Российская Федерация
Московская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(МБОУ Школа № 8)
Дополнительная общеразвивающая программа
в номинации «духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей» на 2023-2025гг.
Автор программы
Социальный педагог, Танас Е.И.
Наименование организации:
МБОУ Школа№8
Целевая аудитория :
5-11 классы
Актуальность программы:
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в увлекательное путешествие по Русскому миру и русской речи, ознакомить с красотой и разнообразием России изнутри, ее культурно-исторической, географической и этнической уникальностью; с изяществом и красотой русской речи. Уроки «Разговоры о важном» подтвердили ограниченность знаний ребят о нашей стране, о нашей культуре, истории, о выдающихся российских личностях, научно-технических достижениях. Недавняя возможность выезда родителей с детьми за границу способствовали расхвалению всего иностранного и дискредитированию своего Российского. Социально-политические и общественные изменения изменили приоритеты и ценности страны, когда-то читающей, стоящей в очереди за книгами у книжных магазинов. Отсутствие детской пионерской и комсомольской организаций породило общество детей-потребителей, эгоистов, не знающие своей Родины, далекие от понятий: патриотизм, честь, вера, долг, милосердие, трудолюбие. Книга все больше воспринимается как архаизм, а современные школьники читают, в основном, мессенжер и сомнительные социальные сети. Кругозор и общая осведомленность о Русском мире низкая, а культура речи отсутствует. Коммуникативная целесообразность современного школьника и школьника с ОВЗ оставляет желать лучшего. Современные социальные сети предоставляют возможности для проявления коммуникативных способностей. Однако, мониторинг школьных социальных сетей обучающихся, общение подростков ,их субкультура ,как правило, подтверждают низкую общую и речевую культуру. Сквернословие, крайне бедный словарный запас, междометия и смайлики заслонили приличную ,нормативную, развернутую русскую речь.
Многие школьники и дети с ОВЗ, лишены возможности слышать грамотную речь в семье. Косноязычные, малообразованные, малоимущие родители, отсутствие культурной среды обитания ,отсутствие культуры семейного чтения, непосещение культурных заведений усугубляют процесс освоения нормативным русским языком.
Что же делать в данных условиях нам учителям? Как донести до учеников красоту своей страны, гордость за Отчизну , изящество родной речи?
Данная программа является попыткой воспитать патриота, научить детей видеть и слышать слово, о своей Отчизне, расширить представления о могуществе нашей Родины, восхититься ее богатырями, красотой и богатством, гордиться лучшими достижениями ; обогатить словарный запас, строить свою речь грамотно, интересно, развернуто и этично.
Важным фактором реализации данной программы является стремление воспитать патриотов, гордящихся тем, что мы-русские ,что русский мир и русская речь- это символ справедливости, признание многополярности и многообразия, это вековая культура героизма и патриотизма..
Цели и задачи:
Реализация данной рабочей программы «Русский мир-русская речь » направлена на достижение следующих целей:
Цели программы – создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, мировоззрением, развитие системы патриотического воспитания ; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих принципов; учить вежливой речи, развивать коммуникативные умения, научить школьников эффективно общаться в разных ситуациях, научить вести диалог, отстаивая свою точку зрения, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В ходе её достижения решаются следующие задачи:
-формирование российской идентичности
-создать условия для эффективного патриотического воспитания
-формировать такие качества личности как : верность Отечеству и польза людям
-воспитание уважения к своей истории и культуре
-обновление содержания образования с переносом акцента с образования на воспитание
- формирование умения слышать свою речь и корректировать ее
- формирование умения правильно и культурно общаться
-создавать условия для эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений, киноуроков, культурно-массовых патриотических мероприятий
Особенность программы состоит в том, что программа носит практический характер, где центральное место в уроке занимают информирование и выработка Я-суждение по предлагаемой теме с помощью организации социального взаимодействия, т.е установление коммуникативных связей между участниками процесса. Ведущая используемая технология развивающего метода- развитие с помощью социального взаимодействия. Актуализируем принцип общей и социальной психологии « внутреннее через внешнее», согласно которому внутреннее развитие детерминировано внешней средой.
Так как традиционные уроки менее эффективны, необходимо пересмотреть форму проведения уроков по данной программе. Наиболее результативными оказались следующие : урок-дебаты, урок-ситуативный час, урок-диспут, урок-брейнринг, урок-турнир, урок-коллективно творческое дело, урок-иммерсивный театр,урок-экскурсия. Многие уроки запланированы с выездом, уроки-экскурсии, поэтому урок в расписании стоит последний. Ключевой аспект уроков заключается в том, что деятельность ученика продумывается таким образом, что в усвоении темы включены все анализаторы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический и дигитический.
Планируемые результаты:
1.В сфере патриотического воспитания:
Осознание Российской гражданской идентичности в поликультуроном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родной речи, истории, культуре; ценностное отношение к достижениям своей Родины-России, науке, искусству, трудовым и боевым подвигам ,уважению к традициям и русскому наследию.
2.В сфере духовно-нравственного воспитания:
1.Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора-готовность оценивать свое поведение и поступки, поступки других с позиции нормы и права .
3.В сфере эстетического воспитания:
Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
Технология диагностики: анкетирование, интервьюирование, публикации в социальных сетях, включенное педагогическое наблюдение.
Содержание образовательной практики.
