СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Автомногоборье позволяет не только овладеть техникой вождения автомобиля, но и в совершенстве знать правила дорожного движения. При разработке программы учтены новейшие достижения автомобилестроения, изменения в правилах соревнований по автоспорту, а также все новое, что связано с правилами дорожного движения.
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АВТОМНОГОБОРЬЕ»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | техническая |
Объединение | секция «Автомногоборье» |
Форма обучения | очная |
Срок реализации | 1 год |
Возраст обучающихся | 14-17 лет |
Педагоги дополнительного образования:
Сабанин Сергей Николаевич
Кислов Сергей Владимирович
Теплоухов Юрий Владимирович
Сеничев Дмитрий Юрьевич
Купальный Виталий Сергеевич
г. Салехард, 2024 г.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Автомногоборье» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Актуальность программы.
Технические виды спорта не только физически закаляют человека, вырабатывая у него высокие моральные и волевые качества, но и способствуют развитию творческой мысли, прививают любовь к технике, умению мастерски владеть ею, в большой мере способствуют подготовке молодежи к защите своей Родины.
Автоспортом можно заниматься с раннего возраста. Это дает возможность подросткам овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части автомобиля, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках и сварке. И чем в более раннем возрасте происходит обучение технике управления, тем выше результат.
Автомногоборье позволяет не только овладеть техникой вождения автомобиля, но и в совершенстве знать правила дорожного движения. При разработке программы учтены новейшие достижения автомобилестроения, изменения в правилах соревнований по автоспорту, а также все новое, что связано с правилами дорожного движения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью отвлечения подростков с улицы и помощи в раскрытии их творческого потенциала.
1.2.Цель и задачи программы
Настоящая программа ставит следующую цель:
Ориентация обучающихся в различных направлениях технических видов спорта, предоставление возможности освоения управлением автомобиля и участия в соревнованиях по автомногоборью.
Задачи.
Образовательные:
знать правила дорожного движения;
научить первоначальным практическим навыкам вождения автомобиля;
научить свободно пользоваться материалами и инструментами, а также технологическим приемам обработки конструкционных материалов;
знать устройство легкового автомобиля и принципы его работы.
Развивающие:
формирование способов преобразовательной деятельности (репродуктивной и творческой) в процессе знакомства с устройством автомобиля и работы с соответствующей технической документацией;
формирование опыта конструкторской и технологической творческой деятельности;
развитие эмоционально-ценностных отношений к преобразовательной деятельности и ее социальным последствиям;
формирование технических знаний и практических навыков в обслуживании, ремонте и управлении автомобилем;
привитие навыков и умений работы с различными материалами, инструментами, оборудованием.
Воспитательные:
воспитание ценных личностных качеств: трудолюбия, порядочности; ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;
воспитание интереса к профессиям в областях техники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;
воспитание законопослушного участника дорожного движения, знающего и строго соблюдающего ПДД;
воспитание интереса к истории автомобилестроения.
Программа рассчитана на профессионально-ориентируемый уровень освоения, позволяющий, в итоге, надежно и безопасно водить автомобиль и грамотно его обслуживать. Итог занятий по практическому вождению автомобиля - участие в автосоревнованиях.
Занятия направлены на постоянное расширение знаний по техническому устройству и эксплуатации автомобиля, совершенствование навыков управления автомобиля и достижение высоких спортивных результатов. Программа поможет подросткам сориентироваться в выборе будущей профессии, способствует в самореализации и формировании законопослушного и культурного участника дорожного движения.
Программа модифицирована, за основу программы взята программа Моргунова А.М., педагога дополнительного образования СПбЦДТТ г. Санкт- Петербурга.
Возраст обучающихся 14 - 17 лет. Программа «Автомногоборье» спортивно-технической направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа – 108 часов в год. Занятия по практическому вождению проводятся вне сетки учебного времени. Формы проведения занятий: тесты, игры, практикумы.
Организационные условия реализации программы
Возраст обучающихся: 14-17 лет.
Наполняемость группы –15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 учебных часа (108 часов в год).
Продолжительность учебного часа - 40 минут.
Форма обучения: очная
Уровень освоения программы: базовый
Язык обучения: русский
Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.
Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.
Условия набора в объединение:
Набор свободный, при наличии медицинской справки и заявления от родителей.
Программа включает 1 образовательный модуль.
Формы подведения итогов:
Итоги подводятся по результатам участия в соревнованиях, выставках, конкурсах ПДД, пробегах, поступлению в высшее учебное заведение по автомобильному профилю.
Контроль знаний и навыков проводится в форме творческих заданий, конкурсов, зачетов, практических занятий по обслуживанию и ремонту автомобилей, участие в автосоревнованиях и тренировках.
Промежуточная и итоговая аттестация – тестирование с использованием программного обеспечения на комплексе «Нева», практическое вождение на закрытой площадке (автодроме) в соответствии и утверждёнными упражнениями.
