Отдел образования Администрации Обливского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Обливская детско-юношеская спортивная школа
ПРИНЯТО на заседании тренерско- методического совета Протокол от «___» ______ 202_г. № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО Обливской ДЮСШ _________ С.А. Вострикова Приказ от«___» ______ 202_г. №____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«ОФП»
Уровень программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Тип программы: разноуровневая
Возраст детей: от 6 до 9 лет
Срок реализации: 72 ч
Разработчики: тренер-преподаватель Афонина Л.Н.
ст. Обливская
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 5
2.1 Учебный план 5
2.2 Календарный учебный график 10
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10
3.1 Условия реализации программы 10
3.2 Формы контроля и аттестации 10
3.3 Планируемые результаты 11
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 11
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 17
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы. В настоящее время у родителей вызывает тревогу недостаток движения у детей дошкольного возраста. Из-за скудности передвижений нарушается формирование крупной и мелкой моторики, зрительно- моторной координации.
Разработка программы «ОФП» продиктована запросом государства и родителей к осуществлению физического воспитания дошкольников и повышения уровня их двигательной активности.
Физические нагрузки в дошкольном возрасте положительно влияют на процессы восприятия, памяти мышления, эмоциональное состояние ребенка. Подвижное и гибкое тело расширяет возможности для выражения мыслей и чувств. В этом возрасте ребенок легко обучается. Всякое систематическое воздействие быстро оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка.
Педагогическая целесообразность программы. Путем пробного погружения в предметную сферу создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащегося и обеспечения им овладения элементарной компонентной грамотностью, что позволит ребенку сделать в дальнейшем осознанный выбор в направлении своего дополнительного образования.
Отличительные особенности программы от уже существующих программ в этой области заключается в том, что по данной программе могут заниматься дети дошкольного возраста, не зависимо от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие морально-волевых и нравственных качеств учащихся. В программе используются методики, основанные на дифференцировании тренировочных нагрузок с учетом физической подготовленности обучающихся. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает укрепление здоровья обучающихся, развитие специфических качеств, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям.
Адресат программы: обучающиеся от 6 до 8 лет, не имеющие медицинских противопоказаний.
Наполняемость группы – 15-25 человек.
Прием на обучение в группу осуществляется на основании установленного образца заявления родителей (законных представителей, результатов медицинского заключения, без предъявления требований к уровню образования, физической подготовки, в течение всего учебного года (при наличии вакантных мест).
Режим занятий. Продолжительность занятия - 2 академических часа, продолжительность одного академического часа - 40 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 36 недель (72 ч), с 01.09.2023 по 31.05.2024.
Форма реализации (тип) программы – традиционная.
Сроки, объем и уровень реализации программы – 1 учебный год, 72 ч, ознакомительный.
Форма обучения. Программа предполагает очную форму обучения; в период невозможности организации учебного процесса в очной форме (карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней) может быть организована внеаудиторная самостоятельная работа с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Тип занятий учебно-тренировочные
Цели и задачи программы
Цель- создание условий для укрепления здоровья средствами общей физической подготовки, повышение уровня развития основных физических качеств учащихся всех спортивных отделений и дальнейшего вовлечения их в активные занятия физической культурой и спортом.
Задачи:
обучающие:
- приобретать знания, необходимые для организованных и самостоятельных занятий по ОФП;
- создать оптимальные условия для совершенствования физических качеств дошкольника (ловкость, сила, быстрота, координация движений, выносливость);
- содействовать становлению и развитию потребности в отношении к собственному здоровью;
- формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.
развивающие:
- воспитывать нравственность, личностные качества (активность, самостоятельность, дружелюбность).
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации;
- развитие познавательной активности и интереса к спорту.
