СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Вокруг света»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Вокруг света»»

Рассмотрена и утверждена Введена в действие

на Педагогическом Совете приказом № 65 от 01.09.2025 г

протокол №1 от 25.08.2025 г Директор _________ Л.А. Сахно




Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования Задонский Дом школьника



Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Вокруг света»


для детей 10-15 лет


Срок реализации программы 1 год






г.Задонск,

2025-2026 уч год


Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 10-15 лет осуществляется в сочетании с первоначальными знаниями такого предмета как география.

Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания краеведческого и страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников.

Адресат программы.

Программа применима для детей среднего школьного возраста (10-15 лет).

Объем и срок освоения программы. Сроки реализации образовательной программы составляют 1 год обучения за который учащиеся получают специальные знания в области географии, экологии и краеведения с помощью, главным образом, научно-исследовательской деятельности.

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательной деятельности: программа предусматривает групповые лекционные и практические занятия. Практические занятия включают в себя как лабораторные работы, практикумы, так и экскурсии на природные объекты. Также учащимся предлагается выполнить научно-исследовательскую работу на интересующую их тему. Также предусматриваются индивидуальные занятия, предполагающие, главным образом, консультации по исследовательской работе. Для реализации Программы «Вокруг света» применяются методы общей педагогики.

Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Чередование форм организации способствует достижению задач Программы.

Программа ориентирована на сотрудничество педагога с учащимися, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.




Взаимодействие с родителями.

Условием для успешной реализации программы является активное взаимодействие с родителями через следующие формы работы:

информирование родителей о содержании дополнительной образовательной деятельности кружка «Вокруг света», о достижениях и интересах воспитанников;

  • проектная деятельность;

  • консультационная помощь «Академия для родителей» по вопросам познавательного развития ребенка;

  • совместные досуги и мероприятия;

  • совместные экскурсии и целевые прогулки;

  • совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках;

  • игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в работе кружка «Вокруг света», предполагают установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.








    1. Цели и задачи программы

Целями реализации программы являются:

  • формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии;

  • получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

  • знакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

  • более глубокое изучение отдельных вопросов географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

  • изучение своего края, уникальных объектов, городов, народов, составление туристических маршрутов;

  • умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

  • способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;

  • побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

  • обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

  • создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

  • Формы проведения занятий кружка

  • В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видеопутешествия, презентации, деловые игры, практикумы.

Режим занятий обучающихся в объединении

Профили

Наполняемость учебных групп

Продолжительность занятий

Естественнонаучная направленность

1 год обучения – 15 чел

1 час 30 минут (перерыв 10 минут)


Режим работы в период школьных каникул.

- по временному утвержденному расписанию, составленному на период каникул, на базе МБО ДО Задонский Дом школьника.

Срок проведения отчетного мероприятия: середина мая.

Сроки проведения промежуточной аттестации: 25-31 мая.

Учебный план

п/п

Учебный модуль

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

1

География - наука о земном шаре

144

Защита творческих работ

2

География Липецкой области

144

Защита творческих работ

3

Путешествие по материкам

144

Защита творческих работ



1.3 Содержание программы

Содержание учебного плана

Модуль «География - наука о земном шаре»

Вводное занятие (1ч)

Теория: Понятие: География – это наука о земном шаре и процессах происходящих на нём, кто такие «путешественники» и чем они занимаются.

Раздел 1. «Земной шар» (28ч)

«Разбудит завтра вас петух (прошлое-настоящее-будущее)»

Теория: Основные понятия: «было–стало-будет», «вчера-сегодня-завтра»,«прошлое-настоящее-будущее», «история», «птица».

Практика: Логическое задание «На что похоже» на развитие воображения, на знакомство с травами (подорожник, чистотел, укроп огородный), на отработку понятий «было – стало - будет».

«Крутится шар голубой»

Теория: Основные понятия: «земля-шар», «солнце», «небо», «дождь», «радуга».

Практика: Логическая игра «Парочки» (земля-блин или шар?)на закрепление понятий темы. Эксперимент «Поймай ветерок», «Воздух имеет вес» на ознакомление с физическими свойствами воздуха, на закрепление знаний о небе, воздухе. Игра с картинками «Перепутанница».

