СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкального исполнительства. Сольное пение» ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФОРТЕПИАНО»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная учебная программа разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств» от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ. Является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Сольное пение» по учебному предмету «Фортепиано».

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкального исполнительства. Сольное пение» ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФОРТЕПИАНО»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД» «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Р. М. ГЛИЭРА»

ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

236010 г. Калининград, ул. Огарёва, 22 Тел/факс: 21-24-44; [email protected]








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА


«Основы музыкального исполнительства. Сольное пение»



ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПО.01.

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»



ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

УП.02 «ФОРТЕПИАНО»













г. Калининград

2018 г.














«Обсуждено и согласовано»

Протокол № 3

педагогического совета

от « » 201 г.

«Утверждаю»

Директор

«ДМШ им. Р.М. Глиэра»

______________Н.А. Курьянович


Приказ №______от____________




















Разработчик:

Элиозова Владлена Григорьевна, преподаватель первой категории


Рецензент:

И.М. Никитенко – методист МАОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. Р.М. Глиэра»























СОДЕРЖАНИЕ

I

Пояснительная записка

Стр.


1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

5-6


2.

Срок реализации учебного предмета

6


3.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

5-6


4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

6


5.

Цель и задачи учебного предмета

6-7


6.

Обоснование структуры программы учебного предмета

7


7.

Методы обучения

7-8


8.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

8

II

Содержание учебного предмета

8-9


1.

Сведения о затратах учебного времени

9


2.

Годовые требования по классам

9-16

III

Требования к уровню подготовки обучающихся

16

IV

Формы и методы контроля, система оценок

16


1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

16-17


2.

Критерии оценки

17-18

V

Методическое обеспечение учебного процесса

18-19


1.

Методические рекомендации преподавателям

19


2.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

19-20

VI

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


20


1.

Список рекомендуемой нотной литературы

20-22


2.

Список рекомендуемой методической литературы

22-23




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Основа представленной программы – развитие музыкальных и творческих способностей обучающихся, воспитание интереса к игре на фортепиано и обучение для этого необходимым умениям и навыкам.

Помимо приобретения начального образования в классе фортепиано, обучающийся приобщается к мировому музыкальному и культурному наследию, формируя в своём сознании эстетическое восприятие окружающего мира.

Учебный предмет «Фортепиано» в рамках дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Сольное пение» помогает обучающимся-вокалистам в целом воспринимать оба предмета: «вокал» и «фортепиано», как неразрывно связанные между собой дисциплины.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы, независимо от степени одарённости учащихся.

Отличием данной – общеразвивающей четырёхлетней программы по учебному предмету «Фортепиано» от других программ, является возможность обучения учащихся, отличающихся дуг от друга по возрасту (от 9 до 17 лет), уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Данная программа создаёт условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей. Она основывается на принципе вариативности, обеспечивая и формируя у них стойкий интерес к творческой деятельности.

Репертуар предмета «Фортепиано» в рамках данной программы отражает не только академическую направленность. В него входят произведения современных композиторов, джазовая музыка, лучшие образцы песенной и эстрадной классики в доступных для игры обучающихся фортепианных переложений (ноты выбирает преподаватель на различных Интернет-ресурсах, указанных в репертуарных списках). Разнообразие репертуара даёт возможность выбора обучающимся разного возраста, но одного класса, исполнять различные по сложности и содержанию программы.

Обучение детей игре на фортепиано является одним из важных направлений образовательной деятельности, а предмет «Фортепиано», наряду с другими предметами учебного плана – одно из звеньев музыкального воспитания общеразвивающих программ для обучающихся-вокалистов.

Программа учебного предмета «Фортепиано» для обучающихся в ДМШ им. Р.М. Глиэра на отделении «Сольное пение», разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 21.11.2013 года N 191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских музыкальных школах.

I.2 СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Срок реализации учебного предмета «Фортепиано» дополнительной общеразвивающей программы «Сольное пение» составляет 4 года.

I.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»

На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся отделения «Сольное пение» с 1 по 4 классы.

Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть систематической и контролироваться преподавателем на каждом уроке.

На самостоятельную работу отводится 1 час с первого по четвёртый классы, поскольку, учащиеся отделения «Сольное пение» гораздо старше по возрасту обучающихся остальных отделений и имеют более интенсивную учебную нагрузку во всех образовательных учреждениях.


