СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный мир театра"
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» разработана в соответствии:
Федеральным законом от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Федеральным законом № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 № 996-р);
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 131 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;
Приказом КГАОУ ДО РМЦ № 383 П от 26.09.2019 г. об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае,
Программой воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Хабаровского края, на 2021 - 2025 годы от 29.12.2020 г. № 1282;
Муниципальной программой "Развитие воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края" от 14.09.2021 №873-па;
Уставом МБОУДОДЦДТ п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края
Программой«Воспитание» МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края
Положением о дополнительной общеразвивающей программе МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра» художественной направленности ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Современная педагогическая наука располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально эстетической активности личности. Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства. Театральное искусство сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной одаренной личности.
Программа «Волшебный мир театра» разноуровневая. предполагает развитие духовной, активной, творческой личности ребёнка, раскрытие творческого потенциала средствами театрального искусства. Первый год обучения – стартовый уровень. Второй – базовый уровень.
Актуальность программы театральной студии определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Педагогическая целесообразность.
Театр развивает разные стороны личности ребенка, удовлетворяет его интеллектуальные и эмоциональные потребности. Самый скромный ребенок развивается и раскрывается во время театральных занятий, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. У ребенка появляется радость от того, что он сам может делать интересные постановки, формируется устойчивое положительное отношение к театру. Он перестает бояться публики, превращается в прекрасного оратора, владеющего телом и мимикой. Учащиеся становятся раскрепощенными, уверенными в себе, т.к. театр становиться способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения.
Отличительные особенности
Программа модифицированная, разработана на основе методического пособия для педагога дополнительного образования «Детский музыкальный театр». Авторы: Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б.Шишова, А.И.Коняшов. Волгоград: Учитель, 2009 год. На основе названного пособия были внесены коррективы в образовательную программу «Волшебный мир театра». Во-первых, данная образовательная программа позволяет раскрыть индивидуальные качества учащихся. Во-вторых, даёт дополнительные сведения по орфоэпии и развивает речеголосовой аппарат.
Адресат программы:
Возраст: 6 - 15 лет.
Количество учащихся в группе:
- первый год обучения (стартовый уровень) - 12 человек
- второй год обучения (стартовый уровень) - 12 человек
Условия набора детей в коллектив: в театральное объединение принимаются дети с 6 лет по интересу, без предъявления специальных требований. Зачисление в объединение производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.). Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально. Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям, Сан ПиН и составляет:
Объем и сроки усвоения программы, режим занятий:
период | Продолжительность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1год обучения | 3 часа | 2 | 6 ч | 36 | 216 ч |
2год обучения | 3 часа | 2 | 6 ч | 36 | 216 ч |
Итого по прогр. |
|
|
|
| 432 ч |
ОБУЧЕНИЕ
Цель: Развитие творческой личности через театрализованную деятельность.
Задачи:
Приобщать учащихся к театральной культуре, обогащать словарь, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью;
Развивать память, внимание, наблюдательность, творческое мышление и воображение;
Развивать способность работать в коллективе;
Воспитывать интерес к театру, истории театра, профессии актёра и другим театральным профессиям;
Воспитывать художественно – эстетический вкус;
Формы организации занятий
Программа ориентирована на чередования различных форм обучения: беседы, ролевые игры, конкурсы, диалоги, различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.), слушание, импровизация, репетиции.
Данный курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса - групповые (10-12 человек).
-мелкогрупповые (от 2 до 5 человек)
-индивидуальные (наиболее применяемая форма раскрытия творческих способностей ребенка, его раскрепощения).
-тематические занятия и занятия интегрированного типа.
- подготовка коллективных театральных постановок
Занятия в объединении включают в себя теоретические и практические части.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Учебный план I года обучения.
№ п\п
| Название раздела | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Театральная игра | 42 | 16 | 26 | Наблюдение, опрос, первичная диагностика | |
2. | Культура и техника речи | 28 | 10 | 18 | Опрос | |
3. | Ритмопластика | 20 | 8 | 12 | Творческое задание | |
4. | Основы театральной культуры | 8 | 3 | 5 | Контрольные упражнения | |
5. | Фольклор | 22 | 8 | 14 | Открытое занятие, конкурсы | |
6. | Индивидуальная работа | 14 | 4 | 10 | Педагогическое наблюдение | |
7. | Просмотрово-информационный раздел | 10 | 4 | 6 | Итоговый контроль (подведение итогов) | |
8. | Воспитание | 72 | 21 | 51 |
| |
| Итого: | 216 | 74 | 142 |
|
Учебный план II года обучения.
