Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Золотухинская детско - юношеская спортивная школа» Золотухинского района Курской области.
Принято на педагогическом Утверждаю
совете протокол № 1 от 25.08.2023г. Директор ДЮСШ
__________/Ю.М. Лобанов/
приказ № 14 от 31.08.2023г.
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
2023-2024 уч. год.
Уровень программы: базовый.
Возраст обучающихся 11-15 лет.
Срок реализации программы: 1 год (216 ч).
Разработал тренер - преподаватель:
Баландина Елена Дмитриевна
п. Золотухино 2023г.
Содержание
1.Пояснительная записка 3
2. Учебный план 6
3.Содержание программы 7
4. Планируемые результаты 9
5.Календарно-тематическое планирование 11
6. Календарный учебный график 18
7. Условия реализации программы 18
8. Формы аттестации 19
9. Оценочные материалы 19
10. Методические материалы 21
11. Рабочая программа воспитания 23
12. Список литературы 24
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» физкультурно-спортивной направленности, реализуемая в МБУ ДО Золотухинская ДЮСШ, разработана на основе нормативной базы дополнительного образования, а именно:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018 г. N196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
Устав МБУДО «Золотухинская детско-юношеская спортивная школа» Золотухинского района Курской области;
«Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Настоящая рабочая программа направлена на развитие склонностей, интересов и способностей ребенка к социальному и профессиональному самоопределению.
Направленность программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» (далее - Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Актуальность Программы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к игре в баскетбол. Программа отвечает современным требованиям развития системы образования, способствует личностному росту и творческой самореализации обучающихся. Обучение игре в баскетбол направлено на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Реализация Программы способствует выявлению, сопровождению и развитию талантливых детей.
Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни. Достигается указанная цель через решение следующих задач.
1. Образовательные:
познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры.
2. Развивающие:
укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;
развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка;
расширять спортивный кругозор детей.
3. Воспитательные:
формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
Характеристика целевой группы
Возраст детей и сроки реализации Программы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 11 до 15 лет. На обучение по Программе принимаются все желающие независимо от уровня подготовки, наполняемость 15 человек. Списочный состав групп формируется с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы.
Набор групп осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) (11-15 лет) и допуска врача к занятиям.
Срок реализации Программы
Срок реализации программы - 1 год (216 ч.).
Формы и режим занятий.
Форма обучения - очная.
Форма работы с обучающимися - групповые занятия, состоящие из теоретической и практической части. Обучение по Программе предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
Язык реализации программы Государственный язык РФ - русский
2.Учебный план
№№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
11. | История баскетбола в СССР. Становление баскетбола как вида спорта. Характеристика сильнейших национальных команд. Личная гигиена. Правила соревнований. | 66 | 6 | | опрос |
22. | II.ОФП и СФП | 56 | 4 | 52 | |
2 | Общая физическая подготовка | 220 | 2 | 18 | соревнования |
3 | Специальная физическая подготовка | 236 | 2 | 34 | тестирование |
33 | III. Избранный вид спорта | 121 | 6 | 115 | |
4 | Техническая подготовка | 4 61 | 4 | 57 | суммарная оценка знаний практической и теоретической части |
5 | Тактическая подготовка | 260 | 2 | 58 | соревнования |
64. | Соревновательная деятельность | 115 | - | 15 | практическая игра |
75. | Инструкторская и судейская практика | 110 | 4 | 6 | практическая игра |
86. | Контрольные испытания | 14 | 2 | 2 | тестирование |
| Итоговое занятие. | 24 | 2 | 2 | практическая игра |
| Итого | 216 | 24 | 192 | |
3.Содержание программы
1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка (6 часов)
1. История баскетбола в СССР.
2. Становление баскетбола как вида спорта.
3. Характеристика сильнейших национальных команд.
4. Личная гигиена.
5. Правила соревнований
2. Физическая подготовка (39часов).
1. Общая физическая подготовка. 20 часов
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах ( опорный прыжок, стенка, скамейка,).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий .
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка. 36 часов
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
3.Техническая подготовка (61 час).
1. Упражнения без мяча. 1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью;
1.3. Передвижение правым – левым боком.
1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после ускорения.
