СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Образовательная робототехника"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа "Образовательная робототехника"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Образовательная робототехника"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Белева Тульской области.


РАССМОТРЕНО


МО учителей физики и математики

от « 27 » августа 2020 г.


_1__



ПРИНЯТО


педсоветом МБОУ «СОШ №1»


г.Белева Тульской области


от « 28» августа 2020 г.


__1_


УТВЕРЖДЕНО


приказом МБОУ «СОШ №1»


г.Белева Тульской области


от « 01 »сентября 2020 г.


100/ОД






Дополнительная общеразвивающая

программа


Направление: техническое.

Название : «Образовательная робототехника».

Срок реализации: 1 год.

Возраст детей:11-18 лет.

Количество часов: 70ч.



Составитель:

Иванова Н.В.

Учитель информатики

и математики










г.Белёв

2022 г.




Пояснительная записка

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO(ЛЕГО), которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

Программа курса дополнительного образования «Образовательная робототехника. LegoWEDO 2.0» соответствует федеральному компоненту государственного основного общего образования.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания.

Цель курса: саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

1. Ознакомление с основными принципами механики.

2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности.

3. Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.

4. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных).

5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.

6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  1. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).

  2. Развитие индивидуальных способностей ребенка.

  3. Развитие речи детей.

  4. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Комплект LEGO® EducationWeDo 2.0 составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и помогает стимулировать интерес школьников к естественным наукам и инженерному искусству. В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень усвоения которых предопределяет успешность последующего обучения ребёнка. Это одна из приоритетных задач образования. На первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Для этого используются моторизированные модели LEGOи простое программирование. WeDo2.0 обеспечивает решение для практического, мыслительного» обучения, которое побуждает учащихся задавать вопросы и предоставляет инструменты для решения задач из обычной жизни. Учащиеся задают вопросы и решают задачи. Этот материал не дает учащимся всего того, что им нужно знать. Вместо этого они задаются вопросом о том, что знают, и изучают еще не освоенные моменты. В процессе работы с данным оборудованием учащиеся овладевают ключевыми компетенциями:

КК - коммуникативные компетенции;

УПК - учебно-познавательные компетенции;

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;

РК - речевые компетенции;

КД - компетенции деятельности;

ЦСК - ценностно-смысловые компетенции;

КЛС - компетенции личностного самосовершенствования;

ЧК – читательские компетенции.

WeDo2.0 включает ряд различных проектов. Есть следующие их типы:

- 1 проект «Первые шаги», состоящий из 4 частей. В нем изучаются основные функции WeDo2.0;

- 8 проектов с пошаговыми инструкциями, связанных со стандартами учебного курса; они содержат пошаговые инструкции по выполнению проекта;

- 8 проектов с открытым решением, связанных со стандартами учебного курса и отличающихся более широкими возможностями.

Каждый из 16 проектов делится на три этапа: исследование (учащиеся изучают задачу), создание (учащиеся конструируют и программируют) и обмен результатами (учащиеся документируют проект и устраивают его презентацию).

Продолжительность работы над каждым проектом составляет два часа. Каждый этап важен в проекте и может длиться приблизительно 40 минут, но это время можно варьировать.

В WeDo2.0 выполнение проектов разбито на три этапа.

Исследование

Учащиеся знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения. Этапы исследования: установление взаимосвязей и обсуждение.

Создание

Учащиеся собирают, программируют и модифицируют модель LEGO® Проекты могут относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей. Этап создания различается для разных типов проектов. Этапы создания: построение, программа, изменение.

Обмен результатами

Учащиеся представляют и объясняют свои решения, используя модели LEGOи документ с результатами исследований, созданный с помощью встроенного инструмента документирования. Этапы обмена результатами: документирование и презентация.

Курс разработан с учетом научных и инженерных навыков, описанных в стандартах ФГОС. Он выражает соответствующие требования ФГОС в отношении научных знаний, а также практических навыков, которыми овладевают учащиеся и которые рассматриваются не по отдельности, а как взаимосвязанный комплект. Кроме того, включены Федеральные государственные образовательные стандарты в области русского языка и математики, которые используются в курсе.

Планируемые результаты согласно стандартам ФГОС

Личностные и метапредметныерезультаты:
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формировать умение понимать других;

  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

  • формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;

  • формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формировать умение составлять план действия;

  • формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.