№ п\п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы актерского мастерства | 34 | 15 | 19 | Наблюдение, опрос, первичная диагностика |
2. | Театральный словарь | 6 | 2 | 4 | Контрольное выступление |
3. | Сценическая речь | 12 | 4 | 8 | Открытое занятие |
4. | Пластика | 22 | 7 | 15 | Контрольные исполнения |
5. | Творческие сюрпризы | 14 | 5 | 9 | КВН, конкурсы |
6. | Работа над спектаклем | 32 | 6 | 26 | Театральные постановки |
7. | Индивидуальная работа | 14 | 2 | 12 | Тестовые задания |
8. | Просмотрово-информационный раздел | 10 | 2 | 8 | опрос |
9. | Воспитание | 72 | 21 | 51 |
|
| Итого: | 216 | 64 | 152 |
|
Содержание программы I года обучения
1.Театральная игра
Теория: Эти разные игры» (виды игр). Сюжетно-ролевая игра. Этюд как прием развития актерского воображения. Игры-драматизации.
Практические занятия: Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказка терапия. Диагностика творческих способностей учащихся.
2.Культура и техника речи
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практические занятия: Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
3.Ритмопластика
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практические занятия: Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игрыи упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки (игры с имитацией движений «Ходим кругом», «Не ошибись», этюд «Осенние листья», «Заяц – барабанщик», «Вальс снежинок» и т.д.).
4.Основы театральной культуры
Теория: Знакомство с искусством театра, его основными принципами и понятиями, развитие кругозора в области искусства и культуры.
Практика: Игры и этюды «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идём в театр»
5.Фольклор
Теория: знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Практические занятия: импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
6.Индивидуальная работа
Теория: Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
Практические занятия: Игры на развитие физиологического и речевого дыхания «Подуем в трубочку», «Буря в стакане», «Фокус с предметами», «Лодочки», тренировка и отработка звуков, индивидуальная работа с отдельными номерами.
7.Просмотрово-информационный раздел
Теория: Просмотр кинофильмов и их обсуждение.
Практика: Круглый стол, обсуждение уходящего года, что получилось, что нет. Планы на следующий год. Подведение итогов.
Содержание программы II года обучения
1. Основы актерского мастерства
Теория: Разновидность эмоций, отличия театрального этюда от упражнений, структура театрального этюда.
Практические занятия: Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.
2. Театральный словарь
Теория: Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.
Практические занятия: Игры, викторины, направленные на закрепление представлений о театре. («Театр», «Театральные профессии»)
3. Сценическая речь
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практические занятия: Упражнения на устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Игры на постановку речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней.
4. Пластика
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практические занятия: Разнообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом; упражнения, направленные на координацию движений и равновесие; упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.
5. Творческий сюрприз
Теория: формирование представления о творческих сюрпризах, направление фантазии по заданному руслу, концентрация внимания, составление части сюжета.
Практические занятия: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д.
6. Работа над спектаклем
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
Научить детей репетировать сказку по частям
Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
Научить детей чувствовать ритм спектакля
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
7. Индивидуальная работа с детьми
Теория: Подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам
Практика: Репетиции с отдельными номерами
8. Просмотрово-информационный
Теория: Просмотр кинофильмов, постановок, видеоматериала и их обсуждение.
Практика: Игры, конкурсы, фестивали.
Календарный учебный график представлен в Приложении 1
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В конце 1 года обучения учащиеся будут знать:
что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств
с чего зародился театр
какие виды театров существуют
кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Понимание:
об элементарных технических средствах сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
В конце 2 года обучения:
историю театра
жанры театра;
виды искусства;
основные театральные понятия;
основы гримировального искусства
основы создания сценической постановки;
основы создания сценического образа с помощью грима;
штампы общения;
стили речи;
освоение основ актерского мастерства на уровне своих индивидуальных возможностей
Метапредметные результаты:
Учащиеся будут уметь:
направлять свою фантазию по заданному руслу
образно мыслить
концентрировать внимание
ощущать себя в сценическом пространстве
использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях.
