© 2024, Баждугов Аскер Бесланович 61 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1 ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принята на заседании Педагогического совета МКОУ Лицей№1 г.п. Терек Протокол от «___» ______ 2024 г. №___ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Лицей№1 г.п. Терек ___________ Л.З.Балкарова Приказ от «___» ______ 2024 г. № ___ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волейбол»
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся от 5 до 18 лет
Срок реализации: 1 год, 72 ч.
Форма обучения: очная
Автор - составитель: Баждугов Аскер Бесланович - педагог дополнительного образования.
г.п. Терек, 2024г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол».
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» представляет собой систему развития, основой которой является интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к жизни.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Вид программы: модифицированный
Уровень программы: стартовый
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями.
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
6. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте Российской Федерации.
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
9. Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
12. Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
16. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629).
17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
18. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 552/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».
22. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
23. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
24. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
25. Устав МКОУ Лицей №1 г.п. Терек.
Актуальность программы:
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание волейбола через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система игр в волейболе в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Новизна программы: Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивирование уникальности личности несовершеннолетних граждан, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка посредством дополнительной деятельности по интересам.
Отличительные особенности программы Данная рабочая программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и игра в волейболе таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
• личностная ориентация образования;
• профильность;
• практическая направленность;
• мобильность;
• разноуровневость;
• реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся от 5 до 18 лет.
Принимаются все желающие от 5 до 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Срок реализации: 1 год, 72 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Форма обучения: очная.
Формы занятий: индивидуальные, групповые.
Особенности организации образовательного процесса:
Традиционная модель реализации программы. Последовательное освоение содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.
Цель и задачи программы
Цель программы: привитие устойчивого интереса детей к занятиям по волейболу через организацию их полноценного досуга.
Задачи программы:
Личностные задачи:
научить сотрудничать со сверстниками, доброжелательно и бесконфликтно общаться, прислушиваться к мнению других;
способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
научить контролировать свое поведение.
Предметные задачи:
формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья.
формирование определённых игровых наклонностей юных волейболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции либеро, доигровщика, связующего, блокирующего или диагонального)
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся.
создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности;
развивать способности к самореализации, целеустремлённости.
развитие преимущественно скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости.
развитие коллективизма, для успешной игры в волейбол.
развитие морально-волевых качеств.
Метапредметные задачи:
способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству;
воспитывать настойчивость к достижению поставленной цели;
способствовать воспитанию и формированию общей информационной культуры у обучающихся;
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I.Первоначальные сведения - 4 ч. | | ||||
1.1
| История развития волейбола. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, подвижные игры. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа Практическая игра |
1.2 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, стойка волейболиста СБУ, подвижные игры.. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа Практическая игра |
II.Передачи мяча - 6 ч. | |||||
2.1 | Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
2.2 | Разновидность прыжков. ОРУ Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
2.3 | Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча. П/и «Мяч через сетку». | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
III.Ведение мяча - 10ч. | |||||
3.1 | ОРУ в парах, маховые движения рук. П/и «Перекинь мяч». | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
3.2 | Медленный бег. ОРУ. Толчок с двух ног с места, в движении. Эстафеты с элементами волейбола. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
3.3 | Прыжок с двух ногой с места, с3-х, 6 беговых шагов. Элементы спортивных игр. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
3.4 | Элементы волейбола верхняя, нижняя передача. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
3.5 | Элементы волейбола нижняя подача мяча. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
IV.Тактические комбинации - 16ч. | |||||
4.1 | Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Подвижные игры. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
4.2 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Одиночное блокирование. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
4.3 | Сочетание одиночного и группового блокирования. Подвижные игры. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
4.4 | Упр. На осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа Практическая игра |
4.5 | Сочетание способов перемещений. Подвижные игры. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
4.6 | Имитация нападающего удара и обман одной рукой. Подвижные игры. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
4.7 | ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Элементы спортивных игр. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
4.8 | ОФП. Подача мяча разными способами. Подвижные игры. | 2 | | 2 | Беседа Практическая игра |
| Всего: | 36 ч. | 1,5 ч. | 34,5ч. | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Первоначальные сведения - 4 ч.
Тема 1.1. История развития волейбола. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, подвижные игры. – 2 часа.
Теория: История развития волейбола. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ
Практика: Подвижные игры с элементами волейбола
Тема 1.2. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, стойка волейболиста СБУ, подвижные игры. – 2 часа
Теория: Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку.
