;

  • компас.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:

методические материалы:

  • Бродовская З.В. «Знай и люби свой край». Из опыта проведения краеведческой работы в начальной школе. Методическое пособие. – М., 2001.

нормативно-правовые акты и документы:

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. No 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ No 273),

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ No 1008),

  • Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. No 1726 - р,

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14),

  • Письмо Министерства образования и науки РФот 18 ноября 2015 г. No 09-3242 «О направлении информации».





















Календарно-тематическое планирование занятий

No п/п


Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество

часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

11

14.50-15.30

Лекция

Работа с информационными источниками.

1

Введение.

Что такое краеведение.

кабинет географии

педагогическое наблюдение

2.

сентябрь

18

14.50-15.30

Практическое занятие, тренинг

1

Будем знакомы. О себе.

кабинет географии

конкурс рисунков


3.

сентябрь


октябрь

25


02

14.50-15.30

Работа с информационными источниками.

Круглый стол.


2

«Что в имени тебе моём»

кабинет информатики

мини-сочинения

4.

октябрь

09

14.50-15.30

Лекция


1

Что такое генеалогия?

кабинет географии

педагогическое наблюдение

5.

октябрь

16


23

14.50-15.30

Практическое занятие.

Фабрика.


2

Моя семья.

Генеалогическое дерево моей семьи.

кабинет географии

мини-сочинения;

выставка творческих работ

6.

ноябрь


13

20

14.50-15.30

Практическое занятие.

Посиделки.


2

«Будни, праздники и традиции моей семьи»

Увлечения и интересы моей семьи

кабинет географии

практикум;

создание книжки-малышки «Игры наших бабушек»


7.

ноябрь

27

14.50-15.30

Практическое занятие.

Представление.


1

Профессия моих родителей.

кабинет географии

сообщение;

проектирование


8.

декабрь

04

14.50-15.30

Практическое занятие.

Защита проекта.


1

«Домашние любимцы»

кабинет географии

творчество –рисунки;

мини-сочинения;

создание презентации.


9.

декабрь

11

14.50-15.30

Лекция.

1

История нашей школы.

школа

педагогическое наблюдение;

входная диагностика.

10.

декабрь

18

14.50-15.30

Практическое занятие

Экскурсия по школе

1

Топографическая карта территории школы

школьный двор

педагогическое наблюдение;

входная диагностика

11.

декабрь

25

14.50-15.30

Практическое.

Творческая мастерская.

1

«Наша школа вчера, сегодня, завтра»

Кабинет географии

выставка рисунков

12.

январь

15

14.50-15.30

Практическое.

Фестиваль.

1

Наши любимые учителя

Кабинет географии

мини-сочинения.

13.

январь

22

29

14.50-15.30

Практическое.

Круиз.


2

«Выпускники, которыми гордится наша школа»

Кабинет географии, социального педагога.

составление «Книги почёта» нашей школы и презентации

14.

февраль

05

14.50-15.30

Практическое.

Вернисаж.


1

«Мой любимый учитель»

Кабинет географии

конкурс рисунков;

составление коллажа.


15.

февраль

12

14.50-15.30

Дискуссия

1

Понятие малой родины.

Школьная библиотека

просмотр презентаций


16.

февраль

19

14.50-15.30

Лекция.

Круглый стол.


1

Котово – вчера, сегодня!

Детская библиотека

исторические сведения


17.

февраль

26

14.50-15.30

Практическое.

Экскурсия.


1

«Визитная карточка» нашего города

город

педагогическое наблюдение;

тестирование

18.

март

05

14.50-15.30

Семинар.

1

Символика города: флаг, герб, гимн

Кабинет географии

мониторинг

19.

март

12

14.50-15.30

Теоретическое. Экскурсия по карте-схеме.

1

«Вот моя улица, вот мой дом родной»

Их именами названы улицы: герои-земляки»

Школьная библиотека, музей

педагогическое наблюдение

20.

