СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа " Синтезатор"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа определяет содержание  и организацию образовательного процесса в Детской школ искусств по данному направлению и и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства " Синтезатор"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа " Синтезатор"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ДУХОВЩИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ




Рассмотрено

Педагогическим советом

№ _____

от «___» _________ 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБУ ДО Озерненская ДШИ

__________ Е.В. Андреева

«___» ______________ 2022г.













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СИНТЕЗАТОР»

(срок реализации программы 3 года)

(обучающиеся 7 – 14 лет)







Автор-составитель:

Морозова М.Н.



2022


СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

СИНТЕЗАТОР


1. Пояснительная записка………………………………………………………….…..3

1.1. Цель и задачи программы…………………………………………………....…3

1.2. Личностные, метапредметные, предметные результаты……………………..5

1.3. Принципы программы………………………………………………………..…7

1.4. Функции программы…………………………………………………………....7

1.5. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы…...8

2. Описание места предметов в учебном плане…………………………...………….8

2.1. Учебный план …………9

3. Содержание изучаемого курса………………………………………………….…9

3.1. Обязательные предметы дополнительной общеразвивающей

программы «Синтезатор»…..……………………..…………………….…….9

4. Проектируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы……………………………………………….…....20

4.1. Критерии оценки результатов учебной деятельности.………………….…..21

5. Использование здоровьесберегающих технологий………………………………22

6. Материально-техническое обеспечение.................................................................22

7. Литература… ……………….….22

8. Электронные ресурсы ………………………….24


















1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации программы 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Синтезатор» разработана на основе:

- Конституции Российской Федерации 12.12.1993г.;

- Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:

- п.1 ч.2 ст.83

- ч.5 ст.12

- ч.21 ст.83

- Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559–1;

- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, дополнительного образования детей»;

- Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Детской школе искусств по данному направлению и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Синтезатор».


1.1Основными целями программы являются:

  1. воспитание и развитие у обучающихся общекультурных компетенций (толерантность, нравственность, духовность, эрудированность, культурность, доброжелательность, интеллектуальность), позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  2. формирование у обучающихся художественно-эстетических взглядов, моральных и нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями;

  3. формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать многообразные культурные ценности;

  4. воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

  5. формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков (в соответствии с программой), позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

  6. выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою индивидуальную домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков сотрудничества с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Реализация данных целей предполагает решение следующих задач:

Обучающих:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

- приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на синтезаторе, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных музыкальных навыков;

- формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).

Развивающих:

- развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;

- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;

- развивать осмысленное выразительное исполнение музыкальных произведений;

- создать условия для творческой самореализации обучающихся.

Воспитательных:

- воспитывать культуру слушателя;

- содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;

- способствовать воспитанию исполнительского творчества;

- воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;

- способствовать воспитанию любви к родному краю, уважению к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.

Мотивационных:

- сформировать стремление (потребность) использовать репертуар, знания и умения, приобретенные обучающимися на уроках в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге;

- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность.


1.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Синтезатор»


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Синтезатор»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее

эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками

при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во

внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у обучающихся умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую

деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении музыкальных произведений в импровизациях.


1.3.Программа опирается на принципы:

- принцип увлеченности, согласно которому в основе занятий лежит эмоциональное восприятие музыки;

- принцип деятельностного освоения музыкального искусства;

- принцип незаменимости той или иной музыки для данного возраста.


1.4.Функцией программы является:

- раскрытие целей и задач;

- требования к обучению;

- проектируемые результаты обучения;

- сделать обучение целенаправленным, ориентированным на эти требования и планируемые результаты обучения;

- дать целостное представление о возможном содержании обучения в рамках базового курса;

- показать взаимосвязи между целевыми аспектами, содержанием, проектируемыми результатами обучения, служить учителю руководством к действию при планировании учебного процесса.

Программа выполняет развивающую, информационную, планирующую, регулятивную, контролирующую функции.


1.5.Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

Программа делает упор на инновационные образовательные технологии, в том числе и коммуникационно-информационные, раскрывает превосходство над традиционной методикой преподавания. Уроки строятся с опорой на инновационный системно-деятельностный подход на основе универсальных учебных действий.


