СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является программой естественнонаучной направленности, которая ориентирована на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов у обучающихся разного возраста в области экологии, на развитие у школьников исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СПАС- ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»


Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДАЮ»

Методического совета школы Директор школы

от «30» августа 2018 г. _____________Г.В. Старикова

Протокол №1 «____»_____________2018 г.







Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный эколог»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 9 -12 лет

Срок реализации: 1 год




Автор – составитель:

Емельянова Надежда Сергеевна,

учитель химии и биологии



















г.о. Клин, 2018



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является программой естественнонаучной направленности, которая ориентирована на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов у обучающихся разного возраста в области экологии, на развитие у школьников исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы.

Программа направленна на:

  • воспитание экологической культуры обучающихся;

выявление причин экологического загрязнения на территории поселка;

развитие умений и навыков обучающихся в проведении проектной и исследовательской работы.

Актуальность программы в том, что в настоящее время перед

обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Нерациональное использование природных ресурсов, игнорирование законов природы, уничтожение естественных экосистем ведет к гибели природы, а значит и человечества. Поэтому экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Выход из кризиса возможен при созданной и функционирующей системе непрерывного экологического образования, базирующейся на положении, что человек является частью природы и живёт по её законам. Поэтому чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не делать экологических ошибок и не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Цель программы:

повышение уровня экологической культуры обучающихся на основе проектно - исследовательской деятельности.

Задачи программы

Обучающие:

сформировать основные понятия, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой;

сформировать умения и навыки выполнения простейших экологических исследований;

научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;

развить способности оценивания состояния природной среды, принимать правильные решения по её улучшению;

продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Воспитывающие:

способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

воспитать ответственное отношение к природе родного края;

развить у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам.

Отличительные особенности программы.

Данная программа отличается от других тем, что она направлена на внедрение исследовательского метода в практику дополнительного образования и включает в себя региональный компонент, то есть посвящена экологическим проблемам своего населённого пункта, где живет школьник, то есть всему, что его окружает. Причем большинство экологических проблем: будь то выбросы котельных и автотранспорта, свалки, хищническое использование представителей растительного и животного мира являются общими для всех населенных пунктов г.о. Клин. Также значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, т.е. развивает коммуникативные способности обучающихся.

Адресат программы.

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 9 до 12 лет.

Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Детям 9-12 лет нравится исследовать все, что им незнакомо. В этом возрасте они уже могут понимать законы, причины и следствия, хорошо мыслят и лучше начинают понимать абстрактные идеи. Поэтому этот возраст можно считать оптимальным в развитии экологической культуры личности.

Число учащихся в объединении – 20 человек. Вид образовательной группы: комплексная. Состав группы может меняться в течение года.

Формы обучения. Очно - заочная. Обучение предполагает следующие виды занятий: занятия по темам, практические занятия, экскурсии, участие в конкурсах, викторинах, акциях.

По количеству обучающихся программой предусматривается групповая и самостоятельная формы обучения.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Занятия проводятся, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Комплектация объединения осуществляется по принципу открытости и добровольности, без предварительного отбора по способностям и уровню подготовки. Набор в группы свободный. В объединение зачисляются все желающие.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Начало/

окончание учебного года

Количество учебных недель

Количество часов в год

Продолжи-тельность занятий

Периодичность занятий в неделю

Объём и срок освоения программы

1 сентября-

30 мая

34

34

40 мин.

1 раз

34 ч.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требование к знаниям и умениям, которые должен приобрести

обучающийся в процессе занятий по программе.

Учащиеся должны знать:

роль экологии в жизни современного общества;

правила поведения в природе;

правила работы с источниками получения информации;

требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

основные сведения об экологическом состоянии природной среды и основы рационального управления природными ресурсами.

Учащиеся должны уметь:

обрабатывать результаты наблюдений;

работать с дополнительными источниками информации;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы;

оформлять исследовательские и проектные работы в соответствии с требованиями;

определять загрязнения воздуха, воды, состав и свойства почвы;

самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

оценивать экологическую ситуацию, моделируя эти проблемы;

грамотно вести диалоги, участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера.