Таблица 1

Срок обучения

4 года

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

278

Количество часов на аудиторные занятия

139

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

139


I.4 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальный урок Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности. Продолжительность урока - 40 минут. Общеразвивающая программа рассчитывается с учётом самостоятельной домашней подготовки учащегося, которая включает в себя закрепление навыков, полученных на уроках.

Самостоятельная подготовка учащегося обязана быть систематической: не менее часа в неделю. Для освоения предмета в полной мере, необходимо иметь дома инструмент (пианино или синтезатор). Изучение программы предусматривает по окончании реализации учебного предмета форму промежуточной аттестации в виде зачёта.

I.5 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРТЕПИАНО»

Целью учебного предмета «Фортепиано» следует считать приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре, развивая их художественный вкус на основе формирования практических знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Программа учебного предмета «Фортепиано» определяет следующие педагогические задачи:

- знание основ музыкальной грамоты;

- формирование у учащихся музыкального вкуса и интеллекта на основе любви к классической музыке;

- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности, эмоциональности;

- овладение обучающимися основными видами фортепианной техники, с учётом способностей и индивидуальных физических возможностей;

- обучение навыкам чтения с листа, аккомпанирования и ансамблевой игре с учётом индивидуальных способностей учащихся;

- знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- умение анализировать нотный текст, разбираться в музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- развитие исполнительской воли и выдержки;

- воспитание культуры исполнительского мастерства, творческого отношение к предмету, интереса к публичным выступлениям и музицированию.

I.6 ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРТЕПИАНО»

Программа «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Программа содержит разделы, отображающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися:

  • сведения о количестве учебного времени, предусмотренного на освоение образовательной программы;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, систему оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

I.7 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе обучения педагог использует различные методы преподавания, исходя из возрастных особенностей учащегося, его черт характера, интеллектуального и музыкального развития, а также индивидуальной адаптации к инструменту.

В работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);

  • наглядно-слуховой (показ с демонстрацией пианистических приемов);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления

  • практический (работа на инструменте, игра упражнений, чтение с листа, исполнение музыкальных произведений).

  • эмоциональный (стимулирование ассоциативного мышления в процессе выбора ярких эмоциональных образов);

I.8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническая база ДМШ им. Р.М. Глиэра соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по программе «Фортепиано» имеют площадь не менее 6 кв. м. с качественной звукоизоляцией, оснащённые настроенным инструментом фортепиано. В аудиториях соблюдены условия для регулярного проветривания и свободного доступа дневного света.

В здании школы присутствуют кабинеты с двумя инструментами и концертный зал (для игры в ансамбле и проведения публичных выступлений).

Существует нотная библиотека, копировальная техника, звукозаписывающая аппаратура, доступ к сети Интернет.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

II.1 Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:


Таблица 2

Классы

1

2

3

4

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

35

35

35

34

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

Максимальное количество часов на

аудиторные и внеаудиторные занятия (в неделю

2

2

2

2


Традиционная внеаудиторная работа включает в себя выполнение самостоятельной работы по подготовке учебному предмету «Фортепиано» выступления на концертах, участие в концертно-просветительской и культурной работе учреждения, посещение филармонии, театров, концертных залов и др.

II.2 ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ

Аудиторная нагрузка на каждого учащегося распределяется равномерно по годам обучения.

Таблица 3

Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)

70

70

70

68

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

278

Объём времени на самостоятельную работу в неделю

1

1

1

1

Общее количество

часов на самостоятельную работу по годам

35

35

35

34

Общее количество часов

на внеаудиторную (самостоятельную) работу

139


Самостоятельная работа строится с учётом индивидуальных способностей ребенка, сложности программы и других обстоятельств.

Объём времени на самостоятельную работу определяется с учётом сложившихся педагогических традиций учебного заведения, методической целесообразности и индивидуальных способностей обучающихся.

Учебный материал распределяется по классам и годам обучения, где первый класс соответствует первому году обучения. Каждый год обучения имеет свои дидактические задачи, а также объём времени, рассчитанный для освоения учебного материала.

Первый класс, 1 час в неделю

Обучение в 1 классе посвящено знакомству с музыкальным инструментом, его возможностями, постановке пианистического аппарата, обучению нотной грамоте, свободного ориентирования на клавиатуре фортепиано. Обучающийся получает первые представления о характере произведения, фразе, цезуре, сходстве и контрастности мелодических построений. Изучение основных приёмов звукоизвлечения: non legato, legato staccato. Развитие элементарных навыков выразительного исполнения. Формирование чувства ритма: понимание соответствия длительностей и пауз в такте. Игра гамм: С, G, D отдельно каждой рукой в 1 октаву; игра аккордов каждой рукой отдельно. Начальное знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики.