Основные признаки инновационного урока:

1.Главная цель урока – развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания.

2.Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.

3.Воплощение идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4.Использование системно-деятельностного подхода.

5. Организация урока динамична и вариативна.

6.Использование на уроке современных педагогических технологий.


Инновационные образовательные технологии

Информационно-коммуникационные технологии;

Технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

Игровая технология;

Проблемно-поисковая технология;

Здоровьесберегающая технология;

Технология эффективных уроков.



2.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТОВ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Срок дополнительной общеразвивающей программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 7 лет до 14 лет, составляет 3 года.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 420 часов.


ПО.01.Учебные предметы исполнительской подготовки:

УП.0.1.Синтезатор - 210 ч.

УП.0.2. Аккомпанемент – 105 ч.

УП.0.3. Фортепиано – 105ч.


2.1.Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

в области музыкального искусства

СИНТЕЗАТОР


п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация (годы обучения, классы)


I

II

III


ПО.01.

Учебные предметы исполнительской подготовки:

4

4

4


УП.0.1

Синтезатор

2

2

2

I, II, III

УП.0.2.

Фортепиано

1

1

1

I, II, III

УП.03.

Аккомпанемент

1

1

1

I, II, III


Всего:

4

4

4




3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

3.1.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«СИНТЕЗАТОР»


ПО.01.Учебные предметы исполнительской подготовки:

УП.01. Синтезатор

Активное внедрение в музыкальную жизнь и быт нашей страны клавишных синтезаторов поставило перед музыкальной педагогикой актуальную задачу создания адекватных методов обучения игре на новом музыкальном инструменте.  

Широкие функциональные возможности клавишного синтезатора, как инструмента-оркестра, позволяют более гармонично чем на традиционных музыкальных инструментах развивать различные музыкальные способности учащихся, как то: интонационный слух, аналитический слух, тембровый слух, чувство ритма и т.д.  

Простота первоначального этапа обучения на клавишном синтезаторе и доступность его по цене позволяют привлечь к занятиям музыкальной деятельностью большие массы детей и подростков.

Целями предмета являются:

с помощью занятий на клавишном синтезаторе развить музыкально-творческое мышление обучающихся

Задачами предмета являются:

- обучить игре на клавишном синтезаторе, развить исполнительские навыки, необходимые для выразительной игры на инструменте;

- расширить знания в области электронного музицирования;

- развить художественный вкус обучающихся через изучение музыки различных стилей и жанров, начиная от музыки Средневековья и заканчивая музыкой XXI-го века;

- использовать полученные знания в повседневной жизни;

- познакомить обучающихся с художественными и функциональными возможностями музыкального инструмента синтезатор;

- освоение основных музыкально-теоретических знаний.

- стимулировать музыкально-творческую деятельность;

- развить интонационный, тембровый и аналитический виды слуха и чувства ритма;

- воспитывать личную заинтересованность  к творческому процессу электронного музицирования, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Цели и задачи программы реализуются на уроках синтезатора (2 академических часа в неделю с 1 по 3 класс).

Контроль и учет успеваемости обучающихся является одной из форм учебного процесса. Текущий контроль, целью которого является поддержание домашних занятий, темпа продвижения обучающегося, осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Оценки по пятибалльной системе выставляются в журнал и в дневник.

Промежуточная аттестация определяет степень освоения учеником учебных задач на данном этапе. Формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки в конце учебных четвертей, концертные выступления.


Количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 315 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 210 часа;

самостоятельной работы обучающегося 105 часа.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СИНТЕЗАТОР

Объем учебного предмета и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

315

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

210

в том числе:


практические занятия

198

контрольные уроки, зачеты, концерты, контрольные прослушивания

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

105



Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1.

Знакомство с инструментом - Синтезатор

6

2.

Функциональная характеристика клавишного синтезатора

10

3.

Изучение панели синтезатора

10

4.

Игра в режимах Split, Dual

12

5.

Авто-аккомпанемент

12

6.

Особенности гармонизации для синтезатора

16

7.

Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе

10

8.

Простейшие основы импровизации

10

9.

Игра в ансамбле

10

10.

Работа над репертуаром

10

11.

Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе

6

12.

Простейшие основы импровизации

10

13.

Настройка синтезатора

10

14.

