СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Образовательная робототехника»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

 

                           Н. В. Кальмова

«_        »_                        _ 20           г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Гимназия №42»

 

                           Т. Н. Семенкова

«_        »_                             20         г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Образовательная обототехника»

(срок реализации 2 года, возраст  6-8 классы)

 

 

 

Составитель:

Крылова Дарина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МАОУ «Самарский социально-педагогический колледж» подразделение дополнительного образования

 

 

 

Программа рассмотрена

на заседании методического объединения Протокол №   от «    »                    г. Руководитель МО                                    

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2019

 

РАЗДЕЛ I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

 

    1. Пояснительная записка

 

Механика является древнейшей естественной наукой и основополагающей научно-технического прогресса на всѐм протяжении человеческой истории. В современном научном мире, по оценке исследователей, одним из важнейших направлений научно-технического прогресса является современная робототехника.

Робототе хника (от робот и техника; англ. Robotics - роботика, роботехника) – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства.

Робототехника комплексная наука, она опирается на такие дисциплины, как: электроника, механика, кибернетика, телемеханика, мехатроника, информатика, а также радиотехника и электротехника. В современном научном производстве выделяют: строительную, промышленную, бытовую, медицинскую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.

Робототехника отличается от других наук тем, что в ней проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике - с многостепенными механизмами типа манипуляторов.

Стремительное развитие робототехники в мире является закономерным процессом, который вызван принципиально новыми требованиями рынка к показателям качества технологических машин и движущихся систем.

Робот можно определить, как универсальный автомат для осуществления механических действий, подобных тем, которые производят человек, выполняющий физическую работу. При создании первых роботов и вплоть до наших дней образцом для них служат возможности человека. Именно стремление заменить человека на тяжелых и опасных работах породило идею робота, затем первые попытки реализации и, наконец, возникновение, и развитие современной робототехники и роботостроения.

В настоящее время происходит информатизация общества, наряду с этим идет внедрение новых информационных технологий практически во все виды деятельности человека. Сенсорное развитие интеллекта учащихся, пронизанное информатикой, - одно из фундаментальных требований к современной образовательной среде. Наиболее естественно оно реализуется в телесно- двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные

 

познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно- конструкторские проблемы.

Предмет «робототехники», как учебной дисциплины - это изучение программирования и создание роботов и других средств робототехники, основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.

В наше время робототехники и компьютеризации необходимо учить ребенка решать задачи с помощью автоматизированных систем, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

 

Учитывая значимость проблемы ребототехнического образования, и на основе указанных выше аспектов была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Робоототехника». Дополнительная общеразвивающая программа «Робоототехника» направлена на выполнение комплекса образовательных задач в области механики, программирования, изобретательства и является одним из направлений «Образовательной робототехники» и робототехники в целом.

 

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Робототехника» обусловлена потребностям уровня современной научно-технической жизни. Изменения, произошедшие в современном обществе, способствуют проявлению интересов и потребностей среди детей среднего школьного возраста на дополнительные образовательные услуги в области робототехники. Полученные знания, умения и навыки – воспитанники могут применять в жизни. Востребованность программы объясняется интересом подрастающего поколения к электронике и роботам. Социальный заказ родительской общественности также подтверждает потребности семьи в приоритетном желании заниматься инженерным образованием, так как включает организацию досуга, вовлечение в общественно значимую деятельность, содействие личностному росту, подготовку к выбору профессии и развитию научно-технического потенциала ребѐнка. Заключается в том, что она реализует потребности учащихся в техническом творчестве, развивает инженерное мышление, соответствует социальному заказу общества в подготовке технически грамотных специалистов.

Новизна          дополнительной          общеразвивающей          программы

«Робототехника» заключается в обучении учащихся творческому подходу при решении конструкторских задач, то есть поиску нестандартных, оригинальных по форме и содержанию технических решений, содержащих элементы новизны и их воплощению, основам рационализации и изобретательства.

Практическая значимость программы определяется еѐ практико- ориентированным подходом, личным опытом педагога и возможностью использования данной программы в системе общего и дополнительного образования.

Социальная значимость программы определена возможностью обучения детей разных возрастных категорий и разного социального статуса, в сотрудничестве с семьѐй, школой и социальными партнѐрами.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);
  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (от 9 ноября 2018 г. N 196)
  • СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р;
  • Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».
  • Федеральный Закон Российской Федерации от 01.12.2007г. №309 – ФЗ

«Федеральные государственные образовательные стандарты»

  • Методические   рекомендации   по    проектированию                           дополнительных общеразвивающих программ (сост.: И. Н. Попова, С. С. Славина);
  • Методические     рекомендации     по     разработке     и                             оформлению общеразвивающих программ (сост.: А. В. Павлов, Д. В. Моргун);
  • Устав МАОУ «Самарский социально-педагогический колледж»;
  • Положение   о   подразделении   дополнительного   образования   МАОУ

«Самарский социально-педагогический колледж», реализующем                       образовательные               программы дополнительного образования детей.

 

Отличительные особенности программы

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относится к технической направленности. Программа по уровню обучения относится к базовой.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения (по 144 часа в год.), рассчитана на учащихся 6-18 лет.

Режим работы объединения:

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) 3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

Занятия 2 раза в неделю по 2 часа обусловлены необходимостью более углубленного обучения и привитием устойчивого интереса к робототехнике, навыкам практической работы. Чередование теоретической, практической части занятий содействует психологической разгрузке и снижает утомляемость учащихся.

 

1.  Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.

 

2. Принцип разнообразия форм и видов работы.

 

Учебные группы комплектуются по возрастным особенностям, с учетом знаний, умений и интересов учащихся. Набор детей в объединение проводится по желанию. Состав учебных групп 12 человек.

 

Группы первого года обучения комплектуются из учащихся, проявляющих интерес к созданию к робототехнике, лего-проектированию и программированию. Практика показывает, что привлечение ребенка к занятию робототехники, начиная с этого возраста, способствует появлению устойчивого интереса к данному роду деятельности. А также позволяет сформировать к моменту окончания школы специфическую систему взглядов, отражающих, в частности, гордость за сопричастность к достижениям в этой области знаний и людям, работающим в ней. Раннее начало обучения способствует более легкому восприятию и освоению новых и довольно специфических терминов, понятий и явлений.

 

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и с педагогом, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся.

 

Основной формой обучения является учебное занятие.

Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.

Теоретический блок включает информационно-просветительский материал разделам и темам программы. Среди методов обучения данного блока преобладают:

    • устное изложения материала (рассказ, лекция, объяснение и др.);
    • беседа;
    • показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение, презентация и др.);
    • упражнения (устные, письменные, тестовые);
    • самоподготовка.

 

Практический блок включает практические, самостоятельные групповые и индивидуальные задания в рамках закрепления теоретического материала. Среди методов обучения данного блока можно выделить:

    • индивидуальные и групповые задания (для отработки специфических навыков, при подготовке к фестивалям, конкурсам, выставкам и др.);
    • экскурсии, походы, экспедиции (пешие, выездные);

 

    • конкурсы   (внутри   детского   объединения,   школьные,                   городские, районные, областные и др. уровней)
    • мастер-классы (выездные, семейные, массовые и др.);

 

В процессе реализации программы на занятиях приоритетно используются методы: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа. Ведущим методом является проектирование. Использование этого метода позволяет учащимся создавать оригинальные по форме и содержанию модели и конструкции. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов. У детей воспитываются умения и навыки самостоятельного принятия решений. Изучение данного курса тесно связано с физикой, математикой, черчением, информатикой.