В I полугодии обучающийся должен освоить около 10-15 несложных пьес: народные песни, пьесы песенного, танцевального характера, этюды, ансамбли. Подбирает по слуху от разных звуков песенные попевки, простейшие песни. Развитие техники, включает в себя ознакомление с построением гамм.

Выбор примерного начального репертуара из сборников для первого года обучения I полугодия по выбору преподавателя:

  • «В музыку с радостью». Составители: О. Геталова, И. Визная

  • «Музыкальная азбука». Составитель: Н. Кончаловская

  • «Фортепианная техника в удовольствие». Составитель: О. Катаргина..

  • Фортепиано. 1класс. Составитель: Б. Милич

  • «Фортепианная азбука». Составитель: Е. Гнесина

  • «Фортепиано» Интенсивный курс. Тетрадь 1. Составитель: Т. Смирнова

  • Чтение с листа. Составители: О. Курнавина, А. Румянцев.

  • Школа игры на фортепиано Составитель: А. Николаев

В конце первого полугодия – контрольный урок, на котором обучающийся исполняет две несложные разнохарактерные пьесы.

Во II полугодии, на базе уже полученных знаний, в зависимости от возраста и способностей обучающихся, появляется возможность более интенсивного развивающего процесса (игра 4-5 произведений). Чтение с листа лёгких пьес, подбор по слуху и подбора аккомпанемента должны регулярно присутствовать на уроках, учитывая индивидуальные способности и склонности учащегося.

Примерный репертуарный список II полугодия

О. Катаргина. «Фортепианная техника в удовольствие»: 1 класс

  • Л. Келлер «Летнее утро» (Легато в коротких мотивах)

  • Л. Келлер «Танец игрушечного медвежонка» (Легато в коротких мотивах)

  • Г. Беренс «Катание на лодке» (Легато в арпеджио)

  • А.Э. Мюллер «Воробей» (Сочетание различных штрихов)

  • Л. Шитте «На скейтборде» (Мелкая техника в пределах одной позиции)

Е. Гнесина «Фортепианная азбука»

  • Упражнения № 18, 29, 30

А. Николаев. Школа игры на фортепиано

  • А. Николаев. Этюд

  • Старинная французская песня

  • В. Моцарт. Аллегро

  • С. Сперонтес. Менуэт G-dur

  • Ю. Литовко Пастушок (канон)

  • П.И. Чайковский «Старинная французская песенка»

  • Русская народная песня в обр. Римского-Корсакова «Здравствуй, гостья-зима». Ансамбль

  • Украинская нар. песня «Журавель». Ансамбль

  • П.И. Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица». Ансамбль

О. Геталова, И. Визная

  • Французская народная песня «Большой олень». Ансамбль

  • Б.Савельев (переложение В. Игнатьева) «Песня кота Леопольда» Ансамбль

Б. Милич. Фортепиано 1 класс

  • Украинская народная песня в обр. И. Берковича «Йде дощ»

  • Б. Антюфеев «Русский напев»

  • Белорусская народная песня в обр. С. Ляховицкой, Лю Баренбойма «Бульба»

  • Л. Книппер «Полюшко-поле»

  • Л. Моцарт «Юмореска»

Т. Смирнова Фортепиано. Интенсивный курс по фортепиано. Тетрадь1

  • Н. Соколова «Часы»

  • Итальянская народная песня в переложении Н. Кочугова «Санта-Лючия»

С.А. Чернышков «Лёгкая музыка эпохи барокко для фортепиано». 1 класс

  • И. Кригер. Менуэт a-moll

  • Д. Шпеер. Хорал G-dur

  • Г. Гендель. Менуэт d-moll

  • И. Будштетт. Менуэт d-moll

  • Г.Ф. Телеман. Граве fis-moll

  • Л. Моцарт. Менуэт d-moll

  • Ж.де Сен-Люк. Бурре G-dur

  • Ф. Куперен «Кукушка»

  • К. ди Сейшас. Менуэт d-moll

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь III. Крупная форма

  • И. Беркович. Вариации на тему белорусской народной песни D-dur

В конце II полугодия учащиеся сдают зачёт в форме академического концерта, состоящий из двух произведений наизусть: два разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список зачёта в конце второго полугодия:

1. С. Сперонтес. Менуэт G-dur

Н. Соколова «Часы»


2. Ю. Литовко Пастушок (канон)