«День-ночь»

Теория: Зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнца

Практика: Экспериментирование «День-ночь», Д/игра «Ассоциации».

«Век, неделя, месяц, год - почему так? Кто поймёт? (что такое календарь)»

Теория: Основные понятия: «век», «год», «месяц», «неделя», «сутки», «утро»,«день», «вечер», «ночь», «календарь»

Практика: Веселые загадки. Игра по таблице «век-год-месяц-неделя» на развитие внимания. Изготовление лебедя-оригами из цветной бумаги на закрепление знаний дней недели, цветов радуги.

«На сердечко листик тополя похож (сезоны на земле и причины их смены)»

Теория: Основные понятия: «сезоны», «осень», «зима», «весна», «лето», «листья деревьев», «крона», «ствол», «корни», «планета Земля».

Практика: Практическая работа «По пеньку определи дерево»на умение выделять основные признаки предметов, цвет, величину, на закрепление понятий «год», «было-стало-будет». Игра «Что не так?»

«Лес неразгаданных загадок (сезонная жизнь животных)»

Теория: Основные понятия: «семья», «дикие животные», «хищники»,«травоядные», «ночные», «жилище».

Практика: Творческое задание«Лес неразгаданных загадок».Творческое задание по группам «Придумай зверя-головоломку».

Раздел 2. « План местности» (28ч)

«Что такое план местности?»

Теория: Основные понятия: план, масштаб, рисунок, условные знаки плана местности.

Практика :создание плана местности, используя ус­ловные знаки.

«Что в путешествии нужно? (что такое север-юг)»

Теория : Основные понятия: «север-юг», «экватор», «полюс», «полушарие», «вверх-вниз», «вправо-влево», «жилище», «анкета», «адрес».

Практика: Сказка-игра «Верблюд заблудился». Обучение составлению плана двора (северная и южная стороны двора)

« Что такое глобус?»

Теория: понятие о «модели Земли», рассмотреть глобус, выяснить, какой цвет, что обозначает, закрепление знаний о том, что Земля имеет форму шара.

Практика: Д/игра «Найди на глобусе»

«Карта»

Теория: Понятие: географическая карта, изображение местности в уменьшенном масштабе,

Какой цвет, что обозначает на физической карте.

Практика: Д/игра «Собери карту»

«Ориентировка на местности»

Теория: Понятие ориентировка на местности, умение пользоваться компасом.

Практика: Ориентировка по звездам, ориентировка по деревьям. 

Раздел3. « Погода и климат» (29ч)

« Что такое природа. Живая и неживая природа»

Теория :Что нас окружает (разнообразие природы).

Общие признаки объектов живой и неживой природы

Практика: Просмотр видеофрагментов и презентаций. Игра «Живое – неживое»

«Какая погода – расскажет природа (погода, климат)»Теория: Представление о климате и погоде, что климат на Земле не одинаков. причинах, влияющих на погоду и климат.

Практика : Экспериментальная деятельность: определение температуры воздуха при помощи термометра.

«Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды»

Теория: знания, что такое погода, температура ,термометр, явления погоды.

Практика: Д/и«Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду» Измерение температуры воздуха и направления ветра.

«Явление природы. Почему идет дождь»

 Теория: Представление о природном явлении – дождь.

Практика: Дидактическая игра «Капельки и тучки». Экспериментальная деятельность «Откуда берется дождик?»

« Как рождаются облака?»

 Теория: Представления о природе: что такое облако, туча, как они появляются

Практика: Опыт «Делаем облако»

«Почему идет снег?»

Теория: Представление о природных явлениях (снег, мороз), их взаимосвязи друг с другом.

Практика: Д/игра «Какой снег?», «Что снег может делать?» Опыты со снегом.

Раздел 4. «Водная стихия» (22ч)

«Самый большой «Тихий океан», самый маленький «Северно-ледовитый океан»

Теория: представления о нашей планете, материках и океанах. Беседа «Почему «Тихий» океан», Беседа «Почему ледовитый океан»

Практика: Д/игра «Океан - суша», «Моржи»

« Самый соленый «Атлантический океан»

Теория: Беседа «Почему самый солёный океан»

Практика: Игра «Океаны волнуются».

«Самый теплый «Индийский океан»

Теория: Представления о нашей планете, материках и океанах;

Беседа «Почему самый тёплый океан».