К концу курса обучения подросток должен:
владеть навыками управления транспортными средствами;
знать ПДД и техническое устройство транспортных средств;
уметь обслуживать транспортное средство в объеме ЕО, ТО-1 и ТО-2;
иметь навыки управления транспортным средством в сложных дорожных условиях: гололед, мокрое покрытие и т.д.
Ожидаемые результаты:
участие в городских и окружных автосоревнованиях;
овладение навыками управления автомобилем;
знание ПДД и основ безопасности дорожного движения;
знание устройства и правил эксплуатации легкового автомобиля;
получение разряда по автомобильному спорту;
профессиональная ориентация на поступление в автомобильные и другие технические учебные заведения, на работу в автомобильном транспорте и органах ГИБДД;
стремление постоянно совершенствовать полученные знания, навыки и спортивную квалификацию.
1.3.Содержание программы
Учебный план программы
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
| Вводное занятие | 2 | 2 |
|
| Беседы об автомобиле, автотранспорте | 2 | 2 |
|
| Меры безопасности на занятиях и тренировках | 2 | 2 |
|
| Общее устройство автомобиля | 8 | 6 | 2 |
| Общее устройство двигателя | 14 | 8 | 6 |
| Техническое обслуживание и ремонт автомобиля | 16 | 8 | 8 |
| Правила дорожного движения | 17 | 8 | 9 |
| Оказание первой медицинской помощи | 9 | 6 | 3 |
| Физическая подготовка. Посещение соревнований | 10 | - | 10 |
10. | Экскурсии | 2 | - | 2 |
11. | Учебная езда | 24 | - | 24 |
12. | Заключительное занятие | 2 | 2 |
|
| Итого: | 108 | 44 | 64 |
Содержание учебного плана программы
1. Вводное занятие
Теория
Знакомство с объединением «Автомобильное многоборье», с достижениями объединения, целями и задачами, содержанием работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
2. Беседы об автомобиле, автотранспорте
Теория
История автомобиля. Современное автостроение. Двигатели автомобиля. Виды автоспорта. Заводы, производящие автомобили. Чемпионы по автоспорту.
3. Меры безопасности на занятиях и тренировках
Теория
Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебных занятий. Меры безопасности при работе со слесарным инструментом. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием автомобиля, экипировкой на тренировках и соревнованиях, одеждой обучающихся. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению. Меры безопасности при обращении с ГСМ, правила их залива и слива, хранения и транспортировки.
4. Общее устройство автомобиля
Теория
Классификация спортивных классов автомобилей. Габаритные размеры автомобиля. Рама. Сиденье. Тормозная система. Органы управления. Стартовые номера. Колеса и шины. Двигатель. Топливная система. Система впуска. Система зажигания.
Практика
Знакомство с устройством автомобиля.
5.Общее устройство двигателя
Теория
Принцип работы четырехтактного двигателя. Определение такта. Кривошипно-шатунный механизм, его назначение и работа (цилиндр, поршень с кольцами, поршневой палец, шатун, коленчатый вал и кратер коленчатого вала). Система электрооборудования (генератор, коммутатор, катушка зажигания, свечи и определение зажигания). Система питания двигателя.
Практика
Демонстрация работы четырехтактного двигателя: установка определения зажигания; разборка и сборка двигателя; изготовление прокладок под цилиндр, карбюратор и кратер.
6. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
Теория
Слесарный инструмент. Виды инструмента. Ключи: рожковые, торцовые, накладные, специальные и головки. Соединения резьбовые, болты, винты, шпильки, гайки, шайбы и шурупы.
Практика
Практические занятия по ремонту и регулировки двигателя и ходовой части. Техническое обслуживание рулевого управления. Проверка состояния тормозной системы. Регулировка системы зажигания. Техническое обслуживание сцепления и цепи. Уход за шипами. Слесарные работы.
7. Правила дорожного движения
Теория
Правила для пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителей. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. Дорожные знаки. Разметка проезжей части. Сигналы регулирования движения. Порядок движения транспортных средств.
Практика
Проезд перекрестков. Особые условия движения, проезд железнодорожных переездов. Учебная езда, буксировка, знаки и надписи. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
8. Оказание первой медицинской помощи
Теория
Первая доврачебная помощь. Роль ЦНС в деятельности всего организма.
Практика
Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, вывихах, переломах и кровотечениях.
9.Физическая подготовка. Посещение соревнований
Практика
Специальная физическая подготовка. Значение физических упражнений в повышении спортивных результатов. Правила личной гигиены. Правила проведения соревнований по автомобильному многоборью.
10. Экскурсии
Практика
Экскурсия на автопредприятия города.
11.Учебная езда
Практика
Вводный инструктаж. Ознакомление с последовательностью проезда по трассе. Выбор правильной траектории движения.
Движение и маневрирование на площадке, оборудованной для фигурного вождения. Преодоление поворотов различного радиуса и сложности. Отработка техники старта. Прохождение поворотов на максимальной скорости без сноса колес. Отработка техники торможения. Отработка техники обгона. Соревнования по фигурному вождению.