А. Николаев. Этюд


3. Э. Тетцель. Прелюдия C-dur

П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица» - ансамбль

Второй класс, 1 час в неделю

Во второй год обучения необходимо добиваться от учащегося темповой устойчивости, ритмической и динамической чёткости и ровности, артикуляционной ясности исполнения. Обучающийся должен иметь верное представление об основных темповых и динамических обозначениях. Во втором классе происходит накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений. Осознание учащимися характера исполняемого произведения, развитие гармонического, тембро-динамического слуха. Обучающийся должен освоить 4-6 разнохарактерных произведений, 1-2 ансамбля. Игру мажорных и минорных гамм до двух знаков включительно отдельно каждой рукой в 2 октавы, а затем и двумя руками; игру тонических трезвучий с обращениями двумя руками в пройденных тональностях. Игру коротких арпеджио каждой рукой отдельно (или двумя руками), в зависимости от индивидуальных способностей обучающегося. Чтение с листа, подбор по слуху с аккомпанементом.

В конце первого полугодия – контрольный урок, на котором обучающийся должен исполнить произведение с элементами полифонии и пьесу (или этюд).

На зачёте в конце II полугодия обучающийся исполняет одно произведение крупной формы, пьесу или этюд, или ансамбль.

Примерный репертуарный список

Б. Милич. Фортепиано 2 класс

  • Б. Дварионас. Прелюдия

  • Ю. Щуровский «Украинский танец»

  • В. Косенко. Скерцино

  • Н. Любарский. Украинская народная песня

  • Д. Шостакович «Шарманка»

  • С. Шевченко. Канон e-moll

  • Ю. Щуровский «Поле» g-moll

  • И.С. Бах. Менуэт d-moll

  • А. Корелли. Сарабанда g-moll

А. Николаев. Школа игры на фортепиано

  • И.С. Бах. Менуэт из «Нотной тетради А.М. Бах» d-moll

  • И.С. Бах. Полонез из «Нотной тетради А.М. Бах» g-moll

  • И.С. Бах «Волынка» из «Нотной тетради А.М. Бах» D-dur

  • В. Моцарт. Менуэт F-dur

  • Р. Шуман «Солдатский марш»

  • Р. Шуман «Первая утрата»

  • А. Хачатурян. Андантино

  • Ф.Э. Бах. Фантазия g-moll

  • А. Гедике. Сонатина op.36, № 20 C-dur

  • М. Клементи. Сонатина op.36, № 1 C-dur

Альбом сонатин для фортепиано под редакцией К. Сорокина

  • Д. Скарлатти. Соната (Ария) g-moll

  • Д.Г. Тюрк. Сонатина C-dur

  • И. Плейель. Сонатина D-dur

  • Э.Мелартин. Сонатина op.84, № 2 g-moll

О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

  • У. Гиллок «Фламенко»

  • Э. Градески. «Мороженое». Переложение О. Геталовой. Ансамбль

  • М. Шмитц «Оранжевые буги». Переложение О. Геталовой. Ансамбль

  • Г. Юдинкуниг «Спасньолетта». Переложение О. Геталовой. Ансамбль

С.А. Чернышков «Лёгкая музыка эпохи барокко для фортепиано». 1 класс

  • И. Кригер. Гавот G-dur

  • И.Н. Тишер. Менуэт c-moll

  • К. Граупнер. Два менуэта а-moll

  • Г. Телеман «Дольче» d-moll

  • C. Сперонтес «Сицилиана» g-moll

  • Д. Скарлатти. Граве d-moll

  • Д. Скарлатти. Ария d-moll

Т. Смирнова Фортепиано. Интенсивный курс по фортепиано. Тетрадь1

  • Г. Пахульский «В мечтах»

  • П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка»

  • П.И. Чайковский «Итальянская песенка»

  • Р. Шуман «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»

  • Р. Шуман «Смелый наездник»

Н. Смирнова. Ансамбли для фортепиано в 4 руки

  • «Хорошее настроение»

  • Обработка итальянской песни «Танец утят»

  • Регтайм № 1

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь III. Крупная форма

  • И. Беркович. Вариации на тему русской народной песни e-moll

Примерные репертуарные списки зачётов и контрольных уроков:

  1. Б. Дварионас. Прелюдия

М. Иорданский «Песенка про чибиса» ансамбль


2. Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни

Р. Шуман «Солдатский марш»


3. Д. Штейбельт «Сонатина» C-dur, часть I

К. Черни. Этюд

Третий класс, 1 час в неделю

В третий год обучения происходит естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения художественных произведений, возникает осмысленное понимание основных темповых, динамических обозначений. Наступает понимание музыки, её формы и содержания, осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов, в зависимости от возраста учащегося.

