МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЛУЧ» ИМЕНИ ВИТАЛИЯ ФРИДЗОНА»
243145 г.Клинцы, ул.Ворошилова, 39 тел/факс 5-14-32
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании Педагогического совета Директор МБУДО ДЮСШ «Луч»
МБУДО ДЮСШ «Луч» им. В. Фридзона
им. В. Фридзона ________________ Доманчук О.А.
___________ 2021г. Протокол №____ ___________ 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«САМБО»
стартовый (ознакомительный) уровень
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Срок реализации программы: 1 год
Возраст занимающихся:7-18 лет
Программу разработали:
заместитель директора по УВР Константинова Н.В.
заместитель директора по МР Цвирова И.П.
Тренеры-преподаватели: Шитый В.М.
Власов А.И.
г. Клинцы
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………..3
Учебный план……………………………………………………………………6
Содержание программы…………………………………………………………8
Календарный учебный график………………………………………………...19
Условия реализации программы………………………………………………20
Список используемой литературы…………………………………………….21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самбо — не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.
Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.
Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.
Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды борьбы.
Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской, армянской, казахской, узбекской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского самбо и сумо и других видов единоборств.
Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. И сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности. История самбо тесно связана с историей страны, историей побед. Это живой символ преемственности поколений.
Актуальность
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы связана с активным развитием и ростом популярности детско-юношеского самбо в стране, необходимостью создания стройной системы подготовки юных самбистов в соответствии с современными требованиями спортивной тренировки. Госкомспорт признал самбо приоритетным национальным видом спорта в России. Интерес детей и подростков к самбо позволяет использовать данный вид спорта не только как средство физического развития, но и как важнейший фактор воспитательного, идеологического воздействия.
Единоборство не только учит самозащите, а также способствует формированию твердого характера, стойкости и выносливости. Самбо является занятием, которое помогает вырабатывать самодисциплину. С помощью единоборства формируется внутренняя нравственная опора, сильная личная позиция, которая сказывается в достижении поставленных перед собой целей. Самбо в России является не только разновидностью спортивного единоборства, борьба самбо подразумевает целую систему, с помощью которой можно воспитывать и развивать морально-волевые качества, патриотизм и гражданственность.
Новизна программы программы заключается в том, что на занятиях осуществляется физкультурно-спортивная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку по борьбе самбо с использованием здоровье-сберегающих технологий.
Цель программы
Создание условий для физического развития детей в соответствии с возрастными, физическими возможностями и особенностями обучающихся, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи программы
Обучающие
- научить основам спортивного мастерства в избранном виде спорта.
- научить техническим приёмам, тактическим действиям и правилам борьбы;
- научить приёмам и методам контроля физической нагрузки на занятиях;
- сформировать навыки регулирования психического состояния.
Развивающие
- развить двигательные способности;
- развить представления о мире спорта;
- развивать волю, выносливость, смелость, дисциплинированность;
- развивать социальную активность и ответственность.
- развить физическое и нравственное развитие детей и подростков,
Воспитательные - воспитывать нравственные и волевые качества;
- воспитывать чувство "партнёрского плеча", дисциплинированность, взаимопомощь;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям спортом в свободное время;
- формировать потребность ведения здорового образа жизни.
- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Адресат программы
Обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Ожидаемые результаты и критерии определения их результативности:
Личностные:
Мотивация вести здоровый образ жизни;
Настойчивость в достижении цели, терпение и упорство;
Уважительное отношение к окружающим;
Самоконтроль;
Навыки бесконфликтного общения и культура поведения;
Ценные личностные качества: порядочность, ответственность, толерантность.
Метапредметные:
Развитие конструктивного мышления и сообразительности, внимания, памяти, морально-волевых качеств, координации движений, личной активности, общей физической выносливости, умения работать в команде.
Предметные:
знание правил техники безопасности в спортивном зале, истории самбо, правил здорового образа жизни, требований спортивного режима и гигиены, классификации в спортивной борьбе;
умение выполнять комплекс общефизических упражнений и упражнений специальной физической подготовки, использовать технические и тактические приемы самбо.
Критериями успешного освоения программы обучающимися являются:
- стабильность списочного состава занимающихся;
-динамика роста индивидуальных показателей физической и технической подготовленности;
- уровень освоения теоретических знаний и основ самоконтроля.
- выполнение санитарных норм и правил техники безопасности, трудолюбие, коммуникабельность.
Направленность программы - физкультурно-спортивная (направление – спортивно-оздоровительное), по функциональному предназначению досуговая, по форме организации – групповая, с включением индивидуально ориентированных занятий.
Уровень освоения программы – стартовый (ознакомительный).