Результаты по итогам освоения программы

Освоение программы «Юный эколог» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе;

осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды своей местности, ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;

владение культурой мышления, способность ее к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук;

развитие морально – этического сознания;

способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к работе в коллективе.

Изучение программы «Юный эколог» играет значительную роль в

достижении метапредметных результатов:

овладение межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

повышение интеллектуального уровня в процессе изучения экологических явлений;

способность осуществлять взаимопроверку при работе в парах, участвуя в диалоге при выполнении заданий;

способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

развитие творческого мышления.

качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез.

При изучении программы «Юный эколог» достигаются следующие

предметные результаты:

сформировать собственную позицию по отношению к информации, получаемой из разных источников;

иметь собственное представление о глобальных экологических проблемах и путях их решения;

развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей;

работать со статистическими данными;

формировать своё отношение к природным и антропогенным факторам, влияющим на окружающую среду;

развитие интереса к познанию мира природы.


ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Форма аттестации предполагает: самостоятельные работы; фотоконкурсы; защиту проектов; демонстрацию презентаций; экологические викторины; выставки творческих работ; тестирование, выпуск листовок и стенгазет.

Отслеживание результатов осуществляются через постоянное педагогическое наблюдение; мониторинг; беседы, викторины, сообщения, анкетирование, тестирование, выступление детей на конкурсах с презентациями работ перед родителями и классом, праздники, выставки.

Для определения успешности освоения материала предлагаются следующие виды диагностических исследований.

Входная диагностика: проводится в начале года для определяется уровень базовых знаний учащихся.

Текущая диагностика: проверка знаний и умений после ознакомления крупных тем с целью корректирования. Проводится с использованием игровых технологий в виде викторин, практической и самостоятельной работы, тестирования.

Итоговая диагностика: контроль освоения программы на соответствие с требованиями в программе. Проводится в конце года в форме тестирования, участия в природоохранных акциях, защиты проектов.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально – техническое обеспечение.

Кабинет биологии, оснащенный персональным компьютером, мультимедийным проектором, экраном, наглядными пособиями:

- комплект таблиц по экологии;

- таблица «Действие фактором среды на живые организмы»;

- таблица «Строение экосистемы»;

- иллюстрации растений и животных, обитающих в Московской области;

- комплект гербариев разных групп растений;

интерактивными учебными пособиями:

- мультимедийное пособие «Экология»;

- видеофильм «Значение наук о природе и роли человека в обществе»;

- видеофильм «Вода на земле»;

дидактическими материалами:

- инструктивные карточки для выполнения практических работ;

- тематические тесты;

лекционными материалами:

- методики по исследовательской работе;

- технологические карты занятий;

занимательной и познавательной литературой по экологии.

Информационное обеспечение.

Интернет – источники:

http://www.ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема». Сайт посвящён проблемам полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников в природе. Помимо педагогов, он школьникам, изучающим естественные науки или увлекающимся самостоятельным исследованием растений, животных и дикой природы. На сайте действительно много информации для юных исследователей, большой раздел по охране природы. Сайт рекомендован для изучения вместе с родителями, т. к. несёт большой объём информации.

http://www.what-this.ru/ Детская энциклопедия «WHAT THIS».

Детская энциклопедия содержит много познавательной информации, которая будет полезна не только школьникам, но и взрослым. На страницах можно найти массу полезной информации для докладов по различным школьным дисциплинам. Сайт содержит разделы: «Человек», «Природа», «Наука», «Цивилизация», «Учёные», «Что да как?». Сайт рекомендовано изучать вместе с родителями.

http://www.apus.ru/ Портал о живой природе. Цель сайта – собирать всю самую интересную информацию о живой природе и делиться ею с читателями. Для изучения вместе с родителями.

http://www.zooclub.ru/ Энциклопедия о животных. Содержит информацию о животных по разделам. Сайтом ребёнок может пользоваться самостоятельно.

http://lifeplanet.org/ Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета». Много информации о животном и растительном мире, биологии, человеке, окружающей среде. Есть рубрика «Рассказы о растениях». Рекомендуется вначале изучать сайт вместе с родителями.