Особый акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

 

Занятия   в   рамках   дополнительной  общеразвивающей  программы

«Робототехника» могут проводиться     всей   группой, мини-группами                  и индивидуально:

    • массовые (проведение коллективных творческих дел, праздников, организация лагерей, оздоровительных мероприятий и др.);
    • групповые (выезды в экспедиции, экскурсии, проведение походов, мастер-классов и др.);
    • мини-групповые (организация     специализированных  занятий   для отработки определѐнных навыков);
    • индивидуальные (разработка, обсуждение и выполнение индивидуальных проектов, работ, исследований для участия к выставкам, фестивалям, конкурсам и др.).

Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 

В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают материальную и финансовую помощь в подготовке выставок, конкурсов, фестивалей, в проведении экскурсий, поездок. Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях, соревнованиях. В программе предусмотрены экскурсии и экспедиции совместно с родителями. Кроме этого родители посещают мастер-классы, родительские собрания, участвуют в совместных творческих делах и социально-значимых акциях и др.

 

Дополнительная     общеразвивающая      образовательная      программа

«Роботехника» предлагает использование образовательных конструктов LegoMindStormsи аппаратно-программного обеспечения LabVIEW как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях.

Работа с образовательными конструкторами LegoMindStormsпозволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Простота в построении модели в сочетании с большими возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

 

Обучение по программе «Робототехника» условно разделен на две части:

  • основы механики и конструирования («Простые машины и механизмы»,

«Управляемые машины»);

  • основы   автоматического   управления   («LegoMindStormsNXT-2.0»  и

«LegoMindStormsEV3»).

 

Сегодня перед образованием ставится задача предпрофильного и профильного обучения школьников. Образовательная программа

«Робототехника» может профилировать учащихся на техническое предпрофильное обучение. Она основана на интересах и добровольности и может стать связующим звеном между общим, средне специальным профессиональным и высшим профессиональным образованием.

Основные принципы программы: научность и достоверность, принцип от простого к сложному, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход, вариативность, результативность.

 

    1. Цели и задачи программы

 

Исходя из особенностей экологической деятельности, специфики дополнительной общеразвивающей программы в рамках естественнонаучной направленности, традиций учреждения, где реализуется программа, и особенностей контингента учащихся определены цель и задачи программы.

 

Целью программы является: развитие у обучающихся инженерных компетенций через реализацию дополнительной образовательной программы «Робототехника»

 

Чтобы достичь данной цели, в реализации программы предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечить учащихся необходимым набором знаний и умений в области робототехники;
  • сформировать   знания    о    технике,    электронике    и                           возможностях изготовления моделей роботов и технологических приспособлений;

 

  • сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
  • способствовать  самореализации  и   развитию  творческого                           потенциала личности;
  • развивать      навыки      творческой       деятельности, общения             и сотрудничества;
  • обучить учащихся основам … задач;
  • формировать личностные качества, необходимые для самореализации в современном обществе;
  • способствовать профессиональному самоопределению;
  • воспитать чувство гражданской ответственности и патриотизма.

 

    1. Содержание программы

 

Содержание программы представлено учебно-тематическими планами (календарными учебными графиками по годам обучения), имеет свои разделы и темы в каждом разделе (см. таблицу №1-№3), которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента учащихся, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.

 

      1. Учебный план

 

Таблица №1

Учебно-тематический план

к дополнительной общеразвивающей программе

«Робототехника»

(первый год обучения)

 

Разделы и темы программы

Количество часов

Формы контроля

/ аттестации

Всего

Теория

Практика

 

Введение

Инструктаж по ТБ и ПБ

2

1

1

Игры и задания по

безопасности

1

Раздел «Основы построения конструкций»

40

8

32

Индивидуальное конструкторское

задание

1.1.

Введение в курс «Робототехника».

2

2

 

Фронтальный

опрос

1.2.

Ознакомление с конструктором

«LegoMindStorms»

4

2

2

Педагогическое наблюдение

1.3.

Конструкции.

8

2

6

Тест «Основы

конструкции»

1.4.

Готовые схемы-шаблоны сборки

конструкций.

16

2

14

Игровые задания

1.5.

Самостоятельная творческая работа

по изготовлению модели. Анализ творческих работ.

10

 

10

Внешняя оценка работ

 

2

Раздел «Простые механизмы и их применение»

42

4

38

Индивидуальное конструкторское

задание

2.1.

Простые механизмы в

конструировании

2

2

 

Фронтальный

опрос

2.2.

Рычаги. Основные определения.

2

2

 

Педагогическое

наблюдение

2.3.

Конструирование моделей

18

 

18

Тест «Основы

конструирования»

2.4.

Проверочная работа по теме

«Простые механизмы».

6

 

6

Игровые задания

2.5.

Самостоятельная творческая работа учащихся. Педагогическое

наблюдение, анализ творческих работ.

14

 

14

Внешняя оценка работ

3

Раздел «Ременные и зубчатые передачи»

36

6

30

Индивидуальное конструкторское

задание

3.1.

Ременные передачи

6

2

4

Фронтальный

опрос

3.2.

Зубчатые передачи

10

2

8

Педагогическое

наблюдение

3.3.

Реечная передача

6

2

4

Тест «Виды

передач»

3.4.

Проверочная работа по теме

«Ременные и зубчатые передачи».

6

 

6

Игровые задания

3.5.

Самостоятельная творческая работа. Наблюдение и анализ творческих

работ.

8

 

8

Внешняя оценка работ

4

Раздел «Энергия»

26

4

22

Индивидуальное конструкторское

задание

4.1.

Понятие об энергии

2

2

 

Педагогическое

наблюдение

4.2.

Преобразование и накопление

энергии

2

2

 

Тест «Виды

энергии»

4.3.

Самостоятельная творческая работа.

Анализ творческих работ.

8

 

8

Игровые задания

 

Заключительное занятие.

Конкурс моделей. Анализ творческих работ.

14

 

14

Внешняя оценка работ

 

Итого в год

144

22

122

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Содержание программы

(первый год обучения)

 

Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе. Правила поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к учащимся на период обучения.

 

Практическая работа. Игры и задания по проверки знаний ПБ, ПДД, ГО и ЧС, общие правила охраны труда и поведения в учреждении. Игры «Где Опасность?», «Найди ошибку», «Безопасный маршрут».

 

Раздел №1. «Основы построения конструкций»

    1. Ведение в курс Робототехника. Инструктаж по ТБ и ПБ. Предыстория робототехники. Содержание работы объединения, демонстрация готовых работ.
    2. Ознакомление с конструктором LegoMindStorms.

Названия и назначение деталей. Изучение типовых соединений деталей

    1. Конструкции.

Основные свойства конструкции при ее построении.

Практическая работа. Знакомство с набором LegoMindStorms. Изучение названий деталей. Изучение кнопок на блоке NXT, EV3. Изготовление простейших конструкций

    1. Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.

Практическая работа. Сборка простейшей модели на двух моторах.

Знакомство с программи

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Образовательная робототехника»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ









СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР


Н. В. Кальмова

«_ »_ _ 20 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Гимназия №42»


Т. Н. Семенкова

«_ »_ 20 г.







Дополнительная общеразвивающая программа

«Робототехника»

(срок реализации 2 года, возраст 6-18 лет)




Составитель:

Крылова Дарина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МАОУ «Самарский социально-педагогический колледж» подразделение дополнительного образования




Программа рассмотрена

на заседании методического объединения Протокол № от « » г. Руководитель МО








Самара 2019

РАЗДЕЛ I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ



    1. Пояснительная записка


Механика является древнейшей естественной наукой и основополагающей научно-технического прогресса на всѐм протяжении человеческой истории. В современном научном мире, по оценке исследователей, одним из важнейших направлений научно-технического прогресса является современная робототехника.

