СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная геометрия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования для проведения кружковой работы с дошкольниками 4-5 лет

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная геометрия"»

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66 «РЯБИНУШКА» г. Йошкар – Олы»



СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела ДО

Управления образования

Администрации ГО «Город Йошкар-Ола»


_____________________Васенева Т.А.

_____________ 2021 г.


УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ «Детский сад №66 «РЯБИНУШКА»

_________________Е.А. Блинова

31 августа 2021 г.


ПРИНЯТО

Педагогический советом МБДОУ

«Детский сад №66 «РЯБИНУШКА»

Протокол № 1 от 31.08.2021г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«Занимательная геометрия»






Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Категория и возраст обучающихся: средняя группа (4-5 лет)

Срок освоения программы: 1год

Объем часов: 31

Составила: воспитатель Моторина О.Н.















Йошкар-Ола

2021г

I. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально-педагогической направленности «Занимательная геометрия» разработана на основе:

Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная геометрия» были использованы:

- Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.

Рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию в области подготовки педагогических кадров Министерства образования и науки РФ для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования. Протокол № 2 от 02.12.2014 г.

Использовались методические разработки:

- Аромштам М, Баранова О. «Пространственная геометрия для малышей» развивающие занятия , Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.

- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. «Волшебные фигуры» геометрия для дошкольников, Москва, «Идеал-пресс» 2001г.

- Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа обучения геометрии имеет социально-педагогическую направленность.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Педагогическая целесообразность программы опирается на концепцию всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, которая предполагает учет поисковой активности, его самостоятельность, «мыслительную самодеятельность». 

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная геометрия»: формирование геометрических понятий через прикладную геометрию, развитие мелкой моторики, развитие математических и творческих способностей.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная геометрия»:

- формировать элементарные знания о геометрических фигурах и геометрических телах, а также основных геометрических понятиях для детей дошкольного возраста (точка, разновидности линий, луч, отрезок, угол и т.д.).

- развивать пространственное и логическое мышление, познавательный интерес, геометрическую зоркость, интеллектуальные способности.

- воспитывать сосредоточенность и внимательность во время выполнения заданий.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная геометрия».

Каждый ребенок дошкольного возраста – это маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь малышу развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для его пытливого ума.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир дошкольника, обучение решению логических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если образовательная деятельность дополнится занятиями по геометрии. Это может быть кружок «Занимательная геометрия».

Геометрическая направленность программы нацелена на развитие пространственного воображения и логического мышления, графической грамотности.

Курс программы «Занимательная геометрия» поможет расширить кругозор детей, включённый материал учитывает их жизненный опыт и интересы, носит игровой и занимательный характер. Геометрический материал в обучении дошкольников математике традиционен: знакомство детей с основными линейными понятиями и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с объёмными телами и их характерными особенностями. Однако методика за последние годы значительно изменилась. Математика, как известно, наука, которая изучает количественные свойства предметов и пространственные отношения. Геометрия - область математики, изучающая определённые неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства. Геометрия – один из наиболее трудных разделов математики, но включение игр создаст условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечит его доступность и осознанность.

В ходе усвоения курса происходит накопление пространственных представлений, их обобщение, первичная систематизация и подготавливается переход на более высокий уровень интеллектуального развития – понятийное мышление.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Занимательная геометрия» заключается –

  • в разработке курса ознакомления дошкольников с 4 лет с геометрическими понятиями, расширение и дополнение базовых математических знаний детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

  • в подборе и систематизации материала для работы по формированию представлений о геометрических фигурах и формах у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в соответствии с перспективным планом.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение поисковых приёмов рассуждения;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии, анализом, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности дошкольников;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение воспитанников к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа – 4 – 5 лет

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение - 4 года.

Сроки реализации программы социально-педагогической направленности «Занимательная геометрия» 1 год.

Первый год обучения – 31 час.

Организационно-педагогические условия

реализации образовательной программы

Форма обучения - очная.

Форма организации образовательной деятельности обучающихся - по подгруппам.

Занятия проводятся 1 раз в неделю – 20 минут.

Учебно-тематическое планирование

I год обучения

Название темы

Задачи

Количество часов

Необходимые материалы

1.

Знакомство со сказочной страной «Геометрия»

Октябрь

I неделя

Познакомить детей с новым понятием «Геометрия», что оно обозначает, чем мы будем заниматься на кружке, чему учиться.

1 час

Самодельные человечки из канцелярских принадлежностей скрепки, карандаша, ластика.

Канцелярские принадлежности ластик, простой карандаш, альбом, скрепочка, линейка

2.

