СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Окислительно-восстановительные реакции" для 9-х классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Окислительно-восстановительные реакции" для обучающихся 9 класса даёт распределение учебных часов и последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипедметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающихся. Программа способствует восприятию целостной картины мира через призму окислительно-восстановительных реакций, позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами химии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки,  научиться решать химические уравнения ОВР повышенного уровня сложности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Окислительно-восстановительные реакции" для 9-х классов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 1»



















Дополнительная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

"Окислительно-восстановительные реакции"

для 9-х классов







Рабочую программу составила:

Деревенчук Лариса Викторовна,

учитель химии

высшей квалификационной категории





г. Новый Уренгой

2023г.


Оглавление



Пояснительная записка

Общая характеристика программы

3-6

Цели программы

6

Задачи программы

6

Планируемые результаты

7-10

Формы и виды контроля

11

Учебно-тематический план

12

Содержание программы

13-18

Список литературы

19-20

































Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Окислительно-восстановительные реакции" для обучающихся 9 класса даёт распределение учебных часов и последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипедметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающихся. Программа способствует восприятию целостной картины мира через призму окислительно-восстановительных реакций, позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами химии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки, научиться решать химические уравнения ОВР повышенного уровня сложности.


Нормативные документы,

на основании которых разработана программа

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677).

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

4. Приказ Министерства труда РФ от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г., в ред. Приказа Министерства труда РФ от 05.08.2016 г. № 422н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения от 09.11.2018 №196;

7. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (Санитарные правила СП 2.4.3648-20).

8. Примерная основная образовательная программа основного общего по химии (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) // http://fgosreestr.ru/).


Программа рассчитана на 56ч. по 2 академических часа в неделю для обучающихся 9-х классов (14-16 лет). Она составлена как дополнение к основному курсу химии, направлена на расширение знаний учащихся о типах ОВР, об электронном и ионно-электронном методах подбора стехиометрических коэффициентов, о связи химии с жизнью и протекающими вокруг человека процессами, на знакомство со способами решения жизненно важных проблем – получение материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды.

Программа элективного курса составлена с учётом требований современной концепции естественно-научного образования, в которой прикладная направленность подчеркивается как важное требование обновления содержания. Программа включает гуманитарную, валеологическую информацию, выходящую за рамки школьного курса, что необходимо для выработки целостного химического мировоззрения, разностороннего кругозора и реализации межпредметных связей с физикой, биологией, экологией, что также даёт возможность учащимся использовать теоретические знания по химии для объяснения производственных процессов, экологических и биологических явлений, химических процессов, протекающих в организме человека с точки зрения ОВР.


Актуальность выбора программы

На современном этапе развития общества выросла потребность в нестандартно мыслящих, творческих людях. Чтобы выпускники школ удовлетворяли этим высоким требованиям необходимо создавать в учебном процессе условия для реализации собственной деятельности обучающихся.

В настоящее время целый ряд разделов школьной программы по химии рассматривается весьма поверхностно, например, окислительно-восстановительные процессы. Мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания ОВР, а также коррозии, защите металлов от неё, электролизу. Эта тема традиционно важна, и в то же время её изучение вызывает у обучающихся определённые трудности. Однако, в связи с постепенной экологизацией системы образования основной интерес «естественников» концентрируется сейчас на процессах, протекающих в неживой природе и техносфере, от которых зависит существование биосферы.

Среди многообразных процессов и явлений, протекающих в окружающем нас мире, окислительно-восстановительные реакции (ОВР) являются жизненно важными. Это и фотосинтез - главная восстановительная реакция биоты, дыхание, брожение и другие процессы, протекающие в организме человека, а также реакции круговорота веществ в природе, горение.