Акустика и эффекты

4

15.

Аранжировка сочинённых произведений

8

16.

Звукорежиссёрское редактирование электронной композиции

8

17.

Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента

8

18.

Жанровая  импровизация

8

19.

Ансамблевая импровизация

8

20

Игра в ансамбле

10

21.

Работа над репертуаром

12


Контрольные уроки

12


Всего:

210



Содержание программы

«Знакомство с инструментом – клавишный синтезатор» (6ч)

 Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).

 «Функциональная характеристика клавишного синтезатора»( 10ч)

 Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента: Style, Tone.  Главные клавиши управления: Family [], Select [], Start/Stop,  Sync Start.

Выбор паттерна и голоса набором номера, клавишами Family, Select, воспроизведение партии ударных при нажатии клавиши Start/Stop, взятие различных звуков в режиме Sync Start.


«Изучение панели синтезатора» (10ч)

Знакомство с клавишей Function (меню синтезатора), с помощью которой можно получить доступ к таким настройкам: Metronome, Volume, Octave, KeySplit  (точка разделения клавиатуры).

Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведения, с использованием клавиши – Function, Family, Select.

«Игра в режимах Split, Dual» ( 12ч)

 Split – разделение клавиатуры на два голоса, тембра (для исполнения правой и левой руками без автоаккомпанемента). Dual – наложение тембров (для добавления к партии правой руки ещё одного тембра с воспроизведением автоаккомпанемента).

Разделение клавиатуры на тембры, удерживая нужную клавишу Split или Dual, регулировка громкости каждого голоса – Volume. Выбор соответствующей октавы для каждого тембра.

«Авто-аккомпанемент» (12ч)

Интерактивный аранжировщик, структура стиля автоаккомпанемента -  Intro, Original, Variation, Fill, Ending, Balance,  ритмический секвенсер. Основные действия  при игре с автоаккомпанементом.

 Настройки автоаккомпанемента перед исполнением - Arranger Band, Start/Stop, выбор стиля,  владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.

«Особенности гармонизации для синтезатора» (16ч)

Сильная доля метра, правильный подбор стиля и темпа. Изменение гармонии зависит от скорости темпа.

 Нахождение сильных долей в размерах 4/4 и 3/4, подбор подходящего стиля к данной гармонии и произведению, использование Fill (сбивки) при смене гармонии.


«Освоение простейших приёмов аранжировки» (10ч)

 Жанры и стили различной музыки. Гармонизация мелодии.

 Анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, подбор звуковых средств.

«Простейшие основы импровизации» (10ч)

 Повторение и закрепление понятий: ритм, интервалика, регистры, интонации.

 Имитация голосов животных и птиц, изображение диалогов животных, упражнения по определению и запоминанию интервалов путем ассоциаций: "сигнал трубы", "клаксон автомобиля", "гудок тепловоза" и др.

«Игра в ансамбле» (10ч)

 Ансамбль, составы ансамблей, фактура.

 Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слуха, умение «поймать» свою партию с любого места.

«Работа над репертуаром» (10ч)

 Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных возможностей синтезатора. Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.

 Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание средств художественной выразительности, овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.

« Освоение простейших приемов аранжировки на синтезаторе» (6ч)

 Опорные тоны мелодии, мелодическая интонация и форма, вспомогательные и проходящие звуки, гармонизация.

« Простейшие основы импровизации» (10ч)

 Жанры: марш, танец, песня. Фактурные варианты аккомпанементов в этих жанрах. Секвенция. Мелодическая импровизация и орнаментика.

«Настройка синтезатора» (10ч)

 Режим автоаккомпанемента, стиль, тембр, громкость, темп, деление клавиатуры Split, Dual, октавы, параметры Kb Set.

 самостоятельная настройка параметров синтезатора перед исполнением музыкального произведения.


«Акустика и эффекты» (4ч)

Процессор мульти-эффектов – MFX, реверберация.

С помощью клавиши Function выбирается функция «Effects» для обработки звучания.

«Аранжировка сочинённых произведений» (8ч)

 Определение стиля сочинённого произведения, формы; гармонизация, подбор средств художественной выразительности.

«Звукорежиссёрское редактирование электронной композиции» (8ч)

Звуковые эффекты, громкостный и пространственный баланс.