Робототе хника (от робот и техника; англ. Robotics - роботика, роботехника) – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства.

Робототехника комплексная наука, она опирается на такие дисциплины, как: электроника, механика, кибернетика, телемеханика, мехатроника, информатика, а также радиотехника и электротехника. В современном научном производстве выделяют: строительную, промышленную, бытовую, медицинскую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.

Робототехника отличается от других наук тем, что в ней проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике - с многостепенными механизмами типа манипуляторов.

Стремительное развитие робототехники в мире является закономерным процессом, который вызван принципиально новыми требованиями рынка к показателям качества технологических машин и движущихся систем.

Робот можно определить, как универсальный автомат для осуществления механических действий, подобных тем, которые производят человек, выполняющий физическую работу. При создании первых роботов и вплоть до наших дней образцом для них служат возможности человека. Именно стремление заменить человека на тяжелых и опасных работах породило идею робота, затем первые попытки реализации и, наконец, возникновение, и развитие современной робототехники и роботостроения.

В настоящее время происходит информатизация общества, наряду с этим идет внедрение новых информационных технологий практически во все виды деятельности человека. Сенсорное развитие интеллекта учащихся, пронизанное информатикой, - одно из фундаментальных требований к современной образовательной среде. Наиболее естественно оно реализуется в телесно- двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные

познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно- конструкторские проблемы.

Предмет «робототехники», как учебной дисциплины - это изучение программирования и создание роботов и других средств робототехники, основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.

В наше время робототехники и компьютеризации необходимо учить ребенка решать задачи с помощью автоматизированных систем, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.


Учитывая значимость проблемы ребототехнического образования, и на основе указанных выше аспектов была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Робоототехника». Дополнительная общеразвивающая программа «Робоототехника» направлена на выполнение комплекса образовательных задач в области механики, программирования, изобретательства и является одним из направлений «Образовательной робототехники» и робототехники в целом.


Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Робототехника» обусловлена потребностям уровня современной научно-технической жизни. Изменения, произошедшие в современном обществе, способствуют проявлению интересов и потребностей среди детей среднего школьного возраста на дополнительные образовательные услуги в области робототехники. Полученные знания, умения и навыки – воспитанники могут применять в жизни. Востребованность программы объясняется интересом подрастающего поколения к электронике и роботам. Социальный заказ родительской общественности также подтверждает потребности семьи в приоритетном желании заниматься инженерным образованием, так как включает организацию досуга, вовлечение в общественно значимую деятельность, содействие личностному росту, подготовку к выбору профессии и развитию научно-технического потенциала ребѐнка. Заключается в том, что она реализует потребности учащихся в техническом творчестве, развивает инженерное мышление, соответствует социальному заказу общества в подготовке технически грамотных специалистов.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы

«Робототехника» заключается в обучении учащихся творческому подходу при решении конструкторских задач, то есть поиску нестандартных, оригинальных по форме и содержанию технических решений, содержащих элементы новизны и их воплощению, основам рационализации и изобретательства.

Практическая значимость программы определяется еѐ практико- ориентированным подходом, личным опытом педагога и возможностью использования данной программы в системе общего и дополнительного образования.

Социальная значимость программы определена возможностью обучения детей разных возрастных категорий и разного социального статуса, в сотрудничестве с семьѐй, школой и социальными партнѐрами.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21);

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (от 9 ноября 2018 г. N 196)

  • СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. 1726-р;

  • Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 01.12.2007г. №309 ФЗ

«Федеральные государственные образовательные стандарты»

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (сост.: И. Н. Попова, С. С. Славина);

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению общеразвивающих программ (сост.: А. В. Павлов, Д. В. Моргун);

  • Устав МАОУ «Самарский социально-педагогический колледж»;

  • Положение о подразделении дополнительного образования МАОУ

«Самарский социально-педагогический колледж», реализующем образовательные программы дополнительного образования детей.


Отличительные особенности программы


Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относится к технической направленности. Программа по уровню обучения относится к базовой.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения (по 144 часа в год.), рассчитана на учащихся 6-18 лет.

Режим работы объединения:

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год) 3 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год)

Занятия 2 раза в неделю по 2 часа обусловлены необходимостью более углубленного обучения и привитием устойчивого интереса к робототехнике, навыкам практической работы. Чередование теоретической, практической части занятий содействует психологической разгрузке и снижает утомляемость учащихся.


1. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.


2. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Учебные группы комплектуются по возрастным особенностям, с учетом знаний, умений и интересов учащихся. Набор детей в объединение проводится по желанию. Состав учебных групп 12 человек.


Группы первого года обучения комплектуются из учащихся, проявляющих интерес к созданию к робототехнике, лего-проектированию и программированию. Практика показывает, что привлечение ребенка к занятию робототехники, начиная с этого возраста, способствует появлению устойчивого интереса к данному роду деятельности. А также позволяет сформировать к моменту окончания школы специфическую систему взглядов, отражающих, в частности, гордость за сопричастность к достижениям в этой области знаний и людям, работающим в ней. Раннее начало обучения способствует более легкому восприятию и освоению новых и довольно специфических терминов, понятий и явлений.


Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и с педагогом, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся.


Основной формой обучения является учебное занятие.

Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.

Теоретический блок включает информационно-просветительский материал разделам и темам программы. Среди методов обучения данного блока преобладают:

    • устное изложения материала (рассказ, лекция, объяснение и др.);

    • беседа;

    • показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение, презентация и др.);

    • упражнения (устные, письменные, тестовые);

    • самоподготовка.


Практический блок включает практические, самостоятельные групповые и индивидуальные задания в рамках закрепления теоретического материала. Среди методов обучения данного блока можно выделить:

    • индивидуальные и групповые задания (для отработки специфических навыков, при подготовке к фестивалям, конкурсам, выставкам и др.);

    • экскурсии, походы, экспедиции (пешие, выездные);

    • конкурсы (внутри детского объединения, школьные, городские, районные, областные и др. уровней)

    • мастер-классы (выездные, семейные, массовые и др.);


В процессе реализации программы на занятиях приоритетно используются методы: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа. Ведущим методом является проектирование. Использование этого метода позволяет учащимся создавать оригинальные по форме и содержанию модели и конструкции. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов. У детей воспитываются умения и навыки самостоятельного принятия решений. Изучение данного курса тесно связано с физикой, математикой, черчением, информатикой.

Особый акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.


Занятия в рамках дополнительной общеразвивающей программы

«Робототехника» могут проводиться всей группой, мини-группами и индивидуально:

    • массовые (проведение коллективных творческих дел, праздников, организация лагерей, оздоровительных мероприятий и др.);

    • групповые (выезды в экспедиции, экскурсии, проведение походов, мастер-классов и др.);

    • мини-групповые (организация специализированных занятий для отработки определѐнных навыков);

    • индивидуальные (разработка, обсуждение и выполнение индивидуальных проектов, работ, исследований для участия к выставкам, фестивалям, конкурсам и др.).

Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.


В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают материальную и финансовую помощь в подготовке выставок, конкурсов, фестивалей, в проведении экскурсий, поездок. Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях, соревнованиях. В программе предусмотрены экскурсии и экспедиции совместно с родителями. Кроме этого родители посещают мастер-классы, родительские собрания, участвуют в совместных творческих делах и социально-значимых акциях и др.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

«Роботехника» предлагает использование образовательных конструктов LegoMindStormsи аппаратно-программного обеспечения LabVIEW как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях.