http://unnaturalist.ru/ Юный натуралист. Уникальный старейший научно-популярный журнал для детей и юношества. Можно посмотреть анонсы журнала. Много разных рубрик, информации, конкурсов. Сайт для самостоятельного пользования детьми.

http://www.geo.ru/ ГЕОлёнок. Детский географический журнал. Специально детский сайт. Много информации о природе, путешествиях, есть раздел «Экология». Сайт полезен детям для самостоятельного изучения.

http://zateevo.ru/ Детский сайт Затеево. Сайт примечателен тем, что ребёнок может стать автором, т. к. сайт публикует работы школьников. Есть очень интересные детские публикации по охране природы. Сайт для самостоятельного изучения детьми.

Кадровое обеспечение. Руководителем объединения является учитель

биологии и химии высшей категории, проработавший в школе 24 года.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов





Формы аттестации/

контроля


Всего

Теория

Практика



1.

Предмет экологии как науки

7

3

4


1.1

Вводное занятие. Беседа о правилах ТБ, правилах пожарной безопасности. Викторина «Знатоки природы».

2

1

1

Викторина, беседа

1.2

Роль экологии в жизни современного общества. Экскурсия. Просмотр видеофильма «Значение наук о природе и роли человека в обществе».

3

1

2

«Мозговой штурм», результаты экскурсии, собеседование

1.3

Изучение экологической терминологии, методики исследовательской работы

2

1

1

Экологический тест, проверка терминов

2.

Работа с проектом

5

-

5


2.1

Знакомство с положениями конкурсов в рамках Дня науки

1

-

1

Работа в группах

2.2

Выбор темы для исследования и составление плана работы над учебным проектом

1

-

1

Самостоятельная работа

2.3

Поиск информации по выбранной теме в сети интернет и индивидуальная консультация по проекту

1

-

1

Собеседование

2.4

Проверка проекта (плана, пояснительной записки, цели, выбора методики исследования)

1

-

1

Индивидуальный контроль

2.5

Проверка алгоритма работы над проектом

1

-

1

Защита проекта

3.

Воздействие человека на биосферу

20

9

11


3.1

Современное состояние природной среды

1

1

-

Ответ на вопросы

3.2

Атмосфера. Виды загрязнений. Презентация «Атмосфера — внешняя оболочка биосферы»

2

1

1

Составление презентации, отчёт по группам

3.3

Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.

2

1

1

Устный опрос, устный журнал, решение задач

3.4

Почва. Виды загрязнений

3

1

2

Устный опрос, решение задач, оформление исследовательской работы, фотовыставки, листовки, подготовка реферата

3.5

Вода. Виды загрязнений и влияния их на живые организмы. Просмотр видеофильма «Вода на земле»

4

1

3

Просмотр видеофильма, отчёт по подгруппам, составить рефераты, оформление стенда, решение задач

3.6

Радиоактивность. Источники радиоактивного загрязнения.

1

1

-

Подготовка докладов

3.7

Экологические проблемы биосферы.

3

1

2

Подготовка реферата, вопросов, работа в паре, собеседование

3.8

Основы рационального управления

природными ресурсами.

2

1

1

Вопросы диспута

3.9

Контроль знаний по изученному разделу

2

1

1

Тестирование

4.

Заключение

2

1

1


4.1

Задание – рекомендация на летние каникулы: чтение книг о природе. Презентации учащихся

2

1

1

Работа в паре, презентация проектов учащимися


ИТОГО

34

13

21




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Предмет экологии как науки – 7 ч.

Тема 1: Вводное занятие.

Теория (1 ч.): Предмет экологии, задачи цели экологии. Структура экологии.

Практика (1 ч.): Беседа о правилах ТБ, правилах пожарной безопасности.

Викторина «Знатоки природы».

Тема 2: Роль экологии в жизни современного общества. Экскурсия.

Теория (1ч.): Воздействие антропогенного фактора. Сохранность лесных массивов. Техногенные факторы. Роль экологии в жизни современного общества. Экскурсия. Просмотр видеофильма «Значение наук о природе и роли человека в обществе».

Практика (2ч.): 1). Экскурсия в парк по теме: «Экологические объекты окружающей среды».

2). Просмотр видеофильма «Значение наук о природе и роли человека в обществе».

