Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Белева Тульской области.
РАССМОТРЕНО МО учителей физики и математики от « 27 » августа 2020 г. №_1__ | ПРИНЯТО педсоветом МБОУ «СОШ №1» г.Белева Тульской области от « 28» августа 2020 г. №__1_ | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «СОШ №1» г.Белева Тульской области от « 01 »сентября 2020 г. № 100/ОД |
Дополнительная общеразвивающая
программа
Направление: техническое.
Название : «Образовательная робототехника».
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей:11-18 лет.
Количество часов: 70ч.
Составитель:
Иванова Н.В.
Учитель информатики
и математики
г.Белёв
2022 г.
Пояснительная записка
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO(ЛЕГО), которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Программа курса дополнительного образования «Образовательная робототехника. LegoWEDO 2.0» соответствует федеральному компоненту государственного основного общего образования.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания.
Цель курса: саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
1. Ознакомление с основными принципами механики.
2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности.
3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).
5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).
Развитие индивидуальных способностей ребенка.
Развитие речи детей.
Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
Комплект LEGO® EducationWeDo 2.0 составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и помогает стимулировать интерес школьников к естественным наукам и инженерному искусству. В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень усвоения которых предопределяет успешность последующего обучения ребёнка. Это одна из приоритетных задач образования. На первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Для этого используются моторизированные модели LEGOи простое программирование. WeDo2.0 обеспечивает решение для практического, мыслительного» обучения, которое побуждает учащихся задавать вопросы и предоставляет инструменты для решения задач из обычной жизни. Учащиеся задают вопросы и решают задачи. Этот материал не дает учащимся всего того, что им нужно знать. Вместо этого они задаются вопросом о том, что знают, и изучают еще не освоенные моменты. В процессе работы с данным оборудованием учащиеся овладевают ключевыми компетенциями:
КК - коммуникативные компетенции;
УПК - учебно-познавательные компетенции;
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;
РК - речевые компетенции;
КД - компетенции деятельности;
ЦСК - ценностно-смысловые компетенции;
КЛС - компетенции личностного самосовершенствования;
ЧК – читательские компетенции.
WeDo2.0 включает ряд различных проектов. Есть следующие их типы:
- 1 проект «Первые шаги», состоящий из 4 частей. В нем изучаются основные функции WeDo2.0;
- 8 проектов с пошаговыми инструкциями, связанных со стандартами учебного курса; они содержат пошаговые инструкции по выполнению проекта;
- 8 проектов с открытым решением, связанных со стандартами учебного курса и отличающихся более широкими возможностями.
Каждый из 16 проектов делится на три этапа: исследование (учащиеся изучают задачу), создание (учащиеся конструируют и программируют) и обмен результатами (учащиеся документируют проект и устраивают его презентацию).
Продолжительность работы над каждым проектом составляет два часа. Каждый этап важен в проекте и может длиться приблизительно 40 минут, но это время можно варьировать.
В WeDo2.0 выполнение проектов разбито на три этапа.
Исследование
Учащиеся знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения. Этапы исследования: установление взаимосвязей и обсуждение.
Создание
Учащиеся собирают, программируют и модифицируют модель LEGO® Проекты могут относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей. Этап создания различается для разных типов проектов. Этапы создания: построение, программа, изменение.
Обмен результатами
Учащиеся представляют и объясняют свои решения, используя модели LEGOи документ с результатами исследований, созданный с помощью встроенного инструмента документирования. Этапы обмена результатами: документирование и презентация.
Курс разработан с учетом научных и инженерных навыков, описанных в стандартах ФГОС. Он выражает соответствующие требования ФГОС в отношении научных знаний, а также практических навыков, которыми овладевают учащиеся и которые рассматриваются не по отдельности, а как взаимосвязанный комплект. Кроме того, включены Федеральные государственные образовательные стандарты в области русского языка и математики, которые используются в курсе.
Планируемые результаты согласно стандартам ФГОС
Личностные и метапредметныерезультаты:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формировать умение понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные универсальные учебные действия:
формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;
формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формировать умение составлять план действия;
формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.
Личностные универсальные учебные действия:
формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности;
формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.
Предметные результаты реализации программы
Уобучающихся будут сформированы:
основные понятия робототехники;
основы алгоритмизации;
умения автономного программирования;
знаниясреды LEGO;
умения подключать и задействовать датчики и двигатели;
навыки работы со схемами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
собирать базовые модели роботов;
составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;
использовать датчики и двигатели в простых задачах;
программировать на Lego;
использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих многовариантность решения;
проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.