В репертуаре необходимы 4-6 разнохарактерных произведений, в том числе произведение с элементами полифонии, крупная форма, 1-2 ансамбля или игра аккомпанемента.

Игра мажорных и минорных (гармонический и мелодический виды) параллельных гамм по выбору педагога двумя руками в 2 или 4 октавы, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося. Игра тонических трезвучий с обращениями двумя руками в две октавы. Игра коротких арпеджио двумя руками. Игра длинных арпеджио. Игра хроматической гаммы двумя руками в параллельном движении.

В конце I полугодия – контрольный урок, на котором обучающийся должен исполнить полифоническое произведение (или с элементами полифонии) и пьесу (или этюд).

На зачёте в конце II полугодия обучающийся должен исполнить произведение крупной формы, пьесу или этюд.

Примерные репертуарные списки

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь II. Полифония

  • Ф. Э. Бах. Менуэт f-moll

  • А. Корелли. Сарабанда e-moll

  • Д. Скралатти. Ларгетто d-moll

  • В. Ф. Бах. Аллегро g-moll

  • И.С. Бах. Маленькая прелюдия C-dur

  • И.С. Бах. Маленькая прелюдия g-moll

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь III. Крупная форма

  • Ф. Кулау. Вариации G-dur

  • Ф. Дуссек. Сонатина g-moll, II часть

  • Л. Бетховен. Сонатина G-dur, II часть

Т. Смирнова Фортепиано. Allegro.

  • Бетховен Л. «Немецкий танец»

О. Катаргина. «Фортепианная техника в удовольствие»: 3 класс

  • Г. Беренс «Шторм на море»

  • Ф. Бургмюллер. Баллада

  • Л. Келлер «Зимнийдень»

  • А. Биль «Ветряная мельница»

  • К. Черни «Весна»

О. Хромушин. Лунная дорожка. Джазовые пьесы для фортепиано

  • «Лунная дорожка»

  • «Медленный вальс»

  • Вальс в стиле джаза

У. Гиллок «Детский альбом»

  • Тарантелла

  • «Дерево с привидениями»

  • «Жонглёр»

Примерные репертуарные списки зачётов и контрольных уроков:

1. И.С. Бах. Полонез g-moll

Л. Бетховен «Сурок»


2. Ф.Э. Бах. Фантазия d-moll

Г. Беренс. Этюд


Ф. Кулау. Вариации G-dur

П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

Четвёртый класс, 1 час в неделю

В четвёртый год обучения необходимо активно продолжать техническое развитие учащихся, поскольку это помогает достичь единства двигательно-технических с художественно-музыкальными задачами.

Желательно играть гаммы по выбору из ранее пройденных, совершенствуясь в исполнении: темп, динамика, штрихи, группировка. Игра минорных гамм трёх видов: натурального, гармонического и мелодического.

Чтение с листа, подбор по слуху, игру аккомпанемента необходимо продолжить в выпускном классе.

К концу завершения курса обучающийся должен свободно ориентироваться в основных темповых и динамических обозначениях, уметь свободно читать ноты, уметь играть в ансамбле и владеть азами аккомпанемента.

В репертуаре необходимы 4-6 разнохарактерных произведений, в том числе полифонии, крупной формы, этюдов, пьес и аккомпанемента.

В конце I полугодия – контрольный урок, на котором обучающийся должен исполнить этюд и выступить в роли аккомпаниатора.

В конце обучения обучающийся сдаёт зачёт, на котором исполняет полифоническое произведение, произведение крупной формы и пьесу.

Примерные репертуарные списки

О. Катаргина. «Фортепианная техника в удовольствие»: 4 класс

  • Л. Келлер «Весёлая ярмарка»

  • К. Гурлит «Ночной шторм»

  • Э. Вольф «Пчела»

  • Ф. Бургмюллер «Арабески»

  • Ф. Бургмюллер «Малютка»

  • Л. Стреаббог «Воздушный змей»

  • В. Дювернуа «Песенка дятла»

Н. Смирнова. Ансамбли для фортепиано в 4 руки

  • Фокстрот

  • Бразильский карнавал

И. Парфенов. Пьесы для фортепиано. Переложение для фортепиано в 4 руки.