Тематическое планирование занятий « Русский мир-русская речь»
5-7,8-9 (1час в неделю)
Тема | Основное содержание | Деятельность ученика |
Моя Родина-Россия | Презентация «Широка страна моя родная» Словарная работа. | Участие в ситуационной дискуссии (Я –суждение ) «Мы русские-какой восторг» А.В.Суворов |
Великая русская речь | Русские писатели и мыслители о красоте русской речи. Словарная работа | Диспут «Скажи мне что-нибудь,чтобы я понял действительно ты красив» Сократ. |
Все взявшие меч, от меча и погибнет | Легендарные русские полководцы-презентация Словарная работа | Минипроект «Мой полководец- кумир» |
Вставай страна огромная! | Презентация о ВОВ. | Прослушивание: голос Левитана. Изготовление диорамы «Дети войны» |
Семь чудес России. | Презентация. Словарная работа | Изготовление макета из цветного картона «Чудеса России» |
Секреты общения. | Риторические приемы. | Конкурс риторов. |
Битвы на века. | Презентация. Словарная работа. | Изготовление диорамы сражения или панорамы боя из пластилина. |
Великие русские мореплаватели. | Презентация Словарная работа. | Брейн-ринг . |
Спор русских народных символов. | Знакомство с текстом. Разучивание ролей. | Театрализация произведения. |
Русские театры. Великие русские балерины. | Презентация. | Просмотр балета «Щелкунчик» Десерт «Анна Павлова» |
Русская симфоническая музыка. Знаменитые русские музыканты. | Презентация. | Прослушивание. |
Правила эффективного общения. | Знакомство с приемами общения. | Работа в парах по заданной теме. «Русския язык вобрал в себя великолепие испанского,живость французского,крепость немецкого,нежность итальянского.»М.В.Ломоносов |
Флора и фауна моей страны. | Презентация. Работа с картой. | Изготовление из пластилина растений и животных . Рисование песком. |
Города-герои. | Презентация.Обсуждение. | Защита минипроекта «Город, моего восхищения» |
Города-Сателлиты. | Пущино,Протвино,Обнинск,Дубна. | Экскурсия в Пущинскую астрономическую обсерваторию. |
Моя малая Родина. | Презентация «Серпухов-город древний,город современный» | Экскурсия в историческую часть города. |
Приокско-террасный заповедник | Презентация. | Экскурсия в Приокско-террасный заповедник. |
Из истории слов. | Этимология некоторых русских слов и фразеологизмов. | Индивидуальная работа со словарями русского языка. |
Русский язык-язык межнационального общения 190 народов России.» | Презентация « Союз вековой» | Исследовательская работа с текстом. « На каких языках говорят в России» |
История русского милосердия. | Презентация. | Акция « Доброшкола» |
Военные и трудовые династии. | Презентация | Встреча с приглашенными династиями. |
Правила и законы. | Презентация « Кому нужны правила и законы» | Дебаты. |
Военные операции: Афганистан,Чечня,Сирия . | Презентация. Обсуждение. | Встреча с членами «Боевое братство» |
СВО | Презентация « Герои нашего времени» | Письмо солдату. Открытка солдату. |
Жить в мире с непохожими на себя. | Мигранты. Языковые и культурные барьеры. Инофоны. | Тренинг |
Секреты общения. | Приемы эффективного делового общения. | Ситуативный час . |
Невербальное общение. | Слово учителя. | Конкурс мимов. |
Структура диалога. | Презентация. | Конкурс на лучший тематический диалог « Мой интернет» |
Временные рамки коммуникаций. | Слово учителя. | Работа с учебником « Школьная риторика» |
Лексикон: бранные слова, паразиты,слова –агрессоры» | Слово учителя. | Отредактировать предложенный текст «Стань редактором» |
Слова-психологические поглаживания:слова-поддержка,слова-позитив-чувства, эмоции,волшебные слова. | Презентация | Иммерсивный театр « Вежливое слово», |
Крымская весна. | «Авиарейс Домодедово-Симферополь» | Изготовление канапе из экзотических фруктов Крымского полуострова. |
Песни в военной шинели (май) | Презентация | Работа в группах Инсценировка песен |
Бессмертный полк (май) | Бессмертный полк. Изготовление штендера « Бессмертный герой нашей семьи» | Участие в шествии |
Методические материалы реализуемой программы.
В процессе анализа реализуемой практики использовались общенаучные методы теоретического исследования, такие как обобщение, и систематизация, метод сравнения и эмпирического исследования, метод включенного педагогического наблюдения.
Описание материально – технического обеспечения
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | количество |
1 | Технические средства обучения |
1.1 | Компьютер | 1 |
1.2 | Проектор | 1 |
1.3 | Принтер | 1 |
2 | Учебно-методическая литература |
2.1 | Долгий век пословицы / в кн.: Русские пословицы и поговорки / В. П. Аникин. – М., 1988 Богданова И.А. Мы патриоты! Классные часы 1-11 классы. Тюляева Т.И.Гражданское образование в российской щколе. Клиентов А.Е. Города России. Рябченко В.С. С чего начинается Родина. Андрианова Н. Россия для детей. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М. : Просвещение, 1983. Занимательно о русском языке / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – СПб. : Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995. Колесов, В. В. Культура речи – культура поведения / В. В. Колесов. – Л., 1988. Крылатые слова из произведений русской литературы / авт.-сост. Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев, Э. Ю. Дюкова. – Минск : ТетраСистемс, 2006. Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет / С. И. Львова. – М. : Дрофа, 2006. Ладыженская Т.А. Детская риторика. 1-11классы. | 1 |
| Интернет-ресурсы |
| Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru | |
| Журнал «Гуманитарные науки»: gpa cfuv.ru. Журнал ВАК. | |