Краткая характеристика обучающихся, возрастные и медицинские особенности: прием детей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) с 7 лет, независимо от пола ребенка, с анкетными данными о ребенке и при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья с указанием возможности заниматься самбо.
Краткая характеристика программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения | Продолжительность обучения по программе | Форма обучения | Мин./макс. количество детей в группе (человек) | Кол-во часов в неделю | Кол-во занятий в неделю | Максимальная продолжительность занятия (академич. час) |
92 | 1 год | очная | 5 / 12 | 2 | 1/2 | 2 |
Формой организации образовательного процесса является - тренировочное занятие.
Основными методами обучения являются:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме);
4) словесные методы;
5) методы наглядного воздействия.
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Методом оценки освоения программы является выполнение контрольных нормативов.
Основными показателями выполнения требований программы по уровню подготовленности обучающихся являются: выполнения контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, участие в соревнованиях.
Формами подведения итогов являются: контрольные испытания, тесты. Подведение итогов реализации программы -
участие в соревнованиях различного уровня, показательных выступлениях, выполнение контрольных нормативов.
Результатами реализации Программы являются:
формирование знаний, умений и навыков по самбо;
выполнение нормативов по ОФП;
вовлечение в систему регулярных занятий.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Распределения учебного материала в учебном году
Учебный план подготовки юных самбистов – это основополагающий документ, определяющий распределение временных объемов основных разделов подготовки самбистов. Распределение учебной нагрузки в учебном году по разделам учебной программы рекомендуется планировать с учетом погодных условий и календаря соревнований. Средства легкой атлетики, спортивных игр и рекомендуется использовать в течение тёплого периода учебного года. А элементы подвижных игр и акробатики преимущественно в холодное время года, когда тренировочные занятия проводятся в помещении.
Теоретические сведения сообщаются в течение 5-7 минут перед практическими занятиями или непосредственно в процессе их проведения. Участие в соревнованиях планируется с учетом календаря соревнований, утвержденного ДЮСШ для данной возрастной категории.
Направленности и содержанию обучения свойственна определенная динамика:
В течение года изменяется соотношение времени, отводимого на различные виды подготовки.
Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок на общую физическую нагрузку.
Увеличивается объема тренировочных нагрузок.
Доля специальной физической и технической нагрузок постоянно возрастает.
. Соотношение средств физической, технической подготовки
№ п/п | Разделы подготовки | Процентное соотношение |
1. | Теоретическая подготовка | 6-7 |
2. | Общая физическая подготовка | 30-40 |
3. | Специальная физическая подготовка | 20-30 |
4. | Техническо-тактическая подготовка | 20-40 |
1.2. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации |
1 | Теоретическая подготовка | 6 | Устный опрос |
2 | Общая физическая подготовка | 36 | Сдача контрольных нормативов |
3 | Специальная физическая подготовка | 20 | Сдача контрольных нормативов |
4 | Технико- тактическая подготовка | 20 | Сдача контрольных нормативов |
5 | Контрольные испытания | 4 | Сдача контрольных нормативов |
6 | Участие в соревнованиях | 6 | Соревнования согласно календарю спортивно-массовых мероприятий |
| Всего часов: | 92 | |
1.3. Примерный план распределения программного материала
Особенность спортивно-оздоровительного этапа – работа с малоподготовленными детьми, с разным уровнем физического развития, поэтому распределение учебного материала в годичном цикле целесообразно проводить по месячным и недельным циклам, не придерживаясь концепции периодизации.
В сентябре преобладает общая физическая подготовка с акцентом на развитие гибкости, ловкости, быстроты, а также гармоническое развитие всех мышечных групп. Дальше включается специально-физическая и техническая подготовка с акцентом на обучение техники самбо и развитие основных двигательных качеств. Небольшое внимание уделяется тактической подготовке и теоретическим занятиям. В течение всего года проводится широкий круг средств и методов подготовки, направленных на развитие самбистов. Задачей этого этапа будет являться набор максимально большего количества юных самбистов и формирование у них интереса к занятиям борьбой самбо, а также всестороннее гармоничное развитие физических способностей и овладение основами техники и тактики спорта, подготовка наиболее одаренных из них к переходу на следующий этап подготовки.
Периоды | Месяцы | Всего за год |
Сен. | Окт. | Нояб | Дек. | Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | |
Объем по видам подготовки (в часах) |
Теоретическая подготовка | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | 1 | 6 |
Общая физическая подготовка (ОФП) | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 36 |
Специальная физическая подготовка СФП | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 |
Технико-тактическая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 |
Участие в соревнованиях | - | 1 | - | 1 | - | 1 | 2 | 1 | - | - | 6 |
Контрольные испытания | - | - | - | 2 | - | - | - | - | 2 | - | 4 |
Всего часов тренировочной нагрузки | 9 | 9 | 9 | 10 | 8 | 8 | 11 | 9 | 10 | 9 | 92 |
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит разделы, в которых изложен материал по видам подготовки, средства, методы, формы подготовки, система контрольных нормативов и упражнений.
