Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «31» августа 2016г ______Г.В.Голубева
Протокол № 1 приказ от «01» сентября 2016г №365
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Занимательная геометрия»
Возраст обучающихся: 9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мусатова Наталия Викторовна,
учитель начальных классов
г.Жердевка ,2016г
Информационная карта
Ф.И.О. педагога | Мусатова Наталия Викторовна |
Вид программы | модернизированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | естествознание |
Направленность деятельности | естественнонаучная |
Способ освоения содержания образования | практический |
Уровень освоения содержания | стартовый |
Уровень реализации Программы | начальное общее образование |
Формы реализации Программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 1 год |
Пояснительная записка
Изучение курса «Занимательная геометрия» предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся во всем многообразии их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другими; мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу, базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая деятельность, в свою очередь, не только обуславливаетформирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует актуализации закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.
Новизна
Данная программа позволяет расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, конструкторские умения.
Программа направлена на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; развитие навыков исследовательской деятельности.
Актуальность
Программа «Занимательная геометрия» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе. Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования.
В результате занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому учатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого – то возникает интерес к учебе, а у кого – то закрепляется.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Отличительная особенность программы
Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ним выстраивается система задач заданий конструкторского характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащении новыми элементами по моделированию и конструированию, основой освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающих в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера; создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе выполнения заданий.
Срок реализации программы и режим занятий
На изучение программы кружка «Занимательная геометрия» в 3 классе в предусмотрен 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Формы организации учебного процесса обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы, коллективные творческие дела.
Цель программы: сформировать начальные элементы конструкторского мышления: уметь анализировать объекты невысокой степени сложности, уметь мысленно расчленять объект на составные части, уметь собирать объект из частей, усовершенствовать его по заданным условиям, уметь построить чертеж модели, собрать модель по чертежу на доступном возрасту материале, развивать познавательную деятельность обучающихся, формировать элементарные навыки самостоятельной исследовательской деятельности, графической грамотности.
Задачи:
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
формировать элементы конструкторских умений и конструкторского мышления; | обучать способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой становление элементов учебной самостоятельности; развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях; | развивать творческий потенциал, активности, самостоятельности учащихся; воспитывать взаимовыручку, уважительные отношения друг к другу, воспитывать добросовестное отношение к труду и результатам труда. |
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма аттестации/контроля |
1 | Введение. | 1 | 1 | | |
2 | Первые шаги в геометрии | 3 | 1 | 2 | Конкурс на лучшее конструирование, на лучшую аппликацию |
3 | В гостях у круга. | 5 | 1 | 4 | Конструирование геометрических фигур |
4 | Знакомые незнакомцы. | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
5 | В стране треугольников. | 5 | 1 | 4 | Конкурс на лучший математический ребус |
6 | Секреты многоугольников. | 5 | 1 | 4 | Конструирование геометрических фигур |
7 | Измерение геометрических фигур. | 8 | 1 | 7 | Составление заданий |
8 | Координаты. Координатная сетка. | 3 | 1 | 2 | Конкурс графических диктантов |
9 | Мастерская талантов. КТД. | 3 | 1 | 2 | Конкурс продарочных коробок |
10 | Подведение итогов кружка | 35 | 9 | 26 | Отчёт |
Содержание рабочей программы
Геометрическая составляющая
Точка. Линия, Линии прямые и кривые. Свойства прямой. Угол. Виды углов. Ломаная.
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без
делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра,
вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей
прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его
диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь
прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.Кольцо.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Окружность. Круг. Центр. Радиус. Прямоугольник, вписанный в окружность. Окружность,
описанная около прямоугольника.
Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка. Грани, рёбра, вершины Цилиндр. Сфера.
Шар.
Вписанный в окружность треугольник. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и
более осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги. Размётка бумаги по шаблону.
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: склеиванием
из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних
треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы,
состоящей из 10 равных разносторонних треугольников(«Самолёт», «Песочница»).
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам
аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей. Изготовление модели
часов.Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Изготовление изделия
«Лебедь» способом оригами. Техническое моделирование и конструирование.
Транспортирующие машины: их особенности и назначение. Изготовление из деталей набора
«Конструктор» модели подъемного крана и модели транспортера. Изготовление фигур,
имеющих заданное количество осей симметрии.
