СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей и детей на программы естественнонаучного развития школьников, развития творческих способностей через взаимодействие человека с природными объектами.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № __



Рассмотрена на заседании педагогического

совета

«___» __________20 ____ г.

Протокол № _____ от «___» ________20_ г.


Утверждаю

Директор МАОУ лицея №

_______

Приказ № ___ от «___» ________20_ г.







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный эколог»

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год











Составитель:

Макерова Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования










Екатеринбург, 2019




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «Юный эколог»


Пояснительная записка

Программа «Юный эколог» разработана в соответствии с документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р), Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Направленность естественнонаучная

Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей и детей на программы естественнонаучного развития школьников, развития творческих способностей через взаимодействие человека с природными объектами.

Педагогическая целесообразность программы. В основе процесса формирования экологической культуры лежит живое общение детей с природой. Отличительной особенностью программы является работа с конкретными природными объектами нашего региона: растениями, животными, формирование умений анализировать особенности произрастания растений, наблюдение за живыми объектами. Программа носит практико - ориентированный характер.

Социальная значимость программы предусматривает практико-ориентированную деятельность детей по изучению экологического состояния своего родного края, выполнению социально значимых проектов, участию в природоохранной деятельности, что является мотивационной основой в профессиональной ориентации воспитанников.

Программа предусматривает комплексный подход к освоению детьми методов и способов экологического эксперимента - от теоретических знаний до практических умений и навыков проектно–исследовательской деятельности.

Адресат программы: Программа предназначена для детей 11-13 лет, рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых задач и уровня активности и заинтересованности в ней воспитанников.

Объем и срок освоения программы: Программа выполняется за 1 год обучения (111 часов — 3 часа в неделю), с обязательным прохождением похода выходного дня в конце обучения.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

Форма обучения: очная. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая.

Формы работы:

- выставки

- конкурсы

- викторина

- слет экологов

- сообщений учащихся

- демонстрации опытов

- лабораторные работы по определению растений

- практикумы

- организации фенологических наблюдений

- практические работы на пришкольном участке и в школьной теплице .

Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей: опорных, сопутствующих, перспективных, с географией и биологией, экологией, химией. Распределение тем занятий по времени проведения связано с тематическим планированием биологии для VI—VII классов и географии для VI класса. В этом прослеживается тесная взаимосвязь классной и внеклассной краеведческой работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.

Цель программы – изучение закономерностей взаимоотношений между растениями и средой их обитания, морфолого-анатомических адаптаций растительных организмов.

Задачи программы:

  1. сформировать понятие об экологических факторах и закономерностях их воздействия на растительный организм;

  2. в ходе лабораторных и практических занятий рассмотреть закономерности адаптаций растений на морфолого-анатомическом уровне, выявить общие принципы структурных приспособлений различных органов;

  3. овладеть навыками лабораторных и практических исследований.


1. Планируемые результаты освоения программы


Предметные результаты:

  • благоприятные и неблагоприятные условия среды; понятие об экологических факторах; основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • причины гибели организмов, регуляция численности;

  • приспособленность живых организмов к условиям среды;

  • роль растений в жизни животных и человека;

  • роль воды в питании живых организмов;

  • условия, необходимые для поддержания жизни; границы жизни;

  • влияние деятельности человека на биологическое разнообразие;

  • приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений;

  • роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе;

  • современные проблемы охраны окружающей среды;

  • взаимоотношения между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

  • анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

  • жизненные формы растений и принципы их классификации.

  • периодические явления в жизни растений.

Метапредметные результаты:

  • определения наиболее благоприятных и неблагоприятных условий среды;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями;

  • выявления взаимосвязей живых организмов разных царств со средой обитания;

  • выявления влияния деятельности человека на биологическое разнообразие;

Личностные результаты:

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • формирование коммуникативных навыков.


Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

- Желание улучшать окружающую среду.