  • Музыкальный момент

  • Осенний экспромт

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь II. Полифония

  • И.С. Бах. Маленькая прелюдия d-moll

  • И.С. Бах. Маленькая прелюдия c-moll

  • Д. Циполи. Сарабанда g-moll

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь III. Крупная форма

  • Ф. Кулау. Сонатина C-dur, II часть

  • Л. Бетховен. Сонатина F-dur, II часть

  • Д. Чимароза. Соната d-moll

Альбом сонатин для фортепиано под редакцией К. Сорокина

  • А. Андре. Сонатина a-moll

  • А. Андре. Сонатина a-moll, Рондо II часть

  • Л. Миклашевский. Сонатина C-dur I, II, III части

  • А. Лавиньяк. Сонатина G-dur, II часть

О. Хромушин. Джазовые пьесы для фортепиано

  • «Зачем остывать костру»

Б. Милич. Фортепиано 4 класс

  • Г. Гендель. Сарабанда с вариациями d-moll

  • Д. Циполи. Фугетта e-moll

  • Д. Кабалевский. Лёгкие вариации d-moll

  • Р. Шуман «Маленький романс»

  • В. Гаврилин «Частушка»

Б. Милич. Фортепиано 5 класс

  • И.Беркович Украинская песня.

  • Р. Шуман «Отзвуки театра»

  • Р.Глиэр Романс.

  • А.Гречанинов Осенняя песенка.

Примерные репертуарные списки зачёта II полугодия:

1. Д. Циполи. Фугетта e-moll

Л. Миклашевский. Сонатина C-dur

Английская народная песня «Леди «Зелёные рукава»


  1. И.С. Бах. Прелюдия C-dur (из цикла «12 маленьких прелюдий»)

Л. Келлер. Сонатина G-dur

О. Хромушин «Зачем остывать костру»


  1. Г. Гендель. Сарабанда с вариациями d-moll

М. Клементи. Сонатина C-dur, op.№ 1

Р. Шуман «Отзвуки театра»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По завершении курса по предмету «Фортепиано» (дополнительные общеразвивающие программы в области музыкального искусства «Сольное пение») обучающийся должен продемонстрировать:

  • знания инструментальных художественных особенностей и возможностей фортепиано;

  • исполнение на фортепиано музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов, соответствующих программным требованиям;

  • умение самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

  • умение во время исполнения произведения создавать художественный образ при помощи художественно-технических приёмов, раскрывающих авторский замысел;

  • навыки чтения с листа несложного музыкального текста;

  • первоначальные навыки игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;

  • первоначальные навыки аккомпанирования в дуэте с вокалистами или инструменталистами;

  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

  • умение использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

  • знание музыкальной терминологии.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

IV.1 Аттестация – цели, виды, форма, содержание

Оценка качества осуществления программы «Фортепиано» включает в себя:

  • текущий контроль успеваемости;

  • промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и правильную организацию самостоятельной работы. Систематический контроль успеваемости носит воспитательный характер и стимулирует обучающегося к ответственности в выполнении заданий. Контроль над качеством работы обучающихся осуществляет преподаватель, отражая в оценках успехи обучающегося. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля обучающийся, его публичных выступлений на концертах или на открытом уроке выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма её проведения - контрольный урок, зачёт с приглашением комиссии и выставлением оценки.

Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления обучающихся, в котором проводится анализ выступления, даются рекомендации по корректировке недостатков исполнения, отмечаются успехи и планируются перспективы развития учащегося.

Промежуточная аттестация отражает результаты работы обучающихся за текущий период времени, определяет степень успешности развития учащегося на определённом этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация.

По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением её в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачётах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, крупная форма (любая из частей по выбору преподавателя), этюды, пьесы, ансамбли, игра аккомпанемента с вокалистами.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, преподаватель осуществляет проверку навыков чтения с листа учащегося несложного нотного текста, а также проверку исполнения обучающимся гамм, аккордов, арпеджио, в соответствии с программными требованиями.

К контрольному уроку (зачёту) допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все годовые (полугодовые) требования по учебному предмету «Фортепиано».

В четвёртом – выпускном классе – проводится зачёт, который определяет уровень и качество освоения обучающимся общеразвивающей программы.

IV.2 Критерии оценки

По окончании реализации учебного предмета качество его освоения оценивается по пятибалльной системе и результат заносится в аттестат.

Критерии оценки качества исполнения

Качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной системе:

Критерии оценки уровня исполнения содержат следующие условия:

• профессионально-грамотное исполнение программы;

• знание программы наизусть;

• технический уровень исполнения;

• художественный уровень исполнения;

• сценическая выдержка.