12. Заключительное занятие.
Подведение итогов за год.
Практика
Показательное выступление.
1.4. Планируемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- ПДД и основы безопасности дорожного движения;
- общее устройство автомобиля;
- правила обслуживания основных узлов и агрегатов легкового автомобиля;
- свободно владеть специфическими понятиями и терминологией;
- правила проведения соревнований по автомногоборью и обеспечение на них техники безопасности.
Уметь:
- пользоваться технической и справочной литературой, литературой по ПДД;
- обслуживать автомобиль в объеме ЕО и ТО-1;
- разбирать и собирать отдельные узлы и агрегаты автомобиля;
- пользоваться ГСМ и специальными жидкостями, применяемыми при эксплуатации автомобиля;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, применяемыми при обслуживании и ремонте автомобиля;
- владеть первоначальными навыками управления автомобилем.
1.5.Воспитание
Рабочая программа воспитания
Для выстраивания адресной образовательной деятельности необходимо хорошо понимать логистическую и содержательную структуру работы, включающей обучение и воспитание обучающихся.
Рабочая программа воспитательной работы Центра едина для всех объединений и создает единую воспитательную среду учреждения, которая объединяет всех участников образовательного процесса. Практическая реализация цели и задач воспитания обучающихся осуществляется в рамках направлений воспитательной работы образовательной организации, представленных в соответствующем модуле.
При составлении календарного плана воспитательной работы творческого объединения было адаптировано содержание модулей календарного плана программы для работы с обучающимися объединения по приоритетным направлениям различного уровня с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
Цель и задачи программы
Цель программы:
создание единого воспитательного пространства учреждения, условий для саморазвития и развития талантов обучающихся, воспитание гармонично развитой личности, гражданина и патриота нашего государства.
Задачи программы:
организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей общества и государства;
организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
воспитание свободной, высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, готовности к мирному созиданию и защите Родины;
воспитание уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного уважения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде;
приобщение обучающихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения;
формирование умения самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
обеспечение поддержки социальных инициатив и достижений обучающихся.
Содержание, методы, формы и технологии реализации модульных алгоритмов воспитательной программы
№ | Содержательное наполнение модуля | Воспитательная работа в процессе образования | Формы и методы воспитательной активности | |
Модуль «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание» | Формы – это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. | |||
1 | Формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам РФ, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к культурным представлениям российского народа, стремление защищать свою Родину, работать не только для собственного блага, но и во имя процветания государства, повышения его авторитета в мировом сообществе; организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями. | Реализуются такие личностные качества, как правовая и политическая культура обучающихся, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности; нравственные и смысловые установки личности, позволяющие противостоять коррупционным явлениям, экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям. | Делятся: по количеству участников – индивидуальные (взаимодействие в системе педагог - учащийся), групповые (творческие коллективы, проектные группы и т. д.), массовые (фестивали, ярмарки, олимпиады, праздники, чемпионаты, соревнования и т. д.); по целевой направленности – позиции участников, дела, тематические игры; по времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные; по видам деятельности – трудовые, проектно-практические, художественные, научные, общественные и др.; по результату воспитательной работы – социально значимый | |
Модуль «Духовно – нравственное и эстетическое воспитание» | ||||
2 | Формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, спрaведливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь, увaжение к родителям, педaгогам, | Играет важную роль в становлении характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса, интерес к творческой деятельности; воспитание моральных качеств и этического сознания путём использования искусства и художественно-творческой | ||
| людям стaршего поколения, другим людям, признание их достоинств и др.), о духовных ценностях нaродов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. | деятельности для повышения культурного уровня обучающихся; воспитание у обучающихся стремления к полезному времяпрепровождению, саморазвитию через творчество; развитие креативности обучающихся. | результат, информационный обмен, выработка решения. | |
Модуль «Научно- познавательное и образовательное воспитание» | Методы - пути или способы организации ВР, совместной деятельности педагогов и обучающихся, направленной на решение задач воспитания. | |||
3 | Формирование таких личностных качеств, как исследовательское и критическое мышление, мотивация к научно-исследовательской деятельности; навыки высокой работоспособности и самоорганизации, умение действовать самостоятельно, активно и ответственно; развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, творческого воображения. | Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, развивает интерес к творческой деятельности, способность выдвигать новые идеи, формулировать основные цели выполняемой работы, владеть информационными, экономическими и социальными технологиями. | методы формирования сознания личности – беседа, диспут, внушение, инструктаж, контроль, объяснение, пример, разъяснение, рассказ, самоконтроль, совет, убеждение и др.; методы организации деятельности и формирования опыта поведения – задание, общественное мнение, педагогическое требование, поручение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, тренинг, упражнение и др.; методы мотивации деятельности и поведения - одобрение, поощрение социальной активности, порицание, создание ситуаций успеха, создание ситуаций для эмоционально- нравственных переживаний, соревнование и др. | |
Модуль «Профессионально-ориентированное воспитание» | ||||