- Желание природосообразного и творческого освоения окружающей среды;

- Потребность эстетического восприятия природы;

Учащиеся должны знать:

- Представление о многообразии мира живой природы;

- Знание основных принципов охраны природы и правил поведения в природе;

- Знания о видах растений и животных, занесённых в Красную книгу Кировской области;

- приспособленность живых организмов к условиям среды;

- роль растений в жизни животных и человека;

- роль воды в питании живых организмов;

- условия, необходимые для поддержания роста растений;

- приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений;

- роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе;

- современные проблемы охраны окружающей среды;

- взаимоотношения между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

- анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

- жизненные формы растений и принципы их классификации.

- периодические явления в жизни растений.


Учащиеся должны уметь:

- Умение осуществлять простое исследование природных объектов, проводить простые эксперименты в природе;

- Умение работать с литературными источниками и найти нужную информацию в интернете, из литературных источников;

- Работать аккуратно и точно выполнять намеченное;

- Обрабатывать, обобщать и анализировать информацию;

- Применять простые методы проектного исследования; проводить анализ, систематизировать, делать выводы на основе полученных результатов;

- Проводить математическую и компьютерную обработку результатов исследования;

- Подготовить сообщение по материалам исследования и выступить перед аудиторией;

- Использовать полученные результаты в природоохранной практике;

- Различать и узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных в природе.

- ухаживать за растениями

- соблюдение правил поведения в природе.

- узнавать наиболее распространенные растения своей местности, включая редкие и охраняемые виды;

- определять названия растений с использованием атласа-определителя;

- выявлять взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения; влияние живых организмов на окружающую среду;

- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;


2. Календарный учебный график


Количество учебных недель

37

Количество часов в неделю

3

Количество часов в год

111

Даты начала и окончания учебных периодов

2.09.2019-30.05.2020

Зимние каникулы

30.12.2019 по 8.01.2020


3. Содержание программы

Введение. (5 часов) Содержание экологии растений история развития и методы исследования науки. Определение экологии растений, объекты и методы исследования, отношение к смежным наукам. Краткая история развития. Современные направления исследований. Общие закономерности влияния экологических факторов. Основные понятия: среда обитания, условия существования, экологическая ниша. Экологические факторы как элементы среды, их классификация. Общие закономерности действия экологических факторов. Экологические кривые. Кардинальные точки, их изменения, экологическая валентность. Эвритопы. Стенотопы. Экологические единицы: экологические группы, жизненные формы, экады, экотипы, ценопопуляции.

Тема 1. (15 часов) Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами. Сезонные и возрастные изменения у растений. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Фенология. Фенологические фазы. Осень и зима в жизни растений. Как растения готовятся к зиме. Весна и лето в жизни растений. Предвесенье. Ранняя и поздняя весна. Яровые однолетники. Отава. Изменение растений в течение жизни. Возраст, как его определить. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.

Тема 2. (7 часов) Влияние абиотических факторов на жизнь растений. Экологическое значение различных форм воды в жизни растений. Вода как среда обитания. Экологические особенности водных растений: гидатофитов, нейстофитов, гелофитов. Водный режим местообитаний. Вода в почве, ее состояния. Значение свободной и связанной воды для жизни растительных организмов. Влагоемкость почв. Передвижение воды в почве и водоснабжение растений.

Тема 3. (5 часов) Тепло как экологический фактор. Роль тепла в жизни растений. Поступление тепла к земной поверхности. Понятия и термины: радиация, инсоляция, теплообмен, конвекция, альбедо. Изменение теплового режима под влиянием рельефа, экспозиции, высоты над уровнем моря. Тепловой режим поверхности почвы. Суточный ход температуры почвы, его закономерности. Тепловой обмен в слое растений. Распределение температур в лесу, тепловой режим леса. Температура частей растений. Влияние на растения низких температур. Реакция растений на низкие температуры. Микротермы и гегистотермы. Холодостойкость и морозостойкость растений, процессы закалки и изнеживания. Иссушающее действие холода. Защитные функции растений. Влияние на растения высоких температур. Тепловые повреждения. Приспособления мегатермов против перегрева.