1.6. Остановка в один шаг после ускорения.
1.7. Остановка в два шага после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в движении.
2.4. Передача одной рукой от плеча.
2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после полу отскока.
2.12. Ловля высоко летящего мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в движении
3.Ведение мяча.
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением направления и скорости.
3.5. То же с изменением высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в движении.
4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней дистанции.
4.14. В прыжке с дальней дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
4. Тактическая подготовка ( 60 часов).
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
5. Соревновательная деятельность 15 часов.
6. Инструкторская и судейская практика 10 часов.
7. Контрольные испытания 4 часа.
8. Итоговое занятие. 4 часа.
4. Планируемые результаты.
По итогам реализации Программы, обучающиеся должны:
Знать:
Основы знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, регионе, стране.
Правила игры в баскетбол.
Тактические приемы в баскетболе.
Правила оказания помощи при травмах и ушибах.
Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники.
Типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий.
Упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости).
Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения.
Жесты судьи по баскетболу.
Игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола.
Уметь: Выполнять основные технические приемы и тактические действия баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма.
Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;
Играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
Демонстрировать жесты судьи;
Проводить судейство по баскетболу.
Предметные:
- представлять баскетбол как средство для мотивации укрепления здоровья и физической выносливости;
- строить обобщения, подытоживающие расчет вариантов;
-формировать умения мыслить планами;
- получать и повышать рейтинги, выполнение разрядных норм, улучшать успеваемость в школе
Личностные результаты:
- овладевать баскетбольной техникой на начальном уровне;
- развивать самостоятельного мышления на баскетбольной площадке (участие в турнирах, соревнованиях, конкурсах);
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
- воспитывать характер (самодисциплины, воли, рационализма);
Метапредметные результаты:
- корректировать и совершенствовать психические свойства: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти;
- увеличивать продолжительности мыслительной деятельности ребенка
- развивать воображения, увеличение возможности длительно манипулировать объектами в уме;
- уметь находить ошибки при выполнении упражнений;
- планировать собственную деятельность;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда.
5.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. | 2 | Лекция, практическое занятие | Рассказ, опрос | | |
2 | История баскетбола в СССР. | 2 | | | | |
3 | Становление баскетбола как вида спорта. | 2 | Лекция, Практическое занятие | рассказ | | |
4 | Характеристика сильнейших национальных команд. | 2 | Практическое занятие | | | |
5 | Личная гигиена. | 2 | Лекция, Практическое занятие | рассказ | | |
6 | Правила соревнований | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
7 | Способы ловли мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
8 | Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча. | 2 | Практическое занятие | Тестирование | | |
9 | Бросок мяча двумя руками от груди. | 2 | Практическое занятие | | | |
10 | Взаимодействие трех игроков «треугольник». | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
11 | Техника ведения мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
12 | Ведение мяча с переводом на другую руку. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
13 | Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». | 2 | Практическое занятие | | | |
14 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
15 | Ловля двумя руками «низкого мяча». | 2 | Практическое занятие | | | |
16 | Ведение мяча с высоким и низким отскоком. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
17 | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | 2 | Практическое занятие | | | |
18 | Командные действия в нападении. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
19 | Ведение мяча с изменением скорости передвижения. | 2 | Практическое занятие | | | |
20 | Многократное выполнение технических приемов. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
21 | Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | | | |
22 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
23 | Чередование изученных технических приемов и их сочетаний. | 2 | Практическое занятие | | | |
24 | Командные действия в нападении. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
25 | Выбор места по отношению к нападающему с мячом | 2 | Практическое занятие | | | |
26 | Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. | 2 | Практическое занятие | Показ, рассказ | | |
27 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | 2 | Практическое занятие | | | |
28 | Индивидуальные действия при нападении. | 2 | Практическое занятие | Показ, рассказ | | |
29 | Бросок мяча одной рукой от плеча. | 2 | Практическое занятие | | | |
30 | Выбор способа передачи в зависимости от расстояния. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
31 | Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | | | |
32 | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
33 | Совершенствование техники передачи мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
34 | Учет в процессе тренировки. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
35 | Бросок мяча одной рукой от плеча. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
36 | Бросок мяча одной рукой от плеча. | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
37 | Совершенствование техники передачи мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
38 | Совершенствование техники передачи мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
39 | Тактика защиты. | 2 | Практическое занятие | | | |
40 | Тактика защиты. | 2 | Практическое занятие | | | |
41 | Стойка защитника с выставленной ногой вперед. | 2 | Практическое занятие | | | |
42 | Стойка защитника с выставленной ногой вперед. | 2 | Практическое занятие | | | |