Практика: Подвижные игры с элементами волейбола. ОРУ, стойка волейболиста СБУ, подвижные игры..
Раздел 2. Передачи мяча - 6 ч.
Тема 2.1. Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча. – 2 часа
Практика: Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча.
Тема 2.2. Разновидность прыжков. ОРУ Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола. – 2 часа
Практика: Разновидность прыжков. ОРУ Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола.
Тема 2.3. Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча.
П/и «Мяч через сетку» . – 2 часа
Практика: Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча.
П/и «Мяч через сетку».
Раздел 3. Ведение мяча - 10ч.
Тема 3.1. ОРУ в парах, маховые движения рук. П/и «Перекинь мяч». – 2 часа.
Практика ОРУ в парах, маховые движения рук. П/и «Перекинь мяч».
Тема 3.2. Медленный бег. ОРУ. Толчок с двух ног с места, в движении. Эстафеты с элементами волейбола.- 2 часа.
Практика Медленный бег. ОРУ. Толчок с двух ног с места, в движении. Эстафеты с элементами волейбола.
Тема 3.3. Прыжок с двух ногой с места, с3-х, 6 беговых шагов. Элементы спортивных игр. - 2 часа.
Практика Прыжок с двух ногой с места, с3-х, 6 беговых шагов. Элементы спортивных игр.
Тема 3.4. Элементы волейбола верхняя, нижняя передача. - 2 часа.
Практика Элементы волейбола верхняя, нижняя передача.
Тема 3.5. Элементы волейбола нижняя подача мяча. - 2 часа.
Практика Элементы волейбола нижняя подача мяча.
Раздел 4. Тактические комбинации - 16ч.
Тема 4.1. Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Подвижные игры. - 2 часа.
Практика Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Подвижные игры.
Тема 4.2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Одиночное блокирование. - 2 часа.
Практика Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Одиночное блокирование.
Тема 4.3. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Одиночное блокирование. - 2 часа.
Практика Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Одиночное блокирование.
Тема 4.4. Упр. На осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. - 2 часа.
Практика Упр. На осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения.
Тема 4.5. Сочетание способов перемещений.Подвижные игры.- 2 часа.
Практика Сочетание способов перемещений. Подвижные игры.
Тема 4.6. Имитация нападающего удара и обман одной рукой. Подвижные игры.-2 часа.
Практика Имитация нападающего удара и обман одной рукой. Подвижные игры.
Тема 4.7. ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Элементы спортивных игр.-2 часа.
Практика ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Элементы спортивных игр.
Тема 4.8. ОФП. Подача мяча разными способами. Подвижные игры.-2 часа.
Практика ОФП. Подача мяча разными способами. Подвижные игры.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающегося будет:
сотрудничество со сверстниками, доброжелательно и бесконфликтно общаться, прислушиваться к мнению других;
развита уверенность в себе и самостоятельность;
стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
контроль своего поведение.
Предметные:
У обучающегося будут:
сформированы знания о закаливающих процедурах и укреплении здоровья.
сформированы определённые игровые наклонностей юных волейболистов
развиты коммуникативные умения и навыки обучающихся.
развиты пространственное мышление, умение анализировать;
созданы условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности;
сформированы способности к самореализации, целеустремлённости.
развиты преимущественно скоростно-силовые качества, ловкость и общая выносливость.
Развиты коллективизм , для успешной игры в волейбол.
Развиты морально-волевые качеств.
Метапредметные:
Воспитанию обучающегося будет:
способствовать формированию устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству;
настойчивость к достижению поставленной цели;
формирование общей информационной культуры у обучающихся;
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе
| Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1-ый год обучения (Стартовый уровень) | 15.09.2024г. | 31.05.2025г. | 36 | 36 | 1 раза в неделю 1 ч. |
Условия реализации
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Реализация секции спортивной игры «Волейбол» осуществляется в спортивном комплексе (спортивный зал, стадион, спортивные площадки). Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для занятий физической подготовкой оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые используются при проведении занятий отвечают действующим санитарным и противопожарным нормам.
