Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
Дополнительная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
"Окислительно-восстановительные реакции"
для 9-х классов
Рабочую программу составила:
Деревенчук Лариса Викторовна,
учитель химии
высшей квалификационной категории
г. Новый Уренгой
2023г.
Оглавление
Пояснительная записка Общая характеристика программы | 3-6 |
Цели программы | 6 |
Задачи программы | 6 |
Планируемые результаты | 7-10 |
Формы и виды контроля | 11 |
Учебно-тематический план | 12 |
Содержание программы | 13-18 |
Список литературы | 19-20 |
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Окислительно-восстановительные реакции" для обучающихся 9 класса даёт распределение учебных часов и последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипедметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающихся. Программа способствует восприятию целостной картины мира через призму окислительно-восстановительных реакций, позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами химии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки, научиться решать химические уравнения ОВР повышенного уровня сложности.
Нормативные документы,
на основании которых разработана программа
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677).
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
4. Приказ Министерства труда РФ от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г., в ред. Приказа Министерства труда РФ от 05.08.2016 г. № 422н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения от 09.11.2018 №196;
7. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (Санитарные правила СП 2.4.3648-20).
8. Примерная основная образовательная программа основного общего по химии (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) // http://fgosreestr.ru/).
Программа рассчитана на 56ч. по 2 академических часа в неделю для обучающихся 9-х классов (14-16 лет). Она составлена как дополнение к основному курсу химии, направлена на расширение знаний учащихся о типах ОВР, об электронном и ионно-электронном методах подбора стехиометрических коэффициентов, о связи химии с жизнью и протекающими вокруг человека процессами, на знакомство со способами решения жизненно важных проблем – получение материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды.
Программа элективного курса составлена с учётом требований современной концепции естественно-научного образования, в которой прикладная направленность подчеркивается как важное требование обновления содержания. Программа включает гуманитарную, валеологическую информацию, выходящую за рамки школьного курса, что необходимо для выработки целостного химического мировоззрения, разностороннего кругозора и реализации межпредметных связей с физикой, биологией, экологией, что также даёт возможность учащимся использовать теоретические знания по химии для объяснения производственных процессов, экологических и биологических явлений, химических процессов, протекающих в организме человека с точки зрения ОВР.
Актуальность выбора программы
На современном этапе развития общества выросла потребность в нестандартно мыслящих, творческих людях. Чтобы выпускники школ удовлетворяли этим высоким требованиям необходимо создавать в учебном процессе условия для реализации собственной деятельности обучающихся.
В настоящее время целый ряд разделов школьной программы по химии рассматривается весьма поверхностно, например, окислительно-восстановительные процессы. Мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания ОВР, а также коррозии, защите металлов от неё, электролизу. Эта тема традиционно важна, и в то же время её изучение вызывает у обучающихся определённые трудности. Однако, в связи с постепенной экологизацией системы образования основной интерес «естественников» концентрируется сейчас на процессах, протекающих в неживой природе и техносфере, от которых зависит существование биосферы.
Среди многообразных процессов и явлений, протекающих в окружающем нас мире, окислительно-восстановительные реакции (ОВР) являются жизненно важными. Это и фотосинтез - главная восстановительная реакция биоты, дыхание, брожение и другие процессы, протекающие в организме человека, а также реакции круговорота веществ в природе, горение.
Большинство производств тоже основаны на процессах окисления и восстановления: металлургия, электроника, электротехника, косметология, энергетика и т.д. С помощь ОВР получают щелочи, кислоты и другие ценные вещества. Данные реакции лежат в основе преобразования химической энергии в электрическую в гальванических и топливных элементах, а также горение топлива. В техносфере наиболее важными являются процессы восстановления металлов из руд. Металлы основные конструкционные материалы современности из-за их прочности, пластичности и термостойкости. Но в литосфере большая часть металлов находится в окисленном состоянии, и металлургическая промышленность восстанавливает их, используя различные способы, в том числе электролиз и пирометаллургию.
Окислительно-восстановительные процессы затрагивают все геосферы и в значительной степени определяют условия нашего существования. Поэтому основные сведения о них необходимы и полезны каждому, но их приобретение вызывает у учащихся определенные трудности, связанные, во-первых, с недостаточным количеством отводимого на это времени, во-вторых ОВР изучается в обязательном курсе недостаточно полно, т.к. не рассматриваются их классификация, количественные характеристики.