43 | Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
44 | Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
45 | Действия одного защитника против двух нападающих. | 2 | Практическое занятие | | | |
46 | Действия одного защитника против двух нападающих. | 2 | Практическое занятие | | | |
47 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
48 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
49 | Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия. | 2 | Практическое занятие | | | |
50 | Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия. | 2 | Практическое занятие | | | |
51 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
52 | Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
53 | Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
54 | Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
55 | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
56 | Взаимодействие двух игроков «подстраховка». | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
57 | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | 2 | Практическое занятие | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | | |
58 | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | 2 | Практическое занятие | Выбор места по отношению к нападающему с мячом. | | |
59 | Переключение от действий в нападении к действиям в защите. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
60 | Переключение от действий в нападении к действиям в защите. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
61 | Защитные стойки. Защитные передвижения. | 2 | Практическое занятие | | | |
62 | Защитные стойки. Защитные передвижения. | 2 | Практическое занятие | | | |
63 | Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
64 | Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
65 | Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
66 | Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча. | 2 | Практическое занятие | | | |
67 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
68 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
69 | Организация командных действий. | 2 | Практическое занятие | Организация командных действий. | | |
70 | Организация командных действий. | 2 | Практическое занятие | Организация командных действий. | | |
71 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
72 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
73 | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | 2 | Практическое занятие | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | | |
74 | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | 2 | Практическое занятие | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | | |
75 | Техника овладения мячом. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
76 | Техника овладения мячом. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
77 | Техника броска мяча одной рукой от плеча. | 2 | Практическое занятие | | | |
78 | Техника броска мяча одной рукой от плеча. | 2 | Практическое занятие | | | |
79 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений, тестирование | | |
80 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений, тестирование | | |
81 | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. | 2 | Практическое занятие | | | |
82 | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. | 2 | Практическое занятие | | | |
83 | Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений, тестирование | | |
84 | Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений, тестирование | | |
85 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
86 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
87 | Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
88 | Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
89 | Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | | | |
90 | Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | | | |
91 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | | | |
92 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | 2 | Практическое занятие | | | |
93 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
94 | Правила игры и методика судейства. Учебная игра. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
95 | Организация командных действий. | 2 | Практическое занятие | Организация командных действий. | | |
96 | Организация командных действий. | 2 | Практическое занятие | Организация командных действий. | | |
97 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
98 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | 2 | Практическое занятие | Показ, имитация, рассказ | | |
99 | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений, тестирование | | |
100 | Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений, тестирование | | |
101 | Техника овладения мячом. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений, тестирование | | |
102 | Техника овладения мячом. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений, тестирование | | |
103 | Техника броска мяча одной рукой от плеча. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
104 | Техника броска мяча одной рукой от плеча. | 2 | Лекция, Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
105 | Контрольные испытания | 2 | Лекция, Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
106 | Организация командных действий. | 2 | Практическое занятие | | | |
107 | Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
108 | Итоги прошедшего спортивного года. | 2 | Практическое занятие | Обобщение знаний и умений | | |
6. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
первый | 01.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 108 | 216 | 3 раза по 2 часа, перерыв 10 минут, академический час 45 минут. |
7. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации образовательной программы используются:
1. Спортивный зал, спортивная площадка.
2. Техническое оснащение занятий
1) щиты с кольцами (2 комплекта);
3) мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., № 7 – 15 шт.;
4) насос ручной, иглы;
5) стойки для обводки (8 шт.);
6) гимнастические скамейки (4 шт.);
7) мячи набивные весом 3 кг и 5 кг (10 шт.).
Материально-техническое обеспечение для каждого раздела обучения
1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка (компьютер).
2. Физическая подготовка (Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах ( опорный прыжок, стенка, скамейка,).
3.Специальная физическая подготовка (стойки для обводки, мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., № 7 – 15 шт.).
