Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Донское
Задонского муниципального района Липецкой области
Согласовано: на заседании МС Протокол от ________ № ____ Председатель МС ______________И.И. Юшина | Утверждено: Приказом директора ОУ От ________ №_______ Директор ОУ ____________Л.А. Селищева |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Обман зрения»
художественно-эстетическое
Возраст: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Панченко М.В.
с. Донское , 2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность Программы
Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. Цифровые фотокамеры (ЦФК) применяются все шире и шире как профессионалами, так и любителями. ЦФК сочетают в себе и старые возможности пленочной фотографии, и последние достижения науки в искусстве фотографии. С появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых компьютеров и доступных программ для редактирования изображений каждый может создавать прекрасные фотографии, посылать их по электронной почте, создавать великолепные отпечатки, и делать многое другое, недоступное ранее даже профессиональным фотографам.
Педагогическая целесообразность Программы
В кружок принимаются учащиеся с 5 по 9 классы, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотокружок прививает учащихся любовь к технике, развивает наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 68 часов и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков, последующих для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течение одного года по 2 часа в неделю. Основным методом работы кружка должен быть практический и наглядный показ принадлежностей, приспособлений, аппаратуры и наглядный пособий и приемов практической работы. При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем. С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, фермы, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках. Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка. Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Цель и задачи Программы
Целью программы является формирование целостного представления о цифровой фотографии и умений в использовании фотоаппарата, создание собственных информационных ресурсов, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся, позволяющая сохранить для себя и других красоту окружающего мира.
Основные задачи программы:
развить у воспитанников художественный вкус и творческие способности, расширить кругозор;
познакомить с основными понятиями и определениями, принятыми в цифровой фотографии;
показать основные приемы эффективного использования ЦФК;
научить основам цифровой обработки фотографий с использованием современного программного обеспечения.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 10 до 15 лет.
Срок реализации Программы
Данная Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов).
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма обучения – групповая, количество обучающихся в группе не более 15 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Условия реализации программы:
Программа обучения рассчитана на учащихся, владеющих основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows.
Занятия проводятся центре Цифрового и образовательных профилей «Точка Роста».
Нормативный срок освоения программы – 1 год.
Оборудование и материалы:
- компьютер
- электронная доска
- зеркальный фотоаппарат
- штатив
- принтер струйный цветной
- фотобумага
- чернила для принтера
- различные материалы для изготовления фотоальбомов
- программное обеспечение (графический редактор) для обработки фотографий.
Ожидаемые результаты
Результаты:
метапредметные:
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности
Развивать у детей усидчивость, умение самореализоваться, чувства долга и выполнения возложенных обязательств;
Развитие коллективной работы
личностные:
Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
предметные:
Привлечь детей к занятию фотографией.
Повышать уровень мастерства учащихся.
Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам;
Владение основами компьютерной графики, а именно должны знать:
как сделать отличную фотографию;
какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д. методы;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах
назначение и функции различных графических программ.
Учащиеся научатся:
основным функционированиям цифровых фотокамер;
основным понятиям и определениям, принятым в цифровой фотографии;
правилам фотографирования объектов, находящиеся в движении;
правилам фотографирования со вспышкой;
основным средствам для работы с графической информацией.
Учащиеся получат возможность научиться:
фотографировать цифровой камерой;
пользоваться основными настройками ЦФК;
выполнять цифровую обработку графических изображений;
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
сохранять выделенные области для последующего использования.
Промежуточная аттестация по курсу фотографии может проходить в виде:
реферата, доклада;
портфолио с обработанными фотографиями;
оформление школьной фотовыставки.
Содержание изучаемого курса
(68 часов – 2 часа в неделю)
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа). Навыки и умения пользования фотоаппаратом. Виды фотоаппаратов. Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки
Раздел 2. Знакомство с правилами и особенностями съёмки (14 часов). Основные понятия и определения. Механизм получения изображения. Глубина цвета. Размер изображения. Пропорции в цифровой фотографии. Светочувствительность. Качество изображения. Разрешение изображения. Физическое и оптическое разрешение. Пиксели на экране компьютера и на бумаге. Отображение цвета. Правила преобразования размеров изображений.
Раздел 3. Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. (24 часа) Масштаб изображения. Изображение пространства. Фотосъемка природы. Пейзажи, портреты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета.