Практика: Д/игра «Океан - суша»

« Цветные моря на планете»

Теория: Знакомство с цветными  морями, их местонахождением, отличительными особенностями.

Практика: Экспериментальная деятельность «От чего зависит цвет моря»

«Путешествие в подводный мир. Кто в воде живет?

Теория: представление о море, как экосистема (в моря впадают реки, вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ,

Практика: Экспериментальная деятельность «Определи воду (морская, пресная)», «В морской воде плавать легко»

Раздел 5. «Материки» (36ч)

Что такое материк»

Теория: элементарные представления о материках Земли.

Практика: Экспериментальная деятельность ,д/и «Кругосветное путешествие».

«Самый большой материк-Евразия

Царство растений. Кто в лесу живет?»

Теория: Знакомство с континентом Евразия, с его жителями, растительном и животном мире.

Практика: Д/и «Я знаю!»

«Австралия»

Теория: Знакомство с Австралией как с материком, об особенностях географического расположения, о растениях и животном мире Австралии.

Практика: Подвижная игра “Кенгуру”, игры с картой “ Волшебная география”.

«Путешествие по Северной Америке»

Теория: представление об особенностях географического положения Северной Америки; о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Практика: Д/и «Рассели животных», Игры с картой “ Волшебная география»

« Путешествие по Южной Америке»

Теория: представление об особенностях географического положения Южной Америки; представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Практика: Подвижная игра «Кактусы», «Путешествие в Африку»

Теория :представления об особенностях географического положения Африки; о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания

Практика: Экспериментальная деятельность, творческая деятельность «Составляем африканский ландшафт»

« Путешествие в Антарктиду»

Теория: представления об особенностях географического положения Антарктиды, о связях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Практика: Экспериментальная деятельность, художественное творчество «Животные Антарктиды»

Итоговое занятие «Квест-путешествие по земному шару»

Практика: Закрепление имеющих знаний в игре.







Содержание учебного плана

Модуль «География Липецкой области»

Раздел 1. Введение (2 ч)

Экскурсия на берег реки Дон. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка.

Раздел 2. Краеведение (23 ч.)

Знакомство с каждым участником группы. Составление генеалогического древа семьи. История района и села. Экскурсия в музей. Составление каталога растений и животных района.

Раздел 3. Великие путешественники (21 ч.)

Знакомство с великими путешественниками из разнообразных источников, просмотр видеофильмов, презентаций, обозначение маршрутов путешествий по контурным картам.

Раздел 4. Семь чудес света Древнего мира (7 ч.)

Знакомство с чудесами света Древнего мира. Пирамиды Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 5. Семь новых чудес света (7 ч.)

Знакомство с новыми чудесами света: Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай), Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания), Мачу-Пикчу (Перу), Статуя Христа-Искупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 6. Чудеса природного мира (13 часов)

Знакомство с чудесами природного мира:Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка), Игуасу (водопад) (Юж. Америка), бухта Халонг (Вьетнам), остров Чеджу (Республика Корея), национальный парк Комодо (Индонезия)), подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) (Филиппины), национальный парк «Столовая гора» (ЮАР). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 7. Чудеса России (9 ч.)

Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Раздел 8. Путешествие по странам мира (9 ч.)

Знакомство с некоторыми странами мира. Виртуальная экскурсия по красивейшим местам этих стран. Выполнение проекта "Страна, в которой я мечтаю побывать"

Раздел 9. Путешествие по природным зонам (15 ч.)

Зона арктических пустынь («От Арктики до Антарктики), зона тундры («Суровая жизнь в тундре»), зона тайги («Бескрайнее море тайги…»), зона степей («Степь широкая, степь безлюдная...»), зона пустынь («Пройти пустыню – не пустяк…»),зона саванн («Где-то там, на просторе зеленых саванн…»), зона тропических лесов («Тропический лес полон чудес…»). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Изготовление коллажей.

Раздел 10. Путешествие по Липецкой области (25 ч.)

Все чудеса Липецкой области. Озера и реки Липецкой области. Рельеф Липецкой области. Заповедники Липецкой области. Туристские маршруты. Города Липецкой области. Народы Липецкой области. Город Задонск. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов.

Раздел 11. Охрана природы родного края (13ч.)