4.Техническая подготовка (стойки для обводки, мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., № 7 – 15 шт.).
5. Тактическая подготовка (стойки для обводки, мячи баскетбольные: № 5 – 15 шт., № 6 – 15 шт., № 7 – 15 шт.).
6. Соревновательная деятельность (мячи баскетбольные).
7. Инструкторская и судейская практика (компьютер).
8. Контрольные испытания (Спортивный зал, спортивная площадка).
9. Итоговое занятие (мячи баскетбольные).
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в наличие компьютер с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы Общая физическая подготовка «Баскетбол» на отделении работает тренер - преподаватель.
8. Формы аттестации
С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся стартовая и итоговая аттестация. Стартовая аттестация проходит на первом занятии в форме тестирования, итоговая – в конце учебного года в результате прохождения детьми основных тем учебного курса.
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:
Вводный (стартовый)- осуществляется посредством тестирования воспитанника и собеседования с ним;
Текущий -задания, которые выполняются в процессе обучения;
Итоговый - групповая и индивидуальная диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, с помощью тестовых заданий.
Оценка образовательных результатов учащихся (промежуточная и итоговая) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется в ходе контрольных тестов, проведении учащимися самостоятельно подвижных игр, эстафет, участия в соревнованиях, через педагогическое наблюдение; педагогический мониторинг, участие воспитанников в различных праздничных мероприятиях:
весёлые старты;
спортивные эстафеты;
спортивные праздники;
«День здоровья»
9. Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации программы.
Основной формой подведения итогов реализации программы является прохождение специализированных тестов. Во время зачета каждый учащийся демонстрирует свои физические качества.
Обучающиеся, успешно освоившие программу участвуют в районных соревнованиях.
Оценка результатов освоения материала определяется уровнем знаний, умений и навыков: высокий, средний, низкий уровень.
№ | Тесты | Результат |
Высокий | Средний | Низкий |
М | Д | М | Д | М | Д |
1 | Введение мяча с обводкой стоек (через 3м) Отрезок 15 м. туда и обратно | 10 | 11 | 10,5 | 11,5 | 11 | 12 |
8,8 | 9,8 | 9,0 | 10 | 9,3 | 10,3 |
8,5 | 9,5 | 8,8 | 9,7 | 9,0 | 10 |
8,4 | 9,4 | 8,7 | 9,6 | 9,0 | 10 |
2 | Челночный бег 3х10м с введением мяча (сек) | 8,6 | 9,0 | 8,9 | 9,2 | 9,2 | 9,4 |
8,3 | 8,6 | 8,5 | 8,8 | 8,8 | 9,0 |
8,1 | 8,5 | 8,4 | 8,7 | 8,7 | 9,0 |
8,0 | 8,4 | 8,3 | 8,6 | 8,6 | 9,0 |
3 | Штрафной бросок (из 10 бросков) | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
4 | Бросок в кольцо после введения мяча (из 10 попыток) | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 |
7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 5 |
8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 |
5 | Бросок мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз) | 19 | 18 | 18 | 17 | 17 | 16 |
20 | 19 | 19 | 18 | 18 | 17 |
21 | 20 | 19 | 18 | 18 | 17 |
22 | 20 | 20 | 19 | 19 | 19 |
Контрольные испытания по общей физической подготовке (ОФП) и специальной физической подготовке (СФП) для обучающихся в секции «Баскетбол». Формы проверки результативности образовательного процесса: зачет на знание теоретических вопросов;
прохождение специализированных тестов.
Оценивание общефизической подготовки
Бег 30 м 6 х 5 м.
На расстоянии 5 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию
Прыжок в длину с места.
Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками.
Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ | Содержание требований (виды испытаний) | Количественный показатель |
1 | Бег 30 м с высокого старта (с) | |
2 | Бег 30 м (6 х 5) (с) | |
3 | Бег 92 м с изменением направления (с) | |
4 | Прыжок в длину с места (см) | |
5 | Прыжок вверх с места толчком двух ног (см) | |
6 | Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см) | |
7 | Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками (м): сидя стоя в прыжке с места | |
10. Методические материалы
Подготовка юного баскетболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств. Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы. Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются воспитанниками в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического и тактического приема. В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.
