СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Теремок» с детьми 4-5 лет (средняя группа№17) срок реализации программы 1 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

по театрализованной деятельности

«Теремок»

с детьми 4-5 лет (средняя группа№17)

срок реализации программы 1 год

 

 

 

 

       Составитель: Сулейманова Альбина  Ибрагимовна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когалым 2021 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

 

1.2.

Цели и задачи программы

 

1.3.

Принципы построения программы                                                                                                                                                                               

 

1.4.

Возрастные и индивидуальные особенности   детей 4- 5лет                                                                                                                  

 

1.5

Планируемы результаты

 

2. Содержательный раздел

2.1.

Особенности организации образовательного процесса

 

2.2.

Интеграция образовательного процесса

 

2.3.

Учебный план

 

2.4.

Особенности организации мониторинга

 

2.5.

Взаимодействие с родителями воспитанников  

 

   3. Организационный раздел                                                    

3.1.

Организация пространственно-развивающей среды

 

3.2

Методическое обеспечение программы

 

Приложение 1Календарно-тематическое планирование на 2021-2022учеб. год   

 

 

 

 

 

 

    1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное          предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших  - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».   А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»),  забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

 Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких  условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом  огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно  поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и  совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря   произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

Новизна: В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Отличительными особенностями программы является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса - значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цели и задачи программы                                                                     

Цель программы:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра.

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрасту.

Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач.

  • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

 Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

* цель: ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

 

1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 4–5 лет.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена .

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-»артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры .

    1. . Планируемы результаты  

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .

  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
  • Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .

Формы подведения итогов:

-Театрализованные представления;

-Досуги;

-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

Мониторинг.

 

 

 

 

 

2.Содержательный раздел

2.1. Особенности организации образовательного процесса                                                                                                                                                          

Программа ориентирована на работу с детьми 4– 5 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия будут проводиться в форме кружка один раз в неделю по средам в 15.30. Длительность занятий – 20 минут. В середине и в конце учебного года (декабрь, май) планируется отчетный показ театрализованной постановки с участием детей для родителей.

Учебный план рассчитан на 28 недель 28 занятий. В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих программ одного занятия с детьми 4 - 5 лет – 20 минут (количество часов в год 10). В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

-практические занятия;

-беседы;

-работа с дидактическим материалом.

Деятельность проводится в форме игры:

-Игровые  упражнения;

-Этюды;

-Игра-драматизация;

-Сюжетно-ролевая игра.

 

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие  личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

Основные направления программы:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения.

Этапы  работы театрального кружка «Теремок»

 

  • 1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение  этого опыта новыми художественными произведениями.

 

  • 2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.

 

  • 3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ  детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

 

Программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, социально-коммуникативную.

Используемые здоровьесберегающие  технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

 

 

 

 

 

2.2. Интеграция образовательного процесса                                           

Основополагающий принцип ФГОС – принцип интеграции.

Данная программа также построена на принципе интеграции образовательных областей: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие.

 

Художественно - эстетическое развитие

«Музыкальное  воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.

«Художественно-изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

«Речевое развитие»

 У детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

«Познавательное развитие»

 Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

«Социально – коммуникативная развитие»

 Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

 

 

 

 

Тематический план

Сентябрь

 

1. Теоретическое Тема. Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).

 

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

 

2. Теоретическое Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

 

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

 

Октябрь

 

1. Практическое. Тема «Сюжетно – ролевая игра «Театр»

 

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

2. Теоретическое. Тема «Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями).

 

Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

 

Ноябрь

 

1. Теоретическое. Тема «Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо)»

 

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

 

2. Практическое. Тема «Ритмопластика»

 

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

 

Декабрь

 

1. Практическое. Тема «Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности»

 

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

 

2. Практическое. Тема «Психогимнастика»

 

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

 

Январь

 

1. Практическое. Тема «Чтение русской народной сказки «Репка». Работа над речью (интонация, выразительность)»

 

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

 

2. Практическое. Тема «Инсценировка р. н. с. «Репка»

 

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

 

Февраль

 

1. Практическое. Тема «Знакомство с понятием «ролевой диалог»

 

Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

 

2. Практическое. Тема «Техника речи»

 

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

 

Март

 

1. Теоретическое. Тема «Чтение р. н. с. «Лиса и журавль»

 

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

 

Игровые упражнения

 

2. Практическое. Тема «Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»

 

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

 

Апрель

 

1. Теоретическое. Тема «Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей»

 

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

 

2. Практическое. Тема «Репетиция театра по сказке «Теремок»

 

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

 

 

Май

 

1. Практическое. Тема «Репетиция театра по сказке «Теремок»

 

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

 

2. Практическое. Тема «Показ театра  по сказке «Теремок» (для родителей)

 

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

 

 

 

 

 

    1. Особенности организации мониторинга

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится - 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). 

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы.