Фонды оценочных средств

«Отлично»: ученик уверенно исполняет программу, владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры, выступление эмоциональное и артистичное.

«Хорошо»: произведения исполняются достаточно уверенно, но с ограниченной исполнительской техникой и не достаточно эмоционально

«Удовлетворительно»: однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая динамика. Исполнение нестабильно.

«Неудовлетворительно»: слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности

«Зачёт» - грамотное исполнение программы, соответствующей году обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для обучающихся по предмету «Фортепиано» основной формой занятий является индивидуальный урок. Он включает в себя совместную работу педагога и обучающегося над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности обучающегося и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.

Преподаватель должен регулярно работать над качеством звука обучающегося, развитием его чувства ритма, музыкальности, умением пользоваться средствами музыкальной выразительности.

V.1 Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по развитию техники, программы контрольных уроков являются примерными, поскольку обучение по настоящей программе предполагает большие возрастные различия среди учащихся. Преподаватель вправе включать в программу произведения по своему усмотрению, в соответствии с личными методическими установками, а также с учётом способностей и возможностей конкретного обучающегося. Поэтому репертуар может изменяться и дополняться.

В работе с обучающимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. 

Ключевыми факторами успешной организации учебного процесса, повышения эффективности воспитательной работы и качественному развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося, являются планирование учебной работы и продуманный выбор репертуара.

Основная форма планирования – составление преподавателем индивидуального плана для каждого обучающегося в начале учебного года и в начале второго полугодия.

В работе преподавателю необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров и направлений для расширения музыкального кругозора обучающегося, а так же воспитания в нём интереса к музыкальному творчеству. Техническое развитие учащегося в рамках этой программы предполагает в минимальные сроки добиться максимальных результатов, используя индивидуальные физические возможности обучающегося.

Обучая основам музыкального исполнительства учащихся-вокалистов, следует учитывать в их развитии навык чтения с листа, который позволяет ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные и ритмические способности обучающегося; умение игры в ансамбле, что приучает к творческой дисциплине, активнее формирует чувство темпо-ритма; навык азов аккомпанемента, что помогает обучающемуся-вокалисту выстраивать фразировку произведений, ощущать цезуры и осознавать гармоническую основу баса.

V.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия учащихся должны выстраиваться таким образом, чтобы осознанно и результативно при наименьших затратах времени и усилий, добиваться поставленного результата.

Объём времени на самостоятельную работу учитывает методическую целесообразность, количество минимальных затрат на подготовку домашнего задания и изучение обучающимися программ в общеобразовательных школах. Рекомендуемый объём времени на выполнение самостоятельной работы учащимися отделения «Сольное пение» по предмету «фортепиано» 1 час в неделю из-за напряженной учебной нагрузки во всех образовательных учреждениях.

Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у обучающихся музыкального инструмента, а также наличие у него нотной литературы.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Обучающийся должен быть физически здоров: плохое самочувствие и повышенная температура тела несут опасность для здоровья и не дают результатов.

Педагог в организации самостоятельной работы обучающегося может подсказать и научить эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Необходимо научить учащегося организовывать время работы над произведениями, обратить внимание на очередность работы, научить способам отработки отдельных сложных фраз и предложений.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы обучающемуся необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа лёгкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.

При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.

Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. В многоголосных произведениях полезно петь один из голосов, играя при этом другие.

При разучивании произведений крупной формы обучающийся должен с помощью педагога разобраться в его стиле, строении, разделах, характере тематического материала.

Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение обучающимся ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

VI.1 Список рекомендуемой нотной литературы

Альбом сонатин для фортепиано под редакцией К. Сорокина - Интернет-ресурс:[https://drive.google.com/file/d/1e_zo7gdCQHnNv-k4IqdtZXw2BSc6wfWv/view]

И.С. Бах Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – «Музыка», 2012

И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А. Браудо. –

СПб.: Композитор, 1997

Г. Беренс Этюды. М.: Музыка, 2005

Г. Беренс 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

А Бертини. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

Л. Бетховен Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

О. Геталова, И. Визная. В музыку с радостью. - Издательство «Композитор», 2015

Й. Гайдн. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю. Камальков - М.,1993

Е. Гнесина «Фортепианная азбука» - Интернет-ресурс: [http://notes.tarakanov.net/katalog/kompozitsii/fortepiyannaya-azbyka/]

