Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №4 от 28 марта 2022 года | Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 28 марта 2022 г. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | физкультурно-спортивная |
Объединение | «Белая ладья» |
Срок реализации | 1 месяц |
Возраст обучающихся | 5-14 лет |
Зайниев Евгений Евгеньевич
педагог дополнительного образования
г. Салехард, 2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа летней каникулярной школы «Белая ладья» физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная лесенка» технической направленности составлена на основе Журавлева Н.И. Шахматы. Шаг за шагом, Сухина И.Г. Приключения в шахматной стране, Кострова В. Занимательные шахматы. Нескучный учебник.
Программой обучения детей шахматам предусматривается преподавание шахмат детям в возрасте 5-14 лет, что соответствует современным тенденциям развития образования. Срок реализации программы – 1 месяц.
Организационные условия реализации программы
Возраст обучающихся: 5-14 лет.
Наполняемость группы –15 человек.
Общее количество часов – 16
Режим занятий: 1 раз в неделю 3 учебных часа.
Продолжительность учебного часа - 40 минут.
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: базовый
Язык обучения: русский
Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.
Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.
Условия набора в объединение:
Набор свободный, при наличии заявления от родителей.
Программа включает 1 образовательный модуль.
Программой предусматривается наиболее полное использование развивающих возможностей шахмат в обучении детей - развитии логического мышления, умения рассуждать, что необходимо при подготовке детей к обучению в общеобразовательных школах.
Шахматы - это не только увлекательная интеллектуальная игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их развития. Ребенок, обучающийся шахматам, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Шахматная игра доступна любому ребенку, каждый в состоянии разобраться в правилах игры, попробовать свои силы. Занятия шахматами развивают не только аналитические способности и творческое воображение, но и помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, дисциплинированность, объективность. Шахматы - также замечательный повод для общения, дружеского времяпровождения.
Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели.
В программе используются важнейшие принципы обучения:
Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.
Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.
Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.
Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков.
Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности.
Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний.
Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий учащихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а также приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность.
Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи.
Обучающие:
познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
обучить решать комбинации на разные темы;
обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
развивать способность анализировать и делать выводы;
способствовать развитию творческой активности;
развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
сформировать правильное поведение во время игры;
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Во время проведения занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся:
индивидуально-групповая;
индивидуальная;
групповая.
Формы проведения занятий:
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.
Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых:
Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Планируемые результаты освоения учебного модуля «Белая ладья».
Предметные результаты освоения программы учебного модуля «Шахматы» характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного модуля.
В результате освоения данной программой учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Должны знать | Должны уметь |
все ходы фигур; шахматную нотацию; сравнительную ценность фигур; что такое шах, мат, пат; общие принципы игры в начале партии; правила поведения во время игры; тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах); общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле; правила поведения в помещении и на улице; правила техники безопасности; правила поведения во время игры. | ставить мат тяжёлыми фигурами; играть шахматную партию с записью; правильно вести себя в помещении и на улице; правильно вести себя во время игры. |
Тематический план
№ | Разделы подготовки | Этап обучения |
1 | Теория шахмат. Первичный инструктаж по ТБ. | 1 | |
1.1. | Правила игры | 1 | |
1.2. | Дебют | 1 | |
1.3. | Миттельшпиль | 1 | |
1.4. | Эндшпиль | 1 | |
1.5. | Тактика | 1 | |
1.6. | Стратегия | 5 | |
2 | Практика | 5 | |
Количество часов в неделю | 3 | |
Количество часов за месяц | 16 | |
Схема занятий
1) проверка домашнего задания - 5 минут;
2) объяснение теоретического материала - 10 минут;
3) физкультурная переменка - 10 минут;
4) дидактические задачи - 15 минут;
5) практическая часть - 15 минут;
6) повторение темы, общий вывод занятия, домашнее задание - 5 минут.
Общая длительность занятия - 60 минут.
Оценка итоговой аттестации
Для оценки усвоения учащимися содержания дополнительной общеразвивающей программы «Белая ладья» разработана следующая система оценивания:
минимальный уровень (имеет представление об истории и происхождении шахмат, знает правила игры и турнирного поведения)
базовый уровень (знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы, владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля)
повышенный уровень (умеет применять полученные теоретические знания на практике)
Фонд оценочных средств программы предполагает их дифференциацию по
принципу уровней сложности.
Формы аттестации / контроля
Основными формами контроля являются: участие обучающихся в шахматном турнире.
Перечень учебно-методического обеспечения
(методические и учебные пособия, оборудование, дидактический материал)
Оборудование:
1. Шахматы демонстрационные (1 комплект на группу);
2. Шахматы с доской (по 1 комплекту на 1 обучающегося).
Компьютерные обучающие программы:
«Динозавры учат шахматам»;
«Большое шахматное путешествие»;
«Шахматы: от простого к сложному»;
«Шахматная школа для начинающих»;
«Шахматная тактика для начинающих».
Дидактический материал:
Набор карточек к теме «Линейный мат»;
Набор карточек к теме «Мат ферзем»;
Набор карточек к теме «Мат ладьей»;
Рекомендации «Что нужно делать в дебюте»;
Памятка «Главные правила сильного шахматиста»;
Памятка «Если у тебя материальное преимущество…»;
Набор карточек к теме «Тактические приемы».
Игровые серверы
Обзор игровых серверов
Шахматная планета
Internet Chess Club (ICC)
Шахматный клуб "Берег"
Internet Chess Kingdom (ICK)
Free Chess
Chess21
Chess-World.Net
Белорусский шахматный клуб
Рейтинговые турниры (шахматы и другие интеллектуальные игры)
Бесплатный Интернет-сервер заочной игры
Сайт серверных шахмат
Бесплатный cервер Blubbie - играйте и читайте новости!
Игра по переписке и в блиц, форум, база данных
Chess and Mail
VINCO Online Games
Логические игры on-line для взрослых и детей - Шахматы
Internet Game Area - включает Шахматы
AjaxPlay.com - шахматы онлайн
Игра в шахматы онлайн (с компьютером)
Шахматный сервер Yourpot
Chesshotel - шахматы онлайн
Net Chess Server
Коллекция ссылок на игровые сервера + игра против программы
Шахматные порталы
Шахматный портал
WEBCHESS.RU
Еще один шахматный портал
Российский шахматный портал
Chessville - "шахматный город"
ChessMix
Всемирная Шахматная Сеть
Виртуальное Сообщество Шахматистов
igame.ru
ChessClown. Шахматный онлайн клуб
Chess for Charity. Выигрывайте призы, чтобы тратить их на благотворительность
Шахматные головоломки
Другие интеллектуальные игры
Журнал "Интеллектуальные игры"
Интеллектуальные игры онлайн
Сайт о настольных играх
Шашки в России
Сайт о шашках
Список литературы для педагога
Журавлев Н.И. Шахматы. Шаг за шагом / Н.И. Журавлев. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2018.
Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей / В.В. Костров, Д.А. Давлетов. – В двух частях. – 1 часть. – Спб: Литера, 2019.
Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник для детей и родителей. – В двух частях. – 2 часть. – Спб: Литера, 2018.
Лобач П. Методика преподавания шахмат. От простого к сложному, 2018.
Майзелис И.Л. Шахматы. Самый популярный учебник для начинающих / П. Лобач. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2017.
Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018.
Список литературы для обучающихся
Кинг Д. Шахматы. От первого хода до победы / Д. Кинг. – М.: ООО Астрель: ООО АСТ, 2011.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно–белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 1. – 2–е изд. / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно–белые чудес и тайн полны. – В двух частях. Часть 2. – 2–е изд. / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018.