 Работа над произведением с использованием процессора мульти-эффектов  - MFX.

«Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента» (8ч)

 Функциональное членение музыкальной фактуры – мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, как основа её разделения при записи на многодорожечный секвенсер. Режимы записи – ALL, Count – In, Single, Punch I/O.

 Запись на 16 – трековый  рекодер инструментов в режимах ALL, Count – In, Single, Punch I/O.

«Жанровая импровизация» (8ч)

 Жанры: марш, танец, песня. Фактурные варианты аккомпанементов в этих жанрах. Секвенция. Мелодическая импровизация и орнаментика. Орнаментика  казахской народной музыки, особенности гармонизации.

 Импровизация в разных жанрах, в казахском народном стиле, гармонизация; использование при гармонизации мелодии главных ступеней лада (I – IV - V), подбор басового голоса с применением этих ступеней. Игра простых секвенций на синтезаторе. Импровизация орнаментики в изучаемых произведениях.

«Ансамблевая импровизация» (8ч)

Виды ансамблевой импровизации. Эскиз и общий рисунок композиции. Психофизическое состояние и эмоциональная совместимость.

Распределение партии  соло, аккомпанемента.

«Игра в ансамбле» (10ч)

Ансамбль, составы ансамблей, фактура.

 Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слуха, умение «поймать» свою партию с любого места.

«Работа над репертуаром» (12ч)

 Жанровые особенности произведения, форма, фактура, стиль.

 Самостоятельное определение жанра, особенностей стиля, художественная интерпретация произведений.

.


ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Синтезатор»

к концу обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:

- общее устройство синтезатора;

- выбрать нужный тембр;

- выбрать нужный стиль;

- управлять функциями автоаккомпанемента;

- разделять клавиатуру на зоны;

- управлять секвенсором;

- работать с внешними накопителями (дисками, дискетами, флэшпамятью);

- умение устанавливать нужную обработку звука;

- свободно играть на синтезаторе и получать от этого удовольствие.


1.2. Фортепиано

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.


Цель программы: развитие творческих и специальных музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры воспитанников посредством освоения основ музыкальной грамоты и овладения исполнительскими навыками на фортепиано.


Задачи обучения включают в себя:

- изучить основы теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоить средства музыкальной выразительности, знакомить с музыкальной терминологией).

- овладеть основами исполнительского мастерства (освоить двигательные навыки, развить беглость пальцев, овладеть различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями).

- обучить навыкам работы с нотной литературой, разбора музыкальных произведений и чтению с листа.


Цели и задачи программы 1 класса реализуется на уроках Фортепиано (1 академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного контроля, в концертных выступлениях. Количество учебных часов – 35 в год, в том числе 4часа контрольных уроков (из расчета 35 недель в год).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Фортепиано»

Объем учебного предмета и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

210

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

105

в том числе:


практические занятия

93

контрольные уроки, концерты, контрольные прослушивания

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

105


Учебно-тематический план по предмету «Фортепиано»

раздела

Название разделов

Количество часов


1.

Работа над постановкой игрового аппарата

21

2.

Формирование основных навыков игры на инструменте

20

3.

Работа над инструктивным материалом

14

4.

Работа над полифоническими произведениями

6

5.

Работа над произведениями малой формы

21

6.

Работа над произведениями крупной формы.

5

7.

Работа над подготовкой к публичному выступлению

6


Контрольные уроки

12


Итого


105


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Работа над постановкой игрового аппарата (21ч.)

Посадка исполнителя за инструментом. Организация начальных постановочных и двигательно-игровых навыков. Знакомство с клавиатурой. Преодоление мышечных напряжений. Постановка правой и левой руки, координация обеих рук. Постепенное овладение элементами постановки и отдельными игровыми движениями.

Формирование основных навыков игры на инструменте (20ч.):

Формирование хорошего ориентирования на клавиатуре. Формирование первоначальных навыков звукоизвлечения. Освоение приемов игры ( легато, нон легато, стаккато).

Работа над инструктивным материалом.(14ч.):

В первом классе у учащихся должны быть сформированы следующие технические навыки; удобство исполнения, звуковая ровность, основы беглости пальцев. Этому способствуют различные пятипальцевые упражнения по белым клавишам, упражнения на развитие гибкости кисти.