Тема 4. (2 часа) Свет как экологический фактор. Значение света в жизни растений и в их распределении в сообществах. Поступление света к земной поверхности. Спектральный состав света. Понятие о фотосинтетической активной радиации (ФАР). Световой режим растений различных широт. Методы измерения радиации. Значение прямого и рассеянного света. Влияние света на растения. Световое довольствие растений.

Тема 5. (2 часа) Экологическое значение гранулометрического состава, химизма и кислотности почвы. Роль почвенной биоты. Реакции растений на содержание в почве элементов минерального питания. Особенности экологии растений засоленных почв. Классификация галофитов. Экология растений сфагновых болот. Приспособление растений к подвижности субстрата, псаммофиты.

Тема 6. (3 часа) Влияние биотических факторов на растения. Классификация биотических факторов. Контактные взаимодействия растений: физиологические (паразитизм и полупаразитизм, симбиоз) и механические. Трансабиотические взаимодействия растений: конкуренция, алеллопатия. Примеры трансбиотических влияний. Взаимоотношения между животными и растениями. Роль животных и микроорганизмов в жизни растений. Антропогенные факторы. Исторический обзор влияния человека на растительный мир. Охрана природы. Использование растений в качестве биоиндикаторов загрязнения окружающей среды.

Тема 7. (6 часов) Как долго живут растения и как определяют их возраст. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Высшие растения. Вегетативные органы. Репродуктивные органы. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Место обитания растений, Природные зоны. Как могут меняться размеры растений от условий обитания.

Жизненное состояние растений: высокий, средний и низкий уровни жизненного состояния. Вторичный покой растения. Классификация жизненных форм.

Разнообразие деревьев. Деревья лесной зоны. Деревья пустынь. Деревья саванн. Деревья вечнозелёных тропических лесов. Деревья - удушители и деревья рощи. Растительные сообщества.Еестественный и искусственный растительный покров. Лес, луг, болото, степи. Природные зоны. Состав растительных сообществ.Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Изменение сообществ по сезонам и годам. Смена сообществ.

Влияние сообществ на окружающую среду. Воздействие человека на растительность.

Практические работы на пришкольном участке (весна, лето, осень). (26 часов) Практические занятия; лабораторные (опыты, эксперименты); наблюдения (самостоятельные и сезонные); экологические экскурсии в природу; изготовление гербариев; экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры –путешествия; создание презентаций, слайд - фильмов, видеофильмов, флористических работ, рисунков, плакатов.

Практические работы в теплице (в течение года) (40 часов) Уход, полив работа с рассадой и другие работы.



4. Учебный план

№ пп

Тема

Количество

часов

1

Введение

5

2

Тема 1. Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами

15

3

Тема 2. Влияние абиотических факторов на жизнь растений.

7

4

Тема 3. Тепло как экологический фактор.

5

5

Тема 4. Свет как экологический фактор.

2

6

Тема 5. Растения и почва

2

7

Тема 6. Влияние биотических факторов на растения

3

8

Тема 7. Жизненные формы растений.

6

9

Практические работы на пришкольном участке (весна, лето,осень)

26

10

Практические работы в теплице (в течение года

40


Итого

111


5. Тематическое планирование


Наименование темы

Всего

Теория

Практика

Форма занятия

Форма контроля


Введение

5

4

1



1

Содержание экологии растений.

1

1


лекция


2

История развития и методы исследования науки

1

1


презентация


3

Определение экологии растений, объекты и методы исследования, отношение к смежным наукам.

1


1

лабораторные работы по определению растений


4

Общие закономерности влияния экологических факторов

1

1


Круглый стол


5

Экологические факторы как элементы среды, их классификация

1

1


конференция



Тема 1. Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами

15

5

10



6

Формирование умения проведения наблюдений за природными объектами

6

2

4

Лекция

лабораторные работы


7

Сезонные и возрастные изменения у растений

9


3

6

фенологические наблюдения


сообщения


Тема 2. Влияние абиотических факторов на жизнь растений.

7

2

5



8

Влияние абиотических факторов на жизнь растений.

1

1


лекция


10

Свет в жизни растений

1

1


презентация


11

Свет как экологический фактор.