Большинство производств тоже основаны на процессах окисления и восстановления: металлургия, электроника, электротехника, косметология, энергетика и т.д. С помощь ОВР получают щелочи, кислоты и другие ценные вещества. Данные реакции лежат в основе преобразования химической энергии в электрическую в гальванических и топливных элементах, а также горение топлива. В техносфере наиболее важными являются процессы восстановления металлов из руд. Металлы основные конструкционные материалы современности из-за их прочности, пластичности и термостойкости. Но в литосфере большая часть металлов находится в окисленном состоянии, и металлургическая промышленность восстанавливает их, используя различные способы, в том числе электролиз и пирометаллургию.

Окислительно-восстановительные процессы затрагивают все геосферы и в значительной степени определяют условия нашего существования. Поэтому основные сведения о них необходимы и полезны каждому, но их приобретение вызывает у учащихся определенные трудности, связанные, во-первых, с недостаточным количеством отводимого на это времени, во-вторых ОВР изучается в обязательном курсе недостаточно полно, т.к. не рассматриваются их классификация, количественные характеристики.

Данная тема имеет огромное практическое значение и пронизывает весь учебный материал, наиболее трудная и интересная в преподавании химии. Это ещё одна возможность расширить границы познания в этом направлении, отработать не только теоретический материал, но и практические навыки в прогнозировании свойств, постановке и выполнении лабораторных опытов. Более подробно разбираются такие понятия, как электроотрицательность, степень окисления, зависимость окислительно-восстановительных свойств от положения элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, классификация реакций, количественная характеристика реакций. Достаточно подробно азбираются несколько методов уравнивания ОВР. Рассмотрены сложные ОВР для марганца, хрома. азотной кислоты, а также условия, влияющие на протекание этих реакций (активность веществ, концентрацию раствора, характер среды), роль ОВР в технике и в жизни.

Без изучения этих реакций невозможно понять современную химию, её связь с жизнью, справиться с хемофобией. Старшим школьникам, выбравшим естественнонаучный профиль и готовящимся сдавать химию как вступительный экзамен в ВУЗ, необходимо поработать над данной темой в дополнение к общеобразовательному стандарту. Сделать это можно в рамках предметного элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции».

Практическая направленность изучения химии не только расширит кругозор учащихся, усилит воспитательное воздействие на формирование их мировоззрения, повысит уровень знаний, сформирует грамотное поведение в быту, природе, на производстве, но и позволит изменить отношение к химии. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.


Цели программы

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Окислительно-восстановительные реакции" на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:

  • формирование умения составлять уравнения окислительно-восстановительных процессов, идущих в стандартных условиях;

  • систематизировать, расширить и углубить, закрепить знания обучающихся о сущности окислительно-восстановительных реакций, их роли в природе и практическое значение, важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР;

  • сформировать представление у обучающихся о процессе электролиза, умение составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза, расширить представления о коррозии металлов и роли её в технике;

  • активизировать знания у обучающихся, формировать широту взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться, отстаивать свою точку зрения.


Задачи программы

  • развивать интерес к химии;

  • показать значение химических знаний в жизни человека;

  • закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о сущности ОВР, их роли в природе и практическом значении;

  • расширить представления о классификации ОВР, их количественных характеристиках;

  • развивать навыки в использовании методов электронного и ионно-электронного баланса для подбора стехиометрических коэффициентов в уравнениях реакции;

  • раскрыть химическую сущность процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание, принцип действия лекарств) и вокруг их (круговорот веществ в природе, фотосинтез и др.).

  • развивать такие личные качества, как гуманизм, ответственность за своё здоровье и здоровье других людей.




Планируемые результаты

Программа предусматривает формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Результаты обучения полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья, умение прогнозировать свойства вещества, способность к анализу, способность к синтезу, выделению главного, видеть проблему в целом, умение классифицировать процессы, навыки постановки проведения эксперимента, наблюдать и делать выводы, общие законы переносить на конкретные примеры.

Изучение данного курса по химии способствует решению общей цели естественно-научного образования – дать единое представление о природе, сформировать естественно-научную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций.

Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

• формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

• воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни;

• понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;

• формирование творческого отношения к проблемам;

• подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

• умение управлять своей познавательной деятельностью;

• умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной или игровой деятельности;

• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;

• развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная и др.);

• формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

• навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• понимание проблемы, умение составить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

• умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

• умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

• умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

• умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

• умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;

• применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;

• выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

• способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;

• умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

• понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.

Обучающиеся должны знать:

  • основные законы диалектики: закон отрицания отрицаний, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей;

  • классификацию ОВР, количественные характеристики данных процессов;

  • важнейшие окислители и восстановители, методы составления ОВР;

  • понятие электрохимической коррозии и способов защиты от неё;

  • сущность электролиза растворов и расплавов как окислительно-восстановительного процесса;

  • правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять упражнения по составлению окислительно-восстановительных уравнений реакций методом электронного и электронно-ионного баланса и полуреакций с учётом влияния среды;

  • распознавать окислительно-восстановительные процессы;

  • определять возможные степени окисления элемента, возможные состояния атома;

  • определять степени окисления атомов в неорганических и органических соединениях;

  • определять окислительно-восстановительные свойства соединений;

  • подбирать сопряженные пары для окислительно-восстановительного процесса, идущего в растворе, как суммарного процесса, соблюдающего все законы сохранения материи;

  • подбирать лабораторные и промышленные окислители;

  • определять стандартный электродный потенциал;

  • предсказывать условия проведения реакции (в т.ч. реакционную среду) и ожидаемые продукты окисления (восстановления).


Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту, химическом производстве



Общая характеристика учебного процесса


Методы организации учебных занятий:

  1. Коммуникативный метод обучения;

  2. Репродуктивный;

  3. Познавательный;

  4. Частично-поисковый;

  5. Преобразовательный;

  6. Творческий;

  7. Систематизирующий;

  8. Контрольный.

Формы учебных занятий: в ходе занятий обучающимся предлагается преобразовать информацию в виде схем, таблиц, опорных конспектов, также можно использовать самые активные формы обучения (поисковая деятельность, элементы исследовательской, проектной деятельности). В ходе учебного процесса у обучающихся может возникнуть повышенный интерес к какой-то конкретной теме. В такой ситуации можно предложить обучающимся (индивидуально или группе) выполнить проект по данной теме, поработать с дополнительной литературой, приготовить устные сообщения, поучаствовать в дискуссии.

Занятия предусматривают работу с дополнительной литературой, справочниками, компьютером. Работа в парах, групповая форма работы, используемые на занятиях, учит слушать и слышать других, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Виды учебной деятельности: практическое занятие, теоретическое занятие. Усилить практическую направленность курса можно посредством использования заданий с практическим содержанием, что поможет стимулировать познавательную потребность учащихся и интерес к предмету химии и курсу. Эти задания позволят применить полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни.

Важно с помощью практической связи химии с жизнью, интеграции с другими предметами, проведения демонстраций и опытов создавать ситуации успеха, положительной учебной мотивации.

Технологии обучения

  • индивидуально-ориентированная,

  • разноуровневая (дифференцированный подход),

  • ИКТ

  • технология развития критического мышления

  • технология решения изобретательских задач

При реализации программы курса возможно использование практически всех видов компьютерных обучающих программ: электронные учебники, тренажеры, контролирующие программы. Целесообразно сочетать их с другими видами некомпьютерных технологий обучения, совмещать с другими средствами обучения. Реализация данной программы предусматривает использование видеороликов, работы с электронными образовательными ресурсами сети Internet.


Материально-техническое обеспечение курса

1. Мультимедиа проектор.

2. Компьютер.

3. Интерактивная доска


Формы и виды контроля

При реализации содержания программы формы, виды и методы контроля предусмотрены самые разнообразные в зависимости от целей и специфики изученного материала:

Формы контроля:

  • По способу организации: индивидуальная; групповая; фронтальная; дифференцированная.

  • По способу подачи информации: устная, письменная, компьютерная.

Виды контроля:

  • Предварительный контроль предусматривает диагностику исходного уровня знаний и умений обучающихся в начале учебного курса.

