СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Направленность: художественно - эстетическая «Маленькие затейники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Направленность: художественно - эстетическая «Маленькие затейники»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Алатырского района Чувашской Республики



Принято на заседании Утверждено педагогического совета Приказ № от 01.10.2021 г.

МБУ ДО «ЦРТДЮ» Директор МБУ ДО «ЦРТДЮ» № 1 от 01.10.2021 г.«Департамент образования Администрации города Сургут» ______________И.Я.Батманова









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Направленность: художественно - эстетическая

«Маленькие затейники»

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года (64 часа)







Автор-составитель:

Казеннова Вера Геннадьевна

педагог дополнительного образования



Стемасы,2021




Пояснительная записка


Программа «Маленькие затейники» направлена выявление творческих способностей у детей и развитие интереса к рисованию, лепке, разным видам искусства и чувству вкуса. Сформировать представление о том, что карандаш и краски рисуют, а из пластилина лепят. Также это ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации подготовки рук к письму. Программа рассчитана на детей в возрасте 5 - 7 лет не требует специальной подготовки, также дети могут и дома самостоятельно заниматься. Художественно-эстетическое воспитание в программе «Маленькие затейники» реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественной деятельности. Ребенок будет культурно развит зная историю развития разных техник в области прикладного искусства. Позволит ребенку выразить свои чувства и эмоции, развивать воображение1.

Рисование, лепка, аппликация способствуют всестороннему развитию детей - умственному, нравственному, эстетическому, физическому, а также развитию творчества, художественного вкуса. Кроме того, искусство помогает ребёнку формировать эмоционально-ценностное отношение к миру. Потребность творческой деятельности связана, прежде всего, с желанием ребёнка выразить себя, утвердить свою личностную позицию. В рисунке ребёнка можно увидеть его мир, его переживания, его мысли и мечты.

Рисование. Учить детей изображать знакомые простые предметы, предоставляя свободу выбора, дать ребенку самому рисовать то, что он хочет. Обратить внимание детей на то, что карандаш или кисть оставляет след на бумаге, учить следить за движением карандаша по бумаге. Выражать чувства радости от проделанных работ. Развить эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различные цвета, правильно называть их; знать и уметь рисовать разные линии (короткие, длинные, вертикальные, горизонтальные, наклонные). Подводить детей к рисованию предметов разных форм.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняясь низко над листом бумаги). Учить правильно обращаться с материалом, по окончанию рисования класть их на место, кисти предварительно хорошо промывать в воде.

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо, снежинки, яркое солнце). Учить выбирать краску и кисть. Познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый и т.д.). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображенному предмету. Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, мазков. Рисование – одно из любимых занятий детей. Оно развивает остроту восприятия, зрительную память, расширяет представления об окружающих предметах и явлениях. В своих рисунках дети изображают отдельные предметы, близких людей, сцены из окружающей жизни, литературных героев, животных, декоративные узоры. Детский рисунок очень своеобразен. Форма предмета в нём передаётся при помощи контурной линии или посредством цветного силуэта. При работе карандашом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. При рисовании красками (гуашь, акварель) создание формы начинается от красочного пятна.

Лепка. Вызвать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластичным материалом: глина, пластилин, соленое тесто, масса для лепки. Учить раскатывать кусочки между ладонями, делать пальчиками углубление. Учить соединять вылепленные детали в один предмет. Закреплять представление о свойствах пластилина и способах лепки. Учить раскатывать кусочки круговыми и прямыми движениями, соединять концы, сплющивать шар. Побуждать детей украшать вылепленные предметы используя стеку2. Учить детей лепить не сложные предметы состоящие из нескольких деталей. Предлагать объединять выполненные фигурки в коллективную композицию. Формировать умение лепить мелкие детали, закреплять навыки аккуратной лепки. Изготовление поделок будит воображение ребёнка и доставляет ему подлинное эстетическое наслаждение. Ребёнок в лепке многое постигает: осваивает свойства глины, пластилина, солёного теста, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, учится ориентироваться в пространстве, у него развивается глазомер и осязательные навыки.