Планируемые результаты
Использование программы «Занимательная математика» для организации занятий во внеурочной деятельности, в частности, в условиях школы полного дня, позволит достичь следующих результатов:
личностных | метапредметных | предметных |
– положительное отношение к школе и учебной деятельности; – представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; – знание основных моральных норм поведения. – понимания чувств других людей; – представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»; – понимания своей этнической принадлежности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям; | Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане. – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – выполнять учебные действия в письменной речи; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; – пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать аналогии; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – производить сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: – принимать участие в работе парами, группами; – допускать существование различных точек зрения; – строить понятные для партнера высказывания; – использовать в общении правила вежливости. – задавать вопросы, адекватные данной ситуации; – передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; | -определять площади геометрических фигур, - единицы измерения площади, массы тел, - правило определения площади прямоугольника, - свойства арифметических действий; - вычислять периметр прямоугольника (квадрата), треугольника; - находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне; - переводить одни единицы измерения величин в другие; - соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда; - рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки; - выполнять технический рисунок не сложного изделия; - читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие; - вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям; - сравнивать площади различной конфигурации, - строить прямоугольник с заданной длиной сторон, - определять площадь прямоугольника по его длине и ширине, - выражать площадь, массу, используя разные единицы измерения этих величин; - выполнять краткую запись задачи. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 02.09 | 14.00-14.45 | Беседа. Занятие - инструктаж. Определение интересов, склонностей учащихся. | 1 | Инструктаж по правилам безопасной жизнедеятельности во время обучения. Введение. Удивительный мир геометрии. Игра «Геометрия вокруг нас» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Памятка: «Правила безопасности на занятиях» |
2 | | 09.09 | 14.00-14.45 | Конструирование | 1 | Простейшие геометрические фигуры Конструирование из геометрических фигур. «Лучший конструктор» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс на лучшее конструирование |
3 | | 16.09 | 14.00-14.45 | Выполнение аппликаций | 1 | Мастерская талантов. КТД. Конкурс аппликаций «Волшебная страна фигур» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс на лучшую аппликацию |
4 | | 23.09 | 14.00-14.45 | Выполнение заданий с геометрическим материалом | 1 | Упражнение в разрезании и складывании фигур. Конкурс «Занимательные модели» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конструирование геометрических фигур |
5 | | 30.09 | 14.00-14.45 | Выполнение построений окружностей, круга | 1 | Круг. Окружность. Центр окружности, центр круга. Диаметр окружности, диаметр круга. Построение круга с помощью циркуля | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тестирование |
6 | октябрь | 07.10 | 14.00-14.45 | Работа в группах | 1 | Радиус и диаметр окружности. Составление узоров с помощью циркуля | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тестирование |
7 | | 14.10 | 14.00-14.45 | Выполнение заданий | 1 | Построение нескольких окружностей из одного центра. Задачи, головоломки, игры. | МБОУ «Жердевская СОШ» | |
8 | | 21.10 | 14.00-14.45 | Выполнение построений | 1 | Сектор круга. Деление круга на сектора. Описанные и вписанные фигуры. Игра «Сцепление колец» Знайте и применяйте. Тест-контроль. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тест-контроль |
9 | | 28.10 | 14.00-14.45 | Выполнение заданий с геометрическим материалом | 1 | Мастерская талантов. КТД. «В мире кругов и окружностей». Работа с циркулем. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конструирование геометрических фигур |
10 | ноябрь | 11.11 | 14.00-14.45 | Выполнение построений | 1 | Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Отрезок. Ребусы из геометрических фигур. | МБОУ «Жердевская СОШ» | |
11 | | 18.11 | 14.00-14.45 | Выполнение построений | 1 | Замечательные кривые. Ломаная. Отрезки ломаной. Замкнутые линии. Игра «Архитектор» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тест |
12 | | 25.11 | 14.00-14.45 | Выполнение заданий с геометрическим материалом | 1 | Прямой угол. Острый и тупой углы. Построение углов. Графический диктант. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конструирование геометрических фигур |
13 | декабрь | 02.12 | 14.00-14.45 | Работа с алгоритмами | 1 | Равносторонний треугольник. Равнобедренный треугольник. Элементы треугольника: вершина, сторона, угол. Задачи, головоломки, игры. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тестирование |
14 | | 09.12 | 14.00-14.45 | Составление математических ребусов | 1 | Периметр треугольника. Построение треугольников по клеткам. Деление на группы по общему признаку. Решай, смекай, отгадывай (геометрические головоломки) | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс на лучший математический ребус |
15 | | 16.12 | 14.00-14.45 | Работа с алгоритмами | 1 | Коллективная творческая работа «На площади Треугольников» Знайте и применяйте. Тест-контроль. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тест-контроль |