ВОСПИТАНИЕ
Цель: Формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Воспитывать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни, сознательного отношения к семейным ценностям;
Способствовать формированию условий для активного отдыха детей, через стимулирование творчества и инициативы;
Способствовать развитию творческой и социальной активности.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания:
гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание - воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания(познавательное воспитание)- воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Планируемые результаты:
Будет развито чувство патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Будут развиты нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
Будут сформированы потребности в здоровом образе жизни, сознательное отношение к семейным ценностям;
Будут сформированы условия для активного отдыха детей, через стимулирование творчества и инициативы;
Будет развита творческая и социальная активность.
Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 2
Комплекс организационно-педагогических условий
Для того, чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие условия:
Материальное обеспечение:
-Учебный кабинет, столы, стулья;
-Актовый зал;
- Костюмерная комната;
- Бутафория;
- Реквизит;
- Декорации;
- Костюмы.
- Формирование групп и расписание занятий в соответствии с требованиями СанПиН
-Дидактическое обеспечение: подборки рисунков со сказочными героями, фотографий из театров, видеосъемка представлений разных видов театров; тексты для этюдов, тексты сценариев.
Информационное обеспечение
Фото-, видеокамера;
Мультимедиапроектор;
Экран;
Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео);
Архив видео и фотоматериалов
Компьютер;
Музыкальный центр
УМК к программе
Методические разработки занятий
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования - Щепелева Лариса Андреевна;
Образование – высшее;
Квалификационная категория – высшая;
Формы аттестации:
- театральные постановки
- игры, викторины, КВН
- открытые занятия;
- концерты;
- опрос;
- тесты;
- фестивали;
- конкурсы.
Результаты отслеживания осуществляются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.
Нулевой этап проводится в начале учебного года. Его цель - определение уровня подготовки детей к началу обучения, то есть начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.
Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия с целью оценки успешности, продвижения, подведение промежуточных итогов обучения. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
Итоговый этап - подведение итогов к концу учебного года. На этом этапе анализируются результаты обучения, и оценивается успешность усвоения учащимися учебной программы.
Оценочные материалы
Формами предоставления результатов усвоения программы являются театральные постановки, игры, открытые занятия, концерты, анкеты, тесты, конкурсы.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей используется «Мониторинг результатов обучения учащихся по дополнительной образовательной программе»(Приложение 3).
Для определения уровня воспитанности применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой. (Приложение 4)
Первая группа показателей — теоретическая подготовка включает:
- теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети будут знать»;
- владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета.
Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:
- практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами «Дети будут уметь».
- владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.
- творческие навыки учащегося – креативность в выполнении практических заданий.
Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки учащихся. В этой группе представлены:
учебно-интеллектуальные умения;
учебно-коммуникативные умения;
учебно-организационные умения и навыки.
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучение, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:
- педагогика сотрудничества;
педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
-групповые технологии;
- технологии индивидуального обучения;
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии;
технология дифференцированного обучения
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
С первого года обучения необходимо проведение индивидуальной работы с учащимися различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.;
для других – дальнейшее развитие природных задатков.
На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Методическое обеспечение программы
репродуктивный: (воспроизводящий) направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные. Реализуется на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
иллюстративный: (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
метод наблюдения: реализуется при проведении практических, экскурсионных занятий.
эвристический: (проблема формулируется учащимися, ими и предлагается способы ее решения);
информационно – рецептивный: направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания учащимися новой готовой информации. Метод требует разных средств и форм проявления: говорения и слушания, показа, демонстрации объекта и способа действия. Реализуется при изучении нового материала.
методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые
и воспитания:
убеждения,
упражнения,
личный пример;
поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими: тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем учащихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы учащиеся хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.
Список литературы
Для педагога
Агапова, И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы / И. А. Агапова. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская, Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е. В. Белинская. – СПб. Речь, 2006. – 125 с.
Богданов, Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: учебно-методическое пособие. Вып. 1 / Г. Ф. Богданов. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
Вечканова, И. Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: учебно-методическое пособие / И. Г. Вечканова. – СПб, КАРО, 2006. – 144 с.
Генералова, И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования: 2, 3,4 класс / И. А. Генералова. – М.:Баласс, 2004. – 48 с.
Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Гурков, А.Н. Школьный театр / А. Н. Гурков.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Развивающая сказкотерапия / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
Каришнев-Лубоцкий, М. А. Театрализованные представления для детей школьного возраста / М. А. Каришнев-Лубоцкий. - М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Котельникова, Е. А. Биомеханика хореографических упражнений / Е. А. Котельникова. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
Ладыженская, Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе) :Методическое пособие. - М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2, 2006. – 56 с.