Аппликация. Аппликация, являясь видом декоративно-прикладного искусства, также оказывает воздействие на художественно-творческое развитие детей. Формировать интерес к этому виду искусства. Учить предварительно раскладывать на листе бумаги шаблоны, составлять задуманную композицию, а после наклеивать на бумагу. Учить пользоваться клеем и наклеивать бумагу. Формировать навык аккуратной работы. Пробовать делать аппликации из природного материала и бросового. Воспитывать интерес к аппликации, оригами и конструированию. Формировать умение правильно держать ножницы. Научить вырезанию деталей. Учить вырезать симметричные детали.

Изобразительные способности дошкольников формируются в процессе обучения. Соотношение учебных и творческих задач на одном занятии может быть различным в зависимости от достигнутых детьми успехов. Чем меньше знаний, умений и навыков они приобрели, тем проще будут творческие задачи. Компонентами изобразительной деятельности являются самостоятельность и активность. Развитию этих качеств необходимо уделять внимание на каждом занятии.

В программе предусмотрены технологические карты по каждой теме, рабочая тетрадь на каждый год обучения, различные авторские игры, презентации, наглядные пособия, раздаточный материал, тематическая подборка на каждую тему, викторины. Программа предусматривает различные формы проведения занятий: игра, конкурс, беседа, самостоятельная работа по технологическим картам и т.д.


Программа ориентирована на детей (5-7 лет).

Период обучения – 64 часа.

Срок реализации 2 года

Режим работы. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.

Набор в объединение свободный. Состав группы постоянный. Количество 12-15 человек



Цели и задачи образовательной программы

Цель

Создать условия для максимальной творческой самореализации обучающегося через овладение навыками различных видов декоративно-прикладного творчества


Задачи

Обучающие:

-Познакомить детей с разными традиционными и нетрадиционными техниками декоративно-прикладного творчества.

- Научить пользоваться разными материалами и инструментами для творчества

- Познакомить учащихся с культурой и традициями народов России и мира

- Научить детей работать, используя схемы, шаблоны, памятки и технологические карты.

- Формировать умение самостоятельного изготовления изделия по собственному эскизу или плану.

- Обогащать словарный запас детей.

- Знакомить с символикой русского декоративного искусства и её значением.

- Формировать общее представление об окружающем мире

- Содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение)


Развивающие:

- Развить воображения и творческой фантазии

- Развивать чувство вкуса, эстетики и художественной гармонии.

- Развить стремление к красоте.

- Развивать мелкую моторику, зрительной памяти, глазомера

- Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов


Воспитательные:

- Воспитать умение доводить работу до конца.

- Повысить культурный уровень детей.

- Формировать уважение к собственному труду и труду окружающих.

- Воспитать у детей интерес к предметам искусства в быту.

- Воспитать у ребенка терпение и усидчивость, трудолюбие, самостоятельность.

- Воспитать коллективизм и взаимовыручку.


Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию



Содержание программы


1. Вводное занятие (1 час)

Техника безопасности. Режим работы. Планирование на год. Демонстрация изделий, выполненных детьми прошлых лет. Игры на знакомство. Экскурсия на природу. Заполнение анкет. Знакомство с детьми и родителями.

2. Рисование простых предметов (1час)

Ознакомить детей с материалами: бумага, краски, кисти, пластичный материал. Инструменты: ножницы, кисти, мелки. Отличительные свойства, особенности. Ознакомить с техникой безопасности каждого инструмента. Познакомить детей с геометрическими предметами учить рисовать простые элементы (следы, капли дождя, лучи солнца и т.д.)

3. Радуга (1 час)

Цвета в природе. Ассоциация цвета. Холодные и теплые цвета. Цвета и настроение. Цветовой круг. Основные, составные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Игры по теме. Знакомство с особенностями акварельных красок.

4. Времена года. «Золотая осень» (1 час)

Научить отображать впечатления, полученные осенью. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу.

5. Русские народные промыслы. Дымковская игрушка (2 часа)

Знакомство с различными игрушками народных мастеров. Воспитание любви к искусству народных мастеров. Развитие эстетического восприятия.