март

19

14.50-15.30

Экскурсия в музей.


1

«Боевые и трудовые будни нашего города»

Музей

педагогическое наблюдение

21.

апрель

02

14.50-15.30

Встречи с интересными людьми.

1

О писателях и поэтах нашего города - страницы жизни, творчество.

Школьная библиотека

педагогическое наблюдение

22.

апрель

09

14.50-15.30

Конкурс-галерея.

1

«Городок моей судьбы»

Кабинет географии

выставка рисунков


23.

апрель

16

14.50-15.30

Практическое.

Творческая мастерская.

1

«Мой любимый город»

Кабинет географии

создание альбома


24.

апрель

23

14.50-15.30

Экскурсия к администрации города, конторе НГДУ.


1

Галерея ветеранов.

Почетные граждане города и района.

Городская площадь

педагогическое наблюдение; тестирование

25.

апрель

30

14.50-15.30

КТД


1

«Чистый водоём»

Городской пруд

педагогическое наблюдение

26.


май

07

14.50-15.30

Практическое. Защита проекта.

1

Животные нашего края.

Библиотека

банк рефератов

27.


май

14

14.50-15.30

Практическое.

Представление.

1

Удивительные растения моего края.

Лекарственные растения, применение.

Краеведческий музей

выставка рисунков;

банк рефератов


28.


май

21

14.50-15.30

«Мозговой штурм»

1

Заключительное занятие «Кто? Где? Когда? »

Кабинет географии

контрольная диагностика












Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» No 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение No3).


Начало занятий первого года обучения –4 сентября.

Окончание занятий первого года обучения –25 мая.

Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 34 недели.

Количество учебных дней: 1 год обучения –34 дня.

Объем учебных часов: 1 год обучения –34 часа.

Режим работы: 1 год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу.


Год обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Объем

учебных часов

Режим работы

1


первый


34




34


1 раз в неделю

по 1 часу




Формы организации программы


  • теоретические (беседы; сообщения; встречи с интересными людьми и с местными краеведами; экскурсии; просмотр наглядных пособий или слайдов, видеофильмов);

  • практические (сбор краеведческого материала, создание видеопрезентаций, использование интернет – технологий; конкурсы; выставки рисунков, декоративно-прикладного и технического творчества; соревнования; концерты; праздники; викторины)

  • поисковая и исследовательская деятельность (защита проектов).


Основная и дополнительная литература:

  • Бродовская З.В. «Знай и люби свой край». Из опыта проведения краеведческой работы в начальной школе. Методическое пособие. – М., 2001.

  • Колесниченко В. С. Родная земля волгоградская. Учеб. пособие по ист. Краеведению для учащихся 7 – 10 кл. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. Изд-во, 1983. – 192 с.

  • Мухина С. Л. Беседуя о славной старине: Сборник. – Волгоград. Ниж-Волж. кн. Изд-во, 1989. – 224 с.

  • Терехов Н. Ф. Свидетельства подвига: Очерки и рассказы. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1981. – 192 с.

  • Рябов С. И., Самойлов Г. П., Супрун В. И. Пётр I в Царицыне и на Среднем Дону. – Волгоград: Перемена, 1994. – 174 с.

  • Колесниченко В. С. Родная земля волгоградская. Учеб. пособие по ист. Краеведению для учащихся 7 – 10 кл. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. Изд-во, 1983. – 192 с.

  • Мухина С. Л. Беседуя о славной старине: Сборник. – Волгоград. Ниж-Волж. кн. Изд-во, 1989. – 224 с.

  • Терехов Н. Ф. Свидетельства подвига: Очерки и рассказы. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1981. – 192 с.

  • Рябов С. И., Самойлов Г. П., Супрун В. И. Пётр I в Царицыне и на Среднем Дону. – Волгоград: Перемена, 1994. – 174 с.

Интернет- ресурсы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!