воспитательные:
– сформирование установки на здоровый образ жизни;
- воспитание морально-волевые качеств у юного спортсмена;
- воспитание культуры общения и взаимодействия в учебной и соревновательной деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план Таблица 1
Учебный план
№ п/п | | Количество часов | Форма контроля, аттестации |
Теория | Практика | Всего |
Теоретическая подготовка, 8 ч |
1.1 | Вводное занятие. | 1 | | 1 | Опрос |
1.2 | История развития физической культуры | 1 | | 1 | Опрос |
1.3. | Личная и общественная гигиена | 1 | | 1 | Опрос |
1.4. | Краткие сведения о строении и функциях организма человека. | 1 | | 1 | Опрос |
1.5. | Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний. Восстановительные мероприятия | 1 | | 1 | Опрос |
1.6. | Основные виды подготовки юного спортсмена. | 1 | | 1 | Опрос |
1.7. | Планирование спортивной тренировки. | 1 | | 1 | Опрос |
1.8. | Места занятий, оборудование и инвентарь. | 1 | | 1 | Опрос |
Общая физическая подготовка, 61 ч |
2.1 | Выносливость | | 15 | 15 | Выполнение нормативов |
2.2 | Быстрота | | 12 | 12 | Выполнение нормативов |
2.3 | Гибкость | | 10 | 10 | Выполнение нормативов |
2.4 | Сила | | 12 | 12 | Выполнение нормативов |
2.5 | Ловкость | | 12 | 12 | Выполнение нормативов |
Аттестация, 3ч |
5.1 | Контрольные занятия | | 3 | 3 | Выполнение нормативов |
Итого: | 8 | 136 | 144 | |
Содержание учебного плана
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность - вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения.
При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.
В данном разделе программы приводится перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.
1.Теоретическая подготовка (8 ч)
Тема № 1. Вводное занятие. (1 ч)
-Содержание работы группы.
- Цель, задачи программы. План работы на учебный год. Режим занятий.
- Вводный инструктаж по технике безопасности.
Тема № 2. История развития физической культуры (1 ч)
Физическая культура и спорт в России.
- Характеристика физической культуры. З
-начение и место занятий физической культурой в системе физического воспитания.
Тема № 3. Личная и общественная гигиена (1 ч)
-Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена.
-Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом.
-Уход за телом, полостью рта и зубами.
-Гигиенические требования к питанию спортсмена, одежде и обуви. -Закаливание организма юного спортсмена.
Тема № 4. Краткие сведения о строении и функциях организма человека (1 ч)
-Влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм занимающихся.
-Основные сведения о дыхании, кровообращении, значение крови.
-Сердце и сосуды.
-Органы пищеварения и обмен веществ.
-Физиологические методы определения работоспособности бегунов и скороходов.
-Значение аэробной и анаэробной производительности в беге на средние, длинные дистанции и спортивной ходьбе.
Тема № 5. Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний. Восстановительные мероприятия (1 ч)
-Систематический врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий бегом (объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс; субъективные данные: самочувствие, аппетит, настроение, работоспособность).
-Травматизм и заболевания и оказание первой помощи при несчастных случаях.
-Роль восстановительных мероприятий в тренировочном процессе.
-Общие сведения о спортивном массаже.
-Основные приемы и виды спортивного массажа.
Тема № 6 Основные виды подготовки юного спортсмена (1 ч.)
-Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов.
-Средства и методы тренировки.
-Формы организации занятий в спортивной тренировке.
Тема № 7. Планирование спортивной тренировки (1 ч)
Тема № 8. Места занятий, оборудование и инвентарь (1 ч)
2.Общая физическая подготовка (61 ч).
Строевые упражнения. Практическая реализация приёмов «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция». Марш на месте и в движении. Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Смена направления движения. Движение в обход, по диагонали, змейкой.
Гимнастические упражнения. Движения прямыми и согнутыми руками в различных направлениях и в различном темпе; круги руками в сагиттальной, фронтальной, горизонтальной плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные); сгибание и разгибание рук из различных исходных положений, в разном темпе, в различных упорах. Упражнения без предметов и с предметами, в парах. Стойки на лопатках, руках.
Легкоатлетические упражнения. Разновидности бега, бег с ускорением, бег с изменением направления. Эстафетный бег. Прыжки через скакалку, прыжки в высоту, в длину с места.
Подвижные игры. «Салки», «Невод», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Колдуны» и т.д.
ОРУ для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (восновной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
ОРУ для ног. Поднимание на носки. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе. Выпады вперед, назад, в сторону. Различные прыжки на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую. Прыжки из приседа. Поднимание и удержание ног в различных направлениях. Различные сочетания движений ногами с движениями туловища, руками (на месте и в движении).