Рабочее место обучаемого включает:
• Спортивный зал
• Открытое плоскостное сооружение для волейбола
• Комплект волейбольных мячей (на команду);
• Набивные мячи;
• Скакалки;
• Насос для накачки мячей;
• Стойки и «пирамиды» для обводки;
• Гимнастические маты;
• Наклонная доска
• Перекладина
• Брусья
• Гантели разно весовые-
• Манишка
• Конус
• Обручи
• Гимнастические палки
Рабочее место педагога:
Компьютер (системный блок + монитор);
Колонки и наушники + микрофон;
Принтер: черно белый;
- тематические папки
- наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные
пособия
- методические разработки мероприятий
- коллекции, наборы таблиц
Программное обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо следующее программное и обеспечение:
Наличие индивидуальных компьютеров для педагога.
Наличие программного обеспечения:
Операционная система не ниже Windows 10; 8 Гб оперативной памяти;
Офисный пакет МS Office.
Возможность выхода в Интернет.
Формы аттестации:
Оценочные материалы
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности обучающихся, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах обучающихся.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — игры в волейбол.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий;
взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля, индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих работ. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные модели, сцены и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Уровень развития у обучающихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или соревнований.
В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и другое), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Для определения результативности освоения программы, согласно плану мероприятий МКОУ Лицей №1 г.п.Терек в течение года проводятся спортивные соревнования школьного и муниципального уровней, в которых сборная команда спортсменов школы принимает участие. Для определения динамики эффективности и уровня физического развития, обучающегося используются методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль. При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные универсальные учебные действия, приобретенные обучающимися в период обучения. В обязательном порядке проводится мониторинг уровня физического развития каждого подростка. Образовательные результаты представляются и демонстрируются в форме аналитического материала по итогам проведения социально-педагогической диагностики, аналитической справки по итогам спортивно-оздоровительной работы школы. Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности обучающихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
- соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками; - создание условий для развития личности подростка и его способностей. Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
• программа спортивного кружка «Волейбол»;
• журнал учёта работы, посещаемости. Занятия по волейболу носят учебно-тренировочную направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий обучающиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях обучающиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора - общественника.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока. Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов. Руководитель кружка должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям, воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
Методы обучения:
Методы работы, используемые на занятиях по волейболу. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: новейшие технологии обучения, беседы, словесных методов, работа с материалами, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
Основным дидактическим средством обучения волейболу является учебно-практическая деятельность обучающихся. Методическое обеспечение программы предусматривает рациональное чередование нагрузок и отдыха. Это особенно важно при воспитании физических качеств. При этом соблюдается посильность заданий и регулярность занятий. Успех выполнения программы во многом зависит от правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических приемов зависит от возрастных особенностей детей.
В своей работе я использую следующие методы:
- методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседы, разбор, задание, указание, оценка, команда)
- методы наглядного восприятия (показ, демонстрация видеофильмов, демонстрация видеослайдов, рисунков мелом на доске)
- практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный)
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе детей или направлены на активизацию каждого ребенка в отдельности:
- индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за поведением ребенка, его успехами;
- использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку, создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать;
Одной из форм эмоционального обогащения обучающихся являются соревнования. Они оставляют массу впечатлений, создают приподнятое настроение.
Особенности организации образовательного процесса – очное
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества. В учебной деятельности объединения необходимы следующие формы и методы работы.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится педагогом самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
Здоровьесберегающие технологии:
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10-15 минут напряженного зрительного труда.
Вот некоторые приемы зарядки для глаз:
Зажмуримся — посмотрим на пальчик (3 раза).
Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза).
Посмотрим вдаль — на носик, поморгаем (3 раза).
Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).
Вращаем глазами сначала в одну сторону, потом в другую (2 раза).
С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на занятиях эти формы работы предупреждают утомление, нарушения осанки, зрения, а также способствуют повышению работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению памяти и внимания.
Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Специальные технологии: проектная деятельность
Формы организации учебного занятия: защита проектов, конкурсы, соревнования, акции, мастер-класс, практические занятия, экскурсии
Тематика и формы методических материалов:
Тренинги.
Проектный метод.
Кейс-стади.
Деловая игра.
Ролевые игры.
Конкурсы
Соревнования
Дидактические материалы:
раздаточные материалы, таблицы, плакаты, инструкционные карточки, технологические карты, схемы и др.