3) Изготовление поделок из природного материала.

Тема 3: Изучение экологической терминологии, методики исследовательской работы.

Теория (1ч.): Словарь терминов, использующийся при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. Методология исследования, методика организации работ.

Практика (1 ч): Тестирование по изучению экологической терминологии.

Раздел 2. Работа с проектом – 5 ч.

Практика (5 ч): Знакомство с положениями экологических конкурсов в рамках Дня науки. Выбор темы для исследования и составление плана работы над учебным проектом. Поиск информации по выбранной теме в сети интернет и индивидуальная консультация по проекту. Проверка проекта (плана, пояснительной записки, цели, выбора методики исследования). Проверка алгоритма работы над проектом.

Раздел 3. Воздействие человека на биосферу - 20 ч.

Тема 1: Современное состояние природной среды (1 ч.).

Теория (1 ч.): Современное состояние природной среды. Причины загрязнения окружающей среды. Виды загрязнителей. Мониторинг.

Тема 2: Атмосфера. Виды загрязнений. Презентация (2ч.).

Теория (1 ч.): Атмосфера. Строение и состав атмосферы. Состав воздуха. Круговорот кислорода, углекислого газа и азота в биосфере. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфера. Загрязнение атмосферы. Основные источники естественного и антропогенного загрязнения.

Практика (1 ч.): Практическая работа: «Определение загрязнения воздуха».

Темы работ:

Творческие

Презентация: «Атмосфера — внешняя оболочка биосферы».

Тема 3: Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы (2ч.).

Теория (1ч.): Естественные источники загрязнений атмосферного воздуха - вулканические выбросы, лесные и степные пожары, пыльные бури, морские штормы и тайфуны. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.

Практика (1ч.): Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности.

Темы работ:

Устный журнал «Берегите свою планету».

Тема 4: Почва. Виды загрязнений (3ч.).

Теория (1ч.): Почва. Компоненты почвы. Виды почв. Круговорот веществ в почве. Виды загрязнений почв. Строение почвы.

Практика (2ч.): 1). Практическая работа: «Состав и свойства почвы».

2). Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности.

Темы работ:

Исследовательские

Характеристика почвы на пришкольной территории.

Реферативные

Почвы района.

Творческие

Оформление рисунков и плакатов «Раздельный сбор мусора».

Написание и распространение листовки «Нет мусору!».

Уборка мусора на берегу пруда в микрорайоне школы.

Тема 5: Вода. Виды загрязнений и влияния их на живые организмы. Просмотр видеофильма (4ч.).

Теория (1ч.): Вода — основа жизненных процессов в биосфере. Испарение.

Транспирация. Круговорот воды. Значение воды. Свойства воды. Загрязнение

природных вод, его виды и последствия. Просмотр видеофильма «Вода на

земле».

Практика (3ч.): 1). Практическая работа: «Определение загрязнения воды».

2). Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности. Посещение Музея воды СОШ №16 г. Клин.

Темы работ:

Реферативные

Роль воды в жизни человека.

Вода живая и мертвая.

Творческие:

Оформление стенда с рисунками «Вода – это жизнь!»

Тема 6: Радиоактивность. Источники радиоактивного загрязнения (1ч.).

Теория (1ч.): Радиоактивность в биосфере. Особенности радиоактивного

заражения биосферы. Источники радиоактивного заражения биосферы.

Темы работ:

Доклады: «Радиация», «Радиоактивные нуклиды».

Тема 7: Экологические проблемы биосферы (3ч.).

Теория (1ч.): Экологические проблемы биосферы.

Хозяйственная деятельность человека. «Парниковый эффект». Истощение озонового слоя. Массовое сведение лесов. Отходы производства.

Практика (2ч.): 1). Разработка и проведение социологического опроса по проблемам окружающей среды. 2). Моделирование глобальных экологических проблем.

Темы работ:

Реферативные

Глобальное потепление или похолодание?

Мифы и реальность Чернобыля.

Беда всегда рядом.

Тема 8: Основы рационального управления природными ресурсами (2 ч.).

Теория (1ч.): Основы рационального управления природными ресурсами, их использование, цели и задачи. Экскурсия в музей ГБПОУ МО «Геологоразведочный техникум».