Содержание программного материала обеспечивает непрерывность и последовательность процесса на протяжении всего периода обучения.
Педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что ориентирует обучающихся на приобщение каждого к физической культуре и спорту, применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Благодаря систематическим занятиям физической культурой и спортом, обучающиеся приобретают общую и специальную физическую подготовку, а развитие специальных физических качеств помогает развить морфофункциональные системы растущего организма – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы.
Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у обучающихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (команда), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего спортивного потенциала ребенка в соревновательной деятельности, формирования тактического мышления.
Дидактические принципы используемые педагогом.
Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
Преимущественная направленность образовательного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств. Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т.е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества | Возраст, лет |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Рост | | | | | | + | + | + | + | | |
Мышечная масса | | | | | | + | + | + | + | | |
Быстрота | | | + | + | + | | | | | | |
Скоростно-силовые качества | | | | + | + | + | + | + | | | |
Сила | | | | | | + | + | + | | | |
Выносливость (аэробные возможности) | | + | + | + | | | | | + | + | + |
Анаэробные возможности | | | + | + | + | | | | + | + | + |
Гибкость | + | + | + | + | | | | | | | |
Координационные способности | | | + | + | + | + | | | | | |
Равновесие | + | + | | + | + | + | + | + | | | |
При планировании содержания общей и специальной физической подготовки необходимо учитывать возраст спортсменов (как паспортный, та и биологический) и сенситивные периоды развития физических качеств.
Строго нормировать физические нагрузки. В занятия включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе упражнения для формирования крепкого мышечного корсета, обеспечивающие поддержание нормальной осанки. Кроме этого, в занятиях с детьми этого возраста следует уделять должное внимание освоению техники самбо, так как их организм вполне подготовлен к освоению элементарных умений и навыков. Они в состоянии управлять отдельными действиями, координировать движения рук и ног.
Вместе с тем при разучивании какого-либо приема техники с детьми, для создания целостного представления в изучаемом приеме необходимы образцовый показ тренером приема и доходчивое объяснение способа его выполнения.
В то же время в процессе совершенствования приемов техники полезно включать элементы вариативности их выполнения, что в определенной степени способствует развитию координационных способностей юных самбистов.
Формой организации занятий является тренировочное занятие, основные методы обучения – групповой и поточный. Главные методы практического разучивания – метод строго регламентированного упражнения (метод расчлененного – конструктивного и целостного упражнения) и игровой метод.
2.1. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка проводить в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий.
План теоретической подготовки
№ п/п | Название темы | Краткое содержание темы |
1 | Техника безопасности при занятиях самбо. Предупреждение спортивного травматизма, оказание первой помощи. | Соблюдение правил поведения. Дисциплина и взаимопомощь в процессе занятий. Предупреждение спортивных травм. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям самбо и другим видам спорта. Первая помощь при ушибах, растяжении и разрывах связок, мышц и сухожилий, переломах, кровотечениях. Первая помощь при ожогах и обморожениях. |
2. | Краткий обзор развития самбо в России и за рубежом. | История развития самбо на международной арене и в России. Анализ результатов крупнейших всероссийских и международных соревнований. Достижения российских спортсменов. Задачи, тенденции и перспективы развития самбо. |
3. | Личная и общественная гигиена. Закаливание организма. | Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. Общий режим для спортсмена. Режим труда и отдыха. Режим питания и питьевой режим во время тренировки. Значение витаминов и питании спортсмена. Гигиена сна. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, баня, купание). Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) в целях закаливания организма. Гигиена одежды и обуви. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физическими упражнениями. Меры личной и общественной санитарно-гигиенической профилактики (предупреждение заболеваний). Гигиенические требования к проведению занятий физическими упражнениями. Гигиена мест занятий, оборудования и инвентаря |
4. | Режим для обучающихся, занимающихся спортом. | Рекомендации по построению режима дня. Рациональная последовательность выполнения домашних заданий по предметам с учетом их трудности и режима дня. Режим питания юных самбистов. Рекомендации по режиму питания. Характеристика продуктов питания по их калорийности, наличию жиров, углеводов, белков, витаминов, минеральных веществ, времени усвоения. Рекомендации по рациону питания. |
5 | Цель и задачи разминки, основной и заключительной частей тренировочного занятия. | Основные сведения о функциональном состоянии организма в период врабатывания, основной и заключительной частей занятия, подборе общеразвивающих, специально-подготовительных и специальных упражнений и их дозировке в соответствии с задачами занятия. |
Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.
Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах проводится в виде коротких бесед в начале тренировочного занятия или его процессе в паузах отдыха.
Содержание бесед и полнота сведений зависит от контингента обучающихся. Некоторые темы требуют неоднократного повторения, например меры предупреждения травматизма, оказание первой медицинской помощи, правила соревнований и оценка качества исполнения технических действий в борьбе самбо. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения об истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов и т.п.
При проведении теоретических занятий необходимо воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине и гордости за нее. В таблице приведен план теоретической подготовки на весь период обучения с указанием предпочтительных сроков раскрытия содержания тем.
2.2. Общая физическая подготовка
Направлена на общее развитие и укрепление организма. Для общей физической подготовки используют в большей мере упражнения, оказывающие общее воздействие.
Одной из главных задач как общей, так и специальной физической подготовки является развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.
Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуются высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. ОФП способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости).
Программный материал для практических занятий
Гимнастические упражнения (общеразвивающие, строевые, акробатические, упражнения на снарядах, беговые и прыжковые упражнения). Они формируют правильную осанку, развивают силовые способности, растягивают и расслабляют мышцы. Нагрузка регулируется: количеством повторений каждого упражнения, амплитудой движений, характером движений (плавно-резко, напряженно-расслабленно), продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями и различными исходными положениями):
Физическая подготовка:
Общеразвивающие упражнения для рук и плечевого пояса.
-ОРУ для пальцев и кисти, движения из упора стоя или лежа с опорой на кончики пальцев.
- ОРУ для увеличения подвижности в суставах (стоя; в упорах лежа; лежа упор сзади; перенесение тяжести тела с руки на руку, меняя положение кистей; в упорах присев, сидя на пятках опора на тыльную сторону кисти пальцами к себе, опора на пальцы.
- ОРУ для сгибателей и разгибателей предплечья (сгибание - разгибание рук стоя на коленях, в упорах лежа и сидя.
- ОРУ для увеличения подвижности в суставах (рывковые движения прямыми или согнутыми руками в стороны, вверх, назад; то же в сочетании с наклонами и поворотами туловища; вращательные движения в плечевом суставе прямыми или согнутыми руками; сгибание ноги из упора лежа сзади; наклоны в упоре стоя на коленях, руки далеко вперед; прогибание в упоре лежа сзади ноги врозь с опорой на одну руку; мост (с помощью)).
- ОРУ на расслабление мышц рук и плечевого пояса (свободные дугообразные движения руками в сочетании с полу - приседами, выпадами, полу-наклонами; последовательное расслабление мышц рук после напряженного принятия определенного положения; размахивание свободно висящими руками путем поворота туловища, встряхивание кистями, предплечьями, плечами в различных и. п.)
- ОРУ для мышц бедра: приседания на двух на одной; ходьба в полу-приседе;
прыжки на одной на двух, в полу-приседе; наклоны с прямым туловищем и стойки на коленях; вставание на колени и с колен; сгибание – разгибание в коленных суставах в положении лежа на груди.
- ОРУ для мышц таза: поднимание таза из положения лежа, сидя, передвижения в седе.
- ОРУ для увеличения подвижности в тазобедренных суставах: вращения с стойке ноги врозь, покачивания в выпадах, махи, приседания ноги врозь, наклоны с седе ноги вместе ноги врозь, полу-шпагат, шпагат, движения ногами с захватом помогая руками.
- ОРУ для расслабления мышц ног: свободные махи ногами, потряхивания в
положении сидя углом, лежа на спине углом; сгибание и разгибание ног в упоре сидя, скрестные движения голенями; потряхивание стопами и голенями в положении лежа на груди; чередование напряжений с расслаблениями в положении сидя, лежа.
Общеразвивающие упражнения для мышц ног, туловища, шеи:
- ОРУ для стопы и голени: поднимания, подскоки, ходьба.
- ОРУ для увеличения подвижности в суставах: сгибания, разгибания, вращения из различных и. п.; перенесения тяжести тела на внутреннюю и внешнюю сторону стопы.
- ОРУ для мышц туловища: движения ногами в упорах сидя, поднимание туловища в сед из положения лежа на спине, поднимание ног в положении лежа на спине, одновременные движения ногами и туловищем из положения лежа на спине; поднимание туловища и поднимание ног из положения лежа на животе; приседы, повороты туловища из различных и. п.; поднимание-опускание таза в упоре лежа боком.