Нестерина, Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы / Е. С. Нестерина. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Першин, М.С. Пьесы-сказки для театра / М. С. Першин. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
Попов. П.Г. Жанровое решение спектакля / П.Г. Попов. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.
Пушкин, С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением / С. И. Пушкин. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии / Н. А. Сакович. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
Сальникова, Н. Работа с детьми: школа доверия / Н. Сальникова. – СПб : Питер, 2003. – 282 с.
Скурат, Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками / Г. К. Скурат. –Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
Скрипник, И.С. Театр теней / И. С. Скрипник. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
Ткачева, Е.М. Пьесы / Е. М. Ткачева. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
Чурилова, Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилва. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–160 с.
Для родителей
1. Погосова, Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей / Н. М. Погосова. – Спб. :Речь;М. : Сфера, 2008. – 208 с.
2. Субботина,Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей / Л. Ю. Субботина. – Екатеринбург:У-Фактория, 2006. – 192 с.
3. Скрипник, И.С. Театр теней / И. С. Скрипник. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
Для учащихся
Генералова, И. А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс / И. А. Генералова. – М.:Баласс, 2004. – 48 с.
Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей / Т. Е. Харченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/uprazhneniya-dlya-dikcii-klassi-3850004.html
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-etyudi-i-uprazhneniya-na-zanyatiyah-po-aktyorskomu-masterstvu-3245061.html
https://кинокраски.рф/faq-items/дикция-упражнения/
https://ulan-ude-dou.ru/161/images/18-19/str-ped/st_vosp/kartot/kartotea_teatralnyh_igr_yetyud.pdf
https://ppt4web.ru/mkhk/teatr-kukol.html
https://ppt4web.ru/mkhk/vidy-teatrov.html
https://shkolazhizni.ru/health/articles/25191/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/24/rechevye-igry
Приложение1
Календарный учебный график
Календарный учебный график 1-ого года обучения
№ | дата | тема | всего | теория | практика | Форма занятия | Форма контроля |
1 |
| Введение | 2 | 1 | 1 | Беседа. Инструктаж по технике безопасности | Наблюдение Опрос |
|
| Театральная игра | 40 | 20 | 20 |
|
|
2 |
| Давайте познакомимся | 2 | 1 | 1 | Урок-путешествие | Педагогическое наблюдение |
3 |
| Вместе весело играть | 2 | 1 | 1 | Сюжетно-ролевая игра | Педагогическое наблюдение |
4 |
| Великое театральное царство | 2 | 1 | 1 | Игра-путешествие | Педагогическое наблюдение |
5 |
| «Я и мир» | 2 | 1 | 1 | Театральная игра | Педагогическое наблюдение |
6 |
| «Как хорошо что есть театр» | 2 | 1 | 1 | Конкурсная программа | Педагогическое наблюдение |
7 |
| В гостях у сказки | 2 | 1 | 1 | Викторина по сказкам | Игра |
8 |
| Веселые сочинялки | 2 | 1 | 1 | Игра - импровизация | Наблюдение |
9 |
| Этюды | 2 | 1 | 1 | Игровой тренинг | Педагогическое наблюдение |
10 |
| Этюды на выразительность жестов | 2 | 1 | 1 | Игровой тренинг | Педагогическое наблюдение |
11 |
| Этюды с воображаемыми предметами | 2 | 1 | 1 | Игровой тренинг | Педагогическое наблюдение |
12 |
| Игра - драматизация | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
13 |
| Сказкотерапия | 2 | 1 | 1 | тренинг | Опрос |
14 |
| Этюды на выражение эмоций | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
15 |
| Этюды с заданными обстоятельствами | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
16 |
| Массовые игры | 2 | 1 | 1 | Урок-соревнование | Конкурсы |
17 |
| Игра-инсценирование фрагментов сказок о животных | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
18 |
| Драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
19 |
| Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок «Красная шапочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и волк» | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
20 |
| Игры-драматизации по текстам рассказов «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых» | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
21 |
| Игра «Театр» | 2 | 1 | 1 | Сюжетно-ролевая игра | Педагогическое наблюдение |
|
| Культура и техника речи | 28 | 14 | 14 |
|
|
22 |
| Веселая гимнастика | 2 | 1 | 1 | Занятие-соревнование | Конкурс |
23 |
| Зарядка для лица и языка | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
24 |
| Забавные чистоговорки | 2 | 1 | 1 | Игра-импровизация | Педагогическое наблюдение |
25 |
| Игры говорилки | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
26 |
| «Слово не воробей» | 2 | 1 | 1 | Лексическая игра | Педагогическое наблюдение |
27 |
| «Войди в образ» | 2 | 1 | 1 | Игровой тренинг | Наблюдение |
28 |
| «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | 2 | 1 | 1 | Игры по развитию языковой догадки | Педагогическое наблюдение |
29 |
| «Давайте говорить правильно» | 2 | 1 | 1 | Беседа | Опрос |