Работа с образовательными конструкторами LegoMindStormsпозволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Простота в построении модели в сочетании с большими возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.


Обучение по программе «Робототехника» условно разделен на две части:

  • основы механики и конструирования («Простые машины и механизмы»,

«Управляемые машины»);

  • основы автоматического управления («LegoMindStormsNXT-2.0» и

«LegoMindStormsEV3»).


Сегодня перед образованием ставится задача предпрофильного и профильного обучения школьников. Образовательная программа

«Робототехника» может профилировать учащихся на техническое предпрофильное обучение. Она основана на интересах и добровольности и может стать связующим звеном между общим, средне специальным профессиональным и высшим профессиональным образованием.

Основные принципы программы: научность и достоверность, принцип от простого к сложному, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход, вариативность, результативность.


    1. Цели и задачи программы


Исходя из особенностей экологической деятельности, специфики дополнительной общеразвивающей программы в рамках естественнонаучной направленности, традиций учреждения, где реализуется программа, и особенностей контингента учащихся определены цель и задачи программы.


Целью программы является: развитие у обучающихся инженерных компетенций через реализацию дополнительной образовательной программы «Робототехника»


Чтобы достичь данной цели, в реализации программы предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечить учащихся необходимым набором знаний и умений в области робототехники;

  • сформировать знания о технике, электронике и возможностях изготовления моделей роботов и технологических приспособлений;

  • сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

  • способствовать самореализации и развитию творческого потенциала личности;

  • развивать навыки творческой деятельности, общения и сотрудничества;

  • обучить учащихся основам … задач;

  • формировать личностные качества, необходимые для самореализации в современном обществе;

  • способствовать профессиональному самоопределению;

  • воспитать чувство гражданской ответственности и патриотизма.


    1. Содержание программы


Содержание программы представлено учебно-тематическими планами (календарными учебными графиками по годам обучения), имеет свои разделы и темы в каждом разделе (см. таблицу №1-№3), которые могут меняться в рамках модернизации программы, в зависимости от условий, контингента учащихся, мотивов и интересов учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.


      1. Учебный план


Таблица №1

Учебно-тематический план

к дополнительной общеразвивающей программе

«Робототехника»

(первый год обучения)


Разделы и темы программы

Количество часов

Формы контроля

/ аттестации

Всего

Теория

Практика


Введение

Инструктаж по ТБ и ПБ

2

1

1

Игры и задания по

безопасности

1

Раздел «Основы построения конструкций»

40

8

32

Индивидуальное конструкторское

задание

1.1.

Введение в курс «Робототехника».

2

2


Фронтальный

опрос

1.2.

Ознакомление с конструктором

«LegoMindStorms»

4

2

2

Педагогическое наблюдение

1.3.

Конструкции.

8

2

6

Тест «Основы

конструкции»

1.4.

Готовые схемы-шаблоны сборки

конструкций.

16

2

14

Игровые задания

1.5.

Самостоятельная творческая работа

по изготовлению модели. Анализ творческих работ.

10


10

Внешняя оценка работ

2

Раздел «Простые механизмы и их применение»

42

4

38

Индивидуальное конструкторское

задание

2.1.

Простые механизмы в

конструировании

2

2


Фронтальный

опрос

2.2.

Рычаги. Основные определения.

2

2


Педагогическое

наблюдение

2.3.

Конструирование моделей

18


18

Тест «Основы

конструирования»

2.4.

Проверочная работа по теме

«Простые механизмы».

6


6

Игровые задания

2.5.

Самостоятельная творческая работа учащихся. Педагогическое

наблюдение, анализ творческих работ.

14


14

Внешняя оценка работ

3

Раздел «Ременные и зубчатые передачи»

36

6

30

Индивидуальное конструкторское

задание

3.1.

Ременные передачи

6

2

4

Фронтальный

опрос

3.2.

Зубчатые передачи

10

2

8

Педагогическое

наблюдение

3.3.

Реечная передача

6

2

4

Тест «Виды

передач»

3.4.

Проверочная работа по теме

«Ременные и зубчатые передачи».

6


6

Игровые задания

3.5.

Самостоятельная творческая работа. Наблюдение и анализ творческих

работ.

8


8

Внешняя оценка работ

4

Раздел «Энергия»

26

4

22

Индивидуальное конструкторское

задание

4.1.

Понятие об энергии

2

2


Педагогическое

наблюдение

4.2.

Преобразование и накопление

энергии

2

2


Тест «Виды

энергии»

4.3.

Самостоятельная творческая работа.

Анализ творческих работ.

8


8

Игровые задания


Заключительное занятие.

Конкурс моделей. Анализ творческих работ.

14


14

Внешняя оценка работ


Итого в год

144

22

122







Введение

Содержание программы

(первый год обучения)

Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе. Правила поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к учащимся на период обучения.

Практическая работа. Игры и задания по проверки знаний ПБ, ПДД, ГО и ЧС, общие правила охраны труда и поведения в учреждении. Игры «Где Опасность?», «Найди ошибку», «Безопасный маршрут».


Раздел №1. «Основы построения конструкций»
    1. Ведение в курс Робототехника. Инструктаж по ТБ и ПБ. Предыстория робототехники. Содержание работы объединения, демонстрация готовых работ.

    2. Ознакомление с конструктором LegoMindStorms.

Названия и назначение деталей. Изучение типовых соединений деталей

    1. Конструкции.

Основные свойства конструкции при ее построении.

Практическая работа. Знакомство с набором LegoMindStorms. Изучение названий деталей. Изучение кнопок на блоке NXT, EV3. Изготовление простейших конструкций

    1. Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.

Практическая работа. Сборка простейшей модели на двух моторах.

Знакомство с программированием в LabVIEW.

    1. Самостоятельная творческая работа обучающихся.

Закрепление полученных знаний. Описание построенной модели. Анализ творческих работ.


Раздел №2. «Простые механизмы и их применение»
    1. Простые механизмы в конструировании.

Понятие о простых механизмах и их разновидностях.

    1. Конструирование моделей.

Построение сложных моделей с использованием рычажных механизмов

    1. Проверочная работа по теме "Простые механизмы ".

Создание рычажных и блочных механизмов с использованием готовых схем.

    1. Самостоятельная творческая работа.

Закрепление полученных знаний по теме «Простые механизмы». Защита построенной модели. Анализ творческих работ.


Раздел №3. «Ременные и зубчатые передачи»
    1. Ременные передачи.

Виды ременных передач и их назначение. Применения и построение ременных передач в технике.

    1. Зубчатые передачи.

Назначение и виды зубчатых передач. Применение зубчатых передач в технике. Сборка модели на зубчатой передаче.

    1. Реечная передача.

Назначение и виды зубчатых колес. Принципы создания повышающих и понижающих редукторов. Сборка модели на понижающем редукторе.

    1. Проверочная работа по теме "Ременные и зубчатые передачи." Создание ременных и зубчатых механизмов с использованием готовых схем

    2. Самостоятельная творческая работа обучающихся.

Закрепление полученных знаний по теме «Ременные и зубчатые передачи». Описание построенной модели. Анализ творческих работ.


Раздел №4. «Энергия»
    1. Понятие об энергии.

Формы энергии. Примеры применения и накопления энергии. Экономия энергии.

    1. Преобразование и накопление энергии.

Возможности накопления энергии. Преобразование различных типов энергий.