ОРУ для шеи и туловища. Наклоны, вращения головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине из положения лежа на спине переход в положение сидя.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Упражнения со скакалкой.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения
ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину), перешагивание и перепрыгивание,
«выкруты» и круги.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Упражнения в равновесии стоя на полусфере. Прыжки, бег на координационной лестнице.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки на скакалке, прыжки в высоту через препятствия, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метаниями.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный от 6 минут. Игры на время: пр. «Вышибало» с заданиями.
Контрольные испытания (3 ч)
Практическая часть. Методика выполнения тестовых упражнений, количество попыток, исходные положения. Техника безопасности во время выполнения тестовых упражнений. Разминка. Сдача контрольно-тестовых упражнений по ОФП.
Итоговая аттестация проводится для оценки уровня достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеразвивающей программы с целью определения изменения уровня развития детей, заключительная проверка знаний, умений, навыков детей.
2.2. Календарный учебный график
Таблица 2
Наименование предметных областей | Часы | |
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Теоретическая подготовка | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | 1 |
Общая физическая подготовка | 61 | 6 | 7 | 7 | 8 | 5 | 7 | 7 | 8 | 6 |
Аттестация | 3 | 1 | | | 1 | | | | | 1 |
Всего: | 72 | 8 | 8 | 8 | 10 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение
Перечень помещений:
- спортивный зал МБУ ДО Обливской ДЮСШ (Ростовская обл., ст. Обливская, ул. Карла Маркса, д. 36), внесенный во Всероссийский реестр объектов спорта;
- раздевалки и душевые для обучающихся и тренеров-преподавателей;
- спортивный зал (347140, Ростовская область, Обливский район, станица Обливская, ул. Дивиченко, 9).
Перечень оборудования и экипировки: палочки эстафетные, лестница гимнастическая, маты гимнастические, скакалки, обручи, граната для метания, рулетка 10 м, скамейки гимнастические, фишки для разметки, кегли, секундомер.
Место проведения тренировочных занятий соответствует установленным санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также требованиям пожарной безопасности.
Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется тренером-преподавателем, соответствующим следующим требованиям профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Требования к образованию и обучению тренера - преподавателя: высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Формы контроля и аттестации
С целью оценки результатов освоения программного материала, определения степени достижения цели и решения поставленных задач, а так же влияния физических упражнений на организм обучающихся осуществляется текущий контроль за уровнем физической подготовленности, а также промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Планируемые результаты.
По окончании обучения обучающиеся должны показать:
-знания техники безопасного выполнения физических упражнений в домашних условиях и в общественных местах;
- умения технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
- улучшенные показатели тестирования основных физических качеств.
Предметными результатами являются:
- развитие знаний в области физической культуры и спорта;
-умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности состояние здоровья;
-умение использовать элементы спортивных игр: баскетбола, футбола, волейбола в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
- расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
- учить регулировать самостоятельно физическую нагрузку, следить за своим самочувствием.
Личностными результатами являются:
-формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметными результатами являются:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Форма организации деятельности учащихся.
На стартовом уровне организуется стимулирование интереса учащихся к освоению упражнений и выполнению конкретных заданий, выявление знаний и умений, для их выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого уровня является развитие мотивации к деятельности, основанное на осознании потребности его изучения и постановки личностью значимой цели деятельности. Большую роль в становлении личности обучающихся играет личный пример педагога, соблюдение режима, санитарно-гигиенических требований к спортивной форме и помещению, участие в общественно-полезной деятельности.
Вся эта работа строится в рамках единого воспитательного пространства, объединения, где равноправными субъектами являются не только дети и педагоги, но и родители.
Образовательный процесс по программе организуется в очной форме. Основная форма организации образовательного процесса – групповая.
На теоретических занятиях обучающиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, получают краткие знания по гигиене. На теоретических занятиях используются методы: рассказ, беседа, диалог.
На практических занятиях обучающиеся выполняют упражнения, направленные на развитие физических качеств, выполняют контрольные нормативы, участвуют в соревнованиях.
Особенности проведения учебно-тренировочных занятий.
Цели и задачи:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния развития (рост, вес, осанка, ЧСС после выполнения физических нагрузок и т.д.);
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, обучение элементам вольной борьбы и другим физическим упражнениям общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, корригирующая и дыхательная гимнастика, оздоровительная аэробика, общеразвивающие упражнения и др.);
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Так как тренировочные занятия должны разносторонне воздействовать на организм обучающихся, их надо строить комплексно, строго придерживаясь определенных правил:
- учитывать состав обучающихся, их пол, физическое развитие и физическую подготовленность;
- правильно сочетать средства и формы физической культуры с учетом возрастных особенностей.