30 |
| Конкурс дикторов | 2 | 1 | 1 | Конкурсно-развлекательная программа | Открытое занятие |
31 |
| Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
| 2 | 1 | 1 | практикум | Анализ выполнения практических заданий |
32 |
| Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции | 2 | 1 | 1 | практикум | Анализ выполнения практических заданий |
33 |
| Дыхательные упражнения. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. | 2 | 1 | 1 | практикум | Анализ выполнения практических заданий |
34 |
| Дыхательные упражнения. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. | 2 | 1 | 1 | практикум | Анализ выполнения практических заданий |
35 |
| Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
|
| Ритмопластика | 20 | 10 | 10 |
|
|
36 |
| Разминка - тренинг | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
37 |
| В мире пластики | 2 | 1 | 1 | Музыкально-пластическая импровизация | Игры |
38 |
| Язык жестов. Мимика. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практикум. | Опрос. Наблюдение |
39 |
| Психогимнастика | 2 | 1 | 1 | практикум | Игры |
40 |
| Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | 2 | 1 | 1 | занятие – тренинг | Наблюдение |
41 |
| «Пластические загадки» | 2 | 1 | 1 | конкурс | Педагогическое наблюдение |
42 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
43 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
44 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
45 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
|
| Основы театральной культуры | 8 | 8 |
|
|
|
46 |
| Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства | 2 | 2 | - | беседа | опрос |
47 |
| Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре. | 2 | 2 | - | беседа | опрос |
48 |
| «У истоков русского театра» | 2 | 2 | - | беседа | опрос |
49 |
| Театральный этикет | 2 | 2 | - | Виртуальная экскурсия | опрос |
|
| Фольклор | 22 | 12 | 10 |
|
|
50 |
| знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица | 2 | 1 | 1 | Игра-путешествие | Педагогическое наблюдение |
51 |
| Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практикум | опрос |
52 |
| «По щучьему велению на старт, внимание, марш» - театрализованная эстафета по мотивам русской сказки «Емеля - дурак» | 2 | 1 | 1 | Урок-соревнование | Педагогическое наблюдение |
53 |
| «Старые, старые сказки» | 2 | 1 | 1 | Игра путешествие по авторским сказкам | Педагогическое наблюдение |
54 |
| «Сочиняя сказку» | 2 | 1 | 1 | Беседа-практикум | Опрос |
55 |
| «Спасите Василису прекрасную» | 2 | 1 | 1 | Игра-викторина | Опрос |
56 |
| «Фольклор – душа народная» | 2 | 2 | - | Беседа | Опрос |
57 |
| « По страницам русского фольклора» | 2 | 1 | 1 | Игра-путешествие | Педагогическое наблюдение |
58 |
| «В царстве фольклора» | 2 | 1 | 1 | занятие –путешествие | Педагогическое наблюдение |
59 |
| «Русские богатыри» | 2 | 1 | 1 | КВН | Педагогическое наблюдение |
60 |
| «Художественное чтение» | 2 | 1 | 1 | Презентация | Опрос |
|
| Индивидуальная работа | 14 | - | 14 |
|
|
61 |
| Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
62 |
| Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
63 |
| Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
64 |
| Работа над органами артикуляции, дикции, работа над пословицами и скороговорками. | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
65 |
| Этюды на заданную тему | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
66 |
| Этюды на заданную тему | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
67 |
| Этюды на заданную тему | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
|
| Просмотрово-информационный раздел | 10 | 10 |
|
|
|
68 |
| Просмотр кукольного спектакля | 2 | 2 | - | презентация | Опрос |
69 |
| Просмотр классического спектакля | 2 | 2 | - | презентация | Опрос |
70 |
| Просмотр немого театра (актеры пантомимы) | 2 | 2 | - | презентация | Опрос |
71 |
| Сравнение разных видов театров | 2 | 2 | - | презентация | Опрос |
72 |
| Заключительное занятие | 2 | 2 | - | Урок-викторина | Опрос |
Календарный учебный график 2-ого года обучения
№ | дата | тема | всего | теория | практика | Форма занятия | Форма контроля |
1 |
| Введение | 2 | 1 | 1 | Беседа | Опрос |
| Основы актерского мастерства | 32 | 15 | 17 |
|
| |
2 |
| Организация внимания, воображения, памяти | 2 | 1 | 1 |
| Педагогическое наблюдение |
3 |
| Сценическое действие | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
4 |
| Творческая мастерская | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
5 |
| Игры, упражнения на развитие актерского внимания и зрительной памяти | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
6 |
| Игры, упражнения на развитие фантазии, воображения | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
7 |
| Игры, упражнения на развитие органов чувственного восприятия | 2 | - | 2 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
8 |
| Игры, упражнения на развитие ассоциативного, образного мышления | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
9 |
| Игры, упражнения на развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
10 |