    1. Самостоятельная творческая работа обучающихся.

Закрепление полученных знаний по теме «Энергия». Описание построенной модели.


Заключительное занятие

Конкурс и защита моделей. Анализ творческих работ. Организация выставки. Презентация летописи творческих работ учащихся. Награждение.


Таблица №2

Учебно-тематический план

к дополнительной общеразвивающей программе

«Робототехника»

(второй год обучения)



Разделы и темы программы

Количество часов

Формы контроля

/ аттестации

Всего

теория

практика


Вводное занятие.

Развитие отечественной робототехники. Инструктаж по ТБ и ПБ. Основы проектной деятельности. Собеседование.

2

2


Игры и задания по безопасности

1

Раздел «Введение в робототехнику»

16

4

12

Индивидуальное конструкторское

задание

1.1.

Устройство роботов.

6

2

4

Фронтальный

опрос

1.2.

Понятие команды, программы,

программирования.

10

4

8

Педагогическое

наблюдение

2.

Раздел «Червячная передача и ее свойства»

14

4

10

Тест «Основы конструкции»

2.1.

Зубчатые передачи.

4

2

2

Игровые задания

2.2.

Практическая работа. Модель редуктора.

Работа над проектом.

10

2

8

Внешняя оценка

работ

3

Раздел «Программно-управляемые модели»

24

0

24

Индивидуальное

конструкторское задание

3.1.

Практическая работа. Модель «Робот пятиминутка»

6


6

Индивидуальный тест «Виды

роботов»

3.2.

Самостоятельная творческая работа по теме «Управляемые машины». Анализ

творческих работ.

18


18

Игровые задания

«Управление радио - машиной»

4

Раздел «Модульный принцип в

производстве. Передаточные механизмы. Разновидности ременных и зубчатых передач»

22

4

18

Индивидуальное конструкторское задание

4.1.

Роботы на производстве

4

2

2

Фронтальный

опрос

4.2.

Самостоятельная творческая работа по

теме «Передаточные механизмы». Анализ творческих работ.

18

2

16

Внешняя оценка работ

5

Раздел «Движение со смещенным центром: эксцентрики. Понятие

кривошипно-шатунного механизма»

8

2

6

Индивидуальное конструкторское

задание

5.1.

Эксцентрики, кулачки, толкатели, шатуны.

8

2

6

Внешняя оценка работ

6

Раздел «Дифференциальная передача»

4

2

2

Индивидуальное конструкторское

задание

6.1.

Дифференциальная передача

4

2

2

Игровые задания

7

Раздел «Комплексное применение

знаний по построению конструкций и механизмов»

22

4

18

Индивидуальное конструкторское задание

7.1.

Итоговая проверочная работа по разделам

«Простые механизмы»,

10

2

8

Тестирование по теме «Простые

механизмы»

7.2.

«Управляемые машины»




Игровые задания

«Управляемые машины»

7.3.

Самостоятельная творческая работа по разделам «Простые механизмы»,

«Управляемые машины». Презентация проектов.

12

2

10

Внешняя экспертиза работ


Заключительное занятие

2

1

1

Выставка работ.

Фотолетопись.


Итого в год

144

36

108



Содержание программы

(второй год обучения)


Вводное занятие

Развитие отечественной робототехники. Инструктаж по ТБ и ПБ. Этапы развития современной робототехники.

Содержание работы объединения, демонстрация готовых работ.

Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной

безопасности при работе. Правила поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к обучающимся на период обучения. Основы проектной


деятельности. Собеседование.


Раздел №1. «Введение в робототехнику»
    1. Устройство роботов.

    2. Состав, параметры и классификация роботов.

    3. Манипуляционные системы.

    4. Рабочие органы манипуляторов. Системы передвижения мобильных роботов.

    5. Понятие команды, программы, программирования.

    6. Сенсорные системы.

    7. Устройства управления роботов.

    8. Особенности устройства других средств робототехники.

    9. Сборка модели с датчиком касания.

    10. Программирование модели для разных условий движения.


Раздел №2 «Червячная передача и ее свойства»
    1. Зубчатые передачи.

    2. Изучение червячной передачи, ее свойств

    3. Практическая работа. Модель червячного редуктора.

    4. Построение и программирование модели робота.

    5. Работа над проектом.


Раздел №3 «Программно-управляемые модели»
    1. Практическая работа. Модель "Робот пятиминутка". Построение и программирование модели

    2. Самостоятельная работа.

    3. Закрепление полученных знаний.

    4. Использование нескольких видов передач в одной модели. Анализ творческих работ.


Раздел №4. «Модульный принцип в производстве2
    1. Роботы на производстве.

    2. Ознакомление с производством и применением роботов на производстве.

    3. Самостоятельная творческая работа по теме "Передаточные механизмы"

    4. Закрепление полученных знаний. Создание моделей. Анализ творческих работ.


Раздел №5. «Движение со смещенным центром: эксцентрики»
    1. Понятие кривошипно-шатунного механизма

    2. Эксцентрики, кулачки, толкатели, шатуны.

    3. Понятие кулачков и эксцентриков, их различия. Понятие кривошипно- шатунного механизма. Создание моделей по предложенным схемам


Раздел №6. «Дифференциальная передача»
    1. Дифференциальная передача.

    2. Принцип работы и назначения дифференциала. Использование данных передач в робототехнике.


Раздел №7. «Комплексное применение знаний по построению конструкций и механизмов»
    1. Итоговая проверочная работа по разделам "Простые механизмы",

    2. Понятие «Управляемые машины".

    3. Демонстрация умения самостоятельно разрабатывать конструкцию или механизм с применением полученных знаний, умений, навыков.

    4. Самостоятельная творческая работа по разделам "Простые механизмы", "Управляемые машины". Презентация проектов.

    5. Закрепление полученных знаний. Создание собственных моделей с заданными параметрами работы.


Заключительное занятие

Выставка работ учащихся. Составление летописи. Награждение.


Таблица №3

Учебно-тематический план

к дополнительной общеразвивающей программе

«Робототехника»

(третий год обучения)



п\п

Раздел программы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации / контроля

теория

практика


Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

2

1

1

Игры и задания по профилактики ПДД, ГО и ЧС, ПБ.

1.

Раздел 1. «Конструкторы компании Lego»

14

2

12

Тестирование.

1.1.

История конструкторов

6

2

4

Игра «Виды конструкторов»

1.2.

Виды конструкторов

8


8

Рисуночный тест

«Конструкторы мира»

2.

Раздел № 2. «Лего наборы. Виды конструктора»

22

6

16

Практическая работа.

2.1.

Знакомство и работа с набором Lego Mindstorms.

6

2

4

Индивидуальные задания

2.2.

Знакомство и работа с набором Lego NXT

8

2

6

Групповые задания

2.3.

Знакомство и работа с набором Lego EV3.

8

2

6

Самостоятельная работа

3.

Раздел № 3. «Конструирование первого робота»

18

4

14

Лабораторная работа.

3.1.

Алгоритм создания робота

10

2

8

Взаимоконтроль

3.2.

Виды робототехнической сборки

8

2

6

Тестирование

«Виды технической сборки»

4.

Раздел № 4. «Управление и программирование»

28

10

18

Самостоятельная творческая работа.

4.1.

Виды программирования роботами.

14

4

10

Тестовые задания

4.2.

Виды управления роботами.

14

6

8

Игровые упражнения

5.

Раздел № 5. «Умный робот»

28

2

26

Практическая работа.

5.1.

Роботы в мире электроники

4

2

2

Опрос «Значение роботов»

5.2.