Знакомство с заповедниками и национальными парками Липецкой области. Социальный опрос населения, по результатам которого разрабатывается и осуществляется проект по улучшению внешнего вида села.

Содержание учебного плана

Модуль «Путешествие по материкам»

Введение. (2 часа)

Раздел 1. От города до мегаполиса. ( 26 часов)

Общие понятия: город, урбанизация, агломерация, мегалополис. Первые города. Современная урбанизация.

Раздел 2. Достопримечательности Европы. (26 часов)

Знакомство с достопримечательностями стран Европы: Франции, Великобритании, Германии, Италии. Знакомство с профессией гида.

Практическая работа: составление экскурсионного маршрута по достопримечательностям одной из стран Европы.

Раздел 3. Достопримечательности Азии и Африки. (30 часов)

Знакомство с достопримечательностями стран Азии: Китая, Индии, Таиланда, Японии.

Практическая работа: составление экскурсионного маршрута по достопримечательностям одной из стран Азии. Проведение заочной экскурсии по созданному маршруту.

Раздел 4. Достопримечательности Америки и Австралии. (28 часов)

Знакомство с достопримечательностями стран Америки: Канады, США, Мексики, Бразилии. Знакомство с профессией экскурсовода.

Практическая работа: составление экскурсионного маршрута по достопримечательностям одной из стран Америки или Австралии.

Раздел 5. Достопримечательности России. (30 часов)

Знакомство с достопримечательностями крупнейших городов-миллионеров России. «Золотое кольцо» России -туристический маршрут.

Практическая работа: составление экскурсионного маршрута по самым основным достопримечательностям России . Проведение заочной экскурсии по созданному маршруту.

Раздел 6. Итоговое контрольное занятие . (2 часа)

Защита проектов: «Путешествие моей мечты». (по выбору).

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение:

  • помещение,

  • мебель (столы, стулья, выставочные шкафы), соответствующие санитарно-гигиеническим нормам;

  • мультимедийное оборудование (проектор, экран);

  • ноутбук;

  • звуковые колонки;

  • магнитно-маркерная доска;

  • макеты;

  • муляжи;

  • картины;

  • схемы;

  • компас;

  • карты;

  • глобус

  • материал для опытов: природный и бросовый материал;

  • набор мерных стаканов; прозрачных сосудов, воронка, пипетка.

Методическое обеспечение


  • Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы имеются необходимые:

  • тематические папки и альбомы;

  • рабочие тетради с заданиями.

Дидактические материалы:

  • специальная и методическая литература;

  • конспекты занятий;

  • методики итоговой аттестации воспитанников;

  • наглядный и раздаточный материал;

  • дидактические игры


Формы аттестации

Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:

Педагогическое наблюдение:

  • активность на занятиях;

  • вовлеченность в проведение мероприятий;

  • заинтересованность в получении новых знаний и умений.

Педагогический анализ:

  • наблюдение по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста; оценивание полученных знаний (диагностика, опрос),

  • практическое задание, викторина - опрос родителей с целью исследования динамики личностного роста ребёнка.

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:

  • аналитическая справка;

  • журнал посещаемости;

  • материал анкетирования и тестирования;

  • отзывы детей и родителей.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:

начальный контроль – проводится в начале учебного года

текущий контроль - проводится в течение всего учебного периода;

промежуточная аттестация – проверяется уровень усвоения программы.

Формы проведения промежуточной аттестации: диагностика. Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностическую карту;

итоговый контроль проводится по окончанию 1-го года обучения по программе.

Оценочные материалы

Формой контроля за результативностью освоения программы служит мониторинг деятельности.

Цель педагогического мониторинга – определение динамики индивидуального развития ребенка, оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Мониторинг включает в себя  показатели и критерии, в соответствии с планируемыми результатами программы. Результаты заносятся в диагностическую карту и   отражают уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Критерии оценки результативности отражают:

  • уровень теоретических знаний;

  • уровень практической подготовки обучающихся;

  • уровень развития и воспитанности обучающихся.

Методические материалы

При изучении программы «Вокруг света» приоритет отдается активным формам обучения.

Педагогические технологии, используемые в обучении:

  • социо-игровые,

  • здоровьесберегающие,

  • личностно – ориентированные,

  • информационно-коммуникативные,

  • технология исследовательской деятельности



Основные методы и приёмы обучения.