Окружающий мир
2-УПК-КЛС-КК. Спланируйте и проведите исследование для определения, нуждаются ли растения в солнечном свете и воде для роста.
2-УПК-ИКТ-КК. Разработайте простую модель, которая сможет проиллюстрировать, как при помощи животных происходит рассеивание семян или опыление растений.
2-КД-КК. Проведите наблюдения за растениями и животными с целью сравнения разнообразия жизненных форм в различных средах обитания.
3-РК-УПК-КК. Приведите аргументы в пользу того, что некоторые животные в группах помогают другим участникам группы выжить.
3-ИКТ-КД-КК. Проанализируйте и интерпретируйте данные окаменелостей, чтобы подтвердить существование организмов и сред, в которых они жили в давние времена.
3-РК-УПК-КК. Приведите аргументы для доказательства того, что в определенной среде обитания некоторые организмы выживают успешно, некоторые менее успешно, а некоторые не выживают.
3-РК-УПК-ЦСК-КК. Представьте решение проблемы, возникающей при изменении окружающей среды и провоцирующей изменение видов растений и животных, которые в ней обитают.
3-УПК-ИКТ-КК. Разработайте модели для описания того, что организмы обладают уникальными и разнообразными жизненными циклами, однако все проходят через стадии рождения, роста, размножения и смерти.
3-ИКТ-КД-КК. Проанализируйте и интерпретируйте данные для доказательства того, что растения и животные наследуют характеристики от родителей и что в группе схожих организмов существует изменчивость этих характеристик.
3-РК-УПК-КК. Используйте доказательства в поддержку того, что характеристики могут меняться под влиянием окружающей среды.
3-РК-УПК-КЛС-КК. Используйте доказательства для объяснения того, как изменчивость характеристик отдельных представителей одного вида может обеспечить преимущества для выживания, поиска партнеров и размножения в другую.
4-ИКТ-ЧК-КЛС-КК. Соберите и систематизируйте информацию для описания того факта, что источником энергии и топлива являются природные ресурсы и что их использование может оказывать негативное влияние на окружающую среду.
Наука о Земле и космосе
2-ИКТ-ЧК-КК. Используйте информацию из нескольких источников, чтобы предоставить доказательства того, что геологические явления могут происходить быстро или медленно.
2-УПК-КЛС-КК. Сравните несколько решений, разработанных для замедления или предотвращения изменений физической поверхности земли под воздействием ветра или воды.
2-ИКТ-КК. Разработайте модель, представляющую формы и типы почв и водоемов в районе.
2-ИКТ-ЧК-КК. Соберите информацию для выяснения того, где находится вода на Земле, и понимания того, что она может находиться в твердом или жидком состоянии.
3-ИКТ-КК. Представьте данные в табличной и графической форме для описания типичных погодных условий, ожидаемых в определенном сезоне.
3-ИКТ-ЧК-КК. Получите и систематизируйте информацию для описания климата в различных регионах мира.
3-РК-УПК-ЦСК-КК. Представьте проектное решение, снижающее отрицательные последствия опасного погодного явления.
Инженерное искусство
2-РК-УПК-ИКТ-КК. Сформулируйте вопросы, проведите наблюдения и соберите информацию о ситуации, которую люди хотят изменить, чтобы определить простую задачу, которую можно решить путем разработки нового или улучшенного объекта или инструмента.
2-ИКТ-УПК-КК. Разработайте простой набросок, чертеж или физическую модель для иллюстрации того, как форма объекта помогает ему функционировать определенным образом для решения задачи.
2-ИКТ-КД-КК. Проанализируйте данные, полученные при тестировании двух объектов, разработанных для решения одной и той же задачи, с целью сравнения их преимуществ и недостатков.
3-УПК-КК. Определите простую задачу проектирования, отражающую потребность, которая включает указанные критерии успеха и ограничения на материалы, время или затраты.
3-УПК-КЛС-КК. Создайте и сравните несколько возможных решений задачи на основе того, насколько хорошо каждое из них соответствует критериям и ограничениям задачи.
3-УПК-КЛС-КК. Спланируйте и проведите объективные тесты, в которых контролируются переменные и рассматриваются точки отказа с целью определения аспектов модели или прототипа, которые можно улучшить.