4 | Формирует знания, представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся; уважение к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам; содействие профессиональному самоопределению, приобщение к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии; формирование умений и навыков самообслуживания, добросовестного, | Формирование у обучающихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно- профессионального маршрута; формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности; вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками. |
| ответственного и творческого отношения к труду. |
|
|
Модуль «Здоровьесберегающее воспитание» | |||
5 | Формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания, развивающего отдыха и оздоровления, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья; профилактика употребления вредных веществ | Пропаганда и содействие здоровому образу жизни включает все направления деятельности образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся; содействие сплочению родительско-ученического коллектива. |
1. |
Планируемые личностные результаты | воспитание всесторонне развитой конкурентоспособной социализированной личности; выполнение учащимися обязанностей гражданина Российской Федерации с высокой общей культурой на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций; овладение способностью выбора деятельности, которая поможет учащимся достичь наибольшего профессионального успеха; приобретение социального опыта учащимися, (социальная активность, социальная ответственность); желание участвовать в работе творческого объединения по окончании реализации программы; чувство гордости и сопричастности к жизни учреждения. |
2. |
Позиции педагогического наблюдения | обеспечение равноправного взаимодействия всех участников образовательного процесса учреждения; обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе; расширение границ социокультурного образовательного пространства; позиционирование себя членом коллектива творческого объединения; развитие сетевого взаимодействия в условиях современной стратегии воспитания; стремление к совершенствованию результатов в выбранном профиле деятельности; осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных ситуациях. |
Воспитательная работа. Беседы.
Подготовка и проведение праздников с презентацией:
Дня знаний
Дня защиты детей
ПДД - правила безопасной жизни каждого обучающегося (4 раза в год)
Славен учитель своими делами: Беседа об истории возникновения праздника,
Изготовление праздничных открыток, поделок.
Пропаганда Здорового образа жизни среди обучающихся:
«Скажи наркомании – «Нет»!
Курение в детском и подростковом возрасте.
Вредные привычки – как от них избавиться.
(групповые и индивидуальные беседы, тестирование, конкурс рисунков).
Беседы с обучающимися воспитывающего и общеразвивающего направления с учетом регионального компонента:
День народного единства
День Защитника Отечества
Красота родного края
День художника
День программиста
День Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг. и др.
Беседы с учащимися о бережном отношении и экономном расходовании материалов
Участие в работе по организации летнего досуга обучающихся.
Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год
№ | Наименование мероприятия | Приоритетные направления ВР | Цель мероприятия | Дата проведения |
Инвариантная часть | ||||
1 | День знаний (1 сентября) | Нравственное воспитание. Творческая деятельность. | Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у обучающихся и их родителей на предстоящий учебный год |
01.09.24 |
2 | День учителя (5 октября) | Нравственное воспитание. Творческая деятельность. | Формирование у обучающихся представление о значении знаний в жизни человека | 03.10.24 – 05.10.24 |
3 | День матери в России (28 ноября) | Нравственное воспитание. Творческая деятельность. | Поддержание традиций бережного отношения к женщине | 27.11.24 |
4 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января) | Гражданское воспитание. Творческая деятельность. | Формирование у обучающихся такие качества, как: долг, ответственность, честь. | 23.01.25 – 27.01.25 |
5 | День Космонавтики (12 апреля) | Гражданское воспитание. Творческая деятельность. | Стимулирование интереса к исследовательской деятельности. | 10.04.25 – 12.04.25 |
6 | Всемирный день Земли (22 апреля) | Умственное, нравственное и гражданское воспитание. Творческая деятельность. | Формирование экологической культуры, создание условий для осознания учащимися личной ответственности за сохранение экологии Земли. | 17.04.25 – 22.04.25 |
7 | Международный день семьи (15 мая) | Нравственное воспитание. Творческая деятельность. | Формирование правильных представлений о счастливой семье, воспитание чувства уважения, сопереживания и любви к своим родным. | 13.05.25 – 15.05.25 |
8 | День защиты детей (1 июня) | Нравственное воспитание. Творческая деятельность. | Формирование у обучающихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. | 29.05.25 – 01.06.25 |
Вариативная часть | ||||
1 | Встречи с выпускниками творческого объединения. Мастер-классы. | Трудовое и профессиональное воспитание. | Формирование у обучающихся трудолюбия и трудовых навыков, бережного отношения к любому труду и четкого представления о трудовой деятельности взрослых. | Регулярно в течении года |
2 | «Нет никого роднее мамы» | Нравственное воспитание. Творческая деятельность. | Поддержание традиций уважительного отношения к женщине. | март |
3 | Поведение и культура. Диспут. | Нравственное и эстетическое воспитание. | Формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики | Регулярно в течении года |
4 |
Мир вокруг нас. Живое на Земле. | Нравственное и эстетическое воспитание. Толерантность. | Формирование экологической культуры, создание условий для осознания учащимися личной ответственности за сохранение экологии Земли |
июнь |
5 |
День семьи. Мы крепкая семья. |
Нравственное воспитание. | Формирование правильных представлений о счастливой семье, воспитание чувства уважения, сопереживания и любви к своим родным |
май |
6 | Традиции и уникальность нашего творческого объединения. Творческий вечер | Воспитание познавательных интересов | Формирование потребности в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности. | Регулярно в течении года |
7 | Беседы о противопожарной безопасности, о технике безопасности во время проведения занятий и участия в конкурсах | Гражданско-правовое воспитание | Расширение конструктивного участия обучающихся в принятии решений, затрагивающих их права и интересы | Регулярно в течении года |
8 | Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся (беседы: «Скажи наркомании – «Нет», Курение в детском и подростковом возрасте. Вредные привычки – как от них избавиться. | Здоровьесберегающее воспитание (Беседы с учащимися воспитывающего и общеразвивающего характера) |
Пропаганда здорового образа жизни |
Регулярно в течении года |
Работа с родителями (законными представителями)
Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которая обеспечивается согласованием позиций семьи и Центра.