Для реализации программы используются наиболее эффективные методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративный метод (словесно-наглядный);

  • метод стимулирования и релаксации - физкультминутки и подвижные игры; нестандартная форма устного изложения материала: путешествия, экскурсии в прошлое, сказки;

  • исследовательский метод: опыты и эксперименты;

  • эвристический метод: организация активного поиска решения выдвинутых педагогом познавательных задач в форме практикумов, конкурсов, аукционов, игр, соревнований.



Список литературы

Для педагога

1.Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

2.Денисова Д.А. География для дошкольников Мозаика-Синтез, 2013.

3.Кошевар Д.В. Лучшая детская энциклопедия. Земля -Москва «АСТ», 2014.

4.Кохан Н.А. Развитие познавательной активности детей через знакомство с географией - «Дошкольная педагогика» -2010

5.Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005

6.Природа. Удивительная энциклопедия; пер. С англ.- Москва: Эксмо, 2014.

7.Старжинская И.К.Занимательное пособие по географии для дошкольников -Минск «Юнипресс», 2006.

8.Яворская И. К. Занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Для обучающихся

1.Волина В.В. Учимся, играя. - М.: АСТ-ПрессД,1993

2.Ганери А. Атлас. Узнайте чудеса мира! – ЭКСМО., 2018.

3.Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.Ляхов П.Р. Энциклопедия .Я познаю мир. География. - М: ООО Издательство АСТ,2002

5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.


Интернет-ресурсы:


1.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы  о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов)

2.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

3.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html (Долина гейзеров. Общие сведения).









Рабочие программы модулей


Рабочая программа учебного модуля «География - наука о земном шаре»


Планируемые результаты освоения учебного модуля



Обучающийся должен знать:

  • материки,  уметь определять расположение  материков на карте;

  • названия морей и океанов, их отличительные особенности, животный и растительный мир подводного царства;

Обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в понятиях времени: «вчера - сегодня - завтра»; «времена года»; «прошлое - настоящее - будущее»; «эпоха - век - год – месяц - неделя - сутки - утро - день - ночь»;

  • объяснять понятия «время дня», «время года» и причины их смены, ориентироваться по карте;

  • устанавливать  взаимосвязи в природе, делать простейшие выводы о влиянии климата;

Учебно-тематический план


Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение

1

1


2.

Земной шар

28

18

10

3.

План местности

28

18

10

4.

Погода и климат

29

19

10

5.

Водная стихия

22

12

10

6.

Материки

36

16

20


Всего:

144

83

61

 Календарно-тематический план

Темы

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

План

Факт


Введение

1

1




1.

Раздел 1.«Земной шар»






1.1.

Разбудит завтра вас петух (прошлое – настоящее - будущее)

4

2

2



1.2.

Крутится шар голубой (представления о солнце, небе, земле в прошлом и настоящем)

4

3

1



1.3.

День и ночь

4

3

1



1.4.

Век, неделя, месяц, год - почему так? Кто поймет? (что такое календарь)

8

5

3



1.5.

На сердечко листик тополя похож (сезоны на земле и причины их смены)

4

2

2



1.6.

Лес неразгаданных загадок (сезонная жизнь животных)

4

3

1





28

18

10




2.

Раздел 2. «План местности»






2.1.

Что такое план местности?

5

3

2



2.2.

Что в путешествии нужно? (что такое север-юг)

5

3

2



2.3.

Что такое глобус?


5

3

2



2.4.

Карта


5

3

2



2.5.

Ориентировка на местности

8

6

2





28

18

10




3.

Раздел3. «Погода и климат»






3.1.

Что такое природа. Живая и неживая природа

5

3

2



3.2.

Какая погода – расскажет природа (погода, климат)

5

3

2



3.3.

Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды

5

3

2



3.4.

Явление природы. Почему идет дождь.

5

3

2



3.5.

Как рождаются облака?


5

3

2



3.6.

Почему идет снег?


4

2

2





29

17

12



4.

Раздел4. «Водная стихия»






4.1.

Самый большой «Тихий океан», самый маленький «Северно-ледовитый океан»

4

2

2



4.2.

Самый соленый «Атлантический океан»

4

2

2



4.3.

Самый теплый «Индийский океан»

4

2

2



4.4.