4-УПК-КК. Определите простую задачу проектирования, отражающую потребность, которая включает указанные критерии успеха и ограничения на материалы, время или затраты.
4-ИКТ-КЛС-КК. Создайте и сравните несколько возможных решений задачи на основе того, насколько хорошо каждое из них соответствует критериям и ограничениям задачи.
4-УПК-КЛС-КК. Спланируйте и проведите объективные тесты, в которых переменные контролируются, а точки отказа анализируются с целью определения аспектов модели или прототипа, которые можно улучшить.
Структура, функция и обработка информации
4-ИКТ-УПК-КК. Разработайте модель для описания того, как свет, отражающийся от объектов и попадающий в глаз наблюдателя, делает объекты видимыми.
4-РК-УПК-КК. Приведите аргументы в пользу того, что растения и животные обладают внутренней и внешней структурой, функция которой заключается в поддержке выживания, роста, поведенческих функций и размножения.
4-ИКТ-УПК-КК. Используйте модель для описания того, как животные получают информацию разных типов с помощью своих органов чувств, обрабатывают ее с помощью мозга и реагируют на эту информацию различными способами.
Системы Земли. Процессы, которые определяют форму земли
4-КД-КЛС-КК. Выявите доказательства на основе рисунков в пластах горных пород и окаменелостей в слоях пород для объяснения изменений ландшафта с течением времени.
4-КД-ИКТ-КЛС-КК. Проведите наблюдения и (или) измерения для предоставления доказательств влияния воды, льда, ветра или растительности на выветривание или скорость эрозии.
4-РК-ИКТ-ЧК-КЛС-КК. Проанализируйте и интерпретируйте данные карт для описания шаблонов в рельефе земной поверхности.
4-ЦСК-РК-УПК-КК. Создайте и сравните несколько решений для снижения отрицательного влияния природных процессов на Земле на человека.
Содержание тем учебного курса
Раздел | Кол-во часов по разделу |
Первые шаги | 16 |
Проекты с пошаговыми инструкциями | 24 |
Проекты с открытым решением | 24 |
Работа с конструктором mblock | 8 |
Итого: | 70 |
Методическое и материально-техническое обеспечение
Компьютер учителя
Проектор
Интерактивная доска
Детские планшеты – 10 штук
Конструктор LegoWedo2.0 – 5 штук
Программноеобеспечение LEGO® WeDo2.0™ (LEGO Education WeDo Software)
Базовый набор WeDo 2.0 45300. Комплект заданий
Программноеобеспечениеmblock
Базовый наборmblock
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Образовательная робототехника. LegoWEDO 2.0»для 5 классов
Учитель: Иванова Н.В.
В неделю – 2 час
В год – 70 часов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Первые шаги – 8 часов. |
1 | Робот в жизни людей. | 1 | |
2 | Техника безопасности в кабинете информатики. | 1 | |
3 | Изучение механизмов конструктора LEGO WеDо 2.0 | 1 | |
4 | Изучение механизмов конструктора LEGO WеDо 2.0 | 1 | |
5 | Простые механизмы | 1 | |
6 | Простые механизмы | 1 | |
7 | Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO WеDо 2.0 | 1 | |
8 | Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO WеDо 2.0 | 1 | |
9 | Улитка-фонарик. | 1 | |
10 | Вентилятор | 1 | |
11 | Движущийся спутник. | 1 | |
12 | Робот-шпион | 1 | |
13 | Майло, научный вездеход. | 1 | |
14 | Датчик перемещения Майло | 1 | |
Проекты с пошаговыми инструкциями – 12 часа. |
15 | Тяга (Исследуйте результат действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение объекта). | 1 | |
16 | Тяга (Исследуйте результат действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение объекта). | 1 | |
17 | Скорость (Изучите факторы, которые могут увеличить скорость автомобиля, чтобы помочь в прогнозировании дальнейшего движения). | 1 | |
18 | Скорость (Изучите факторы, которые могут увеличить скорость автомобиля, чтобы помочь в прогнозировании дальнейшего движения). | 1 | |
19 | Прочные конструкции (Исследуйте характеристики здания, которые повышают его устойчивость к землетрясению, используя симулятор землетрясений, сконструированный из кубиков LEGO). | 1 | |
20 | Прочные конструкции (Исследуйте характеристики здания, которые повышают его устойчивость к землетрясению, используя симулятор землетрясений, сконструированный из кубиков LEGO). | 1 | |