Практика (1ч.): Диспут «Основы рационального управления природными ресурсами» (вопросы диспута «Оптимальные способы эксплуатации экосистем», «Биологические ресурсы», «Минеральные ресурсы»).

Тема 9: Контроль знаний по изученному разделу (2 ч.).

Теория (1ч.): Итоговое тестирование.

Практика (1ч.): Экскурсия в поселковый лес.

Раздел 4. Заключение – 2 ч.

Тема 1. Задание – рекомендация на летние каникулы: чтение книг о природе. Демонстрация презентаций учащимися.

Теория(1ч.): Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Практика (1ч.): Презентация работ учащихся перед родителями и классом.



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс в объединении осуществляется очно - заочно.

Для наиболее эффективной и рациональной расстановки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребёнка работа объединения построена на сотрудничестве с родителями обучающихся. В этой связи организован единый процесс взаимодействия педагога, учащихся и их родителей: совместные экскурсии, анкетирование родителей, родительские собрания, консультации, оказание практической помощи объединению.

Программа реализуется в тесном сотрудничестве с Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Московской области «Геологоразведочным техникумом» (ГБПОУ МО «Геологоразведочный техникум»).

Для реализации воспитательных задач программы «Юный эколог» предусматривает следующие виды воспитательной работы: тематические экскурсии в природу, трудовые десанты, выставки детских работ, праздники в объединении, участие обучающихся в конкурсах на всех уровнях.

Методы обучения. Эффективность усвоения учащимися материала достигается за счет использования сочетания следующих методов обучения:

словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, дискуссия);

наглядный (демонстрация, использование видеозаписей);

практический (практические задания, подготовка и участие в тематических мероприятиях);

частично-поисковый (проблемное изложение, проблемный вопрос или ситуация);

исследовательский (составление сообщений, рефератов, проектных и исследовательских работ);

метод ТСО (использование на занятиях компьютера, видеоаппаратуры позволяет существенно расширить арсенал наглядных пособий, тестовых заданий).

Программой предусмотрены следующие методы воспитания:

формирование социального опыта (взаимодействие в группе сверстников в познавательной, трудовой, исследовательской, досуговой деятельности);

осмысление социального опыта (анкетирование, обсуждение, дискуссия);

стимулирование и коррекция действий (участие в конкурсах, массовых тематических мероприятиях, поощрения).

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники, конкурсы на всех уровнях, игры).

Формы организации учебного занятия

Акция (наиболее часто используемая форма, которая позволяет привлечь внимание общества к проблеме); беседа – проводится в начале занятий, перед началом каждой новой темы, позволяет донести новую информацию, актуализировать имеющиеся знания; выставка – используется как форма демонстрации результатов; защита проектов перед родителями – форма представления результатов, которая позволяет реализоваться детским идеям; игра – часто используется для закрепления теоретического материала; «Мозговой штурм» – форма работы, позволяющая научить детей принимать решения; наблюдение – классическая форма работы в кружке экологии, раскрывает экологические взаимосвязи, закладывает основы воззрения мира; практическое занятие – форма, позволяющая детям применить имеющиеся знания.

Педагогические технологии

Технология – это набор приёмов, обеспечивающих выбор наиболее рациональных, эффективных способов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы. Поэтому данная программа ориентируется на следующие педагогические технологии:

личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива;

технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности обучающихся;

технология дифференцирования обучения. Это создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся; усвоение программного материала на различных уровнях;

технология исследовательской деятельности позволяет развивать у обучающихся наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками;

технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков;

технология проблемного обучения. Это развитие познавательной деятельности, творческой самостоятельности учащихся; последовательное целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

  1. Аксельпор В.И. Алгоритм подготовки юных исследователей – краеведов. Дополнительное образование, № 5, 2015 г.

Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина – Волгоград: Учитель, 2017. – 167 с.

Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2015г.-206с.

Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2011, - 112 с.

Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2017. – 208 с.

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2016- 64с.

Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов ДО, учителей, методистов. – В. Новгород, НРЦРО, 2012 г.

Литература для учащихся:

  1. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2013 г.