Данная тема имеет огромное практическое значение и пронизывает весь учебный материал, наиболее трудная и интересная в преподавании химии. Это ещё одна возможность расширить границы познания в этом направлении, отработать не только теоретический материал, но и практические навыки в прогнозировании свойств, постановке и выполнении лабораторных опытов. Более подробно разбираются такие понятия, как электроотрицательность, степень окисления, зависимость окислительно-восстановительных свойств от положения элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, классификация реакций, количественная характеристика реакций. Достаточно подробно азбираются несколько методов уравнивания ОВР. Рассмотрены сложные ОВР для марганца, хрома. азотной кислоты, а также условия, влияющие на протекание этих реакций (активность веществ, концентрацию раствора, характер среды), роль ОВР в технике и в жизни.
Без изучения этих реакций невозможно понять современную химию, её связь с жизнью, справиться с хемофобией. Старшим школьникам, выбравшим естественнонаучный профиль и готовящимся сдавать химию как вступительный экзамен в ВУЗ, необходимо поработать над данной темой в дополнение к общеобразовательному стандарту. Сделать это можно в рамках предметного элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции».
Практическая направленность изучения химии не только расширит кругозор учащихся, усилит воспитательное воздействие на формирование их мировоззрения, повысит уровень знаний, сформирует грамотное поведение в быту, природе, на производстве, но и позволит изменить отношение к химии. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.
Цели программы
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Окислительно-восстановительные реакции" на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:
формирование умения составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов, идущих в стандартных условиях;
систематизировать, расширить и углубить, закрепить знания обучающихся о сущности окислительно-восстановительных реакций, их роли в природе и практическое значение, важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР;
сформировать представление у обучающихся о процессе электролиза, умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза, расширить представления о коррозии металлов и роли её в технике;
активизировать знания у обучающихся, формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться, отстаивать свою точку зрения.
Задачи программы
развивать интерес к химии;
показать значение химических знаний в жизни человека;
закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о сущности ОВР, их роли в природе и практическом значении;
расширить представления о классификации ОВР, их количественных характеристиках;
развивать навыки в использовании методов электронного и ионно-электронного баланса для подбора стехиометрических коэффициентов в уравнениях реакции;
раскрыть химическую сущность процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание, принцип действия лекарств) и вокруг их (круговорот веществ в природе, фотосинтез и др.).
развивать такие личные качества, как гуманизм, ответственность за своё здоровье и здоровье других людей.
Планируемые результаты
Программа предусматривает формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Результаты обучения полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья, умение прогнозировать свойства вещества, способность к анализу, способность к синтезу, выделению главного, видеть проблему в целом, умение классифицировать процессы, навыки постановки проведения эксперимента, наблюдать и делать выводы, общие законы переносить на конкретные примеры.
Изучение данного курса по химии способствует решению общей цели естественно-научного образования – дать единое представление о природе, сформировать естественно-научную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
• формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
• воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни;
• понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
• формирование творческого отношения к проблемам;
• подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
• умение управлять своей познавательной деятельностью;
• умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной или игровой деятельности;
• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
• развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная и др.);
• формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
• навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• понимание проблемы, умение составить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
• умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
• умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
• умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
• умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
• умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
• применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
• выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
• способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
• умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.
Обучающиеся должны знать:
основные законы диалектики: закон отрицания отрицаний, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей;
классификацию ОВР, количественные характеристики данных процессов;
важнейшие окислители и восстановители, методы составления ОВР;
понятие электрохимической коррозии и способов защиты от неё;
сущность электролиза растворов и расплавов как окислительно-восстановительного процесса;
правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять упражнения по составлению окислительно-восстановительных уравнений реакций методом электронного и электронно-ионного баланса и полуреакций с учётом влияния среды;
распознавать окислительно-восстановительные процессы;
определять возможные степени окисления элемента, возможные состояния атома;
определять степени окисления атомов в неорганических и органических соединениях;
определять окислительно-восстановительные свойства соединений;
подбирать сопряженные пары для окислительно-восстановительного процесса, идущего в растворе, как суммарного процесса, соблюдающего все законы сохранения материи;
подбирать лабораторные и промышленные окислители;
определять стандартный электродный потенциал;
предсказывать условия проведения реакции (в т.ч. реакционную среду) и ожидаемые продукты окисления (восстановления).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту, химическом производстве
Общая характеристика учебного процесса
Методы организации учебных занятий:
Коммуникативный метод обучения;
Репродуктивный;
Познавательный;
Частично-поисковый;
Преобразовательный;
Творческий;
Систематизирующий;
Контрольный.