Цветные моря на планете

5

3

2



4.5.

Путешествие в подводный мир:

Кто в воде живет? Что в воде растет?

5

3

2





22

12

10



5.

Раздел 5. «Материки»






5.1.

Что такое материк.


5

3

2



5.2.

Самый большой материк-Евразия

Царство растений

Кто в лесу живет?

5

2

3



5.3.

Австралия

5

2

3



5.4.

Путешествие по Северной Америке

5

2

3



5.5.

Путешествие по Южной Америке

5

2

3



5.6.

Путешествие в Африку

5

2

3



5.7.

Путешествие в Антарктиду

5

2

3




Итоговое занятие

1

1






36

16

20




ИТОГО:

144

83

61






Рабочая программа учебного модуля

«География Липецкой области»


Планируемые результаты освоения учебного модуля



Обучаюшийся должен знать:


  • основные географические понятия, географическими особенностями природы России и родного края;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики

Обучающийся должен уметь:

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • повысить свой кругозор;

  • применять компьютерные технологии в обучении;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.





Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Краеведение

23

15

8

3.

Великие путешественники

21

12

9

4.

Семь чудес света Древнего мира

7

3

4

5.

Семь новых чудес света

7

3

4

6.

Чудеса природного мира

13

7

6

7.

Чудеса России

9

4

5

8.

Путешествие по странам мира

9

4

5

9.

Путешествие по природным зонам

15

8

7

10.

Путешествие по Липецкой области

25

15

10

11.

Охрана родного края

13

9

4


Всего:

144

81

63



Календарно-тематический план


Темы

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

План

Факт

1

Раздел 1. Введение (2 ч.)

2

1

1




Экскурсия на берег реки Дон






2

Раздел 2 Краеведение(23ч)

23

15

8




Кто живет в моем доме (устный рассказ, выставка фотографий, рисунков).

3

1

2




Генеалогическое древо семьи

2

1

1




История района

2

2





Памятные места района

2

2





Как живешь ты отчий дом (Викторина)

2

2





Название моего села (экскурсия в музей)

2

1

1




Растения родного края (составление каталога растений Липецкой области)

2

1

1




Животные родного края (составление каталога животных Липецкой области)

2

1

1




Представление проектов «Каталог растений и животных Липецкой области»

3

1

2




Великие имена на географической карте Липецкой области

3

3




3

Раздел 3. Великие путешественники (21 ч.)

21

12

9




Афанасий Никитин. «Хождение за три моря»

2

1

1




Христофор Колумб. Открытие Америки

2

1

1




Фернан Магеллан. Кругосветное путешествие.

2

1

1




Джеймс Кук "Мореплаватель. Первооткрыватель"

2

1

1




Исследователи полярных широт

3

2

1




Тур Хейердал. Путешествие на Кон-тики

2

1

1




Подводная одиссея Ж. И. Кусто

2

1

1




«Дорогами и путями путешественников». Занятие-игра.

3

2

1




Русские путешественники, прославившие Россию. Творческая работа

3

2

1



4

Раздел 4. Семь чудес света Древнего мира (7ч.)

7

3

4




Пирамиды Хеопса (Гиза, 2550 г. до н.э.)

Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.)

Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г.до н. э.)

3

1

2




Храм Артемиды Эфесской (Эфес, 550 г. до н.э.);

Галикарнасский мавзолей (Галикарнас, 351 г. до н. э.)

2

1

1




Колосс Родосский (Родос, III век до н.э.)

Александрийский маяк (Александрия, III век до н.э.)

2

1

1



5

Раздел 5. Семь новых чудес света (7 ч.)

7

3

4




Колизей (Италия)

Великая китайская стена (Китай)

3

1

2




Тадж-Махал (Индия)

Петра (Иордания)

2

1

1




Мачу-Пикчу (Перу)

Статуя Христа-Искупителя (Бразилия)

Чичен-Ица (Юкатан, Мексика)

2

1

1



6

Раздел 6. Чудеса природного мира (13часов)

13

7

6




Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка)

Игуасу (водопад) (Юж. Америка)

2

1

1




Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).

2

1

1




Бухта Халонг (Вьетнам)

Остров Чеджу (Республика Корея)

Комодо (национальный парк) (Индонезия)

2

1

1




Подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) Филиппины

Национальный парк «Столовая гора» (ЮАР)

2

1

1




Каньон реки Колорадо. Парк Гранд Каньон

2

1

1




Этот континент меня удивил.