- ОРУ для подвижности позвоночника: повороты, наклоны из различных и. п.; прогибания с упором на руки из положения лежа на животе; пружинистые наклоны вперед, в стороны в положении стоя и сидя; повороты туловища; наклоны назад.
- ОРУ для мышц шеи: повороты, наклоны, круговые движения, наклоны головы вперед, назад, в стороны преодолевая сопротивление рук; в и. п. стоя на коленях с опорой головой о ладони (на мягкой опоре); перекаты со лба на затылок; борцовский мост (с помощью).
- ОРУ на расслабление мышц туловища и шеи: «падение» головы вперед, назад, в стороны, круговые движения; покачивания, потряхивания; последовательное расслабления шеи, туловища, круговые движения; чередование напряжения с расслаблением отдельных групп мышц; поднимание отдельных частей туловища с последующим расслаблением.
Акробатические и гимнастические упражнения:
- группировка (сидя, лежа, перекаты вперед и назад в группировке);
- упоры (головой о ковер, упор присев, упор лежа)
- кувырки вперед и назад (сначала под небольшой уклон), вперед со скрещенными ногами;
- связка элементов (два кувырка вперед, кувырок вперед-назад, два кувырка назад);
- стойка на лопатках;
- боковой переворот с помощью и без;
- упоры (головой о ковер; упор присев, лежа);
- висы (на согнутых руках в висе, в висе лежа, перемещения в висе);
- подтягивание в висе;
- мост из положения лежа на спине (гимнастический, борцовский мост);
- равновесие (ходьба с перешагиванием предметов, с бросками и ловлей мяча, с отягощением – набивной мяч, гантели - постепенно до 1 кг., повороты в полуприседе, в приседе),
Общефизическая подготовка:
Силовая - подтягивание в висе, в висе лежа; сгибание туловища лежа на спине (ноги закреплены); - лазанье по канату с помощью ног; приседания, ходьба в полуприседе, упражнения с гантелями 1 кг. и набивным мячом 1-3кг.
Скоростная – бег 10, 20,30 метров; прыжки в длину и в высоту с места; прыжки
через длинную и короткую скакалку; выпрыгивания из приседа, многоскоки;
На выносливость – чередование ходьбы и бега на дистанции до 1000 м.;
На координацию – челночный бег 3х5 м., эстафеты линейные, встречные с
предметами и без, кувырки вперед и назад, боковой переворот, спортивные игры –футбол, баскетбол; подвижные игры, эстафеты;
Гибкость – упражнения на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке, упражнения на формирование осанки, упражнения для формирования активной гибкости (сгибания-разгибания, наклоны-повороты, вращения-махи).
Подвижные игры: Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они представляют важное значение в развитии двигательной деятельности и воспитании обучающихся. Особенностью подвижных игр является роль движения в содержании игр (бег, прыжки, броски, передачи, сопротивление, пространственная ориентация и т.д.). Подвижные игры комплексно совершенствуют двигательные навыки и умения (быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость). При проведении игр и эстафет требуется их смена и строгая дозировка.
«Выталкивание из круга», «Перетягивание в парах», «Перетягивание пояса в парах, двух поясов обеими руками «Волк во рву «Охотники и утки», «Пятнашки», «Кот и мыши», «Успей занять место», «К своим флажкам», «Команда быстроногих», «Петушиный бой», «Тяни в круг», «Успей занять место» и др. Эстафеты линейные, встречные с предметами и без; в движении и на месте; из различных исходных положений; с остановками и поворотами; по звуковому или зрительному сигналу; с выполнениями различных заданных упражнений и др.
2.3. Специальная физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка используется для целенаправленного развития физических качеств, которые определяют подготовленность спортсменов в избранном виде самбо. Физические качества (сила, выносливость, ловкость и гибкость) развиваются в тесной взаимосвязи.
Специальные упражнения самбиста.
Они подразделяются на специально-подготовительные (подводящие) и имитационные.
К специально-подготовительным (подводящим) упражнениям относятся такие, которые по характеру и структуре движений имеют значительное сходство с техническими и тактическими действиями. Сюда же относятся элементы борьбы, страховка, самостраховка в самбо и простейшие формы борьбы. Эти упражнения выполняют с целью развития необходимых физических и волевых качеств, а также для более успешного овладения техникой сложных приемов. Они могут проводиться без снарядов, со снарядами (чучелом, мешком, гирями, штангой и т. д.), с партнером.
Упражнения для развития специальных физических качеств
Сила: выполнение бросков, удержаний, болевых приемов с более тяжелыми партнерами, передвижение с партнером на правом (левом) бедре шагом, бегом (для освоения бросков через бедро).