| Игры, упражнения на развитие артистической смелости | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
11 |
| Упражнения на коллективную согласованность | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
12 |
| Сценическое общение, взаимодействие партнеров и воздействие друг на друга | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
13 |
| Этюды | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
14 |
| Этюды | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
15 |
| Этюды | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
16 |
| Работа над созданием образа | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
17 |
| Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Викторина | опрос |
|
| Театральный словарь | 6 | 6 | - |
|
|
18 |
| История возникновения театра | 2 | 2 | - | беседа | Опрос |
19 |
| Виртуальная экскурсия по закулисью | 2 | 2 | - | беседа | Опрос |
20 |
| Театральные жанры | 2 | 2 | - | беседа | Опрос |
|
| Сценическая речь | 12 | 6 | 6 |
|
|
21 |
| Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
| 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
22 |
| Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции.
| 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
23 |
| Дыхательные упражнения. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
24 |
| Дыхательные упражнения. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
25 |
| Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
26 |
| Основа постановки речевого голоса и развития дикции. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
|
| Пластика | 22 | 11 | 11 |
|
|
27 |
| Разминка - тренинг | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
28 |
| Психогимнастика | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
29 |
| Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | 2 | 1 | 1 | тренинг | Педагогическое наблюдение |
30 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
31 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
32 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
33 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
34 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
35 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
36 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
37 |
| Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Музыкально-пластические импровизации. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
|
| Творческие сюрпризы | 14 | 7 | 7 |
|
|
38 |
| Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т.д. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
39 |
| Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т.д | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
40 |
| Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т.д. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
41 |
| Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т.д. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
42 |
| Сочинение песен, стихов, монологов, шуток, наблюдения, и т.д. | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
43 |
| Фантазирование на свободную тему | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
44 |
| Фантазирование на свободную тему | 2 | 1 | 1 | практикум | Педагогическое наблюдение |
|
| Работа над спектаклем | 32 | 6 | 26 |
|
|
45 |
| Ознакомление детей с содержанием произведения | 2 | 2 | - | беседа | опрос |
46 |
| Этапы работы над спектаклем | 2 | 1 | 1 | беседа | опрос |
47 |
| Выявление персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры. | 2 | 1 | 1 | беседа | опрос |
48 |
| Распределение ролей персонажей между детьми | 2 | 1 | 1 | беседа | опрос |
49 |
| Репетиция сказки по частям Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
| 2 | - | 2 | инсценировка | Педагогическое наблюдение |
50 |
| Репетиция сказки по частям Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
| 2 | - | 2 | инсценеровка | Педагогическое наблюдение |
51 |
| Создание костюмов и реквизитов | 2 | - | 2 |
| Педагогическое наблюдение |
52 |
| Репетиция сказки по частям Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
| 2 | - | 2 | инсценировка | Педагогическое наблюдение |
53 |
| Репетиция сказки по частям | 2 | - | 2 | инсценировка | Педагогическое наблюдение |
54 |
| Репетиция сказки по частям | 2 | - | 2 | инсценировка |
|
55 |
| Репетиция сказки. Понятие «Мизансцена», работа над мизансценами и запоминание их последовательности. | 2 | 1 | 1 | инсценировка | Педагогическое наблюдение |
56 |
| Репетиция сказки | 2 | - | 2 | инсценировка | Педагогическое наблюдение |
57 |
| Репетиция сказки | 2 | - | 2 | инсценировка | Педагогическое наблюдение |
58 |
| Репетиция сказки | 2 | - | 2 | инсценировка | Педагогическое наблюдение |
59 |
| Репетиция сказки | 2 | - | 2 | инсценировка | Педагогическое наблюдение |
60 |
| Итоговое занятие | 2 | - | 2 | спектакль | Театральные постановки |
|
| Индивидуальная работа | 14 | - | 14 |
|
|
61 |
| Подготовка к мероприятиям | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
62 |
| Подготовка к мероприятиям | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
63 |
| Подготовка к мероприятиям | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