6. Аппликация из геометрических фигур (1 час)

Научиться вырезать по контуру, составлять композицию, работать с трафаретом. Воспитывать бережное отношение к природе. Экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику, фантазию и воображение

7. День матери (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к матери, семье. Воспитание семейных ценностей.

8. Русские народные промыслы. Гжель (2 часа)

Знакомство с различными игрушками народных мастеров. Воспитание любви к искусству народных мастеров. Развитие эстетического восприятия.

9. Времена года. Снежная зима (1 час)

Научить отображать в работах впечатления, полученные зимой. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

10. Скоро праздник Новый год (1 час)

Знакомство с историей праздника и его традициями. Воспитание семейных ценностей. Развить логическое мышление, мелкую моторику

11. Нетрадиционное рисование (6 часов)

Научить изображать ягоды, грибы, рыб, птиц, животных. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

12. Праздник день защитника отечества (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к папе. дедушке, семье. Воспитание семейных ценностей.

13. Международный женский день (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к маме, бабушке, семье. Воспитание семейных ценностей.

14. Времена года. Весна красна (3 часа)

Научить отображать в работах впечатления, полученные весной. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

15. Праздник День космонавтики (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

16. Праздник Великая пасха (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

17. День победы (3 часа)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

18. Времена года. Яркое лето (3 часа)

Научить отображать в работах впечатления, полученные летом. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

19. Итоговое занятие (1 час)

Отметить лучшие работы и их авторов. Вручение наград. Игра.


Всего: 32 часа


Тематическое планирование

Первый год обучения

Темы,

содержание тем

Цели и задачи

Часы

Т

П

1

Вводное занятие

Знакомство с материалами и инструментами. ТБ на занятиях в РДДТ

1

1

0

2

Рисование простых предметов

Знакомство с рисованием простых геометрических форм

1

0.5

0.5

3

Радуга

Знакомство с основными и смешанными цветами, теплые холодные цвета. Знакомство с особенностями акварельных красок.

1

0.5

0.5

4

Времена года «Золотая осень»

Научить отображать впечатления, полученные осенью. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу.

1

0.5

0.5

Осенний лес




Листопад




Урожай




Рисование тычками




Рисование мятой бумагой




Рисование крупами




5

Русские народные промыслы, Дымковская игрушка.

Знакомство с различными игрушками народных мастеров. Воспитание любви к искусству народных мастеров. Развитие эстетического восприятия.

2

0.5

1.5

Основные элементы




6

Аппликация из геометрических фигур

Научиться вырезать по контуру, составлять композицию, работать с трафаретом. Воспитывать бережное отношение к природе. Экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику, фантазию и воображение

1

0.5

0.5

«Мыши и сыр»




«Город»




«Снегирь»




«Сова»




7

День матери

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к матери, семье. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5

Портрет мамы




Изготовление открытки




8

Русские народные промыслы, Гжель.

Знакомство с различными игрушками народных мастеров. Воспитание любви к искусству народных мастеров. Развитие эстетического восприятия.

2

0.5

1.5

Основные элементы росписи




Роспись тарелочки




9

Времена года. Снежная зима.

Научить отображать в работах впечатления, полученные зимой. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

1

0.5

0.5

«Мое село»




«Зимний лес»




«Снежинки»




«Забавные снеговики»




10

Скоро праздник Новый год.

Знакомство с историей праздника и его традициями. Воспитание семейных ценностей. Развить логическое мышление, мелкую моторику

1

0.5

0.5

Изготовление праздничной открытки




11

Нетрадиционное рисование

Научить изображать ягоды, грибы, рыб, птиц, животных. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

6

2

4

Ниткография




Оригами




Мозаика




Рисование пальчики ладошки




Рисование мыльными пузырями




12

Праздник День защитника отечества.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к папе. дедушке, семье. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5

Изготовление праздничной открытки




Изготовление подарочного сувенира




13

Международный женский день.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к маме, бабушке, семье. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5

Изготовление праздничной открытки




Изготовление подарочного сувенира




14

Времена года.