3

2

1



7

Раздел 7. Чудеса России (9 ч.)

9

4

5




Озеро Байкал

2

1

1




Долина гейзеров (Камчатка)

Столбы выветривания (Коми)

Эльбрус (Кавказ)

2

1

1




Петергоф (Санкт-Петербург)

Собор Василия Блаженного (Москва)

Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград)

3

1

2




Географическое лото "Чудеса России"

2

1

1



8

Раздел 8. Путешествие по странам мира(9ч)

9

4

5




Япония – страна восходящего солнца

2

1

1




США

2

1

1




Индонезия

2

1

1




Страна, в которой я мечтаю побывать. (составление класстера)

3

1

2



9

Раздел 9. Путешествие по природным зонам (15ч.)

15

8

7




От Арктики до Антарктики

3

2

1




Суровая жизнь в тундре

2

1

1




«Бескрайнее море тайги…»

2

1

1




«Степь широкая, степь безлюдная...»

2

1

1




«Пройти пустыню – не пустяк…»

2

1

1




«Где-то там, на просторе зеленых саванн…»

2

1

1




«Тропический лес полон чудес…»

2

1

1



10

Раздел 10. Путешествие по Липецкой области (25 ч.)

25

15

10




Кураповские скалы и река Красивая Меча

Природный парк «Кудыкина гора»

Воргольские скалы

Археологический парк «Аргамач-Пальна»

Усадьба «Скорняково-Архангельское»

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1


1





Заповедники Липецкой области

2

1

1




Туристические маршруты Липецкой области

2

1

1




Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины» (проектная деятельность)

3

1

2




Города Липецкой области

2

1

1




Народы Липецкой области

2

1

1




Любимый город

2

1

1




Игра «Вокруг света»

2

1

1




Защита творческих работ

3

1

2



11

Раздел 11. Охрана природы родного края (13ч.)

13

9

4




Погодные явления. Занятие-экскурсия.

3

2

1




Заповедники и национальные парки Липецкой области

1

1





Социальный опрос населения поселка и учащихся и работников школы «Самые грязные места Задонского района»

3

2

1




Разработка и реализация проекта «Мой вклад в улучшение внешнего вида села Скорняково»

3

2

1




Экскурсия на р. Дон. Очистка побережья реки.

2

1

1




Заключительное занятие "Отчет по работе за год"

1

1






Рабочая программа учебного модуля

«Путешествие по материкам»

Планируемые результаты освоения учебного модуля


Обучаюшийся должен знать:


- на уровне общего систему географических знаний и умений, навыки их применения в различных жизненных ситуациях;

Обучающийся должен уметь:

- умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.;

Учебно-тематический план


Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение

2

2


2.

От города до мегаполиса

26

16

10

3.

Достопримечательности Европы

26

16

10

4.

Достопримечательности Азии и Африки

30

20

10

5.

Достопримечательности Америки и Австралии

28

18

10

6.

География России

30

20

10

7.

Итоговое занятие

2

1

1


Всего

144

93

51


Календарно-тематический план


Раздел, тема

Количество часов

Дата

всего

теория

практика

план

факт

1.

Введение

2

1




От города до мегаполиса

26

16

10




Чем город отличается от деревни.

12

7

5




Урбанизация и ее глобальный характер.

12

7

5



Достопримечательности Европы

26

16

10




Греция.

5

3

2




Италия.

5

3

2




Франция.

5

3

2




Испания.

5

3

2




Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии.

6

4

2



Достопримечательности Азии и Африки

30

20

10




Южно-Африканская республика.

6

4

2




Мадагаскар.

6

4

2




Китай.

6

4

2




Япония.

6

4

2




Индонезия.

6

4

2



Достопримечательности Америки и Австралии

28

18

10




Австралийский Союз.

6

4

2




Канада.

6

4

2




США.

6

4

2




Панама.

6

4

2




Бразилия.

4

2

2



География России

30

20

10




Города-миллионеры.

11

7

4




Города – герои.

9

6

3




Города «Золотого кольца»

10

7

3



Итоговое занятие

2

1

1




Всего

144

93

51






38