Быстрота: проведение поединков с партнерами легкими по весу, выполнение бросков на скорость за 5 с., за 10 с.
Выносливость: проведение поединков, выполнение бросков, удержаний, болевых приемов длительное время (3 – 5 мин.).
Гибкость: выполнение бросков с максимальной амплитудой.
Ловкость: выполнение ранее изученных бросков, используя движения соперника, борьба на одной ноге, входы в броски подворотами.
2.4. Технико-тактическая подготовка
Техника:
- стойка борца: высокая, низкая, средняя, левая, правая, фронтальная.
- дистанция: в не захвата, в захвате, дальняя, средняя, ближняя.
- самостраховка при падении: на левый бок, на правый бок, на спину.
- страховка партнера.
- захваты и освобождения от захватов
- падение: вперед, назад, влево, вправо.
- передвижение: вперед, назад, влево, вправо, подшагиванием.
- удержание из разных положениях лежа (боком, сверху)
- броски подсечкой: боковая, передняя, под пятку изнутри;
- броски зацепом: изнутри, стопой с наружи.
- броски подножкой: передняя, задняя.
- бросок через бедро.
Общеподготовительные упражнения на освоение техники:
- кувырки вперед, назад;
- перекаты боком вправо, влево;
- боковой переворот «колесо» (начиная переворот в одну сторону), в парах;
- самостраховка при падении назад, на бок (группировка, подбородок прижат к
груди, перекат назад «мягкий», хлопок руками с паузой и без паузы. Выполняется быстро из различных исходных положений);
- борцовский мост;
- забегания на борцовском мосту (начиная с низкого моста с упором на теменную часть головы);
- выполнение имитационных упражнений;
- приемы этикета: приветствие, пояс (завязывание).
-стойки, передвижения, передвижения обычными шагами, передвижения
приставными шагами: вперед-назад; влево-вправо; по диагонали; спиной вперед.
- повороты (перемещения тела): на 90 градусов шагом вперед; на 90 градусов шагом назад; на 180 градусов скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали); на 180 градусов круговым шагом вперед; на 180 градусов круговым шагом назад.
- захваты (основной захват – рукав-отворот).
- основной захват-выведение из равновесия вперед,
- основной захват-выведение их равновесия назад;
- освобождение от захвата.
Тактика:
Простейшие способы тактической подготовки для проведения движений:
выталкивание с ковра, борьба за захват. Стоя на коленях, свалить соперника на татами захватами за рукав, за пояс, за два рукава, отворот.
Игровые методы тактической подготовки: с опережением - кто первым уйдет от удержания за определенное время в команде, кто первый вытолкает в команде больше соперников за определенное время. Сидя перед лицом друг к другу, кто первым свалит соперника толком руками на спину.
Усилия борца, направленные на нарушение равновесия противника вперед (стоя на двух ногах, на правой ноге, на левой ноге, толчок правой, тяга левой), усилия борца, направленные на нарушения равновесия назад (толчок двумя руками).
Игровые методы, связанные с простейшими тактическими действиями борцов: с опережением, с удержанием; тактика борьбы на краю ковра.
2.5. Оценка и контроль тренировочной деятельности
Контроль тренировочной деятельности ведется на основе оценки тренировочной нагрузки и эффективности тренировочной деятельности.
К показателям объема следует отнести количество:
тренировочных дней;
тренировочных занятий;
часов, затраченных на тренировочные занятия.
Эффективность тренировочного процесса определяется по степени выполнения тренировочных заданий в занятиях, по динамике контрольных показателей технико-тактической и физической подготовленности, по результатам официальных соревнований.
2.5.1. Контрольные нормативные требования
Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с легкоатлетами на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведётся учёт подготовленности путём:
- Текущей оценки усвоения изучаемого материала
- Оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных показателей
-Выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования
Цель: Контроль над качеством специального и физического развития обучающихся СОГ.
Задачи:
Определение уровня и учёт общей физической подготовленности обучающихся отделения за учебный год.
Программа тестирования:
Бег 30м.- с высокого старта, сек.
Прыжок в длину с места, см- выполняется толчком двух ног от линии. Измерения дальности прыжка осуществляется рулеткой. Дается три попытки.
Складка за 30 сек., кол-во раз (девочки) - выполняющий упражнение лежит на спине. Руки находятся за головой. Ноги нужно поднять и незначительно согнуть в коленях, при этом бедра должны располагаться в вертикальном положении. Поднимаем туловище вертикально, при этом ноги не отрываем от поверхности.
Подтягивание на высокой перекладине (юноши) – исходное положение – вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе. Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 секунды исходное положение, продолжает выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний.