  1. Личностные универсальные учебные действия:

  • формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности;

  • формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

Предметные результаты реализации программы

Уобучающихся будут сформированы:

  • основные понятия робототехники;

  • основы алгоритмизации;

  • умения автономного программирования;

  • знаниясреды LEGO;

  • умения подключать и задействовать датчики и двигатели;

  • навыки работы со схемами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • собирать базовые модели роботов;

  • составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;

  • использовать датчики и двигатели в простых задачах;

  • программировать на Lego;

  • использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих многовариантность решения;

  • проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.

Окружающий мир

2-УПК-КЛС-КК. Спланируйте и проведите исследование для определения, нуждаются ли растения в солнечном свете и воде для роста.

2-УПК-ИКТ-КК. Разработайте простую модель, которая сможет проиллюстрировать, как при помощи животных происходит рассеивание семян или опыление растений.

2-КД-КК. Проведите наблюдения за растениями и животными с целью сравнения разнообразия жизненных форм в различных средах обитания.

3-РК-УПК-КК. Приведите аргументы в пользу того, что некоторые животные в группах помогают другим участникам группы выжить.

3-ИКТ-КД-КК. Проанализируйте и интерпретируйте данные окаменелостей, чтобы подтвердить существование организмов и сред, в которых они жили в давние времена.

3-РК-УПК-КК. Приведите аргументы для доказательства того, что в определенной среде обитания некоторые организмы выживают успешно, некоторые менее успешно, а некоторые не выживают.

3-РК-УПК-ЦСК-КК. Представьте решение проблемы, возникающей при изменении окружающей среды и провоцирующей изменение видов растений и животных, которые в ней обитают.

3-УПК-ИКТ-КК. Разработайте модели для описания того, что организмы обладают уникальными и разнообразными жизненными циклами, однако все проходят через стадии рождения, роста, размножения и смерти.

3-ИКТ-КД-КК. Проанализируйте и интерпретируйте данные для доказательства того, что растения и животные наследуют характеристики от родителей и что в группе схожих организмов существует изменчивость этих характеристик.

3-РК-УПК-КК. Используйте доказательства в поддержку того, что характеристики могут меняться под влиянием окружающей среды.

3-РК-УПК-КЛС-КК. Используйте доказательства для объяснения того, как изменчивость характеристик отдельных представителей одного вида может обеспечить преимущества для выживания, поиска партнеров и размножения в другую.

4-ИКТ-ЧК-КЛС-КК. Соберите и систематизируйте информацию для описания того факта, что источником энергии и топлива являются природные ресурсы и что их использование может оказывать негативное влияние на окружающую среду.

Наука о Земле и космосе

2-ИКТ-ЧК-КК. Используйте информацию из нескольких источников, чтобы предоставить доказательства того, что геологические явления могут происходить быстро или медленно.

2-УПК-КЛС-КК. Сравните несколько решений, разработанных для замедления или предотвращения изменений физической поверхности земли под воздействием ветра или воды.

2-ИКТ-КК. Разработайте модель, представляющую формы и типы почв и водоемов в районе.

2-ИКТ-ЧК-КК. Соберите информацию для выяснения того, где находится вода на Земле, и понимания того, что она может находиться в твердом или жидком состоянии.

3-ИКТ-КК. Представьте данные в табличной и графической форме для описания типичных погодных условий, ожидаемых в определенном сезоне.

3-ИКТ-ЧК-КК. Получите и систематизируйте информацию для описания климата в различных регионах мира.

3-РК-УПК-ЦСК-КК. Представьте проектное решение, снижающее отрицательные последствия опасного погодного явления.

Инженерное искусство

2-РК-УПК-ИКТ-КК. Сформулируйте вопросы, проведите наблюдения и соберите информацию о ситуации, которую люди хотят изменить, чтобы определить простую задачу, которую можно решить путем разработки нового или улучшенного объекта или инструмента.

2-ИКТ-УПК-КК. Разработайте простой набросок, чертеж или физическую модель для иллюстрации того, как форма объекта помогает ему функционировать определенным образом для решения задачи.

2-ИКТ-КД-КК. Проанализируйте данные, полученные при тестировании двух объектов, разработанных для решения одной и той же задачи, с целью сравнения их преимуществ и недостатков.