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
организация родительской общественности, участвующая в управлении Центром и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
взаимодействие с родителями посредством сайта и социальных сетей;
присутствие родителей на отчетных мероприятиях.
Родительские собрания проходят на следующие темы: «День народного единства», «Мы разные, но мы вместе», «Символы России» и другие.
Периодичность проведения родительских собраний:
организационное собрание – сентябрь;
итоговое собрание – май;
индивидуальные встречи – в течение года.
II. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Авомногоборье» |
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 3 раза в неделю по 1 учебному часу |
5. | Количество часов | 108 часов |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 01.09.2024-31.05.2025 |
2.2.Условия реализации программ
Материально-техническое обеспечение программы
Автомобили Рено логан, токарный, сверлильный станки по 1 штуке, сварочный аппарат – 2 шт., обрезная машинка – 2, электронаждак – 1, ручная дрель – 1, таль цепная – 1 инструмент. Горюче смазочные материалы, запасные части.
Методическое обеспечение программы
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его этапах ведущими выступают отдельные, приведенные ниже методы.
Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные - беседа, рассказ, монолог, диалог), (наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, чертежей и т.д.), (практические – изучение и ремонт основных узлов автомобиля, правил дорожного движения и др.), индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные и развивающие игры, экскурсии, коллективные обсуждения и т.д.).
Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.
Методы контроля: соревнования, конкурсы ПДД, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения.
Выбор метода обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта обучающихся.
Основным методом проведения занятий является практическая работа. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Решению воспитательных задач, поставленных в программе, способствуют экскурсии в ГИББД, автотранспортные предприятия, профессиональное училище, где обучающиеся знакомятся с профессиями, связанными с автотранспортом. Большое воспитательное воздействие оказывает также участие обучающихся в конкурсах, показательных выступлениях и соревнованиях различного уровня. Особое внимание уделяется подросткам из неблагополучных семей. С ними и их родителями ведется индивидуальная работа.
Особенность программы, одним из направлений которой является спортивно-техническое, заключается в участии автосоревнований, автопробегов и обслуживании автотехники в рамках автомобильного спорта:
- на одном автомобиле могут выступать в соревнованиях несколько участников;
- соревнования и тренировки проходят на ограниченной территории, что обеспечивает повышенную безопасность;
- в соревнованиях и тренировках могут принимать участие подростки, не имеющие водительского удостоверения;
- инвентарь и оборудование не требуют больших затрат на изготовление;
- мероприятия проходят на виду у зрителей;
- трассы могут компоноваться в любом сочетании фигур, что позволяет постоянно совершенствовать навыки управления автомобилем.
Каждое соревнование по автомногоборью включает в себя не менее трех видов состязаний, из которых не менее двух связаны с управлением автомобилем. Например: скоростное маневрирование или фигурное вождение, слалом и ПДД, экономичное вождение и поиск неисправностей, и т.д. Одним из видов могут быть состязания, связанные с дисциплинами физической культуры.
Дидактический материал
Плакаты по ПДД и техническому устройству автомобиля, по обеспечению безопасности дорожного движения. Макеты узлов и агрегатов автомобиля. Видеофильмы по мастерству вождения автомобиля, компьютерные программы п.1 ПДД, основам БДД, мастерству вождения автомобиля. Экзаменационные карты по ПДД. Литература по автомобильной тематике.