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (девушки) – исходное положение - упор лежа на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, необходимо коснуться грудью пола или «контактной платформы» высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5 с, продолжить выполнение тестирования. Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук.
Время и сроки проведения испытаний:
Контрольные испытания по ОФП обучающиеся отделения сдают по итогам 1 полугодия и в конце учебного года на учебно-тренировочных занятиях, согласно учебно-тематического плана.
Упражнения оцениваются по бальной системе: 5,4,3 балла, все результаты ниже 3х баллов оцениваются 2 балла.
Спортсмену, сдающему комплекс контрольных нормативов ОФП, в зачет идут результаты трех тестов, итоговая сумма очков определяется четырьмя уровнями подготовленности:
Отлично: от 18-20 баллов
Хорошо: от 14-17 баллов
Удовлетворительно: от 11-14 баллов
Неудовлетворительно: 10 и ниже баллов
ДЕВУШКИ
№ п/п | Упражнения | оценка | ВОЗРАСТ |
7-8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1 | Бег 30 метров, сек | 5 4 3 | 7,0 7,5 8,1 | 6,0 6,5 7,0 | 5,8 6,3 6,8 | 5,6 6,1 6,6 | 5,4 5,9 6,4 | 5,2 5,7 6,2 | 5,0 5,5 6,0 | 4,8 5,3 5,8 | 4,6 5,1 5,6 | 4,5 5,0 5,5 |
2 | Прыжок в длину, см | 5 4 3 | 130 120 110 | 130 120 110 | 140 130 120 | 140 130 120 | 150 140 130 | 160 150 140 | 170 160 150 | 180 170 160 | 190 180 170 | 190 180 170 |
3 | Складка за 30 сек, кол-во раз | 5 4 3 | 10 8 6 | 12 10 8 | 14 12 10 | 16 14 12 | 16 14 12 | 18 16 14 | 18 16 14 | 20 18 16 | 22 20 18 | 22 20 18 |
4 | Сгибание, разгибание рук в упоре лежа | 5 4 3 | 3 2 1 | 4 3 2 | 5 4 2 | 6 4 3 | 8 5 3 | 10 8 5 | 12 10 6 | 14 12 8 | 16 14 10 | 16 14 10 |
ЮНОШИ
№ п/п | Упражнения | оценка | ВОЗРАСТ |
7-8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1 | Бег 30 метров, сек | 5 4 3 | 6,5 7,0 7,5 | 6,2 6,7 7,2 | 5,9 6,4 6,8 | 5,6 6,1 6,6 | 5,3 5,8 6,3 | 5,0 5,5 6,0 | 4,7 5,2 5,8 | 4,4 4,9 5,4 | 4,2 4,7 5,2 | 4,0 4,5 5,0 |
2 | Прыжок в длину, см | 5 4 3 | 140 130 120 | 140 130 120 | 150 140 130 | 150 140 130 | 160 150 140 | 170 160 150 | 180 170 160 | 190 180 160 | 200 190 180 | 210 200 190 |
3 | Складка за 30 сек, кол-во раз | 5 4 3 | 12 10 8 | 14 12 10 | 16 14 12 | 18 16 14 | 18 16 14 | 20 18 16 | 20 18 16 | 22 20 18 | 24 22 20 | 24 22 20 |
4 | Подтягивание | 5 4 3 | 2 1 1 | 3 2 1 | 4 3 1 | 5 3 2 | 6 4 2 | 8 6 3 | 9 7 4 | 10 7 5 | 12 8 6 | 12 8 6 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Срок обучения по программе | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09 | 31.06 | 46 | 92 | 1/2 уч. часа |
На комплектование учебных групп отводится один месяц, начиная с 15-го августа.
Диагностика результативности образовательной программы. Формы аттестации.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала обучающихся: на вводных занятиях и во время практических занятий с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям, уровню развития умений и навыков.
Формой подведения итогов реализации образовательной программы является:
- проведение контрольных занятий;
- проведение соревнований.
Формой организации занятий является учебно-тренировочное занятие. Главные методы, применяемые в тренировочном процессе:
- методы использования слова: рассказ, описание, объяснение, разбор, задание, указание, оценка, команда;
- методы наглядного восприятия: показ, демонстрация видеофильмов;
- практические методы: практического разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный.
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе детей или направленны на активизацию каждого ребенка в отдельности:
- индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за поведением ребенка, его успехами;
- использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку, создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать;
Одной из форм эмоционального обогащения обучающихся являются соревнования. Они оставляют массу впечатлений, создают приподнятое настроение.
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В учебной деятельности необходимы следующие формы и методы работы
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы: Равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, метод круговой тренировки.