3-УПК-КК. Определите простую задачу проектирования, отражающую потребность, которая включает указанные критерии успеха и ограничения на материалы, время или затраты.

3-УПК-КЛС-КК. Создайте и сравните несколько возможных решений задачи на основе того, насколько хорошо каждое из них соответствует критериям и ограничениям задачи.

3-УПК-КЛС-КК. Спланируйте и проведите объективные тесты, в которых контролируются переменные и рассматриваются точки отказа с целью определения аспектов модели или прототипа, которые можно улучшить.

4-УПК-КК. Определите простую задачу проектирования, отражающую потребность, которая включает указанные критерии успеха и ограничения на материалы, время или затраты.

4-ИКТ-КЛС-КК. Создайте и сравните несколько возможных решений задачи на основе того, насколько хорошо каждое из них соответствует критериям и ограничениям задачи.

4-УПК-КЛС-КК. Спланируйте и проведите объективные тесты, в которых переменные контролируются, а точки отказа анализируются с целью определения аспектов модели или прототипа, которые можно улучшить.

Структура, функция и обработка информации

4-ИКТ-УПК-КК. Разработайте модель для описания того, как свет, отражающийся от объектов и попадающий в глаз наблюдателя, делает объекты видимыми.

4-РК-УПК-КК. Приведите аргументы в пользу того, что растения и животные обладают внутренней и внешней структурой, функция которой заключается в поддержке выживания, роста, поведенческих функций и размножения.

4-ИКТ-УПК-КК. Используйте модель для описания того, как животные получают информацию разных типов с помощью своих органов чувств, обрабатывают ее с помощью мозга и реагируют на эту информацию различными способами.

Системы Земли. Процессы, которые определяют форму земли

4-КД-КЛС-КК. Выявите доказательства на основе рисунков в пластах горных пород и окаменелостей в слоях пород для объяснения изменений ландшафта с течением времени.

4-КД-ИКТ-КЛС-КК. Проведите наблюдения и (или) измерения для предоставления доказательств влияния воды, льда, ветра или растительности на выветривание или скорость эрозии.

4-РК-ИКТ-ЧК-КЛС-КК. Проанализируйте и интерпретируйте данные карт для описания шаблонов в рельефе земной поверхности.

4-ЦСК-РК-УПК-КК. Создайте и сравните несколько решений для снижения отрицательного влияния природных процессов на Земле на человека.


Содержание тем учебного курса


Раздел

Кол-во часов по разделу

Первые шаги

16

Проекты с пошаговыми инструкциями

24

Проекты с открытым решением

24

Работа с конструктором mblock

8

Итого:

70


Методическое и материально-техническое обеспечение

Компьютер учителя

Проектор

Интерактивная доска

Детские планшеты – 10 штук

Конструктор LegoWedo2.0 – 5 штук

Программноеобеспечение LEGO® WeDo2.0™ (LEGO Education WeDo Software)

Базовый набор WeDo 2.0 45300. Комплект заданий

Программноеобеспечениеmblock

Базовый наборmblock




Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Образовательная робототехника. LegoWEDO 2.0»для 5 классов


Учитель: Иванова Н.В.

В неделю – 2 час

В год – 70 часов


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Первые шаги – 8 часов.

1

Робот в жизни людей.

1


2

Техника безопасности в кабинете информатики.

1


3

Изучение механизмов конструктора LEGO WеDо 2.0

1


4

Изучение механизмов конструктора LEGO WеDо 2.0

1


5

Простые механизмы

1


6

Простые механизмы

1


7

Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO WеDо 2.0

1


8

Знакомство с программным обеспечением конструктора LEGO WеDо 2.0

1


9

Улитка-фонарик.

1


10

Вентилятор

1


11

Движущийся спутник.

1


12

Робот-шпион

1


13

Майло, научный вездеход.

1


14

Датчик перемещения Майло

1


Проекты с пошаговыми инструкциями – 12 часа.

15

Тяга (Исследуйте результат действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение объекта).

1


16

Тяга (Исследуйте результат действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение объекта).

1


17

Скорость (Изучите факторы, которые могут увеличить скорость автомобиля, чтобы помочь в прогнозировании дальнейшего движения).