Работа над полифоническими произведениями (6ч.):

Знакомство с полифоническими произведениями, с образцами старинной клавирной музыки. Воспитание у учащихся элементарных основ полифонического слышания. Исполнение несложных пьес с элементами полифонии.

Работа над произведениями малой формы (21ч):

Работа над произведениями кантиленного и подвижного характера. Программные произведения. Народные песни (обработки). Пьесы песенного и танцевального характера. Большое внимание уделяется образности исполнения, умению играть мягко, без форсирования звука. В работе используются такие методы, как подтекстовка, рисунки, сочетание сказочной истории.

Работа над произведениями крупной формы (5ч.):

Изучение произведений крупной формы: легкие сонатины и вариации. Формирование четкий представлений о структуре произведений. Воспитание навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато.

Работа над подготовкой к публичному выступлению (6ч.):

Воспитание исполнительских навыков. Работа над созданием художественного образа произведения: формирование конкретного исполнительского замысла с учетом программных названий, образных и эмоциональных ремарок. Преодоление эстрадного волнения.

ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Фортепиано»

к концу обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:

- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.


УП. 02.


1.2. Аккомпанемент

Предмет «Аккомпанемент» занимает одно из ведущих мест в цикле

музыкальных дисциплин в учебном плане общеразвивающей программы «Синтезатор», и имеет важное значение, в развитии музыкального мышления учащихся, образного представления и воображения, осознанного восприятия музыкальных познаний и применения полученных знаний и умений теоретических дисциплин на практике.

Уроки аккомпанемента на клавишном синтезаторе позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной вокальной и инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с солистом.

Осознана необходимость создания образовательной среды с наличием

разнообразных форм и средств освоения музыкальной деятельности обучающихся, а также формирования у школьников осознанного положительного отношения к музыке.

Целями предмета являются:

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков аккомпанемента на синтезаторе вокальных и инструментальных музыкальных произведений.

Задачами предмета являются:

- формировать специальные знания, умения, навыки, исполнительское мастерство;

-формировать умение аккомпанировать несложные музыкальные произведения;

-получать базовые знания по музыкальной теории;

-развивать познавательные интересы и потребности;

-развивать уровень музыкального мышления;

-развивать культуру музыканта;

-развивать устойчивую мотивацию личности к художественной

деятельности;

-развивать творческие способности.

-формировать нравственное сознание личности;

-воспитать музыкально-образованного слушателя;

-воспитывать стремление к достижению поставленной цели.

Цели и задачи программы реализуются на уроках аккомпанемента(1 академический час в неделю) в мероприятиях промежуточного и итогового контроля.

Контроль и учет успеваемости учащихся является одной из форм учебного процесса. Текущий контроль, целью которого является поддержание домашних занятий, темпа продвижения обучающегося, осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Оценки по пятибалльной системе выставляются в журнал и в дневник.

Промежуточная аттестация определяет степень освоения учеником учебных задач на данном этапе. Формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки в конце учебных четвертей.


Количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося210 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 105 часов;

самостоятельной работы обучающегося105 часов.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АККОМПАНЕМЕНТ

Объем учебного предмета и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

210

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

105

в том числе:


практические занятия

93

контрольные уроки, зачеты, концерты, контрольные прослушивания

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

105



Тематический план и содержание тем учебного предмета

«Аккомпанемент»


раздела

Название темы

Количество

часов

1.

Аккомпанемент в песнях

30

2.

Усложнение аккомпанемента

33

3.

Пение под собственный аккомпанемент

30

Контрольные уроки:

12

Всего:

105



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ АККОМПАНЕМЕНТ


Аккомпанемент в песнях(30 ч.):

умение следить за партией солиста. Умение выразительно и гибко

аккомпанировать. Формы – куплетная, период ,сквозное развитие.

Усложнение аккомпанемента(33 ч.):

управляемость техническим процессом. Выработка пианистических движений. Работа над качеством звукоизвлечения. Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на синтезаторе.

Пение под собственный аккомпанемент (30 ч.):

обучение пению по собственному аккомпанементу происходит в процессе

изучения школьных и эстрадных песен и классических вокальных произведений.


ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Аккомпанемент»

к концу обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:

- умение слушать партнера;

-навык постоянного слухового контроля;

-навык грамотного прочтения текста и выразительного исполнения музыкального произведения;

-умение свободно владеть основными приемами звукоизвлечения;

-умение осмысленно интерпретировать музыкально-художественный образ

исполняемого произведения.

Умение исполнять следующие типы аккомпанементов:

гармоническая поддержка;

чередование баса и аккорда;

аккордовая пульсация;

гармонические фигурации;

аккомпанемент смешанного стиля;

дублирование вокальной партии;

отклонения от вокальной партии.


4.ПРОЕКТИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметные результаты:

- устойчивый интерес к вокальной музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров и стилей;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.


По окончании курса обучающиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:


в области исполнительской подготовки:

- навыков исполнения музыкальных произведений на синтезаторе;

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;


4.1.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «СИНТЕЗАТОР»



Предмет

Отметка, балл

Показатели оценки

Синтезатор

Аккомпанемент

5

(отлично)

- артистичное поведение на сцене;

- увлечённость исполнением;

- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

- слуховой контроль собственного исполнения;

- корректировка игры при необходимой ситуации;

- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

- убедительное понимание чувства формы;

- выразительность интонирования;

- единство темпа;

- ясность ритмической пульсации;

- яркое динамическое разнообразие.

4

(хорошо)

- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия;

- единство темпа.

3

(удовлетворительно)

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

- однообразие и монотонность звучания.

2,1

(неудовлетворительно)

- частые «срывы» и остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метро-ритмическая неустойчивость.

Фортепиано





5

(«отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4

(«хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2,1 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы.



5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ



Здоровьесбережение ребенка в учебном заведении процесс многокомпонентный. Его обеспечением занимаются все работники школы, включая не только администрацию и педагогический персонал, но и технический персонал тоже. Но наибольшая нагрузка и ответственность ложится на педагога.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Для сохранения здоровья обучающимся педагогу необходимо:

- учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;

- создавать оптимальный режим занятий;

- учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);

- учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;

- следить за эмоциональным состоянием ребенка;

- проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности

6.Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы учебного предмета Фортепиано созданы соответствующие условия: учебный кабинет (класс для индивидуальных занятий). Оборудование учебного кабинета: 2 фортепиано.

Технические средства: метроном, наличие аудиозаписей, магнитофон;

зал для концертных выступлений; библиотечный фонд и фонд фонотеки, аудиозаписей. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, соответствующими требованиям программы.

Материально-техническаябазаобразовательногоучреждениясоответствуетсанитарнымипротивопожарнымнормам, норм охраны труда.


7.Методы и средства организации в реализации образовательного процесса

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития детей в области музыкального искусства;

- организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий,

основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания программы «Синтезатор» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективного управления ОУ.


8.Порядок приема детей в образовательное учреждение

Срок освоения общеразвивающей программы «Синтезатор» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 7 до 14 лет, составляет 3 года.

При приеме на обучение по программе «Синтезатор» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти, вокальных данных.


9.Организация учебно-методического обеспечения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации

В качестве средств текущего контроля успеваемости образовательного учреждения используются академические концерты, прослушивания. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки проходят в виде академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

По окончанию четвертей учебного года обучающимся выставляются оценки по каждому учебному предмету.

Итоговая аттестация по предметам:

1) Синтезатор

2) Фортепиано

3) Аккомпанемент


10.Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.

Организация творческой деятельности обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Синтезатор» направлена на выявление и развитие детей в области музыкального искусства. Организация программы творческой деятельности осуществляется путем проведения различного рода творческих мероприятий. Программа творческой деятельности обучающихся включает в себя:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, городского, областного, регионального, всероссийского и международного);

- участие в творческих коллективах школы.

Организация методической деятельности обучающихся направлена на формирование навыков работы с научно-методической литературой, эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая деятельность также включает в себя написание рецензий на посещение культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса. Кроме этого, в программу методической деятельности входит участие обучающихся в семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях в различных формах (в качестве докладчика, в качестве слушателя, форма тезисов, с иллюстративным материалом).