21 | Метаморфоз лягушки (Смоделируйте метаморфоз лягушки с помощью репрезентации LEGO иопределите характеристики организма на каждой стадии) | 1 | |
22 | Метаморфоз лягушки (Смоделируйте метаморфоз лягушки с помощью репрезентации LEGO иопределите характеристики организма на каждой стадии) | 1 | |
23 | Растения и опылители | 1 | |
24 | Растения и опылители (Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию взаимосвязимежду опылителем и цветком на этапе размножения). | 1 | |
25 | Предотвращение наводнения (Спроектируйте автоматический паводковый шлюз LEGO для управленияуровнем воды в соответствии с различными шаблонами выпадения осадков). | 1 | |
26 | Предотвращение наводнения | 1 | |
Проекты с открытым решением – 12часов. |
27 | Сборка модели «Хищник и жертва» (Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию поведениянескольких хищников и их жертв). | 1 | |
28 | Сборка модели «Хищник и жертва» | 1 | |
29 | Сборка модели «Хищник и жертва» | 1 | |
30 | Демонстрация проекта «Хищник и жертва» | 1 | |
31 | Сборка модели «Язык животных» (Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию различныхспособов общения в мире животных). | 1 | |
32 | Сборка модели «Язык животных» | 1 | |
33 | Сборка модели «Язык животных» | 1 | |
34 | Демонстрация проекта «Язык животных» | 1 | |
35 | Сборка модели «Экстремальная среда обитания» (Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию влияния средыобитания на выживание некоторых видов). | 1 | |
36 | Сборка модели «Экстремальная среда обитания» | 1 | |
37 | Сборка модели «Экстремальная среда обитания» | 1 | |
38 | Демонстрация проекта «Экстремальная среда обитания» | 1 | |
39 | Сборка модели «Исследование космоса» (Спроектируйте прототип робота-вездехода LEGO, который идеально подошелбыдля исследования далеких планет). | 1 | |
40 | Сборка модели «Исследование космоса» | 1 | |
41 | Сборка модели «Исследование космоса» | 1 | |
42 | Демонстрация проекта «Исследование космоса» | 1 | |
43 | Сборка модели «Предупреждение об опасности» (Спроектируйте прототип LEGO для устройства предупреждения о погодных явлениях, которое поможет смягчить последствия ураганов). | 1 | |
44 | Сборка модели «Предупреждение об опасности» | 1 | |
45 | Сборка модели «Предупреждение об опасности» | 1 | |
46 | Демонстрация проекта «Предупреждение об опасности» | 1 | |
Работа с конструктором mblock- 4 |
47 | Изучение механизмов mblock | 1 | |
48 | Изучение механизмов mblock | 1 | |
49 | Простые механизмы mblock | 1 | |
50 | Простые механизмы mblock | 1 | |
51 | Изучение программного обеспечения mblock | 1 | |
52 | Изучение программного обеспечения mblock | 1 | |
53 | Сборка робота mbot | 1 | |
54 | Сборка робота mbot | 1 | |
55 | Сборка робота mbot | 1 | |
56 | Работа со светом | 1 | |
57 | Работа с датчиками | 1 | |
58 | Работа с датчиками | 1 | |
59 | Сборка паука mbot | 1 | |
60 | Сборка паука mbot | 1 | |
61 | Сборка захвата mbot | 1 | |
62 | Сборка захвата mbot | 1 | |
63 | Изучение механизмов робота mbot Ranger | 1 | |
64 | Изучение механизмов робота mbot Ranger | 1 | |
65 | Сборка робота mbot Ranger | 1 | |
66 | Сборка робота mbot Ranger | 1 | |
67 | Программирование робота mbot Ranger | 1 | |
68 | Программирование робота mbot Ranger | 1 | |
69 | Демонстрация проекта mbot Ranger | 1 | |
70 | Дополнительные возможности робота mbot Ranger | 1 | |
Используемая литература:
Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO EducationWeDo).
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Интернет-ресурсы
http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
http://www.lego.com/education/
http://www.wroboto.org/
http://www.roboclub.ru/
http://robosport.ru/
http://lego.rkc-74.ru/
http://legoclab.pbwiki.com/
http://www.int-edu.ru/
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
http://robotclubchel.blogspot.com/
http://legomet.blogspot.com/
http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/