При обучении прыжкам, тренер-преподаватель должен помнить, что у детей младшего школьного возраста еще не завершен процесс окостенения опорно-двигательного аппарата.
При проведении физических упражнений важно следить за координацией движений верхних и нижних конечностей, поскольку несогласованность действий отражается на качестве дыхания. Следует научить правильно дышать при ходьбе, беге, в спокойном состоянии.
В помещении, где проводятся занятия должно быть чисто, проветрено (температура воздуха не ниже +14 и не выше +18 С0).
Приступая к проведению занятия, тренер-преподаватель обязан хорошо знать структуру занятий (вводная, основная и заключительная части занятий, имеющие свои задачи и соответствующее содержание), но прежде всего, содержание программы, ее основные требования, средства и методы реализации педагогических задач. Важная воспитательная задача учебных занятий - это привить обучающимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой. Опытные тренеры-преподаватели строят свои занятия на основе занимательности, стремясь создать положительную атмосферу на каждых занятиях, что благоприятно влияет на отношение обучающихся к физической культуре и это будет способствовать формированию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Образовательные задачи занятия заключаются в обучении основным двигательным действиям и совершенствование приобретенных двигательных навыков.
На каждом занятии в процессе обучения при многократном повторении развиваются и совершенствуются такие физические качества, как: общая выносливость, сила, быстрота и составляющие ее скоростные способности, гибкость, ловкость и составляющие ее координационные способности.
Занятие должно быть воспитывающим. Организуя занятия, тренер-преподаватель должен обратить внимание на создание творческой атмосферы, формировать у каждого веру в свои силы, возможности, способности, воспитывать чувство человеческого достоинства.
Организация тренировочного процесса осуществляется в соответствии с учебным планом.
Основными формами организации тренировочного процесса являются теоретические, практические занятия, соревнования и оздоровительные мероприятия.
Теоретические занятия с обучающимися проводятся в форме бесед. В процессе тренировочного занятия, под непосредственным руководством тренера-преподавателя, обучающиеся должны заниматься самостоятельно, выполняя отдельные индивидуальные, в том числе и домашние задания по общей физической подготовке.
При проведении тренировочных занятий и соревнований должны строго соблюдаться установленные требования по обеспечению норм санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования. Тренировочные занятия проводятся под строгим наблюдением тренера-преподавателя с последующим анализом полученной нагрузки. Занятия проводятся групповым методом, в соответствии с количеством обучающихся, предусмотренным Программой.
При подборе средств и методов тренировочных занятий, дозировки, деления объемов и интенсивности физических нагрузок следует учитывать анатомо-физиологические особенности.
Структура тренировочного занятия
Вводно-подготовительная часть, задачи:
1. Организация обучающихся для занятий (постановка задач, обеспечение внимания, дисциплины, регулирование эмоционального состояния и т.д.).
2. Подготовка организма обучающихся (центральной нервной системы, вегетативных функций и опорно-двигательного аппарата) для наиболее успешного решения задач основной части занятий.
Средства: строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжков, подвижных игр, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами) и др.
Основная часть, задачи:
1. Формирование у обучающихся различных двигательных умений и навыков (обучение, правильной технике выполнения физических упражнений и ее совершенствование).
2. Развитие необходимых физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), воспитание моральных (патриотизм, коллективизм, трудолюбие, честность и т.д.) и волевых качеств (смелость, решительность, выдержка и др.) у обучающихся.
3. Обучение обучающихся умению применять приобретенные навыки и качества.
Средства упражнения общей физической подготовки.
Заключительная часть, задачи:
1. Постепенное приведение организма обучающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности).
2. Подготовка обучающихся к наступающей за тренировочными занятиями деятельности (организация их внимания и дисциплины).
3. Организованное завершение занятия, подведение итогов, задание на дом, установка на следующее занятие.
Средства: строевые упражнения, медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание и т.п.