Электронные ресурсы
Наглядные пособия (плакаты) по технике безопасности при работе с различным инструментом и на различных станках. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/02/07/distsiplina-op-07-osnovy-ustroystva- traktorov-i-avtomobileytema Устройство автомобиля https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/10/09/didakticheskiy-material-po-ustroystvu- avtomobilya Устройство автомобиля https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2012/03/18/ekzamenatsionnye-bilety-po-pdd-i- ustroystvu-avtomobilya Экзаменационные билеты по ПДД и устройству автомобиля. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/19/bilety-po-spetsialnoy-distsipline-ustroystvo- avtomobilya Билеты по специальной дисциплине "Устройство автомобиля". https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/11/19/didakticheskiy-material-po-remontu- avtomobiley-pri-izuchenii-temy Дидактический материал по ремонту автомобилей при изучении темы: "Двигатель автомобиля".
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/04/14/kurs-lektsiy-po-modulyu-pm-01-mdk-0101- ustroystvo-avtomobiley Курс лекций «Основы теории автомобильных двигателей и автомобилей» (часть I)
http://mgmptk.by/wp-content/uploads/2017/02/metodrazrabotka-kurpatin.pdf Методическая разработка «Рабочий цикл четырехтактного двигателя» (схемы «Устройство автомобилей»)
https://pedportal.net/starshie-klassy/raznoe/kartochki-zadaniya-po-ustroystvu-avtomobilya-i- dvigatelya-vnutrennego-sgoraniya-262015 Карточки-задания по устройству, техническому обслуживанию автомобиля.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».
2.3.Формы аттестации
зачет;
экзамен;
наблюдение;
анкетирование;
тестирование;
опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме экзамена.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
личностный рост; развитие общительности, работоспособности;
при оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодие), учитывается его участие в выставках, конкурсах.
высокий;
средний;
низкий.
Оценки фиксируются в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугдия показывают динамику освоения учащимися программы.
Формы контроляОценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения.
Входной контроль проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений.
Формы проведения: беседа, тест.
Промежуточный контроль проводится после каждой крупной темы и осуществляется для отслеживания уровня усвоения материала программы и корректировки процесса обучения. Контроль проводится в форме теста и выполнения практического задания по пройденным темам раздела.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его цель – выявить усвоенный уровень знаний и умений, предусмотренных программой. Итоговый контроль проводится в форме теста и выполнения практического задания (проводится по результатам сопутствующего технического обслуживания автомобиля).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.
Система средств контроля результативности обученияМетоды диагностики интеллектуальных и творческих способностей:
Задания для вводного, промежуточного и итогового контроля.
Промежуточные тесты для проверки теоретических знаний усвоения разделов программы.
Мониторинг личных достижений детей.
Список литературы для педагога
Богданов О.Г. Основы мастерства. Азбука начинающего автоспортсмена / О.Г. Богданов, Э.С. Цыганков. – М., ДОСААФ, 2016. – 84 с.
Ваганов В.И. Езжу без аварий / В.И. Ваганов, А.А. Пинт. – М., Патриот, 2014. – 190 с.
Куперман А.И. Безопасное управление автомобилем / А.И. Куперман. – М.: Транспорт, 2019. – 157 с.
Орлов Ю.Б. Автомобильный и мотоциклетные кружки / Ю.Б. Орлов – М.: Просвещение, 2017. – 158 с.
Сабодахо С.В. За рулем легкового автомобиля / С.В. Сабодахо. – М.: Патриот, 2016. – 224 с.
Цыганков Э.С. Безопасное прохождение поворотов / Э.С. Цыганков. – М.: Транспорт, 2018. – 80 с.
Список литературы для обучающихся
Беляев Н.В. 10 000 советов автомобилистам / Н.В. Беляев. – М., АСТ Харвест, 2017. – 464 с.
Бродский А.Я. Советы бывалых автомобилистов / А.Я. Бородский. – М., Просвещение, 2014. – 136 с.
Гладкий А.А. Экзамен в ГИБДД. – М., АСТ Астрель, 2019. – 94 с.
Горбачев М.Г. Самоучитель безопасного вождения / М.Г. Горбачев. – М.: Рипол классик, 2019. – 384 с.
Горбачев М.Г. Экстремальное вождение «Гоночные секреты» / М.Г. Горбачев. – М., ООО Престиж, 2019. – 304 с.
Громаковский А.А. Сдаем на права. – М.: Питер, 2015. – 240 с.
Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М.: Третий Рим, 2019. – 264 с.
Устройство, техническое обслуживание, и ремонт автомобилей. – М., Высшая школа, 2011. – 345 с.
Экзаменационные (тематические) задачи. – М.: Третий Рим, 2019. – 234 с.
Яременко О.В. Твой друг – автомобиль / О.В. Яременко. – М., Дрофа, 2019. – 368 с.
Оценочные и методические материалы
Пример задания промежуточного контроля
Задание 1 (10 баллов)
«Общее устройство автомобиля» (выявление знаний, умений)
Критерий оценки – правильность ответа, каждый правильный ответ соответствует 1 баллу. Результаты выполнения задания определяются по числу правильных ответов:
Высокий уровень: 8-10баллов Средний уровень: 5-7 баллов Низкий уровень: 0-4 балла
1.1. Вопросы задания:
Из чего состоит задний мост?