Алгоритм учебного занятия:
Подготовительная
Строевые, общеразвивающие и специальные упражнения 25–30 мин
Основная
Самостоятельная установка занимающимися стартовых колодок
Выполнение команд «На старт», «Внимание» и выход со старта под команду
3. Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки времени после команды
«Внимание» следить за соблюдением наращивания темпа шагов
4. Заключительная
1. Медленный бег
2. Упражнения для восстановления дыхания
5 . Построение группы и подведение итогов урок
Критерии оценки результатов освоения программы:
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «ВОЛЕЙБОЛ», проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в форме зачета. Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения у обучающегося уровня знаний, умений и навыков в процессе изучения дисциплины; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке студентов и принятия мер по ее корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи. К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающегося: - на занятиях (опрос, тестирование, дискуссия, освоение практических заданий, собеседования по результатам выполнения заданий для самостоятельной работы); - по результатам выполнения индивидуальных заданий по подбору специально- подготовительных упражнений, направленных на обучение ТДД; - по результатам проверки качества конспектов занятий и иных материалов; - по результатам отчета обучающегося по имеющейся задолженности в ходе индивидуальной консультации преподавателя. Текущий контроль успеваемости проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов успеваемости студентов в процессе изучения дисциплины. Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется на основе балльной системы контроля качества знаний. Текущая работа студентов оценивается по результатам активности работы на занятии, тестирования, выполнения практических заданий, выполнения заданий для самостоятельной работы. Дополнительно оцениваются выступления по результатам индивидуальных заданий (доклады, написание рефератов). Распределение баллов по видам контроля: Виды (формы) контроля.
Распределение баллов Кол-во Количество баллов за один вид контроля Общее кол-во баллов Посещение аудиторных занятий (практических занятий) 6 2 12 Выполнение задания СРС 33 1 33 Оценка техники 7 2 14 Выполнение контрольных нормативов 7 1-3 21 Зачет 1 20 20 Всего: 100
В случае пропуска аудиторных занятий по уважительной причине (болезнь, УТС и т.п.), студент самостоятельно готовится к прохождению тестирования и выполнению практических заданий. В случае невыполнения или выполнения заданий в недостаточном для положительной оценки объеме, студент сдает по билетам. Промежуточная аттестация. При организации и проведении промежуточной аттестации, исходя из перечня планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), по каждой компетенции или связанным нескольким компетенциям, в формировании которых участвует учебная дисциплина (модуль), кафедрой формируется фонд оценочных средств к зачету. - примерный перечень вопросов к зачету для оценивания результатов обучения в виде ЗНАНИЙ. - примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету для оценивания результатов обучения в виде УМЕНИЙ. При этом, за каждым заданием в скобках указываются компетенции, уровень сформированности которых будет оцениваться; - примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету для оценивания результатов обучения в виде ВЛАДЕНИЙ. При этом, за каждым заданием в скобках указываются компетенции, уровень сформированности которых будет оцениваться. Сформированные перечни (вопросы к зачету), простые ПКЗ, комплексные ПКЗ) должны в совокупности охватывать все компетенции и заявленные в программе основные результаты обучения по дисциплине (модулю) на уровне ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ. Для проведения промежуточной аттестации, исходя из сформированных перечней (вопросов к зачету), простых ПКЗ, комплексных ПКЗ) формируются билеты к зачету.
Список литературы для педагогов:
1. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978. Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
2. Эйнгорн А. Н. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
З. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А, Г. Волейбол в школе. Москва.
«Физкультура и спорт» 1976.
Список литературы для обучающегося:
1.Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва, «Физкультура и спорт» 2005.
2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Интернет - источники:
1) http://user.gto.ru Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне»;
2) http://www.olympic.ru/ Официальный сайт Олимпийского
комитета России;
3) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288823
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1 ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Волейбол»
Уровень программы: стартовый
Адресат: обучающиеся от 5 до 18 лет
Год обучения:1-ый год обучения
Автор-составитель: Баждугов Аскер Бесланович - педагог дополнительного образования
г.п. Терек, 2024г.
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для развития спортивных навыков, здорового образа жизни.
Цель программы: привитие устойчивого интереса детей к занятиям по волейболу через организацию их полноценного досуга.
Задачи программы:
Личностные задачи:
научить сотрудничать со сверстниками, доброжелательно и бесконфликтно общаться, прислушиваться к мнению других;
способствовать развитию уверенности в себе и самостоятельности;
развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
научить контролировать свое поведение.
Предметные задачи:
формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья.