Весна красна.

Научить отображать в работах впечатления, полученные весной. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

3

1.5

1.5

Готовимся к посадкам




Цветшие деревья




Первые цветы




15

Праздник День космонавтики.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5

Изготовление праздничной открытки




Изготовление сувенира




16

Праздник Великая пасха.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5

Изготовление открытки




Изготовление сувенира




17

День победы.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

3

1

2

Изготовление праздничной открытки




Изготовление подарочного сувенира




18

Времена года. Яркое лето.

Научить отображать в работах впечатления, полученные летом. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

3

1

2

Плодовые деревья




Летние деревья




Яркие цветы




Полевые цветы




Погода




19

Итоговое занятие

Отметить лучшие работы и их авторов.

1

1

0

Всего: 32часа теория - часов, практика- часов.





















Уровень знаний учащихся на конец первого года обучения


Результатами работы в данном направлении должны стать:

активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности, умение находить новые способы для художественного изображения, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является тестирование. Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные экспресс выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ.


Участник программы должен знать:

  1. Технику безопасности

  2. Материалы и инструменты

  3. Цветовое предпочтение

  4. Историю Дымковской игрушки

  5. Времена года

  6. Историю возникновения всех традиционных техник

  7. Историю Гжели

  8. Праздники и их традиции

  9. Знать геометрические фигуры

Участник программы должен уметь:

  1. Рисовать простые предметы

  2. Работать в разных техниках

  3. Работать с пластичным материалом

  4. Рисовать Гжель

  5. Расписывать Дымковскую игрушку

  6. Оформлять работы в цвете

  7. Изготавливать праздничные открытки

  8. Изготавливать сувениры


Второй год обучения

Содержание программы

1.Введение (1час)

Техника безопасности. Режим работы. Игры. Экскурсия на природу. Планирование на год.

2. Цветик-семицветик (1час)

Повторение основных и смешанных цветов, теплые холодные цвета. Повторение особенностей акварельных красок.

3. Урожай (1 час)

Продолжаем учиться изображать овощи. Повторение особенностей краски гуашь. Закреплять знания основных и смешанных цветов, теплых и холодных оттенков

4. Времена года «Пришла осень» (1час)

Научить отображать впечатления, полученные осенью. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу.

5. Русские народные промыслы, Филимоновская игрушка. (2 часа)

Знакомство с различными игрушками народных мастеров. Воспитание любви к искусству народных мастеров. Развитие эстетического восприятия.

6. Аппликация из геометрических фигур (1час)

Научиться вырезать по контуру, составлять композицию, работать с трафаретом. Воспитывать бережное отношение к природе. Экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику, фантазию и воображение

7. День матери (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к матери, семье. Воспитание семейных ценностей.

8. Русские народные промыслы Хохлома (2 часа)

Знакомство с различными игрушками народных мастеров. Воспитание любви к искусству народных мастеров. Развитие эстетического восприятия.

9. Времена года. Снежная зима (1 час)

Научить отображать в работах впечатления, полученные зимой. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

10. Скоро праздник Новый год (1 час)

Знакомство с историей праздника и его традициями. Воспитание семейных ценностей. Развить логическое мышление, мелкую моторику

11. Нетрадиционное рисование (6 часов)

Научить изображать ягоды, грибы, рыб, птиц. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

12. Праздник День защитника отечества (2 часа)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к папе. дедушке, семье. Воспитание семейных ценностей.

13. Международный женский день (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к маме, бабушке, семье. Воспитание семейных ценностей.

14. Времена года. Весна красна (3 часа)

Научить отображать в работах впечатления, полученные весной. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

15. Праздник День космонавтики (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

16. Праздник Великая пасха (1 час)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

17. День победы (2 часа)

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

18. Времена года. Яркое лето (3 часа)

Научить отображать в работах впечатления, полученные летом. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

19. Итоговое занятие (1 часа)

Отметить лучшие работы и их авторов.