16 | | 23.12 | 14.00-14.45 | Выполнение заданий с геометрическим материалом | 1 | Коллективная творческая работа «На площади Треугольников» Знайте и применяйте. Тест-контроль. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конструирование геометрических фигур |
17 | | 30.12 | 14.00-14.45 | Выполнение заданий с геометрическим материалом | 1 | Вершины, стороны и углы многоугольников. Трапеция. Ребусы из геометрических фигур. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конструирование геометрических фигур |
18 | январь | 13.01 | 14.00-14.45 | Выполнение построений | 1 | Многоугольники как замкнутые ломаные. Правильные многоугольники. Игра «Самый внимательный» (найти равные многоугольники) | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тест |
19 | | 20.01 | 14.00-14.45 | Решение геометрических головоломок | 1 | Построение многоугольников. Пересечение фигур. Решай, смекай, отгадывай (геометрические головоломки) | МБОУ «Жердевская СОШ» | Проверочный тест |
20 | | 27.01 | 14.00-14.45 | Оригами | 1 | Мастерская талантов. КТД. Оригами «В гостях у сказки» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс изделий |
21 | февраль | 03.02 | 14.00-14.45 | Оригами | 1 | Мастерская талантов. КТД. Оригами «В гостях у сказки» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс изделий |
22 | | 10.02 | 14.00-14.45 | Составление геометрических фигур на плоскости и в пространстве | 1 | Измерение с помощью циркуля и линейки. Сантиметр. Построение отрезков. Сравнение отрезков. Игра «Юный конструктор» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Составление заданий |
23 | | 17.02 | 14.00-14.45 | Составление геометрических фигур на плоскости и в пространстве | 1 | Измерение геометрических фигур. Миллиметр, дециметр. Игра «Инженер-конструктор» (построение машины по заданным размерам) | МБОУ «Жердевская СОШ» | Составление заданий |
24 | | 24.02 | 14.00-14.45 | Решение логических задач | 1 | Нахождение периметра геометрических фигур. Игра «Найди фигуры равные по периметру». Знайте и применяйте. Тест-контроль. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Тест-контроль |
25 | март | 03.03 | 14.00-14.45 | Распознавать геометрические фигуры среди множества разных | 1 | Метр. Измерительные приборы (складной метр, рулетка, лента швеи, измеритель.) Практическая работа «Измерение длины, ширины класса, коридора». | МБОУ «Жердевская СОШ» | Составление заданий |
26 | | 10.03 | 14.00-14.45 | Работа в группах | 1 | Измерения. План игровой площадки. План пришкольного участка. Масштаб. | МБОУ «Жердевская СОШ» | |
27 | | 17.03 | 14.00-14.45 | Работа в группах | 1 | Мастерская талантов. КТД. План - проект «Лучшая детская площадка» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс проектов |
28 | | 24.03 | 14.00-14.45 | Работа в группах | 1 | Геометрия клетчатой бумаги. Лабиринты Игра «Спрячь сокровище». | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс графических диктантов |
29 | апрель | 07.04 | 14.00-14.45 | Составление графических диктантов | 1 | Геометрия клетчатой бумаги. Лабиринты Составление графического диктанта «Как найти сокровище» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс графических диктантов |
30 | | 14.04 | 14.00-14.45 | Работа в группах | 1 | Нахождение предметов на координатной сетке. Игра «Найди предмет по координатам», «Почтальон». | МБОУ «Жердевская СОШ» | Игра |
31 | | 21.04 | 14.00-14.45 | Работа в парах | 1 | Координаты. Координатная сетка. Рисование по координатам «Котенок» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс рисунков |
32 | | 28.04 | 14.00-14.45 | Работа в парах | 1 | Мастерская талантов. КТД. Игра «Морской бой» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Игра |
33 | май | 05.05 | 14.00-14.45 | Работа в группах | 1 | Мастерская талантов. КТД. Изготовление подарочной коробки. | МБОУ «Жердевская СОШ» | |
34 | | 12.05 | 14.00-14.45 | Работа в группах | 1 | Мастерская талантов. КТД. Изготовление подарочной коробки. | МБОУ «Жердевская СОШ» | Конкурс продарочных коробок |
35 | | 19.05 | 14.00-14.45 | | 1 | Подведение итогов кружка. Занятие-отчет «Волшебный мир геометрии» | МБОУ «Жердевская СОШ» | Отчёт |
Формы аттестации:
Эффективность работы программы оценивается следующими показателями: опросами знаний теории (еженедельно), тестированием, проводимым по завершении изучения темы, успехами и достижениями учащихся: выставки работ учащихся по образцу, творческие работы учащихся.
Литература:
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
5.Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002
6.Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
7.Краснова О.В.Первые шаги в геометрии//Начальная школа.-2002.-№4.
8. Сутягина В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике//Начальная школа.-2002.-№11.
Интернет-ресурсы
1. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим
доступа: [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf.
2. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего
школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-
деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
4. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:
[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
5. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chelsiao.
narod.ru/]
6. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа:
[http://school1884.ru/]
7. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
8. Федеральное агентство по образованию (Рособразование)http://www.ed.gov.ru
9. Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru
10. Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.mto.ru
11. Федеральный центр тестированияhttp://www.rustest.ru
12. Федеральный портал «Российское образование»http://www.edu.ru.
13..Российский общеобразовательный портал http://www.
Оборудование
1. Демонстрационные таблицы:
Таблица меры весов
2. Таблица меры длины
3. Чертежные принадлежности