Наряду с указанными задачами, характерными для каждой части тренировочных занятий решается и такая важная задача, как сообщение обучающимся новых сведений и знаний по физической культуре и спорту. Причем, делается это в любой части занятия (в начале, непосредственно перед упражнениями его основной части или в конце). В зависимости от конкретных условий проведения тренировочных занятий (в спортивном зале, на воздухе и т.п.), основ избранного вида спорта, обеспеченности инвентарем и оборудованием, контингента обучающихся (учитывая возраст и физическую подготовленность), каждая часть общей структуры тренировочного занятия может расширятся и дополняться новыми специфическими задачами, и для их решения подбираются соответствующие средства.
Дозировка физической нагрузки
Основным фактором, определяющим эффективность оздоровления обучающихся, является дозирование физической нагрузки. Это суммарные физиологические «затраты» организма человека на мышечную работу. Способы регуляции физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения функциональных показателей в лучшую сторону.
Физическая нагрузка зависит от:
- количества производимой работы и ее интенсивность;
- нервно-психических реакций;
- степени умственного напряжения при выполнении упражнений (движений);
- уровня эмоциональных сдвигов.
Наиболее распространенными способами регулирования физической нагрузки являются:
- длительность самих упражнений и подвижных игр;
- количество повторений;
- выбор исходных положений;
- применение отягощения и сопротивления;
- темп и ритм движений и т.д.
Общая плотность тренировочного занятия информирует о том, сколько времени затрачено на обучение, которое складывается из объяснения тренера-преподавателя, показ упражнения, выполнения упражнения обучающимися, поправок и замечаний. Это полезная часть занятий, выражаемая в процентах по отношению к общей продолжительности, принятой за 100%.
При определении общей плотности исключается время, затраченное на подготовку зала, расстановку и уборку оборудования. Общая плотность занятия в зале должна быть не ниже 80 - 90%, на воздухе до 90%.
Моторная плотность отражает двигательный компонент занятия, то есть время, в течение которого обучающиеся выполняют различные упражнения и находятся в движении. Моторная плотность занятий должна быть не менее 80%, на воздухе, особенно в прохладное время года, возрастает до 90%.
Постепенное повышение нагрузки (одно из обязательных условий), следует осуществлять ступенчато - от одного недельного цикла к другому. При оценке величины нагрузки имеется в виду ее объем и интенсивность. Интенсивность нагрузки оценивается по скорости движения, по темпу. Важным показателем объема и интенсивности выполняемой работы является величина функциональных сдвигов в организме (показатели - пульс, дыхание и др.).
В практике применяется наиболее простой способ измерения физической нагрузки - это по величине пульса, т.е. по ЧСС при выполнении упражнения и реакции восстановления ЧСС после окончания выполнения упражнений. Контроль нагрузки по ЧСС выбран не случайно, так как сердечно-сосудистая система наиболее ярко отражает реакцию организма на переносимую нагрузку.
Обучающихся необходимо обучать технике определения ЧСС. Пульс считается за 10 сек. Занятия с достаточной степенью нагрузки характеризуется учащением пульса после вводно-подготовительной части не менее чем на 20 - 25%, после выполнения ОРУ - не менее чем 50%, специальных упражнений - не менее чем на 60 - 70%, после подвижных игр до 70 - 90% и даже 100%. В конце занятий показание пульса, по сравнению с исходной величиной, повышается на 15 - 20%. Возвращение пульса к норме может служить надежным способом самоконтроля, позволяющим определить степень физического напряжения, вызванного тренировкой. После небольшой физической нагрузки пульс обычно приходит в норму через 2-3 мин., после средней 4 - 5 мин. Исходя из полученных данных, следует изменить содержание и нагрузку на последующих занятиях.
Техника безопасности
Требования безопасности перед началом занятий:
- спортивный зал открывается за 5 мин до начала занятий по расписанию, вход в зал разрешается только в присутствии тренера - преподавателя;
- перед началом занятий тренер-преподаватель должен обратить особое внимание на оборудование места занятий;
- за порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу занятий отвечает тренер-преподаватель и дежурный группы;
- перед началом занятий тренер-преподаватель должен постараться выявить любые, даже незначительные отклонения в состоянии здоровья обучающихся лиц, для принятия профилактических мер (освобождение от занятий, снижение нагрузки).