Подготовка обучающихся ведется согласно расписанию.
Продолжительность учебной недели – 6 дней, согласно расписанию.
Продолжительность занятий.
Учебно-тренировочные занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором ДЮСШ. Продолжительность занятия 40 минут, перерыв между учебно-тренировочными занятиями в группах - 10 минут.
Объем учебно-тренировочных занятий в неделю:
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в зале борьбы ДЮСШ «Луч» им. В. Фридзона. Развивающая среда зала соответствует требованиям СП 2.4.3648-20. Для обеспечения учебного процесса имеются.: спортивный зал; раздевалки для мальчиков и девочек; душевые; спортивный инвентарь (скакалки, мячи набивные, гантели, манекены для отработки бросков).
Современный учебно-тренировочный процесс немыслим без использования технических средств. Планирование тренировочных нагрузок неразрывно связано с коррекцией, а это возможно лишь при использовании приборов срочной информации, широкие возможности для анализа технико-тактической подготовки даст применение видеосъемки, которая наиболее удобна в использовании, позволяя анализировать действия, как в процессе тренировок, так и в ходе спортивных мероприятий. Применение данной методики окажет существенную помощь при использовании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.
4.2. Информационно-методические условия реализации программы
Методическое обеспечение как процесс интегрирует в себе такие виды методической деятельности, как методическое руководство, методическая помощь, создание методической продукции, методическое обучение.
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДЮСШ – это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами внутри и вне своего учреждения, включая:
методическое оснащение (программами, методическими разработками, дидактическими пособиями);
внедрение в практику более эффективных методик, технологий;
систему информирования, просвещения и обучения кадров;
совместный анализ качества деятельности и ее результатов.
Составной частью учебно-методического комплекса являются:
методическое обеспечение: планы конспекты занятий, журналы, инструкции, контрольные нормативы, специальная литература по различным видам спорта и т.д.;
дидактическое обеспечение: секундомеры, компьютер, ноутбук, ксерокс, принтер, телевизор;
психологическое обеспечение: анкеты, тесты.
консультативно-методическая и информационная работа: работа по самообразованию тренеров, педагогические советы, тренерские советы, аттестация педагогических работников.
Для организации образовательного процесса используются дистанционные образовательные технологии: размещение материалов на сайте МБУДО ДЮСШ «Луч» им. В. Фридзона, использование сети интернет.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Борьба самбо. Техника и методика обучения: учеб. пособие / К. М. Ваисов, Д. В. Кудрявцев. – Омск: Изд-во ОмГТУ., 2010.
2. Левицкий А.Г., Никитин С.Н., Апойко Р.Н. Самозащита: оборона от нападения. Учебно-методическое пособие / под ред. С.Н. Никитина. – СПб.:СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2009.
3. Полубинский В. Н., Сенько В. П. Борьба самбо. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Беларусь, 2010.
4. Самбо: правила соревнований [Текст] / Всероссийская федерация самбо. – М.: Советский спорт, 2016.
5. Самбо: справочник [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2006.
6. Самбо: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков//. – М.: Советский спорт, 2005.
7. Спортивно-педагогическая адаптология борьбы самбо: методические рекомендации // С.В. Елисеев, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков//. – М.: ЗАО фирма «ЛИКА», 2004.
8. Харлампиев А.А. Система самбо/А.А. Харлампиев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010..
9. Чумаков Е.М. Сто уроков САМБО / Е.М. Чумаков; отв. ред. С.Е. Табаков//. – изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2005.
10. Эйгминас П.А. Самбо: первые шаги. – М.: Физкультура и спорт, 2009.
Список литературы для обучающихся и их родителей
1. Белов А. К./ Кулачное дело на Великой Руси. – М.: Ладога, 2010.
2. Гаткин Е. Я. /Самбо для начинающих. – М.:Астрель, 2009.
3. Лукашев М. Н./Рукопашный бой в России в первой половине ХХ века. – М.: Будо Спорт, 2013.
Интернет-ресурсы
1. http://sambo.ru/ – Всероссийская Федерация САМБО
2. http://www.rsbi.ru/ – Российский Союз Боевых Искусств
3. http://sambo-fias.org/ – Международная Федерация САМБО
4. http://eurosambo.com/ – Европейская Федерация САМБО
5. http://www.youtube.com/channel/UC9MLtuYqLllmPiVo6DQvEIg – страница о САМБО - SamboTV
6. http://www.youtube.com/user/SAMBOFIAS – страница о САМБО - SAMBOFIAS
7. http://www.youtube.com/user/sambo78spb – страница о САМБО - sambo78spb