Всего: 32 часа








Тематическое планирование


Содержание тем

Цели и задачи

часы

Т

П


1

Введение занятие

Повторение материалов и инструментов. ТБ на занятиях в РДДТ

1

1

0


2

Цветик-семицветик

Повторение основных и смешанных цветов, теплые холодные цвета. Повторение особенностей акварельных красок.

1

0.5

0.5


3

Урожай

Продолжаем учиться изображать овощи. Повторение особенностей краски гуашь. Закреплять знания основных и смешанных цветов, теплых и холодных оттенков

1

0.5

0.5



4

Времена года «Пришла осень»

Научить отображать впечатления, полученные осенью. Воспитывать бережное отношение=е к природе, экономное отношение к материалу.

1

0.5

0.5


Осенние деревья





Листопад





Урожай





Рисование нитками





Рисование мятой бумагой





Поделки из макарон





5

Русские народные промыслы, Филимоновская игрушка.

Знакомство с различными игрушками народных мастеров. Воспитание любви к искусству народных мастеров. Развитие эстетического восприятия.

2

0.5

1.5


Основные элементы





Роспись игрушки





6

Аппликация из геометрических фигур


Научиться вырезать по контуру, составлять композицию, работать с трафаретом. Воспитывать бережное отношение к природе. Экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику, фантазию и воображение

1

0.5

0.5


7

День матери

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к матери, семье. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5


Портрет мамы





Изготовление праздничной открытки





8

Русские народные промыслы Хохлома.

Знакомство с различными игрушками народных мастеров. Воспитание любви к искусству народных мастеров. Развитие эстетического восприятия.

2

0.5

1.5


элементы росписи





Роспись Кружки





Аппликация «Матрешка»





Роспись по выбору





9


Времена года. Снежная зима.

Научить отображать в работах впечатления, полученные зимой. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

1

0.5

0.5


«Падал снег»





«У нас из окна»





«Снежинки»





Сувенир





10

Скоро праздник Новый год.

Знакомство с историей праздника и его традициями. Воспитание семейных ценностей. Развить логическое мышление, мелкую моторику

1

0.5

0.5


Изготовление новогодних игрушек





Изготовление праздничной открытки





«У нас в лесу»





11

Нетрадиционное рисование

Научить изображать ягоды, грибы, рыб, птиц. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

6

2

4


Пластилином





Трафарет





Ладошками





Мыльными пузырями





12

Праздник День защитника отечества.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к папе. дедушке, семье. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5


Изготовление праздничной открытки





Изготовление подарочного сувенира





13

Международный женский день.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения, любви, к маме, бабушке, семье. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5


Изготовление праздничной открытки





Изготовление сувенира





14

Времена года.

Весна красна.

Научить отображать в работах впечатления, полученные весной. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

3

1.5

1.5


«Масленица»


0.5

0.5


«Деревья»


0.5

0.5


Первые цветы


0.5

0.5


15

Праздник День космонавтики.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5


Изготовление праздничной открытки





Изготовление подарочного сувенира я





16

Праздник Великая пасха.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

1

0.5

0.5


Изготовление праздничной открытки





Изготовление подарочного сувенира я





17

День победы.

Знакомство с историей праздника, понятие уважительного отношения. Воспитание семейных ценностей.

3

1.5

1.5


Изготовление праздничной открытки





Изготовление подарочного сувенира





18

Времена года. Яркое лето.

Научить отображать в работах впечатления, полученные летом. Воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к материалу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

3

1.5

1.5


Что у нас на грядке





«Одуванчики»





Яркие цветы





Ура каникулы





Погода





19

Итоговое занятие

Отметить лучшие работы и их авторов.

1

1

0


Всего: 32 часа теория - часов, практика- часа.



Уровень знаний учащихся на конец второго года обучения

Результатами работы в данном направлении должны стать:

активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности, умение находить новые способы для художественного изображения, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является тестирование. Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные экспресс выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ.