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 2017г.

Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2011. – 448 с

Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2017 г.

Литература для учащихся и родителей:

  1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М.: 2014

Кашинская Е.А. Всё обо всём. М.: 2009г.

Мурманцев B.C., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2016

Тайны живой природы М.:Росмэн 2005г.

Интернет-ресурсы

http://www.ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема».

http://www.what-this.ru/ Детская энциклопедия «WHAT THIS».

http://www.apus.ru/ Портал о живой природе.

http://www.zooclub.ru/ Энциклопедия о животных.

http://lifeplanet.org/ Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета».

http://unnaturalist.ru/ Юный натуралист.

http://www.geo.ru/ ГЕОлёнок. Детский географический журнал.

http://zateevo.ru/ Детский сайт Затеево.


Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля







Раздел 1. Предмет экологии как науки (7ч.)



1

09

07


15.10-

15.50

лекция

1

Тема 1: Вводное занятие.

Занятие1: Предмет экологии, его структура. Правила по Т.Б и П.Б

Кабинет биологии


собеседование

2

09

14

15.10-

15.50

викторина

1

Занятие 2: Викторина «Знатоки природы».

Актовый зал школы

викторина

3.

09

21

15.10-

15.50.

лекция

1

Тема 2: Роль экологии в жизни современного общества.

Занятие 1: Воздействие антропогенного фактора. Сохранность лесных массивов. Техногенные факторы.

Кабинет биологии

«Мозговой штурм», акция «Посади свое дерево»

4.

09

28

15.10-

15.50

экскурсия

1

Занятие 2: Экскурсия в парк «Экологические объекты окружающей среды»

Парк поселка

Собеседование по результатам экскурсии.

5.

10

05

15.10-

15.50

творческая мастерская

1

Занятие 3: Просмотр видеофильма «Значение наук о природе и роли человека в обществе». Изготовление поделок из природного материала.

Кабинет биологии

Выставка поделок из природного материала.

6.

10

12

15.10-

15.50

традиционное занятие

1

Тема 3: Изучение экологической терминологии, методики исследовательской работы

Занятие 1. Изучение экологической терминологии, методики исследовательской работы.

Кабинет биологии.


7.

10

19

15.10-

15.50

тестирование

1

Занятие 2. Контроль знаний

Кабинет биологии.

Экологический тест







Раздел 2. Работа с проектом (5ч.).



8

10

26

15.10-

15.50

беседа

1

Тема1. Занятие 1. Знакомство с положением конкурсов в рамках Дня науки.

Кабинет биологии


9

11

09

15.10-

15.50

собеседование

1

Занятие 2. Выбор темы для исследования и составления плана работы над учебным проектом.

Кабинет биологии

Самостоятельная работа

10

11

16

15.10-

15.50

собеседование, консультация

1

Занятие 3: Поиск информации по выбранной теме. Консультация по проекту.

Кабинет биологии


11

11

23

15.10-

15.50

индивидуальный контроль

1

Занятие 4: Проверка проекта (плана, пояснительной записки)

Кабинет биологии


12

11

30

15.10-

15.50

экологическая ярмарка

1

Занятие 5. Проверка алгоритма работы над проектом.

Кабинет биологии

Защита проекта







Раздел 3: Воздействие человека на биосферу (20ч.).



13

12

07

15.10-

15.50

традиционное занятие



1

ТЕМА 1. Занятие 1. Современное состояние природной среды. Загрязнители окружающей среды и их основные виды.

Кабинет биологии

тестирование

14

12

14

15.10-

15.50

лекция

1

ТЕМА 2.

Занятие 1. Атмосфера. Виды загрязнений.

Кабинет биологии

опрос

15

12

21

15.10-

15.50

практическое занятие

1

Занятие 2. Практическая работа: «Определение загрязнения воздуха».


Кабинет биологии

Презентация: «Атмосфера — внешняя оболочка биосферы».

16

12

28

15.10-

15.50

лекция

1.

ТЕМА 3.

Занятие 1.

Влияние загрязнения

атмосферы на живые

организмы.

Кабинет биологии

Акция «Накорми птиц»

17

01

11

15.10-

15.50

практическое занятие

1

Занятие 2. Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности.