Из чего состоит рулевое управление?
Различие алюминиевых и магниевых дисков
Различие мягкой и жесткой резины
Из чего состоит топливная система?
Из чего состоит система выпуска отработанных газов?
На какие факторы нужно опираться при настройке шасси?
Какие элементы шасси подлежат настройке?
Перечислить обязательный комплект экипировки?
Различие 2х тактного и 4х тактного ДВС?
Задание 2 (6 баллов)
«Сними-поставь колесо» (выявление умений)
Критерий оценки – правильно указанная последовательность операций обслуживания автомобиля (снятие-установка колеса), каждый правильный ответ соответствует 1 баллу. Результаты выполнения задания определяются по числу правильных ответов:
Высокий уровень: 5-6 баллов Средний уровень: 3-4 баллов Низкий уровень: 0-2 балла 1.4.
Напротив перечисленных действий расставьте цифры, соответствующие очередности порядка обслуживания автомобиля (снятие-установка колеса)
− Откручивание гайки − Закручивание гайки − Уборка инструмента по местам − Снятие колеса − Установка колеса − Подбор инструмента
Задание 3 (3 балла) - «Кто быстрее» (выявление умений) Критерий оценки – результаты заезда на время.
Результаты выполнения задания определяются в баллах: Высокий уровень: 5-6баллов
Средний уровень: 3-4 баллов Низкий уровень: 0-2 балла 1.5.
Приложение № 2Маршрутная карта фиксации результатов освоения программы
Показатели | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможн ое кол-во баллов | Методы диагностики |
Мониторинг результатов обученности | ||||
1. Теоретическая подготовка | ||||
Теоретиче ские знания по разделам программ ы | Соответствие теоретически х знаний программным требованиям | Низкий уровень: Овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; | 1-4 |
|
Средний уровень: Объем усвоенных знаний оставляет более 1/2 | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Освоение практически всего объема знаний, предусмотренных программой за конкретный период; | 9-10 |
| ||
Владение специальн ой терминоло гией | Осмысленнос ть и правильность использовани я специальной терминологии | Низкий уровень: ребенок избегает употреблять специальные термины | 1-4 |
|
Средний уровень: Сочетание специальной терминологии с бытовой; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием; | 9-10 |
| ||
2. Практическая подготовка | ||||
Практичес кие умения и навыки, предусмот | Соответствие практических умений и навыков программным | Низкий уровень: Овладение менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков; | 1-4 |
|
Средний уровень: Объем усвоенных умений и навыков | 5-8 |
| ||
ренные программо й по основным разделам | требованиям | составляет более ½, предусмотренных программой; |
|
|
Высокий уровень: Владение практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой; | 9-10 |
| ||
Владение специальн ым оборудова нием и оснащение м | Отсутствие затруднений в использовани и специального оборудования и оснащения | Низкий уровень: Испытывается серьезные затруднения при работе с оборудованием; | 1-4 |
|
Средний уровень: Работает с оборудованием с помощью педагога; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 9-10 |
| ||
Творчески е навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Низкий уровень: Элементарный уровень развития креативности, ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; | 1-4 |
|
Средний уровень: Репродуктивный уровень, выполнение заданий по образцу; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Творческий уровень, выполняет практические задания с элементами творчества; | 9-10 |
| ||
3. Обще учебные умения и навыки | ||||
Учебно-интеллектуальные умения |
|
|
| |
Умение подбирать и анализироват ь специальную литературу | Самостоятель ность в подборе и анализе литературы | Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; | 1-4 |
|
Средний уровень: Работает с литературой с помощью педагога или родителей; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей; | 9-10 |
| ||
Умение пользовать ся компьютер ными источника ми информац ии | Самостоятель ность в пользовании компьютерны ми источниками | Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1-4 |
|
Средний уровень: Работает с компьютерными источниками с помощью педагога или родителей; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Работает с компьютерными источниками самостоятельно, не испытывает особых трудностей; | 9-10 |
| ||
Умение осуществл ять учебно- исследоват ельскую работу (писать | Самостоятель ность в учебно- исследовател ьской работе | Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в учебно-исследовательской работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1-4 |
|
Средний уровень: Учебно-исследовательская работа выполняется с помощью педагога или родителей; | 5-8 |
| ||
рефераты, проводить самостояте льные учебные исследова ния) |
| Высокий уровень: Учебно-исследовательская работа выполняется самостоятельно, не испытывает особых трудностей; | 9-10 |
|
Учебно- коммуникативные умения |
|
|
| |
Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в восприятии информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1-4 |
|