Участник программы должен знать:

  1. Технику безопасности

  2. Материалы и инструменты

  3. Цветовое предпочтение

  4. Историю Дымковской игрушки

  5. Времена года

  6. Историю возникновения всех традиционных техник

  7. Историю Гжели

  8. Праздники и их традиции

  9. Знать геометрические фигуры

Участник программы должен уметь:

  1. Рисовать простые предметы

  2. Работать в разных техниках

  3. Работать с пластичным материалом

  4. Рисовать Гжель

  5. Расписывать Дымковскую игрушку

  6. Оформлять работы в цвете

  7. Изготавливать праздничные открытки

  8. Изготавливать сувениры



Методики и технологии обучения и воспитания


На первом вводном занятии проводится тест-анкета обследования предрасположенности ребёнка к художественному творчеству. Необходимо поставить перед учащимися основные образовательные задачи и цель. Сообщить о посещении занятий, обязательном выполнении практических заданий.

Занятия строятся следующим образом, небольшой теоритический блок и практическое задание. Все занятия в основном практические. На теорию отводится не более 10%.

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. Помещение должно быть с хорошим освещением, поскольку выполнение работ требует большое напряжение на глаза.

Очень важна смена деятельности, особенно для младших детей. Это могут быть физминутки, дидактические игры (найди лишнею работу, какое правило лишнее, кто быстрее разложит цвета в цветовом круге, разложи цвета по усилению насыщенности). Эти и другие игры дают возможность переключиться с одного вида деятельности на другой, а педагогу лишний раз проверить знания детей. Можно привлечь ребенка к помощи отстающим, воспитывая при этом взаимовыручку. В конце занятия проводятся экспресс выставка или самоанализ.

Очень важно посещение выставок, дети заряжаются творческой энергией, зарождаются новые идеи. Дети учувствуют в экскурсиях, массовых мероприятиях, поздравлениях именинников и чаепитиях с игровой программой. Это помогает педагогу узнать детей, а детям почувствовать себя коллективом.

Каждые полгода подводится итог работы, на котором награждаются дети, успешно освоившие программу. Ребята могут посмотреть свои индивидуальные карты и сравнить с результатами других учащихся этот момент важен для повышения самооценки ребенка.

По окончанию обучения дети могут посещать объединение для оттачивания понравившихся техник до совершенства, для изготовления сувенирной продукции.





Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки


В ходе обучения будут задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.

Поэтапная результативность усвоения программы отслеживается на итоговом занятии по прохождению темы (практическая работа). По тому, каким образом обучающиеся самостоятельно, без помощи педагога, добиваются решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности применяемых приёмов и методов обучения на данном этапе, доступности материала, возросшему уровню творческого мышления.

Общая результативность проявляется в следующем: у обучающихся возникает устойчивый интерес к занятиям декоративно-прикладным искусством, к росписи изделий народных промыслов, вырабатывается избирательный художественно-эстетический вкус, развиваются воображение и фантазия, приобретаются навыки здорового образа жизни.

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе.

Результативность обучения по программе «Маленькие затейники» отслеживается следующими формами оценки:

- промежуточное и итоговое тестирование

- участие в выставках и конкурсах разного уровня – все результаты по итогам конкурсов и выставок собираются в портфолио, и ведётся учет достижений

Форму, вид и сроки аттестации определяются педагогом с учетом возрастных особенностей обучающихся и утверждается руководством образовательного отдела. К итоговой аттестации допускаются все учащиеся.

На каждого ребенка заводится индивидуальная карточка. Для возможности проследить за личностными изменениями каждого ребенка.





Индивидуальная карточка обучающегося

_____________________________Ф.И.О. учащегося

___________год обучения


Пройденные темы

Выполнение работы

Участие в мероприятиях

Награды























Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна программы заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов, и техник в обучении, направленном на развитие способностей детей:

  • в содержания программы: включены различные жанры декоративного творчества такие как: декупаж, граттаж, пейп-арт, квиллинг, попье-маше и многие другие.