формирование определённых игровых наклонностей юных волейболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции либеро, доигровщика, связующего, блокирующего или диагонального)
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся.
создавать условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности;
развивать способности к самореализации, целеустремлённости.
развитие преимущественно скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости.
развитие коллективизма, для успешной игры в волейбол.
развитие морально-волевых качеств.
Метапредметные задачи:
способствовать воспитанию и формированию устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству;
воспитывать настойчивость к достижению поставленной цели;
способствовать воспитанию и формированию общей информационной культуры у обучающихся;
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающегося будет:
сотрудничество со сверстниками, доброжелательно и бесконфликтно общаться, прислушиваться к мнению других;
развита уверенность в себе и самостоятельность;
стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
контроль своего поведение.
Предметные:
У обучающегося будут:
сформированы знания о закаливающих процедурах и укреплении здоровья.
сформированы определённые игровые наклонностей юных волейболистов
развиты коммуникативные умения и навыки обучающихся.
развиты пространственное мышление, умение анализировать;
созданы условия для повышения самооценки обучающегося, реализации его как личности;
сформированы способности к самореализации, целеустремлённости.
развиты преимущественно скоростно-силовые качества, ловкость и общая выносливость.
Развиты коллективизм , для успешной игры в волейбол.
Развиты морально-волевые качеств.
Метапредметные:
У обучающегося будут:
способствовать формированию устойчивого интереса обучающихся к техническому творчеству;
настойчивость к достижению поставленной цели;
формирование общей информационной культуры у обучающихся;
Календарно-тематический план
№ | Дата занятия | Наименование раздела, темы | Кол- во часов | Содержание деятельности | Форма аттестации / контроля | ||||||||
по плану | по факту | теоретическая часть занятия | практическая часть занятия | ||||||||||
Раздел 1. Первоначальные сведения - 4 ч. | |||||||||||||
1.1 |
|
| История развития волейбола. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, подвижные игры. | 2 | Техника безопасности. | История развития волейбола. | Беседа Практическая игра | ||||||
1.2 |
|
| Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, стойка волейболиста СБУ, подвижные игры. | 2 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, стойка волейболиста СБУ. | Подвижные игры. | Беседа Практическая игра | ||||||
Раздел 2. Передачи мяча - 6 ч. | |||||||||||||
2.1 |
|
| Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча. | 2 | | Передача мяча двумя руками, передачи – верхняя | Беседа Практическая игра | ||||||
2.2 |
|
| Разновидность прыжков. ОРУ Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами волейбола. | 2 | | Передача мяча двумя руками, передачи – верхняя в прыжке | Беседа Практическая игра | ||||||
2.3 |
|
| Медленный бег, разновидность бега. Нижняя передача мяча. П/и «Мяч через сетку». | 2 | | Приём мяча снизу двумя руками над собой. | Беседа Практическая игра | ||||||
Раздел 3. Ведение мяча - 10ч. | |||||||||||||
3.1 |
|
| ОРУ в парах, маховые движения рук. П/и «Перекинь мяч». | 2 | | Маховые движения рук. Подвижные игры «Перекинь мяч». | Беседа Практическая игра | ||||||
3.2 |
|
| Медленный бег. ОРУ. Толчок с двух ног с места, в движении. Эстафеты с элементами волейбола. | 2 | | Эстафеты с элементами волейбола, игровые задания | Беседа Практическая игра | ||||||
3.3 |
|
| Прыжок с двух ногой с места, с3-х, 6 беговых шагов. Элементы спортивных игр. | 2 | | Элементы спортивных игр. | Беседа Практическая игра | ||||||
3.4 |
|
| Элементы волейбола верхняя, нижняя передача. | 2 | | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. | Беседа Практическая игра | ||||||
3.5 |
|
| Элементы волейбола нижняя подача мяча. | 2 | | Приём мяча снизу двумя руками над собой. | Беседа Практическая игра | ||||||
Раздел 4. Тактические комбинации - 16ч. | |||||||||||||
4.1 |
|
| Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Подвижные игры. | 2 | | Встречные и линейные эстафеты с передачами мяча. Подвижные игры. | Беседа Практическая игра | ||||||
4.2 |
|
| Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Одиночное блокирование. | 2 | | Нападающий удар, блокирование. | Беседа Практическая игра | ||||||
4.3 |
|
| Сочетание одиночного и группового блокирования. Подвижные игры. | 2 | | Тактические действия – индивидуальные, групповые, командные | Беседа Практическая игра | ||||||