Теоретические знания

Практические умения

 

Знание театральных жанров

в

Умеют свободно и раскрепощенно держаться при выступлении

В

 

н

Н

 

с

 

С

 

Знание видов кукольного театра

в

Импровизируют с помощью средств выразительности (мимики, жестов, движений

В

 

н

Н

 

с

С

 

Устройство театра

в

Произносят монолог в соответствии со сценарием.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Теремок» с детьми 4-5 лет (средняя группа№17) срок реализации программы 1 год»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»











Дополнительная общеразвивающая программа

по театрализованной деятельности

«Теремок»

с детьми 4-5 лет (средняя группа№17)

срок реализации программы 1 год








Составитель: Сулейманова Альбина Ибрагимовна.





















Когалым 2021 г


СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка


1.2.

Цели и задачи программы


1.3.

Принципы построения программы


1.4.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4- 5лет


1.5

Планируемы результаты


2. Содержательный раздел

2.1.

Особенности организации образовательного процесса


2.2.

Интеграция образовательного процесса


2.3.

Учебный план


2.4.

Особенности организации мониторинга


2.5.

Взаимодействие с родителями воспитанников


3. Организационный раздел

3.1.

Организация пространственно-развивающей среды


3.2

Методическое обеспечение программы


Приложение 1Календарно-тематическое планирование на 2021-2022учеб. год













1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

Новизна: В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Отличительными особенностями программы является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса - значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.










    1. Цели и задачи программы

Цель программы:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра.

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.














1.3.  Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрасту.

Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач.

  • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

 Подходы и методы их реализации:

*Систематические занятия.

*Игры, игровые приемы.

* цель: ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.


1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 4–5 лет.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена .

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4 - 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-»артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры .

    1. . Планируемы результаты

Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .

  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .

  • Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .

Формы подведения итогов:

-Театрализованные представления;

-Досуги;

-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

Мониторинг.






2.Содержательный раздел

2.1. Особенности организации образовательного процесса

Программа ориентирована на работу с детьми 4– 5 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия будут проводиться в форме кружка один раз в неделю по средам в 15.30. Длительность занятий – 20 минут. В середине и в конце учебного года (декабрь, май) планируется отчетный показ театрализованной постановки с участием детей для родителей.

Учебный план рассчитан на 28 недель 28 занятий. В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих программ одного занятия с детьми 4 - 5 лет – 20 минут (количество часов в год 10). В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

-практические занятия;

-беседы;

-работа с дидактическим материалом.

Деятельность проводится в форме игры:

-Игровые упражнения;

-Этюды;

-Игра-драматизация;

-Сюжетно-ролевая игра.


Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

Основные направления программы:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения.

Этапы работы театрального кружка «Теремок»


  • 1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение  этого опыта новыми художественными произведениями.


  • 2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.


  • 3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.


Программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, социально-коммуникативную.

Используемые здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.






2.2. Интеграция образовательного процесса

Основополагающий принцип ФГОС – принцип интеграции.

Данная программа также построена на принципе интеграции образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.


Художественно - эстетическое развитие

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.

«Художественно-изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

«Речевое развитие»

У детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

«Познавательное развитие»

Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

«Социально – коммуникативная развитие»

Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.






Тематический план

Сентябрь


1. Теоретическое Тема. Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).


Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.


2. Теоретическое Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).


Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.


Октябрь


1. Практическое. Тема «Сюжетно – ролевая игра «Театр»


Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.


2. Теоретическое. Тема «Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями).


Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.


Ноябрь


1. Теоретическое. Тема «Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо)»


Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.


2. Практическое. Тема «Ритмопластика»


Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.


Декабрь


1. Практическое. Тема «Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности»


Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.


2. Практическое. Тема «Психогимнастика»


Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.


Январь


1. Практическое. Тема «Чтение русской народной сказки «Репка». Работа над речью (интонация, выразительность)»


Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.


2. Практическое. Тема «Инсценировка р. н. с. «Репка»


Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.


Февраль


1. Практическое. Тема «Знакомство с понятием «ролевой диалог»


Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.


2. Практическое. Тема «Техника речи»


Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.


Март


1. Теоретическое. Тема «Чтение р. н. с. «Лиса и журавль»


Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.


Игровые упражнения


2. Практическое. Тема «Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»


Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.


Апрель


1. Теоретическое. Тема «Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей»


Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.


2. Практическое. Тема «Репетиция театра по сказке «Теремок»


Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.



Май


1. Практическое. Тема «Репетиция театра по сказке «Теремок»


Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.


2. Практическое. Тема «Показ театра по сказке «Теремок» (для родителей)


Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.











    1. Особенности организации мониторинга

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится - 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы.

Теоретические знания

Практические умения

Знание театральных жанров

в

Умеют свободно и раскрепощенно держаться при выступлении

В

н

Н

с

С

Знание видов кукольного театра

в

Импровизируют с помощью средств выразительности (мимики, жестов, движений

В

н

Н

с

С

Устройство театра

в

Произносят монолог в соответствии со сценарием.

В

н

Н

с

С



дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков)

В

Н

С



показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой

В

Н

с




произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса

В

Н

С



выразительно читают стихотворный текст

В

Н

С


Где: в-высокий балл, н- низкий бал, с-средний балл.



    1. Взаимодействие с родителями воспитанников


План работы с родителями

    1. Сентябрь:

Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник»

Анкетирование, памятки, папка- передвижка.