  • использование современных технологий и методик

  • компьютерные технологии для музыкального оформления занятий, презентаций

  • в совместной работе с родителями, совместное творчество;

Так же программа подходит для работы с детьми-инвалидами. Занятия с детьми-инвалидами, в отличие от занятий с обычными детьми, более социализованы3, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребёнка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции. Если в процессе обучения и воспитания, педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приёмы, то нарушения в здоровье, в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребёнка по отношению к окружающему миру, растёт его оптимизм, вера в свои силы, происходит его социализация в обществе.

Актуальность программы. Данная программа даёт прекрасные возможности сочетания нетрадиционных художественных способов изобразительной деятельности. Именно это, создаст условия, способствующие формированию творческой среды, именно это, позволит ярче проявиться художественным способностям ребёнка, который всегда старается отразить свою жизнь в своей деятельности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятие декоративно – прикладным творчеством является эффективным средством в развитии детей. Кроме того, это способствует приобщению ребёнка к высшим духовным ценностям, развитию его воображения, эстетического вкуса, восприятия окружающего мира, творческих способностей. Воспитанию интереса к народному творчеству.

Принципы построения программы:

  • задачи решаются методом усвоения материала от простого к сложному, в соответствии с возрастными познавательными возможностями ребенка

  • принцип учета возрастных особенностей - динамика психических и физических возможностей ребенка с учетом его индивидуальных отклонений в развитии

  • частичное возвращение к ранее изученным темам на более высоком уровне

  • принцип наглядности – предполагает использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения

  • первый год большое внимание уделяется основным приемам выжигания. Второй год внимание обращаем на изучение способов выжигания. Третий год знакомство с сувенирной продукцией. Четвертый год дети занимаются сувенирной продукцией и росписью.









Возрастные особенности детей

Данная программа охватывает детей 5-7лет. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Исследователи детского изобразительного творчества пробовали и до настоящего времени пробуют найти убедительные объяснения характерным возрастным особенностям рисунков детей. Так ещё в начале XX века сторонниками биогенетической теории4 было высказано предложение о том, что каждый из возрастных этапов детского рисунка отражает определённый этап художественного развития всего человечества.

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цвета-восприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения. Школьники среднего и старшего возраста в том, что научатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества.
























Сроки реализации дополнительной образовательной программы


Дополнительная образовательная программа «Маленькие затейники» рассчитана на два года обучения и реализуется в объеме 64 часа.

Срок реализации программы 2 года:

1 год – 32 часа;

2 год – 32 часа

Первый год Дети изучают и знакомятся с новыми для себя техниками. Учатся рисовать и вырезать. Узнают про праздники и их традиции. Учатся делать праздничные открытки и сувениры. Учатся лепить из соленого теста. Знакомятся с народными промыслами.

Второй год Делается упор на повторение и закрепление тем изученных в первом году обучения. Меняются народные промыслы. Появляется Хохлома и Филимоновская игрушка. Задания становятся сложнее, так как дети уже многое умеют и знают. В декоративно-прикладном творчестве появляются новые более сложные техники, а у раннее изученных техник ставятся более сложные задачи, практические работы получаются более трудоемкие.


На каждый год обучения предусмотрена рабочая тетрадь, где по каждой пройденной теме проводится проверочная работа на усвояемость, дети решаю тесты или выполняют разные задания. Так же на каждый год обучения предусмотрена тематическая подборка по каждой теме с приложениями и технологическими картами. Разные тематические игры разработанные педагогом: «Своя игра», «Игра ремесел», разнообразные викторины. Также в течение обучения ведется личная карточка участника программы для отслеживания проделанной работы. Ведется портфолио выполненных работ и достижений.


Формы и режим занятий


Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповые занятия. Оптимальная наполняемость группы 12-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.





















Список учебных материалов на два года обучения


Наименование материала

Кол-во

Примечание

1

Бумага для принтера

2 шт.

Для разработки эскизов для рисования

2

Карандаш простой

15 шт.

Для работы над эскизами

3

Ластик

15 шт.

Для учебных целей

4

Краски акварельные

15 шт.

Для учебных целей

5

Краски гуашевые

15 шт.

Для учебных целей

6

Кисти синтетика: № 1, № 3, № 5

по 15шт.