Формы учебных занятий: в ходе занятий обучающимся предлагается преобразовать информацию в виде схем, таблиц, опорных конспектов, также можно использовать самые активные формы обучения (поисковая деятельность, элементы исследовательской, проектной деятельности). В ходе учебного процесса у обучающихся может возникнуть повышенный интерес к какой-то конкретной теме. В такой ситуации можно предложить обучающимся (индивидуально или группе) выполнить проект по данной теме, поработать с дополнительной литературой, приготовить устные сообщения, поучаствовать в дискуссии.
Занятия предусматривают работу с дополнительной литературой, справочниками, компьютером. Работа в парах, групповая форма работы, используемые на занятиях, учит слушать и слышать других, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Виды учебной деятельности: практическое занятие, теоретическое занятие. Усилить практическую направленность курса можно посредством использования заданий с практическим содержанием, что поможет стимулировать познавательную потребность учащихся и интерес к предмету химии и курсу. Эти задания позволят применить полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни.
Важно с помощью практической связи химии с жизнью, интеграции с другими предметами, проведения демонстраций и опытов создавать ситуации успеха, положительной учебной мотивации.
Технологии обучения
индивидуально-ориентированная,
разноуровневая (дифференцированный подход),
ИКТ
технология развития критического мышления
технология решения изобретательских задач
При реализации программы курса возможно использование практически всех видов компьютерных обучающих программ: электронные учебники, тренажеры, контролирующие программы. Целесообразно сочетать их с другими видами некомпьютерных технологий обучения, совмещать с другими средствами обучения. Реализация данной программы предусматривает использование видеороликов, работы с электронными образовательными ресурсами сети Internet.
Материально-техническое обеспечение курса
1. Мультимедиа проектор.
2. Компьютер.
3. Интерактивная доска
Формы и виды контроля
При реализации содержания программы формы, виды и методы контроля предусмотрены самые разнообразные в зависимости от целей и специфики изученного материала:
Формы контроля:
По способу подачи информации: устная, письменная, компьютерная.
Виды контроля:
Предварительный контроль предусматривает диагностику исходного уровня знаний и умений обучающихся в начале учебного курса.
Текущий контроль проводится на протяжении всего периода занятий с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений.
Тематический контроль проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса.
Заключительный контроль завершает процесс изучения курса, проводится в форме итогового зачёта.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название главы | Кол-во часов | Практические работы | Форма контроля |
| Тема 1. Киты окислительно-восстановительных реакций | 4 | | Выполнение упражнений |
| Тема2. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Порядок составления уравнений ОВР | 10 | 1 | Выполнение упражнений Выполнение практической работы |
| Тема 3. ОВР в технике и жизни | 6 | 1 | Выполнение упражнений Выполнение практической работы |
| Тема 4. Реакции производных d- элементов | 10 | | |
| Тема 5. Реакции азотной кислоты и нитратов | 6 | 2 | Выполнение упражнений Выполнение практической работы |
| Тема 6. ОВР соединений серы | 6 | 1 | Выполнение упражнений Выполнение практической работы |
| Тема 7. Реакции производных подгруппы галогенов | 6 | | Выполнение упражнений Выполнение практической работы |
| Тема 8. ОВР с участием органических веществ | 7 | | Выполнение упражнений |
| Итоговое занятие | 1 | | Тест |
| Итого | 56 | 5 | |
Содержание программы
Тема, количество часов | | Понятийный аппарат (дидактические единицы) | Планируемый результат | Система диагностики |
Тема 1. Киты окислительно-восстановительных реакций (4ч.) | Окислительно-восстановительные процессы в живой природе: обмен веществ в организмах, дыхание, ржавление, фотосинтез Строение атома и степень окисления Процессы окисления и восстановления, сопряжённые пары. Окислитель, восстановитель. Электронный баланс Классификация элементов в разных степенях окисления по окислительно-восстановительным свойствам. Типичные окислители и восстановители. | Окислительно-восстановительные реакции Степень окисления Электроотрицательность Сопряженные пары Окислитель Восстановитель Окисление Восстановление | Знать: важнейшие химические понятия - ОВР, степень окисления, положительная, отрицательная, минимальная, максимальная, промежуточная, нулевая степени окисления, окислительно-восстановительная сила элемента Уметь: распознавать окислительно-восстановительные процессы; определять потенциальные степени окисления атомов на основе их строения; строить модели атомов в виде электронных ячеек; классифицировать элементы в разных степенях окисления по окислительно-восстановительным свойствам | Текущий контроль фронтальный опрос, выполнение упражнений |