Культурно-просветительская деятельность обучающихся осуществляется через участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через посещения обучающимися учреждений культуры (филармонии, выставочных и концертных залов, театров, музеев и др.), а также организацию культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств и образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства и другими социальными партнерами.


11.Требования к условиям реализации дополнительной

общеразвивающей программы в области музыкального искусства

«Синтезатор»

Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Синтезатор» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Синтезатор» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности школа создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития детей в области музыкального искусства;

- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармонии, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания программы «Сольное пение» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективного управления образовательного учреждения.

Программа «Синтезатор» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 35 недель, в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель. Продолжительность летних каникул – не менее 13 недель.

Качество реализации общеразвивающих программ в области искусств должно обеспечиваться за счет:

- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы в области искусств;

- наличия комфортной развивающей образовательной среды;

- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.


ЛИТЕРАТУРА


1.Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора.  М.: Дека-ВС, 2006.

2. Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

3. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или фортепиано. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 46, [1] с. – (Любимые мелодии).

4. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие, Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 88, (2) с.

5. Петренко Л.Е.  Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. М.: Музыка, 2002.

6. Петренко Л.Е.  Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 3. М.: Музыка, 2002.

7. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.

8. Стрелецкий С. Популярный учебник игры на синтезаторе. Учебное пособие. – М.: Изд. В. Катанский, 2008.

9.Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. – Новосибирск: Арт-Сервис, 2006.

10.Будкина Е.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор»

11.Красильников И. Проблемы построения методики игры  на синтезаторе.     Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.

12.Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. –– М., 1995.

13.Красильников И.М.  Программа «Электронные музыкальные инструменты»,

2001г.

14.Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007 г.

15.Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55 с.

16..Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.

17..Порунов А.В., Порунова И.В. Программа  «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения»

18.Рапецкая Лариса Викторовна. Образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край  г. Добрянка, 2010 г.

19.Артоболевская, А. Хрестоматия маленького пианиста [Ноты]: учеб.пособие / А. Артоболевская. – М.: Интро-вэйв, 2003.

20.Августинов Ю. «Учитесь играть на рояле» ч.1,Ленинград-«Музыка»-1989

21.Августинов Ю.»Учитесь играть на рояле ч.2,Ленинград-«Музыка»-1988г

22.Грифлина, И. Я учусь играть с листа на фортепиано [Ноты]: учеб.пособие: Тетр.1 / И. Грифлина, Н. Тарасова.–СПб.: Композитор, 2011.

23.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих.

Составители: С. Ляховицкая и Л.Баренбойм, Ленинград – «Музыка» - 1990

24.Симонова, Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста [Ноты]: учеб.пособие / Т. Симонова. – СПб.: Композитор, 2013.

25.Фортепиано [Ноты]: 1 класс ДМШ: учеб.пособие / сост. Б.Е. Милич. – М.: Кифара, 2006.

26.Юный пианист.Вып.1.Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона.

27.Барсукова С.А. Джаз для детей. Для фортепиано. Младшие и средние классы детских музыкальных школ. Вып.1. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: изд- во «Феникс», 2004г. – 48 с.       

28.Бриль И.Практический курс джазовой импровизации. Учебное пособие. 3-е издание. Москва, 1985.

29.Адажио [Ноты]: сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано: 1 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014.

30.Фортепианная игра под общей редакцией А.Николаева.

31.Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.1-й класс ДМ



Электронные ресурсы:

https://www.notes4sintez.ru/load/

https://sintlib.ru/downloads/

https://pianokafe.com/instruments/sintezator/

https://yandex.ru/video/preview/6291942010782398508

https://yandex.ru/video/preview/8778584317492580125

https://nottka.com/syntezator/

https://ankungurov.ru/music/klavishnyj_sintezator/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/noty_sintezator/

http://www.studio.starport.ru/main/accbook.php

http://sintezator-online.ru/samouchitel-igryi-na-sintezatore/8-urok-5-avtoakkompanement-ispolzovanie-vstroennykh-stilej-funktsiya-vybora-tembra-v-odno-kasanie

http://www.notarhiv.ru/

http://notes.tarakanov.net/

http://nlib.org.ua/

http://nlib.org.ua/

http://www.free-scores.com

http://igraj-poj.narod.ru/

http://piano-notes.net/index.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!