  • Текущий контроль проводится на протяжении всего периода занятий с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений.

  • Тематический контроль проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса.

  • Заключительный контроль завершает процесс изучения курса, проводится в форме итогового зачёта.











Учебно-тематический план


п/п

Название главы

Кол-во часов

Практические работы

Форма контроля

Тема 1. Киты окислительно-восстановительных реакций

4


Выполнение упражнений

Тема2. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Порядок составления уравнений ОВР

10

1

Выполнение упражнений

Выполнение практической работы

Тема 3. ОВР в технике и жизни

6

1

Выполнение упражнений

Выполнение практической работы

Тема 4. Реакции производных d- элементов

10



Тема 5. Реакции азотной кислоты и нитратов

6

2

Выполнение упражнений

Выполнение практической работы

Тема 6. ОВР соединений серы

6

1

Выполнение упражнений

Выполнение практической работы

Тема 7. Реакции производных подгруппы галогенов

6


Выполнение упражнений

Выполнение практической работы

Тема 8. ОВР с участием органических веществ

7


Выполнение упражнений


Итоговое занятие

1


Тест


Итого

56

5



Содержание программы


Тема,

количество часов


Понятийный аппарат (дидактические единицы)

Планируемый результат

Система диагностики

Тема 1. Киты окислительно-восстановительных реакций (4ч.)

Окислительно-восстановительные процессы в живой природе: обмен веществ в организмах, дыхание, ржавление, фотосинтез

Строение атома и степень окисления

Процессы окисления и восстановления, сопряжённые пары.

Окислитель, восстановитель. Электронный баланс

Классификация элементов в разных степенях окисления по окислительно-восстановительным свойствам. Типичные окислители и восстановители.

Окислительно-восстановительные реакции


Степень окисления


Электроотрицательность


Сопряженные пары


Окислитель


Восстановитель


Окисление


Восстановление


Знать: важнейшие химические понятия - ОВР, степень окисления, положительная, отрицательная, минимальная, максимальная, промежуточная, нулевая степени окисления, окислительно-восстановительная сила элемента

Уметь: распознавать окислительно-восстановительные процессы;

определять потенциальные степени окисления атомов на основе их строения; строить модели атомов в виде электронных ячеек;

классифицировать элементы в разных степенях окисления по окислительно-восстановительным свойствам

Текущий контроль


фронтальный опрос, выполнение упражнений

Тема 2. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Порядок составления уравнений ОВР (10ч.)

Классификация ОВР (межмолекулярные, внутримолекулярные,

диспропорционирования, сопропорционирования).

Методы составления окислительно-восстановительных реакций

Составление уравнений окислительно - восстановительного процесса с помощью (ЭБ, ЭИБ )

Межмолекулярные

внутримолекулярные ОВР;


диспропорционирование,

сопропорционирование;


электронный и электронно-ионный баланс

Знать: важнейшие химические понятия - процессы окисления и восстановления, сопряженные пары, окисленная и восстановленная формы, электронный, материальный балансы, уравнение полуреакции; электронный и материальный баланс, стандартный электродный потенциал

Уметь: составлять процессы окисления и восстановления атомов в различных степенях окисления; записывать уравнения полуреакций; определять стандартный электродный потенциал; подбирать стехиометрические коэффициенты методами электронного и электронно-ионного баланса; классифицировать ОВР


Текущий контроль


Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос

выполнение упражнений


Отчёт о проделанной практической работе

Тема 3. ОВР в технике и жизни (6ч.)

Получение металлов (восстановление из руд, реакции электролиза).

Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.


Электролиз

Катод, анод

Гальванический элемент

Количественные соотношения при электролизе

Коррозия

Знать: сущность электролиза, способы получения металлов методом электрометаллургии; сущность электрохимической коррозии, способы защиты металлов от коррозии

Уметь :

записывать окислительно-восстановительные процессы, протекающие на катоде и аноде при электролизе расплавов и растворов (в разных средах)


Текущий контроль


Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос,

выполнение упражнений


Отчёт о проделанной практической работе

Тема 4. Реакции производных d- элементов (10ч.)