4.4 |
|
| Упр. На осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. | 2 | Упражнения на осанку, бег, метания. | Тактические действия | Беседа Практическая игра | ||||||
4.5 |
|
| Сочетание способов перемещений. Подвижные игры. | 2 | | Способы перемещения. Подвижные игры. | Беседа Практическая игра | ||||||
4.6 |
|
| Имитация нападающего удара и обман одной рукой. Подвижные игры. | 2 | | Нападающие удары: прямой, прямой с переводом | Беседа Практическая игра | ||||||
4.7 |
|
| ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Элементы спортивных игр. | 2 | | Тактические действия – индивидуальные, групповые, командные. Подвижные игры. | Беседа Практическая игра | ||||||
4.8 |
|
| ОФП. Подача мяча разными способами. Подвижные игры. | 2 | | Подачи – нижняя прямая, верхняя прямая, передачи – верхняя, верхняя в прыжке Подвижные игры. | Беседа Практическая игра | ||||||
Всего: | 36ч. |
|
|
Приложение 2
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1 ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕРЕК» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Волейбол»
Адресат: обучающиеся от 5 до 18 лет
Год обучения:1-ый год обучения
Автор-составитель: Баждугов Аскер Бесланович - педагог дополнительного образования
г.п. Терек, 2024г.
1.Характеристика объединения «Волейбол»
Деятельность объединения «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.
2. Количество обучающихся объединения «Волейбол»
составляет 60 человек. Из них мальчиков 30, девочек 30.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5 до 18 лет.
3. Формы работы: индивидуальные и групповые.
4. Направления работы:
Гражданско-патриотическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
Физическое воспитание.
Трудовое и профориентационное воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание познавательных интересов.
Цель воспитательной работы:
- создать условия для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной работы:
способствовать развитию личности учащегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
развивать систему отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Результат воспитательной работы:
происходят изменения в формирование личности учащегося с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развивать свою субъективную позицию;
построена доброжелательная система отношений в коллективе
через разнообразные формы активной социальной деятельности;
Получили умения самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
Происходят изменения в формирование здорового образа жизни.
Работа с коллективом обучающегося:
Формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции;
воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
формирование системы взаимодействия родителей с педагогом, для создания условий свободного и творческого развития их эффективной социализации и само понимании реализации своих возможностей;
активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности;
стимулирование, проявление в семьях здорового образа жизни;
создание условий для проведения детей и подростков;
педагогическая поддержка семьи;
участие в мероприятиях.
Календарный план воспитательной работы
на 2024-2025 учебный год
№ п/п | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Гражданско-патриотическое воспитание: | 1.Соревновавния ко дню адыгов. 2. Беседа «Мы вместе» ко Дню народного единства.
| Сентябрь Ноябрь
| Баждугов А.Б. | Формирование патриотических ценностных представлений о любви к своей малой Родине. |
2 | Духовно – нравственное воспитание | Кубок школы по волейболу ко Дню учителя.
| Октябрь
| Баждугов А.Б. | Формируются ценностные представления о морали и об основных понятиях этики |
3 | Художественно-эстетическое воспитание | «Знатоки искусства» викторина | Ноябрь
| Баждугов А.Б. | Формируется характер и нравственные качества, а также развивается хороший вкус и поведение |
4 | Трудовое воспитание | Беседа «Мастер своего дела»
| Март
| Баждугов А.Б. | Формируется положительное отношение к труду, интерес к трудовым профессиям. |
5 | Взаимодействие с родителями обучающегося | 1.День открытых дверей. 2.Индивидуальные встречи – беседы (Знакомство с родителями)
| Сентябрь
Сентябрь- Май | Баждугов А.Б. | Участие и помощь родителей в создании комфортной среды на занятиях в объединение |
6 | Участие в мероприятиях, акциях, конкурсах |
Новогодний сюрприз.
| Декабрь
| Баждугов А.Б. | Формирование у обучающегося способности к самореализации; стимулирование его творческой и познавательной активности; |
7 | Туристско - краеведческое | Экскурсия в музей г. Нальчик | Ноябрь | Баждугов А.Б. | Развитие познавательного интереса; патриотическое воспитание к истории своего района. |