Точка, точка, как живешь

Октябрь

II неделя

III неделя


Учить детей отличать то, что видят, от того, что представляют, понимать относительность сходства геометрических объектов и их реальных моделей. Дать понятие, что точка это след от карандаша. Помочь детям увидеть в реально существующих вокруг предметах – геометрическую точку.

2 часа

Альбом, простой карандаш

3.

В городе линий

Октябрь

IV неделя

Ноябрь

I неделя

II неделя

III неделя


Показать детям, что линия получится если точку (след от карандаша) продлить в любую сторону. Дать детям знания, что линии бывают прямые и кривые, что у них нет начала и конца, они бесконечны, их можно продлевать сколько угодно. Научить детей чертить разные линии. Отличать и называть их.

4 часа

Альбом, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры

4.

Пересечение линий

Ноябрь

IV неделя

Декабрь

I неделя



Познакомить детей, с тем, что несколько линий могут иметь общую точку, такие линии называют пересекающиеся. Линии, не имеющие общей точки, называются параллельные.

2 часа

Альбом, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры

Счетные палочки, шнурочки

5.

Улица «Прямая линия»

Декабрь

II неделя

III неделя


Познакомить детей, что прямые линии делятся на вертикальные, горизонтальные, наклонные. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности

2 часа

Иллюстрации: Крыша дома, горка. Деревья, столб. Линия горизонта, скамейка.

Счётные палочки.

6.

Улица «Кривая линия»

Декабрь

IV неделя

Январь

I неделя


Познакомить детей, что кривые линии могут быть волнистыми. Изогнутыми, спиралевидными. Помочь детям увидеть эти линии в окружающей действительности

2 часа

Картина составленная из различных кривых линий.

Шнурки, фишки, карточки с различными линиями.

7.

Улица «Ломанная линия»

Январь

II неделя

III неделя


Познакомить детей, что если линия состоит из звеньев (отрезков) то она называется ломанной. Ломанная линия может быть замкнутой.

2 часа

Макет сделанный из конструктора – ломанная линия.

Счётные палочки

Карточки с различными линиями

Картинка состоящая из различных линий.

8.

Прогулка в парке «Угол»

Февраль

I неделя

II неделя


Познакомить детей, что два луча выходящие из одной точки могут образовать угол. Угол может быть прямой, тупой, острый. Помочь детям увидеть углы в окружающей действительности.

2 час

Карточки с разными углами.

Счётные палочки

Карточки с различными линиями

9.

В гости к жителю страны Геометрии - треугольнику.

Февраль

III неделя

Март

I неделя




Познакомить детей с тем, что треугольник имеет три угла, три вершины, три стороны. Треугольники бывают разными: прямыми, тупоугольными, остроугольными, равносторонними. Равнобедренными.

2 часа

Различные треугольники (по размеру, по цвету, остроугольные, тупоугольные, прямые, равносторонние.)

Фишки

Иллюстрации предметов треугольной формы.

10.

В гости к жителю страны Геометрии – многоугольнику.

Март

II неделя

III неделя

Познакомить детей с тем, что так называются фигуры у которых три, четыре и более углов.

2 часа

Различными многоугольниками

Счётные палочки


11.

В гости к жителю страны Геометрии – квадрату

Март

IV неделя


Познакомить детей с тем, что у квадрата все углы прямые и все стороны равной длины. Показать, как можно квадрат поделить на равные части разными способами.

1 час

Карточки с фигурами – отгадками

Макеты: квадраты, кубы разного цвета и размера.

Различные предметы, игрушки квадратной и кубической формы.

Ножницы по количеству детей. 4 бумажных квадрата на каждого ребёнка. Клей.

12.

В гости к жителю страны Геометрии - прямоугольнику

Март

V неделя


Познакомить детей, что прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равной длины.

Помочь детям найти сходства и отличия геометрических фигур: квадрат и прямоугольник

1 час

«Чудесный мешочек с набором объёмных и плоскостных фигур»

Макеты прямоугольников и прямоугольных разного цвета и размеров.

13.

В гости к жителям страны Геометрии - кругу, окружности

Апрель

I неделя


Познакомить детей с тем, что фигуры и объёмные формы: круг, окружность. Помочь детям найти сходства и различие этих фигур.

1 час

«Волшебный мешочек» с набором форм. Глобус, мяч, очки, блюдце и др. предметы круглой формы и формы шара.

Пластилин

14.

В гости к жителю страны Геометрии - овалу.

Апрель

II неделя


Познакомить детей с геометрическими фигурами: Учить детей сравнивать фигуры, находить и называть отличия и сходство.

1 час

Макеты геометрических фигур и форм разных размеров и цветов. Картина, состоящая из рисунков предметов похожих на геометрические формы и фигуры.

15.