Тестирование роботов.

2


2

Защита проектов.

5.3.

Робот – сумоист.

2


2

Практическая работа.

5.4.

Робот с несколькими датчиками.

12

2

10

Тестовые задания

5.5

Битвы роботов

8

2

6

Игровые упражнения

5.6.

Самые известные роботы мира

4


4

Презентация заданий

6.

Раздел 6. Групповые проекты

24

6

18

Защита проектов

6.1.

Алгоритм групповой работы.

4

2

2

Лабораторная работа.

6.2.

Распределение обязанностей в группе

4

2

2


6.3.

Ответственность в группе

4

2

2

Тестовые задания

6.4.

Работа в группах по созданию проектов

12


12

Игровые упражнения

7.

Раздел № 7. «Экскурсии и выставки»

6


6

Фотоотчѐты

8.

Заключительное занятие

2

1

1

Выставка, фотоотчѐт,

летопись, отзывы


Всего часов:

144

32

112




Содержание программы

(третий год обучения)


Вводное занятие (в том числе техника безопасности).

Игры на общение «Ты мне – я тебе», «10 - кто Я», «путешествие». Беседа о правилах поведения в учреждении с элементами беседы. Вводный инструктаж. Изучение план-схемы эвакуации из кабинета и в здании. Повторение правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и подходе к учреждению, правила гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, правила (по выбору и актуальности).


Ознакомление с планом работы на учебный год. Выбор старосты группы.

Обсуждение общих правил творческого объединения.

Рисуночный тест «Опасные участки». Игра-квест «Я в безопасности!»


Раздел № 1. «Конструкторы компании Lego»

Понятие «робот» и «робототехника». Введение в робототехнику. Техника безопасности. Лекция. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов: Евробот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов. Спортивная робототехника. В т. ч. - бои роботов (неразрушающие). Конструкторы и

«самодельные» роботы.

Видео о роботах LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 (версия конструктора 8547), EV3.Видео с примером: каких роботов можно собрать из конструктора LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 (версия конструктора 8547, 9797), EV3.

Видео компании LEGO. Рекламный ролик о составе конструктора версии 8547 и базовых роботах, которые можно собрать.


Раздел № 2. «Лего наборы. Виды конструктора»

Информация о конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся наборов. Презентация PowerPoint: От Леголэнда до конструкторов по роботам.ppt. Документ: О компании Лего и их конструкторах.doc

Знакомство с наборами Lego Mindstorms, NXT, EV3.

Что необходимо знать перед началом работы с NXT. Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT(EV3) (Презентация), сервомотор NXT (EV3). Сборка 8547.jpg, цвета, ультразвуковой датчик, интерактивный сервомотор, программное обеспечение, датчики NXT 2.0, EV3, состав и архитектура конструктора NXT 2.0, EV3. Выбрать робота, который нравится (не обязательно Lego Mindstorms, любого), поискать информацию по нему в Интернете и принести на следующее занятие (информация может быть либо в виде файла Microsoft Word, либо в письменном виде).


Раздел № 3. «Конструирование первого робота»

Собираем первую простейшую модель робота. Его название - "Пятиминутка". Собирается очень быстро. Если потренироваться, то через какое - то время его можно научиться собирать за 5 минут! Робот "Пятиминутка".


Раздел № 4. «Управление и программирование»

Изучение среды управления и программирования. Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления. Собираем робота "Линейный ползун". Немного модернизируем собранного на предыдущем уроке робота "Пятиминутку" и получаем "Линейного ползуна". Это уже программируемый интеллектуальный робот начального уровня!

Загружаем готовые программы управления роботом, тестируем их, выявляем сильные и слабые стороны программ, а также регулируем параметры, при которых программы работают без ошибок. То есть робот не вылетает за края трассы. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков (c использование нетбука, ноутбука). Нарисовать в виде блок-схемы или описать словесно программу движения "линейного ползуна". Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук (более сложная программа)


Раздел № 5. « Умный робот»

Конструируем более сложного робота. Собираем и программируем "Бот- внедорожник". Мы собрали "Трѐхколѐсного" робота. Мы его оставили в ящике, на этом уроке достаѐм и вносим небольшие изменения в конструкцию. Получаем уже более серьѐзную модель, использующую датчик касания. Соответственно, мы продолжаем эксперименты по программированию робота.

Пишем программу средней сложности, которая должна позволить роботу реагировать на событие нажатия датчика.

Примерные задачи: допустим, робот ехал и упѐрся в стену. Ему необходимо отъехать немножко назад, повернуть налево и затем продолжить движение прямо. Необходимо зациклить эту программу. Провести испытание поведения робота, подумать в каких случаях может пригодиться полученный результат. Создаѐм и тестируем "Гусеничного бота".

Примерные задачи: необходимо научиться собирать робота на гусеницах. Поэтому тренируемся, пробуем собрать по инструкции. Если всѐ получилось, то управляем роботом с сотового телефона или с компьютера. Запоминаем конструкцию. Анализируем плюсы и минусы конструкции.

Примерные задачи: попробуем разобрать и заново собрать робота. Подумать и перечислить преимущества и недостатки гусеничного робота по сравнению с 4-х колѐсным.

Примерные задачи: посмотреть на свои модели, запомнить конструкцию. Далее разобрать и попытаться собрать свою собственную модель. Она должна быть устойчива, не должно быть выступающих частей. Гусеницы должны быть оптимально натянуты.

Далее тестируем своѐ гусеничное транспортное средство на поле, управляем им с мобильного телефона или с ноутбука.

Тестирование роботов. Тесты содержат простые и чѐтко выполняемые задачи на специализированном поле для роботов.

Примерные задачи:

  • взять предмет по цвету;

  • перенести предмет;

  • пройти по определѐнному заданному маршруту;

  • выполнить заданный чертѐж и др.

Тестирование роботов зависит от выбора дисциплины на соревнованиях. учащиеся отрабатывают навыки программирования и сборки. Каждый ученик пробует все виды примерных задач, но специализируется на 1 -2 видах.


Собираем по инструкции робота-сумоиста. Нам необходимо ознакомиться с конструкцией самого простого робота - сумоиста. Для этого читаем и собираем робота по инструкции: бот - сумоист. Собираем, запоминаем конструкцию. Тестируем собранного робота. Управляем им с ноутбука/нетбука. Подумать, какой робот подойдѐт для соревнований по мини- сумо. Гусеничный/колѐсный, большой/маленький, лѐгкий/тяжѐлый и т.д. Записать рассуждение в тетради.

Соревнование "роботов сумоистов". Собираем по памяти на время робота-сумоиста. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Устраиваем соревнования. Не разбираем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота.


Раздел № 7. «Групповые проекты»

Разработка проектов по руппам. Сформировать задачу на разработку проекта группе учащихся. Каждая группа сама придумывает себе проект автоматизированного устройства/установки или робота. Задача направить учащихся на максимально подробное описание будущих моделей, распределить обязанности по сборке, отладке, программированию будущей модели. Учащиеся описывают данные решения в виде блок-схем, либо текстом в тетрадях. При готовности описательной части проекта приступить к созданию действующей модели.

Собираем робота высокой сложности.