    1. Март:

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

    1. Декабрь, Февраль:

Помощь детям при участии в конкурсах.


    1. Апрель- Май:

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.



3 . Организационный раздел.

3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.

Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.

Для закрепления и повышения интереса к инсценированию со средней группы следует расширять используемый в инсценировках репертуар, виды театров, набор кукол и атрибутов. Побуждать детей к более активному включению в этот процесс, к выполнению простых ролей. Поощрять проявление самостоятельности и развёртывания инсценировок, элементы творчества в выборе средств выразительности при исполнении.

В средней группе продолжать работу по развитию у ребёнка интереса к театральной игровой деятельности, формировать умения ставить несложные представления с помощью взрослого по хорошо знакомым литературным сюжетам, использовать при этом образные и театральные игрушки (бибабо).

Отсюда следует – начинающим артистам рекомендуем использовать в инсценировках разнообразный репертуар, виды театра, атрибуты. Более активно участвовать в театральных играх, проявлять самостоятельность, творчество при исполнении. Объединяться с товарищами для разыгрывания сценок.

Вывод:

Творческие игры как вид театрализованной деятельности: театрализованная игра – эффективное средство формирования культуры общения участников театрального коллектива, так как в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного произведения создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре участники коллектива знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.



3.2. Информационно-методическое обеспечение


  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.

  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.

  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.

  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.

  9. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2002.

  14. : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.

  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200

  16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

  17. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

  18. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.1968г.


Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

- конусный

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелёграф

- магнитный

- штоковый

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки.

4. Костюмы

















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование на 2021-2022учебный год


Неделя

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1

07.09




Мониторинг





2

14. 09

Знакомство с театром

- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

Познакомить с понятием театр, видами театров, воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру. Пополнить словарный запаса.

3

21.09

Кто работает в театре. «Закулисье».


Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.


Воспитывать эмоционально-положительное отношение к театру и людям, которые там работают. Пополнить словарный запас.

4

28.09

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»


Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика(о театре).

Знакомить с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.


ОКТЯБРЬ

1

05.10

Знакомство с варежковым театром

Самостоятельная игровая деятельность

Освоить навыкивладения этим видом театральной деятельности

2

12.10

Мимика

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Развивать мимику,

раскрепощать через игровую деятельность.


3

19.10

Сила голоса


Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Развивать силу голоса,

работать над активизацией мышц губ.


4

26.10

Знакомство с пальчиковым театром







«Праздник со Смешариками»

(игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку».


Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.


НОЯБРЬ

1

02.11

Знакомство с плоскостным шагающим театром


Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».


Освоить навыки владения этим видом театральной деятельности.

2

09.11



Пантомима



Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»

Развивать умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения, развиваем сценическуюраскрепощённость

3

16.11

Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

Развивать силу голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ

4

23.11

Знакомство с конусным настольным театром


Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

5

30.11

Мимика и жесты


Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Развивать воображение,

учить с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.


ДЕКАБРЬ

1

07.12

Знакомство с теневым театром


Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».


Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

2

14.12

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)


Совместная деятельность детей и родителей.

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;

3

21.12

Знакомство с куклами

би-ба-бо.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Инсценировка сказки «Волк и лиса»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

4

28.12

Слух и чувство ритма.


Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;
игры- диалоги;

игра «Чудесные превращения»

Развивать слух и чувства ритма у детей


ЯНВАРЬ

2

11.01


Театральные игры


Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

Развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

3

18.01


Знакомство с куклами-говорунчиками

Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»


Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД

4

25.01

Знакомство со штоковым театром

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

ФЕВРАЛЬ

1

01.02

Сценическая пластика


Артикуляционная гимнастика;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

этюд «Гадкий утенок»

Развивать умение передавать через движения тела характер животных

2

08.02

Расслабление мышц


Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры

Развивать умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.


3

15.02

Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

Инсценировка сказки «Три поросёнка», самостоятельная деятельность.


Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

4

22.02


Театр кукол-оригами.




Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес».


Совместная деятельность детей и родителей


Ощутить себя «творцами» кукол



Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.


МАРТ

1

01.03

Чувства, эмоции

игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало»

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими

2

15.03

Знакомство с театром масок


Инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк иСемеро козлят»

«Курочка Ряба»

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности

3

22.03

Демонстрация театра на фланели.



Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

4

29.03

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

АПРЕЛЬ

1

5.05

Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас

2

12.04

Чтение сказки «Красная шапочка» Шарль Перро

Рассматриванием иллюстраций к сказке, обсуждение героев.

Игра «Сочини свой танец».

Игра «Огонь и лед».

Познакомить детей с новой сказкой. Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.

3, 4

19.04

26.04

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми. Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми, изготовление костюмов и декораций.

Развивать эмоционально, связную - речевую сферы у детей.

МАЙ

1-2

03.05

17.05


Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка» Шарль Перро.

Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми. Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми, изготовление костюмов и декораций.

Развивать эмоционально, связную - речевую сферы у детей

3

24.05

Театрализованное представление

Показ спектакля родителям

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

4

31.05

Мониторинг








20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей