ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 36 ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № 1 от «31» ___08__ 2017 г. | | УТВЕРЖДЕНО приказом директора № 9 от «4» __09__ 2017г. |
Рабочая программа платных дополнительных образовательных услуг
«Сложные и спорные вопросы в обществознании»
9 класс
Составитель: Шапочкина Н.Г., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория
г. Иркутск
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Сложные и спорные вопросы в обществознании» для 9 классов составлена на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 - ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) № 1577 от 31.12.2015 "О внесении изменений в ФГОС основного общего образования", утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
Письмо Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-412;
Письмо Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4 марта 2010 г. № 03-413;
Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ОГЭ 2016 и 2017 гг. по обществознанию;
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году ОГЭ по обществознанию;
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году ОГЭ по обществознанию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СЛОЖНЫЕ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЩЕСТВОЗНАНИИ»
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ.
В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развёрнутого плана.
Согласно учебному плану школы курс «Избранные вопросы обществознания» на ступени основного общего образования изучается в 9 классах, рассчитан на 34 часа.
Класс | Количество часов по рабочей программе |
9 | 34 |
Введение
Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2017.
Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2017.
Тема 1. Общество
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Тема 5. Экономическая сфера общества
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом (задания 26-31)
Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Решение познавательных задач. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.)
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Формы организации учебного процесса:
классно-урочная;
индивидуальная;
групповая;
индивидуально-групповая;
фронтальная;
практикумы;
проектно-исследовательская.
Таблица тематического распределения часов. 9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Рабочая программа |
1. | Введение | 2 |
2. | Тема 1. Общество | 4 |
3. | Тема 2. Человек | 4 |
4. | Тема 3. Духовная сфера общества | 2 |
5. | Тема 4. Познание | 3 |
6. | Тема 5. Экономическая сфера общества | 4 |
7. | Тема 6. Социальная сфера общества | 3 |
8. | Тема 7. Политическая сфера общества | 4 |
9. | Тема 8. Правовая сфера общества | 4 |
10. | Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25) | 2 |
11. | Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом | 2 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Содержание (тема урока) | Примечание |
Введение 2 ч. |
1 | | Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. | | |
2 | | Знакомство с демоверсией по обществознанию Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2017. Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2017. | | |
Тема 1. Общество 4 ч. |
3-4 | | Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. | | |
5-6 | | Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР. | | |
Тема 2. Человек 4 ч. |
7 | | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. | | |
8 | | Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. | | |
9 | | Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности. | | |
10 | | Решение тестовых заданий с кратким ответом (задания 1-25) по темам «Общество» и «Человек» | | |
Тема 3. Духовная сфера 2 ч. |
11 | | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. | | |
12 | | Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии. | | |
Тема 4. Познание 3 ч. |
13 | | Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. | | |
14 | | Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. | | |
15 | | Решение тестовых заданий с кратким ответом (задания 1-25) по теме «Познание» | | |
Тема 5. Экономическая сфера 4 ч. |
16 | | Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. | | |
17 | | Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. | | |
18 | | Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. | | |
19 | | Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция. | | |
Тема 6. Социальная сфера 3 ч. |
20 | | Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. | | |
21 | | Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. | | |
22 | | Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм. | | |
Тема 7. Политическая сфера 4 ч. |
23 | | Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. | | |
24 | | Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. | | |
25 | | Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. | | |
26 | | Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни. | | |
Тема 8. Правовая сфера общества 4 ч. |
27 | | Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. | | |
28 | | Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | | |
29 | | Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. | | |
30 | | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды. | | |
Тема 9. Решение заданий различных типов (задания 1-25) 2 ч. |
31 | | Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. | | |
32 | | Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений | | |
Тема 10. Решение заданий с развернутым ответом (задания 26-31) 2 ч. |
33 | | Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. | | |
34 | | Задание на раскрытие какого-либо теоретического положения. Решение познавательных задач. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана. Решение КИМов. | | |