Собираем робота АЛЬФАРЕКСА (ALFAREX). Инструкция по сборке робота АЛЬФАРЕКС' для конструктора 8547, EV3. Программа для управления роботом через БЛЮТУЗ: NXT Vehicle Remote (Не требует установки). Через неѐ можно управлять роботом, менять настройки, двигатели, скорость, программировать клавиши и т.д. Для отладки незаменима! Пригодится и программа для мобильных телефонов NOKIA и SONY ERICSON для управления через BLUETOOTH роботом NXT 2.0.Поддерживаемые модели: Nokia: 6680, 3230. Sony Ericsson: W800i, W550i, K610i, K800i, K750i, Z710i, Z550i, K510i. BenQ-Siemens: CX75, S65.Программа работает и на некоторых других телефонах и смартфонах. Для тех, кто хочет управлять роботом с помощью мобильного телефона под операционной системой Android и выше рекомендуется посетить сайт http://market.android.com/ и скачать следующие приложения: - MINDdroid, NXT Bluetooth, NXT FREE, NXT GSensor, NXT Numeric, NXT Remoye Control, NXT Simple Remote, NXTPad. Все эти приложения разные по функциональности, но очень сильно облегчают тестирование имеющихся и разработку новых роботов. На каждом занятии педагог проводит инструктаж по технике безопасности. Во время обучения проводятся экскурсии, которые не входят в общий план и проводятся по мере договорѐнности с руководством предприятий или других учреждений образования.

Раздел № 7. «Экскурсии и выставки»

Организация и проведение экскурсий на объекты города и района. На соревнования по робототехнике.

Заключительное занятие

Организация выставки, награждение учащихся и родителей, презентация деятельности за учебный год.


1.4. Планируемые результаты


Результатами реализации дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника» в соответствии с поставленными воспитательными и образовательными задачами является:

  • знание учащимися основ механики (виды механических передач, название и назначение, особенности механическихпередач и др.) и кинематики (направление вращения, скорость вращения,мощность передачи и др.);

  • умение применить на практике знания, выразив свои технические решения в сборке модели;

  • совершенствование навыков работы с компьютером, так как собранную модель необходимо полностью автоматизировать, т. е. написать программу к данной модели;

  • знания в области механики и компьютерного языка LabVIEW в форме практической, творческой самостоятельной работы;

  • знание основ проектной деятельности в области робототехники.


В результате освоения программного материала учащиеся перового года обучения:

Знают:
  • исторические основы робототехники;

  • основы механики, электротехники, радиотехники, радиоэлектроники;

  • общие сведения об автоматизированных системах управления;

  • принципы и технологии конструирования роботов;

  • Учащиеся будут знать основные принципы конструирование и программирование роботов

Умеют:
  • работать со специальной литературой, ИКТ, чертежами;

  • свободно владеть терминологией и специальными понятиями;

  • проектировать автоматизированные системы управления;

  • выполнять изученные технологические операции;

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • Уметь творчески решать инженерные, творческие задачи.


В результате освоения изучения программного материала учащиеся

второго года обучения:

Знают:
  • названия, свойства, область применения используемых в робототехнике составляющих;

  • правила техники безопасности;

  • правила соревнований по робототехнике.

Умеют:
  • планировать, прогнозировать самостоятельную деятельность в области робототехники;

  • анализировать результаты работы в рамках проектной деятельности;

  • выступать на соревнованиях по робототехнике.


Учащиеся каждого года обучения участвуют в городских, областных соревнованиях по робототехнике и на выставках детского технического творчества с конструкциями и моделями собственного изготовления.

По завершению обучения по дополнительной общеразвивающей программы «Роботехника», учащиеся могут продолжать заниматься в объединениях технической направленности, успешно обучаться по программам связанных с робототехнической деятельностью.

РАЗДЕЛ II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО

- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


    1. Календарный учебный график


Дата начала и окончания учебного года: 15 сентября по 31 мая.

Количество учебных недель: 36 недель

Количество учебных дней: 72 дня


Продолжительность каникул: 1 января по 8 января

Сроки контрольных процедур: формы контроля основных компетенций учащихся представлены в таблице и занимают не более 15 минут основного времени занятия, проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы в течение учебного года

Сроки организационных выездов:

    • экскурсии – в течение учебного года;

    • мастер-классы – по дополнительному графику согласования с мастерами – умельцами;

    • экспедиции, походы – каникулы (весенние);

    • социально-значимая деятельность (акции) – по графику

    1. Условия реализации программы


Для реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника» нужны условия, позволяющие педагогически целесообразно и качественно выполнить намеченные разделы темы программы.

Условие как философская категория выражает «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может» и представляет собой то многообразие объективного мира, в котором возникает, существует и развивается; то, или иное явление, или процесс на основе причинно-следственных связей [«Философский энциклопедический словарь», М.,1989, с.497].

В педагогике под условиями понимается не только среда и обстановка, в которой осуществляется воспитательно-образовательная деятельность, но и то, как и при помощи каких форм, методов, приѐмов и средств этот процесс функционирует [И. П. Подласый «Научно-педагогическая информация: словарь-справочник», М., 1995]. Эти условия могут содействовать образовательному и воспитательному процессам или тормозить их.

К условиям реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника», кроме вышеперечисленного мы добавляем требования, правила, обстоятельства из которых следует исходить и которые необходимо учитывать при реализации программы развития. А. К. Колеченко и Л. Г. Логинова отмечают, что

педагогический процесс всегда оценивает необходимые ресурсы как материальные, временные так и человеческие, именно они необходимы для реализации и усвоения намеченного курса программы [«Развивающаяся личность и педагогические технологии», С-П., 1995]. Эти ресурсы так же можно назвать условиями.

На основе теоретических исследований, практического опыта и специфических особенностей дополнительной общеразвивающей программы

«Робототехника» мы выделяем важные, на наш взгляд, условия еѐ реализации:

  • социально-психологические: создание благоприятной атмосферы для самостоятельной творческой деятельности и личностного комфорта как учащегося, так и педагога; разработка системы мотивации и стимулирования к самостоятельной творческой инициативы, поддержки талантливых и одарѐнных учащихся;

  • научно-методические и учебно-методические: применение в деятельности научно-обоснованной литературы, сотрудничество с научными центрами города и области, наличие этапов ее разработки, коррекции, контроля программы; единство мотивационного, когнитивного, поведенческого и личностного компонентов;

  • организационно-управленческие: разработка механизма оценки качества реализации дополнительной общеразвивающей программы; четкое распределение прав, обязанностей и ответственности субъектов образовательного процесса за целенаправленность и результативность этапов разработки и реализации программы;

  • нормативно-правовые: разработка, реализация и модернизация программы только на основе нормативно-правовых документов в сфере дополнительного образования в России и регионе (см. приложение

«Нормативно-правовые документы в сфере дополнительного образования»);

  • финансовые и материально-технические: обеспеченность разработки и реализации программы развития необходимыми финансовыми средствами, оборудованием и материалами за счѐт средств учреждения, добровольных родительских пожертвований и спонсорских средств (см. приложение «Перечень материалов, инструментов и оборудования, используемый в рамках реализации программы»).


    1. Формы аттестации


Для отслеживания результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника» в каждом разделе предусмотрен диагностический инструментарий (представлен в приложении), который помогает педагогу оценить уровень и качество освоения учебного материала. В качестве диагностического инструментария используются:

  • мониторинговые карточки по индивидуальным и групповым достижениям;

  • тестирование;

  • контрольные срезы (зачѐты);

  • опросы, беседы, анкеты;

  • игровые технологии (викторины, игры-задания, карточки, рисуночные тесты, тренинги задания и др.); конкурсы;

  • конкурсное движение;

  • дневники наблюдений (наблюдения за природой)

  • дневники самоконтроля (фотоальбомы, портфолио, летописи).