Путешествие в город «Геометрические тела»

Апрель

III неделя

Познакомить детей с понятием тело (объёмная фигура). Учить различать и называть фигуры. Соотносить предметы с геометрической моделью.

1 час

Макеты тел, волшебный мешочек с набором фигур.

16.

В гости к жителю города «Геометрические тела» - кубу

Апрель

IV неделя

Май

I неделя

Знакомство с геометрической объёмной фигурой – куб. Учить находить основание фигуры, грани. Ребра, и вершины куба.

2 часа

Макеты кубов. Рисунки объёмных предметов.

Проволока, пластилин.

17.

В гости к жителю города «Геометрические тела» - шару

Май

II неделя

III неделя

Знакомство с геометрической объёмной фигурой

2 часа

Макеты шара

18.

Итоговое занятие «Праздник в стране Геометрии»

Май

IV неделя

Вспомнить и закрепить геометрические понятия. С которыми знакомились на протяжении учебного года.

1 час


Ожидаемые результаты:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и поискового характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Умение сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Иметь представление:

- о линиях: прямой, кривой, ломанной, луче;

- о замкнутых и незамкнутых линиях;

- о взаимном расположении линий и точек на плоскости;

- об углах и их видах: прямом, остром и тупом – о соотношении между ними;

- о многоугольниках и их классификации по числу углов;

- о разнице между плоскими и объемными предметами;

- об объёмных телах: шаре, кубе

Уметь:

- чертить прямые, лучи, ломанные, углы, многоугольники;

- находить в окружающем мире предметы похожие на геометрические фигуры и тела.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволоки, пластилина, палочек и др.).

Средства обучения

Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления)

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Количество

Магнитная доска (с магнитами)

Мольберт

Фланелеграф

Пластилин

Альбомы

Бумага белая

Бумага разноцветная односторонняя

Бумага разноцветная двусторонняя

Наборы цветных карандашей

Ножницы

Наборы фломастеров

Клеенки

Клей-карандаш

Счетные палочки

Муляжи объемных фигур

Наборы плоских геометрических фигур

Линейки

Нитки и проволока для моделирования

1 шт.

1 шт.

1 шт.

По количеству детей

По количеству детей


5 наборов

5 наборов

По количеству детей

По количеству детей

По количеству детей

По количеству детей

По количеству детей

По количеству детей



По количеству детей



Перечень технических средств обучения

Наименование технических средств обучения

Количество

Магнитофон

Интерактивная доска



Перечень учебно-методических материалов:

Наименование учебно-методических материалов

Количество

Плакаты с изображением геометрических фигур

Картотека загадок про геометрические фигуры

Картотека схем разного вида линий, объёмных и плоскостных фигур

Иллюстрации геометрических моделей

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений «Танграм», «Волшебный круг», «Сложи квадрат», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»



Диагностирование знаний по геометрии в средней группе

Белошистая, А. В. Диагностика математического развития дошкольников / А. В. Белошистая // Современный детский сад. – 2008. - №6.

Геометрические фигуры.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Отбери: все квадраты, треугольники, круги, овалы, прямоугольники».

2. Сколько сторон, углов у квадрата, треугольника, круга?

3. Работа со счетными палочками: построй квадрат (сколько палочек нужно взять для построения?), построй треугольник, круг. (Можно с группой)

Материал для обследования: набор из геометрических фигур, счетные палочки.

Формы.

Методика обследования.

1.Найди в группе и назови предметы круглой формы (квадратной, треугольной…)

2. Вспомни и назови предметы данной формы из домашней обстановки.

Материал для обследования: геометрические фигуры.

Ориентировка на листе бумаги.

Методика обследования.

1. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную фигуру на листе бумаги слева, справа, вверху, внизу, в середине. (Можно с группой)

Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.

Критерии:

Высокий (3 балла) 

Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.

Самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров по длине, толщине, высоте.

Средний (2 балла)

Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

С небольшой помощью взрослого устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине), пространственные и временные отношения.

Ребенок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображенные фигуры. Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.

Низкий (1 балл)

Устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого. Равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Не пытается подумать, не принимает условий задачи.


Список литературы:

- Аромштам М, Баранова О. «Пространственная геометрия для малышей» развивающие занятия , Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г.

- Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями [Текст] / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9.

- Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями [Текст] / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 12.

- Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С. 17- 31.

- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. «Волшебные фигуры» геометрия для дошкольников, Москва, «Идеал-пресс» 2001г.

- Житомирский В.Г., Шверин Л.Н. «Геометрия для малышей», Москва, «Педагогика», 1978.

- Какинская, Е. Н. В игре познаем геометрические фигуры и форму предметов [Текст] / Е. Н. Какинская, Н. Ф. Василишина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12.

- Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!