Требования безопасности во время занятий:
- занятия по общей физической подготовке в спортивном зале начинаются и проходят согласно расписания, утвержденным руководителем образовательного учреждения;
- занятия по общей физической подготовке должны проходить только под руководством тренера-преподавателя;
- тренер-преподаватель должен поддерживать высокую дисциплину во время занятий и добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять контроль за действиями обучающихся;
- для предупреждения травм тренер-преподаватель должен следить за дисциплинированностью обучающихся, их уважительному отношению друг к другу;
- тренер-преподаватель должен учитывать состояние обучающихся, реагировать на их жалобы о состоянии здоровья. При появлении во время занятий боли, синяков, кровотечения, а также при неудовлетворительном самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом тренеру - преподавателю; - выход обучающихся из спортивного зала во время занятий возможен только с разрешения тренера-преподавателя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
- при несчастных случаях с обучающимися тренер-преподаватель должен немедленно прекратить занятия и приступить к оказанию пострадавшему первой доврачебной помощи;
- одновременно нужно отправить посыльного из числа обучающихся для уведомления руководителя или представителя администрации образовательного учреждения, а также вызова медицинского работника и скорой помощи;
- при оказании первой доврачебной помощи следует руководствоваться приемами и способами, изложенными в инструкции по первой доврачебной помощи, действующей в учреждении;
- при обнаружении признаков пожара тренер
- преподаватель должен обеспечить эвакуацию обучающихся из опасной зоны согласно схеме эвакуации, при условии их полной безопасности, все эвакуированные проверяются в месте сбора по имеющимся у тренера- преподавателя поименным спискам;
- поведение и действие всех лиц в условиях аварийной ситуации должны быть объективными, без провокации паники, быстрыми и эффективными. Руководство действиями в аварийной ситуации осуществляет руководитель или представитель администрации образовательного учреждения.
Требования безопасности по окончании занятия:
- после окончаний занятия тренер-преподаватель должен проконтролировать организованный выход обучающихся из зала;
- проветрить спортивный зал;
- по окончанию занятий принять душ, в случае невозможности данной гигиенической процедуры тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Освоение программы сопровождается текущим контролем за уровнем физической подготовленности, а также промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся.
Текущий контроль за уровнем физической подготовленности обучающихся осуществляется в начале учебного года в форме тестовых испытаний по ОФП. Фиксация результатов осуществляется в виде оценки «зачет», «не зачет».
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце первого полугодия в форме контрольных испытаний по ОФП. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в виде цифровой фиксации результата в протоколе (время или количество раз) выполняемого контрольного упражнения и в виде оценки «сдал», «не сдал».
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме контрольных испытаний по ОФП в конце учебного года. Результаты итоговой аттестации фиксируются в виде в виде цифровой фиксации результата в протоколе (время или количество раз) выполняемого контрольного упражнения и оценки «сдал», «не сдал».
Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения программы по общей физической подготовке:
Возраст учащихся: 6-8 лет
ДЕВОЧКИ
№ п/п | Упражнения | ВОЗРАСТ |
6 | 7 | 8 |
1 | Бег 30 метров, сек | 8,8 | 9,1 | 7,3 |
2 | Прыжок в длину, см | 87 | 107 | 103 |
3 | Челночный бег 3 х 10 м, сек | 11,3 | 11,3 | 10,8 |
4 | Складка за 30 сек, кол-во раз | 10 | 10 | 17 |
МАЛЬЧИКИ
№ п/п | Упражнения | ВОЗРАСТ |
6 | 7 | 8 |
1 | Бег 30 метров, сек | 9,6 | 8,6 | 7,1 |
2 | Прыжок в длину, см | 85 | 95 | 108 |
3 | Челночный бег 3 х 10 м, сек | 11,2 | 10,8 | 10,5 |
4 | Подтягивание, кол-во раз/отжимание от пола | 2 | 2 | 5 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 № 3894-р «Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года»
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Литература по виду спорта:
Цуканова, Е. Г. Легкая атлетика в начальной школе: учебное пособие / Е. Г. Цуканова, В. Г. Никитушкин; Юрайт.– Москва : Изд- во «Юрайт», 2019. – 205 с. – ISBN: 978-5-534-10885-9.
Морозов, В. О. Легкая атлетика6 техника и методика тренировки: учебно- методическое пособие / В. О. Морозов; Флинта. – Москва : Изд-во «Флинта», 2020. – 120 с. – ISBN: 978-5-9765-4425-3.
Перечень интернет ресурсов
1. ФГБУ "ФЦОМОФВ" : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://фцомофв.рф/ (дата обращения: 07.05.2023).
10