У. Гиллок «Детский альбом» - Интернет-ресурс: [https://drive.google.com/file/d/1pLqRiB5PlOwmJpzkNmeNmux74dsFvNUG/view]

Э. Григ. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка, 2011

О. Катаргина. «Фортепианная техника в удовольствие». Сборник этюдов и пьес. 1-5 классы – MPI, Челябинск, 2006

Наталья Кончаловская: Нотная азбука. Учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Для фортепиано - Изд. Шабатура Д.М., 2013

О. Курнавина, А. Румянцев. Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2007

А. Лемуан Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка, 2010

Ф. Лекуппе. 25 легких этюдов. Соч. 17

А. Лешгорн Избранные этюды. Соч.65, соч.66

Ж. Металлиди «Музыкальный сюрприз». Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. СПб., «Композитор», 2002

Ж. Металлиди «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

Б. Милич. Фортепиано. 1кл. - «Издательство Кифара» Москва, 2012

Б. Милич. Фортепиано. 2кл. - «Издательство Кифара» Москва, 2012

Б. Милич. Фортепиано 3кл. - «Издательство Кифара» Москва, 2012

Б. Милич. Фортепиано 4кл. - ООО «Издательство Кифара» Москва, 2011

Н.В. Мордасов. Сборник джазовых пьес для фортепиано. 2-е изд., исправ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

А. Николаев. Школа игры на фортепиано. Издательство «Музыка». - Москва, 2007

И. Парфенов. Пьесы для фортепиано. Переложение для фортепиано в 4 руки. Составитель Л. Корниенко – М., 2009

Н. Смирнова. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Любимые мелодии - Ростов н/Д «Феникс», 2007

Т. Смирнова Фортепиано. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro Тетради1,2, 3 - Москва, 2014

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь II. Полифония – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2014

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь III. Крупная форма – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2016

Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса ф-но ДМШ. Тетрадь V. Этюды – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2003

Хрестоматия для ф-но, 2 класс ДМШ - Москва «Музыка», 2005

Хрестоматия для ф-но, 3 класс ДМШ - Москва «Музыка», 2010

Хрестоматия для ф-но, 4 класс ДМШ - Москва «Музыка», 2005

О. Хромушин. Лунная дорожка. Джазовые пьесы для фортепиано. - Издательство «Феникс», 2003

П. Чайковский Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, Интернет-ресурс: https://pianokafe.com/music/k-cherni-sto-pes-dlya-udovolstviya-i-otdykha-vypusk-9/

К. Черни- Т. Гермер Этюды 1, 2 тетради

С.А. Чернышков «Лёгкая музыка эпохи барокко для фортепиано». 1-2 класс - Москва, «КЛАССИКА», 2009

Н. Шелухина «Музыкальные Жемчужинки». Пьесы и ансамбли. Вып.1. - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2007

А. Шитте 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Р. Шуман «Альбом для юношества» - Москва, 2014

И. Ядова «Не хочу играть гаммы». Учебное пособие для музыкальных школ. Издательство «MPI» - Челябинск, 2006

VI.2 Список рекомендуемой методической литературы

А.Д. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. Москва «Музыка» - 1978

А. Алексеев. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). - Москва, 2013

Клара Гринди. Беседы с выдающимися пианистами и педагогами. Книга 1. - Москва, 2013

А. Гольденвейзер. О музыкальном искусстве. Сборник статей. – М., 1975

Б. Милич. Методическое пособие. Воспитание обучающийсяа-пианиста в 1-7 классах ДМШ - «Издательство Кифара» Москва, 2008

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 5 изд. Москва, 1987

А. Николаев. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М.: Музыка, 1980

Н. Перельман «В классе рояля» - Классика XXI. – М., 2002

Т. Смирнова «Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом» - Москва, 1997

Е. Тимакин. Воспитание пианиста. - Москва,1984+DVD, Россия. 2009

А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков» - М.: Классика, 2002

Р. Шуман «Жизненные правила для музыканта»

Хуберт Майстер. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха. - Москва, 2013

Интернет-ресурсы:

Библиотека нот и музыкальной литературы

[https://notkinastya.ru/noty-dlya-fortepiano/posobiya-dlya-dmsh/]

[http://lib-notes.orpheusmusic.ru/]

Ноты по категориям

[http://www.notomania.ru]

[https://pianokafe.com/music/]

Классическая музыка [http://classic-online.ru/]

Нотный архив [http://notes.tarakanov.net/]

Нотный архив [http://www.notarhiv.ru/]