1


18

Скорость (Изучите факторы, которые могут увеличить скорость автомобиля, чтобы помочь в прогнозировании дальнейшего движения).

1


19

Прочные конструкции (Исследуйте характеристики здания, которые повышают его устойчивость к землетрясению, используя симулятор землетрясений, сконструированный из кубиков LEGO).

1


20

Прочные конструкции (Исследуйте характеристики здания, которые повышают его устойчивость к землетрясению, используя симулятор землетрясений, сконструированный из кубиков LEGO).

1


21

Метаморфоз лягушки (Смоделируйте метаморфоз лягушки с помощью репрезентации LEGO иопределите характеристики организма на каждой стадии)

1


22

Метаморфоз лягушки (Смоделируйте метаморфоз лягушки с помощью репрезентации LEGO иопределите характеристики организма на каждой стадии)

1


23

Растения и опылители

1


24

Растения и опылители (Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию взаимосвязимежду опылителем и цветком на этапе размножения).

1


25

Предотвращение наводнения (Спроектируйте автоматический паводковый шлюз LEGO для управленияуровнем воды в соответствии с различными шаблонами выпадения осадков).

1


26

Предотвращение наводнения

1


Проекты с открытым решением – 12часов.

27

Сборка модели «Хищник и жертва» (Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию поведениянескольких хищников и их жертв).

1


28

Сборка модели «Хищник и жертва»

1


29

Сборка модели «Хищник и жертва»

1


30

Демонстрация проекта «Хищник и жертва»

1


31

Сборка модели «Язык животных» (Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию различныхспособов общения в мире животных).

1


32

Сборка модели «Язык животных»

1


33

Сборка модели «Язык животных»

1


34

Демонстрация проекта «Язык животных»

1


35

Сборка модели «Экстремальная среда обитания» (Смоделируйте с использованием кубиков LEGO демонстрацию влияния средыобитания на выживание некоторых видов).

1


36

Сборка модели «Экстремальная среда обитания»

1


37

Сборка модели «Экстремальная среда обитания»

1


38

Демонстрация проекта «Экстремальная среда обитания»

1



39

Сборка модели «Исследование космоса» (Спроектируйте прототип робота-вездехода LEGO, который идеально подошелбыдля исследования далеких планет).

1


40

Сборка модели «Исследование космоса»

1


41

Сборка модели «Исследование космоса»

1


42

Демонстрация проекта «Исследование космоса»

1




43

Сборка модели «Предупреждение об опасности» (Спроектируйте прототип LEGO для устройства предупреждения о погодных

явлениях, которое поможет смягчить последствия ураганов).

1


44

Сборка модели «Предупреждение об опасности»

1


45

Сборка модели «Предупреждение об опасности»

1


46

Демонстрация проекта «Предупреждение об опасности»

1


Работа с конструктором mblock- 4

47

Изучение механизмов mblock

1


48

Изучение механизмов mblock

1


49

Простые механизмы mblock

1


50

Простые механизмы mblock

1


51

Изучение программного обеспечения mblock

1


52

Изучение программного обеспечения mblock

1


53

Сборка робота mbot

1


54

Сборка робота mbot

1


55

Сборка робота mbot

1


56

Работа со светом

1


57

Работа с датчиками

1


58

Работа с датчиками

1


59

Сборка паука mbot

1


60

Сборка паука mbot

1


61

Сборка захвата mbot

1


62

Сборка захвата mbot

1


63

Изучение механизмов робота mbot Ranger

1


64

Изучение механизмов робота mbot Ranger

1


65

Сборка робота mbot Ranger

1


66

Сборка робота mbot Ranger

1


67

Программирование робота mbot Ranger

1


68

Программирование робота mbot Ranger

1


69

Демонстрация проекта mbot Ranger

1


70

Дополнительные возможности робота mbot Ranger

1




Используемая литература:

  1. Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO EducationWeDo).

  2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.


Интернет-ресурсы

  1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

  2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

  3. http://www.lego.com/education/

  4. http://www.wroboto.org/

  5. http://www.roboclub.ru/

  6. http://robosport.ru/

  7. http://lego.rkc-74.ru/

  8. http://legoclab.pbwiki.com/

  9. http://www.int-edu.ru/

  10. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

  11. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13

  12. http://robotclubchel.blogspot.com/

  13. http://legomet.blogspot.com/

  14. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/