Раздел 4. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. (28 часов) Знакомство с Photoshop.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Введение | 2 | 1 | 1 |
| Навыки и умения пользования фотоаппаратом. Виды фотоаппаратов. Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки | | 1 | 1 |
| Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки | 14 | 4 | 10 |
| Основные понятия и определения. Механизм получения изображения. | | 2 | |
| Глубина цвета. Размер изображения. Пропорции в цифровой фотографии. | | 2 | 2 |
| Светочувствительность. Качество изображения. | | | 4 |
| Разрешение изображения. Физическое и оптическое разрешение. Пиксели на экране компьютера и на бумаге. | | | 2 |
| Отображение цвета. Правила преобразования размеров изображений. | | | 2 |
| Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии. | 24 | 4 | 20 |
| Масштаб изображения. Изображение пространства. | | 2 | 2 |
| Фотосъемка природы. Пейзажи. Требования и особенности пейзажной съемки | | | 6 |
| Съемка воды. | | | 4 |
| Ночной пейзаж. | | | 2 |
| Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета | | 2 | 6 |
| Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. | 28 | 6 | 22 |
| Просмотр снимков. Обсуждение. Цифровая обработка фотографий в редакторе Photoshop | | 4 | |
| Основные инструменты, меню. Панели и палитры. | | 2 | 4 |
| Основы работы с растровыми изображениями. Дополнительные средства Photoshop. | | | 2 |
| Работа с файлами: сохранение, оптимизация, печать. | | | 4 |
| Цвет: выбор и управление. | | | 4 |
| Работа со слоями. Работа со слоями: эффекты и дополнительные инструменты. | | | 4 |
| Выделение фрагментов изображения и работа с ними. | | | 4 |
| Итого: | 68 | 15 | 53 |
Методическое и материальное обеспечение
Светлый, просторный компьютерный класс для занятий;
Парты и стулья в соответствии с требованиями СанПиН;
Специальные шкафы под компьютеры и оргтехнику;
Наличие компьютерной и мультимедийной техники: ноутбуки, ДОП «Обман зрения» эстетической направленности;
Мультимедийный экран; фотоаппарт
возможности для документальной видео и фотосъемки.
Средства обучения и литература
1. «Фотография рассказывает». Николаев С.В. издательство культура 1985г.
2. «Фотопортрет». Михайлов Ф.И. издательство «Альманах» 1991г.
3. «Художественный образ фотопортрета» издательство искусство 1982г.
4. Набор фотосюжетов: портреты, животные, природа, натюрморты.
5. Практический курс. Adobe Photoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.:КУбК-а, 1997 – 288 с. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006 – 159 с.
6. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006 – 415 с.
7. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 – 256 с.
8. Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М: ACT: Мн.: Харвест, 2005 – 304 с.
Приложение к дополнительной общеразвивающей программе
«Обман зрения»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
Планируемая | Фактическая |
| Навыки и умения пользования фотоаппаратом. Виды фотоаппаратов. Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки | 2 | | |
| Основные понятия и определения. Механизм получения изображения. | 2 | | |
| Глубина цвета. Размер изображения. Пропорции в цифровой фотографии. | 4 | | |
| Светочувствительность. Качество изображения. | 4 | | |
| Разрешение изображения. Физическое и оптическое разрешение. Пиксели на экране компьютера и на бумаге. | 2 | | |
| Отображение цвета. Правила преобразования размеров изображений. | 2 | | |
| Масштаб изображения. Изображение пространства. | 4 | | |
| Фотосъемка природы. Пейзажи. Требования и особенности пейзажной съемки | 6 | | |
| Съемка воды. | 4 | | |
| Ночной пейзаж. | 2 | | |
| Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета | 8 | | |
| Просмотр снимков. Обсуждение. Цифровая обработка фотографий в редакторе Photoshop | 4 | | |
| Основные инструменты, меню. Панели и палитры. | 6 | | |
| Основы работы с растровыми изображениями. Дополнительные средства Photoshop. | 2 | | |
| Работа с файлами: сохранение, оптимизация, печать. | 4 | | |
| Цвет: выбор и управление. | 4 | | |
| Работа со слоями. Работа со слоями: эффекты и дополнительные инструменты. | 4 | | |
| Выделение фрагментов изображения и работа с ними. | 4 | | |