64 |
| Подготовка к мероприятиям | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
65 |
| Подготовка к мероприятиям | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
66 |
| Подготовка к мероприятиям | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
67 |
| Подготовка к мероприятиям | 2 | - | 2 | практикум | Педагогическое наблюдение |
|
| Просмотрово-информационный раздел | 10 | 10 | - |
|
|
68 |
| Просмотр кинофильмов и их обсуждение | 2 | 2 | - | презентация | опрос |
69 |
| Просмотр кинофильмов и их обсуждение | 2 | 2 | - | презентация | опрос |
70 |
| Просмотр кинофильмов и их обсуждение | 2 | 2 | - | презентация | опрос |
71 |
| Просмотр кинофильмов и их обсуждение | 2 | 2 | - | презентация | опрос |
72 |
| Заключительное занятие | 2 | 2 | - | спектакль | зачет |
Приложение 2
Календарный план воспитательной работы
Срок проведения | Направление воспитательной деятельности | Название мероприятия, события | Форма проведения мероприятия,события | Количество часов |
Сентябрь | Гражданское воспитание | «Мы граждане России» | тематический час | 1 |
Духовное и Нравственное воспитание | «Спешите делать добро» | Викторина-презентация | 1 | |
Эстетическое воспитание | «Здравствуй осень» | Выставка рисунков | 1 | |
Физическое воспитание | «Мы за ЗОЖ» | Игровая программа | 1 | |
Трудовое воспитание | «Без труда ничего не дается» | Круглый стол | 1 | |
Экологическое воспитание | «Природа и мы» | Викторина | 1 | |
Познавательное воспитание | «Интеллектуальный лабиринт» | Интерактивная игра | 1 | |
Октябрь | Гражданское воспитание | «Правила антитеррористической безопасности» | Круглый стол | 1 |
Духовное и Нравственноевоспитание | «Мой папа – самый лучший» | Конкурс рисунков | 1 | |
Эстетическое воспитание | «Осенний марафон»
| конкурсно-развлекательная программа | 3 | |
Физическое воспитание | «Идем в поход» | выход на природу | 3 | |
Экологическое воспитание | «Сохраним планету» | Конкурс рисунков | 1 | |
Ноябрь | Гражданское воспитание | «Знай, умей, соблюдай!» | Викторина по ПДД | 1 |
Патриотическое воспитание | «Россия - это мы!» | игровая программа, посвященная Дню народного единства | 1 | |
Духовное и нравственноевоспитание | «Пусть всегда будет мама» | Концерт, посвященный Дню матери | 3 | |
Физическое воспитание | «В стране здоровья» | Диспут | 1 | |
Экологическое воспитание | «Природа родного края» | Фотоконкурс | 1 | |
Познавательное воспитание | «Знатоки» | Интерактивная игра | 1 | |
Декабрь | Гражданское воспитание | «Антитеррор» | Информационный час | 1 |
Патриотическоевоспитание | «Живая память» | Патриотический час, посвященный Дню Неизвестного Солдата
| 1 | |
Духовное и Нравственноевоспитание | «Мои обязанности в семье» | Час общения | 1 | |
Эстетическое воспитание | «С Новым годом!» | Конкурсно-развлекательная программа | 3 | |
Экологическое воспитание | «Покормим птиц зимой» | Экологическая акция | 1 | |
Познавательное воспитание | «Поле чудес» | познавательная игра | 1 | |
Январь | Трудовое воспитание | «Все профессии нужны, все профессии важны» | Викторина | 1 |
Патриотическоевоспитание | «Блокадной памяти страницы» | урок мужества, посвященный ко дню прорыва блокады Ленинграда | 1 | |
Духовное и Нравственноевоспитание | «Рождественские посиделки» | игровая программа | 3 | |
Эстетическое воспитание | «Зимы прекрасные мгновенья» | Выставка рисунков | 1 | |
Физическое воспитание | «Зимние травмы, как избежать их» | Информационный час | 1 | |
Познавательное воспитание | «Город мастеров» | Познавательная викторина | 1 | |
Февраль | Гражданское воспитание | «Юный защитник Отечества» | конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества | 3 |
Патриотическоевоспитание | «Сталинград-бессмертный воин, город патриот»
| Акция памяти, посвященная дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | 1 | |
Физическое воспитание | «Веселые старты» | Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества | 3 | |
Познавательное воспитание | «На кого я хочу быть похожим» | Круглый стол | 1 | |
Март | Гражданское воспитание | «Знаешь ли ты свои права» | Викторина | 1 |
Духовное и Нравственноевоспитание | «Встречаем Масленицу!» | Игровая программа | 3 | |
Эстетическое воспитание | «Наши девочки прекрасны» | Конкурсно-развлекательная программа, посвященная 8 марта | 3 | |
Трудовое воспитание | «Все профессии хороши, выбирай на вкус» | Викторина-презентация | 1 | |
Экологическое воспитание | «Тайна живой природы» | Экологическая игра | 1 | |
Апрель | Патриотическоевоспитание | «Тайна Вселенной» | Конкурсно-игровая программа | 1 |
Эстетическое воспитание | "Этот загадочный космос" | Конкурс рисунков | 1 | |
Физическое воспитание | «Хочу быть здоровым» | Викторина | 1 | |
Гражданское воспитание | «Россия против террора» | Круглый стол | 1 | |
Экологическое воспитание | «Твои друзья – звери, птицы, рыбы» | Интерактивная игра | 1 | |
Май | Гражданское воспитание | «Моя малая Родина» | Слайд-презентация | 1 |
Патриотическоевоспитание | «Георгиевская ленточка» «Окна Победы» | всероссийская акция | 1
1 | |
Духовное и Нравственное воспитание | «Светлый праздник Пасхи» | Игровая программа | 3 | |
| Трудовое воспитание | «Праздник Весны и Труда» | субботник | 1 |