Тема 2. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Порядок составления уравнений ОВР (10ч.) | Классификация ОВР (межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования, сопропорционирования). Методы составления окислительно-восстановительных реакций Составление уравнений окислительно - восстановительного процесса с помощью (ЭБ, ЭИБ ) | Межмолекулярные внутримолекулярные ОВР; диспропорционирование, сопропорционирование; электронный и электронно-ионный баланс | Знать: важнейшие химические понятия - процессы окисления и восстановления, сопряженные пары, окисленная и восстановленная формы, электронный, материальный балансы, уравнение полуреакции; электронный и материальный баланс, стандартный электродный потенциал Уметь: составлять процессы окисления и восстановления атомов в различных степенях окисления; записывать уравнения полуреакций; определять стандартный электродный потенциал; подбирать стехиометрические коэффициенты методами электронного и электронно-ионного баланса; классифицировать ОВР | Текущий контроль Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос выполнение упражнений Отчёт о проделанной практической работе |
Тема 3. ОВР в технике и жизни (6ч.) | Получение металлов (восстановление из руд, реакции электролиза). Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. | Электролиз Катод, анод Гальванический элемент Количественные соотношения при электролизе Коррозия | Знать: сущность электролиза, способы получения металлов методом электрометаллургии; сущность электрохимической коррозии, способы защиты металлов от коррозии Уметь : записывать окислительно-восстановительные процессы, протекающие на катоде и аноде при электролизе расплавов и растворов (в разных средах) | Текущий контроль Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос, выполнение упражнений Отчёт о проделанной практической работе |
Тема 4. Реакции производных d- элементов (10ч.) | ОВР марганца в кислой, нейтральной, щелочной средах ОВР меди, железа ОВР хрома в кислой и щелочной средах | Влияние среды (кислой, нейтральной, щелочной) на характер протекания реакции, изменение степеней окисления атомов | Знать: продукты ОВР в разных средах для соединений марганца и хрома Уметь: Составлять окислительно-восстановительные реакции с участием соединений магния и хрома в кислой, нейтральной и щелочной средах; прогнозировать продукты химических реакций согласно схеме изменения степеней окисления марганца и хрома | Текущий контроль Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос, составление таблицы на выявление продуктов ОВР в разных средах |
Тема 5. Реакции азотной кислоты и нитратов (6ч.) | ОВР азотной кислоты разной концентрациис металлами различной активности ОВР нитратов | Продукты взаимодействия азотной кислоты разной концентрации с металлами Разложение нитратов | Знать: продукты ОВР азотной кислоты разной концентрации с металлами Уметь: Составлять окислительно-восстановительные реакции металлов с участием азотной кислоты; прогнозировать продукты химических реакций согласно схеме разложения нитратов | Текущий контроль Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос, выполнение упражнений Отчёт о проделанной практической работе |
Тема 6. ОВР соединений серы (6ч.) | ОВР серы и её соединений Окислительно — восстановительные свойства серной кислоты разной концентрации | Окислительно-восстановительные свойства соединений серы | Знать: продукты ОВР соединений серы, в т.ч. в различных средах Уметь: Составлять окислительно-восстановительные реакции с участием соединений серы в различных средах; прогнозировать продукты химических реакций | Текущий контроль Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос, выполнение упражнений Отчёт о проделанной практической работе |
Тема 7. Реакции производных подгруппы галогенов (6ч.) | ОВР производных брома, хлора, йода. | Окислительно-восстановительные свойства соединений галогенов и их соединений, в т.ч. в различных средах | Знать: продукты ОВР галогенов и их производных, в т.ч. в разных средах Уметь: Составлять окислительно-восстановительные реакции с участием галогенов и их производных; прогнозировать продукты химических реакций | Текущий контроль Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос, выполнение упражнений Отчёт о проделанной практической работе |
Тема 8. ОВР с участием органических веществ | ОВР углерода и органических соединений | Окислительно-восстановительные свойства органических соединений | Уметь: Определять степени окисления в органических веществах Составлять окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ | Выполнение упражнений |
Итоговое занятие (1ч.) | | | | Итоговый контроль (тест в формате ОГЭ) |
Список литературы
Учебно - методическое обеспечение элективного курса
Методическая литература
Программа элективного курса для учащихся 9 кл./б.В. Румянцев, М.А. Усиченко. – М.: «Химия в школе», №7, с.30. 2006;
Егоров А.С, Шацкая К.П.Химия. Пособие - репетитор для поступающих в ВУЗы. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2020
Электронные ресурсы (интернет-ресурсы)
ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru
http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена
http://www.hemi.nsu.ru
httр://www.fipi. ru/ - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
httр://wwwl. Ege. Edu.ru –официальный сайт информационный портал единого государственного экзамена.
WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»http://him.1september.ru
Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru
Мир химии http://chem.km.ru
Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
открытый банк заданий ФИПИ
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова http://chemistry.r2.ru
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm
Электронный учебник по неорганической химии.
Электронный учебник по общей химии.
24