Важным в осуществлении программы является комплексное и систематическое отслеживание результатов, которое позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет учащимся, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Творческие выставки (мини-выставки, выставки с презентациями, презентации работ и т.п.) – также являются формами итогового контроля по большим разделам и темам программы. Они осуществляются с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз (диплом, свидетельство, грамота, сертификат, благодарственное письмо и т.п.).

Критерием оценки программы может также считаться годовой мониторинг участия в конкурсах, фестивалях, выставках на различных уровнях (Международном, Федеральном, областном, региональном, муниципальном, учреждения, внутри творческого объединения).


    1. Оценочные материалы


Пакет диагностических методик представлен в приложении №3 и №4 к программе. Перечень имеющихся оценочных материалов, позволяющих определить достижения и учащимися планируемых результатов по программе, представлен в таблице №4.

.

Таблица №4

Перечень оценочных материалов

дополнительной общеразвивающей программы

«Робототехника»

(по разделам программы и годам обучения)



Год обучения

Диагностический инструментарий

Оценочные материалы первого года обучения

Первый год обучения

Индивидуальные конструкторские задания

Фронтальный опрос

Педагогическое наблюдение

  • Викторина «Безопасный маршрут»

  • Блиц-опрос «Правила поведения»


Игровые задания Внешняя оценка работ Самостоятельная работа.

Групповая и индивидуальная проектная деятельность

  • Взаимоопрос «Правила ПБ»

  • Квест-игра «Внимание! Опасность!»

  • Тест «Основы конструирования»

  • Тест «Виды передач»

  • Тест «Виды энергии»

Второй год обучения

Индивидуальные конструкторские задания

Фронтальный опрос

Педагогическое наблюдение Игровые задания

Внешняя оценка работ Самостоятельная работа. Групповая и индивидуальная проектная деятельность.

Лабораторная работа. Тестовые задания Игровые упражнения Фотоотчѐты

Выставка, фотоотчѐт, летопись, отзывы

  • Тест «Основы конструкции»

  • Индивидуальный тест «Виды роботов»

  • Игровые задания «Управление радио - машиной»

  • Тестирование по теме «Простые механизмы»

  • Игровые задания «Управляемые машины»

Третий год обучения

Индивидуальные конструкторские задания

Тестирование. Практическая работа. Индивидуальные задания. Групповые задания Самостоятельная работа Лабораторная работа.

Взаимоконтроль Самостоятельная творческая работа.

Презентация заданий Защита проектов Лабораторная работа. Тестовые задания Игровые упражнения Фотоотчѐты

Выставка, фотоотчѐт, летопись, отзывы

  • Игра «Виды конструкторов»

  • Рисуночный тест «Конструкторы мира»

  • Тестирование «Виды технической сборки»

  • Опрос «Значение роботов»


    1. Методические материалы


Методические материалы к программе представлены дополнительно приложением к программе и составляют общий учебно-методический комплект дополнительной общеразвивающей программы «Робототехника».

Основные информационно – методические и учебные материалы к программе представлены: программным обеспечением, методическими рекомендациями, наглядными пособиями и другой нормативно-правовой документацией:


Компьютерные программы
  1. LabVIEW

  2. RobотС.

  3. Robolab2.9.


Методические рекомендации
  1. Технологические карты по выполнению конкретных задач в компьютерных программах.

  2. Распечатки рабочих окон компьютерных программ с различными инструментальными панелями для работы по усвоению пройденного материала


Наглядные пособия
  1. Модели, изготовленные педагогом и учащимися.

  2. Фото- и видеоматериалы по робототехнике.


Спортивно-техническая документация

1. Правила проведения соревнований по робототехнике.


Материально-техническое обеспечение
  1. Три комплектов LegoMindStorms, совместимых с компьютерами.

  2. Три компьютера, на которых составляется программа для роботов.

  3. Зарядное устройство для аккумуляторов.

  4. Поля для испытания роботов.

  5. Видеопроектор.

  6. Фотоаппарат.

  7. Принтер (цветной).

Список литературы


    1. Барсуков А. Д. Кто есть кто в робототехнике [Текст] / А. Д. Барсуков.– М., 2015. – 225с.

    2. Белиовская Л.Г. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – [Текст] / Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. – М.: ДМК, 2010. – 278 стр.

    3. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» [Текст] / Под ред. Сслова И. Л. – М.: Сфера,2027. – 208с.

    4. Крайнев А. Ф. Первое путешествие в царство машин [Текст] / А.Ф. Крайнев – М., 2007. – 173с.

    5. ЛЕ ГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие [Текст] / Под ред. И. П. Смыслова. – М., ИНТ, 2017. – 250с.

    6. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab). Эксперименты с моделью вентилятора: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Р. П. Реколл. – М., ИНТ, 2008. – 46с.

    7. Макаров И. М. Робототехника. История и перспективы [Текст] / И. М. Макаров И. М., Ю.И. Топчеев. – М., 2013. – 349с.

    8. Наука. Энциклопедия [Текст] / Автор сост. М. К. Курасов. – М.,

«РОСМЭН», 2016. – 425с.

    1. Ньютон С. В. Создание роботов в домашних условиях [Текст] / пер. С. В. Ньютон – М.: NTPress, 2007. – 344с.

    2. ПервоРобот NXT 2.0: Руководство пользователя [Текст] / Под ред, Торопова Л. Б. – Казань: Институт новых технологий, 2017. – 234 с.

    3. Применение учебного оборудования. Видеоматериалы [Текст] / Автор сост. К. О. Конев. – М.: ПКГ «РОС», 2012. – 301с.

    4. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно- методическое пособие [Текст] / Е. А. Рыкова. – С-Пб: Лига, 2011– 359с.

    5. Рыкова Е. А. Lego-Лаборатория (LegoControlLab). Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. А. Рыкова. – С-Пб, 2010. – 159с.

    6. Филиппов С .А. Робототехника для детей и родителей [Текст] / С. А. Филлипов. – С-Пб.: «Наука», 2011. – 228 с.

    7. Чехлова А. В. Конструкторы LEGODAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику [Текст] / Чехлова А. В., Якушкин П. А. - М.: ИНТ, 2011 г. – 111с.

    8. Энциклопедический словарь юного техника [Текст] / Под ред. М. Б. Родова. – М., «Педагогика», 2008. – 463с.


Интернет-ресурсы


  1. Козлова В. А. Робототехника в образовании [Электронный ресурс] / – Режим доступа: свободный / http://www.lego.com/education/

  2. Мир роботов [Электронный ресурс] / [Электронный ресурс] / – Режим доступа: свободный / http://www.wroboto.org/

  3. Портал Robot.Ru Робототехника и Образование [Электронный ресурс] / – Режим доступа: свободный / http://www.robot.ru http://learning.9151394.ru

  4. Программное обеспечение LEGOEducationNXTv.2.1. [Электронный ресурс] / [Электронный ресурс] / – Режим доступа: свободный / http://lego.rkc-74.ru/

  5. РобоКлуб. Практическая робототехника [Электронный ресурс] / – Режим доступа: свободный / http://www.roboclub.ru.

  6. Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс] / – Режим доступа: свободный http://xn-8sbhby8arey.xn- p1ai/index.php/2012-07-07-02-11-23/kcatalog.

  7. Сайт Института новых технологий / ПервоРобот LEGO WeDo: [Электронный ресурс] / – Режим доступа: свободный http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792 • www.uni-altai.ru/info

/journal/vesnik/ 3365nomer-1-2010.html

  1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации / Федеральные государственные образовательные стандарты: [Электронный ресурс] / – Режим доступа: свободный / http://mon.gov.ru/pro/fgos/

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!