1


1

лабораторные работы


12

Воздух в жизни растений

1


1

лабораторные работы


13

Почва в жизни растений

1


1

лабораторные работы


14

Вода в жизни растений

1


1

лабораторные работы


15

Вода как экологический фактор

1


1

лабораторные работы

демонстрации опытов


Тема 3. Тепло как экологический фактор.

5

2

3



16

Тепло как экологический фактор.

1

1


лекция


17

Роль тепла в жизни растений.

1

1


видеоурок


18

Влияние на растения низких температур.

1


1

лабораторные работы


19

Реакция растений на низкие температуры.

1


1

лабораторные работы


20

Влияние на растения высоких температур.

1


1

лабораторные работы

демонстрации опытов


Тема 4. Свет как экологический фактор.

2

2

-



21

Свет как экологический фактор.

1

1


лекция


22

Свет и анатомо-морфологическая структура растений

1

1



викторина


Тема 5. Растения и почва

2

1

1



23

Растения и почва

1

1


лекция


24

Роль почвенной биоты.

1


1

лабораторные работы

сообщение


Тема 6. Влияние биотических факторов на растения

3

3

-



25

Влияние биотических факторов на растения

1

1


Видеоурок



26

Биотические факторы

1

1


Круглый стол


27

Антропогенные факторы

1

1



презентация


Тема 7. Жизненные формы растений.

6

5

1



28

Жизненные формы растений.

2

2


лекция

видеоурок


29

Изменение растений в течение жизни

1

1




30

Разнообразие условий существования и их влияние на растения

1

1


диспут


31

Декоративные и комнатные растения

1


1


выставка

32

Растительные сообщества

1

1


Лекция

презентация

кроссворд

33

Практические работы на пришкольном участке (весна, лето, осень)

26


26

практикумы

демонстрации опытов лабораторные работы организации фенологических наблюдений

выставки

конкурсы

фотовыставка


34

Практические работы в теплице (в течение года

40


40

практикумы

демонстрации опытов лабораторные работы организации фенологических наблюдений

выставки

конкурсы

фотовыставка



Итого

111

24

87




5. Организационно-педагогические условия


Список литературы

  • Программа курса И. М. Швец .Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. –  М. Вентана-Граф, 2008

  • Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. -  М. Вентана-Граф, 2009

  • Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993

  • Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996

  • Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999

  • Атлас комнатных растений. -М., 2002

  • Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951

  • Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995

  • Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991

  • Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982

  • Р.П. Барыкина, Н.В. Чубатова. Большой практикум по ботанике. Экологическая анатомия цветковых растений. Учебно-методическое пособие. М.: КМК, 2005

  • Ботаника в 4-х т. Т.3. Высшие растения (часть II - Экологическая ботаника). /А.К. Тимонин. М.: Академия, 2007

  • А. Б. Ручин. Экология популяций и сообществ. М.: Академия, 2006

Интернет-ресурсы:

http://herba.msu.ru

http://ecology.ostu.ru

При чтении лекций и проведении лабораторных занятий применяются различные иллюстративные материалы: таблицы, рисунки, гербарий высших растений, фотографии и др. На лабораторных занятиях обучающиеся работают с микроскопами.


6. Формы аттестации, оценочные материалы


Мониторинг результатов обучения и личностного развития ребенка в процессе усвоения им программы проводится раз в полгода.

Один из способов фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в период его обучения - «Портфолио».

Критерии оценивания:

Обучающийся

* что делал

* где участвовал

* каковы успехи

* планы на будущее

* чему научился

* индивидуальные творческие достижения

Обучающийся проводит рефлексию

  • я узнал

  • я понял

  • я научился

  • лучше всего у меня получается

  • я изменился в …сторону

Ежегодно составляются справки по кадровому обеспечению, обеспеченности учебными изданиями и электронными ресурсами, материально-техническому обеспечению, безопасным и специальным условиям реализации программ для основных и дополнительных образовательных программ, которые являются неотъемлемой частью образовательной программы. Информация по лицензионным условиям размещается в специальном разделе «Сведения об образовательной организации».