Для учебных целей

7

Лак ХВ 784

Автомобильный

1 бут.

1 бут.

Для отделки готовых изделий

8

Карандаши цветные

15 шт.

Для учебных целей

9

Свечи

10 шт.

Для учебных целей

10

Цветная бумага

30 шт.

Для учебных целей

11

Цветной картон

30 шт.

Для учебных целей

12

Белый картон

15 шт.

Для учебных целей

13

Краска акриловая черная или тушь художественная

2 шт.

Для учебных целей

14

Клей ПВА

2 ведра

Для учебных целей

15

Кисти для клея

15 шт.

Для учебных целей

16

Клей пальчиковый

15 шт.

Для учебных целей

17

Салфетки

3 пачек

Для учебных целей

18

Соль

6 пачек

Для учебных целей

19

Мука

6 кг

Для учебных целей

20

Альбом

15 шт.

Для учебных целей

21

Бумага А3

15 шт.

Для учебных целей

22

Ватман

15 шт.

Для учебных целей

23

Бумага для акварели

15 шт.

Для учебных целей

24

Ножницы

15 шт.

Для учебных целей

25

Фломастеры

15 шт.

Для учебных целей

26

Точилки

6 шт.

Для учебных целей

27

Скотч

2 шт.

Для учебных целей

28

Бумага: бархатная гофрированная, фольгированная, и т.д.

По 3 шт.

каждой

Для учебных целей

29

Пластилин

15 шт.

Для учебных целей







Список литературы


1) Крысько Н. Нехорошего Г. «Стильный коллаж. Техника. Приемы. Изделия» энциклопедия издательство: АСТ-Пресс книга 2007 год.

2) Смий Р. «Настольная книга художника» Москва АСТ «Астрель» 2004 год.

3) Чаварра Х.А. «Ручная лепка» Издательство АСТ 2003 год.

4) Клочкова С.В. Энциклопедия всех техник. «Астрель» Полиграф издательство 2012 год.

5) Фиталоева С.В. Боробанина Д.А. Основы технологии художественно оформительских работ учебное пособие профессиональное образование. «ACADEMIA» 2010 год.

6) Мартинчик «Практическое руководство Мозаики» Издательский дом «Ниола XXI века” 2004 год.

7) Анке Шмид Детское творчество Москва мой мир 2007год

8) Н.М. Сокольникова Изобразительное искусство рабочая тетрадь Москва 1999г

9) М.Антипова Соленое тесто красивые вещи своими руками ИД «Владос» РИПОЛ КЛАССИК 2008г

10) Лучия Пацци Фантазии из соленого теста Москва МОЙ МИР 2007г

Выжигание по дереву техники приемы изделия Стефан Пул Москва «АРТ-ПРЕСС»

11) Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона/М.:ООО ИКТЦ ЛАДА. -2007.

12) Буйнова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ. -2005.

13) Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. –М.: Культура и традиции, 2002.

14) Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного оброзования: Учебно-методическое пособие для учителей. –СПб.: КАРО. – 2005.

15) Попова Е.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Изд. Знание. – 1984.

16) Соколова – Кубай Н.Н. узоры из бумаги/Белорусская выцинанка. –М.: Культура и традиции. – 2006

17) Федотов Г.Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла. –М.: АРТ-ПРЕСС. -2005.

18) Артамонова Е. Симпатичные самоделки их природных материалов: для детей и взрослых. – М.: ЭКСМО,2006.

19)Алексеевская Наталья «Карандашик озорной» Популярное пособие для родителей, гувернёров и воспитателей «Лист» Москва 1999 год

20) Смирнова В. А. Играй со мной издательство «РОСМЭН» 2006 году


1 Воображение – важнейшее качество , развитию которого у ребенка нужно уделять особое внимание . Только развитое ,активное воображение дает толчок к тому , чтобы работать творчески.

2 Стек - это инструмент применяется при лепке из глины, пластилина и любым пластичным материалом.

3 Социализация – это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

4 Биогенетическая теория – это учения, в которых формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными генетическими задатками.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!