Экологическое воспитание | «Чистый багульник» | «Экологическая акция | 3 | |
|
|
|
| 72 |
Приложение 3
Мониторингрезультатов обучения
по дополнительной образовательной программе «Волшебный мир театра»
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | ччисло баллов | Методы диагностики | ||||
Теоретическая подготовка | ||||||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | практически не усвоил теоретическое содержание программы; овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; объем усвоенных знаний составляет более ½; освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 0 1 2 3 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. | ||||
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | не употребляет специальные термины; знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; сочетает специальную терминологию с бытовой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | 0 1 2 3 2 3 | Наблюдение, собеседование | ||||
Практическая подготовка | ||||||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | практически не овладел умениями и навыками; овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание | ||||
Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | не пользуется специальными приборами и инструментами; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; работает с оборудованием с помощью педагога; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание | ||||
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. | 0 1 2 3
3 | Наблюдение, контрольное задание | ||||
Основные компетентности | ||||||||
Учебно-интеллектуальные
Подбирать и анализировать специальную литературу
|
Самостоятельность в подборе и работе с литературой
|
учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с литературой с помощью педагога или родителей; работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
0 1
2 3 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ | ||||
Пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
| Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше
|
| |||||
Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше |
| |||||
Коммуникативные Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей
|
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога
|
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. | 0 1 2 3 |
| ||||
Выступать перед аудиторией
| Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации
| перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. | 0 1 2 3 | |||||
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения | Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств | участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. | 0 1 2 3 | |||||
Организационные
Организовывать свое рабочее (учебное) место
|
Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой |
рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой | 0 1 2 3 | Наблюдение
Наблюдение, собеседование | ||||
Планировать и организовать работу, распределять учебное время
| Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время | организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. | 0 1 2 3 | |||||
Аккуратно, ответственно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. | 0 1 2 3 | |||||
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности
| Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; объем усвоенных навыков составляет более ½; освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. | 0 1 2 3 |
Приложение 4
Мониторинг развития качеств личности учащихся
по дополнительной образовательной программе «Волшебный мир театра»
Качества личности | Признаки проявления качеств личности | |||
ярко проявляются 3 балла | проявляются 2 балла | слабо проявляются 1 балл | не проявляются 0 баллов | |
1. Активность, организаторские способности | Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. | Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. | Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая. | Пропускает занятия, мешает другим. |
2. Коммуникативные навыки, коллективизм | Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. | Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. | Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает. | Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. |
3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность | Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. | Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других. | Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. | Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. |
4. Нравственность, гуманность | Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям, | Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. | Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб. | Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен. |
5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности | Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий. | Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
| Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.
| В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный. |
55