11. Рабочая программа воспитания
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания –
- создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитания –
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
Формы и методы воспитательной работы
Спортивные праздники, спортивные мероприятия, беседы, игры, соревнования, турниры, спартакиада.
Результат воспитания –
развитие самосознания учащихся;
формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной
ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;
формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов;
укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности.
Планируемые результаты реализации программы воспитания
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.
План воспитательной работы
Массовые мероприятия
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1 | Беседа «Какая польза баскетбол для школьников | Сентябрь |
2 | Час общения «История создания и продвижения баскетбола | Октябрь |
3 | Мероприятие «Баскетбол-шоу» | Ноябрь |
4 | Спортивный праздник «Веселый баскетбол» | Декабрь |
5 | Турнир «Страна Баскетболия» | Январь |
6 | Спортивный праздник «День баскетбола» | Февраль |
7 | Турнир на Кубок Главы района по баскетболу | Март |
8 | Мероприятие баскетбольный праздник | Апрель |
9 | Спортивный праздник «Планета баскетбола» | Май |
Мероприятия на школьном уровне
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1 | Турнир по баскетболу | 11.11.2023 |
2 | Спортивное мероприятие «Мы любим баскетбол» | 16.02.2024 |
3 | Школьные соревнования по баскетболу | 25.05.2024 |
Мероприятия на районном и областном уровнях
№ п/п | Мероприятия | Дата |
1 | Районные соревнования во баскетболу среди девушек | Октябрь |
2 | Районные соревнования во баскетболу среди юношей | Октябрь |
3 | Областная спартакиада обучающихся по баскетболу | Ноябрь |
4 | Районный турнир «КЭС – Баскет» | Декабрь |
12. Список литературы
Нормативные правовые акты
Российская Федерация Конституция (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
Российская Федерация Законы от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Российская Федерация Законы. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Российская Федерация Законы. Федеральный закон № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Российская Федерация Законы. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Российская Федерация. Правительство. Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
Российская Федерация. Правительство. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018 г. N196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
Устав МБУДО «Золотухинская детско-юношеская спортивная школа» Золотухинского района Курской области;
«Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Литература для педагога:
В.И. Лях. Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов 2014г.
НИК Сортэл. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. М. 2002г.
Гриженя В. Подвижные игры. Спорт в школе. №4,2016 г.
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. Творческий центр,2013 г.
Губа В.П. Особенности отбора в баскетболе / В.П. Губа,. - М.: Физкультура и спорт, 2010. -144 с.
Д.И.Нестеровский «Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие «Академия, 2007»
Ю.Д. Железняк «Баскетбол» Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, И.А..Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва, 2011
Г.И.Погадаев Настольная книга учителя физической культуры ФиС, 2000 г.
Теория и методика физической культуры Спб, издательство «Лань», 2003г.
«Общая педагогика физической культуры и спорта» -М.:ИД «Форум», 2007г.
Литература для учащихся:
1. Гатмен Б., Финнеган Т.- Все о тренировке юного баскетболиста. -
М.: АСТ, 2007г.
2. Джерри В., Мейер Д-. Баскетбол. Навыки и упражнения. - М.: АСТ,
2006г.
3. Костикова Л.В.- Баскетбол. Азбука спорта - М.: ФиС, 2000г.
4. Сортэла - Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных игроков.
- М., 2005г.
5. Чернова Е.А., Кузнецов В.С.- Упражнения и игры с мячами в
системе подготовки баскетболистов. - Москва, 2003г.
6. Чернова Е.А.- Подвижные игры в системе подготовки
баскетболистов. - Москва, 2001г.
Электронные интернет - ресурсы, рекомендованные педагогам и учащимся
Pedsovet.su/ Сообщество взаимопомощи учителей./ http://pedsovet.su/dosug/podvizhnye_igry_dlya_detey
Социальная сеть работников образования. Nsportal.ru /https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/08/16/podvizhnye-igry
Инфоурок. Ведущий образовательный портал России/ https://infourok.ru/podvizhnie-igri-fizicheskaya-kultura-493946.html
Педагогическое сообщество Урок.рф/ https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/podvizhnie_igri_221055.html
Веселая школа./ http://veselajashkola.ru/igry-onlajn/podvizhnye-igry/