Кабинет биологии

Устный журнал «Берегите свою планету».

18

01

18

15.10-

15.50

Беседа, лекция

1

ТЕМА 4. Почва. Виды загрязнений (3 ч.)

Занятие 1. Почва. Компоненты почвы. Круговорот веществ в почве. Виды загрязнений почв.

Кабинет биологии


19

01

25

15.10-

15.50

практическое занятие

1

Занятие 2. Практическая работа: «Состав и свойства почвы».

Кабинет биологии

проект

20

02

01

15.10-

15.50

практическое занятие

1

Занятие 3. Экологический практикум. Решение экологических задач исследовательской направленности.

Кабинет биологии

Фотовыставка. Листовки.

21

02

08

15.10-

15.50

обсуждение

1

ТЕМА 5. Вода. Виды загрязнений и влияния их на живые организмы. Просмотр видеофильма

«Вода на Земле» (4 ч.)

Занятие 1. Вода — основа жизненных процессов в биосфере. Испарение. Транспирация.

Кабинет биологии


22

02

15

15.10-

15.50

экскурсия

1

Занятие 2. Круговорот воды. Загрязнение природных вод, его виды и последствия. Экскурсия в Музей ВОДЫ СОШ №16 г. Клин

Музей ВОДЫ СОШ №16 г. Клин

Отчет по результатам экскурсии

23

02

22

15.10-

15.50

практическое занятие

1

Занятие 3. Практическая работа: «Определение загрязнения воды».

Кабинет биологии

Оформление стенда с рисунками «Вода – это жизнь!»

24

03

01

15.10-

15.50

практическое занятие

1

Занятие 4. Решение экологических задач исследовательской направленности.

Кабинет биологии

Реферат

25

03

15

15.10-

15.50

традиционное занятие

1

Тема 6: Радиоактивность. Источники радиоактивного загрязнения (1 ч.)

Занятие 1.

Радиоактивность

в биосфере. Особенности

радиоактивного заражения

биосферы. Источники

радиоактивного заражения

биосферы.

Кабинет биологии

Доклад

26

03

22

15.10-

15.50

традиционное занятие

1

Тема 7: Экологические проблемы биосферы (3 ч.)

Занятие 1. Хозяйственная

деятельность человека.

«Парниковый эффект».

Истощение озонового слоя.

Массовое сведение лесов.

Отходы производства

Кабинет биологии

Тестирование

27

04

05

15.10-

15.50

практическое занятие

1

Занятие 2. Разработка, проведение и обработка результатов социологического опроса по проблемам окружающей среды.


Кабинет биологии

проект

28

04

12

15.10-

15.50

практическое занятие

1

Занятие 3. Моделирование глобальных экологических проблем.



Реферат

29

04

19


15.10-

15.50

экскурсия

1

Тема 8: Основы рационального управления природными ресурсами (2 ч.)

Занятие 1. Основы рационального управления природными ресурсами, их использование, цели и задачи. Экскурсия в музей ГБПОУ МО «Геологоразведочный техникум»

Музей ГБПОУ МО «Геологоразведочный техникум»

Отчет по результатам экскурсии

30

04

26

15.10-

15.50

диспут

1

Занятие 2: Диспут «Основы рационального управления природными ресурсами»

Кабинет биологии

Акция «Праздник труда»

31

05

17

15.10-

15.50

экскурсия

1

Тема 9: Контроль знаний по изученному разделу (2 ч.)

Занятие 1. Экскурсия в лес.

Лес

Отчет по результатам наблюдения

32

05

24

15.10-

15.50

тестирование

1

Занятие 2. Контроль знаний по изученному разделу.

Кабинет биологии

Тестирование







Раздел 4. Заключение (2 ч.)



33

05

30

15.10-

15.50

консультация

1

Тема 1. Задание – рекомендация на летние каникулы: чтение книг о природе.

Занятие1: Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Кабинет биологии


34

05

30

15.10-

15.50

экологическая конференция

1

Занятие 2: Итоговое занятие. Выступление учащихся перед родителями и классом с презентациями.

Актовый зал школы

Защита презентаций учащимися






Скачать

© 2019 127 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!