ОВР марганца в кислой, нейтральной, щелочной средах

ОВР меди, железа

ОВР хрома в кислой и щелочной средах


Влияние среды (кислой, нейтральной, щелочной) на характер протекания реакции, изменение степеней окисления атомов

Знать: продукты ОВР в разных средах для соединений марганца и хрома

Уметь: Составлять окислительно-восстановительные реакции с участием соединений магния и хрома в кислой, нейтральной и щелочной средах; прогнозировать продукты химических реакций согласно схеме изменения степеней окисления марганца и хрома

Текущий контроль



Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос,

составление таблицы на выявление продуктов ОВР в разных средах

Тема 5. Реакции азотной кислоты и нитратов (6ч.)

ОВР азотной кислоты разной концентрациис металлами различной активности

ОВР нитратов

Продукты взаимодействия азотной кислоты разной концентрации с металлами


Разложение нитратов

Знать: продукты ОВР азотной кислоты разной концентрации с металлами

Уметь: Составлять окислительно-восстановительные реакции металлов с участием азотной кислоты; прогнозировать продукты химических реакций согласно схеме разложения нитратов

Текущий контроль


Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос,

выполнение упражнений


Отчёт о проделанной практической работе

Тема 6. ОВР соединений серы (6ч.)

ОВР серы и её соединений

Окислительно — восстановительные свойства серной кислоты разной концентрации

Окислительно-восстановительные свойства соединений серы

Знать: продукты ОВР соединений серы, в т.ч. в различных средах

Уметь: Составлять окислительно-восстановительные реакции с участием соединений серы в различных средах; прогнозировать продукты химических реакций

Текущий контроль


Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос,

выполнение упражнений


Отчёт о проделанной практической работе

Тема 7. Реакции производных подгруппы галогенов (6ч.)

ОВР производных брома, хлора, йода.

Окислительно-восстановительные свойства соединений галогенов и их соединений, в т.ч. в различных средах


Знать: продукты ОВР галогенов и их производных, в т.ч. в разных средах

Уметь: Составлять окислительно-восстановительные реакции с участием галогенов и их производных; прогнозировать продукты химических реакций

Текущий контроль


Индивидуальные. дифференцированные задания, фронтальный опрос,

выполнение упражнений


Отчёт о проделанной практической работе

Тема 8. ОВР с участием органических веществ

ОВР углерода и органических соединений


Окислительно-восстановительные свойства органических соединений

Уметь: Определять степени окисления в органических веществах

Составлять окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ

Выполнение упражнений


Итоговое занятие (1ч.)




Итоговый контроль (тест в формате ОГЭ)














Список литературы

Учебно - методическое обеспечение элективного курса

Методическая литература

  1. Программа элективного курса для учащихся 9 кл./б.В. Румянцев, М.А. Усиченко. – М.: «Химия в школе», №7, с.30. 2006;

  2. Егоров А.С, Шацкая К.П.Химия. Пособие - репетитор для поступающих в ВУЗы. - Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2020


Электронные ресурсы (интернет-ресурсы)

  1. ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru

  2. http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии

  3. http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена

  4. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена

  5. http://www.hemi.nsu.ru

  6. httр://www.fipi. ru/ - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

  7. httр://wwwl. Ege. Edu.ru –официальный сайт информационный портал единого государственного экзамена.

  8. WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru

  9. АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru

  10. Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru

  11. Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru

  12. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»http://him.1september.ru

  13. Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru

  14. Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru

  15. Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru

  16. Мир химии http://chem.km.ru

  17. Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru

  18. Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

  19. открытый банк заданий ФИПИ

  20. Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus

  21. Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru

  22. Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/

  23. Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова http://chemistry.r2.ru

  24. Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru

  25. Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru

  26. Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm

  27. Электронный учебник по неорганической химии.

  28. Электронный учебник по общей химии.














24