Средний уровень: Восприятии информации выполняется с помощью педагога или родителей; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Восприятие информации выполняется самостоятельно, не испытываются особые трудностей; | 9-10 |
| ||
Умение вступать перед аудиторие й | Свобода владения и подачи подготовленн ой информации | Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в подаче информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1-4 |
|
Средний уровень: Информация готовится с помощью педагога или родителей, владение и подача информации затрудняется и выполняется с подсказки педагога; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Свободное владение и подача подготовленной информации, работа выполняется самостоятельно, не испытываются особые затруднения; | 9-10 |
| ||
Умение вести полемику, участвоват ь дискуссии | Самостоятель ность в построении дискуссионно го выступления, логика в построении доказательств . | Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в умении вести дискуссионные выступления, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1-4 |
|
Средний уровень: Дискуссионное выступление готовится с помощью педагога или родителей, подготовка и подача информации затрудняется и выполняется с подсказки педагога; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Дискуссионное выступление выполняется самостоятельно, не испытываются особые затруднения; | 9-10 |
| ||
Учебно-организационные умения навыки |
|
|
| |
Умение организова ть своё рабочее место | Способность самостоятель но готовить свое рабочее место | Низкий уровень: Испытываются серьезные затруднения в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1-4 |
|
Средний уровень: Подготовка рабочего места выполняется с помощью педагога или родителей, деятельность затрудняется и выполняется с подсказки педагога; | 5-8 |
|
|
| Высокий уровень: | 9-10 |
|
|
Подготовка рабочего места выполняется |
| ||||
самостоятельно, не испытываются особые |
| ||||
затруднения; |
| ||||
Навыки | Соответствие | Низкий: | 1-4 |
| |
соблюдени | реальных | Владение менее 2/2 объема навыков |
| ||
я в | навыков | соблюдения правил безопасности, |
| ||
процессе | соблюдения | предусмотренных программой; |
| ||
деятельнос | правил | Средний: | 5-8 |
| |
ти правил | безопасности | Объем усвоенных навыков составляет более |
| ||
безопаснос | программным | 1/;2 |
| ||
ти | требованиям | Высокий: | 9-10 |
| |
|
| Освоение практически всего объема навыков, |
| ||
|
| предусмотренных программой за конкретный |
| ||
|
| период; |
| ||
Умение | Аккуратность | Низкий: | 1-4 |
| |
аккуратно | и | Выполнение работ не аккуратное и |
| ||
выполнять | ответственнос | безответственное; |
| ||
работу | ть в работе | Средний: | 5-8 |
| |
|
| Выполнение работ производится недостаточно |
| ||
|
| качественно; |
| ||
Мониторинг личностного развития |
| ||||
1. Организационно-волевые качества |
| ||||
Терпение | Способность | Низкий уровень: | 1-4 |
| |
| переносить | Терпения хватает менее чем на ½ занятия; |
| ||
| (выдерживать | Средний уровень: | 5-8 |
| |
| ) известные | Терпения хватает более чем на 1/занятия; |
| ||
| нагрузки, а течение определенног | Высокий уровень: Терпения хватает на всё занятие; | 9-10 |
| |
| o времени, |
|
| ||
| преодолевать |
|
| ||
| трудности |
|
| ||
Воля | Способность | Низкий уровень: | 1-4 |
| |
| активно | Волевые усилия побуждаются извне |
| ||
| побуждать | Средний уровень: | 5-8 |
| |
| себя к | Волевые усилия побуждаются иногда самим |
| ||
| практическим | ребенком; |
| ||
| действиям | Высокий уровень: | 9-10 |
| |
|
| Волевые усилия побуждаются всегда самим |
| ||
|
| ребенком; |
| ||
Самоконтр | Умение | Низкий уровень: | 1-4 |
| |
оль | контролирова | Ребенок постоянно действует под контролем |
| ||
| ть свои | извне |
| ||
| поступки | Средний уровень: | 5-8 |
| |
| (приводить к | Периодически контролирует себя сам |
| ||
| должному свои действия) | Высокий уровень: Постоянно контролирует себя сам | 9-10 |
| |
2. Ориентационные качества | |||||
Самооценк | Способность | Низкий уровень: | 1-4 |
| |
а | оценивать | завышенная |
| ||
| себя | Средний уровень: | 5-8 |
| |
| адекватно | заниженная |
| ||
| реальным | Высокий уровень | 9-10 |
|
| достижениям | нормальная |
|
|
Интерес к занятиям | Осознанное участие в освоении программы | Низкий уровень: Интерес к занятиям продиктован извне; | 1-4 |
|
Средний уровень: Интерес периодически поддерживается самим ребенком; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно; | 9-10 |
| ||
3. Поведенческие качества | ||||
Конфликт ность в процессе взаимодей ствия | Способность занять определенну ю позицию в конфликтной ситуации | Низкий уровень: Периодически провоцирует конфликты | 1-4 |
|
Средний уровень: Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты; | 9-10 |
| ||
Тип сотруднич ества (отношени е к общим делам) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | Низкий уровень: Избегает участи в общих делах; | 1-4 |
|
Средний уровень: Участвует при побуждении извне; | 5-8 |
| ||
Высокий уровень: Инициативен в общих делах; | 9-10 |
|